Реферат по предмету "Культура и искусство"


Исторические стили. Ар Деко

МинистерствоОбразования Московской Области
МосковскийГосударственный Областной Университет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рефератна тему:
Историческиестили. Ар Деко
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва2009

Исторический стиль Ар Деко
Ар Деко можноназвать не только течением, а, скорее тенденцией в дизайне. Сейчас стиль Ар декостал достаточно популярным, в частности в восточноевропейских реалиях, где множестволюдей получили доступ к естественному облагораживанию своего жилища. Параллель смежвоенной Европой напрашивается сама собой. Но современное прочтение Ар Деко –стиля роскоши, богатства и пристального внимания к декорам, привносит в него и техническиедостижения, и вполне традиционные материалы, и качественно новые. Впечатляют такиеинтерьеры своим декоративизмом, где каждая вещь должна выглядеть шикарно, что понятнои простительно для состоятельного человека – демонстрировать свой капитал. Причемкапиталом будет и весь интерьер, и особенно отдельные, часто коллекционные декоры,будь то картины или скульптура, светильники, шторы, покрывала, перила, декоративнаяштукатурка, бабушкин комод или экзотичные обои. Общая стилистика. Как и 80 лет назад,весьма эклектична, что позволяет естественным образом привносить в интерьеры и новыетипы мебели, и новые, порой весьма необычные отделочные материалы, и новую бытовуютехнику, и особенно насыщать интерьеры новыми декорами. Общеизвестный «гламур»,порой свойственный разного рода вечеринкам и богемным личностям, так же можно отнестик определенной интерпретации Ар Деко в современных неоднозначных реалиях.
Стили эпох – этоследование историческим традициям определенного времени.
Ар Деко – стилистическоетечение в искусстве, архитектуре и дизайне стран Западной Европы и Америки второйчетверти 20-го века, которое получило название от международной выставки декоративногоискусства в Париже в 1925 году.
Термин «Ар Деко»происходит от названия Exposition Internationale des ПАВИЛЬОН ТУРИЗМА Роберт Малле-Стивенс,1924 – 1925, перспективный эскиз построен для выставки 1925 года – Art Dekoratifs et industrieis Modernes. Эта экспозиция возвестилао возрождении интереса к декоративным искусствам того периода, когда все они процветалипод общим названием «модерн», но, в силу естественного развития художественных стилей,были вытеснены еще более популярным и универсальным «интернациональным» стилем безорнаментнойархитектурой выразительных конструкций, заключавших динамическое пространство взакрытом объеме массы.
На этой выставкехудожники из Франции, Англии, Америки. Скандинавии представили свои новаторскиепроизведения. Изделия из стекла, металла, тканей, предметы мебели отличались стольнеобычной красотой форм и линий, что в мгновение ока завоевали широчайшую популярность.Относительная дешевизна этих изделий, достигавшаяся за счет фабричного изготовления,позволила существенно расширить рынок сбыта. Если о произведениях, выполненных вмастерской знаменитого художника, большинство покупателей могли лишь мечтать, топредметы нового стиля были доступны не только для богатых, но и для среднего класса.
К тому же, несмотряна скромные цены, изделия Ар Деко не проигрывали красоте и функциональности. Пожалуй,ни одно художественное явление 20 века не вызывало столь разноречивых толкований,не претерпевало таких изменений в оценках, как Ар Деко. Особенности эволюции и невероятныеметаморфозы этого стиля заставляли историков не раз пересматривать свое отношениек нему. Вместе с тем изучение художественного процесса в годы господства интернациональногостиля сводилось в основном к обозначению магистральной линии его движения. Так продолжалосьдо тех пор, пока искусство изучалось в параметрах моделей, сменяющих друг друга,циклически чередующихся во времени периодов, когда для решения актуальны проблемкультуры, обращались к «классическим» системам художественного языка и образам прошлого,либо, напротив, активно отторгали наследие, ища опору в современном и будущем. Неяснаякартина художественных процессов столетия, их пестрота и разнохарактерность отражалисьв такой же мозаичности обособленных локальных исследований «по направлениям», «посторонам», «по политическим регионам». И лишь к концу века чаще стали предприниматьсяпопытки различить в этом многоголосье некую новую целостность. Особое внимание уделялосьдвижениям, проходящим сквозь все столетие и распространяющим свое влияние в самомшироком культурном диапазоне.
Этот термин впериод между двумя мировыми войнами больше употреблялся для обозначения декоративногоискусства. Он обозначает стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность ипрямолинейность. Возник он под влиянием различных источников, кроме Ар Нуво и кубизма– древнего искусства Востока, Египта, Африки, американских континентов, и достиграсцвета в 1925 – 1935 гг.
