Министерствокультуры и туризма Украины
Государственнаяакадемия руководящих кадров культуры и искусств
Институтдизайна и ландшафтного искусства
Кафедрадизайна и ландшафтного искусства
Курсоваяработа на тему:
«ИеронимБосх – жизнь и творчество»
Выполнила: Хоменко Я.Ю.
студентка группы ДИ-55,
IV курса,
специализация: «Дизайн интерьера»
Руководитель: Бальзак Л.М.
Киев 2007
План
1. Вступление с.3
2. Иероним Босх –основоположник пейзажной и жанровой живописис4.
3. «Семь смертныхгрехов» с.5
4. «Удаление камнейглупости» с.7
5. «Фокусник» с.8
6. «Корабль дураков» с.10
7. «Распятие накресте, с донатором» с.12
8. «Воз сена» с.14
9. «Сад земныхнаслаждений» с.22
10. «Cв. ИоаннКреститель в размышлении» с.33
11. «Молитва СвятогоИеронима» с.34
12. «Cвятой ИоаннБогослов на Патмосе» с.35
13. «ИскушениеСвятого Антония» с.36
14. «Страшный суд» с.40
15. «Поклонениеволхвов» с.44
16. Выводы с.48
17. Списокиспользованной литературы с.49
Вступление
Ренессанс (Возрождение)(Renaissance), эпохаинтеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14веке, достиг пика в 16 веке и оказал значительное влияние на европейскуюкультуру. Термин «Возрождение», означавший возврат к ценностямантичного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появилсяв 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари,посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это времясложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце еётворения. Среди выдающихся представителей этой эпохи — художник Альберти;архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи.
Архитектор Брунеллески,новаторски используя эллинистические традиции, создал несколько зданий, неуступавших по красоте лучшим античным образцам. Очень интересны работыБраманте, которого современники считали самым талантливым архитектором ВысокогоВозрождения, и Палладио, создавших крупные архитектурные ансамбли, отличавшиесяцельностью художественного замысла и разнообразием композиционных решений.Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н.э.) в соответствии с принципами римского театра. Драматургиследовали строгим классическим канонам. Зрительный зал, как правило, напоминалпо форме конскую подкову, перед ним находилось возвышение с авансценой, отделявшейсяот основного пространства аркой. Это и было принято за образец театральногоздания для всего западного мира на следующие пять столетий.
Живописцы Ренессансасоздали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнилитрадиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14века; Донателло, начало 15 века). Реалистическое изображение человека сталоглавной целью художников Раннего Возрождения, о чем свидетельствуют творенияДжотто и Мазаччо. Изобретение способа передачи перспективы способствовало болееправдивому отображению действительности. Одной из главных тем живописныхпроизведений Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримостьконфликтов, борьба и гибель героя. Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века — Высокое Возрождение — ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. Культурными центрамиявлялись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады. Главными меценатами былиМедичи и римские папы, особенно Юлий II и Лев Х. Крупнейшими представителями«северного Ренессанса» были Дюрер, Кранах Старший, Хольбейн. Северныехудожники в основном подражали лучшим итальянским образцам, и только немногие,например Ян ван Скорел, сумели создать свой стиль, который отличался особойэлегантностью и грацией, — маньеризм.
ИеронимБосх
(ок. 1460-1516)
/>Иероним Босх (Иеронимус Антонисзонван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своихкартинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи исатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе./> Творчество этого выдающегося нидерландского живописцаостается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четырестолетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессоромкошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени…воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства ичертовщины».
javascript:newwindow('life.html')В нем видели предшественника сюрреализма, этакогоопередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего свои образы в сферебессознательного; видели психопата, страдающего эдиповым комплексом иодержимого сексом. Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии,астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применениягаллюциногенов, вызывающих адские видения...
Некоторые из этихгипотез устарели, иные при всей их привлекательности не подтверждаются фактами;есть и такие, что дали ключи к пониманию картин, но часто противоречивые и вовсяком случае не всеобъемлющие.
Удивителен подходхудожника к решению пространственных задач. В больших фантасмагориях он создаети неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено вгоризонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. Внекоторых босховских картинах отсутствует перспектива, но даже там, где онаесть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как наблюдатель.
Мир Босха так и остаётсянеразрешенной загадкой. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ванАкена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом, небольшого нынеголландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного изчетырех главных городов герцогства Брабант. Окончание его названия и послужилоосновой для псевдонима Босх. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и егобрат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Иероним был сдетства окружен художественной средой, приобщился к семейнымхудожественно-ремесленным традициям.
