Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство и наука Ренессанса. Эпоха Возрождения и религия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИНА ТЕМУ: Эпоха Возрождения ирелигия. Особенности искусства и науки Ренессанса
Выполнила студентка 33 группы
Горбань Светлана
Киев 2009
Эпоха Возрождения и религия
Страстностьэпохи Возрождения отразилась во взаимоотношениях новой культуры с религией ицерковью. Как бы сильна ни была струя атеизма в этот период, как бы ни бунтовалренессансный человек против ограничения свободы религией, он все же оставался врамках христианского взгляда на природу, на ее сотворенность Богом. Однимыслители горячо защищали идеи божественной предписанности каждого явления,другие также горячо отвергали, но все они признавали человеческий разумединственным хозяином человеческой жизни, и религия виделась как религияразума. Уже средние века привели философа и богослова Пьера Абеляра (1079—1142)к поискам разумного в религии: «Nihil credentum nisi plus intellectum» — “Веровать должно лишь такойистине, которая стала понятной для разума” [12, т. 1, ч. 2, с. 805]. И Абеляр,и Фома Аквинский стремились соединить вероучение со здравым смыслом. Но длямыслителей Возрождения разум опережает веру. И эта идея, постепенно расширяющаясвое влияние, ложится в основу реформации церкви.
В любойфилософской системе, даже очень радикально настроенных теоретиков, нельзя былообойтись без Бога. Поэтому теория мироздания ищет компромиссы: Бог выступал каксоздатель благ, но большинство гуманистов поет гимн гению человека, которогосчитают почти равным гению творца небесных светил. Так расчищается путь к тому,что Богом станет считаться природа, а гармония — первоначалом самой природы[290, с. 18].
И все-такиВозрождение было христианским, правда, само христианство претерпело изменения,вступив в отношения с новой культурой, приведшие к Реформации и новомунаправлению в христианстве — протестантизму [157, с. 28, 29]. Возрождениевпервые обнажило противоположность не только между религией и научным знанием,но и между религией и институтом церкви.
Некоторыегуманисты, сближая язычество и христианство, не находили в них принципиальныхотличий, считая, что любая вера — прибежище неразумных и источник заблуждения.“Верить,— говорил поэт и теоретик Возрождения Франческа Гвиччардини(1483—1540), — значит не что иное, как иметь твердое мнение и даже уверенностьв вещах неразумных… Слишком большое благочестие калечит мир, так как оноразмягчает души, вовлекает людей в тысячи заблуждений и отвращает их от делблагородных и мужественных” [290, с. 21]. Но и он приходит к следующему выводу:“Не боритесь никогда с религией и вообще с вещами, зависящими, по-видимому, отбога, ибо слишком сильна власть этого слова над умами глупцов” [там же].
Одновременнос этими высказываниями сосуществовала идея Макиавелли, полагавшего, чтообщество не в состоянии справиться со своими проблемами без религии, так какрелигия укрепляет любовь к отечеству, желание его защищать и полезна для армии.Он видел всю глубину несоответствия папской церкви христианскому учению исчитал, что нужно найти пути и возможности реформировать церковь, превратив еев полезную для всего общества. “Религия, — писал Макиавелли, — может собрать всебе все отрицательные черты общества, а может возродить общество, если в нейзакладываются новые, полезные для государства черты, то есть, если она будет реформирована”[290, с. 22]. Сравнивая христианскую религию с античной, он искал новуюрелигию, более подходящую идеалам Возрождения: “Наша (христианская) религияполагает высшее благо в смирении, в презрении к мирскому, в отречении от жизни,тогда как языческая религия полагала его в величии души, в силе тела и во всем,что делает человека могущественным” [20, кн. 4, с. 350].
