Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Омар Хайям: поэт, философ, математик

Предмет: КультурологияВид рабoты: рефератТема рабoты:Омар Хайям:поэт, философ, математик    
Мoсква,2009 г.

 
СОДЕРЖАНИЕ
 
1.Этапы жизни великого ученого
2.Омар Хайям – поэт и философ
3.Омар Хайям – астроном
4.Омар Хайям – математик
Заключение
Литература

 
1.Этапы жизнивеликого ученого
 
ОмарХайям (около 1048, Нишапур, — после 1122, там же) — всемирно известный классикперсидско -таджикской поэзии, ученый, математик, астроном, поэт и философ.Полное имя — Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури.
ОмарХайям прожил 75 лет. Родился в 1048 году в Нишапуре. Учился в Нишапуре, а затемв крупнейших центрах науки того времени: Балхе, Самарканде и др. Около 1069 г.в Самарканде Омар Хайям написал тракта «О доказательствах задач алгебры иаллукабалы». В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию вИсфахане. В 1077 г. завершил работу над книгой «Комментарии к труднымпостулатам книги Евклида». В 1079 г. вместе с сотрудниками вводит в действиекалендарь. В последние годы 11 века меняется правитель Исфахана и обсерваториязакрывается. Омар Хайям совершает паломничество в Мекку. В 1097 году работаетврачом в Хорсане и пишет трактат на языке фарси «о всеобщности бытия».Последние 10-15 лет жизни Хайям проводит очень тяжело в уединении в Нишапури,мало общается с людьми и много читает. Как сообщают историки, в последние часыжизни Омар Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сины (Авиценны). Он дошел дораздела «О единстве и всеобщности» философского сочинения, положил на книгузубочистку, встал, помолился и умер.
Творчество Омара Хайяма– удивительное явление в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, всегочеловечества. Его открытия в области физики, математики, астрономии переведенына многие языки мира и имеют историческое значение. Его стихи «жалящие какзмея» до сих пор покоряют своей предельной емкостью, лаконичностью,образностью, простотой изобразительных средств и гибким ритмом. Философия ОмараХайяма сближает его с гуманистами эпохи Возрождения («Цель творца и вершинатворения – мы»). Он ненавидел и обличал существующие порядки, религиозные догмыи пороки, царившие в обществе. Однако часто Хайям впадал в пессимизм ифанатизм, что было широко распространено в средневековье и особенно на востоке.Этот мир считался временным и преходящим. Богословы и философы того временипридерживались того мнения, что вечную жизнь и блаженство можно найти толькопосле смерти. Все это не могло не найти своего отражения в творчестве ОмараХайяма. Однако поэт также любил и реальную жизнь, протестовал против еенесовершенства и взывал наслаждаться каждым ее мигом, невзирая на то, чтосуществующие нравы и инквизиция не разделяли и преследовали подобные взгляды нажизнь.
Рубаи Омара Хайяма –классика средневековой восточной поэзии, которая и по сей день привлекает ксебе всех ценителей мудрого слова.
2.Омар Хайям-поэт ифилософ
 