Затем последовалообучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художникпознакомился с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот СинтЯнса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.
В следующем году онзаключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка избогатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние,предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению./>
Брак Иеронима не былособо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальноеблагополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, онмог себе позволить писать так, как хотел.
Ни одна из дошедших работБосха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные егокартины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг.Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане»,«Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярковыраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.
«Семь смертныхгрехов» — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярковыраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Работаупоминается в литературе как настольная, наверное, потому, что сцены в центредолжны рассматриваться под разными углами. Так ли это — не установлено.
Центральная круглаякомпозиция этой картины напоминает глаз — Всевидящее око Бога, наблюдающее загрешным человечеством, в зрачке которого изображена фигура Христа,предупреждающего и благословляющего на добрые дела. Христос окружен кругомзолотых лучей.
Ниже надпись:«Берегись, берегись, Бог видит всё».
Дальше следует представлениесеми смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями:гнев, гордыня, сладострастие (похоть), лень, чревоугодие, алчность(жадность) изависть. Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример,показанный с насмешкой. Выше и ниже круга в центре картины — два текста ВетхогоЗавета из книги Второзакония (32:28-29 и 32: 20).
28 Ибо они народ,потерявший рассудок, и нет в них смысла.
29 О, если бы онирассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!
32:20 И сказал: сокроюлице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети,в которых нет верности.
Художник напоминаетлюдям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов,повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние.
Четыре угла картиныукрашены сценами «четырех последних вещей» (по выражениюпроповедников того времени): Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные врата.
javascript:newwindow('seven.html')Не случайно испанский король ФилиппII распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своейрезиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям огреховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штрихамолодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка,которые позже заполнят все его произведения.
Немногочисленны они и вкартинах «Удаление камней глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскуюнаивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.
Золотая надпись, котораяявляется трудной для чтения современного читателя, расшифровывается: ''Meestersnijt de keye ras /Myne name is lubbert das" — Мастер, удалите быстрокамни. / Меня зовут Lubbert.
Надписи в подобном стилеможно быть найти на гербах этого периода. Текст здесь, однако, связан сосценой: четыре фигуры на фоне пейзажа. У человека, сидящего на стуле, что-тоудаляют из головы с помощью трубки. Монах, с оловянным кувшином в руке,кажется, комментирует сцену. Четвертая фигура, женщина с книгой на голове,беспристрастно наблюдает за происходящим.
Что значит эта сцена инадпись «Мастер, удалите быстро камни.» (у Лабберта)? В Средневековьевыражением «у него камень в голове», пользовались, чтобы сказать, чтокто-то глупец (дурак). Так что Лабберт хочет быть вылеченным от глупости какможно скорее. Однако, то, что хирург удаляет из головы, не «каменьглупости», а цветок, как лежащий на столе.
На картине присутствуют идругие предметы: перевернутая воронка — атрибут мошенничества или ложноймудрости; кувшин, висящий на поясе хирурга — ненасытность, жадность; книга наголове женщины — сейчас это, к сожалению, не ясно.
В 1956г были попыткиобъяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям.Установлено, что слово «tulpe» имеет коннотацию (связь) с глупостью,гвоздики — связаны со словом «keyken» (немного камня). Возможно, Босхобратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней.
«Фокусник» —одна из ранних работ Босха. Фокусник установил свой стол у стены, рядом сдорогой. Каждый прохожий останавливается и с интересом наблюдает. К удивлениювсех, фокусник показывает, что он вынул маленькую лягушку изо рта старика. Вэто время, воришка, может и напарник фокусника, опустошает карман простофили.Сова, смотрящая из корзины — типичый, для Босха, символ зла. Под столом сидитмаленькая собачка или обезьянка в костюме шута — символ обмана Такую сценуможно увидеть и сейчас, через 500 лет. Другие лица и одежда, но так жепростофиля следит за напёрсточником или фокусником. «Склонностьчеловечества к глупости может привести к злу» — говорит, теперь уже нам,Иероним Босх.