Однако сам терминвозник еще позднее – в 1966 году, во время рождения выставки в парижском Musee de Arts Dekoratifs (музее декоративных искусств),посвященная Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности1925 года. Начиная с этой выставки, в Европе за стилем закрепилось название «АрДеко», а в США — «стиль модернистик». Отчетливо неакадемическое определение стиля,не отвечало его обобщающей функции как варианта множества разрозненных явлений,частных отношений, движений, взаимодействий актуального и универсального, но исследователивсе же не решались его отвергнуть. Резкое различие визуальных интерпретаций стиляразных периодов делали его неузнаваемым, и для каждой модификации изобреталось новоенаименование. Понимая абсурдность произведенного на свет искусствоведческой наукойнемыслимого количества «стилей», историки предпочли придерживаться первоначальноговарианта.
Ар Деко так жеизвестен как «джазовый модерн», «зигзаг модерн» и «обтекаемый модерн» — последнийотносится к формам, базировавшимся на обтекаемых силуэтах автомобилей, кораблейи самолетов.
Новое направление– Ар Деко – не было напрямую связано с конкретными историческими традициями, хотяоно синтетизировало в себе идеи различных стилей от эклектики и модерна до классицизмаи экспрессионизма.
Современное движениев Европе тяготело к массивному и стандартному, стиль Ар Деко, наоборот, стремилсяк удовлетворению индивидуальных вкусов заказчиков и отличался разнообразием.
Экзотический ияркий, стиль Ар Деко – самый загадочный стиль 20-го столетия. Он мгновенно покорилвесь мир и до сих пор остается источником вдохновения для дизайнеров.
На развитие стилязаметно повлияли новые открытия эффектных памятников древнеегипетского искусства( в т.ч. гробницы Тутанхамона, 1922) и древних цивилизаций Америки, а так же стилистикановаторской сценографии 1910-1920-х гг. полнее всего стиль проявился в оформлениии украшении интерьеров фешенебельных отелей, клубов, салонов, океанских лайнерови представительских зданий большого бизнеса, включавших различные виды скульптурных,живописных и всевозможных отделочных работ. Также Ар Деко был представлен прикладнымиизделиями модных домов, рекламой, промышленной и журнальной графикой и т.д.
Использовавшийсясначала для обозначения декоративного искусства в период между двумя войнами, сегоднятермин «Ар Деко» стал всемирно признанным синонимом эффектности. Этим термином обозначаютстиль, сочетающий в себе классицизм, симметричность и прямолинейность, — продукттаких разных источников, как с одной стороны Ар Нуво, кубизм и Баухауз, а с другой– древние искусства Египта, Востока, Африки и американских континентов. Начавшиськак легкое, изящное новшество навеянное балетными «Русскими сезонами», Ар Деко вскореэволюционировал в олицетворение поразительной простоты и бескомпромиссности жизнив век машин. «Русские сезоны» на парижской сцене, начавшиеся в 1909 году, сыгралироль яркого экзотического впечатления, продемонстрировали успешный результат поисковнового. Бледная пастельность, господствовавшая в искусстве почти два десятилетия, была сметена колесницей варварских цветов – нефритового зеленого, пурпурного,всеми оттенками багрового и алого и, наконец, оранжевого с черным.
Представителивсех направлений современных изобразительных и декоративных искусств искали способвыражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричествоизменяли существующий мир,- которые были бы проще, отчетливее и сильнее тех, чтоприменялись ранее. Ар Деко стал определяющим фактором развития международной моды,средств коммуникации, путешествий, работы и отдыха. Он оказал влияние на индустриюразвлечения, архитектуру и современную культуру — от кинотеатров, жилых домов, небоскребови промышленных проектов до оформления внутренних интерьеров, драгоценных украшений,курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды, осветительных приборов, плакатов,книжных и журнальных иллюстраций, тканей, живописи и скульптуры.
Ар Деко формировалсам образ жизни людей в межвоенные годы, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать,работать и отдыхать.
Стиль впервыеполучил призвание в Европе, но очень быстро его влияние охватило Соединенные Штаты,где его огромной популярности в немалой мере способствовало всеобщее увлечение голливудскойкино продукцией. Костюмы и декорации к картине «Клеопатра» (1934 г.) студии «Парамаунт»вызвали прямые ассоциации с орнаментами и горгульями нового нью-йоркского небоскребаКрайслер – билдинг. Художники изготовляли кресла, подобные тронам фараонов, используяегипетские материалы. Кинотеатры украшались «египетскими фризами», покрытыми охройи позолотой. Египетские мотивы угадывались в изящных оточенных стилизованных формахстанковой скульптуры и мелкой пластики. В скульптуре активно использовались цвети комбинированные материалы, металл обрабатывался до ослепительного блеска. В произведенияхзрелого и позднего стиля восточные мотивы более опосредованы и проявлены в геометрическихформах, насыщенных экспрессионистской энергией.