Изменения вевропейской действительности не могли не коснуться и церкви. Сложные отношениярелигии и церкви, религии и общества, церкви и общества обострились особенносильно в период позднего Возрождения. Общество было религиозным, даже самыерадикальные идеи гуманистов, награждавших человека богоподобием и свободойвыбора, не отвергали существования Бога, и их идеи, касались лишь величия человека-творца.Петрарка в одном из своих трактатов высказывал предположение, что даже Цицерон— великий авторитет гуманистов — непременно оказался бы христианином, если быбыл знаком с этим учением. И другие гуманисты склоняются к убеждению в том, что“и католик, и буддист, и магометанин, и древний иудей, и даже все язычники идутк Богу, хотя с внешней стороны и разными путями, но по существу своему это одини тот же, всеобщий и единственный путь, который дан человеку от природы” [180,с. 552]. Таким образом, в процессе логических построений, из которыхскладывалась новая картина мира, совершался отход от привычных взглядовофициальной церкви.
С другойстороны, и в самой церкви складывались новые формы мировосприятия. СвойственныйВозрождению взгляд на природу, богатую яркими красками, проник в церковныеобряды и оживил их. Церковь украсилась великолепной живописью, декор храмовстал менее суровым и более светским. Так что и церковь, если можно таквыразиться, была не чужда некоторого свободомыслия, которое имело своюоборотную сторону: папы участвовали в заговорах и убийствах, несмотря на обетбезбрачия, имели любовниц, раздавали должности родственникам и клевретам —приспешникам, не брезгающим никакими средствами, чтобы угодить своему патрону.Папа Иннокентий VIII приказалпостроить недалеко от Ватикана специальный дворец — Бельведер — для вполнесветских забав и празднеств [142]. При этом церковь продолжала требовать отсвоих прихожан верности религиозным заветам. Этот же папа в 1484 годублагословил верующих уничтожать ведьм и колдунов, и в огнях костров погибломножество жертв религиозного фанатизма. Писатель XIX века Шарль Де Костер (1827—1879) создал выразительныйобраз этой эпохи в романе “Легенда об Уленшпигеле”.
Власть папраспространялась так далеко и требовала так много, что в Европе складываетсямысль об ограничении этой власти, а заодно — и ее поборов с разных стран.Расхождение религиозных догм и норм с деятельностью церковных должностных лиц иособенно торговля индульгенциями — отпущением грехов — привели к серьезнымпоследствиям. Чехия была возмущена сожжением на костре в 1415 году Яна Гуса(1371—1415), профессора Пражского университета, призывавшего к отказу отбогатств и поборов церкви, от торговли отпущением грехов. Мощное движениегуситов (хотя и возникшее по серьезным экономическим причинам, но выдвигавшеерелигиозные требования к католической церкви) противопоставляло Священное писаниеи его нормы повседневной практике церкви. Среди гуситов были умеренные — восновном дворяне и богатые горожане (их называли “чашники”) и радикалы —крестьяне и бедные горожане, или “табориты” (по названию города Табор, которыйони основали). Они требовали отказа от церковной роскоши, от некоторыхцерковных догматов (например, о заступничестве святых, о чистилище и других).
Все этовызвало к жизни мощное явление европейской ренессансной культуры — Реформацию.В этом движении участвовали практически все социальные слои общества. Новыеэкономические отношения требовали своей идеологии. Поскольку главной идеологиейдолгие века была религия, охватывающая собою также и мораль, то в ней нужнобыло найти и моральные основания для “честной наживы”. Церковь предлагала такиеоснования видеть в пожертвованиях на нужды церкви. Даже вор, сделавший такие пожертвования,считался богоугодным человеком: “они выкупали грех… Люди же, честнозаработавшие свои деньги, но ничего или почти ничего не давшие церкви,расценивались ею как бы вообще Богом невидимыми” [157, с. 36, 37]. На этом жепринципе была основана и торговля индульгенциями. Человек, купивший себеотпущение грехов, мог и далее нарушать религиозные нормы. Это обстоятельствостало поводом для выступления одного из теоретиков и практиков Реформации —Мартина Лютера (1483—1546). В 1517 году он вывесил на дверях церкви свои тезисы,в которых изложил то, что станет на многие годы главной идеей Реформации:Евангелие не может принимать идеи о том, что от грехов можно откупиться;единственным путем искупления греха является искреннее покаяние, в которомверующий понимает сущность своего греха. “Бог не может и не хочет позволятьгосподствовать над душой никому, разве лишь самому себе” [там же, с. 42].
