Реферат по предмету "Культура и искусство"


Мифы древности и их значение для современности

Содержание
 
Введение
1. Первобытная культура
2. Мифы древности и их значение
Заключение
Списокиспользованной литературы  
Введение
Вхождение в целостноестественный до этого мир земли начал социальной культуры (разумеется, в самомпервозданном их состоянии) и рождение первочеловека представляет строгосинхронное, полностью взаимообусловленное явление. Тем самым определяетсяхронологический «объем» предмета культурологии. Его общее измерение в светеоткрытий последних десятилетий в Восточной Экваториальной Африке выражаетсяастрономическим диапазоном примерно в 2,5 млн. лет.
99,8 % этой историческойдистанции приходится на первобытную культуру. Все следующие за первобытностьюразделы культурологии углубляются в прошлое на 2-3 тыс. лет, максимально,обращаясь к древнейшим цивилизациям, на 5 тыс. лет. Таким образом, вопросыпервобытной культуры крайне важны при определении культуры настоящее.
В данной работе мырассмотрим главным образом мифологию, как один из основных элементов первобытнойкультуры.

1. Первобытная культура
Подпервобытной культурой принято понимать архаичную культуру, котораяхарактеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. леттому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунгляхплемена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытныйобраз жизни.[1] Первобытная культураохватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменнаякультура.
Первобытноеискусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднемпалеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизнипервобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных,женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появилисьобщинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передаватьотвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита,бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая,Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческоймифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесныхохотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигуркиживотных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубежебронзового и железного веков создали звериный стиль.
Первобытноеискусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входятрелигиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Поскольку о них ужешла речь, рассмотрим первобытное искусство.
Подлинноевозникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens,которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этихлюдей по месту первой находки их останков – гроту Кро-Маньон на юге Франции),появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста(1,70–1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий черепи отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лицатреугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека ипрославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что онимогли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудияна разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяныегарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д. 2. Мифы древности и их значение
Нагромождение знаний опервобытной и традиционной культуре, свидетельствует о важной роли мифа в жизнилюдей древнейшей эпохи, ее существование. В живописном творчестве человекакаменного века значительными являются две главных функции Давнего мифа –освоения пространства и времени. Это значит, что от начала существованиякультуры, ее содержание определяется мифом, который выступает как описание,средство познания мира. Миф органически связан с фундаментальным стремлениемчеловеческого творчества к овладению и преодолению пространства и времени.Когда древний человек покрывала стены пещеры, поверхность скал или глиняныхсосудов разными изображениями, он в своем сознании осваивал пространство ивремя.
Известно, что содержаниекультуры являет собой продукт творческой деятельности в своих разныхпроявлениях. Также известно, что любая деятельность формирует систему поведенияи в то же время сама организуется этой системой. Это значит, что культура вцелом, может быть описана, и сроками этологии Разнообразная система поведениячеловека своей парадоксальностью выделила ее из окружающей среды, позволилавыйти из состояния полной покорности природе и создать универсальный канонсвоего бытия, Которое учитывает биологический, социальный и идеологический аспекты.Труды об этологии животных и человека свидетельствуют, какую важную роль играетповедение в формировании ритуалов.
Система ритуалов взначительной мере воспроизводит в модифицированной форме определенным языкомсистему поведения. Эта этологическая система порождает систему мифов, какопределенную универсальную систему, которая определяет ориентацию человека вприроде и обществе. В системе мифов утверждается и обосновывается представлениечеловека об окружающем мире. Затрагивается много фундаментальных вопросовобразования мира. С. Токарев и В. Мелетинский пишут в «Мифах народов мира»:Неспособность определить различие между естественным, и сверхприродным, безразличиек противоречиям, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно конкретныйхарактер, метафорическая эмоциональность – эти и другие особенностипервобытного мышления превратили миф в достаточно, своеобразную символическую(знаковую) систему, в терминах которой воспроизводится и описывается весь мир.[2]
В настоящее времяоказывается большой интерес к древнейшей мифологии, магии и шаманизму. Неслучайно в фокусе философских исследований Запада сегодня очутились ненаучныеформы знания и сознания. Это связано с ростом негативного отношения к сциентизмуи поисками альтернативных света глянцевых ориентаций. Эпистемология и религияпредставляют анализ шаманизма и магии, причем первые обращаются к ним, чтобы предоставитьнауке «человеческое лицо», путем отыскания в ней черт ненаучного мышления иследов человеческих интересов и ценностей, а вторые рассматривают магию, каксвоеобразный тип рациональности. В новейшей западной философии выявляетсярелятивистская тенденция к сближению науки и ненаучных форм мировоззрения.
Полностью понятен выводсовременной психологии, что у первобытного человека не была развитойспособность к рефлексии. Под последней, – (рефлексия), следует понимать высокуюформу теоретической мысли, самопознания, постижения божественности бытия.Которые были достигнуты древнегреческой и римской философией (от Сократа,Платона и Аристотеля, к Платону и другим). Понятие рефлексии не применимо кмышлению человека каменного возраста.
Однако мышлениегомосапиенса создало образотворчество – механизм, который не только регулируетповедение человека, но и развивает способность к членораздельному языку,графической деятельности, обобщению и образно символическому отображению света,благодаря чему человек осмысливает и выделяет свою причастность к окружающемумиру и свое место в нем. Образотворчество – вершина первобытного синтезачеловеческой деятельности. Представление человека о цельности природы, ее«оптимуме» или «экономности», которые в современных науках зафиксированы общимизаконами, в момент появления науки были выражены своеобразно в изобразительнойдеятельности.
Эта изобразительнаядеятельность являет собой достаточно сложную и глубокую специфическую форму«удвоения мира» в исторических условиях древнекаменного века, когда окружающаясреда постигалась с помощью символического использования объема, линии и цвета.Следует отметить, что наукой до сих пор окончательно не решен вопроспроисхождения изобразительной деятельности, о живописи, ее возникновении. Всвязи с этим заслуживает внимания подход А. Д. Столяра, который анализирует такназываемые «медвежьи пещеры», где находятся собранные неандертальцами черепа иконечности медведя, и показывает на изобразительную природу, символическийхарактер этих комплексов.[3] Развитие изобразительнойдеятельности происходило по схеме: от натурального макета животного черезскульптуру, которая передавала образ зверя, к плоскостным рисункам на глине,которые отвечали образно абстрактному аспекту первобытного мышления. В результатеанализа древнейшей изобразительной деятельности А. Д. Столяр делает вывод, что«между конкретно образным и абстрактным типами мышления словно сами собойвозникают первые контуры образно абстрактного мышления, что переходное посвоему характеру, оправданного как логикой развития, так и фактами». Важно нетолько то, что изобразительная деятельность дала возможность осуществитьпереход от конкретно образного типа мышления, но и то, что в ее основезаключается принцип пропорции, принцип ровной перемены и геометрическогоподобия – отображение и повторение общего принципа природы, который сталодновременно принципом познания и творчества.
Вопрос о происхожденииискусства до сих пор решается неоднозначно. Да, существует магическая концепциягенезиса искусства, согласно которой источником искусства являются магическиеверования и обряды. С нашей точки зрения, изложенный выше материал позволяетсделать вывод о пользе следующей концепции, приведенной советским ученым Д.Угриновичем в его книге «Искусство и религия»[4]. «Хотя искусство ирелигия порождены принципиально разными социальными потребностями, возникли онив одночасье и реализовались сначала в единственной, не размежеванной системедуховно практической деятельности, которую являл собой первобытный мифологическийобрядовый комплекс». Существенным является то, что источником эстетичногоотношения к миру, сконцентрированным в изобразительной деятельности, танцах,музыке и других, служит трудовая деятельность. Однако возникновение искусствасвязано не только с трудовой деятельностью, но и с развитием общения индивидов.Членораздельный звуковой язык – форма высказывания логического понятийногомышления, но общение может существовать благодаря рисунку, жесту и пению,которые часто выступают элементами ритуала. К тому же следует учитывать тотважный эмпирический факт, что искусство является суггестивною формой существованиясоциально значимой информации, которая существует в обществе, а также системыэстетичных ценностей. Этот факт играл колоссальную роль в жизнедеятельностипервобытного коллектива, ведь информация, выраженная в системе эстетичныхкодов, была необходима для осуществления практических коллективных действий,которые обеспечивали, в конечном счете, существование племени.

