Введение
Актуальность.В основе каждого музея лежат его фонды. Комплектование фондов – одна изсложнейших и наименее разработанных проблем современной теории и практикимузейного дела. Комплектование фондов в своей общей направленности и вопределении задач опирается на принципиальные общественно-политические и научныепозиции музея российского общества, обусловленные его местом в системе научныхи образовательно-воспитательных учреждений. Это находит отражение в общемподходе комплектования фондов музея в независимости его профиля работы.
Тематика комплектования фондов музея зависит, преждевсего, от профиля и научной направленности музея. Кроме того на тематикукомплектования влияет смена задач, которые обычно ставятся перед музеем, затемизменения которые происходили и происходят в науки, — появление новых научныхидей, школ, направлений. Не менее важным в тематике комплектования являетсягосподствующая в стране идеология. Это обусловлено тем, что музеи всегда служатобществу и выполняют его заказы.
В данной работе автор раскрыл задачи, методы ипроблемы комплектования на примере школьного музея.
Цель работы.
Определить критерии отбора предметов музейногозначения в процессе комплектования фондов, на примерелитературно-краеведческого музея МОУ «Гимназия №27».
Задачи:
1. Раскрыть научные методы отбора предметов музейногозначения.
2. Проанализировать работу литературно-краеведческогомузея МОУ «ГИМНАЗИЯ № 27» по отбору предметов музейного значения.
Объект исследования: литературно-краеведческий музей МОУ «ГИМНАЗИЯ № 27»
Предмет исследования: анализ отбора предметов музейного значения на примерелитературно-краеведческого музея МОУ «ГИМНАЗИЯ № 27»
Вработе рассмотрена деятельность музея в период с 2002 года по 2005 год.
Практическаязначимость: Так как музей находится вобразовательном учреждении, то данное исследование имеет практическуюзначимость для гимназии №27.
Научнаязначимость: Данная курсовая работаможет послужить дополнительным источником информации по организации и учетунаучно-фондовой работы в школьных музеях.
Историография.Работа написана на основе изучения ианализа специальной музееведческой литературы, документальных источников инаблюдений автора.
Вопросаммузееведения посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, вучебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля » под ред. К. Г.Левыкина, В. Хербста излагаются теоретические основы музееведения и научнаяметодика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальныефункции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой,экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуютсямузейные здания.
Сборник«Музееведение. Вопросы научного содержания экспозиций краеведческих музеев»посвящен вопросу качественного совершенствования музейных экспозиций,приведение их в соответствие с современным уровнем развития фундаментальнойнауки. В статьях сборника рассматриваются также вопросы совершенствованияконтактов музеев с научными учреждениями и вузами, наиболее эффективного ихсотрудничества на всех этапах проектирования музейных экспозиций.
ЮреневаТ. Ю., в отличие от других авторов, в учебнике «Музееведение» излагает нетолько теоретические основы музееведения и методику музейной работы, но иисторию музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализируетпричины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира,прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института,показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Такжерассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская работа,вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, идаже менеджмента и маркетинга.
Учебное пособиеТельчалова А.Д. «Основы музейного дела» посвящено одной из актуальных проблемсовременного гуманитарного образования – подготовке музейных работников разныхуровней квалификации. Преподавание теории и истории музейного дела в системекак высшего, так и среднего специального образования сегодня нуждается вподкреплении современными учебными пособиями и материалами. В книге приводятсясведения о развитии музейного дела в России и формировании музейной системы, оклассификации музеев и основных музейных технологиях, о направлениях и формахкультурно-просветительной работы музеев.
Вопросамистории Сибирских музеев Труевцева О.Н. посвятила несколько научных работ.
Вмонографии «Общественные и муниципальные музеи Сибири» автор, на основеширокого круга исторических источников анализирует и обобщает опытвозникновения и массового развития общественных музеев Сибири в 1960-90-годы.Используя данные статистических и социологических исследований, анализирует ихсовременное состояние, процесс перехода в муниципальный статус, создаетконцептуальную модель перспективного развития негосударственных музеев.
Всборнике «Становление и развитие музейного дела в Сибири. Материалы кбиблиографии» широко представлена литература, раскрывающая становление иразвитие музейного дела в Сибири с XIX века до настоящего времени.Наряду с алфавитным каталогом приводятся систематический, хронологический,географический, именной, библиотипологический указатели, позволяющиеанализировать процесс накопления информации, влияние социально-политическихпроцессов на развитие музейного дела и научно-исторического представления онем.