Лютер открытопровозгласил, что “не посредством церковных обрядов, но лишь при помощи веры,даруемой богом, обретает человек спасение души, что у клирика нет в этомникаких преимуществ перед мирянином, ибо любой человек может встретиться сбогом на страницах Библии, а там, где звучит слово божие, должно умолкнутьсуемудрие папских декреталий. Ведь папский Рим давно уже извратил и попрал заветыХриста. И Лютер призывал немцев положить конец “неистовому бешенству” “учителейгибели” [121, т. 3, с. 189].
Лютерсконцентрировал в своем учении два момента. Во-первых, он считал человекагреховным по своей сути, но, в отличие от католической церкви, полагал, чтоможно осознать эту греховность и возвысить себя над грехом искренним покаянием.У Лютера при этом не было гуманистического представления о величии человека.Напротив, для него человек являлся ничтожеством, и искупать свой грех он долженбыл путем еще большего самоуничижения.
Второй моментучения Лютера касался того, что в Евангелии нет идеи о неравенстве людей, овыделении особого положения священников в мире. “Я говорю: ни папа, ни епископ,ни какой бы то ни было человек не имеет права установить хотя бы единую буквунад Христианином, если не будет на то его собственного согласия” [157, с. 40].По представлениям Лютера, любой верующий может быть пастором, и община можетвыбирать пастора из своей среды. Эти взгляды Лютера заложили основы протестантизма— нового направления христианства. Отказ от католической традиции вызвал кжизни и отказ от поклонения иконам, мощам, кресту. Добавим, что не толькоЛютер, но и Томас Мюнцер (ок. 1490—1525) — идеолог немецких беднейших слоевнаселения, и позже Кальвин (1509—1564) — в Швейцарии — дополнили Реформациюиными идеями, довольно далеко отстоящими и от католичества, и от гуманизма. Были еще один момент, который способствовал развитию реформаторских идей в Европе.Католическая церковь претендовала не только на непререкаемый авторитет вобласти веры, но и на самое Священное писание. Богослужение совершалось налатинском языке, а в то время, когда уже вполне оформились национальные языкинародов Европы, довлеющая сила церковной латыни представлялась посягательствомна свободу не только отдельного человека, но и государства. Библия также былалишь на латинском языке и не могла стать доступной не только широкой публике,но и некоторым священникам. Даже Лютер познакомился с латинским текстом толькопосле того, как изучил древнегреческий и латинский в университете и сталмонахом одного из монастырей. Именно он осуществил наиболее полный переводБиблии на немецкий язык. Другими словами, Реформация стремилась устранитьпосредников между человеком и Богом, делая тем самым только самого человекаответственным за все свои деяния.
Естественно,что церковь не могла оставаться безучастной к Реформации и к отходу откатоличества многих государей и верующих. Ее действия, направленные на то,чтобы укрепить свои позиции, вылились в. противоположное идеологическое течение— Контрреформацию. Начало ему было положено Тридентским собором(собирался в городе Тридент в центре Европы с 1545 по 1563 год), на котором всенаправления Реформации были названы еретическими, критикуемые Лютером и другимипредставителями Реформации догматы объявлены священными, а папа утвержденглавным религиозным авторитетом. Со времени Тридентского собора начинается беспощаднаяборьба со всем, что противоречит церковным установлениям.
Этонаправление многократно усилилось и реализовалось в деятельности орденаиезуитов, образованного Игнатием Лойолой (1491—1556) с 1534 года иутвержденного официально в 1540 году. Его главный принцип “цель оправдываетсредства” руководил жизнью и деятельностью членов ордена. Они, в отличие отвсех прежних монахов, жили в миру, должны были заниматься воспитаниемшкольников, проповедовать католические взгляды во всех общественных слоях,заниматься миссионерской деятельностью. Ведя мирской образ жизни, иезуиты,связанные жесткой дисциплиной, выискивали и предавали церковному суду еретиков;подкупом, взятками, а если нужно было, и “бескорыстной” помощью немощным ислабым привлекали или возвращали в лоно католической церкви все большее числолюдей.
