Содержание
Введение
1. Кинокомиксы– приключения на экране
2. Экранизациякомиксов в мире
3. Американскиесупергерои
Заключение
Список использованных источников
Введение
Существует многоопределений комикса, все они в целом сводятся к тому, что комикс — это серияизображений, в которой рассказывается какая-либо история. Комикс — это единствоповествования и визуального действия. Скотт МакКлауд, автор книги «Сутькомикса» (Understanding comics), предлагает краткое определение«последовательные изображения», и более полное — «смежные рисунки и другиеизображения в смысловой последовательности». Комикс тесно связан с кино, иособенно с мультипликацией. Как отмечает всё тот же МакКлауд, «Фильм на плёнке— это очень медленный комикс. Пространство для комикса значит то же, что времядля фильма». В английском языке, слово «cartoon» — «карикатура» может обозначатьи комикс, и мультфильм[1]. В основе практически всех японских мультфильмов«аниме» лежит экранизация японских же комиксов «манга».
Художники комиксов, всвою очередь, называют своё творчество «кино на бумаге». Ведь в комиксеиспользуется множество приёмов и терминов «киношного» характера: раскадровка,сюжет, сценарий, кадр, композиция, ракурс и т.д.
Рассматривая связьмежду комиксом и кино можно заметить, что в основе каждого заложен сюжет.Только визуальный ряд отличает их. Так в комиксе, в каждом «кадре» с действиеммы видим только самую ключевую стадию движения, в то время как в кино мы увидимдвижение от и до. Другими словами – комикс подобен раскадровке и потомуявляется удобным для экранизации.
Ну а что касаетсяпервого фильма, снятого по комиксу, то здесь нам следует вернуться к истокамзарождения всего кинематографа. «Политый поливальщик» братьев Люмьер основан насюжете короткого комикса из газеты. Поскольку Люмьеры были больше техниками всвоём деле, создать интересный сюжет им было проблематично, поэтому они решили обратитьсяк известной многим рисованной истории. И в последствии «Политый поливальщик»стал первой игровой картиной в кино.
Кинокомиксы –приключения на экране
Кинокомиксы значительнооторвались от первоначального значения слова комиксы, но связующим между нимиэлементом по-прежнему остается развлекательность — неотъемлемая черта массовойкультуры. Если углубляться чересчур, можно обнаружить, что генеалогиясовременных кинокомиксов восходит к средневековым рыцарским романам, болеепоздним авантюрным сочинениям, в том числе в жанре «плаща и шпаги».
Их благородныеромантические герои тоже кажутся суперменами из фантазий, наперекор смертисовершающими подвиги во славу справедливости. Кстати, это «рыцарскоепроисхождение» не без некоторой доли иронии подчеркнуто в таких известныхфильмах, как «Индиана Джонс и последний крестовый поход» С. Спилберга и «Горец»Р. Малкэи. В свою очередь, третья серия киноприключений археолога-авантюристаИндианы Джонса отсылает к иной ветви суперприключенческого кино: а именно, кзнаменитому шпионско-пародийному циклу «бондианы», от имени которой выступает вкачестве отца героя сам Ш. Коннери, первый и лучший исполнитель роли ДжеймсаБонда, агента 007 британской разведки (тот же Коннери задействован и в«Горце»). И эти два направления современной кинокомиксовой традиции,развивающие в искусстве конца 20 века многовековую авантюрную линиюсвоеобразных сказок для взрослых, тоскующих по идеальным борцам со злом всегомира, оформились еще в 30-е годы, когда, собственно говоря, и возник в дешевыхжурналах и газетах той поры феномен комиксов. Такие рисунки с сопроводительнымитекстами, как, например, «Супермен», «Бэтмен», «Спайдермен», «Даркмен»обращались к фантазийно-сверхъестественному — и поэтому они ближе к фантастике.
А еще раньшепоявившиеся во Франции литературные комиксы о Фантомасе, Арсене Люпене, как иамериканские произведения о сыщике Дике Трейси, киносериалы 20—30-х годов оХудом человеке и Чарли Чене, более поздние сочинения о Лемми Кошне, МиккиСпилейне, наконец, романы Иэна Флеминга о неотразимом Джеймсе Бонде — все это вбольшей степени относится к иному виду приключенческого искусства:детективно-гангстерско-шпионскому. Хотя манера подачи материала и отдельныеневероятные события, случающиеся с не умирающими в самых затруднительныхситуациях героями, тоже являются по сути фантазийно-сказочными. Интересно, чтокомиксовое мышление, закрепленное в современном суперзрелищном кинематографеСША благодаря тем киновундеркиндам, которые выросли не только на мультсказкахУолта Диснея, но и на простеньких журнальных комиксах и малобюджетныхфантастических лентах 50-х годов, проникает в более серьезную научнуюфантастику, а также в арт-кино, рассчитанное на высоколобых интеллектуалов, иеще становится объектом пародий и спекуляций для нового поколения, котороесформировано музыкально-развлекательным каналом MTV.