Формы пирамид,зиккуратов варьировались в декоративном искусстве и архитектуре США, но здесь ещезаметно влияние искусства доколумбовой Америки.
Расширение границевропейского мира открыло художникам африканское и океаническое искусство. Диалогс архаикой, начатый постимпрессионистами, продолжался уже в новых условиях. Архаические,их ритуальное содержание становятся объектом пристального внимания ученых.
Прогресс в развитииновых технологий открыл эру массового производства мебели. Мастера Ар Деков большинстве своем получили академическое образование, поэтому профессиональноемастерство и ремесленное качество исполнения имеет в этой художественной среде первостепенноезначение. Уникальность декоративного стиля состояла в том, что различные влиянияопосредованы, трансформированы и слиты в нем с формами и образами современности.Принципы структурирования формы не дают основания называть этот стиль эклектичным.Наряду с оформлением частных домов растет число проектов интерьеров отелей, банков.Традиционные материалы в архитектуре и интерьерах заменяются новыми: прокатным металлом,стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценнымикамнями. Стиль сознательно ориентирован на прошлое, стремится к роскоши и воплощаетсяв сочетании экзотического и примитивного искусств. Стиль Ар Деко современно и необычносочетает в интерьере восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалывместе с новыми шедеврами искусства первой половины 20 века, особое предпочтение,отдавая кубизму. Поэтому «ар деко» — не столько композиция, сколько сумма отдельныхсоставляющих.
Для стиля Ар Декохарактерны прямые или же «ломано» изогнутые линии, четкость и графичность форм.От других его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей,треугольников, солнц, а также скругленные углы, строгие вертикальные линии, «отступающие»формы. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубическихузорах.
Производителимебели используют для изготовления и декора предметов обстановки алюминий, нержавеющуюсталь, слоновую кость, эбеновое дерево, дорогое стекло, инкрустацию по дереву, кожиэкзотических животных – зебры, крокодила, ящериц.
Внедряется встроенная,секционная, сборно — разборная и трансформируемая мебель. Разрабатывается специальнаямебель для гостиниц, банков, школ.
Предельная концентрацияхудожественных усилий в создании новых синтетических форм могла быть наиболее полновыражена, прежде всего, в уникальных образцах, отсюда характерна для раннего стилямузейная роскошь мебели и других предметов декоративного ансамбля. Не случайно,поэтому, Сю и Мар специализировались на проектировании «выставочной» мебели, крупной,устойчивой, причудливо сочетавшей новую структурность с историческими ассоциациями.Они широко использовали перламутровую инкрустацию по дереву, которая стала излюбленнойтехникой Ар Деко. Отличительной чертой их мебельного дизайна было подчеркиваниеизгибов ножек, обладавших формой пальметт, отделанных бронзой или другим металлом.
Неповторимый обликАр Деко придавали дорогие, редкие материалы: палисандр, амарант, черное и пальмовоедерево. В отделке применялись лак, шагрень, акулья кожа, шкура пони, слоновая кость.Изящная мебель Клемента Руссо – инкрустированные перламутром шкафы, кресла, оклеенныепятнистой акульей кожей, отделанные тонкими полосками слоновой кости, — обладалауникальностью музейных произведений.
Ценный вклад вискусство мебели между 1910 и 1914 годами внес Поль Ириб, хотя и не был краснодеревщиком.Книжный график, карикатурист, автор афиш и узоров для тканей, Ириб сыграл важнуюроль в формировании дизайна Ар Деко.
Ар Деко соединилпрошлое с будущим. В геометрических формах и линиях он отражал прогресс в развитииновых технологий. Вершиной Ар Деко в дизайне мебели Франции явилось творчество ЖакаЭмиля Рульмана, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с первоклассныммастерством. Мебель Рульмана, выполненная из ценных пород древесины, скупо инкрустированнаяслоновой костью, серебром и перламутром, могла успешно соперничать с лучшими образцамистиля Людовика 16. По отношению к «образцам» формы мебели Рульмана выглядели болееупрощенными и слегка видоизмененными. Произведения мастера отличались чистотой,стройностью и изяществом форм. Создавая свои модели, художник делал много тщательнопроработанных эскизов; выполнение отдельных элементов он доверял лишь опытным ремесленникам.