Учебное пособие Труевцевой О. Н. «История Сибирского музея» посвященометодологическому анализу музея, как объекта исторического исследования,историографии и источниковедению. Используя широкий круг источников, авторрассматривает процесс формирования исторического знания о музеях Сибири,характеризует его эмпирическую базу, высказывает практические рекомендации попроведению исследований.
Вмонографии «Музеи Сибири во второй половине XX века»Труевцевой О. Н. Исследуются проблемы методологии, историографии,источниковедения музейного дела; дается эмпирическое описание и теоретическоеобъяснение системных изменений, происходивших в сибирских музеях во второйполовине XX века; предлагается, основанная на историческом опытеи структурно-функциональном анализе современности, модель оптимальногофункционирования муниципального музея.
Овзаимодействии музеев с образовательными учреждениями, о музеях образованиявообще, и в частности о школьных музеях писали Панкратова Т. Н., Чумалова Т.В., Юхневич М. Ю..
АвторыПанкратова Т. Н. и Чумалова Т. В. предлагают содержание и методику проведениямузейных занятий с младшими школьниками, которые гармонично вливаются в системудополнительного образования.
Вмонографии Юхневича М. Ю. «Я поведу тебя в музей» обобщен материал омузейно-педагогических традициях, которые складывались в России, начиная ссередины XIX века. Книга знакомит со взглядами и трудами музейныхдеятелей прошлого, а также – с работой современных специалистов.
Глава I. Комплектование музейныхфондов
1.1. Основные понятия
Словосочетание «комплектование музейных фондов»появилось в отечественном музееведение в конце 1940-х г.г. и на протяжении трехдесятилетий отождествлялось с термином «собирательская работа». Разграничениеэтих понятий впервые появилось в трудах Н.П. Финягиной и Ю.П. Пищулина, которыеопределяли комплектование фондов как планомерную и целенаправленнуюдеятельность музея по выявлению предметов музейного значения, их приобретению исистематизации в фондах. Под собирательской работой стала пониматься составнаячасть комплектования музейных фондов – практическая деятельность по реализациипрограммы комплектования.[9.10]
Таким образом, понятие «комплектование музейныхфондов», наполнившись новым содержанием, стало отражать иной уровень работы смузейным собранием — концептуальный.
Научное комплектование фондов представляет собой как теоретическую,так и практическую деятельность музеев, направленную на выявление, сбор инаучную организацию музейных предметов, в результате которой возникает собраниепамятников материальной культуры. Кроме того эта работа дает возможностьполучить информацию о духовной стороне жизни людей, так называемого«неосязаемого (нематериального) достояния» человечества: жизнь разных слоевнаселения, их знания, умения, обычаи, обряды, их представление об устройствемира и места в нем человека. Собрание памятников и собранные сведениясоставляют основу для изучения жизни общества.
Главная цель комплектования, безусловно,документирование исторической действительности. Это означает, что череззафиксированные сведения о нематериальной жизни людей и предметов музейногозначения в музейном собрании должна создаваться максимально правдивая картинажизни общества на определенном этапе его развития. Главная цель комплектованияреализуется в конкретных задачах, основными из которых являются:
· выявление в окружающей действительности подлинныхпамятников истории, культуры, с наибольшей убедительностью отражающихпроисходящие или происходившие явления и процессы;
· приобретение их в собрание музея и формирование источниковойбазы для музейной деятельности и профильных наук;
· научная организация музейных предметов, включение их винформационный банк данных;
· сохранение культурных и природных ценностей и созданиеусловий для их использования в интересах общества.[7.8]
Комплектование является исследовательской работой, этообусловлено тем, что в процессе комплектования происходит поиск, выявление исобирание разнообразных документов (письменных свидетельств, изобразительныхматериалов, предметов быта, аудио- и видеозаписей). В том числе вкомплектование музейного фонда входит работа по первичной обработке памятников,включающая в себя определение памятника, его описание и классификацию.