ОмарХайям навсегда вошел в историю всемирной культуры не только как блестящийученый-энциклопедист, но и как прекрасный поэт и философ. Параллельно сзанятиями наукой создавал он свои бессмертные стихотворения, известные всемимиру.
Единственнойформой своих стихов Хайям избрал рубаи — четверостишия. Это исконно народнаяформа стихов, она бытует и поныне у персов и таджиков. Рубай Хайяма — своеобразная миниатюра, где целая жизнь, большое человеческое переживаниевключены в четыре строчки.
Лирическиестихи поэта о любви и дружбе, о поиске смысла жизни и о многом другом — оптимистичные и скорбные, практические и возвышенные, всегда наполнены глубокимфилософским смыслом.
Вдень завтрашний нельзя сегодня заглянуть,
Одналишь мысль о нем стесняет мукой грудь.
Ктознает, много ль дней тебе прожить осталось?
Нетрать их попусту, благоразумен будь.
Тыскажешь, эта жизнь — одно мгновенье.
Еецени, в ней черпай вдохновенье.
Какпроведешь ее, так и пройдет,
Незабывай: она — твое творенье.
Сердцек злу тебя клонит — так делай добро!
Можетузел распутать умело добро.
Еслиоба спешат стать навек твоим другом,
Тов друзья выбирай себе смело добро!
Тот,кто в сердце своем тайны духа познал,
Тотчитает в сердцах, кто б пред ним не стоял.
Самон — море, ныряльщик и жемчуг бесценный!
Вникнив мудрость того, что сейчас я сказал!
Живиправедно, будь тем доволен, что есть,
Жививольно, храни и свободу, и честь.
Негорюй, не завидуй тому, кто богаче,
Ктобеднее тебя, — тех на свете не счесть!
Нетеряй никогда в жизни мудрости суть,
Нетеряй, чтоб к добру или злобе прильнуть!
Ты— и путник, и путь, и привал на дороге,
Нетеряй же к себе возвращения путь!
Будешьлюдям служить — будешь ими любим.
Другомверным, желанным становишься им.
Мы— источник веселья — и скорби рудник,
Мывместилище скверны — и чистый родник.
Человек— словно в зеркале мир, — многолик,
Онничтожен — и он же безмерно велик.
Послушай,юноша, что старец, произносит —
Онтолько суть одну тебя постигнуть просит:
Недолжен ты дружить с безграмотным невеждой,
Недолжен труд вершить, что пользы не приносит.
Поэзиянепревзойденного мастера блестящих по остроумию и изяществу четверостишийпронизана стремлением к радостям земной жизни. Он прославляет человеческиечувства и подлинный, смелый и все постигающий разум. Справедливость, доброта,свобода, честность — вот идеалы для Хайяма.
 
Ис другом, и с врагом ты должен быть хорош!
Ктопо натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишьдруга — наживешь врага ты,
Врагаобнимешь — друга обретешь.
Мыне знаем, протянется ль жизнь до утра…
Такспешите же сеять вы зерна добра!
Илюбовь в тленном мире к друзьям берегите
Каждыймиг пуще золота и серебра.
Будьмудр и жалкий путь глупца себе не выбирай.
Кольщедр друг, в друзья скупца себе не выбирай.
Сердцалюдей открыты тем, кто помыслами чист,
Даривсем благо, но льстеца себе не выбирай.
Несмотри, что иной выше всех по уму,
Асмотри, верен слову ли он своему.
Еслион своих слов не бросает на ветер —
Нетцены, как ты сам понимаешь, ему.
Изначальнейвсего остального — любовь,
Впесне юности первое слово — любовь.
О,несведущий в мире любви горемыка,
Знай,что всей нашей жизни основа — любовь!
В своихбессмертных стихах Омар Хайям воспевал свободу, бичевал ханжество и лицемерие,высмеивал суеверие, отвергая веру в потусторонний мир. Обращаясь к Богу, Хайямпишет о несправедливости на земле:
Говорят,что ты смертных умеешь прощать,
Недозволишь грешить и не дашь обнищать.
Еслиты воскресишь меня ангелом светлым.
Тозачем меня черною книгой стращать?
Небо!Жалуешь ты почему подлецов?
Бани,мельницы — им, им — сиянье дворцов,
Человекблагородный и хлеба не видит,
Наплеватья на небо такое готов.
Когдаб я властен был над этим небом злым,
Яб сокрушил его и заменил другим.
Чтобне было преград стремленьям благородным,
Ичеловек мог жить тоскою не томим.
СтихиОмара Хайяма — своеобразный бунт против догм официальной религии.
Душойты безбожник с Писаньем в руке,
Хотьвызубрил буковки в каждой строке.
Безтолку ты оземь башкой ударяешь,
Ударьлучше оземь всем тем, что в башке!
Миромправят насилие, злоба и месть,
Чтоеще на земле достоверного есть?
Гдесчастливые люди в озлобленном мире?
Еслиесть — их по пальцам легко перечесть.
Япрезираю лживых, лицемерных
Молитвенниковсих, ослов примерных.
Ониже, под завесой благочестия,
Торгуютверой хуже всех неверных.
 
