Реферат по предмету "Культура и искусство"


История самарского православного зодчества

XIII РАЙОННЫЕ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Секция: История православной церкви

Реферат по теме:
История самарского православногозодчества

Самара 2010

Содержание
Введение
Глава 1. История строительстваправославных святынь в г. Самара в период 1586 – 1917 гг.
1.1 Храмовое строительство в г.Самара в 1586-1850 гг.
1.2 Православное зодчество в г.Самара в 1851- 1917 гг.
Глава 2. Судьба самарских храмов 1917– середина 1980 гг.
2.1 Самарские храмы в начальныйпериод советской власти. 1917- 1930 гг.
2.2 1930-е гг. — первая волна репрессийпротив церкви
2.3 Церковь в годы ВеликойОтечественной Войны
2.4 1960-е гг. — вторая волнарепрессий против церкви
Глава 3. Возрождение православия — середина 1980-х -2010 гг.
Заключение
Список литературы

Введение
Православная религияявляется хранителем мудрости и опыта русского народа. Ведь недаром, слово культурапроисходит от слова культ. «То, чему, как и кому поклоняется народ- культ,определяет мировоззрение и нравственное лицо народа, а уже затем на этомдуховном фундаменте укрепляется духовная жизнь и возрастает здание культурынарода»- сказал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.
Сейчас мы являемсясвидетелями резко возросшего интереса к религии. Журналисты определили нашевремя как век нового крещения Руси: восстанавливаются разрушенные храмы,строятся новые церкви. Это возросшее строительство объясняет интерес к историикультового зодчества. Судьба культового зодчества сегодня, когда мы подводимитоги наших потерь, стала одной из актуальных тем истории. Вопрос о сохранениикультовых построек у многих не вызывает сомнений. На повестку дня выступаютдругие проблемы, требуют ответа вопросы: какие из культовых зданий надовосстанавливать в первую очередь, какова их художественная и историческаяценность и какую функцию они должны выполнять после реставрации? Уместнонапомнить, что на территории Самары сохранилось более десятка бывших культовыхпостроек, а в нашей области их насчитываются сотни.
Даже при поверхностномобзоре этих полуразрушенных и искаженных переделками зданий становитсяочевидным, что многие из них могли бы стать архитектурными памятниками.
Однако за годы забвениянаша память основательно очистилась от самой истории культового строительства,а без нее вопросы восстановления и реставрации памятников остаются нерешенными.
Объект исследования — русское православное строительство.
Предмет изучения – история православного зодчества в г.Самара.
Цель данной работы — проследить историю и выявитьособенности развития православного строительства в г. Самара.
Задачи:
1) Выделить этапыкультового зодчества в нашем городе.
2) Определитьособенности выделенных периодов.
3) На основаниисохранившихся документов и научной литературы проследить связь строительстваправославных святынь с культурной, политической и общественной жизнью города.
Гипотеза исследования:на протяжении 1586 –2010 гг. на самарское православное зодчество большое влияние оказывала общественно-политическаяи культурная политика государства
Методы исследования:
1) Теоретическийанализ источников и литературы
2) Описание
3) Сравнительныйанализ
4) Искусствоведческийанализ
Хронологические рамкиработы: 1589 — 2010гг.
Наибольшее значение дляданной работы составили следующие книги:
1. Историко-церковнаяэнциклопедия «Православные святыни самарского края», в которой подробно описаныправославные святыни Самары: соборы, церкви, часовни города и его предместий,так же храмы при учебных заведениях, больницах, предприятиях и кладбищах. Особенноважно то, что данная книга содержит большое количество ранее не опубликованныхиллюстративных и информационных материалов, сведений.
2. Справочник «Монастырисамарского края (XVI-XX вв.)», где содержатся сведения обистории монастырей самарского края, с момента их основания до закрытия, а также о монастырях возрожденных в начале 90-х годов XX века.
3. Историко-статистическийочерк «20-тилетие Самары как губернского города», в котором подробно описаны историимногих самарских храмов.
4. Учебное пособие «Очеркисамарской епархии», где говорится о деятельности самарской епархии на протяженииXIX-XX вв.
Таким образом,научнаязначимость данного исследования заключается в том, что вопрос об историиразвития православного строительства в г. Самара в целом и ее периодизации ввышеуказанных изданиях не достаточно изучен.
Работа имеет следующую структуру:
В первой главе исследования дается подробнаяхарактеристика православному зодчеству в г. Самара в эпоху царской власти,когда авторитет церкви был высок, и в Самаре, как и во многих городахРоссийской империи возводились православные святыни.
Вторая глава научной работы посвящена историисамарских храмов, церквей и соборов в годы советской власти. В периодсоветского правления отношение к церкви в г. Самара было не всегда одинаковым.Так, в 30-е и 60-е гг. атеистическая пропаганда была наиболее сильной исопровождалась страшными репрессиями против православной церкви, а в годыВеликой отечественной войны и сразу после ее окончания давление на церковьпрактически не осуществлялось, поскольку она была одним союзников в борьбе снемецкими захватчиками. Данная глава ограничивается рамками середины 80-х гг.(а не 1991 г.), так как именно в это время в СССР начинается «бум православногостроительства».
В третьей главе говорится о периоде возрожденияправославных святынь в период с середины 1980-х гг. до настоящего времени.Данный этап характеризуется бурным строительством новых православных храмов вг. Самара, а также возрастающим интересом к культовой архитектуре в целом.