Комплектование музейного фонда может проводиться подвум направлениям: систематическому – когда осуществляется регулярноепополнение музейного собрания однотипными музейными предметами. Результатомтакого комплектования являются типологические коллекции, отличающиеся полнотойи обстоятельностью; тематическому – это комплектование музейного фондапо одной, достаточно узкой теме. Для ее раскрытия используются [10] различныеисточники: вещественные памятники, письменные, аудио-, видеоматериалы и т.д.Такое комплектование присуще при работе над экспозициями и выставками. Крометого, этот метод применяется для собирания материалов для монографическогопоказа какого-либо предприятия или для характеристики отдельного известноголица. [7]
Результатом этой работы являются тематическиеколлекции, группирующие разнотипные предметы вокруг общественно значимыхсобытий или тем.
Комплексноекомплектование объединяет задачи систематического и тематическогокомплектования, что дает возможность проводить полноценное документирование тойреальности, которой интересуется музей, удовлетворять запросы экспозиционно-выставочнойи образовательной деятельности.
Методика работы музеев в нашей стране в комплектованиимузейных фондов в основном совпадает. Это планирование комплектования фондов,которое исходит, как уже отмечалось ранее из научной концепции комплектования исогласуется с конкретными задачами, возникающими в ходе источниковедческихисследований, а также в связи с созданием выставок и экспозиций. Общемузейныепланы складываются из заявок фондовиков и экспозиционеров, которыесогласовываются между собой в решении наиболее актуальных задач комплектования.Существует так называемый перспективный план, который фиксирует вопределенной последовательности организацию поступлений из постоянныхисточников, перспективы реализации связей с авторами и владельцами предметовинтересных для музея, тематику и географию музейных полевых исследований. Здесьже предусматриваются и актуальные сборы по современности. Разработкаперспективного плана представляет собой, как организационную, так иисследовательскую музееведческую задачу.[6.7.9]
Перспективный план является основой составления годовых планов комплектованияфондов. Которые содержат конкретную разработку заданий перспективного плана наданный год в соответствии с имеющимися в распоряжении музея средств, наличиянеобходимых специалистов. Годовые планы рассматриваются коллективом ипринимаются в составе общего годового плана работы музея.
Таким образом, научная концепция комплектованиямузейных фондов, являясь составной частью научной концепции музея, содержитобобщенное системное представление о задачах, направлениях, методахкомплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной системе.В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учетом целей и задачмузея, а также круг и объем информации, фиксируемой в документахкомплектования.
Формы комплектования (этапы приобретения музеемпредметов музейного значения)
Формы комплектования представляют собой определенныедействия, в ходе которых в музейный фонд приобретаются предметы музейногозначения. Это экспедиции, научные командировки, обмен коллекциями междумузеями, приобретение предметов в антикварных салонах, непосредственно оторганизаций и частных лиц и т.п.
Рассмотрим один из наиболее типичных для музеевметодов приобретения предметов музейного значения, поступающих непосредственноот организаций и частных лиц. Эта форма комплектования музейного фондапозволяет пополнять уже имеющиеся типологические коллекции, создавать новыетипологические или тематические коллекции, отражающие исторические события,быта, науки и т.п. Предметы могут поступать в музей в дар, по завещанию, послеконфискации имущества, а также приобретаться на средства музея или спонсоров.
Приток предметов от организаций и частных лиц вомногом зависит от энергии и разнообразия форм собирательской работы музея, чтонаходит отражение в его планах научного комплектования, связей музея спроизводством, учреждениями культуры, административными органами города и края,а также в значительной степени от популярности музея среди населения. Большуюроль могут играть рекламные акции музея, такие как выставки новых поступлений,с указанием имен дарителей, выставки, посвященные хорошо известным в городе,крае людям или предприятиям. Выступления сотрудников музея по радио ителевидению с рассказами о коллекциях музея, а также распространения срединаселения листовок с указанием предметов, которые музей готов приобрести.
Выявление предметов музейного значения приобретенныхтаким образом, опирается на многолетние наблюдения над определенными сферамижизни: над группами населения, деятелями культуры, над бытованием и движениемантикварных ценностей, над развитием моды и т.д.
Предлагаемые музею материалы проходят сложный путь,обеспечивающий научно обоснованный отбор предметов музейного значения. С советскихвремен в музеях практикуется предварительный прием предметов на временноехранение, это обязательно фиксируется специальным актом приема за подписьювладельца и сотрудника музея. Одновременно записывается легенда, содержащаясведения о предметах, известные передающему лицу: о происхождении предметов,истории бытования, способах применения. Этот документ подписывается владельцемпредметов. Легенда помогает выявить музейное значение предметов, но нуждается впроверке в ходе их дальнейшего изучения.
