КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По предмету:Культурология
Исламо-арабскаякультура. Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей
План
1.Исламо-арабскаякультура
1.1 Восточная изападная культура их отличия
1.2 Саудовская Аравия –родина ислама. История. Как зародился ислам
1.3 Исламскиетрадиции и священные праздники
2.ИскусствоЕвропы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей
Списоклитературы
1.Исламо-арабскаякультура
1.1 Восточная изападная культура их отличия
Исторически сложилось,что восточная культура связана с древними цивилизациями Китая, Междуречья иЕгипта. Впоследствии на их месте возникли общества мусульманской, индуистской,буддистской и конфуцианской религиозно-культурных традиций. Несмотря насамобытность этих культур, им присущи многие черты. Образцы поведения и нормыморали передаются от поколения к поколению. Опыт предков рассматривается каквысшая ценность. Обычаи, ритуалы воспроизводятся в мельчайших деталях, иногдаподменяя собой содержание.
Научной рациональностина Востоке противопоставляется нравственно-волевое начало. Большое вниманиеуделяется саморазвитию личности. Отсюда установка на созерцательность,безмятежность, мистицизм народов Востока.
Для Востока нехарактерно разделение мира на природу и общество. Человек должен жить вединстве с природой, стремиться к этому единству. Индивидуализм, стремлениепротивопоставлять себя другим на Востоке осуждается. Для восточных обществхарактерен коллективизм, приверженность человека своему коллективу – семье,роду, общине, касте.
С этим связаныособенности политического и социально экономического развития Востока. Длявосточных обществ не характерна демократия и стремление к экономическомупрогрессу, прежде всего. Разумеется, характеризуя восточные общества в целомкак «идеальный тип», мы не должны забывать о различиях между ними, освоеобразии и неповторимости таких культур, как культур Китая, Индии, мусульманскихстран и других народов Азии.
Запад – это особый типразвития культуры и цивилизации, который сформировался в Европе в XV – VIIвеках. Западная культура начала формироваться в эпоху Античности и в Средниевека. Ее основными факторами стали демократия античного полиса, возникшее вэпоху Античности теоретическое познание, христианство с его представлениями очеловеке как о свободной личности и моральными предписаниями.
Немецкий социолог М. Веберотносил к основным ценностям западной культуры: динамизм и уважения личности;индивидуализм, рационализм; идеал свободы, равенства, терпимости; уважение ечастной собственности.
Современную западнуюцивилизацию можно назвать техногенной. Быстрое развитие прикладного знания,техники и технологий, их применение в сфере производства и услуг – одна изважнейших характерных черт этой цивилизации. Искусственная среда все большезамыкает в себе жизнь человека, вытесняя природу.
Решающими факторамиразвития западной цивилизации являются капиталистические отношения, политическаядемократия, правовое государство. Эти факторы обеспечивают быстрый ростблагосостояния на Западе и представляют собой целостную систему, которая неможет работать, если отсутствует какой-либо из трех основных элементов исформировавшаяся культура гражданского общества.
1.2 Саудовская Аравия –родина ислама
Саудовская Аравия –полуостров, местные жители называют её «аль-Джара аль-араб» — «остров арабов».Аравийцы, на самом деле считают свой край настоящим островом, отделенного отпрочего мира морями и пустынями. Эта отгороженность на протяжении тысячелетийспособствовала возникновению особой культурной среды.
В регионе – 6 монархическихрежимов и каждый из них на свой лад пытается модернизировать патриархальныйарабский социум.
Короли, султаны, шейхи,эмиры – ни в одном регионе нет такого числа самодержцев.
Приверженность такойформе правления и стабильность самих монархий объясняют различными причинами:например, тесной, специфической исламской связью религии и государства, прикотором власть опирается на нравоучения, а всякое сопротивление существующемустрою клеймится как ересь.
Другая версия.Структура власти в них – это сложнейшие переплетения позиций и интересоввлиятельных семей и родов, которое удерживает систему равновесий. Сотни плановполучают государственную финансовую поддержку, а старейшины многих из них имеютпрямой доступ к монархам.
История. Как зародилсяислам?