Телесериал «Звездныйпуть», в 1996 отметивший 30-летие своего существования, например, не без успехаразвивается и на большом экране —в США вышла восьмая серия, побившая рекорд запервый уик-энд проката для всего этого киноцикла о нескольких поколенияхпутешественников на космическом корабле «Энтерпрайсиз». Но «Звездный путь»занимает как бы промежуточное положение между фэнтези и научной фантастикой.Любопытнее, что комиксовые мотивы проникают в скрытой форме и в оченьпопулярные два «Терминатора» Дж. Кэмерона, и в среднекоммерческие картины«Побег из Нью-Йорка» и «Побег из Лос-Анджелеса» Дж. Карпентера, и (что важнее)в более элитарную фантастику — «Блейд-раннер» Р. Скотта, «Бразилия» Т.Гиллиама.
Можно вспомнить, чтоеще в 1965 французский киноноватор Ж.-Л. Годар выпустил «Альфавиль» (у фильмаимеется подзаголовок — «Странное приключение Лемми Кошна»), в которой повенчаныэлитарный и массовый кинематограф, а также фантастические картины отехнократическом будущем с явным намеком на экспрессионистский «Метрополис»немца Фрица Ланга и именно детективные комиксы о суперагенте. То есть типичнопостмодернистская операция по своего рода пересаживанию героя устойчивозакрепленного жанра в необычные условия совершенно иной стилевой ориентациибыла предпринята за 12 лет до поворотного момента в истории современногокинематографа. Имеется в виду появление на экранах ленты «Звездные войны» Дж.Лукаса — продукта постмодернистского и комиксового мышления, смешениянесоединимого, ликвидации границы между элитарным и кассовым кино.
В 1988 вышел фильм «Ктоподставил кролика Роджера?» Р. Земекиса, протеже Спилберга, уже использовавшегокомиксовые решения при постановке тоже суперкассовой фантастической картины«Назад в будущее». А в «Роджере» Земекис очень удачно совместил и даже породнилактеров и мультперсонажей, игровое и анимационное действие. Соединил без зазорарисованную природу популярных американских мультфильмов 40-летней давности истоль же характерный для кино США тех лет жанр «черного фильма» для взрослых очастном детективе, расследующем запутанное дело. Голливуд, ненастоящаяМультляндия и вроде бы подлинная жизнь сыщика, который будто сам сошел с призрачногоэкрана, как и намалеванный красками кролик Роджер и другие «мультяшки», — всесплетается в неразвязываемый узел кинокомикса.
Новой вехой в киноконца 20 века стало пришествие К. Тарантино как своеобразного «Антихристакинематографа», который своим фильмом «Криминальное чтиво» постарался убедитьнас, что все — фикция, а жизнь похожа на комикс дурного пошиба, которымзачитывается так и не выросший гангстер Винсент, в результате чего становитсяжертвой своего детского увлечения. И как раз Тарантино довел до пределаэстетику детективных комиксов, всей этой макулатуры, бульварного чтива,подчеркнув глубинную схожесть с искусством кинематографа, тоже имеющегомассовую природу, но кроме того, взывающего к иллюзиям и грезам спящей наявупублики. Все кино — это бесконечный комикс продолжительностью вот уже в 102года, не поддающийся простому исчислению. Знаменательно, что молодое поколениережиссеров предпочитает обнажать эту подлинную стихию кино, его явноепристрастие к «Криминальному чтиву».
