Реферат по предмету "Культура и искусство"


Концепция Питирима Сорокина

План
 
Введение
1. Ценности как основа типологии культур
2. Идеациональная культура
3. Чувственная культура
4. Идеалистическая культура
5. Общая характеристика типологии культур
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Своеобразную концепциюкультуры развивал крупнейший русский социолог и культуролог, проживший большуючасть своей жизни в эмиграции в США, Питирим Александрович Сорокин (1899-1968).В методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением окультурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теориякультурно-исторических типов П.А. Сорокина принципиально отличается от теорииО. Шпенглера и А. Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса вобщественном развитии.
В соответствии со своимиметодологическими установками П. Сорокин представлял исторический процесс какпроцесс развития культуры. В ходе этого развития общество создает различныекультурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические,правовые и т.д. Главным свойством всех этих культурных систем являетсятенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этойтенденции образуются культурные сверхсистемы.
Эти культурныесверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений,сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, илииндивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающимпринципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность, помнению П. Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры.
 

1.  Ценности как основа типологии культур
Питирим АлександровичСорокин – основоположник русской и американской социологических школ. Еготеоретическое наследие настолько объемно и многогранно, что можно очертить лишьосновные контуры его взглядов на культурные процессы.
Наиболее полнокультурологическая концепция изложена в многотомном сочинении «Социальная икультурная динамика» (1937-1941). Сущностью, основой культуры любого обществаявляются ценности, значения, нормы, символы.
Доминирующие ценностиединой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию ирелигию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую иполитическую организацию.
Все части такойинтегрированной культуры взаимозависимы: если изменяются одни, неизбежнотрансформируются другие. Сорокин вводит понятие «культурный менталитет», или«менталитет культуры», которым он обозначает ценности и значения, отдельныеобразы, идеи, желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннегоопыта, которые воплощаются, реализуются во внешних событиях, объектах,процессах.
Каждая культураиндивидуальна. Она имеет собственный менталитет, свою систему истинности ипознания, собственную философию и мировоззрение, тип религии и стандарты«святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексыповедения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основевозникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающийспецифическим менталитетом и поведением.
Все ценности, сколь быразличными они ни были, хорошо согласуются друг с другом и логически, ифункционально. Они разделяются большинством членов общества, воспринимаются как«единственно верные», передаются от поколения к поколению. Интеграция ценностейобеспечивает стабильность общества. Сорокин выделяет в зависимости отдоминирующих ценностей три типа культур:
1. идеациональный;
2. чувственный;
3. идеалистический.
Необходимо отметить, чтоза исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает приниматьследующие признаки:
· Природареальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казатьсялюдям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится запределами, она сверхчувственна, нематериальна.
Другой способ отдаетпреимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей,воспринимает органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности иценности.
Третий вариантпредставляет уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют и те идругие признаки.
· Природа целейи потребностей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такиекак голод, жажда, секс, безопасность, удовлетворение которых необходимо дляжизненного комфорта.
Но человек не ограничентолько физическим миром, у него есть духовные потребности: спасение души,исполнение священного долга, преданность Богу, моральные императивы: жаждаславы, популярности, денег власти, познания. Многие из них характерны длятелесно- духовных потребностей. На этой основе предпочтений строятся системы ценностей,типичных для разных культур.
· Степень иформы удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей имеет чрезвычайно широкийдиапазон. Амплитуда колебаний – то минимума к максимуму, от скудости – кроскоши. Ранжирование самое различное: от примитива до экстравагантности; отдобродетели до порока. Это характерно и для телесных, и для духовных, и длясмешанных потребностей. Но в каждом типе культуры их конфигурация будет особой.
· Способыудовлетворения потребностей. Здесь также возможны различные варианты: поиск средств исреды их реализации; обращение к самому себе, стремление найти внутренниерезервы за счет собственной энергии; поиск новых источников преодоленияжизненных проблем.
Комплекс этих признаков вразличных модификациях образует различные типы культуры.
2. Идеациональнаякультура
 