Глава 1. Историястроительства православных святынь в г. Самара в период 1586 – 1917 гг.
 
1.1 Храмовоестроительство в г. Самара в 1586-1850 гг.
Первые самарскиеправославные храмы были деревянными и, к сожалению, не сохранились. Однако порисункам, гравюрам и воспоминаниям средневековых путешественников можноконстатировать, что возникли они почти одновременно с Самарской крепостью — в 1586г.
По сведениям первого исследователяхрамового строительства К.И. Невоструева рядом с крепостью стояли два монастыря:Спасо-Преображенский мужской и Спасо-Преображенский женский. МонастыриСамарского края являлись не только оплотом церкви и памятниками архитектуры ониимели духовно- нравственное, просвятительное, хозяйственно- экономическое ивоенно-оборонное значение. Каменная Спасо-Преображенская церковь женскогомонастыря по монастырской описи 1764 года описана так: «каменная, двуглавая,длинны 10 сажень, ширины на 5,5 сажень, крыша на церкви деревянная. Колокольнякаменная, осьмериковая с пятью колоколами». В архитектуре Спасо-Преображенскойцеркви все было крайне просто. Даже по фотографии несложно выявить главныесоставные элементы постройки: под куполом, в четверике, находилась собственноцерковь, под колокольней- притвор, а в узком помещении между четвериком иколокольней размещалась трапезная. Подобная схема расположения церковных помещенийявлялась строительным каноном. Мастера, возводившие церковь, довольствовалисьсамыми обычными и скромными средствами художественной выразительности. Фасадыздания не несли никакого декора, они лишь расчленялись лопатками,соответствующими внутренним конструкциям стен. В 60-х гг. девятнадцатого векахрам перестраивался. После этой реконструкции западный фасад принял видпостроек классицизма.
Монастыри были закрыты в соответствии с политикой правительства,направленной на ограничение церковного и монастырского землевладения, в интересахдворянства.
Следующийэтап культового строительства Самары приходился на 1830-1840-е гг. В это времяСамара относилась к Симбирской губернии и была небольшим уездным городом, почтисплошь застроенным деревянными домами. В этот период в городе находилось двекаменные церкви — Во имя Казанской Божьей матери с приделом НиколаяЧудотворца и Преображения господня с приделом Благовещения божьейматери- и одна деревянная церковь- Во имя Вознесения Господня с приделомархангела Михаила.
Однакоспустя несколько десятилетий в первой половине девятнадцатого века в уезднойСамаре построили три каменных храма в стиле классицизм: Успенский,Спасо-Вознесенский и Троицкий. Успенская церковь располагалась рядом сВолгой. Автором проекта Успенской церкви являлся архитектор Михаил ПетровичКоринфский. Имя этого зодчего известно в разных городах Поволжья: в НижнемНовгороде, Симбирске, Казани. Сооружение было задумано и осуществлено в строгихклассических архитектурных формах и, с учетом скромных возможностейпровинциального города, почти лишено декоративного убранства. Здание былоотмечено печатью мастерства зодчего, который сумел достичь в этой постройкепростоты, цельности и ясности.
Индивидуальным художественным обликом обладал Спасо-Вознесенский собор. Онпредставлял собой однокупольную базилику с колокольней увенчанной тонкимшпилем. Собор стоял на вершине крутого оврага, возвышаясь над окружающимпространством и Волгой. Живопись в соборе была выполнена известным художникомКочаевым А.П… По рассказам очевидцев собор имел богатое внутреннее убранство — престол, наамвонные подсвечники и главный престол — серебряные, а местные иконыбыли украшены позлащенными ризами с натуральными камнями. К моменту образованияСамарской губернии Спасо-Вознесенский храм считался лучшим в городе. В 1851 г.он получил статус кафедрального собора. Спасо-Вознесенский собор, будучи более40 лет главной святыней города, повидал всех именитых гостей Самары. Егопосещали и коронованные особы, и политические деятели, и многочисленныепаломники.
10 мая 1993 г. после молебна, совершенного в храме владыкой, началась егореставрация. Проект реконструкции разработали архитекторы В.А. Самогоров и В.Л.Пастушенко. 1 октября 1997 г. на храм водрузили главный купол, а летом 1999 г. восстановили56-метровую колокольню. К настоящему времени внутренний и внешний (купол иколокольня) вид восстановлен в первозданном облике. 18 октября 1999 г. общинебыло передано 2-х этажное здание, построенное во дворе собора. Оно былокапитально отремонтировано, и с 2000 года в нем помещается богадельня,воскресная школа, и церковная библиотека с читальным залом. В настоящее времявокруг храма возводится каменная ограда.
Таким образом,культовое зодчество Самарской крепости и уездной Самары имело свои особенности:первые храмы строились деревянными, затем каменными. Для каменных храмов использовалсяместный строительный материал: камень, самарский кирпич, известняк. Большинствохрамов несли на себе печать классического стиля с минимальным количеством декоративныхукрашений. Внутреннее убранство большинства из них было также достаточно скромно.
1.2 Православноезодчество в г. Самара в 1851- 1917 гг.
православныйсвятыня самарский храм
В 1851-1917-е годыпроизошло два важнейших события в жизни города и всего края — учреждение вянваре 1851г. новой Самарской губернии и открытием в марте 1851г. Самарскойепархии. С этого момента Самара становится административным и духовным центромобширного края. В связи с этим город стал разрастаться, возрастали промышленныепредприятия, в Самару стремилось большое количество людей, появиласьнеобходимость в возведении храмов.
По инициативекупцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церквикварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию(Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревяннойцеркви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотныепожертвования. Ходатайство было одобрено. На строительство Покровской церквиАнтон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходына каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. 14 сентября 1857 годаепископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладкепервого каменного придела храма участвовал святой праведный ИоаннКронштадтский.
АрхитектураПокровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века.Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом ивмещает до 2000 человек. Строго симметричное сооружение с характерным силуэтомпяти глав и колокольней. Пирамидальность силуэта создается за счет угловыхсильно пониженных частей храма и свечи центрального шатра колокольни. Вархивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма былиукрашены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннееубранство храма было весьма богатым: алтари были облицованы искусственныммрамором, стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким иКнязевым. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальныеведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквейпо своему благоукрашению». В течение 60 лет Покровская церковь получалащедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию иремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов,приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. При этом АнтонНиколаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпелпоказной стороны благотворительности. Простота и искренность его былиудивительны: «Деньги есть — надо строить», — говорил он.
Однако самымзначимым событием второй половины XIXв. было строительство Кафедрального собора. Он также был построен напожертвования горожан в честь чудесного спасения Государя императора от покушения.Храм разрабатывал профессор архитектуры Эрнст Иванович Жибер. Наш СамарскийСобор стал его главным творческим достижением. Кафедральный Собор в Самарестроился 25 лет. В зимнее время строительство прекращалось. 29 августа 1971года царь Александр II собственноручнозаложил камень в строящийся Храм. В 1886 году возведена колокольня, 22 октября1887 года водрузили крест на главный купол, а в 1893 году на колокольню былподнят большой колокол «Благовест» (14080 кг), отлитый на средствакупца Д.В.Кирилова в Москве на заводе Финляндского. [3]
Храм былпостроен в византийском стиле. Это направление в архитектуре былоолицетворением официальной доктрины, представляющей союз церкви как символидеологический и самодержавия, как символ политический. Проекты храмов в форме византийскойархитектуры поддерживались как образцы национальной архитектуры.Культивировался 17 век, время утверждения на престоле династии Романовых. Византийскиемотивы кафедрального собора: полусферические шлемовидные купола, прямовырастающие из барабанов, тройные арочные окна, сложность объемов, обилиедекоративных кирпичных деталей. Храм был богато украшен. Три золоченыхиконостаса разработал известный самарский архитектор А.А. Щербачев. Для росписиикон пригласили мастеров из Палеха. Одна икона, Святителя Алексия была написанапо заказу губернатора Свербеева, самарским иконописцем, рожденным без рук иног, крестьянином села Утевка Бузулукского уезда.- Григорием Журавлевым.Церковная утварь: бронзовая, золоченая, серебряные и золотые иконы, медные,вызолоченные кресты выполнены были московскими мастерами. Запрестольная иконабыла написана академиком А.Н. Новоскольцевым. Кафедральный Собор в Самарестроился на века, однако, прожил чуть больше времени, чем возводился…
Последняя каменная церковь, возведенная в Самаре перед началом революции — Петропавловская церковь. Своим современным видом церковь обязанаархитектору А.А. Щербачеву, перестроившему здание в конце XIX в. Единственнымблаготворителем, взявшим на себя все расходы по возведению церкви, явился купецАндрей Наумович Головачев. Ее построили за два строительные сезона и 26сентября 1865 г. освятили во имя апп. Петра и Павла. Архитектура храма былавыдержана в русском стиле. Две шатровые главки венчали объем настоящей церкви иколокольни. Внешние фасады были оштукатурены и выбелены. Первоначальные размерысоставляли 9 на 17 метров.
В русском стиле, изкрасного кирпича с белокаменными украшениями и небольшой главкой навосьмигранном шатре, по проекту А. Щербачёва в 1890 году в Самаре была такжепостроена часовня во имя небесного покровителя Самары Святителя Алексия.Она являлась украшением набережной города, на которой размещались торговые рядыи причалы.
Часовня имела одну главу,стены её снаружи украшали майоликовые цветные изразцы различных величин и форм,изготовленные товариществом “М.С.Кузнецов и К”. Купол венчал бронзовый,“вызолоченный через огонь” крест изящной работы. Сделали его умельцы литейноймастерской товарищества “А.М.Постников и К” в Москве. А заплатил заизготовление креста 700 рублей и пожертвовал его для часовни гласный Самарскойгородской думы купец Георгий Иванович Курлин.
Кроме приходских храмов впериод 1850-1917 годов строятся огромное количество домовых церквей. Одной изсохранившихся построек является церковь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии,что была построена при Мариининском сиротском приюте для девочек. Архитекторхрама — А.А. Щербачев. Он построен был в традициях русского московскогоархитектурного стиля.
Середина XIX в. — это время возрождения монастырейна Волге. 12 октября 1850 года в Самаре была основана община сестёр милосердияПервоначально община располагалась на улице Мечетной – ныне Самарской. Но тамне было воды, а до реки далеко. И тогда самарские купцы И.Н. Синягин и М.Н. Назаровпожертвовали общине свои загородные земли на берегу Волги. Через десять лет, 21августа 1860 года вышел указ Святейшего Синода о преобразовании общины вженский общежительный монастырь. Он получил название Иверский по имени иконыИверской Божией Матери, подаренной самарской благотворительницей Е.С. МарихинойСо временем обитель была обнесена каменной оградой. Здесь было построенонесколько храмов и 17 корпусов, в которых находились покои игуменьи ипослушниц, а также хозяйственные службы. Монастырь имел прекрасные мастерские:золотошвейную, белошвейную, ткацкую, ковровую, переплетную, иконописную. Именноздесь в 1876 году было вышито знаменитое Самарское знамя. В 1889 году приИверском монастыре было открыто училище для девочек, в котором обучалось около100 юных жительниц Самары. А годы Первой мировой войны в монастыре былаустроена больница для раненых солдат и приют для девочек-сирот. Послушницыбесплатно шили белье и одежду для воинов. [14]
Таким образом, период Самары – губернской столицы, можно считать временемрасцвета культового зодчества.
Бурный рост экономики способствовал строительству в городе замечательныхархитектурных памятников.
Отличительной особенностью православного строительства этого периодаявляется возведение храмов на добровольные пожертвования известных купцовнашего города.
Они строятся в основном из кирпича и камня по проектам известных в странеархитекторов. Предметы культа и утварь заказываются у лучших мастеровСанкт-Петербурга и Москвы.
В архитектуре активно используются элементы русского московского стиля.Возможно, это было результатом возросшего самосознания наших предков.