Помимо прославившейсяработы К. Тарантино следует назвать талантливую «Подземку» француза Л. Бессона,проникнутую черным юмором ленту «Деликатесы» его соотечественников Ж.-П. Жене иМ. Каро (кстати, они начинали как создатели рисованных комиксов и анимационныхфильмов). Хотя сейчас в моде более бездумная традиция — экранизироватьпопулярные компьютерные игры (а они — не что иное, как журнальные комиксы нановом электронном уровне) или снимать культовые (для узкого круга людей,объединенных какими-то общими предпочтениями) кинокомиксы. Среди первых —«Супербратья Марио» Р. Мортона и А. Джэнкел, «Уличный боец» С. Де Соузы,«Смертельный бой» П. Андерсона. Однако и третья часть «Бэтмена», ифантастико-приключенческие ленты «Джуманджи», «Водный мир» и «Золотой глаз»(последняя серия возобновленной спустя 6 лет «бондианы») не случайно начинаютвсе больше походить не просто на комиксы, а на компьютерные игры. Пусть онитрехмерны, со звуковыми и визуальными спецэффектами, но остаются по сутипримитивными забавами. К представляющим вторую тенденцию можно отнестифантастические картины «Девушка-танк» Р. Тэлалай, «Колючая проволока» Д.Хогана. Между прочим, в последней из них топ-модель и звезда телесериала«Спасатели Малибу» П. Андерсон играет воинственную женщину будущего, которая зоветсяБарб или в полном написании — Барбарой, одновременно напоминая и куклу Барби, игероиню комиксов Барбареллу, почти 20 лет назад представленную на экране«секс-символом 60-х» Дж. Фондой с благословения французского режиссера Р.Вадима. Показательно, что для участия в комиксовых фильмах приглашаютсяизвестные манекенщицы, певицы, фотомодели, красотки «Плейбоя». Как и «девушкиБонда» (такое понятие, можно сказать, уже вошло в обиход и употребляется поотношению к созданиям с исключительными внешними данными), они выполняют чащеслужебную роль, лишь оживляя действия суперменов. Или же, как в названныхлентах «Барбарелла», «Девушка-танк» и «Колючая проволока», превращаются в«новых амазонок», в отважных «супер-герлс» и «супер-вимен». Подобнымисуществами могут быть не только Женщина-Кошка во второй серии «Бэтмена»,блистательно сыгранная настоящей актрисой М. Пфайфер, но и персонаж из«Нападения пятидесятифутовой женщины» К. Геста, римейка фильма 50-х годов.Авторы современных кинокомиксов, не мудрствуя лукаво, по-детски пересказываютодин к одному книжку с картинками, которую они увидели в юном возрасте.Например, один из недавних образцов «Фантом» австралийца С. Уинсера словно сточки зрения подростка бесхитростно повторяет давно знакомую сказочку о всегда приходящемна помощь супергерое. Разочаровывающей оказалась и «Тень» еще одногоавстралийца Р. Малкэи, может быть, все дело именно в том, что мощновоздействующий кинокомикс в значительной мере подвластен только американцам,впитавшим в себя эту культуру чуть ли не с молоком матери. Новый грандиозныйуспех в США в 1997 ленты «Люди в черном» (режиссер Б. Сонненфелд ранееотличился двумя комиксовыми работами с элементами мистики и черного юмора —«Семейка Аддамс» и «Ценности семейки Аддамс») подтверждает вполне очевиднуюмысль, что для современного комикса важен не только постановочный размах, но иточно соблюденная мера иронического отношения к условному происходящему. [Статья «Комиксы в кино» Сергея Кудрявцева, biblioteka.teatr-obraz.ru/]
Экранизация комиксов вмире
Рассмотрим различныежанры комиксов и их экранизации по всему миру.
Сюжеты из комиксовактивно использовали в кино странами Европы. Следует отметить, что во Франции комиксыназываются «La bande dessinee» (рисованная полоса) и чаще всего они имеютсерьёзный сюжет. Европейцы сделали с комиксом то, что не собирались делатьамериканцы — превратили его в искусство. И уже потом перенесли на экран. Особеннозамечательны экранизации во Франции, Бельгии. Именно в этих странах была широкоразвита культура комиксов, множество авторов рисованных историй вложилинеоценимый вклад в мировую историю комикса, их работы стали классикой жанра.
Успех «рисованнойистории» влияет и на успех её экранизации. И за рубежом зритель может даже недогадываться, что понравившийся ему фильм основан на комиксе.
Яркий пример воплощениякомиксной истории на экране — «Астерикс». Астери́кс – герой рядаевропейских комиксов и в последствии — восьми мультфильмов и трёх комедийныххудожественных фильмов, входящих в цикл «Астерикс и Обеликс» (фр.Astérix et Obélix). Первый комикс об Астериксе, созданныйфранцузским художником Альбером Удерзо и писателем Рене Госинни, появился вжурнале «Пилот» в 1959 г. Там же появились друг Астерикса Обеликс и пёсИдефикс. В 1961 г. вышла первая книга-сборник комиксов об Астериксе, «Астериксиз Галлии».33 основные книги и сборники комиксов ныне переведены более чем на100 различных языков и диалектов. Астерикс пользуется популярностью у публики вбольшинстве европейских стран, а также Канаде, Австралии, Новой Зеландии,Индии, Индонезии, Сингапуре, Кении, ЮАР, Бразилии, Аргентине, Уругвае иКолумбии. Секрет популярности Астерикса состоит в том, что этот образсоответствует требованиям аудитории разного возраста и разных национальностей:визуальные гэги забавляют детей, тогда как для взрослых предназначены шутки,основанные на игре слов (например, в именах главных героев) и пародированиисовременности. Фильмы были основаны на комиксах, хотя и местами режиссёрыотходили от сюжета, заданного автором.