Первый тип –идеациональная культура. Она лежит в основе брахманской Индии, буддистской и ламаистской культур,греческой культуры с VIII по конец VI в. до н. э., европейского Средневековья.
В соответствии свыделенными признаками ее главной ценностью, интегрирующей все сферы культуры,являются ценности религии. Реальность воспринимается как сверхчувственное, нематериальноебытие. Потребности и цели по преимуществу имеют духовный характер, степень ихудовлетворения самая максимальная, а способ их осуществления происходит за счетограничения, минимизации всех физических потребностей. Все телесноерассматривается как греховное, второстепенное. Чувственная среда растворяется вбесконечной божественной реальности.
Идеалом становятсяаскетизм, отшельничество, житие святых духовных отцов и реформаторов,христианских апостолов. Таковы разновидности этого типа культуры аскетическогои активного идеациализма.
Обращаясь к исследованиюданного типа культуры в европейском Средневековье, Сорокин отмечает, чтонаиболее значимой и влиятельной ценностью этого времени является религия.Архитектура и скульптура Средних веков – «Библия в камне», литература былипронизаны христианской верой, в живописи господствовала библейские сюжеты итемы, музыка также носила религиозный характер и предназначалась для церковныхслужб. Этика и право основывались на заповедях христианства, философия имелатеологическую направленность. Политическая организация была теократической ивоспроизводила церковную иерархию. Семья рассматривалась как священный союз,нравы и обычаи воплощали единство с Богом как высшую ценность. Даже экономикарегулировалась и контролировалась религией, налагавшей запреты на различныеформы торговых сделок и отношений, несмотря на их выгоду.
Весь чувственный миррассматривался лишь как временное «прибежище человека», в котором последний –странник, стремящийся достичь вечной обители Бога. Таков был менталитетчеловека идеациональной культуры.
Закат средневековойкультуры начался в Европе в конце XII в., когда стали выдвигаться новыеценности и утверждался чувственный тип культуры.
3. Чувственнаякультура
 
Второй тип –чувственная, или сенситивная, культура.
Начиная с XVI в. в Европепостепенно становится доминирующий новый принцип культуры – сенсорной,утилитарной, светской, «соответствующей этому миру». Чувственный менталитетсчитает реальностью то, что воспринимается «здесь и сейчас». Все потребности ицели носит материально-практический характер, их удовлетворение становитсяпервостепенной задачей жизни. Чистая и возвышенная духовность отходит на второйплан. Возникает новый менталитет и иной тип личности. Все оказываетсяподчиненным чувственным наслаждениям, жизненным удовольствиям, практическойпользе.
Чувственное искусствосвободно от религиозных догматов и моральных запретов. Оно отмечено«возбуждающей наготой и сладострастием», ибо призвано развлекать и даватьнаслаждение, изображать реальность «такой, какая она и есть». Чувственные формыкультуры питали изобразительные искусства индийских и скифских племен,искусство периода Среднего и Нового царства в Египте; они характерны дляпоследнего периода крито-микенской и греко-римской цивилизации с III по IV вв.до н. э. Чувственный тип культуры доминирует в Европе приблизительно с XV-XVIстолетия и достигает абсолютного расцвета в XIX в.
Общая тенденциячувственного мышления состоит в том, чтобы рассматривать мир сматериалистических позиций. Все концепции и теории, основанные насверхчувственной реальности, отвергаются как заблуждения. Социальные ипсихологические науки имитируют естественнонаучный подход, экономическийматериализм набирает силу в объяснении общественной жизни.
Все духовное,сверхчувственное осмеивается как ненаучное. В такой культуре материальныеценности становятся определяющими, начиная от богатства до повседневногокомфорта. Это приводит к вытеснению вечных ценностей временными.
Все ценности становятсяотносительными: что было добродетельным, становится порочным; что было истиной,объявляется ложью, но рано или поздно релятивизм уступает место скептицизму,цинизму и нигилизму, а общество погружается в пучину морального,интеллектуального и культурного хаоса. Такое состояние не может продолжатьсядолго, ибо общество или гибнет, или вырабатывает новую систему ценностей.
Таковы в общих чертахособенности чувственного типы культуры.

4. Идеалистическаякультура
 
Третий тип –идеалистический культурный менталитет (смешанный). Он сочетает в себе чертыидеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях ипоэтому является внутренне противоречивым, эклектичным, трудно поддающимсялогической интеграции.
Идеалистическийкультурный менталитет ориентирован на позитивные ценности, он избегаетпатологических и негативных явлений, намеренно приукрашивая жизнь, стремясьподчеркнуть благородные черты.
Здесь нет крайностейидеационального и чувственного стилей культуры, в нем сбалансированыматериальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственнымидеалам.
В смешанном типе культурыможет быть обнаружен псевдоидеациональный менталитет. Для него характерноунылое, пассивное умение терпеливо переносить удары извне, не сопротивлятьсялишениям и бедам. Это приводит к минимизации духовных и телесных потребностей,когда человек удовлетворяется самым малым. Но такое состояние не являетсярезультатом собственного выбора, оно вынужденно, ибо внешнее принуждение стольвелико, что не остается сил для сопротивления.
Жизнь в ужасных, жестокихусловиях, когда лишь «теплится» существование, характерна для различных групп.К ним можно отнести больных, пораженных неизлечимой болезнью; людей, пережившихразличные природные или социальные катастрофы, которые привели к их полномуразорению; нищенские гетто; заключенных в тюрьмах и лагерях; группы, испытывающиедействие жестокого правящего режима, намеренно ограничивающего их материальныеи духовные потребности.