Еще острее Босх высмеялцерковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкaи монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемомшутом. Картина «Корабль дураков» относится кзрелому периоду творчества Босха. Центральная тема «Корабля дураков» проходитчерез все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческогообщества, глупости и зла, господствующих в мире. Представление о «кораблях»широко распространилось еще во время средневековья. Существовали образы«Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала.Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся,соответственно, на своих кораблях. Пассажиры корабля Босха — представителиразличных слоев общества. Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующиес группой крестьян, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. Вместо мачты- дерево, сломанная ветвь служит рулем, ковш с длинной ручкой – веслом. Намачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Композиционнымпостроением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерностькорабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые,напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуяперевернуть корабль. Каждая фигура и каждый предмет имеют символическоезначение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат,пьянство, обжорство, тщеславие. Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве — символы зла и ереси. Монах и монахиня, изображены в таких же позах, как пары всредневековых садах любви, которые, как правило, делают музыку прелюдий кзанятию любовью. Плоды вишни, лютня и винный кувшин — распутство и потерясамообладания от вина. Автор явно хочет задеть зрителя за живое, шокировать,чтобы невольно на ум пришел вопрос: куда же плывет такой корабль?Дураки на корабле — не безбожники, так каксреди них — монах и монахиня, но они все живут «в глупости». Босх смеётся, но это — грустный смех. Ведь всё человечество плывёт через море Времени наодном общем «Корабле». Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем жепорокам, что и «дураки». Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупыеигры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно. Эксцентричный и загадочный гений, Босхясно показал уродливые, зловещие и чудовищные вещи — скрытые существа нашеговнутреннего мира. «Корабль Дураков» — не о другихлюдях, это — о нас. Это себе мы должны задать вопрос: куда же плывет НАШкорабль?Резко осуждавший развращенностьдуховенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современныйнемецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искалвне официальной церкви.
В 1486-1487гг. художниквступил в Братство Богоматери в Хертогенбосе, основанное группой светских идуховных лиц. Это религиозное братство было создано в 1318 году, на основекульта Девы Марии; его члены много занимались благотворительной ипросветительской деятельностью. Босх состоял почетным членом Братства ивыполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви СвятогоИоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.
Иероним Босх известенработами, наполненными демоническими существами, показывая его исключительнуюнезависимость от традиции его времени. Однако, эта картина полностьюсоответствует иконографической традиции 15-ого столетия, одна из немногих работвладельца, содержащих портрет дарителя.
Донатор, стоящийна коленях, молится о спасении. Его сопровождает Святой Петр (с ключом),которого донатор считает своим покровителем. Повернувшись к Св.ИоаннуБогослову, Св.Петр представляет своего подопечного и просит за него.
Св.Иоанн просит ДевуМарию, обратиться к Сыну. Скоро, очень скоро, Он встретится с Всевышним и можетзаступиться за донатора.
Сцена изображается вместе, где действительно пытали осужденных преступников, на краю Брабантскогогорода, который виден вдали. Сломанная виселица, разбросанные кости…
Личность дарителя неизвестна. Только его имя, Пётр, обозначено присутствием его святогопокровителя. Костюм, который был принят в 15-ом столетии, указывает, чтодаритель был в свите лорда. Не известно, одиночная ли это картина или это частьалтаря, имевшего боковые створки, что характерно для художника.
javascript:newwindow('christ.html')Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком сбогословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Кроме того,он был осведомлен о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией,астрологией, народной медициной, имел понятия об инженерном и строительномделе. Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок,притч. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени.Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастическихобразов.
javascript:newwindow('seno.html')/>Одним из примеров претворения этихзнаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом«Воз сена». Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице:«Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Это былопервое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступаетвеликолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательныхэпизодов и символов.
javascript:newwindow('wayf.html')Внешние створки алтаря (закрытого) изображали будничную,хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге — символу земной жизни — бредетусталый, оборванный путник. Все скромные пожитки — за спиной. Дорога полнаопасностей: сзади группа воров привязывает прохожего к дереву, ограбив его;вдали, на холме, готова виселица, на которую страннику очень легко попасть;слева от странника, крестьянин играет на волынке (символ ненасытности илиспоров) и танцующая пара (символизирующая опасность сексуального искушения).
И, как будто этогонедостаточно, страннику угрожает злая собака. Отбиваясь от неё, бедняга,кажется, не видит, что мост, на который он собирается ступить, слишком ветхий,чтобы выдержать его.
В пессимистическом стиле,типичном для него, Босх напоминает зрителям, что мир чреват опасностями, и чточеловек, идущий по Дороге жизни, никогда не должен забывать о бдительности.Впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга», или «Блудныйсын», 1510 г.