Глава 2. Судьбасамарских храмов 1917 – 1980 гг.
 
2.1 Самарские храмы вначальный период советской власти. 1917- 1930 гг.
1917 г. открыл новуютрагическую страницу истории. После революции положение церкви изменилось. 21января 1918 года опубликован декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Оботделении церкви от государства и школы от церкви». С этого момента начинаетсяодна из самых ужасных страниц в истории Русской Православной церкви. Кампаниягонений на православные обители стремительно набирала силу. Начинается массовоезакрытие монастырей и церквей, изымаются здания и церковная утварь. [17]Самарские храмы не стали исключением.
В феврале 1918 года сталоизвестно об убийстве большевиками в Киеве митрополита Киевского и ГалицкогоВладимира. Наш город ужаснулся этому событию. Именно в Самаре владыка Владимирначинал своё служение. Он был в нашем городе не долго, но оставил заметный следв области благотворения. Им было основано просвятительное епархиальноебратство. В тяжелое время эпидемий и холеры он создавал приюты для детей сирот,оказывал помощь на свои средства голодающим зимой 1892 года.
Чтобы защититьправославные святыни, собор Православной Российской церкви, обратился своззванием «к православному народу», где призывал всех верующих объединитьсявокруг храмов для их защиты. Так было положено начало самарскому совету Советовправославных общин. Зимой 1918 года был организован всенародный крестный ход. Внем принимали участие и жители окрестных сел: Подгор, Выползово, Рождествено.Этот крестный ход получил оценку антисоветского. В марте 1918 года былазахвачена самарская духовная консистория, дела опечатаны и поставлена стража.
С осени 1918 годакомиссариат по вероисповедным делам стал называться Самарской губернскойкомиссией по отделению церкви от государства. Была проведена инвентаризация всамарских храмах, было изъято церковных капиталов на 846 тыс. рублей. Осенью1918 года было закрыто 10 домовых церквей, расположенных при общественныхучреждениях. Были взяты на учет капиталы свечного завода, закрыты текущие счетахрамов. В это же время из ведения религиозных общин изымаются кладбища.
В 1921 году на Самаруобрушилась сильная засуха. Поволжье поразил сильнейший голод, который привел кмассовой гибели людей. Только с июля по ноябрь включительно от голода иболезней умерло 14700 человек. [9] />../../../Documents andSettings/V/Local Settings/Temp/Рабочий стол/Новаяпапка/xii-pantuhina.htm — n6Появляются предложения об изъятии ценностей церкви в помощь голодающим.На основании Декрета ВЦИК от 27 декабря 1921 года «о драгоценностях в церквях имонастырях» было произведено массовое изъятия из храмов золотых и серебряныхвещей, драгоценных камней. Из храма Вознесения Христова было сдано 4 пудасеребряных культовых предметов, включая уникальный шедевр — серебряноеоблачение главного престола. Из храмов Иверского женского монастыря было изъято2,5 фунта золотых предметов, 4 пуда серебряных. Согласно отчету по самарскойгубернии было изъято: золота- 2 фунта, серебра- 102 пуда, с марта по май 1922 — 148 фунтов бриллиантов и изумрудов. [9] Никаких волнений, вооруженныхвыступлений по поводу изъятия ценностей в Самарской губернии не было, былстрашный голод, стали реальностью страшные случаи людоедства. После ареста св.патриарха Тихона, церковная жизнь в Самаре замирает. Некоторые священникиначинают отрекаться от сана.