Далее предметы подвергаются экспертизе специалистовмузея, а если есть необходимость – то и других учреждений, дающих письменныезаключения.
На основании акта приема, легенды, заключенийспециалистов и собственных наблюдений члены фондово-закупочной комиссии музеярешают вопрос о приеме или возврате предметов, о включении принимаемыхпредметов в фонд музейных предметов или в фонд научно-вспомогательныхматериалов. Решают вопрос о стоимости закупаемых предметов, и все этофиксируется в специальном протоколе.
После получения музеем согласия владельца на передачупредметов на предлагаемых условиях, за определенную стоимость составляется акто приеме предметов на постоянное хранение. Данный акт утверждается директором,о чем свидетельствует его подпись и печать музея. Далее предметы вносятся вКнигу поступлений фонда музейных предметов или фонда научно-вспомогательныхматериалов и передаются соответствующим хранителям фондов по специальнымпередаточным документам.[9.10]
Таким образом, выше были даны общие сведения о научномкомплектовании музейных фондов. Рассмотрены задачи, методы и способы комплектования,система учета и документирования данного процесса.
1.2. Критерии отбора предметовмузейного значения
Процесс комплектования можно разделить на этапы, последовательностькоторых может быть достаточно изменчивая. Приведем наиболее значимые: 1) выделениеинтересующих музей исторических фактов или фактов современной жизни; 2) определениеобъектов действительности в качестве объектов музейного изучения с целью комплектованияфондов; 3) выявление предметов музейного значения; 4) окончательная экспертизапредметов музейного значения; и наконец, 5) их приобретение музеем и приданиеим статуса музейного предмета.
Отбор предметов музейного значения
Выявление предмета музейного значения начинается еще впроцессе его извлечения из среды, в которой он находится. Это могут бытьвещественные, письменные, изобразительные, фото-, видео-, кино-, фонопамятники.
Отбор предметов музейного значения – это решениевопроса о том, что из созданного людьми с наибольшей полнотой отражаетдокументированную музеем реальную действительность той или иной эпохи.Выявление и отбор предметов музейного значения проводится по темам. В основеотбора лежит систем критериев, наиболее значимыми из которых являются информативность– способность отражать, а так же воплощать процессы, происходящие вобществе и природе; репрезентативность – это способность предметамузейного значения с наибольшей полнотой среди однотипных предметов отражатьэпоху, явление, среду. Эти два критерия требуют наиболее объективного взгляда напредмет с целью выявления в нем, прежде всего отражения ушедшего времени и инойкультуры. Кроме того предмет музейного значения, а в будущем как музейныйпредмет, должен вызывать воздействия на эмоциональную сферу человека. Такимисвойствами предмета музейного значения являются: экспрессивность – этотакие качества, как древность, необычность, или наоборот узнаваемость, связьданного предмета с известными именами или событиями и т.п.; следующее свойство,влияющее на эмоции человека-это аттрактивность, способность музейногопредмета привлекать внимание за счет своих внешних характеристик, какэстетическими достоинствами, так и притягивать внимание своими размерами –гигантскими или крошечными, необычностью форм или уродством.
Классификация предметов музейного значения, предметымузейного значения принято классифицировать по типам, разделяя в зависимости отспособа фиксации информации на письменные, вещевые, изобразительные, кино-,фото- и фоноисточники. Следующей единицей классификации музейных предметоввыступает вид, который определяется на основании общих существенныхпризнаков (материал, техника, функциональное значение и др.). Так, предметы,относящиеся к типу вещественных источников, будут подразделяться по материалу(дерево, металл, стекло, кожа, ткань, керамика и т.д.), по функциональномуназначению (культовые предметы, оружие, орудия труда, одежда и т.д.). В рамкаходного вида выделяют разновидности: например, вид «керамика» подразделяется нагрубую керамику, фаянс, фарфор. Более мелкими классификационными единицамиявляются группы, например: вид – металл, подвид – цветной металл, группа –медь.
Разные типы предметов музейного значения в разнойстепени обладают теми или иными свойствами.
Исходя из специфики конкретного музея, направление егодеятельности, особенностей его собраний и отдельных коллекций наряду с этимиобщими критериями используются и частные критерии, обращается внимание наавторство вещи, материал, из которого она изготовлена, технику ее изготовления,ее размеры, форму и т.п.