«Приключения Тентена»—один из популярнейших европейских комиксов ХХ века. Его автор — бельгийскийхудожник-самоучка Эрже. Первая публикация — 10 января 1929 года на страницахеженедельника «Двадцатый век для детей» (приложение к газете «Двадцатый век»).Первый альбом, «Тентен в стране Советов» (фр. Tintin au pays des Soviets) былопубликован в 1930 году. С 1930 по 1976 год Эрже создал 24 альбома (последнийостался незавершённым). Приключения Тентена неоднократно экранизированы:«Тентен и загадка золотого руна» (1961), «Тентен и голубой апельсин» (1964) и«Тентен и храм солнца» (1969). Первые два фильма сняты по мотивам и кромеглавных героев с комиксами фильмы не имеют ничего общего, тогда как «Тентен и храмсолнца» снят по одному из альбомов Эрже. В 1990 году Стефани Бернаскони снялмультсериал «Приключения Тентена», а в 2011 году намечена премьера фильма«Тентен», режиссировать который возьмутся Стивен Спилберг и Питер Джексон.
Любопытно так же и то,что при жизни Эрже был категорически против экранизации Тентена в кино. Однакоуспех и главное — «идеальность» историй просто не могли не воплотиться в кино ианимации.
Огромное количествоэкранизаций комиксов (манга) было в Японии. С 1917 года в Японии существует и«сестра» манги — «аниме», японская анимация. Иностранцы иногда путают два этихслова и называют мультфильмы «манга», но это совершенно неверно. Манга — этокомиксы, а аниме — анимация.
Прежде всего,современное аниме — это цветные экранизации наиболее популярных комиксов. Какправило, это длинные телевизионные сериалы, даже самые короткие из них недлятся меньше 13 серий. Разумеется, бывают и полнометражные аниме-фильмы,идущие в кинотеатрах, и видео-сериалы (это такие сериалы, которые не попадают наТВ, а выходят только на видео). Но королем аниме остается ТВ-сериал — в немярче всего проявляются особенности японской анимации и комиксов.
Одним из первых кинофильмов,сделанных по манге был «Люпен Третий. Психокенетическая стратегия» (манга«Люпен Третий. Lupin III» автор Кадзухико Като) 1974 года. Фильм былориентирован на взрослую аудиторию, однако впоследствии возрастные рамки былирасширены. Поскольку актёры не были похожи на персонажей из манги, фильм непользовался популярностью. Так что следующими экранизациями Люпена были аниме ианиме-сериалы. Что касается полнометражных мультфильмов, то их выпускпродолжается и по сей день (с 1990го – каждый год).
В аниме стараются какможно точнее передать замысел автора истории, характеры персонажей. Мультсериалыснимаются по манга-историям, которые на данный момент даже не завершены. Системапроизводства таких сериалов проста. Если первые 10-20 глав манги начинаютсобирать множество положительных отзывов, проект может считаться коммерческиуспешным и по нему обязательно начинают снимать сериал. Поскольку съёмки проходятмедленнее, ввиду кропотливости самого процесса, продолжение манги «уходитвперёд». Между сериалом и мангой образуется своего рода разрыв. Не редкислучаи, когда в сериале делают логический конец, придуманный режиссёром (когда,допустим у сериала не хвататет денег на продолжение), а манга, между тем,продолжает выпускаться ещё несколько лет. Так, мультсериал «One Piece»,основанный на манге, выходит в течении 10 лет и считается наиболее успешнымсериалом в Японии и во всём мире.
Американские супергерои
Нельзя не затронутьболее подробно тему американских комиксов и их последующего развития наэкранах. Ведь большинство людей, по всему земному шару слово «комикс» сразуассоциируют с «Суперменом» и «Бэтманом». А всё это из-за бешенной популярностисупергероев, которой способствовало и экранизация комиксов.