Безусловно, эти меры были вынужденными. Однако процесс наступления направославные обители набирал силу. 27 января 1922 года Самарская губернскаякомиссия по отделению церкви от государства утвердила Инструкцию по переучетуимущества церквей, монастырей и других молитвенных учреждений всехвероисповеданий. Инструкция регламентировала порядок учета изымаемых ценностей(в первую очередь из наиболее богатых храмов, церквей и часовен), передачуцерковного имущества государственным учреждениям. Однако на местах во многихслучаях этот процесс проходил хаотично, в результате церкви нередкоподвергались разграблению.
27 декабря 1929 года Пленум Самарского городского Совета принял решение оснятии колоколов с церквей. В протоколе пленума говорится: «…Учитывая решениясобраний рабочих по предприятиям с требованием о снятии колоколов с церквей дляиндустриализации страны, а также широкое движение советской общественности,поддерживающее эти требования, основанные на твердом решении пролетариата,Пленум Самарского горсовета постановил:
1. Со всех церквей города Самары снять колокола, передать металл напредприятия для переработки.
2. Снятие колоколов произвести не позднее 15 января 1930 года». [9]
В конце 1920-х годовначинается массовое закрытие храмов. Первым закрытым монастырским храмомоказался кладбищенский Во Имя Св. Великомученицы Варвары, построенныйП.В. Алабиным. Затем закрываются Успенская церковь и Казанский храм. В 1925году был закрыт Самарский Иверский женский монастырь. На его территориипоселили работников Жигулевского пивоваренного завода и Самарской ГРЭС.
2.2 1930-е гг.- перваяволна репрессий против церкви
С 1930 г. начался процессповсеместного закрытия церквей, гонений на церковнослужителей. Как правило,закрытию церкви предшествовали «просьбы трудящихся». Большую роль в историигосударственно-церковных отношениях играло постановление 1929 года орелигиозных объединениях. Начался новый переучет самарских церквей. Всеправославные монастыри и монастырские общины были ликвидированы Все жилые дома,которые были при церквях, были национализированы. А сами храмы переоборудованыдля нужд советского режима. Так, В 30-х гг. XX в. во время кампании поликвидации культовых построек несколько раз ставился вопрос о закрытии Петропавловскойцеркви. Храм закрыли в 1939 г., а его здание использовали под военный склад,позднее под конюшни.
В 1930 г. закрыли Спасо_Вознесенский собор и в нем разместился клубкустарей. Колокольня и купол были сломаны. С 1941 г. здание храма использовалосьпод склад хозяйственной части Приволжского военного округа.
Храмы и монастырскоеимущество были переданы в распоряжение местных органов Советской власти, чтопоставило на грань гибели и разорения множество памятников культового зодчествав крае. В 1933 г. на Алексеевской площади (ныне пл. Революции) в ночь с 7 на 8ноября были сожжены богослужебные книги и старые, по мнению большевиков,«не имеющие ценности как материальной, так и культурной», иконы иризы из Вознесенского собора, Спасо-Преображенской и Казанской церквей Самары.См. таблицу. В начале 1937 года во дворе музея истории религии и атеизма (нынекатолический костел на ул. Фрунзе) последовало массовое сожжение икон, средикоторых были замечательные памятники XIV-XVII веков.
Служители монастырей такжеподверглись репрессиям. По опубликованным данным архивов ФСБ по Самарскойобласти только в первой половине 30-х годов было арестовано 149 монашествующих,из них 59 расстреляно />[12. с.11]../../../Documents andSettings/V/Local Settings/Temp/Рабочий стол/Новаяпапка/xii-pantuhina.htm — n11. Члены монастырских общин были изгнаны из келий, построенныхсобственными руками, и зверски замучены или провели остаток дней в тюрьмах илагерях.
Прискорбно, что в этигоды были уничтожены предметы искусства и старины, так как изымаемое золото исеребро переплавлялось без оценки художественной ценности, достоинств. В периодс 1920-1941 год были закрыты все храмы кроме Покровской церкви. (См. таблицу.)