Сюжет левой частипоказывает библейскую историю создания первых людей и их изгнание из Рая.
Верхняя часть панелипоказывает Небеса. Бог наблюдает за ангелами. Непослушных — изгоняет, и они,превращаясь в монстров, подобных крылатым насекомым, падают на землю.
Земля пустынна и суха,только в центре оазис, окружённый стеной. Это — Рай. Слева — Бог создал Еву изребра спящего Адама. Ниже — встреча со Змеем-искусителем. И, как следствие, —изгнание из Рая. Адам и Ева пытаются скрыть наготу. Адам просит Ангела проститьих. Но Бог так решил! И Ева со страхом и неуверенностью смотрит в будущее.
На фоне огня, в которомгорят проклятые, (Босх показал его в «Видениях потустороннего мира»)идёт строительство новой башни. Как и многое в работах Босха, назначение еёбыло загадкой. Но историк-искусствовед Сикнза (c. 1605), описал её, какстроение, для подготовки входящих в Ад. Строительный материал — «душинесчастных проклятых». Другая версия, что это пародия на Вавилонскуюбашню.
Босх предоставляетзрителю разнообразие фигур, подвергающихся наказаниям, связанным с различнымигрехами.
Первой замечаем голуюфигуру, едущую на корове. Окружённая вниманием нескольких демонов, держа чашу,она въезжает в башню. Один из демонов проткнул её раскалённым вертелом.Считается, что это символ того, кто обокрал церковь или заведение для бедных.Рядом наказание Развратника — жаба отгрызает его гениталии, показывая, как всеони будут наказаны.
Огромнаярыба-демон (рыба — символ жадности) пожирает Жадного. Дьявол-охотник за душами,трубя в рог, тащит Сатаниста, с распоротой грудью. Наконец, собаки терзаютжертву под мостом. Собаки Ада, адские псы, сопровождaвшие охотника за душамиСатану, часто встречаются в средневековой литературе.Здесь Босх показывает один из смертныхгрехов — Жадность, и то, что следует из неё: разногласия, насилие, убийство,гордыня, разврат и обман. Ирония Босха в том, что в Нидерландах сено имелонебольшую ценность и часто использовалось как символ бесполезности мирскойвыгоды. И выражение «везти воз сена» с кем-то значило дразнить илиобманывать этого человека. По дороге, среди природы, свойственнойБосху, движется воз сена. Вверху Христос, благословляет людей на праведнуюжизнь. Все же, сцена ниже совсем не духовна. На вершине стога, на заднем плане— обнимающаяся пара. Перед ними, под маской урока музыки, учитель соблазняетученицу. Ангел молит о помощи, о прощении, что допускает всё это, но флейтадемона побеждает. А над ними символы греха: сова (зло, ересь) и кувшин(ненасытность). А внизу торжествует Жадность. Каждый стремиться урвать побольшесена (благ). Слева — Король и Римский папа (власть). Им не нужно бороться. Всё,что они хотят и сколько хотят, они берут силой власти. Ниже — простой народ.Кто с вилами, кто с лестницей… И вот, уже драка! Жадность породила насилие.Человек с вилами пытается защититься от нападающего с ножом. Лежащему на землемужчине приставили нож к горлу. Монах отчаянно сдерживает женщину, избивающуюдругую. Рядом с дорогой — сцены обычной жизни. Они говорят, что те, кто неучаствуют в драке, безразлично наблюдают или не обращают внимания напроисходящее.Мужчина, возможно, пьяный, спит на коленяху женщины с ребёнком; жарится мясо на огне, а перед ним женщина моет ребёнка;дантист «лечит» пациента, а в правом углу ненасытный священникнаблюдает за монахинями, которые наполняют большой мешок сеном.Все же, несмотря на все это, возпродолжает продвигаться, размалывая всё, что попалось под колёса. Тянут егодемоны (справа) с большой рыбой (символ жадности, ненасытности). И тянут прямок дверям ада — правая панель (хорошо видно на полном триптихе). ЦельБосха была показать современникам, что занятие (дело), не приносящее пользылюдям, не имеет ценности, оно — сено, используемое Сатаной, чтобы соблазнитьчеловечество к саморазрушению. Прошло 500 лет, но и сейчас актуальна идеякартины. Жадность, желание обогатиться без труда порождают разногласия,насилие, убийство, разврат, обман и ведут человечество к разрушению".javascript:newwindow('garden.html')Особенномного загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земныхнаслаждений» (Около 1510-1515гг.), в котором художник выступает во всеоружиисвоего мастерства.