Знаменательнойдля Ар Деко датой стало 8 ноября 1972 года, когда мебель и другие предметы из коллекцииЖака Дусе получили неожиданно высокие цены при продаже. Этот аукционный успех способствовалпривлечению всеобщего внимания к целой эпохе французского искусства, его забытыммастером.
Упорно разделяяи противопоставляя модернизм и Ар Деко, историки пользуются термином «декоративныймодернизм» и часто включают в книги об Ар Деко произведения, которые традиционносчитаются модернистскими, привлекая их для пояснения свойств декоративного стиля.Сами же предметы, созданные художниками радикального крыла Ар Деко и последовательнымисторонниками современного дизайна, демонстрируют единство конструктивного, функциональногои декоративного, объединенных в художественное целое общностью признаков единогостиля, данного в наиболее четкой артикуляции.
Роль декоративногоискусства в сложении нового стиля очень велика. Оно явилось сферой, сохранявшей«классическую инфраструктуру» системы формообразования, межвидового синтеза, ансамбля,стилевого единства, в которой преобразования и обновления происходили постепенно,без рывков и разрушений. Здесь же, в области декоративного искусства, происходилозакрепление за создателем декоративных ансамблей двойственной функции художникаи дизайнера. Шедевры Ар Деко легко становились предметом антиквариата в 1960-е годы.Ориентация на уникальность обеспечила высокие качества продукции серийного производства1920-х годов. Эти предметы и сегодня органично вписываются в самые разные вариантысовременного интерьера: от пышно-эклектичного в стиле «нувориш» до строго стилизованногов духе дизайна «хай — тек». Для сложения нового стиля очень важной явилась организационнаядеятельность художников-декораторов, которые в 1910-е годы объединяли художниковразных профессий, разных творческих направлений для участия в выставках, работынад ансамблями интерьеров, а так же оборудованием для разных видов транспорта ипр.
1970-е годы можносчитать началом моды на Ар Деко.
В эти же годыпроисходит обращение к стилистике Ар Деко в СССР. Практикующие архитекторы, теоретикии историки искусства полны уверенности, что продолжают насильственно прерванноеразвитие идей конструктивизма. При этом сборная индустриальная архитектура Дворцапионеров в Москве (1963) сочеталась с яркими мозаичными панно, выполненными в манередетского рисунка и изображавшими природные стихии, с обилием зелени и водоемамив просторных холлах и внутренних двориках, с декоративной пластикой из легкого светлогометалла.
Двадцатые годы- время поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи вих неразделимой общности. Больше, чем когда-либо, дизайнеры сочетают обстановкуздания с его архитектурой. Французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье, так жекак Вальтер Гропиус и Мисс Ван дер Роз, прошедший еще до войны школу в мастерскойберлинского архитектора Петера Беренса, в 1919-20 гг. разрабатывает проекты небоскребовиз стекла и бетона. 1923 году сформулировал суть новой эстетики жилища: «Дом – машинадля жилья». Его знаменитый шезлонг из стальных труб с парусиновым сиденьем сталобразцом для подражания. В 1926 году на строго математической основе Мисс ван дерРоз проектировал мебель из металлических трубок. Модели имели артикул «MR» в соответствии с инициаламиавтора. Консольное кресло « MR 534», известное как « Weissenhof», наглядно воплотило художественныйидеал автора – подчинение формы функциональному назначению предмета при полном отсутствиидекора. Созданные модели вошли в коллекцию классических образцов мебели 20 века.Для современного интерьера стилистика тридцатых годов дала чрезвычайно многое. Наиболееяркими памятниками архитектурного направления Ар Деко остаются здания знаменитыхкинодворцов с их грандиозными фасадами и причудливыми неоновыми вывесками, свидетельствующиео том, что лучшие и наиболее эффективные образцы этого стиля сочетали в себе отпечатокобщественной полезности и красоты.
Оформление интерьеровв кинодворцах носило театрализованный, имитационный характер. Плафонные росписи«атмосферических залов» создавали пространственные порывы, подсветка усиливала иллюзорныеэффекты: облака начинали двигаться, лунный свет струиться. Изображенные персидскиедворы, итальянские сады, испанские патио сливались с реальным окружением, выражаясоциальные притязания создателей зрелищной архитектуры.