Затакие стихи поэт подвергался нападкам духовенства и, изливая душу в своихчетверостишиях, часто недоговаривая, скрываясь за намеками, сохранил свою жизньтолько благодаря покровительству высоких правителей. В одном из своихстихотворений Хайям пишет:
Тооблечет судьба меня в шелка,
Тообдерет, как дольку чеснока,
Нооб ее капризах долго думать —
Такпревратишься скоро в старика.
Нонадо заметить, что ученый-поэт тяжело переживал свою постоянную зависимость отбогатых меценатов, отсутствие свободы личности. Он пишет:
О,если б каждый день иметь краюху хлеба,
Надголовою кров и скромный угол, где бы
Ничьимвладыкою, ничьим рабом не быть-
Тогдаблагословить за счастье можно небо.
Лучшевпасть в нищету, голодать или красть,
Чемв число блюдолизов презренных попасть.
Лучшекости глодать, чем прельститься сластями
Застолом у мерзавцев, имеющих власть.
Долголь будешь ты всяким скотам угождать?
Толькомуха за харч может душу отдать!
Кровьюсердце питайся, но будь независим.
Лучшеслезы глотать, чем объедки глодать.
Лучшемыкать нужду и невзгоды с ослом.
Чемс презренным сидеть за обильным столом.
Лучшечерствую корку глодать в одиночку,
Чемхалвой угощаться с вельможным ослом.
 
На самом же деле великий ученый былглубоко верующим человеком. Его истинная вера выражалась в его стихах:
Естьмного вер, и все несхожи…
Чтозначат — ересь, грех, ислам?
Любовьк тебе я выбрал, Боже,
Всепрочее — ничтожный хлам.
Мусульманин,еврей иль язычник ты есть —
Жертвуйжизнью, чтоб душу до Бога донесть.
Будьпрямой, как стрела, в соблюдении веры!
Иль— лежать в колчане тебе скромная честь.
ТолькоБог! Ничего больше нет, знаю я,
Мнео том рассказала тетрадь Бытия.
СветомИстины сердце едва озарилось —
Отневерья очистилась вера моя!
Ты,стремящийся в вечность дорогу найти,
Можешьв светлой молитве ты много найти.
Бог— в тебе, а великое небо есть в сердце,
Лишь в себе — где еще тебе Боганайти?
 
Читая стихи, предложенные выше, и другие,убеждаемся и понимаем, что перед нами глубокий философ, великий гуманист ижизнелюб, человек независимого, гордого духа и трагической судьбы.
 

 
3.Омар Хайям – астроном
 
Отземной глубины до далеких планет
Мирозданьязагадкам нашел я ответ.
Отзенита Сатурна до чрева Земли
Тайнымира свое толкованье нашли.
Яраспутал все петли вблизи и вдали...
Этимистихами можно начать рассказ об увлечении Омар Хайям астрономией.
Благодаряпокровительству одного из министров сельджукского султана Маликшаха в распоряжениеОмара Хайяма была предоставлена обсерватория в Исфахане.
Проводяастрономические наблюдения, Хайям стал подлинным революционером в науке. Онсчитал, что Земля, как и другие небесные тела, движется в бесконечномпространстве Вселенной, вращаясь вокруг своей оси. Он утверждал, что Вселеннаяникогда не была создана — она существовала вечно. Хайям учил, что только наукаможет открывать законы природы и заставлять природу служить людям. Он составил«Маликшахские астрономические таблицы», он работал над реформой иранского,солнечного календаря.
Мыдля плоти Вселенной — душа ее, суть,
Мы,кому в ее тайны дано заглянуть.
Присмотрись- лучше нас ничего нету в мире,
Мысвязуем миры, между ними наш путь.
 
ОмарХайямом была предложена интересная система солнечного календаря. По нейвисокосными годами должны были считаться восемь лет из каждых 33. В среднемпродолжительность года по Хайяму составляет 365 и 8/33 суток. Погрешность всего19 секунд в год, точнее современного времени на 7 секунд. Год начинался со днявесеннего равноденствия, т. е. соответствовал ритмам природы и сельскимработам. Весенние и летние месяцы такого года длились 31 день, все месяцывторой его половины — 30 дней. В простые годы последний месяц имел 29 дней.Календарь Хайяма дает ошибку в один день за 5000 лет, тогда как нынешнийГригорианский календарь дает ошибку в один день за 3330 лет. О своем календареХайям говорит в стихах:
Ярассчитал — твердит людей молва —
Весьход времен. Но дней ведь только два
Изъялнавек я из календаря:
Тот,что не знаем, — завтра, не вернем — вчера.
 
