Реферат по предмету "Культура и искусство"


История искусства Древнего Египта

Белякова О. Ю.
Историюи искусство Древнего Египта можно разделить на несколько этапов:
Додинастическийпериод — 4 тыс. до н. э.
Раннеецарство (31-29 века до н. э.). Правление I-II династий.
Древнеецарство(28-23 века до н. э.). Правление III-IV династий.
Среднеецарство (21-18 века до н. э.). Правление XI-XIII династий.
Новоецарство (16-11 века до н. э.). Правление XVIII-XX династий.
Позднеецарство (11-8 века до н. э.). Иноземные XXII-XXV династии (11-8 века до н. э.).Расцвет Египта при XXVI саисской династии (VII-VI века до н. э.)
ЗавоеваниеЕгипта персами. Египет в составе персидской державы (6-4 века до н. э.).Правление XXVII — XXX династий.
Эпохаэллинизма (332 год до н. э.- 1 век до н. э.). Династия Птолемидов.
Периодримского владычества (1 век до н. э.-5 век н. э.)
Египетявлялся колыбелью цивилизации. Уже с самого начала государственности (периодэнеолита) в египетском искусстве складывается особый взгляд на реальность, чтоповлекло за собой сложение единого канона. Особенность менталитета древнихегиптян заключалась в том, что огромное значение придавалось загробной жизни ив течение всего своего существования египтянин готовился к последнему шагу наземле — шагу в вечность. Почти все известные нам произведения искусстванаполняли собой гробницы фараонов, а монументальные росписи в большинстве своёмпредназначались для сакрального пространства храмов или усыпальниц. Подобнодвум берегам Нила — западному и восточному, светское и религиозное искусствоДревнего Египта также отделены друг от друга великой рекой, и главныесохранившиеся до нашего времени шедевры- это преимущественно памятники изстраны мёртвых, с необитаемого западного берега Нила.
Египетизвестен не только своим в высшей степени своеобразным искусством — порождениемзамкнутой цивилизации. Эта страна в христианское время стала известна своимиаскетами — пустынниками. Именно в Фиваиде — области на юге Египта, начиная с 3века н. э., зарождается движение анахоретов — первых христиан — подвижников,посвятивших свою жизнь Господу и оставивших всё мирское. Славу великих святыхпустынников снискали святые Павел Фиваидский и Антоний. К концу IV века н. э.уже насчитывалось около 24000 анахоретов, которые стали организовывать своиколонии- первые монастыри. Со II века до н. э. широкую известность в ДревнемЕгипте приобретает новый для него вид искусства — портрет. Под влияниемсвязанных с заупокойным культом фаюмских портретов, в более позднее время появляютсяпервые зримые образы христианских святых. Выполняются они, в технике энкаустики(восковой живописи) и, в отличие от последующей традиции иконописания, внекоторых из них ещё слишком сильна связь с чувственностью и натуралистичностьюхудожественного языка античного мира. Создатели этих первых образов — принявшиехристианство египтяне, называемые коптами. Они являются, также, авторамиудивительных тканей, где, благодаря виртуозной технике запечатлены и яркие, ещёпо — античному реальные натюрморты, исполненные христианской символики, ибиблейские сюжеты, и первые прославленные святые.
Еслиследовать цивилизационному подходу Тойнби, то Древний Египет представляетсязамкнутой цивилизацией: всё новое, что несут с собой другие культуры, попадая вэту страну, обретает новую жизнь, теряет самостоятельность и независимость,становясь египетским. Подобно топи болот дельты, египетская цивилизацияполностью поглощает другие культуры, не вступая с ними в диалог.
УвлечениеЕгиптом привело в начале XIX века к появлению «египетского стиля». Онзародился во Франции под влиянием военной и одновременно научной экспедицииНаполеона Бонапарта в эту страну. В результате архитектура, живопись идекоративно- прикладное искусство приобретают египетские мотивы. Некоторые скульптурыи малые архитектурные формы, привезённые из Египта, зажили новой жизнью всовершенно ином пространственном и временом контексте. Они — хранители памяти онекогда славном прошлом своей страны и вечные сфинксы, отказывающие нам ввозможности познания древней культуры. Эти великие диссонансы отражают бессилиеисследователей со своей современной техникой «анимировать» египетскиетексты и вновь «разыграть» на наших глазах канувшие в Летуисторические события. Главным формообразующим элементом площади Согласия сталдревнеегипетский обелиск, а у нас в России набережную Невы украшают древниесфинксы. Они были привезены к нам в период царствования императрицы АнныИоанновны. Особенно массовый характер приобрело увлечение Египтом в 20-е-30-егоды двадцатого века, в годы становления молодого советского государства. Идеяувековечивания двойника усопшего в долговечных материалах- граните, базальте,порфире принадлежала египтянам, и потому знаменитые гранитные монументы Ленинуи его окружению воспринимаются как органическая часть древнеегипетскогозаупокойного культа. Своего апогея близость к древнеегипетскому погребальномуритуалу достигается в мумификации вождя и погребению его в гранитной гробнице-пирамиде- Мавзолее. Это архитектурное сооружение следует рассматривать ещё каканалог вавилонскому зиккурату, но первична связь с египетской архитектурой,поскольку в достроенном виде гробница Ленина должна была увенчиваться небольшойпирамидкой — пирамидионом.
Конечно,влияние Египта на искусство последующего времени нельзя, конечно,преувеличивать, — античность в этом его опередила, но в определённые эпохи под«египетским» подразумевалось сокрытое, обязательно красочное, полноев своём графическом совершенстве недомолвок и загадок, и, главное — противопоставленноеантичности искусство. Египетское искусство пользовались популярностью уромантиков, масонов, а в двадцатые годы XX века стало лейтмотивом стиля ар — деко и, как уже говорилось, повлияло на искусство и обряды коммунистическойРоссии.
Далёкоепрошлое этой древней цивилизации вызывает в нашей памяти странных, добрых иодновременно зловещих и беспощаднах зооморфных богов и, на первых взгляд,похожих на забавные раскрашенные картинки, иероглифы. Боги и иероглифыприсутствуют в каждом произведении египетского искусства, превращая любое изних в священный объект, постигнуть который могут только посвящённые.