9 И сказал Бог: да соберется вода, котораяпод небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание водназвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит землязелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, вкотором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющуюсемя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. Иувидел Бог, что [это] хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
Ветхий Завет Бытие 1
Триптих «Сад земныхнаслаждений» — самое известное и загадочное из произведений Босха. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. С 1868 г. триптих находится в коллекции Музея Прадо в Мадриде.
На внешней поверхностизакрытых створок художник изобразил Землю на третий день творения. Она показанакак прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из темной влаги выступаюточертания суши./> Вдалеке, в космической мгле, предстаетТворец, наблюдающий за рождением нового мира…
Центральная частьтриптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенногомножеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами ирастениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, вневероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов илив створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер,сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибоза ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в видемногочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистическойлитературы и алхимии.
Композиция левой створки продолжаеттему сотворения мира и посвящена рождению человека.
Бледные цвета закрытоготриптиха сменяет буйство красок. Разные животные пасутся среди зелёных холмов,вокруг водоёма с причудливым сооружением. Это — Фонтан жизни, из котороговыбираются на сушу разнообразные существа. На переднем плане, около Деревапознания, Бог представляет Еву удивлённому Адаму. Как обычно у Босха, никакаяидиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой,кота с мышью в зубах (кот — жестокость, дьявол).
На правой створке показан Ад.
Сказочный рай центральнойпанели уступает кошмару Ада, в который волнение страсти преобразовано в безумиестрадания. Как всегда у Босха при изображении Ада, горящий город служит фоном,но здесь здания не просто горят, скорее они взрываются, выбрасывая струи огня.Основная тема — хаос, в котором нормальные отношения перевернуты вверх дном, иобычные предметы.
Пара обычных ушей,несущих большой нож размалывает тела проклятых, а ниже, на ледяном озере,человек балансирует на большом коньке, который несёт его к проруби. Музыкальныеинструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки.Безобидный кролик(символ изобилия) держит на охотничьем рожке истекающую кровьюжертву; рядом беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниямисвиньи, в одежде монахини. Наконец, выше этой сцены — Птицеголовыймонстр пирует проклятыми и затем они погружаются в яму, обжору заставляютбеспрерывно рвать в яму, тщеславную женщину ласкают монстры. Необычным кажется Дерево-человек,в туловище которого устроена таверна, а голова поддерживает диск, на которомпод звуки волынки мучают грешников. «В этом ужасе нет спасения дляпогрязших в грехах » — говорит пессимистически Босх.
По формату триптих традиционен длянидерландских алтарей, но содержание показывает, что Босх не предназначал егодля церкви.
Первым расшифровать этопроизведение попытался испанский монах Фрей Иосиф Сигуэнций (Хосе де Сигуенса),в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека,погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красотеутраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Хосе де Сигуенса писал:«На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всехостальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким,каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужестваизобразить человека изнутри». />
Просматривая увеличенные изображениястворок, я прочла классическое (принятое специалистами) описание их содержания.Предлагаю прочесть ещё одно интересное мнение.
«Любое серьезноерассмотрение картины начинается с подробного описания всех персонажей ее, затемосмысления их и попыткой связать единой мыслью. Сначала бегло осмотрим триптих,поскольку персонажей множество.
На внешних поверхностяхзакрытого алтаря изображены две половины Земли на третий день творения. Этопрозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из воды выступают очертаниясуши. Вдалеке – Творец наблюдает за рождением мира.
Внутренняя поверхностьлевой створки посвящена зарождению растений, животных из воды. В центре створкиизображен круглый водоем, украшенный причудливым сооружением, – это источникжизни, из которого порожденные существа выбираются на сушу. На первом планеГосподь рассматривает только что созданных им Адама и Еву.
На правой створке данафантастическая картина ада. Тьма, пламя дальнего пожара.
В центральной части царитатмосфера веселого карнавала, вселенского праздника любви, нежных любовныхзабав нагих молодых людей.
В чем смысл картины?Посмотрим критику.