2.3 Церковь в годыВеликой Отечественной войны
Некоторое изменениеполитики советского руководства в отношении Русской православной церквинаметилось после начала Второй мировой войны и было связано с присоединением кСССР западных территорий с нетронутой гонениями религиозной жизнью. На нихнаходилось, по разным оценкам, от 3000 до 3350 православных храмов, 64монастыря, 14 правящих архиереев, свыше 7 500 000 православныхверующих.
Великая Отечественнаявойна превратила Куйбышев в запасную столицу СССР. Сюда эвакуировали партийныеи правительственные учреждения, дипломатические миссии иностранных государств,ведущие культурные учреждения, был сооружен бункер для Сталина. В Куйбышев издругих городов вывезли промышленные предприятия и их работников. С первыхмесяцев войны город становится поставщиком на фронт самолетов, огнестрельногооружия и боеприпасов. Закладываются основы послевоенногопромышленно-экономического развития региона.
Всего за годы ВеликойОтечественной войны Куйбышевская епархия собрала свыше 12 миллионов рублей нанужды фронта. Однако еще более важной, чем материальная, была моральная,молитвенная помощь Церкви нашему народу. Утешение людей и помощь им впреодолении страданий от потерь войны, консолидация верующих, направленная надостижение единства тыла, — все это способствовало нашей победе. Засамоотверженную деятельность во время войны управляющий епархией архиепископАлексий (Палицын) был награжден медалью «За доблестный труд в ВеликойОтечественной войне 1941-1945 гг.».
Если до 1943 г. вКуйбышевской области действовали только две церкви — Покровская в Куйбышеве иВознесенская в Кинель-Черкассах, то уже в 1947 году благодаря усилиям владыкиих стало 19. В этот период идет массовое движение за открытие церквей, но за 40последующих лет епархиальным архиереям не удалось открыть уже ни одного храма.
В сентябре 1941 годаправящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей(Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенногообновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковьстановится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии иостается им по сей день.
В годы ВеликойОтечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвованийв различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства натанковую колонну имени Димитрия Донского. Покровский собор как кафедральныйотличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковногопения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевскиххрамах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных вКуйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский,М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф.Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться наежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, чтостоит на месте прежнего кафедрального собора — Спасо-Воскресенского, идеявосстановления которого не оставляет самарцев.
В военные и послевоенныегоды в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри,управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовноговозрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископМитрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора,митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора,митрополит Иоанн (Снычев).

2.4 1960 г.- втораяволна репрессий против церкви
С 1960 по 1965 годыепархией управлял архиепископ, с 1962 — митрополит Мануил (Лемешевский),выдающийся богослов и церковный историк, автор фундаментального научного труда- «Биографического словаря архиереев Русской Православной Церкви XIX-XXвеков», изданного в 90-е годы в Федеративной Республике Германии. ВладыкаМануил был мужественным исповедником православия и борцом с обновленческимрасколом. Более 20 лет он провел в тюрьмах и лагерях. Соловецкий лагерь особогорежима, БАМлаг, мордовские лагеря — вот далеко неполный перечень местзаключений Владыки Мануила. Верующие запомнили его как замечательногопроповедника и мудрого старца, который помогал людям преодолевать греховныесоблазны мира и жить по заповедям Божиим. Ему пришлось столкнуться с новымигонениями на церковь, когда Н.С. Хрущев обещал в 1980 году показать последнегосвященника по телевизору. Планировалось закрыть большую часть куйбышевскихцерквей. Власти использовали различные провокации, но если в Ульяновскойобласти из 18 церквей было закрыто 9, то в Куйбышевской — только одна, и в этомогромная заслуга митрополита Мануила. Митрополит Мануил умер в 1968 году и былпогребен в Покровском Кафедральном Соборе. Могила его пользуется большимпочитанием у верующих, и известны случаи исцелений, которые совершаютсяГосподом по молитвам почившего Владыки.
С 1965 г. временноуправляющим Куйбышевско-Сызранской епархией был епископ Иоанн (Снычев), ученики преемник митрополита Мануила. С 1969 г. он — правящий архиерей, с 1976 г. — архиепископ, с 17 июля 1990 г. — митрополит. С 1965 г. по август 1990 г. онвозглавлял Куйбышевскую кафедру.
В период его управленияжизнь в епархии окончательно упорядочилась, число храмов достигло 18 ипродолжало увеличиваться за счет открытия старых разрушенных приходов.
Это время«перестройки» и потепления церковно-государственных отношений,начавшегося после общесоюзного празднования 1000-летия Крещения Руси.