Уегиптян было огромное количество богов, и они отличались от божеств другихдревневосточных государств, потому что в них органично уживались черты зверей ичеловека. Это были люди со звериными головами. От простых людей и животных ихотличали особые головные уборы. Количество богов в период правления Тутмоса IIIприближалось к 740. Подобное количество объясняется тем, что наряду софициальными культами, связывающихся с царствующей династией фараонов, бытовалиещё местные боги, почитаемые в каждом номе (единица административного деленияЕгипта). Что же касается происхождения столь странного изображения богов в видеполулюдей — полуживотных, то здесь свою роль сыграли восходящие к первобытномупериоду тотемистические верования, когда почитаемым прародителем каждогоплемени или племенного союза было священное животное (птица, рыба). В каждомцентре нома чтился свой верховный бог и связанное с ним священное животное. В Мемфисеобитал бык Апис, в Гелиополе (Оне) — священный бык бога Ра- Мневис, баранОсириса в Мендесе, священный ибис- в Гермополисе, священный окунь Абиджу — вАбидосе. В Абидосе — сначала почитался бог Анхер – Шу (в гелиопольской теологииШу- космогоническое божество, бог воздуха), а затем этот город стал колыбельюраспространения культа Осириса, которого изображали в виде мумии с зелёнымлицом- бога возрождающейся и умирающей природы, властителя загробного мира.Главным богом Гелиополя (Она) был Атум. Он стоял во главе гелиопольскойэннеады(девятки главных богов). Здесь же зародилась так называемая солнечнаятеология, и главным богом становится Ра- божество дневного святила, в то время,как Атум начинает отождествляться с ночным солнцем, святящем в подземном мире.В другом важнейшем городе Древнего Египта — Фивах,- почитался распространённыйпервоначально только в этом месте бог Амон, который был, возможно, подобнокоптскому Мину, богом плодородия. В период среднего царства — эпоху возвышенияФив, откуда происходила правящая династия фараонов начала Нового царства, Амонсоединяется с солнечным богом Ра. Амон- Ра становится самым могущественнымбогом Египта. По всей стране в его честь возводятся святилища.
Именноему посвящено два грандиозных храмовых комплекса, которые связаны друг с другомдвухкилометровой аллеей сфинксов — храм Амона в Карнаке и храм Амона в Луксоре.Святилища Амона — Ра известны, также, в Сирии и Нубии. По приказу Рамсеса IIIна территории Египта и в соседних странах было заложено 65 храмов Амона- Ра. Воглаве эннеады Мемфиса — крупнейшего центра Египта- стоял бог Птах (Пта) — демиург, создавший первые восемь богов. Во все эпохи культ Пта был чрезвычайнопопулярен в Египте. Он создал всех богов, людей и ремёсла. В городе Элефантинасоздателем мира считался бараноголовый бог Хнум, в Шедите – бог — крокодилСебек. Пожалуй, самой стройной и последовательной была гелиопольскаятеологическая система. Согласно ей, в самом начале существовал только бог Нун — первобытный водный хаос, содержащий в себе зародыши всех вещей. Из негопоявился другой бог – Атум — воплощение первичной тверди. Он создал первыйхолм, выступивший из хаоса. Позднее Атум получил другое имя — Ра. Атум — Раявляется создателем первой пары богов — бога воздуха Шу и его жены Тефнут (влажность).Они, в свою очередь, произвели на свет бога земли Геба и богиню неба Нут,котроые явились родителями Осириса и Исиды, Сета и Нефтиды. Рассмотренная намидевятка получила название Великой девятки или Великой эннеады. Кроме выделенияглавных богов в девятки, жрецы Древнего Египта разделяли их на небольшие семьи-триады, которые состояли из бога — отца, богини — матери и бога сына. Осирис,Исида и Хор представляли так называемую абидосскую триаду; Птах, Сохмет иНефертум — мемфисскую; Амон, Мут и Хонсу — фиванскую. Несмотря на стремлениежрецов систематизировать этот сонм богов, особой ясности в их функциях иименах, которые иногда совпадали (как в случае с Гором), внесено не было и,пожалуй, только два культа стали общеегипетскими, поскольку были связаны софициальным культом фараона. Царствующий фараон имел две природы: божественнуюи человеческую. Он был рождён от земной матери и Амона- Ра. При жизни онявлялся, соответственно, воплощением Хора, а после смерти — владыки загробногомира — Осириса. Оссирический культ, связанный с верованиями первобытныхземледельческих культур в воскрешение и смерть, имел особую популярность. Вкаждом номе, как и во времена доцивилизационные, по — прежнему выдвигалась своятеологическая версия и бытовали свои мифы.