Реформакалендаря была осуществлена в 1079 году; он действовал в Иране почти 900 лет ибыл отменен только в 1976 году.
«Эй,видящий вращенье небосвода,
Непомнящий, что смерть стоит у входа,
Очнись,взгляни хоть мельком, как с людьми
Жестокосерднопоступают годы!»— с горечью писал Омар Хайям.
В1092 году после смерти Маликшаха обсерватория была закрыта.
Кромеастрономии и математики, Омар Хайям увлекался географией, написал несколькотрактатов по естествознанию. Как настоящий ученый, он был скромен, сознавал,что лишь очень небольшая часть всех тайн Вселенной известна ему. Он писал:
Меняфилософом враги мои зовут,
Однако,— видит Бог, — ошибочен их суд.
Ничтожнеймногого я: ведь мне ничто не ясно.
Неясно даже то, зачем и кто я тут.
4.Омар Хайям-математик
Математическиесочинения, дошедшие до наших дней, характеризуют Омара Хайяма как выдающегосяученого своего времени. Он сыграл большую роль в создании и развитии алгебры. Вотчто пишет он об алгебре:
«Алгебраесть научное искусство. Ее предмет — это абсолютное число и измеримые величины,являющиеся неизвестными, но отнесенные к какой-нибудь известной вещи так, чтоих можно определить. Это известная вещь есть количество или индивидуальноопределенное отношение, и к этой известной вещи приводят, анализируя условиезадачи; в этом искусстве ищут соотношения, связывающие данные в задачахвеличины с неизвестной, которая вышеуказанным образом составляет предметалгебры. Совершенство этого искусства состоит в знании математических методов,с помощью которых можно осуществить упомянутые определения как числовых, так игеометрических неизвестных… Алгебраические решения производятся лишь спомощью уравнений».
Этопервое дошедшее до нас определение алгебры как науки означает: алгебра — этонаука об определении неизвестных величин, состоящих в некоторых отношениях свеличинами известными. Определение неизвестных осуществляется с помощьюсоставления и решения уравнений.
Первыйматематический трактат Омара Хайяма «Трудности арифметики» пока не обнаружен.Из других работ известно, что он содержит сведения о разработанном им общемприеме извлечения корня любой степени с натуральным показателем «методоминдийцев». Основываясь на известных фактах, ученые предполагают, что Хайямоткрыл формулу возведения двучлена a+b в степень n. Славу Омару Хайяму, какалгебраисту, принесла теория геометрических решений алгебраических уравнений.Он изложил ее в трактате «О доказательствах задач алгебры и ал – мукабалы».
О.Хайямвпервые высказал мысль о том, что уравнения третьей степени не решаются спомощью «свойств круга» (т.е. с помощью циркуля и линейки), он подчеркивал, чтоих можно решить только с привлечением конических сечений.
О.Хайям далполную классификацию кубических уравнений, имеющих положительные корни. Онвыделил 19 классов; из них 5 сводятся к линейным и квадратным… Для остальных14 классов он указал метод решения с помощью конических сечений – параболы,равносторонней гиперболы, окружности.
Трактат«Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» состоит из трех частей.
Первая частьпосвящена теории параллельных линий. Стремясь доказать 5 постулат Евклида,Хайям сформулировал принцип, на котором основано его доказательство: «Двесходящиеся прямые пересекаются, и невозможно чтобы прямые расходились внаправлении схождения». Кроме того, в первой части трактата рассматриваетсячетырехугольник с двумя прямыми углами при основании и равными боковымисторонами. Ученый исследовал величину двух других углов четырехугольника.Используя свой принцип, Омар Хайям опроверг гипотезу острого и тупого углов, азатем доказал 5 постулат.
О взаимосвязигеометрии с арифметикой Хайям пишет так: «Геометрия нуждается в числах».
Во второй итретьей частях трактата О.Хайям анализирует античную теорию отношений и учениео числе. Средневековый ученый внес значительный вклад и создание понятиядействительного числа. Понятие иррационального числа стало равноправным счислом рациональным.
В трактате«Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле»рассматривается известная классическая задача, решенная Архимедом.
Эпиграфом кнаучной деятельности Омара Хайяма можно выбрать строчку из одного четверостишия
«Япознание сделал своим ремеслом…»
Омар Хайямработал в крупнейших научных и культурных центрах Средней Азии – Балхе,Самарканде, Исфахане, Бухаре, где прославился как великий математик. Егоприглашали ко двору многие властители Востока. Правитель Бухары в знакнаивысшего уважения сажал его для беседы рядом с собой на престол. В Исфахане прошлинаиболее плодотворные 18 лет жизни ученого. Он стал приближенным султана, ноотказался принять власть над родным городом Нишапуром, говоря, что «не хочетуправлять людьми, приказывать и запрещать, а хочет посвятить себя науке илюдям». Омар Хайям пишет:
Хорошо,если платье твое без прорех,
И о хлебенасущном подумать не грех.
А всегоостального и даром не надо-
Жизньдороже богатства и почестей всех.
О своихзанятиях наукой он пишет так:
Не былапознанья жажда чуждой сердца моего,
Мало тайносталось в мире, недоступных для него.
Семьдесятдва долгих года размышлял я дни ночи.
Лишьтеперь уразумел я, что не знаю ничего.
О том, какмного работал ученый, видно из строк:
Мнемудрость не была чужда земная.
Разгадкитайн ища, не ведал сна я.