Глава 3. Возрождениеправославия
Начиная ссередины 80-х годов XX столетия и по настоящее время, наблюдается бумстроительства православных храмов, который сопровождается возрастающиминтересом к культовой архитектуре. Отсутствие опыта и багажа знаний в областисовременного храмового зодчества приводит к копированию православных храмовпрошлого в условиях настоящего, а также к поиску новых направленийправославного храмостроения.
В настоящеевремя нельзя выделить одно преобладающее архитектурное направление, поэтому,невозможно однозначно предложить конкретный архитектурный стиль, уместный дляпроектирования культовых зданий. Так же трудно предположить как выглядели бысовременные православные объекты, если бы их строительство не прерывалось настоль долгий срок.
За последние70 с лишним лет архитектурный язык храмовой архитектуры во всем мире сильноизменился. Развитие же русского православного зодчества «законсервировалось» надореволюционном этапе.
Передсовременным архитектором стоит сложная задача выбора стилистическогонаправления для православных объектов. Будут ли храмы XXI века проектироватьсяс учетом современных архитектурных форм или же следует вернуться к традициямдопетровского зодчества? Одним из решений обозначенной задачи являетсявозвращение к стилевым направлениям, на которых остановилась историяправославной архитектуры в начале XX в.
В современных проектахправославных объектов все чаще применяют композиционные и декоративные приемывизантийского, русско-византийского стилей, а также их некое смешение свыделением византийской или древнерусской доминанты. Причины обращения крусско-византийской и византийской стилистике так же кроются в вынужденномстремлении современных зодчих вернуться к тому критическому моменту, послекоторого произошел разрыв в преемственности архитектурной православнойтрадиции.
Со второй половины 80-хгг. в Самаре строятся церкви и восстанавливаются здания старых самарскихцерквей: Спасо-Вознесенской церкви, Михайло-Архангельской церкви, церкви Веры,Надежды, Любви и матери их Софьи. Мы стали свидетелями бурного строительствановых храмов. Так в 90-е годы началось строительство нового собора, освященногов честь равноапостольных солунских братьев, создателей славянской азбуки, Кириллаи Мефодия. Архитекторами проекта являлись В.Л.Пастушенко и В.А. Самагоров. Хрампостроен в стиле эклектика. В основу собора положена традиционнаякрестово-купольная система. Внешний облик его, на наш взгляд, создан в стилеэклектика, так как на ряду с чертами классического стиля: симметричность,строгая пропорциональность сооружения, колонны, портики соединены сшлемовидными куполами, характерными для русского северного зодчества. Высотаколокольни 73 метра. Высота церкви 57 метров. Храм рассчитан на три тысячичеловек. Большие евхаристические сосуды передал в дар собору св. патриарх московскийВсея Руси, ныне почивший, Алексий II. Главы куполов покрыты не сусальным золотом, а имеют нитро-титановоенапыление. Его сделали мастера из Челябинской области. Медную облицовку шатравыполнили самарские умельцы. Перед собором стоят две скульптуры равноапостольныхКирилла и Мефодия, и это необычно, поскольку православие не приветствуетналичие скульптур в храме или при них.
Храм- памятник св.Георгия Победоносца.Идея о строительстве храма-памятника появилась во время реконструкции площадиСлавы. Проект храма выдержан в форме русского пятиглавия и разработанархитектором Ю.Н.Харитоновым. Колокола для церкви отливали в Екатеринбурге. Подхрам была заложена капсула с письмом для потомков. Здание богато украшеномрамором и природным белым камнем. Храм- памятник св. Георгия Победоносца выполняетважное градостроительное значение. Это объясняет выбор нео-византийскойстилистики, которая носит довольно торжественный и официальный характер, чтосоответствует роли, возложенной на этот собор.
Храм венчает пятикупольноезавершение; в 4-х малых барабанах, имеющих башенный характер, находятсяколокольни. Используемая форма куполов полуциркульная. Большой и малые барабаныпрорезаны арочными проемами. Перечисленные элементы объемной композиции храма вопределенном смысле воспроизводят архитектурные решения СпасскогоВоскресенского кафедрального собора в Самаре. Основной объем храмов на каждомиз фасадов завершается мощной закомарой по центральной оси.
Деревянные церкви — отличительная черта русского православия, так как для развития деревянного зодчествабыли все необходимые условия. В наших землях, преимущественно лесных, умели илюбили строить из дерева, и мастера хорошо владели строительным ремеслом.
Строительствоправославного храма — ответственное и почетное задание. В отличие от другихсооружений, в храме каждый строительный или конструктивный элемент несет в себевторой смысл, связанный с богослужебным назначением объекта. Строительствоправославной деревянные церкви может осуществляться как на деньги Епархии так ина индивидуальные пожертвования. Но в любом случае, проект возведениядеревянной церкви должен получить благословения батюшки.
На сегодняшний день вепархии 181 приход, из этого числа 29 — самарские.
Характеризуя современныйэтап церковной жизни, необходимо отметить, что положительные сдвиги в ееразвитии являются следствием взаимодействия Церкви и общества. С одной стороны- координируемая священноначалием активность духовенства и мирян, с другой — желание представителей власти, общественности и доброхотов вести конструктивныйдиалог. Результатами такого взаимодействия становятся конкретные делахрамостроительства, духовного просвещения и милосердия.