Тридентскийсобор учредил “вселенскую” инквизицию, действующую в большинстве стран ЗападнойЕвропы, составил Индекс (список) запрещенных книг, куда попали трудысредневекового ученого Пьера Абеляра, сочинения Эразма Роттердамского(1469—1536), “Декамерон” Джованни Боккаччо (1313—1375), книги Макиавелли идругие. Противостояние гуманизма Ренессанса и Реформации католической церквипостепенно превращалось в трагедию. Духовные противоречия протестантизма икатоличества вылились в 1572 году в ужас Варфоломеевской ночи и резню воФранции, когда в течение одной недели было уничтожено почти 30 тысячпротестантов.
ЭпохаВозрождения стала временем глубокого перелома в обшей картине мира. Новуюкартину мира создавали гуманисты своим обращением к ценностям античности, оназадевает и религиозное сознание, вызывая мощные процессы реформаторства и неменее мощные процессы противодействия ему. Все эти тенденции не могли не бытьвзаимосвязанными с художественной и научной жизнью эпохи.
 

 Особенностиискусства и науки Ренессанса
Невозможно водной главе учебного пособия дать подробный анализ искусства и науки эпохиВозрождения. Эти проблемы рассмотрены достаточно глубоко и полно во множествепопулярных и научных изданий. Кроме того, только одно перечисление именгениальных писателей, художников и ученых заняло бы много места. Наша задачагораздо скромнее: попытаемся рассмотреть особенности, отличающие искусство инауку этого периода от других — более ранних и более поздних.
ИскусствоРенессанса, так же, как и другие сферы культуры, проникнуто главной идеейвремени — идеей гуманизма. Человек, его место в мире, его отношения с природой,его взгляд на природу, его величие и низменность, его особенности — главное вработах великих мастеров изобразительных искусств и литературы. Достаточновспомнить работы Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля (1483—1520),Микеланджело (1475—1564), Тициана (ок. 1476/77 или 1489/90—1576), АльбрехтаДюрера (1471 — 1528) или поэтические произведения Петрарки, Боккаччо, ТоркватоТассо (1544—1595) и Данте (1265—1321), прозу Рабле (1494— 1553), драматургию Шекспира(1564— 1616), как огромное количество персонажей окружит нас. Потрясаетразнообразие характеров, социальных типов, темпераментов, показанных в этомпотоке искусства. Здесь практически нет стандартов, каждый персонаж значителен,глубок и может выступать как явление, характеризующее эпоху в целом. Обращаетна себя внимание и то, что именно в эпоху Ренессанса искусство достиглозначительных высот в передаче состояния, психологии своих героев. Еслиантичность чаще всего шла от внешнего к внутреннему, считая, что лишь впрекрасном теле возможна прекрасная душа, а средние века полагали, что важналишь душа, но не тело, то художники Возрождения в ключе общей концепциивсесторонне развитого человека не делали доминантой что-либо одно. Важно все —телесное совершенство (как в античности), нравственное (как в средние века) иинтеллектуальное величие человека. Любая из Мадонн, написанных итальянскимимастерами, как об этом говорил Фичино, гармонична именно в этом смысле.
Создавая новое искусство, Ренессанссохраняет прежние традиции: использует известные сюжеты в большинствепроизведений различных видов и жанров искусства — библейские или мифологическиеперсонажи и их истории, бытовые сцены, характерные для любого времени, хотякаждое явление наполнено новым содержанием. Человек теперь не простоописывается или изображается — он оценивается исходя из идеалов своего времени.Значимыми становятся его чувства, особенности переживаний. Поэтому много местав искусстве занимает чувство любви, наиболее ярко демонстрирующее неповторимость,значительность человека. Поэзия Петрарки и Боккаччо полностью посвящена этомусильному и всеохватывающему чувству, которое делает человека, егоиспытывающего, благороднее, чище и выше. Петрарка в одном из сонетов пишет:
… Коль душивлюблены,
Им нетпространств; земные перемены
Что значатим? Они, как ветр, вольны.