Американский журнал поискусству «Смитсониан» пишет: «Триптих «Сад наслаждений», написанный, вероятно,между 1510 и 1515 годами, также вызывает не те чувства, которые стремилсявнушить его создатель. На взгляд современного зрителя, в центральной частитриптиха царит атмосфера безгрешности; нежные забавы изображенных на ней нагихмолодых людей навевают светлые, радостные чувства. Их лица по-детски искренни,мечтательны, счастливы, они развлекаются на виду у всех и предаются любви подсенью раковин и гигантских плодов. Однако для Босха и вообще для средневековогообраза мыслей тот мир переполнен символами греха – птицы, рыбы и спелаяклубника означают распутство и похоть, зло вопиет о возмездии. В качественаказания за это Босх определяет самые жестокие пытки, до которых когда-либодоходило воображение человека. В последней части триптиха грешников натягиваютна струны арфы, давят, зажимая между лютней и книгой, погружают в топь, ихпохищают дикие звери, клюет птица, целует свинья, грызут собаки, им перерубаютшею, их протыкают мечом, топят в море огня. Никто не избегает кары, никому неудается спастись. Современный зритель не может не испытывать боли и гнева привиде наказания, которое так разительно не соответствует тяжести прегрешений».
Цитируемый авторвозражает Босху, отрицая то, на чем художник вовсе не настаивает. Преждеследует разобраться в картине, чего наш критик даже не пытается сделать.
Детская энциклопедияпишет: «На внешней поверхности закрытых створок алтаря художник изобразил Землюна третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половинызаполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, вкосмической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира…Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена зарождениюрастений, животных и человека. В центре створки, посередине земного рая,изображен круглый водоем, украшенный причудливым сооружением, – это источникжизни, из которого выбираются на сушу разнообразные существа. На первом планеГосподь благословляет только что созданных Адама и Еву». Рождение Земли,рождение жизни на Земле. Это хорошо, но не отмечен важнейший факт отсутствиятрадиционной сцены грехопадения первой пары и ее изгнания. Без осмысленияпричины этого «упущения» художника дальше двигаться нельзя.
«В центральной частитриптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населенный множествомобнаженных фигурок мужчин и женщин. Влюбленные плавают в водоемах средизамысловатых конструкций; составляют невиданные кавалькады, оседлав оленей,грифонов, пантер, кабанов; скрываются под кожурой огромных плодов…»
Хорошо, но кудаподевались дьяволы-искусители, чудовища и монстры, всегда присутствующие наалтарях Босха в подобных картинах грехопадения?
«На правой створкезритель видит ад. Эта композиция перекликается с изображением земного рая налевой створке, но их связь основана на контрасте. Здесь царит тьма, слабоозаренная пламенем дальнего пожара; исчезло изобилие природы, – ее сменилаоскудевшая, вытоптанная земля. Фонтана жизни здесь нет – трухлявое «древосмерти» растет из замерзшего озера. Тут властвует не благой Творец (а где онвластвует?), а птицеголовый дьявол, который заглатывает грешников и, пропустивих сквозь свою утробу, низвергает в бездну».
В этом нет внимания кдеталям и осмысления картины.
Новейшая книга Босх,«Белый город», 2000, текст Доната Баттилотти, так описывает картину: «Этоттриптих, – несомненно, самое загадочное и сложное по своей символикепроизведение Босха, породившее самые разные толкования и предположенияотносительно религиозной и сексуальной ориентации художника. Чаще всего этукартину интерпретируют как аллегорико-нравоучительное осуждение похоти… Босхрисует здесь картину ложного рая, буквально заполненного символами похоти,почерпнутыми в основном из традиционной символики, но отчасти и из алхимии –лжедоктрины, которая, равно как и плотский грех, преграждает человеку путь кспасению». «Братства, в деятельности которых принимал участие Босх, осуждалипрактику свободной любви, провозглашенную еретической сектой адамитов».
Ну, это совсем не товар!А для Европы таки и не к лицу.