5.  Общая характеристика типологиикультур
Типология культуры,разработанная Сорокиным, необходима для понимания динамики социокультурногоразвития, объяснения духовного кризиса. Он возражает тем теоретикам, которыеутверждают, что западная культура достигла последней стадии старения инаходится в предсмертной агонии.
Кризис западной культурыпредставляет собой лишь разрушение чувственной формы культуры, утвердившейся вобществе. За ним последует переходный период, а затем постепенно будетскладываться новая форма культуры с иными ценностями.
В западном обществе такойпереход уже осуществлялся в истории. Когда идеациональная культура исчерпаласвои возможности, на смену ей пришли ценности чувственной культуры.
Но это не привело к«закату» общества, не парализовало его творческие силы. После хаоса переходногопериода начался новый подъем, и в течение пяти веков западная культурадемонстрировала перед всем миром свое великолепие.
Все великие культурыподвергались таким изменениям, ибо ни одна из форм культуры не беспредельна всвоих возможностях. Более того, те культуры, которые не изменяли форму, ненаходили новых ценностей, становились инертными, мертвыми, непродуктивными.
Сорокин подчеркивает, чторазрушается лишь доминантная, преобладающая форма культуры, но она ни в одномобществе не существует в «чистом» виде. Наряду с ней развиваются и иные формы,не интегрированные в целостную систему. Они выражены в многообразииизобразительных искусств, науки, философии, религии и образов жизни.
 

Заключение
идеациональныйкультура чувственный менталитет
Сорокин утверждает, чтокультура и ее субсистемы, будь то живопись, архитектура, скульптура, музыка,философия, право, религия, мораль, формы социальных, политических иэкономических организаций, содержат внутри себя факторы и основания своихизменений. Беспрестанные перемены в культуре порождаются ее существованием идеятельностью. Процессы ее функционирования определяются потенциальной природойданной социокультурной системы, целостной совокупностью ее свойств. Этотпринцип Сорокин называет самодетерминацией, или эквивалентом свободы. Культураразвивается по своим внутренним (имманентным) законам, а возможные вариации илиотклонения зависят от характера суперсистемы и условий среды.
Внешние факторы могутзамедлять или ускорять процессы ее жизнедеятельности, ослаблять или усиливатьсвойства системы, препятствовать или способствовать реализации ее возможностей.Но они не могут заставить культуру проявить то, чем она потенциально необладает, стать тем, чем она не может стать, произвести то, чего она не можетсоздать.
Внутренние свойствакультуры настолько значительны, что они отбрасывают, не закрепляют инородныевнешние влияния. Их воздействие на систему будет кратковременным, незатрагивающим существенных свойств, они не могут фундаментально изменитьхарактер и качество каждой фазы развития культуры.
В этом заключаетсяиндивидуальность каждой культурной системы, особенность ее судьбы. Однако этоне означает полного отрицания роли внешних условий. Землетрясение, пожар,эпидемия, наводнение и другие агенты, внешние по отношению к данной системе –семье, художественной группе, религиозной или политической секте, – могут погубитьвсех ее членов или какую-то их часть, рассеять ее членов – словом, сотнямиспособов могут прекратить существование системы. Все это является вполнеочевидным. Но это не означает, что культура приобретет свойства ипредназначение, для которых у нее нет никаких внутренних оснований. Культуресвойственна самодетерминация. Чем больше реальных знаний, опыта и мудростинаходится в ее распоряжении, чем эффективнее действуют все функции, тем большеэнергии накапливается в системе культуры, тем более она устойчива, стабильна инезависима от внешних воздействий.
 

Список использованнойлитературы
 
1.  История культурологических теорий. –2-е изд., перераб. и дополненное. – СПб.: Питер, 2005. – 474 с.
2.  Культурология: Учебное пособие /Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2005. –304 с.
3.  Розин В.М. Культурология: Учебник. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 462 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Патологическая анатомия (РАССТРОЙСТВА КРОВООБРАЩЕНИЯ)
Реферат Персональные компьютеры
Реферат Обучение детей английскому языку с 1 класса средней школы
Реферат Народ герой поэмы АН Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Реферат Социальная помощь детям находящимся в трудной жизненной ситуации ГУСОСРУН Алые паруса
Реферат Does The Violence On Television Effect Our
Реферат Гражданская правовая защита чести достоинства и деловой репутации
Реферат Внешняя политика династии Хань
Реферат Особенности использования интегрированных занятий в развитии изобразительного творчества детей старшего
Реферат Движение – одно из важнейших условий сохранения здоровья
Реферат Сущность и роль предпринимательской деятельности в условиях инновационного развития страны
Реферат Академическая гребля
Реферат Управление финансовыми результатами на основе маржинального подхода
Реферат Государственная служба в России 3
Реферат Возможен ли экологический кризис на планете