/>Заключение
В заключении отметим, чтов первобытном обществе функционирует триада – родовой уклад, миф иизобразительная деятельность. Во время распада первобытного общества изарождения классового, на смену этой триаде приходит новая – государство,религия и письменность, происходит замена мифа религией, которая содержит всебе и моральный момент. Однако во всех религиозных системах, порожденныхмифами каменного века, сохраняются идеи древнейшего мифа. Да, идея бессмертиядуши происходит от самого древнего в истории человечества сюжета о жизни исмерти, отображенного в росписях палеолитической пещеры Ляско. В целом можносказать, что первобытнообщинная социально-культурная система характеризуется, насколькооб этом можно думать, на современном уровне знаний, удивительной однородностьюсоциальных структур, одинаковым набором типов деятельности, высокой степенью«схожести» духовной культуры разных человеческих отношений.
Во время развитияпервобытного общества начинается процесс многолинейного развития мировойистории, появляются разнообразные социально-культурные системы.

Списокиспользованной литературы
1. Введение вкультурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова.– СПб., 2003.
2. Драч Г.В.Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (изданиетретье). – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
3. Кравченко А.И.Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академическийпроект, 2001.
4. Токарев С. иМелетинский В. Мифы народов мира. Мифологическая энциклопедия в двух томах. –М.: Советская энциклопедия, 1982.
5. Угринович Д.М.Искусство и религия. Теоретическийочерк. – М.: Политиздат, 1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ организации работы с населением в ЦСОН г. Таштагола
Реферат Heroin Essay Research Paper HEROINThe use of
Реферат Развитие Северо-Западного экономического района
Реферат Is Ritalin Over Prescribed Argumentative Essay Essay
Реферат John Minnie And Petie A Love Triangle
Реферат Сугаульский договор
Реферат A Defendant
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности ГУ Школьный автобус
Реферат Henrik Ibsen A Biography Essay Research Paper 2
Реферат «№5 жалпы орта білім беру мектебі» мемлекеттік мекемесінің 2010-2011 оқу жылындағы Қазақстан Республикасының үздіксіз білім беру жүйесіндегі тәрбие тұжырымдамасы бойынша жасалынған жұмыстардың жылдық есебі
Реферат Свистящие стрелы. Глава из книги "История Народа Хунну"
Реферат І. В. Лекц І я з теми: «Соціальні функції спорту»
Реферат 2. кредитно-модульна система організації навчального процесу
Реферат Определение рыночной стоимости недвижимости затратным методом
Реферат Расчет трафика сжатых пакетов