Архитектурныйстиль АрДеко как символ преуспевающей Европы и пользовался популярностью у заказчиков. Ихотя архитектура Ар Деко в Америке создавалась для большого бизнеса, она не носилаотпечатка суровой корпоративной замкнутости. Эта архитектура должна была привлекатьвсеобщее внимание, развлекать. Эффективность оформления фасадов, колоссальные размерызданий, роскошные интерьеры, элегантные дорогие материалы – все служило тому, чтобыв обстановке стремительно меняющихся ценностей создать атмосферу всеобщего благоденствияи закрепить эту уверенность в массовом сознании. Архитектурные образы Ар Деко, воплощенныев высотных зданиях и проектах, заключали в себе широкий диапазон культурных смыслови символов, выстраивавшихся в многослойные преемственные ряды. В циклопических сооруженияхдревнего Египта, Вавилона архитекторы выделяли принципы, помогающие структурироватьформы современных зданий гигантских размеров и беспрецедентных пропорций. Именноэтим реминисценциям архитектура Ар Деко, с ее строгой симметрией, компактностьюмассивных объемов, крепко спаянных с декоративными элементами, обязана своей монументальностьюи синтетичностью, выражавшими гордость страны собственной мощью и благополучием.
В Америкево второй половине 1920 – х годов предпочтение было отдано металлической мебелиБаухауза, а не пышному стилю раннего парижского Ар Деко. Для создания цветовых эффектови текстурных контрастов мастер использовал медь, алюминий, бронзу и хромированно– никелированное серебро.
Дизайнеры осветительныхприборов имели возможность демонстрировать свои работы на выставках. В 1930- е годыв Париже было проведено пять салонов света. В эпоху Ар Деко любовь предшествующегостиля к спектральному цвету (небесно – голубому, ярко – зеленому, красному, лавандовому)сменил ахроматизм. В новых моделях большое внимание уделяли форме и обработке стекла.Вместо ярких цветов в стекле стали преобладать молочность и матовость. Угловые абажурыиз матового стекла или пергамента водружались на полированные хромированные металлическиеосновы (латунь и алюминий). Применение бакелита и огнеупорного пластика давало возможностьиспользовать декоративные свойства этих металлов.
Дизайн Ар Декозатрагивал не только архитектуру, мебель и детали интерьеров, светильники, изобразительноеискусство, но накладывал отпечаток и на образ жизни. Изобразительность Ар Деко сделалаего популярным и в наше время, так как именно эклектичность, а так же разнообразиеформ и приемов позволяют успешно реализовать этот стиль в условиях интерьера.
Произведения мастеровкубизма, постимпрессионизма – необходимые детали в интерьере данного стиля.
Стены представляют собой ненавязчивыйфон для изысканной мебели и скульптуры, поэтому обои с рисунком практически не используются.Чаще всего в интерьерах присутствуют покрашенные однотонной краской стены с яркимбордюром из геометрических фигур – окружностей, треугольников, прямоугольников,зигзагов. Один из самых популярных узоров – так называемый египетский полукруг,символизирующий восходящее солнце.
Цвет в Ар Деков основном мягкий, пастельный для стен и темный, почти черный для мебели. Яркиесочные цвета – оранжевый, зеленый, красный в основном присутствуют в орнаментах.Одной из важнейших составляющих орнамента нового стиля стали геометрические фигуры– треугольники, квадраты, спирали, круги. Отдавая дань стремлению общества к технократическойцивилизации, геометрический орнамент, олицетворявший единение человека и машины,словно соединял металлическую конструкцию с живой плотью. Совершенно новым орнаментальныммотивом явилось изображение машин, пароходов, локомотивов, самолетов, аэростатов.По сути, Ар Деко символизировал философию Нового времени, в которой соединилисьмашина и человек. Многочисленные зигзаги, ломаные линии, треугольники, квадраты,круги и эллипсы заполняли поверхность предмета, придавая ощущение активного, динамичногодвижения. Линии могли расходиться под разными углами, взрываться каскадом ниспадающихлучей. Круги, треугольники, квадраты чередовались, накладывались друг на друга,образовывали сплошной ковер, состоящий из повторяющихся элементов.
Особым пристрастиемк кривым линиям изигзагам отличались американские художники. Роль зигзагав архитектурном декоре или украшении предметов быта была столь значительна, чтопорой это явление, выделяли в отдельное направление, названное «стилем зигзага».Именно зигзаг, воплощавший сущность индустриального развития, стал основным художественнымсредством для выражения идеи стиля ар деко. Многочисленные композиции, сформированныепо принципу зигзага, представляли собой протяженные вертикальные прямые линии, сломанныепод прямым углом. Чарующая привлекательность Ар Деко прежде всего заключается вобразно – психологическом содержании, позволяющим создавать изящный и уютный интерьеродновременно и, чаще всего, завлекает состоятельных людей с тонким вкусом.