В процессе комплектования фондов важным являетсяизучение предмета, как части предметного мира, как документа своей эпохи. Этоэтап предварительный, но имеет неоценимое значение, так как должен ответить навопрос, имеет ли предмет музейное значение. В дальнейшем изучении предмета всоставе музейных фондов раскроет музейное значение предмета, всестороннерассмотрит его в контексте с другими музейными предметами.
Подход к отбору предмета музейного значения во многомзависит от его возраста. Для предметов прошлого, давно ушедших из употребления,особенно важно становиться определение времени его возникновения и подлинности,что позволяет судить, насколько они редки. Это требует знания истории видовпредметов, истории применения материалов, стилистических особенностей эпох. Такженеобходимы знания тех признаков предметов, которые удостоверяют их подлинность:с клеймами, фабричными знаками, надписями, датами, эмблемами, монограммами,авторскими подписями – на вещественных и изобразительных предметах; сподписями, печатями, штампами, экслибрисами – на письменных предметах.
Эти важнейшие признаки получают полное раскрытие придальнейшем изучение предмета в процессе фондовой работы, однако и на этапеотбора без их первоначальной расшифровки обойтись нельзя.
Этих сведений уже вполне достаточно для решениявопроса о значении предмета для пополнения систематической или тематическойколлекции, собрания уникальных предметов, мемориальных ценностей музея. Прирассмотрении предметов далекого прошлого, таким образом, вывод об их музейномзначении может быть сделан на основании немногих существенных признаков.
Иначе обстоит дело с предметами нового времени иособенно современности. Возможность широкого выбора заставляет всестороннерассматривать каждый современный предмет, прежде чем сделать заключение о егомузейном значении и целесообразности отбора именно этого предмета для фондовмузея. Ниже автор делает попытку выделить основные вопросы, которые приходитсярешать в процессе такого отбора, и отметить ряд особенностей, относящихся ксовременным предметам.
В ходе работы необходимо определить материал, изкоторого изготовлен предмет, в частности для того, чтобы решить вопрос о егоспособности длительно храниться в музее. Это требует специальных знанийматериалов, красителей и их свойств, а также современных возможностейконсервации и реставрации.
Важный момент – рассмотрение сохранности предметов сточки зрения их дальнейшего хранения в музее и полноты возможного зрительного восприятияих информации не только в данный момент, но и с учетом проведения реставрации.
Серьезную проблему для музея при отборе современныхпредметов составляет сохранение его принципиальной заинтересованности впервоисточниках социальной информации. Быстрое развитие общественныхкоммуникаций создает опасность наполнения музейных фондов описательными иизобразительными материалами коммуникативного назначения.
В данном параграфе были рассмотрены критерии отборапредметов музейного значения в процессе формирования фондов. Рассмотреныосновные признаки и функции, которыми должен обладать предмет музейногозначения.
Таким образом, в данной главе были рассмотреныспособы, формы, методы, принципы комплектования, система документального учетакомплектования, критерии отбора предметов музейного значения. Следует отметить,что именно такой научный подход к комплектованию музейных фондов, будетспособствовать систематизации музейных предметов очищению «запасников отмусора».
Глава II. Критерии отборапредметов музейного значения на примере литературно-краеведческого музея МОУ«Гимназия №27»
2.1. Научно-исследовательская работа музея
Литературно-краеведческий музей официально был открыт10декабря 1960г., на основе литературного кружка. Идея создания принадлежитОстертаг Людмиле Михайловне, которая стала первым руководителем музея. Наданный момент руководителем музея является Трубникова Надежда Николаевна. Музейсобирает и экспонирует материалы о литературной и культурной жизни г.Барнаула иАлтайского края в прошлом и настоящем. В нем собранно и систематизировано более7500 единиц хранения. В музее существует стационарная экспозиция – «Алтайлитературный», которая делится на 7 разделов:
1.Алтай в годы давние.
2.Первый натиск бури.
3.20-30 годы ХХ столетия. Литература и искусство.
4. Поэты и писатели Горного Алтая.
5. Современная литература Алтая.
6.Из прошлого русской литературы.
7.Их имен не смолкнет слава (по ВОВ)
Художественное оформление и тематическое расположениеэкспозиционного материала выполнено в соответствии с профилем музея. Экспонатыразмещены в стеклянных витринах, напольных и настенных с наличием текстов ианнотацией. [1.2.3.4]
План обновления стационарной экспозиции рассчитан на5-7лет.
Временные выставки так же осуществляются всоответствии с годовым и учебным планом. Для временных выставок выделенаотдельная витрина.
В переносных выставках музей использует только копииэкспонатов. Такие выставки не раз проводились в краевом архиве – выставкапосвящалась Г.М.Пушкареву, в краевой библиотеке – выставка знакомила сбиографией В.Я.Шишкова.
Литературно-краеведческий музей участвовал в городскомконкурсе «Признание», посвященный 70-летию Алтайского края, на конкурсе музейпредставлял выставку под названием – «История Алтая глазами творцов Алтая».
Музей находится на втором этаже гимназии. Занимаетодин экспозиционный зал, площадью 47,9кв. м. Для защиты музейных предметов отвоздействий света и тепла в процессе их хранения, окна задрапированы плотнымипортьерами, нем пропускающими солнечные лучи, имеется центральное отопление.
Условия экспонирования и консервации. На сегодняшнийдень отдельного фонда хранилища нет. Хранение производится в коробках, папкахкоторые хранятся в шкафах.
Температура воздуха в музее +16 – 18 градусов С.Постоянно проводится влажная уборка помещения, для поддержания оптимальнойвлажности воздуха в помещении, освещение люминесцентное. [2.3.5]
В музее также имеется и ведется учетная документация.
1. Планы
2. Книга приказов и положений
3. Инвентарные книги (основного инаучно-вспомогательного фондов)
4. Журнал учета посетителей
5. Книга отзывов
6. Программа, разработаннаяруководителем музея на 5-летний период обучения.
Вновьпринятые экспонаты сразу же заносят в книгу Основного фонда, в данной книгеведется учет особо ценных книг, книг с дарственными надписями, либо книгиценные для музея данного направления (литературно-краеведческие, или книгинаписанные об Алтае). В основном фонде на данный момент, насчитывается около 7500единиц хранения, в научно-вспомогательном — 18 000 единиц.
Отчетпо всей проделанной работе производится раз в полгода перед руководителемЦентра Отечественной культуры. О поступивших в музей ценных материалахинформируют Государственный музей истории литературы и искусства края (ГМИЛИК).
Музейведет тесное сотрудничество с библиотеками, архивами, союзом писателей, состудией Арт.
Вмузее ведется экскурсионно-массовая работа. Администрация гимназии регулярноконтролирует работу музея, завуч по воспитательной работе оказывает помощь впроведении встреч с писателями и поэтами Алтая, ветеранами войны и труда, атакже в проведении праздников, экскурсий, лекций, бесед.
Однаиз положительных тенденций в работе литературно-краеведческого музея –познавательная деятельность учащихся с музейными фондами, они самостоятельноизучают материалы музея, а затем готовят доклады и сообщения к урокам,конференциям, олимпиадам, тем самым, развивая навыки творческого мышления,учатся давать оценку творческим работам товарищей.
Запоследний год Литературно-краеведческий музей пополнил фонды:
— основной фонд – 52ед.хр.
-научно-вспомогательный– 47 ед.хр.[2.3.5]
Итак,выше был дан краткий обзор научно-фондовой работы Литературно-краеведческогомузея МОУ «Гимназия №27». В музее соблюдаются хоть и не все нормы учета ихранения экспонатов, но тем не менее проводится большая работа в этомнаправлении по совершенствованию и оптимизации процесса хранения и учета.Главной проблемой является отсутствие достойного помещения, а так же невозможностьюрасширения штата для продуктивной работы в музее, так как вся работа по сутивыполняется одним специалистом и руководителем музея Трубниковой НадеждойНиколаевной.
2.2.Критерии отбора предметов музейного значения в Литературно-краеведческом музееМОУ «Гимназия № 27»
В связи с тем, что музей является школьным, егофинансовое обеспечение зависит целиком от школы, музей не располагаетвозможностью пополнения своих фондов путем закупки. Основным источникомпополнения фондов остается дарения и собирательская деятельность. Существуеттак же обмен экспонатами между музеями одного уровня или организациямизанимающихся коллекционированием и экспонированием.