Говоря об экранизацияхкомиксов, можно с уверенностью сказать, что сначала комиксы носили чистоюмористический характер. Во многом это объясняется этимологией английскогослова, определившего их название. В корне эта ситуация изменилась в июне 1938года, когда в США появился персонаж Супермен (Superman). Это было началом, такназываемого золотого века, длившегося с 1938 по 1956 годы. В этот период былосоздано более 400 супергероев. Большинство из них сильно напоминали Супермена ине дожили до наших дней, однако именно тогда родились такие герои как Бэтмен иКапитан Америка. В целом, именно с тех пор проявилась новое и по сей деньглавное направление в комиксах — супергерои и новые миры. Главным центромкомикс-индустрии остается США, где они пользуются огромной популярностью.Крупнейшими всемирно известными компаниями считаются Marvel, DC, Dark Horse иImage Comics.
В первоначальныхкомикс- историях Шустера и Сигела характер Супермена определяется жесткостью иагрессией. Его персонаж вмешивался, чтобы остановить мужей, избивающих жен,спекулянтов, приверженцев самосуда и гангстеров, с более грубыми чертами инизким моральным кодексом, чем те, к которым привыкла современная публика.Позднее писатели смягчили его характер, привили ему чувство идеализма инравственные нормы поведения. Хотя ему не свойственно такое хладнокровие, какпервоначально Бэтмену, представленный в комиксах 30-х годов Супермен незаботится о том, сколько вреда может принести его сила, поэтому борется созлыми персонажами и не задумывается о плохих последствиях, которые, впрочем,редко подробно изображались на страницах комикса. Все изменилось в конце 1940года, когда новый издатель Уитни Эллсворт установил кодекс поведения для своихгероев, тем самым наложив запрет на совершение убийства Суперменом. Первыймультсериал о Супермене был снят 1940 году, он и задал в последствии типажзащитника Земли, каким мы его знаем.
Рассмотрим немногоисторию Бэтмана. Вселенная комиксов Бэтмена делится на три части: это самыйклассический золотой век, далее следует серебряный век, и, как можнодогадаться, бронзовый. В каждом из них Бэтмен менял свои образы, появлялосьчто-то новое, или кто-то новый в жизни Тёмного Рыцаря, уровень серьёзности изапутанности шедевральных детективов поднимался с комедийного экшна на кровавыйдетектив. Существует очень много комикс-линий про Бэтмена, все не перечислить.Так же следует не забывать об элсворлдах — иных мирах, в которых рассказываетсяо том, что было бы, если бы судьба героя сложилась бы иначе..
С 67-го года и по сейдень снимают мультсериалы о приключениях Бетмана. TheAdventures of Batman (1967-68), Batman/SupermanHour (1968-69), Batmanwith Robin the Boy Wonder (1969-70), TheNew Adventures of Batman (1977-81), НовыеприключенияБэтмена(сериал1977-1978) и такдалее.Также было снято более десятка полнометражных фильмов о приключениях героев.(http://www.kinopoisk.ru/)
Заключение
В современном миресуществует такое заблуждение, что комиксы — это только комиксы, и ничего более.Однако такая форма изложения сюжета постоянно менялась и модернизировалась,вместе с общим прогрессом человека. И теперь мы понимаем, что «комикс в кино» — это один из видов кинематографа, причём не только современного.
Сюжет фильма, которыйизначально был нарисованной историей, а характеры персонажей продуманы авторомот и до, отличается от фильма, сделанного по сценарию. И в тоже время –множество фильмов по комиксам нельзя отличить от «сценарных». Необходимопонимать, что в комиксах существует огромное количество жанров и поджанров.Супергеройская тематика характерна больше для американского-голливудского кино,расследования, детективы и романы – для Европы, а разнообразные фэнтези – длястран Востока. Так же отношение комикса и кино везде складывается по-разному.Существуют общества поклонников определённых комиксов, глубоко презирающихэкранизации. Они считают, что графические произведения утрачивают всю своюкрасоту на экране, а режиссёры перевирают события. И наоборот, существуют те,кто восхищается адаптациями комиксов в кино.
Однако поклонники ипротивники всегда были, есть будут во всех видах искусства. А что касается жанракомикса, то он может прекрасно реализоваться в самых разных смежных областях человеческойдеятельности, будь то кино, фотоискусство, видеоарт и даже современноеискусство.
Список использованныхисточников:
1. Статья«Комиксы в кино» Сергея Кудрявцева, Интернет-источник: biblioteka.teatr-obraz.ru/
2. Статьяо американских супергероях, Интернет-источник: www.kinopoisk.ru/