В построении орнаментаар деко не ограничился использованием геометрических мотивов. В отличие от американских,европейские художники продолжали развивать идеи растительных мотивов, наиболее популярнымисреди которых были листья, лилии, колосья, экзотическая флора джунглей. Нередковстречались мотивы струящейся воды, клубящихся облаков, солнечных лучей и т.п. Желаниезапечатлеть таинственный мир заокеанских стран, открывшийся европейцам во времяпутешествий в Африку, Малую Азию, Австралию, Мексику, Перу, выразилось в многочисленныхизображениях экзотических животных. Так появились оригинальные мотивы с использованиемобразов охотящихся тигров, парящих в высоте фламинго, притаившихся в зарослях дикихкошек, бегущих антилоп.
Восток, загадочныйи манящий, не мог не взволновать прагматичных европейцев. Китайские зонтики, традиционныеяпонские одежды, бамбуковые заросли, цветы сакуры отныне украшали крышки столешниц,тинки – панно. Некоторые декоративные элементы напрямую заимствовались из другихкультур. Образы индейцев доколумбовой Америки вносили национальный колорит в интерьерыгостиных, а туалетные столики и кресла в древнеегипетском стиле прекрасно смотрелисьв будуарах. Образ человека в орнаменте ар деко превратился в некий логотип – знакстиля. Женщины в коротких платьях с длинными бусами, в круглых шапочках и дорогихмеховых пальто, с мундштуками, мужчины в смокингах, котелках, фраках – все это частьизобразительного мира ар деко и лишь иногда – часть орнамента. Стремление к красоте,здоровью и физическому совершенству были главными идеями того времени. Поэтому атрибутыздорового образа жизни – бассейн, теннис и пр. – стали популярными образами орнаментальногодекора. Фактически, орнамент ар деко – это своего рода повествование, иллюстрациижизни, в которой царит безудержное веселье и торжествует гармония.
Орнамент ар декоразвивался в двух направлениях: конструктивный минимализм и эклектичный декоративизм.В первом случае орнаментальная композиция строилась с учетом формы и не заглушалаеё, во втором – один и тот же фрагмент многократно повторялся, заполняя всю поверхность.
Каждый из перечисленныхэлементов использовался художником крайне осторожно, не загромождая пространствои не навязывал себя зрителю. Там, где преобладала линия, зооморфные или антропоморфныеобразы встречаются крайне редко, выступая в качестве композиционных акцентов. Благодарясвоей графичности и многочисленной вариативности орнамент стиля ар деко стал чрезвычайнопопулярен у художников – графиков, мастеров по металлу, дереву и тканям. Воплощаясвои идеи, художники создавали неповторимый мир, в котором геометрические мотивыпереплелись с живыми формами. Используя язык образов, метафор и символов, орнаментар деко подготовил почву для развития графического дизайна.
Понятием Ар Декоопределяются общие закономерности художественного развития широкого культурногоареала искусства стран и народов мира, имеющих европейские корни или испытавшихглубокое воздействие европейской культуры. Возникновение этого явления можно наблюдать,начиная с 1908 -1912 годов, относящихся к так называемому переходному периоду, — времени, когда стиль Ар Нуво распадается и, подобно фейерверку, выбрасывает множествоидей, начинающих реализовываться и развиваться самостоятельно и образующих широкоеполистилистическое художественное пространство раннего модернизма. Другая границазавершения стилевого цикла определяется условно, потому что угасание стиля происходилопостепенно до конца Второй мировой войны.
При исследованиии сопоставлении предпосылок возникновения нового стиля в разных странах и регионахобнаружились его мировоззренческие, культурные и художественные корни в Европе,США и России. Родившись в Европе, данное художественное явление с начала 1920 –х годов получило продолжение и достигло расцвета в архитектуре, дизайне, рекламе,кино Соединенных Штатов. В России аналогичные процессы прослеживаются с 1910 – хгодов до начала 1950 – х г. Однако стиль существовал не только в границах единогокультурного ареала, включавшего страны с едиными европейскими истоками. Он сталмировым стилевым феноменом. После международного архитектурного конкурса на памятникХристофору Колумбу в Санто-Доминго (1929) Ар Деко распространился в странах ЛатинскойАмерики, затем в Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке. Он был единым и объединяющимодновременно, отражая международные культурные связи и художественное взаимодействиев искусстве разных регионов и континентов.
Возникнув в предметномхудожественном творчестве, Ар Деко охватил все виды традиционного искусства: живопись,графику, скульптуру (их станковые и монументальные формы), архитектуру, музыку,поэзию, а так же способствовал активному развитию новых – фотографии, кино, современногодизайна, рекламы.