Как свидетельствуютархеологи, люди обитали на полуострове еще в X-м тысячелетии до нашей эры.Позже, ко II-му тысячелетию до нашей эры высокого уровня достигла культураАравии. Применялось алфавитное письмо, схожее с финикийским (писали аравитяне встиле бустрофедон, «поворот быка на пашне», чередуя направления). На югесложилась традиция монументальной архитектуры, а фрески и скульптуры динамичнои выразительно изображали людей и животных. Аравитяне называли себя«аль-арабами» — «арабы» — и были язычниками. В древней Мекке было выставленоболее 300 языческих идолов. Позднее, общаясь с греко-римским, а затем ивизантийским миром, арабы познакомились с иудаизмом и христианством, распространившихсяна полуострове во II-V веках. С первых столетий н.э. Аравия утрачивает былоевеличие. Хотя арабы, по словам Геродота, «никогда не были под игом персов» идругих иноземцев, полуостров оказался в центре ирано-византийскогопротивоборства. Вражеские нашествия II-VI веков разрушили торговые пути;торговля и города пришли в упадок.
Взлет Аравии происходитв конце VII века, когда на полуострове зарождается новая вера – ислам, историявозникновения которого связана с важнейшими событиями в жизни основателярелигии – Мухаммеда ибн Абдаллаха (около 570-632 гг.). Детство и отрочествопрошли в городе Мекка в Хиджазе (западная Аравия); его откровения и проповеди,борьба мекканских верхов против учения, переселения Мухаммеда в оазис Ясриб(Медина) в 622 году были прологом к стремительному росту популярностимусульманства. Под знаменем ислама пророк собрал племена и создалцентрализованное государство, объединившую всю Аравию.
В результате арабскихзавоеваний ислам распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее внекоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главныепринципы ислама изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единомувсемогущему Богу-Аллаху. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. В8-9 веке возникло мистическое течение – суфизм. В 10 веке создана систематеоретического богословия – калам; правовая система ислама разработана вшариате.
1.3Исламские традиции. Их отношения к женщинам и священные праздники
Пять основныхобязанностей, предписанных приверженцам Ислама:
1. Верав то, нет Бога кроме Аллаха, Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2. Пятикратноеежедневное совершение молитвы (салаты);
3. Милостыняв пользу бедных (закат);
4. Поств месяце рамазан (саум);
5. Паломничествов Мекку, хотя бы единожды в жизни.
Паломничество в первыйхрам Аллаха совершается накануне праздника Курбан-байрам. Миллионы паломниковприезжают к главной святыне ислама.
Курбан-байрам –(тюркский) (арабский – ид аль-адха), ежегодный праздник жертвоприношения умусульман, отмечаемый 10-го числа 12-го месяца мусульманского лунногокалендаря.
День великогопраздника начинается с похода в мечеть, где мусульмане воздают хвалы ВсевышнемуАллаху и раздают милостыню. После этого надлежит посетить своих родственников идрузей. Основным действом Курбан-байрама является жертвоприношение. Мясоприносится в жертву Единому Богу и по обычаю делится на три части: одну частьотдают бедным, вторую подают на стол как угощение для родственников, друзей исоседей, а третью мусульманин оставляет себе.
Обряд принесенияжертвы сопровождается хвалой Господу, сохранившему жизнь Исмаилу, который сталпредком арабского народа и, впоследствии, пророка Мухаммеда. Жертвоприношение –это большое благодеяние для мусульманина, потому как с первыми брызгамижертвенной крови все грехи человека прощаются. В качестве жертвенного животногоподходят верблюды, коровы (быки), бараны или козы. Верблюда и корову режут засемерых человек, а барана и козу – за одного. Жертвенное животное должно бытьвзрослым и не иметь никаких физических недостатков.
Каждый мусульманинв этот праздник должен съесть мясное блюдо. Обычно это плов, манты, бешбармак,лагман. А женщины и дети угощаются различными сладостями. История этогопраздника, согласно Корану, такова. Аллах послал испытание своему ПророкуИбрахиму, чтобы укрепить его в вере – ему было необходимо произвести жертвенноезаклание своего сына. Пророк, твердый в своей вере, последовал велениюВсевышнего и тот, не желавший смерти ребенка, принял в жертву вместо негоживотное. В память именно этого события мусульмане ежегодно совершают обряджертвоприношения, отдавая дань и следуя примеру Пророка, способного на великоесамопожертвование ради Всевышнего.