Заключение
Прослеживая историюстроительства православных культовых сооружений в г. Самара, мы пришли к следующимвыводам:
1. Культовые здания влюбую историческую эпоху отражают уровень экономического потенциала и высотутехнической мысли времени. Так от простых деревянных церквей мы пришли кпрофилям, сайдингу, к нитротитановому напылению.
2. По мере развитиякультуры населения региона, формирования эстетического вкуса, совершалсяпереход от простых архитектурных стилей храмов к сложным.
3. Архитектурные стиликультовых сооружений отражают идеологическую концепцию развития государства.Так в эпоху развития и становления Российского государства основнымархитектурным стилем был классический.
В XIX веке, когда решался вопрос обэкономическом развитии страны, у части общества, убежденного в особой ролиРоссии в истории, усилился интерес к далеким культурным истокам, в том числеистокам религии- Византии. В это время популярным архитектурным стилем сталвизантийский архитектурный стиль.
4. В наше время, когдаобществом осознана мысль о возрождении духовности, но еще четко несформулирована идея взаимоотношения религии и государства, мы видим пока лишьувеличение количества храмов. Многие из них открывались в перестроенныхсветских учреждениях: дет. садах, яслях, аптеках, летних театрах.
Храмы строятся в разныхархитектурных стилях: в традициях деревянного северного зодчества,неоклассицизме, византийском стиле, русском московском стиле. Ни о какомпредпочтении какого-либо одного стиля сказать нельзя. Многие храмы объединяетодно: они построены в крестово-купольной системе с традиционным русскимпятиглавием.

Список литературы
 
1. Алабин П.20-тилетие Самары как губернского города. Историко-статистический очерк.Самара: «Губернская типография», 1877 г.
2. АрхиепископСамарский и Сызранский Сергий. Доклад к 150-летию Самарской епархии «Об историии современном положении Самарской епархии» //http://www.samara.orthodoxy.ru/Arhierey/Doklad/01.html
3. Бичуров Г.В.Самара в открытках. Кафедральный собор в Самаре // oldsamara.samgtu.ru/part_3/page_html/page05n.html
4. Блок В., БудановаА. Судьба собора // Духовный собеседник. Самара, 1998, № 3.
5. Гордеева И.Храмов много не бывает // Благовест. Самара, 9.11.2007.
6. Зубова О.В.,Мельникова Н.В., Радченко О.И., Бочков В.А., Подмарицын А.Г. Православныесвятыни самарского края. Историко-церковная энциклопедия. Самара, 2001 г.
7. Историясамарского Кафедрального собора // kompasturista.ru/?p=243#more-243
8. Монастырисамарского края. ( XVI-XX вв.) Справочник Самары. Самара:«Самарский Дом печати», 2002 г.
9.  Пантюхина Р.Ф.История гонений на русскую православную церковь в Самаре (по материаламАрхивного фонда Самарской области) // http:// xii-pantuhina.htm
10.  Подмарицын А. Очерки самарскойепархии. Учебное пособие. Самара: «Издательство Книга», 2008 г.
11.  Православные монастыри и церквиСамарской епархии. Библиографический указатель / Ред. Н.П. Фомичева. Самара2003 г.
12.  Православные святыни Самарского края/ Ред. Самара, 2001.
13.  Православные храмы Самары//http://www.edc.samara.ru/~volga/ch10/pravoslav/sobor.html
14.  Пять самых знаменитых самарскихновостроек // www.vts-samara.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=95&Itemid=138&limit=1&limitstart=2
15.  Самарский женский Иверский монастырь// samara.onfoot.ru/sights/cities/11.html
16.  Федорова Н.Ю. Влияние византийского ирусско-византийского стилей конца XIX- начала XX ВВ. на современноеправославное зодчество России//http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz18_pril/19/template_article-ar=K21-40-k25.htm
17.  Энциклопедия для детей. ИсторияРоссии ХХ в. /Ред. М. Д. Аксенова. М.: «Аванта +», 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.