[239, с 36]
ПоэзияВозрождения вырабатывает новый стиль — dolce slil Nuova (“сладостный новый стиль”), где языком новой формыстихосложения — сонета — говорит сама любовь. Сонет, в котором соединилисьглубина поэтического чувства и высокое мастерство литератора, состоит из 14строк. Они располагаются в стихе двумя катренами (четверостишиями) и двумя терцетами(трехстишиями) или тремя катренами и двустишием. Рифма должна строиться посхеме абаб, абба, сдс, дcд — для “итальянской” системы. Во Франции и Англиистрой рифмы отличался незначительно. Первый катрен начинал тему, второй — нес всебе противопоставление (антитезис), далее шло развитие действия и вывод. Всонете не должно было повторяться ни одно значимое слово, в нем непременноприсутствовал некий подтекст, обращенный к восприятию читателя. И это ещедалеко не все требования к этой маленькой изящной стихотворной форме. Но какихвысот достигали поэты, можно увидеть в поэзии Петрарки и Боккаччо, Ронсара иШекспира.
Вот сонет,написанный французским поэтом Пьером Ронсаром (1524—1585), поэтом позднегоВозрождения:
До той поры,как в мир любовь пришла
И первый светиз хаоса явила,
Не созданы,кишели в нем светила
Без облика,без формы, без числа.
Так праздная,темна и тяжела,
Во мне душабезликая бродила,
Но вот любовьмне сердце охватила,
Его лучамиглаз твоих зажгла.
Очищенный,приблизясь к совершенству,
Дремавший духдоступен стал блаженству,
И он любвиживую силу пьет,
Он сладостнымтомится притяженьем,
Душа моя,узнав любви полет,
Наполнилась ижизнью и движеньем.
[261, с. 21;пер. В.Левика]
Еще однойзаслугой ренессансной поэзии было создание нового литературного языка, несвязанного с латынью, причем этот процесс происходил не только в Италии, но и вдругих странах Европы.
Непременныматрибутом искусства эпохи Возрождения становится реализм как метод изображенияжизни. Все реже авторы прибегают к аллегориям (хотя они и существуют во многихпроизведениях), их интересует реальность во всем своем богатстве иразнообразии. Отсюда пристальный интерес к деталям, окружающим человека, кприроде, которая рассматривается в ее глубинной взаимосвязи с человеком.Появляются новые жанры — пейзаж и натюрморт в живописи и графике. Взглядхудожника Возрождения на природу можно охарактеризовать как взглядисследователя и активно действующего человека, считающего природунеисчерпаемой. Впечатление изобилия мы встречаем повсюду: в изобразительныхискусствах, в литературе, в архитектуре, театре; оно присутствует в различныхжанрах: портретах, пейзажах и натюрмортах, в бытовых сценах, в гротеске,сатире. Мир буквально насыщен разнообразными формами, чувствами, отношениями,каждое из которых заслуживает внимательного и пытливого взгляда человека, неумеющего и не желающего быть равнодушным. Еще Леон Баттиста Альберти считалхудожника вторым богом. Титаны Возрождения полагали, что быть человеком —значит быть художником, быть художником — значит быть ученым [157, с. 75]. Издесь искусство смыкается с наукой, часто науки, такие, как математика, физика,оптика, анатомия, вступали в сотрудничество с искусством. Если добавить, чтофилософия тесно переплеталась с литературой, например, в трудах ЭразмаРоттердамского, французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня (1533—1592),английского писателя и одного из основоположников утопического социализмаТомаса Мора (1478—1535), многие художники выступали и как теоретики искусства,эстетики, то становится понятна одна из первых особенностей науки того времени.Дело в том, что наука представляла собой необходимый, интеллектуально илогически организованный аспект общего взгляда на мир. Именно в периодРенессанса впервые были связаны воедино категории пространства, времени идвижения, в художественной форме нашедшие себе место в поэме Данте“Божественная комедия” [290, с. 108]. Ренессанс открывает широкую полосуисследований проблемы человека, и происходит это не только в умозрительныхтеоретических построениях, но и в искусстве.