Курбан-байрам –праздник заботы о ближнем, единения семьи и покорности Всевышнему. В каждомдоме царит атмосфера гостеприимства и щедрости.
2. ИскусствоЕвропы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей
В первой половине XIXстолетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство.Большинство европейских столиц — Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрели свойхарактерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественныхзданий. ДляЕвропы вторая половина XIX века — время активных социальных преобразований ибыстрого развития промышленности. Во Франции на смену республиканскому строю,установленному революцией 1848 г., пришла империя Наполеона III (1852—1870гг.).
Развитие промышленностиво второй половине XIX в. вызвало приток населения в города. Старые городаЕвропы росли и перестраивались. Тогда появилась новая форма жилого здания — доходный дом, где квартиры сдавались внаём жильцам разного достатка. Из-задороговизны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь — такформировался современный тип западного многоэтажного города. Архитектура рубежаXIX—XX вв. — особое явление в истории мирового зодчества. Самоназвание стиляархитектуры этого периода — модерн — свидетельствует о признании за нейпринципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразиеархитектуры модерна — в окончательном преодолении влияния античного ордера, ввиртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадови интерьеров зданий.
Именно тогда в кругуфранцузских поэтов, в числе которых были Поль Верлен, Артюр Рембо, СтефанМалларме, родилось новое художественное течение — символизм (от греч.«симболон» — «знак», «символ»), ведущий искусство в мир мечты и фантазии, виденийи грёз. Ведь в основе художественного творчества, по мнению символистов, должнолежать не раж следование реальной форме, а стремление проникнуть в то, чтоскрывается за этой формой, в тайную, непознаваемую разумом сущность явлений«изначальную идею».
Искусство, утверждалисимволисты, это идеи, облечённые в форму символов. Таким образом,художественный символ служит средством выражения и изображения смысла,выходящего за пределы обыденного« Художник открывает его интуитивно, в моменттворческого озарения.
Возникнув влитературной среде, символизм вскоре захватил театр, музыку, живопись ипревратился в широкое культурно-философское направление. Символизм черпалвдохновение в религии и мифологии, истории и народном творчестве. И, конечноже, в самой природе.
Под влиянием эстетикисимволизма на рубеже XIX—XX вв. в архитектуре, изобразительном идекоративно-прикладном искусстве сформировался стиль модерн (франц. «новейший»,«современный»). Впрочем, в различных странах он именовался по-разному. В Англиии Франции – «ар нуво» (франц. Artnouveau — «новое искусство»)по названию магазина «Maisonde L’ArtNouveau»», открытого в Парижеанглийским антикваром Сэмюэлом Бингом. В Германии это был «югендстиль», чьёнаименование произошло звания мюнхенского журнала «Югенд» (нем. Jugend— «молодой») пропагандировавшего новое искусство. В Австро-Венгрии существовалСока (нем. Sezession, от лат. secessio— «уход») — творческое объединение венских художников, архитекторов идизайнеров.
Первые признаки новогостиля в живописи, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве появились вомногих странах Европы практически одновременно — в конце 80-х гг. XIX веке.Модерн начался в графике и прикладном искусстве, исподволь заявляя о себеимпульсивными, нервными линиями, украшавшими книжные, журнальные обложки,броскими пятнам афиш, мистическим мерцанием цветного стекла витражей и посуды.
В начале XX в. модернраспространился в странах Восточной Европы и Скандинавии, а также в СевернойАмерике. Перед Первой мировой войной этот стиль обозначил свои возможности ипределы. Но война с жестокой очевидностью показала, насколько бесперспективнымв то время было отвлечённое искусство. Модерн умер, началось XX столетие.
Список литературы
1.Иллюстрированныйэнциклопедический словарь. Под ред. Прохорова А.М.
2.Журнал «GEO»№7,2001 год.
3.Серия книг«Штрихи времени. Мировая история в датах». Изд. «Росмен»