Так например, благодаря взаимовыгодному сотрудничествус Алтайским отделением союза писателей фонд пополняется новыми произведениямиалтайских авторов. Студия Арт подарила новое издание «Письма с фронта любимым».В этом издании освещается тема ценного экспоната литературно-краеведческогомузея, книжечка стихов из концлагеря Бухенвальд, переданная в дар музею оталтайского писателя.
Одним из последних ценных предметов, поступивших вмузей, стала книга нашего земляка Г.Д.Гребенщикова., эмигрирующего в Рим, потомв Париж, позже в США. Книга носит название – «Былины о Микуле Буяновиче»,которая была написана в Париже, а печаталась уже в США, в штате Конектикут вличной типографии Гребенщикова.
Главнымисточником пополнения экспонатов остается поисковая деятельность руководителямузея и учащихся.
Учитывая литературно-краеведческую направленностьмузея, круг экспонирования сужается, давая тем самым более детальную, глубокую обработкуизбранной темы, но даже не смотря на это, обзор тем и направлений влитературно-краеведческой области остается достаточно широк.
Критерием отбора предметов музейного значения дляЛитературно-художественного музея остается главным образом уникальностьлитературного издания или источника. Уникальность в свою очередь может проявлятьсяв разных формах: принадлежность предмета (книги) известному человеку, книги(источники) первых годов издания, книги с пометками известных личностей, книгас которой связанна определенная история и многое другое.
Безусловно, что в следствии отбора, в основной фондпопадают не все предметы, лишь наиболее ценные с точки зрения истории,литературы, уникальности издания. Такой анализ предмета производит самруководитель музея, опираясь на опыт своих коллег из других музеев,руководствуясь профилем своего музея. Надо сказать что в школьных музеяхсистема отбора экспонатов упрощена, в силу своего статуса, но тем не менееостается важным с точки зрения образовательно-воспитательного и эстетическойточек зрения.
Такимобразом, критерии отбора предметов музейного значения могут быть оченьразнообразными и индивидуальными для каждого музея. Профиль музея определяетлишь первую стадию отбора предметов, затем идет детальное изучение самогопредмета и его истории. Именно такой научный подход к определению ценностипредмета для музейной коллекции, способен объективно дать оценку предметумузейного значения в системе культурных ценностей.
Вданной главе была дана характеристика научно-фондовой работыЛитературно-краеведческого музея МОУ «Гимназия №27», рассмотрены способыпополнения фондов и критерии отбора предметов музейного значения в данноммузее.
Заключение
Курсоваяработа выполнена по достоверным источникам непосредственно из самого музея. Также осуществлялась большая помощь в сборе материала руководителемЛитературно-краеведческого музея МОУ «Гимназия №27». Курсовая работаохватывает весь период работы музея, от его создания до сегодняшних дней. Былапроизведена работа с книгами поступлений и уставом музея.
Вработу включена информация о сегодняшнем состоянии фондов в музее, о том какаяработа проводилась по комплектованию. Так же в работе затронуты проблемышкольного музея.
Былдан анализ критериям оценки предметов музейного значения, как научного подходак задачам пополнения музейных фондов, так и в рамках школьного музея.
БудущееЛитературно-краеведческого музея МОУ«Гимназия №27» определится заинтересованнымруководством города, которые могут решить вопросы предоставления достойногопомещения, выделение денежных средств на художественное оформление экспозициймузея и достойное хранение экспонатов. Решение этих вопросов создаст условиядля пропаганды, рекламы музея среди населения города и всего края. Это даствозможность привлечь посетителей, а так же людей, которые помогут пополнитьфонды музея новыми экспонатами.
Список источников и литературы
1. Книга поступлений О.Ф. за 2006г.
2. Устав музея
3. Годовой отчет по фондовой работе музея (2006)
4. Книга поступлений
5. Казакова С.Ф. «Научное комплектование фондовмузеев»., М-2002г.
6. Каулен М.Е. «Музейное дело России»., изд. «ВК».,М-2003г.
7. «Музеи мира»., изд. «Эксмо-Пресс»., М-2002г.
8. Тельчаров И.А. «Основы музейного дела» изд. Омега-Л.,М-2005г.
9. Хербст В.А., Левыкина К.Г., Музееведение. Музеиисторического профиля. Изд.Высшая школа М-88г.
10.Шулепова Э.А. «Основы музееведения»., изд. ЕдиториалУРСС., М-2005г.
11. Юренева Т.Ю.«Музееведение»., Академический Проект., М-2003г.