Особуюроль играл культ царствующего фараона. Поскольку он был воплощением бога наземле, ему воздвигались многочисленные храмы при жизни и после смерти, гдерегулярно совершались жертвоприношения. Фараон, в переводе с древнегреческого«большой дом», был рождён от священного брака своей матери и Амона-Ра. При жизни он являлся воплощением Гора, а после смерти отождествлялся сОсирисом. Чтобы могущество и богоизбранность не покидали данный род, в супругисебе фараон брал только свою сестру. Египетская принцесса не могла покинутьпределы своего государства, став женой иноземного правителя. Кровосмешение наегипетском троне стало причиной очень быстрой смены династий фараонов (за 3тысячи лет-30 династий, то есть в среднем одна династия правила не больше века,что очень мало по сравнению с историей, например России, где за тысячу летсменилось всего три династии; в Японии же единственная династия насчитывает двес половиной тысячи лет и правит до сих пор). У фараонов было несколько Великихимён (сначала три, затем пять). Первое — имя Хора — первого бога — властителяЕгипта, второе-имя Обеих владычиц (одна богиня покровительствовала ВерхнемуЕнипту — Нехебт, а другая – Нижнему — Уаджит. Третье — имя Хора золота;четвёртое — Относящийся к тростинке и пчеле — символизировало единение эмблемВерхнего и Нижнего Египта, и, наконец, пятое имя характеризовало фараона каксына солнца(бога Ра). Таким образом, состоявшая из множества титулатура фараонабыла очень длинной и запутанной. Священные имена фараонов заключались в картуши.Личное имя правителя было известно лишь ограниченному кругу посвящённых. Вегиптологии часто встречались путаницы, связанные с изучением документовегипетской истории. Например, в 1899 году выяснилось, что имена Нечприхет иДжосер относятся к одному и тому же правителю. Фараон носил особый передниктреугольной формы (схенти), его корона после образования общеегипетскогогосударства, получила название пшент и комбинировалась из двух корон,принадлежавших Верхнему и Нижнему Египту. Белая кеглеобразная принадлежалаВерхнему Египту, а красная трапецевидная — Нижнему. Фараон также одевал особыйпраздничный платок — клафт. Его делали из материи в жёлтую и синюю полоски, ицвета эти являлись привилегией царской семьи. Кроме этих головных уборовизвестна синяя корона (хепреш). Поверх находилась повязка со священной коброй — уреем, укус которого считался смертельным. Урей являлся апотропеем фараона иего супруги и символизировал могущество и непобедимость владыки. Грудь фараонабыла задрапирована тканью наподобии жилета, поверх которого одевалось особоеожерелье- воротник. В руках он держал символы своей власти — посох и плеть. Ещёодной отличительной чертой фараона была искусственная бородка в виде сплетённойкосы. Бороду, длиннее, чем борода фараона, никто не мог носить.
Отраннего периода в истории египетского искусства, наряду с другими памятниками,сохранилась шиферная палетка фараона Нармера (около 3000 года до н. э.). Онаявляется важнейшим историческим источником, поскольку на ней запечатленопокорение Верхним Египтом Нижнего. Палетками называются пластины из камня илидерева для растирания и смешивания красок. Они создавались для ритуальных целейи, как священные ножи и топоры играли важную роль в проведении религиозныхобрядов.
Большинствопалеток имеют вид прямоугольной пластины с закруглёнными краями или форму,приближающуюся к треугольнику. В центре находится углубление для краски. Обычнооно даётся в форме круга — солярного знака. Палетки с двух сторон украшаютсярельефами. Именно эти произведения искусства малых форм представляют наиболееинтересные и ёмкие повествовательные композиции, которые создаются поопределённому канону, где круг является главным сакральным и одновременноритмообразующим знаком. Сакральность палеток подчеркивается стилизованными, аиногда и совсем фантастическими формами реальных существ (в палетке Нармера этозвери, напоминающие пантер, но только с длинными шеями). На большинстве палетокконца IV-III тысячелетий до н. э. представлены животные. Выделяются целыегруппы «палеток быков», «шакалов», «львов». Вмузее Лувра хранится «Плита быков» и «Палетка с шакалами»(палетки во многих изданиях называют ещё «плитами»,«стелами», «таблицами»). В Британском — «Плитабыков». Скорее всего на них запечатлены неизвестные нам события из историивоенных столкновений между правителями разных областей Египта, облечённые вформу иносказания.
Вотличие от большинства аналогичных памятников, на палетке фараона Нармера сценычленятся на полосы — регистры, а не располагаются по принципу заполнения свободногополя.
Налицевой стороне палетки(там, где находится углубление для краски),располагаются два фантастических зверя с переплетающимися шеями. Возможно, онисимволизируют объединение Верхнего и Нижнего Египта. В верхнем регистре Нармерв пшенте — коронах Верхнего и Нижнего Египта, сопровождаемый писцом и четырьмявоинами со штандартами, направляется к десяти обезглавленным трупам. Здесьприсутствует характерный для всего восточного искусства приём разномасштабностиизображений: фараон имеет значительно больший рост, чем его свита и противни. Внижней части фараон в образе могучего быка сокрушает стены вражеской крепости,из которой спасается бегством воин.
Надругой стороне в центральном регистре Нармер в кеглеобразной короне ВерхнегоЕгипта держит за волосы поверженного противника. Рядом с ним помещаетсяиероглифический знак: сокол — воплощение Гора — держит за веревку головупобеждённого северянина, поднимающегося из знака земли. Действующие лицапалетки в своей торжественности и графической чёткости сливаются с иероглифами,и, наоборот, иероглифические знаки не обретают ещё отвлечённую абстракцию и ещёимеют реальные черты. В изображениях фараона и его слуг мы встречаемся схарактерным набором приёмов, ставших затем неотъемлемыми чертами египетскогоискусства: голова и ноги фигур развёрнуты в профиль, а плечи — в фас. Этодовольно органичное соединение изображений человека с разных сторон. Подобныйканон был характерен только для изображения собственно египтян, что же касаетсяиноземцев и врагов, то они часто изображались в вольной манере, каксвидетельствует рассматриваемая нами палетка. В её верхних частях. на обеихсторонах помещаются стилизованные человеческие лица с коровьими рогами — символы богини Хатхор — покровительницы фараона.
Такимобразом, в палетке Нармера встречаются развитые в более позднее время основныепринципы египетского искусство: каноничное изображение человека как бы с двухсторон, ёмкость и графичность образа, который может превратиться в иероглиф,разномасштабность изображений, незначительный выступ рельефа, делениекомпозиции на регистры.
Особоеместо в египетском искусстве занимали стелы — монументальные сооружения в видевертикальной плиты, сочетающей, как правило, иероглифический текст иизображения. В силу больших размеров здесь происходит дальнейший отказ от всегослучайного, излишне многословного, подвижного. Запечатлённый на стеле образ какбы выпадает из реальной исторической среды, ещё больше сближаясь с иероглифом иприобретая характер символа. Эти ёмкие, лаконичные формы прекрасно заметны настеле фараона Джета из Абидоса, около 3000года до н. э. (Лувр). Фасад дворца,змея — иероглифическое имя фараона и венчающий вертикаль бог- сокол Гор.Иероглифическая абстракция и реальность образуют здесь неразрывное и гармоничноеединство.