Сложная целостностьАр Деко, его диалогичность, представляют собой качественно новый тип единства вразнообразии. Данное стилевое единство основывается на более высоком уровне структурноговзаимодействия: продуктивно работающих различий. При всем многообразии художественныхаллюзий и ассоциаций формы Ар Деко органичны. Эта органичность свойственна всемуровням его формирования. Он рождается естественно: уже в первичном элементе формыединство конструктивного и декоративного нерасторжимо. Одно является средством выражениядругого. Фактура – это будущая пластическая форма, цвет – живопись, их пространственноесоединение – архитектура. В принципах его формообразования заложено единство конструктивногои декоративного начал. Далее, на других уровнях синтез усложняется и достигаетсятем, что каждая составляющая задействована во всех структурах художественного ицелого: конструктивно- тектонической, содержательной (смысловой) и образно – символической.
Общие интеграционныепроцессы Ар Деко, развивавшиеся поэтапно, обновляли концепции синтеза при прохождении«зон доминирования»: модернистских течений, идей авангарда, программы конструктивизма,а затем и исторических тенденций. На каждом из этапов проблематика широчайшего художественногоспектра фокусировались определенным образом и, преломляясь, давала новый пучок направлений,уже не столь резко расходившихся и тяготевших к некоему стилевому стержню. Эта стержневаялиния обозначила компромиссный путь. На таком «срединном пути» были неизбежны большиепотери, утрата концепционной «чистоты» и полноты новых открытий, произвольная иповерхностная трактовка художественных идей, сама же «фигура стиля» при этом приобреталавсе более четкие очертания. Нереализованные идеи создавали «резерв», обеспечивалисвоеобразный «запас прочности» культуры.
Авангард – конструктивизм(функционализм, пуризм) – историцизм обозначили три фазы эволюции Ар Деко. Все перечисленныеособенности дают нам право характеризовать данное художественное явление как стиль.Благодаря восприимчивости к новациям авангарда, достижениям техники, влиянию региональныхтрадиций, а так же верности принципам, выработанным многовековым опытом художественноготворчества, Ар Деко приобрел универсальный характер, по праву заняв место современногофундаментального стиля. Популярность в самых широких слоях общества обеспечила устойчивый«потребительский» интерес и коммерческую привлекательность стиля. В сфере дизайнаи моды стиль успешно способствовал внедрению эстетики современной декоративности.Международный современный декоративный стиль обозначил некую «равнодействующую»,определил направление движения, идущего в фарватере общего художественного процесса.
Когда художникиАр Деко изготовляли сосуды для цветов, которые пропускали воду и были неустойчивы,отстаивали право исходить в своем творчестве не только из законов эргономики, поэтомувнесли важный вклад в развитие художественной импровизации, достигли высокого мастерстваинтерпретации.
Художники Ар Деко не были неоклассицистами.Под классичностью они подразумевали принцип творчества, в котором первенствуют художественнаялогика и требования строгого мастерства, завершенности и отточенности формы.
Проектный пафосвремени затронул и творчество художников Ар Деко, но их футурологические фантазииисходили не только из прославления технического прогресса, сколько из желаний найтив нем место для человека. Эти проекты отличают свобода фантазии, человеческая теплота,юмор.
Требованию времени«быть современным» в полном смысле слова сумел ответить только стиль Ар Деко.
«Флогистон» экспрессионизмаприсутствует в произведениях Ар Деко, пронизывает искусство века напряженной энергетикой,передавая трагическое содержание эпохи. Компромисс, заложенный в Ар Деко, дал возможностьсконцентрировать в художественном творчестве и держать в поле зрения практическивсю проблематику 20 века, разрешая сложные коллизии элитарной массовой культуры,отражая трагические и светлые стороны современной жизни, надежды, мечты и иллюзиичеловечества.
Благодаря широкомустилевому обобщению культура и цивилизация получают возможность увидеть свое отражениев зеркале истории: негативный опыт конфликтно-драматических противостояний, жестокости,насилия, войн и положительный этический опыт эпохи.
Сам метод стилевогообобщения выявляет тенденции устойчивого развития, дает пример преодоления «сегментарности»зрения культуры 20 века.
День ото дня интерьернаямода принимает все более изысканные формы выражения. Однако на фоне популярностисовременных направлений многие владельцы недвижимости по – прежнему тяготеют к классическойобстановке. В частности, одним из ориентиров при создании дизайна интерьера остаетсяискусство модерна и его разновидность ар деко – стиль богатый и многогранный в которомкаждый может найти для себя нечто новое и оригинальное. Именно поэтому сегодня,несмотря на эстетические идеалы века высоких технологий, он остается актуальнымдля оформления жилого пространства.
Смешенные интерьерыар деко производят впечатление скорее не единой композиции, а набора отдельных составляющихили предметов мебели, тканей, художественного стекла, бронзы керамики. Такую обстановкунередко называли «павильонами коллекционера». Порой она действительно напоминаламузейное собрание довольно разнородных вещей, нашедших пристанище под одной крышей.