Поиски логического основания всего мирапривели польского астронома Николая Коперника (1473—1543) к созданию новойастрономической (гелиоцентрической) системы. Интересно и то, что он нестремился к тому результату которого достиг. Он пытался выяснить лишь одно:почему праздник Пасхи приходится каждый год на другое число, тогда как деньвесеннего равноденствия — 21 марта (день, от которого отсчитывается первоевоскресенье после новолуния) постоянен. Коперник применил чисто математическиеметоды расчетов, на основании которых и возникла новая система. Гонениям состороны церкви он не подвергся: во-первых, его модель была математической, аматематика считалась королевой наук и входила в состав семи свободных искусств(и здесь мы сталкиваемся со слиянием художественного и научногомировосприятия), во-вторых, этот труд вышел в год его смерти (1543).
Страстностьпронизывала как искусство, так и науку. “ На мир смотрели глазами художника, сдушевным подъемом, с поклонением красоте, с тем что два столетия спустя Спинозаназовет amor intellectualis… Здесь не было ни гранапротивопоставлений чувственных впечатлений логическому постижению” [290, с.114]. И в науке человек, ученый, мыслитель выступает как целостный человек,ищущий столь же целостную картину мира. В эту эпоху возникает идея единстваистины с красотой и добром, и только в этом случае познающий субъект обретаетсвободу.
И еще однозавоевание культуры эпохи Возрождения, воистину перевернувшее мир культуры,наложившее отпечаток на культуру всего мира, — это великое изобретение ИоганномГутенбергом [между 1394—1399 (или 1406) — 1468] книгопечатания. В середине XV века в Майнце он напечатал Библию —первое полнообъемное печатное издание в Европе, признанное шедевром в раннейЕвропе. Нужно заметить, что разного рода попытки создать печатную книгупредпринимались в разных странах мира в разное время. Оттиски учения великогоКонфуция, сделанные с каменных плит, на которых они высекались в Китае,гравировка текстов на дереве (ксилография) или на металле — все это было ужеизвестно миру. Но Гутенберг использовал готовые металлические знаки — литеры,которые по образцу детских кубиков можно было легко собрать каждый раз, когдаэто необходимо, и изобрел простейший печатный станок по типу пресса. Все этопозволило выпускать книги каким угодно (для тех времен значительным) тиражом,сделав книгу доступной более широким кругам населения. Виктор Гюго (1802—1885)в книге “Собор Парижской богоматери” назвал изобретение книгопечатаниязародышем всех революции, поскольку мысль которая прежде выражалась большейчастью устно или в символахискусства, “облекается в новую форму… В виде печатного слова мысль сталадолговечной как никогда: она крылата, неуловима, неистребима”. Он говорил, чтоименно книгопечатание породило Рафаэля, Микеланджело и других титанов Возрождениячто оно было почвой, на которой так бурно развилась Реформация: “Докнигопечатания Реформация была бы лишь расколом; книгопечатание превратило ее вреволюцию. Уничтожьте печатный станок — и ересь обессилена”. И действительно,Лютер смог распространить свои знаменитые тезисы при помощи книгопечатания,перевод Библии на немецкий язык разошелся благодаря тому же.
За короткийсрок своего существования книгопечатание стало практически единственной формойраспространения знаний, оружием политической борьбы, многократно увеличило силулитературы в обществе, в значительной степени обусловило многие особенностипути культуры последующих эпох.
Такимобразом, Ренессанс — время становления, развития и, во многом, реализации идеичеловека как совершенного, всесторонне развитого, человека, который самвыбирает свой путь и во многом определяет его. Титаны Возрождения собственнымжизненным путем каждый раз снова и снова доказывали это положение.
ЭпохаВозрождения — великая эпоха потому, что она смогла разорвать постепенностьчеловеческого развития, образовать новое качество человеческой истории, изсобственных поисков и страданий высечь искру будущего: его разочарований иисканий, его новой науки и нового искусства, его идеалов и устремлений.

Использованная литература
 
1. Мир культуры (Основыкультурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное идополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “ИздательствоЮКЭА”, 2002. — 712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.