Впериод образования египетского государства в общих чертах сформировался изаупокойный культ, который имел огромное значение в религии Древнего Египта.Загробная жизнь представлялась как продолжение земной, но главную роль игралатам уже нематериальная сущность человека. Их было три: ах, ба, и ка. Приправильном соблюдении сложных и долгих религиозных обрядов они могли житьвечно. Понятие «ба» можно соотнести с известной долей условности спонятием «душа», поскольку в любой момент она могла покинутьфизическую оболочку человека и имела свободу передвижения. «Ах»связывалось с духовными силами человека. Самой важной из трёх нематериальныхсущностей была «ка». Скорее всего термин «ка» соотносился сдуховным двойником человека, его вторым «я». «Ка»сопровождала человека при жизни, а после его смерти продолжала своёсуществование. О значении, которое придавали «ка» в те временасвидетельствует ряд названий: «домом ка» называли гробницу, а когдачеловек умирал, то говорили, что он «отправился к своему ка». Залогомбезбедного существования в загробном мире, на «полях Эалу» (отсюданазвание «Елисейские поля» в античном мире) было и сохранениематериальной сущности человека. Кроме того, важно было и священное имя — «рен». Для забвения фараона и прекращения его загробного блаженстване обязательно было уничтожать его мумию (что было ужасным святотатством),достаточно было сбить его имена (или одно из них) на стенах заупокойных храмов.Известно, что для лучшей сохранности тела из него удалялись внутренности ираскладывались в четыре особых сосуда, называемых канопами. Видимо, ониполучили такое название из — за места их продаж — портового города Канобос.Канопы имели крышки в виде четырёх сыновей бога Гора: Имсети имел человеческуюголову, Хепи — голову павиана, Кебехсенуф — сокола, Дуамутеф — собаки. Сердцепри мумификации не вынималось, поскольку без него умерший не мог попасть вцарство Осириса. Над сердцем клали амулет в виде скарабея. Обряд мумификациизанимал семьдесят дней — время от восхода до захода звезды Сириус над Египтом.Бинты, которыми бинтовали мумию, достигали нескольких сотен метров. Ихпропитывали ароматическими смолами, а между ними размещались в определённыхместах амулеты. Они изготавливались из драгоценных камней. Самыми главными из нихбыли: «столб прочности»(«джед»), скарабей, символ жизни — «анх», крылатый солнечный диск с двумя царскими кобрами, око Ра.Двойник умершего «ка» должен был проийти множество испытаний, преждечем достигал вечного блаженства. Для беспрепятственного прохождения мытарствнеобходимо было знать множество магических формул и заклинаний. Их тексты былиначертаны на стенах заупокойных храмов и пирамид, саркофагах. Собранные вместе,они вошли в «Тексты пирамид», «Книгу мёртвых», «Книгудвух путей», «Тексты саркофагов», «Книгу о вратах»,которые должен пройти умерший, «Книгу о подземных пещерах»,«Книгу о том, что есть в ином мире». Грудь готовой мумии прикрывалиособой дощечкой- пекторалью, лицо — маской, где были запечатлены портретныечерты усопшего, на пальцы одевались трубочки. Мумию клали в первый саркофаг (впереводе с греческого — «пожиратель тела»), повторявший её форму.Первый саркофаг вставлялся во второй, затем — в третий и четвёртый. Четыресаркофага были изготовлены из дерева, а пятый — каменный. По свидетельствуГеродота, гроб ставился вертикально к стене. Если умерший не выдерживалиспытания, предшествующие переходу в загробный мир, его ждало самое ужасное,что только может произойти — полное небытие. Кроме того, на полях Эалунеобходимо было совершать определённые работы, и за фараона и его слугвыполняли их особые человечки — «ушебти» — «ответчики». Вдревнеегипетских гробницах их встречается великое множество. Обычно на каждыйдень года изготавливалось для этой цели по нескольку статуэток из самых разныхматериалов.
Такимобразом, физическая сущность человека, представленная мумией, а также«ка», «ба» и «ах» стали теми главными величинами,которые породили множество объектов в мире живых и связали их с миром мёртвых икосмосом. Египетские пирамиды в своих идеальных формах и кристаллическойясности стали на переходе из одного мира в другой. Древних греков, которые,начиная с Геродота, восторгались ими, в пирамидах привлекали не толькосовершенные пропорции, гигантский масштаб и суровая простота. Скорее всего, оничувствовали в них гармонию космоса, о которой впоследствии писал Платон, ивоспринимали их величественные объёмы как логический переход от геометрииземных форм к небесным. Причём доминирующей здесь была внешняя форма. Обориентации пирамид на небесные светила свидетельствует направление их посторонам света, хотя компас ещё не был известнен египтянам. Если не приниматьво внимание зиккурата Этеменанка (Вавилонской башни, возведённой вМесопотамии), то самым высоким сооружением Древнего мира станет пирамида Хеопса(примерно 146,7 метра). Зиккураты Месопотамии стали первыми известнымиобсерваториями. Что же касается пирамид, то их возведение можно рассматриватькак первую попытку человека получать и использовать энергии из космоса. Высотасамой высокой пирамиды Хеопса равна 1/1000000000 расстояния от Земли до Солнца,в её обмерах важное значение имеет количество дней в году… Они являютсяколоссальными трансформаторами солнечной энергии.
Кклассическому объёму пирамиды египетская архитектура пришла не сразу. Намизвестно около восьмидесяти пирамид, и не все они имеют ту совершенную форму,которой отличаются три пирамиды в Гизе. Существуют, также, ступенчатые иромбоидальные пирамиды. Первоначальными сооружениями, где начала своё развитие«пирамидальная» тема, стали мастабы (от арабского слова«скамья»). В них хоронили вождей и их супруг ещё в додинастическийпериод. Мастаба представляет небольшой трапецевидный объём с ложным входом.Возводилась мастаба из сырцового кирпича и состояла из двух частей: наземной,глухой, и подземной, где находилась погребальная камера и прилегающие к нейкомнаты- кладовые, куда приносились продукты и предметы быта, необходимыеумершему в загробном мире. Среди этих небольших комнаток особую роль игралопомещение для статуи. Молельня и место для жертвоприношения обычнопристраивались снаружи. К погребальной камере сверху вела вертикальная шахта.Известны целые кварталы подобных сооружений. Всё начиналось с обыкновенныхнасыпей, которые затем стали укрепляться камнями, а затем возводятся подземныесводы и внешним формам придаются очертания трапеции. Несколькими веками позжедревние этруски, также укрепляли свои холмы камнем, но этот процесс привёл их кформе круга, который стал исходной формой в первой архитектуре славян. Кругболее простая форма, нежели треугольник или квадрат, требующих развитогоабстрактного мышления. Треугольник и квадрат станут основой в архитектурно-пространственном восприятии и каноне древних египтян. Некоторые мастабы вСаккара имеют украшение фасада в виде бычьих голов и львиные рельефы (гробницацарицы Хер- Нейт). Возможно, здесь, как и в палетке фараона Нармера, мы имеемдело с запечатлением правителей в образах быка, а царицы, соответственнопредстают в ипостасях богинь- львиц. Неслучайно львиноликая Сохмет являетсяженским божеством. И в Абидосе, и в Саккара встречается несколько захороненияодного и того же правителя. Мумия владыки хранилась лишь в одном, остальные жеявлялись ложными погребениями, то есть кенотафами. Часть из них связана с обрядомпродления жизни фараона — праздником хеп — сед, в ходе которого совершалосьсимволическое убийство правителя, вероятно, с последующим погребением. Крометого, будучи фараоном Верхнего и Нижнего Египта, владыка желал иметь два«дома ка», и это, начиная с периода Раннего царства, стало традициейдля последующих поколений. В архитектуре мастабы была уже заложена идейнаяпрограмма пирамид, поскольку наличие ряда «ложных» дверей и помещенийнашло логичное завершение в возведении ложных коридоров и ложных погребальныхкамер; увеличилось число кладовых; молелен становится больше, но все онипринадлежат к наземной части гробницы.
Следующимэтапом к созданию пирамиды классической формы, какой она предстанет перед намив некрополе Гизе, станет деятельность первого документальнозасвидетельствованного зодчего Древнего царства — Имхотепа (28 век до н. э.).Он работал при дворе фараонов Джосера и его преемника Сехемхета. Фараон прижизни и после смерти оставался богом- покровителем страны, и потому стольогромное значение имела символика и архитектурный образ воздвигаемого«дома ка», который воспринимался как обращённый в вечность мемориал.Сакральность любого объекта древнеегипетского искусства подразумевает связь егос миром подземным, миром наземным, и, наконец, соприкосновение его скосмическими энергиями. Идеальным воплощением этой «космогонической»модели в жизнь стали пирамиды- усыпальницы фараонов III-IV династий, которые,кажется обязаны своим существованием, не рукам человеческим, а космическимсилам, водрузившим их на землю.
/>От III и IV династий сохранилосьнесколько крупнейших некрополей. Располагались они в районе Мемфиса, откуда ипроисходили правящие фараоны. Кроме некрополя в Гизе (окраина современногоКаира) не меньший интерес вызывают ансамбли в Саккара, Дашуре и Медуме. Особуюславу снискал некрополь Саккара: именно там зодчим Имхотепом была созданапервая конструкция пирамиды. Считается, что в период правления III династии вистории Древнего Египта назрел особый момент, когда идея прославления мощибожественного фараона и его вечной памяти стала необходимым условием могуществагосударства. Это требовало иных масштабов строительства и нового архитектурногообраза.
Горизонталимастаб для реализации этой идеи не подходили. В период III династии мастабы ещёбыли широко распространены в Египте их строили не только фараоны, но и ихвельможи. С внешней стороны все мастабы имели довольно близкое сходство, что«оптически» уравнивало в правах и «сына бога Ра», и«простых смертных» в лице его приближённых. Таким образом, причиныобразования новой уникальной конструкции с ярко выраженной вертикалью имелирелигиозно — идеологические предпосылки. Тем не менее, переход к пирамиде небыл спланирован заранее, а произошёл спонтанно, поскольку в основе знаменитойступенчатой пирамиды Джосера (2700 год до н. э.) находится всё та же мастаба.
Нарядус созданием первой пирамиды, зодчий Имхотеп прославился ещё и благодарявведением в древнеегипетскую архитектуру нового материала. Отныне кирпич — сырец с примесью соломы и деревянные балки становятся языком прошлого. На сменуим приходят каменные блоки. Не вызывает сомнения, что приход Имхотепа к новомуматериалу был связан со стремлением на долгие века сохранить славу фараона — покровителястраны. Постройки из обожжённого на солнце кирпича не отличались особойпрочностью, и за относительно небольшой промежуток времени превращались вруины. Каменные блоки- творения самой природы, и, согласно арабской пословице,построенных из них пирамид боится даже время. Поскольку гробницы воздвигалисьещё при жизни владыки или вельможи, а в случае их преждевременной кончины илиопалы передавались другим преемникам, то, возможно, в строительстве комплекса вСаккара принимал деятельное участие и сам Джосер.
Врезультате благодаря исследованиям археологов перед нами предстаёт огромныймемориальный комплекс, огороженный высокой десятиметровой стеной избелоснежного турского известняка с бастионами и воротами, оформленными в видевыступов. Из 15 ворот 14 было ложными. Через главный вход, через коридор изколонн мы проходим в большую квадратную залу, а за ней отчётливо видна стена срельефными изображениями кобр («стена кобр»). Справа от неё находилсядвор для празднества «хеб — сед» и храм с молельнями, а слева отдвора — остатки постаментов от символических тронов Верхнего и Нижнего Египта ируины двух других храмов (Северного и Южного). К самой пирамиде примыкалзаупокойный храм с сердабом и алтарём. Сердаб представлял собой небольшуюкомнату в храме, где помещалась статуя умершего, таким образом присутствующегона службе. В этой камере были прорезаны небольшие окошки, чтобы родственникивидели покойного, а он — их. Всего в строительстве пирамиды Джосеранасчитывается шесть этапов, так что к современным её размерам пришли не сразу.До разрушений людьми и ветрами пустыни её основание было равно 125Х115, авысота составляла около 61 метра(сейчас- 59). Первоначально по приказаниюДжосера воздвигается мастаба из местных известняковых блоков, облицованную тонкимибелоснежными плитами с противоположного берега Нила. Таким образом, основаниемэтой новой впечатляющей своими размерами постройки является традиционнаямастаба с её развитой подземной частью. Как и в мастабе, здесь кроме Джосерапланировалось «разместить» ещё 11 членов его обширной семьи. Впоследующие века пирамиды стали вместилищем только одной мумии божественногофараона. Погребальная камера Джосера, поэтому, как и в мастабе, размещалась подземлёй, на глубине 25 метров. По сравнению с другими погребальными камерами онаочень мала( всего 3Х1Х1,7 м). Кроме погребальных камер в подземной частисуществовало множество кладовых для погребальной утвари, к которым великоридоры и штольни. Такая же разветвлённая система коридоров и шахт вела кпогребальным камерам членов царской фамилии. На второй стадии строительстваразмеры мастабы увеличиваются со всех сторон на 4 метра.
Натретьем этапе мастаба вновь увеличивается, но только теперь в восточномнаправлении на 10 метров. Превращение в пирамиду(ступенчатую) происходит лишьна четвёртом этапе строительства. Мастаба опять расширяется на з метра, и нанеё ставятся три террасообразные крыши на высоту 40 метров. На пятой фазечетырёхступенчатая пирамида расширяется с северной и западной сторон иприбавляются ещё две ступени. На шестом, заключительном этапе вся доселеневиданная постройка обкладывается тонкими плитами турского известняка. Вполучившейся уступчатой пирамиде нанизываются друг на друга шесть мастаб. Чтосвидетельствует о стремлении создать «фараоновскую» мастабу,шестикратно превышающую остальные постройки. Отчего же такое бесконечноеколичество перестроек в пирамиде? Скорее всего, они производились в связи сосмертью членов царского рода, погребённых в её недрах. Однако хронологиюзахоронений проследить невозможно в силу отсутствия и документов, имумий(сокровища из погребальных и прилегающих камер, и мумии были вынесеныоттуда, вероятно, через весьма непродолжительное время. Уступы на пирамидеДжосера сближают её с зиккуратами Месопотамии((многоярусными зданиями изсырцового кирпича с фигурой божества в верхнем ярусе). Однако здесь мысталкиваемся с разными пониманиями архитектурного образа. Последниепредназначались для медитации посвящённых на верхней площадке, где размещалсяхрам, обсерватории и помещения для священных животных. В зиккурате кипелажизнь, в то время, как пирамида хранила вечное молчание, а молитвы возносилисьв соседних заупокойных храмах. К небу было направлено лишь остриё пирамиды,вероятно с бронзовым или золочёным наконечником, благодаря которомуотсчитывались космические часы- часы, отмеряющие время жизни человека на земле,время его странствий в загробном мире, срок которых был связан со звездойСириус, и, наконец, время вечности.
Прямоугольныеграни пирамиды Джосера при виде сверху, как бы представляют спираль продвижениячеловека от недр земли к космической вечности. Вырисовывающиеся на фоне ярко-синего неба уступы имеют связь с важнейшим символом христианского времени- слестницей. В «Текстах пирамид», правда, уже VI династии, этаметафора присутствует: «Я изготовил для себя это сияние твоё в качествелестницы под ноги мои, по которой я выйду к этой матери моей, живому урею начеле Ра...»; «Да сделает небо сильным солнечное сияние для тебя, даподнимешься же ты на небо подобно оку Ра...». Пирамида последнего фараонаIII династии — Хуни в Медуме, состояла из восьми ступеней. Затем, по егоприказу, она была облицована плитами турского известняка, которые ликвидировалиуступы, превращая её уже в классическую пирамиду IV династии, но скрытыеступени лишь имитировали плоскость граней. Поэтому пирамида в Медуме называется«ложной». Первые истинные пирамиды появились в некрополе Дашура впериод владычества фараона IV династии Снофру. Первая из них называется«белая», «ломаная» или «ромбоидальная», вторая-«розовая». В первой пирамиде резкий, безудержный порыв наверхприводится в гармоническое соответствие благодаря резкому изменению угланаклона. Во второй пирамиде, меньшей по размерам, каменные блоки уложены наядро не вертикально, а горизонтально. Согласно мнению Эдвардса, подобноеупрощение структуры взамен ступенчатых очертаний произошёл в силу «победыгелиопольского культа солнца и форма пирамиды подсказана формой бенбенета,высоко заострённого конусообразного камня, которому поклонялись в Гелиополе какприбежищу солнца, чьи лучи во время утреннего восхода раньше всего касаютсявершины бенбенета».
Ивсё же рассмотренные нами памятники, несмотря на своеобразие и уникальностьархитектурного решения, меркнут перед ансамблем пирамид в некрополе Гизе. Всеони построены при фараонах IV династии — Хуфу (Хеопсе), Хафре (Хефрене) иМенкауре (Микерине) Самая высокая из них принадлежит Хеопсу. Она же являетсясамой первой из трёх великих пирамид. До второй половины XIX века это былосамое высокое сооружение в мире. В настоящий момент её высота равна 137,3метра, а до утраты верхушки она была 146 метров. На продолжении долгого времениона, как это часто бывало с крупнейшими сооружениями древности, использоваласькак каменоломня. Для того, чтобы её построить было затрачено 2250000 каменныхблоков, причём объём каждого из них был равен одному кубическому метру. Говоряо технических средствах, претворявших в жизнь планы архитекторов и амбициифараонов, следует отметить их крайнюю простоту и примитивность. Во временасоздания комплексов в Саккара, Медуме, Душуре, Гизе египтяне обходились безблоков и колёс и пользовались ограниченным количеством инструментов из гранита,долерита или меди, не использовали упряжных животных. Силой человеческихмускулов и весьма примитивной техники пирамида Хеопса, по свидетельствуГеродота, была воздвигнута за двадцать лет. Внутренние блоки во всех пирамидахвытёсывались из блоков местного камня. Поверхность камня выравнивалась киркой,затем делались засечки по обозначенным линиям. Погружались вовнутрь, а затемблок откалывали от места прикрепления к каменной глыбе с помощью сильного ударамедным молотом или долеритовой палицы. В другом способе отделение глыбы откаменного массива происходило с помощью вбивания в дыры деревянных клиньев иводы. Разбухшее от влаги дерево отрывало блок. К строительной площадке грубообработанные блоки привозили на санях по песку или на подкладных валках. Шёлпроцесс их дальнейшей обработки и выравнивания. Затем глыбы нумеровались иукладывались друг на друга. Строительным раствором служил мягкий ил или жеглыбы пригонялись друг к другу всухую. Наверх многотонные каменные блокиподнимали по наклонной плоскости, которая для обеспечения максимальногоскольжения обрабатывалась жидким илом. Во время паводка камни перевозились наособых плотах с одного берега Нила на другой.
Внутрипирамида Хеопса, если не считать погребальных камер шахт и коридоров,представляет собой монолит сросшихся намертво гигантских глыб известняка. Ихцелостность, правда, неоднократно нарушалась. Сначала там работали древниеграбители, прорубив с северной стороны пирамиды низкий коридор длиной 40метров, а в последующие времена её таранили и взрывали и слуги халифа, иавантюристы, и учёные. Однако каменная громада стоит прочно, как ни в чём небывало. Архитектором пирамиды Хеопса считается зодчий Хемиун- племянникфараона. Внутри пирамиды на одной вертикальной оси на разных уровнях находятсятри погребальных камеры. Вообще, имея лаконичный и будто бы«спустившийся» к нам с небес на землю внешний облик, великую пирамидуотличает довольно беспорядочной внутренней структурой. На первый взгляд, массапрорубленных в толще известняка объёмов не всегда имеет конструктивную логику.Как и в пирамиде Джосера, во внутренней части пирамиды, мы встречаемся снесколькими погребальными покоями (их, правда, уже не двадцать). Самая перваяиз камер располагается ниже уровня земли ( на 30 метров ниже основания).Несмотря на отсутствие саркофага, именно она, согласно расчётам архитектора,являлась центром мира и Вселенной: её световой луч сориентирован на альфусозвездия Дракона. Именно там в представлении древних египтян пролегала мироваяось. В самой «компактной» постройке на свете"- пирамиде Хефрена- две погребальных камеры расположены несколько выше, но их изначальнаяориентация на центр мира очевидна.До конца она не завершена. Втораяпогребальная камера находится точно в самом ядре пирамиды, на высоте 20 метровнад основанием. Первая и вторая камеры не были завершены. Незавершённостьпогребальных камер можно объяснить по- разному. Возможно, две эти камерыпредназначались для ближайших родственников фараона, которые там не былипогребены. Они пережили фараона. Не случайно вторая камера получила название«усыпальница царицы». Возможно, также, что при долгом строительствепирамид, фараон хотел «подстраховаться», желая на каждом из этаповстроительства иметь готовую гробницу. Третья погребальная камера, находилась навысоте 42,3 метра над основанием. Она была завершена, в ней находился саркофагс мумией фараона. Длина её составляет 10, 4 метра, ширина- 5,2 метра, а высота-5,8 метра. Она имеет облицовку отшлифованными гранитными плитами. Массивпотолка скрывает располагающиеся за ним пять разгрузочных камер. Самая высокаячасть погребальной камеры — двускатная кровля, принимающая на себя силу распораи тяжесть давления огрмных блоков известняка. Общая высота разгрузочных камерравна 17 метрам. Все погребальные камеры имеют коридоры и шахты. Две шахты изсредней камеры заканчиваются тупиком. Создаётся впечатление, что одна из нихдолжна была выходить на поверхность южной грани пирамиды, но её не успелидостроить. Шахты в царской усыпальнице выходят на поверхность в центре южной исеверной стен. Назначение их, как и время строительства, до сих пор вызывает споры.Или они появились в связи с возведением центральной части ансамбля в этоммассиве известняка, или позже, в качестве вентиляционных и дополнительныхразгрузочных отсеков. Возможно, они имели культовое назначение.
Входв пирамиду находился с северной стороны на высоте 25 метров. В настоящее времяработает другой вход, на 15 метров ниже. Этот вход и следующий за нимсорокаметровый коридор — дело рук древних грабителей. К центральнойпогребальной камере ведёт так называемая Большая галерея. Она выложена гладкоотшлифованными плитами известняка. Вход в погребальную камеру уже, чемгранитный саркофаг (так было и в случае с Джосером и его саркофагом:погребальная камера в пирамиде Джосера совсем небольшая — 3 х 1,7 метра, и длятранспортировки мумии фараона после строительства перекрытий пришлось прорубитьв толще пирамиды дополнительный наклонный коридор).Таким образом, саркофагибыли замурованы в погребальных камерах. Их невозможно было извлечь из«дома ка», но. К сожалению, это не распространялось на мумии. Их,вероятно, без особого труда извлекли из нескольких саркофагов древниеграбители, нарушив покой божественных сынов Ра, потерявших свою материальнуюипостась. А следовательно, в представлении египтян, лишившихся вечногоблаженства. Пирамида Хеопса явилась не только самым грандиозным ивеличественным проектом, осуществляемым когда- либо в древнем мире (согласноГеродоту, пирамиды Египта стали самым первым чудом света). Она и сопровождающиееё не менее дорогие и грандиозные постройки представляла пример целостного исозданного практически в одно и то же время монументального ансамбля.Сохранившиеся и не сохранившиеся постройки были выдержаны в едином стиле иимели общую идеологическую и теологическую концепцию. Внешне лаконичный илишённый каких бы то ни было дополнительных деталей силуэт пирамидыконтрастировал с роскошью заупокойных храмов. Молелен и погребальных камер,испещрённых разноцветными рельефами и до отказа набитых погребальной утварью.Мемориальный ансамбль Хеопса включал в себя, также, нижний м верхний храмы. Онибыли связаны друг с другом дорогой, выложенной полированными плитамиизвестняка. Сейчас сохранились только развалины верхнего храма, воздвигнутогоиз ослепительно- белого турского известняка и «пирамиды- спутницы»(малые пирамиды, предназначенные для жён фараона). По сторонам от святилищаверхнего храма находились места для священных ладей фараона. Их должно бытьчетыре (по числу сторон света). Но археологами найдена только одна из них (1954год). Тридцатишестиметровая ладья из кедра является самым древним кораблём.Пирамида Хеопса и другие постройки ансамбля была обнесена десятиметровой стенойиз известняка толщиной 3 метра.
Безусловно,ансамбль фараона Хеопса в Гизе — самое грандиозное и роскошное творениеДревнего мира. Именно здесь впервые зримая архитектуре был передан наиболеевеличественный и ёмкий облик. Белоснежная пирамида с бронзовым, золотым илигранитным пирамидионом в виде небольшого шпиля мыслилась как огромныйвселенский храм, возвышающийся над миром и достигающим своей вершиной космоса.Видная за многие километры она была рассчитана на ритуальное торжественноепредстояние, происходящее далеко за её пределами, без захода внутрь. Как мывидим, она красота и величественная символика форм раскрывались лишь снаружи ивоспринимались как священный камень бога солнца Ра-Бен бен. На него попадаютпервые солнечные лучи, он же поглощает и последний отблеск закатного светила.Внутренние пространства были доступны лишь посвящённым. Три погребальных камерыс их запутанной системой коридоров являлись как бы ступеями восхождения кнебесному Ра, и, наоборот, вехами путешествия в загробный мир. На них давяттысячи тонн каменных глыб. Выдерживающие это противоборство с толщей камня, этикамеры кажутся нам генераторами колоссальной хтонической силы. О том, насколькоблагоприятна атмосфера внутри погребальных камер, написано довольно многолитературы. Хочется лишь отметить, что изначально предназначены они были дляумершего и его духовных ипостасей, поэтому вряд ли уместно говорить об ихоздоровительном и очищающем воздействии на организм живого человека.
ПирамидаХафра уступает по размерам пирамиде Хеопса: её размеры на сегодняшний деньсоставляют 136, 5 метра. На её вершине сохранилась выцвевшая от времени иутратившая свою ослепительную белизну известняковая облицовка. Как нами ужеотмечалось выше, пирамида Хафра является «самой компактной постройкой насвете», поскольку, как отмечает В. Замаровский, «при объёмеизвестняковых блоков 1629200 кубических метров свободное пространство в нейсоставляет менее 0,01%. Пирамида не мыслилась в изоляции от остальных построек:с востока к ней примыкал верхний храм, расположенный на гранитной террасе. Отверхнего храма дорога вела к так называемому „Гранитному“ (нижнемухраму, к которому примыкал „Храм Сфинкса“. В оформлении входов, залови дворов в заупокойные храмы применяются колонны, а стены украшают раскрашенныерельефы и полированные плиты различных горных пород (как правило,использовались „тяжёлые“, „вечные“ камни, такие, какгранит, базальт, диорит, серпентин. Сохранившиеся руины этих ансамблейсвидетельствуют о необычайной роскоши и декоративности их оформления. Ловящие ипреобразующие солнечные лучи белоснежные пирамиды служили величественным фономдля праздничной полихромии заупокойных храмов. Особое значение в ансамблевеликих пирамид имеет гигантская скульптура Большого Сфинкса — портретноеизображение Хафра. Согласно надписи у его подножия, Сфинкс был создан при жизнифараона. Он создан из песчаной глыбы, добытой в том же карьере, что и каменные блокидля пирамид Хеопса и Хафра. Высота статуи достигает 20 метров. За 45 вековсвоего существования изваяние Хафра неоднократно засыпалось песком, так чтоторчала одна голова и подвергалось вандализму (в XIV веке его лицо былообезображено долотом). От песчаных заносов его спасали и в двадцатом веке: в1925-1926 годах этим занимался французский архитектор Барэз. Между лапамиСфинкса он обнаружил заупокойный храм.
ПирамидаМенкаура — последняя из ансамбля великих пирамид. Её высота равна 62 метрам.Сохранилась её нижняя часть облицовки. Она была выполнена из красногоасуанского гранита. Благодаря своей яркости и декоративности, она являлась»прекраснейшей из всех пирамид". При строительстве пирамиды Менкаурявно торопился (согласно Геродоту, оракул предсказал ему небольшой срокправления): использовались очень крупные глыбы известняка, превосходящие поразмеру блоки в соседних пирамидах. Кроме того, глыбы обрабатывались с меньшейтщательностью, чем у предшественников. Возможно, более низкое качество и быстрыетемпы строительства объяснялись и экономическими соображениями, инестабильностью политической ситуации (вскоре после строительства великихпирамид династии Древнего царства прекратили своё существование и на нескольковеков в государстве наступает смутное время с переходом власти в руки местнойномовой знати).
Экономическийкризис наступил сразу после смерти Менкаура: его сын Шепсескаф повелелпрекратить подвозку каменных глыб для строительства пирамиды отца и рабочиеперешли на тот материал, который активно применялся при предшественникахДжосера. Этим материалом был уже знакомый нам сырцовый кирпич, прочностькоторого была несоизмеримо меньше известняковых блоков. Применение подобногоматериала входило в противоречие с концепцией пирамиды как дома вечности. Трипирамиды — спутницы, находящиеся на южной стороне, так и осталисьнезавершёнными. В основе своей они были ступенчатыми. Таким образом, идеявечной пирамиды — последнего пристанища божественного фараона, оплотамогущества царствующей династии и процветания державы — к концу правления IVдинастии, перестала получать необходимое материальное и идеологическоеподкрепление. В изменённом виде она реализовывается в Солнечных храмах Vдинастии (храм в Абусире, там образ пирамиды становится ещё более абстрактным итрансформируется в обелиск), а также в поминальном храме династии Ментухотеповв Дейр-эль-Бахри, XX век до н. э., где пирамида мыслится как верхняя частьколонного зала и, соответственно, превращается в декоративную, изысканныхпропорций модель — непременный атрибут божественной природы оставивших земноймир фараонов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.