Нетрудно заметитьаналогию с нашим временем, которое идеально подходит для стилизаций в духе ар деко.Сейчас невероятно ценны старинные предметы обстановки, их с удовольствием включаютв готовый интерьер, но и нередко строят его, исходя из имеющихся отдельных коллекционныхвещей, которым предстоит стать декоративными акцентами будущего облика квартирыили дома. Такая черта ар деко, как его эклектичность, становится весьма удобной,поскольку позволяет с определенной степенью вольности включать обстановку декоративно– прикладные фрагменты эпохи почти столетней давности.
По сути, законыпостроения жилого пространства в духе ар деко следуют тем же принципам, чтои обстановка дома в стиле модерн. Его особенностью было и остается наличие композиционногоцентра интерьера. Как правило, эту роль выполняет гостиная. Приветствуется и рабочийкабинет. Именно эти помещения могут стать наиболее благоприятными для стилизацийар деко, поскольку позволяют задействовать множество предметов и аксессуаров, напервый взгляд не обладающих особой функциональностью и значимостью. Мастерство дизайнераможет придать интерьеру необходимое настроение, а также выгодно подчеркнуть стильныеи коллекционные вещи в общей эклектичной обстановке. Ар деко «ратовал» за очищениеот декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразностии строгих утилитарных форм. Для архитектуры эпохи модерна обязательным считалосьналичие эркера. По возможности в архитектуре следует избегать прямых и рациональныхформ. Для ар деко, как и для стиля, модерн в целом, характерно нечто иное: сложныепереходы с этажа на этаж и винтовые лестницы, наличие нескольких уровней в одноми том же помещении и обнаруживаемые внезапно потайные комнаты, замысловатой формыоконные переплеты и обязательно изломанная крыша.
Зимний сад илипросторная застекленная терраса для загородной архитектуры того времени, считалсяедва ли не обязательным элементом. Принимая во внимание близость этого стиля к такомупонятию, как «промышленный дизайн», и учитывая развитие сегодняшних технологий строительства,не составит особого труда внести в планировку определенные оригинальные черты: ониусложнят пространство, приблизив к заветной цели – подчинить интерьер дома изысканномустилю ар деко. При имитации стиля, акцент следует делать на внутреннем оформлениипространства. Ар деко является настоящим кладезем возможностей для воплощения творческихфантазий дизайнера, свободно ориентирующегося в художественной стилистике и материаловеденииэтого направления. Составляющие обстановки в этом стиле обязаны соответствоватьсамому высокому уровню отделочных материалов. Для декорирования интерьера придетсяпотратить немалые средства, к тому же приложить максимум изобретательности. Традиционнымидля ар деко материалами считаются слоновая кость и перламутр, драгоценные камнии позолота. В интерьере непременно должны быть редко – экзотические покрытия: шагреневаякожа или шкурки ящериц. Не говоря об основных отделочных материалах вроде массиваредких пород и натурального камня. Древесина становится основным действующим персонажеминтерьера ар деко. Подойдет редкое пальмовое дерево проко, которое замечательносочетается с эбеновым. Для игры расцветок и фактур, характерны насыщенные оттенкикоричневого, все оттенки золотого, причем в сочетании со слоновой костью или перламутром.Что касается напольных покрытий, то предпочтение отдается паркету, причем в идеалехудожественному наборному. Огромную роль в формировании интерьера, играет текстиль.Но не только тяжелые атласные портьеры или натяжные потолки. Ткани встречаются ввиде материала для обивки мебели, настенных покрытий, тяжелых скатертей на столах,ковров, а так же множества ярких акцентов в виде декоративных панно, абажуров ит.д. нельзя забывать про бронзовые лампы и позолоченные подсвечники. Вазы из цветногохудожественного стекла и тяжелые, из камня, письменные приборы на секретаре, хрустальныелюстры и массивные торшеры.
Ар деко взял устиля модерн цветы, смешал с геометрией конструктивизма, добавил к ним свою страстьк экзотическим материалам и архаичным культурам и получил форму роскоши, не потерявшуюактуальность до сих пор. Последний десяток лет ар деко на гребне волны вообще повсему миру. Он – сама мода, мечта общества.
деко искусство стилистическийархитектурный

Библиография
1. «Стиль Ар Деко»; СтивенЭскритт, Бивис Хиллер; Искусство – 21 век.
2. «Формула стиля. Ар Деко:истоки, региональные варианты, особенности эволюции»; Татьяна Малинина Пинакотека2005 г. Москва.
3. «Орнамент стиля Ар Деко»;В.И. Ивановская, изд. «В. Шевчук» Москва 2008 г.
4. Журналы: Салон, Арт – журнал.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.