Заключение
О Хайяме высказывалипротиворечивые мнения. В конце прошлого века русский востоковед В. Жуковскийдал такую характеристику Омару Хайяму: «Он вольнодумец, разрушитель веры; он –безбожник и материалист; он – насмешник над мистицизмом; он – правоверныймусульманин, точный философ, острый наблюдатель, ученый…. Он не простобогохульник, а воплощенное отрицание противоположной веры; он – мягкая натура,преданная более созерцанию божественных вещей, нежели жизненным наслаждением;он – скептик; он – персидский Абу – ала, Вольтер, Гейне»
Его трудыпринесли огромную пользу в развитии наук, а замечательные рубаи до сих пор покоряютчитателей своей предельной емкостью, лаконичностью, простотой изобразительныхсредств, гибким ритмом.
Хайямстрастно желал переустройства мира и делал для этого все, что в его силах:открывал законы природы, устремлял взгляд на звезды, вникал в тайны мирозданияи помогал людям освобождаться от духовного рабства. Он видел, что все религиисковывают человеческий дух, силу его разума, и понимал, что толькоосвободившись от этого, человек сможет жить свободно, счастливо.
В настоящеевремя О.Хайяма по праву оценивают как одну из самых видных фигур в историимировой поэзии и науки. Его работы переведены на все основные языки мира.
Пророческимиоказались слова Хайяма:
Не тоскуйже! Пока этот мир будет жить,
Людям имятвое и твой след не забыть.
Пока натебе движутся стройно светила.
Мысль твоя– это к сути незримая нить.
ИмамХорасана, Ученейший Муж Века, Знаток Истины, Царь Философов Востока и Запада – таков неполный список почетныхтитулов Омара Хайяма в зените славы.
На Востоке вовремя творчества Хайяма были известны такие ученые математики как Мухаммед аль– Хорезми (727-ок.850) впервые дал изложение десятичной позиционной нумерации сприменением индийских цифр, его трактат по алгебре стал основой созданияалгебры как науки. Астроном и математик Абу Рейхан Бируни (10-11век), «Книгавразумления начаткам науки о звездах» кратко изложил арифметику, алгебру игеометрию в виде вопросов и ответов, что делало знания более доступным дляпонимания; в других работах рассмотрел некоторые вопросы из арифметики,алгебры, геометрии и тригонометрии, достаточно точно определил размеры земли.

Литература
·Е. Ефимовский. След колесницы. — Д., 1988.
· О. Хайям. Рубай — сборник стихов./ Сост. III. Шамухамедов. — Институт рукописей им. Х.С. Сулейманова АН УзССР, 1983.
·Г.И. Глейзер, История математики вшколе. – М., 1982.
·Д.Я. Стройк. Краткий очерк историиматематики. — М., 1969.
· А.П. Юшкевич. О. Хайям и его«Алгебра». — М., 1948.
· А.П. Юшкевич. О математике народовСредней Азии в IX-XVвв.
·А.П. Юшкевич. История математики всредние века.
·Словарь юного математика.
·Математика в школе. № 2/89.
·Омар Хайям. Трактаты. — М., 1962.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :