Контрольная работа
по курсу «Библиотечное обслуживание»
Инновации в информационном обслуживании пользователей библиотек
Содержание
Введение
Библиотечное обслуживание ГУНБ Красноярского края
Библиотека ON-LINE: новые пути развития
Отчет – дело творческое
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Библиотечная инноватика — этоновое самостоятельное направление библиотековедения, которое определяетспецифику изменений в библиотеках, методику их изучения и использования. Какнаучное направление оно нацелено на совершенствование библиотечной деятельностина основе синтеза новых знаний, идей, изобретений и технологий. Сюда же входити разработка планирования организации и реализации инновационной деятельностибиблиотек. Инновация — это результат изменений, полученный на основевнедрения новых технологий, услуг и методов управления, доказавших своюэффективность и целесообразность в конкретных условиях.
Для развития инновационной деятельности библиотечному специалистунеобходимо не только разбираться в профессиональных вопросах стратегического ипрограммно-целевого планирования, но научиться чувствовать себя уверенно,принимая управленческие решения. А это значит, необходимо:
1. твердо отстаивать свою точку зрения,
2. вести конструктивный диалог,
3. определять «фронт» первостепенных задач,
4. брать на себя ответственность за инициативу,
5. доводить дело до конца,
6. работать в «команде».
Предметом обсуждения является проблема компьютеризацию, что доказываеткомпьютеризация – не цель, а средство совместной деятельности библиотекаря ипользователя. В этих условиях любая идея творческой личности, связанная споиском способов вхождения библиотеки в открытую информационно-образовательнуюсреду, является базой для инновации.
Однако не всякая идея, даже самая разумная и современная имеетвозможность стать библиотечной инновацией. Для этого должны быть созданы всенеобходимые условия, она должна пройти через все этапы своего воплощения. Дажесамая оригинальная идея не материальна, а потому неустойчива в сознании,зависима от состояния своего «носителя». На реализацию идеи трудно воодушевитьколлег и подключить общественность. Она требует разработки и документирования,определения преимуществ, проблем распределения обязанности и ответственностимежду членами инициативной группы специалистов, способных воплотить идею вреальность. Документированная разработка идеи может выразить в форме проекта,концепции или замысла. Далее последует экспериментальное внедрение. Только наего основе мы можем установить, является ли выбранная нами идея реальностью илиутопией. На этом этапе выявляются проблемы и недостатки разработки,корректируется технология внедрения, определяется необходимость превращениянововведения в форму инновации. Инновация же требует своего закрепления иразвития в деятельности библиотеки.
В данной работе будет рассмотрено инновационные идеи такихбиблиотек как ГУНБ Красноярского края, Республиканская юношеская библиотекаКоми, Центральная детская библиотека им. А.М.Береснева г. Кемерово.
Библиотечное обслуживание ГУНБ Красноярского края
Обслуживание остается одной из основных функций библиотеки каксистемы и социального института, является главной составляющей деятельностибиблиотеки. Сущность библиотечного обслуживания с течением времени остаетсянеизменной, но выполняемые библиотекарем функции в настоящее время кардинальноменяются. Главной целью современного библиотечного обслуживания в ГУНБКрасноярского края является организация как можно более широкого доступа кдокументам. В соответствии с изменением целей обслуживания изменяется итехнология работы библиотеки. Сущность деятельности современного библиотекаря,обслуживающего пользователя — оперативная доставка требуемого документа изфонда, выдача документа, контроль за его сохранностью.
Автоматизация библиотечных процессов в ГУНБ потребовала изменениине только в технологии, но и в содержательных аспектах библиотечной работы. Меняютсяпозиция библиотеки и её активность во взаимоотношениях с пользователями,пересматриваются требования к библиотечному сервису, индивидуальным формаминформационного обеспечения и, как следствие, показателя качества библиотечнойработы.
Сегодня все категории пользователей библиотеки заинтересованы:
· в наиболее быстром и полном поиске различных документов(периодические издания, диссертации, авторефераты диссертаций, книги,электронные издания, имеющиеся в нашей библиотеке и в других библиотеках);
· в возможности как можно быстрее получить необходимый документ вбиблиотеке, а если таковой отсутствует, то по МБА.
В структуре библиотеки — 12 отделов обслуживания, традиционнофункционирует абонемент. В связи с тем, что в отраслевых отделах собраныспециализированные фонды и обслуживается целевая аудитория, структурныеподразделения ведут также библиографическую работy.
Внедрение новых информационных технологий в практику работыбиблиотеки, получение доступа к Интернету значительно повысили статусцентральной библиотеки края. Наряду с печатными изданиями в библиотекупоступают издания в электронной форме, а доступ к ним позволяет оперативно инаиболее полно организовать получение информации.
В библиотеке функционируют специализированные структурныеподразделения, рассчитанные на углубленное обслуживание пользователей:общедоступный центр правовой информации, компьютерный зал, специализированныйчитальный зал для научных работников города и края; готовится к открытию отделлитературы по искусству на новых площадях, в структуре которого предусмотренмедиацентр. Главное направление этих структурных подразделений — комплексноебиблиотечно-информационное обслуживание пользователей с использованием аудио,видео и электронных ресурсов. Библиотека подготовила проект введения вструктуру библиотеки сервис-центра, который будет предоставлять платныесервисные услуги в доконтрольной зоне библиотеки, а также проводить работу срекламными агентствами и фирмами, выполнять маркетинговые исследования рынкаинформационных товаров и услуг.
Организация доступа к электронным ресурсам представляет собойсамостоятельный компонент формирования информационной среды. Основным ееэлементом является веб-сайт библиотеки www.kraslib.ru, на котором opганизуетсядоступ к электронному каталогу, Интернет-ресурсам, виртуальной справочнойслужбе. Одним из наиболее приоритетных видов сервисных услуг библиотекиостается электронная доставка документов (ЭДД). Сервис с помощью ЭДД позволяетзначительно сократить временные рамки получения информации пользователем.Библиотека активно рекламирует новый вид услуги и стремится оперативновыполнять запросы пользователей.
В библиотеки была проведена самоанкетирование. Респондентыотметили хороший уровень информационно-библиотечного обслуживания. Электронныересурсы, особенно БД, созданные библиотекой, достаточно востребованы; ихиспользование (по разделам ЭК) отметили практически все абоненты. Исследованиепоказало, что значительное количество анкетируемых хотят получать информацию втрадиционном и электроном виде; причем большая часть опрошенных настроена наболее интенсивное использование информационных технологий, основанных нателекоммуникациях. Таким образом, можно предположить, что в ближайшее времяпроизойдет значительное увеличение количества пользователей, использующихпреимущественно электронную информацию в целях образования и научнойдеятельности. Следовательно, библиотека должна быть к этому готова уже сегодняв техническом, ресурсном и психологическом отношении.
Таким образом, в обслуживании пользователей ГУНБ Красноярскогокрая на современном этапе достигнуты определенные успехи, связанные свнедрением новых технологий, инновационных форм и методов работы, повышениемкомфортности предоставления отдельных услуг.
Библиотека ON-LINE: новые пути развития
В эпоху информационною общества уровень библиотечного обслуживаниявыходит за рамки физической библиотеки.
В 2000 году в Коми республиканской юношеской библиотеке был созданинтернет-сайт но адресу: www.komi.com/KRUB. Главная стpaница содержит общий переченьразделов сервера: раздел «О библиотеке» знакомит с историей, отделами,правилами пользования библиотекой, основными и дополнительными услугами. Обовсем, что происходит в библиотеке в настоящий момент — выставки, массовыемероприятия — рассказывают «Новости». Со списком периодических издании, которыеежегодно получает библиотека по подписке, можно познакомиться в разделе«Периодика». «Виртуальная выставка» демонстрирует те интересные издания,которые поступили в библиотеку в последнее время. В разделе «Конкурсы»помещаются положения о различных конкурсах, проводимых библиотекой. Следующиеразделы в большей степени адресованы коллегам: проекты, над которыми работаетбиблиотека, «Профи-клуб» содержит информацию о профессиональных семинарах,которые оказывают сотрудники библиотеки. С помощью электронной анкеты имеетсявозможность анализировать категории посетителей сайта. Гостевая книга позволяетне только осуществлять образную связь, но учитывать пожелание и предложенияудаленного пользователя.
Главным информационным продуктом библиотек, и представляющимшироким интерес для сетевого сообщества, являются электронные каталоги, спомощью которых можно определить наличие в библиотеке того или иного источникаили подготовить список литературы по теме.
В связи с этим была введена новая услуга — электронная доставкадокументов, которую смогли внедрить благодаря размещению на сайге КРЮБинформации об электронных библиографических базах данных и каталоге. С помощью компьютернойтехники могут обслужить читателя, находящегося за пределами города Сыктывкара.
В настоящее время на Интернет-сервере библиотеки размещен переченьпериодических изданий, которые есть в фондах библиотеки. Более 400 российскихжурналов по истории, экономике и законодательству и другим отраслям знаниимогут быть использованы для заказа копии статей. Среди заказчиков службы — частные лица, организации, библиотеки. Прием заказов осуществляется поэлектронной почте. Служба ЭДД KPЮБ выполняет электронные копни в графическом (ТIFF)или текстовом (MS-Word) формате. Сроки исполнения заказа от двух часов до двухдней в зависимости от объема работы.
В настоящий момент практически все услуги по электронной доставкедокументов пользователям, которые предлагаются коммерческими службами ибиблиотеками, платные. Без финансовой поддержки этого вида деятельностибиблиотеки со стороны государства коммерческие службы становятся более сильнымиконкурентами. Только использование более совершенной технологии можетподдержать конкурентоспособность библиотек.
Одним из основных вопросов, связанные с функционированием службэлектронной доставки, является вопрос соблюдения авторских прав и отчислениявыплат владельцам за использование их произведений. Проблема авторского правапри копировании и доставки документов электронным способом возникла практическиодновременно с зарождением служб ЭДД.
Еще одно перспективное направление в работе библиотек – этовиртуальная справка. На сайт непрерывно поступают вопросы по электронной почтеиз библиотек республики и за ее пределами. На все вопросы, которые принимаютсяпо электронной почте, даются ответы.
В ближайшее время ЭДД и виртуальная справка является одним изприоритетных направлений работы библиотеки.
Отчет – дело творческое
Библиотекари Центральной детской библиотеки имени А.М. Береснева вг. Кемерово постоянно разрабатывают и реализуют новые проекты, осваиваютсовременные информационные технологии по обслуживанию читателей
В Центре эстетического развития детей открыла свои дверимедиатека. В ней юные горожане приобщаются к шедеврам мирового искусства спомощью аудио- и видеоматериалов. Школьники могут найти в ней электронныеверсии учебников, абитуриенты — воспользоваться электронными репетиторами ипроверить свои знания перед поступлением. Работает кинолекторий, в которомдемонстрируются видео- и компьютерные фильмы; осуществляется перезаписьфрагментов с аудиокассет и пластинок на любой носитель; создаются видеоряд извукоряд по заявке; сохраняется любая текстовая информация на дискете илиCD-диске.
В День защиты детей в ЦДБ состоялась презентация web-сайта«Кемеровская виртуальная детская библиотека». Этот проект стал победителем натрадиционном конкурсе российских информационных web-ресурсов.
На сайте можно узнать о мероприятиях библиотечной сети,познакомиться с издательской продукцией, разработанной специалистами. Здесьтакже можно найти сценарии, методические и библиографические пособия, спискилитературы (например, «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детейс ограниченными возможностями»; «О чем может рассказать рисунок ребенка?»;«Наркотики — иллюзия жизни»; «Чужих детей не бывает!»; сценарии мероприятий:«Вначале было Слово», «Выбор профессии на всю жизнь» и др.). Материалы такогорода очень востребованы городскими педагогами.
В детской библиотеке «Инфосфера» состоялась презентациякомпьютерного читального зала. В нем проходят уроки «Компьютерной азбуки»,полезные не только юным посетителям, но и руководителям детского чтения,предоставляется время для самостоятельной работы на современной технике. «Инфосфера»работает по программе повышения уровня информационной культуры детей совместнос кемеровским государственным университетом культуры и искусства.
Заключение
Проанализировав данные статьи, можно сделать вывод, что вобслуживании пользователей на современном этапе достиг определенных успехов.Они связанны с внедрением новых технологий, инновационных форм и методовработы, повышение комфортности предоставления отдельных услуг. Также ближайшеевремя электронная доставка документа (ЭДД) и виртуальная справка будет являтьсяодним из приоритетных направлений работы библиотеки.
Список использованной литературы
1. Жуковская, Л.Н. Библиотечное обслуживание ГУНБ Красноярского края/ Л.Н. Жуковская // Новая библиотека. – 2006. — №09. – С. 18-21.
2. Качанова, Е. В команде реформаторов / Е.Качанова // Библиотека. — 2005. — №11. – С. 25-26.
3. Тарачева, О.В. Библиотека ON-LINE: новые пути развития / О.В. Тарачева// Новая библиотека. – 2006. – Июнь. – С. 27-30.
4. Тюшина, Е. Отчет – дело творческое / Е. Тюшина // Библиотека. — 2005. — №7. – С. 27-30.