Книга Бытия говорит:«всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся поземле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так».Наивные представления авторов Бытия, вне всяких сомнений, не могли разделятьсяБосхом: плотоядные животные так устроены, что питаться травой не могут. А оптицах и говорить нечего: они тратят на полет столько энергии, которую можетобеспечить только животная еда. Поэтому тотчас за моментом своего созданиякошки устремилась за мышами, аисты и всяческие цапли – за лягушками, птицы – зачервяками, а львы – за оленями. Что мы и видим у Босха. (Лев в глубине, надголовой жирафа). Следовательно, зло, а поедание одного живого существа другимбезусловное зло, заложено в природу самого живого существа, предусмотрено вплане самого Творца, и дьявол тут ни при чем. Второе, Бог создал Адама и Еву ипредложил им размножаться. Позвольте, говорит Босх, как это возможно безвзаимного влечения и безгрешным образом? Стало быть, взаимное влечение полов,греховность лежит в самой природе плодоношения, деторождения, и не может бытьтрактована как грехопадение. Как не было и змея. Давая в середине рая, в центреживотворящего озера розовое сооружение неизвестного материала, художник втемную глубины его помещает сову – символа носителя злых, темных,несправедливых, греховных, если хотите, дьявольских моментов в планах, чертежахживотных и человека, которые только и сделали возможными их создание,существование, размножение. Поэтому художник не дал сцену грехопадения, первуюсклоку взаимных обвинений и изгнания. Как Адам и Ева жили в раю, так ипродолжали жить, только в реальном, земном раю, со всеми его радостями изаботами.
С этой необходимой дляжизни парности животных поедаемых и поедающих, самцов и самок, мужчин и женщинхудожник начинает алтарь: при закрытых створках видим момент рождения Земли изее половин – правой и левой, земли и неба. Затем мы видим, как при раскрытыхстворках небо на райском горизонте переходит на центральную часть, как и синиегоры вдали и желтая земля. И только при приближении к нам в соответствии справилами перспективы ландшафты становятся разными.
Итак, люди (по Босху) впервородном грехе невиновны, взаимное влечение мужчин и женщин лежит в их природеи заложено Творцом, отсюда праздничность, красочность, бесконечное разнообразиелюбовного карнавала.
Донат Баттилотти пишет:«Символика Босха настолько разнообразна, что невозможно подобрать один общийключ к его картинам. Символы меняют значение в зависимости от контекста, да ипроисходить они могут из самых разных, порой далеких друг от друга источников –от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальныхпредставлений».
Так и должно быть всимволике. Иногда не просто разобраться в символике картины, изучить языкхудожника, но это главная задача искусствоведа, способность решить которуюговорит об уровне его профессионализма. А размышлять над символами, непривлекая с самого начала астрологию, значит, с первых шагов стать на путьдомыслов. Второе, что следует иметь в виду, что художник не может применятьобразы, символы и прочие элементы живописного языка редкие, малоизвестные илиизвестные очень узкому кругу лиц, поскольку картина пишется для широкогозрителя, а не для одного-двух знатоков редкостей. Значит, и мы обязаны и имеемвозможность разобраться в Босхе.
Астрология делит год надвенадцать частей и каждую отмечает знаком зодиака. Каждой части соответствуетодна из семи планет и соответствующие характеры людей: Луна, Марс, Меркурий,Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце. Луна и Солнце имеют по одному месяцу, остальные– по два. В зависимости от восходящего или нисходящего Солнца каждая из планет(и ее символы!) оказывает положительное или отрицательное воздействие.
Центральная створка Саданаслаждений рассказывает о любви, следовательно, о людях, родившихся под знакомВенеры, или под другими планетами, но в какой-то мере обладающими теми жекачествами.
Знак Венеры – окружностьи крест под ним – восходит к египетскому иероглифу «жизненный ключ», но в эпохуВозрождения трактовался как зеркало, которое богиня Венера держит в руке. Изстихий к Венере относятся воздух и вода, из жизненных жидкостей: кровь, сперма,мокроты. Из вкусовых ощущений – сладкое, жирное и пряное. Определенные металлы,камни и растения. Фрукты приятные и сладкие: груши, фиги, гранаты. Животные:щенки, котята, кролики, овцематки, козы, козел, бык. Птицы: лебедь, трясогузка,пеликан, ворон, голубь, воробей, орел. Рыбы: известные своей похотливостью,любовью к малькам, имеющие пряный и приятный запах. Места: укромные источники,зеленые луга, цветущие сады, берега, курорты, танцевальные залы. Венерапорождает красивых, статных любителей всяких увеселений. Они миролюбивы, щедры,снисходительны, склонны к затеям. Если же влияние Венеры дурное, то эти людитолько трусливые сладострастные натуры; развратники, прожигающие жизнь. Ихсимвол – перевернутое зеркало Венеры. Таким образом, каждый знак, каждый символВенеры может нести положительное и отрицательное значение.
Другие источники(поверия, фольклор, сказания, пословицы, в том числе старинные голландские)дополняют перечень этих символов. Обращает на себя внимание как раз множествонегативных их значений. Вот несколько из них.
«Двустворчатая раковина»– супружеская неверность. «Сладострастные» плоды: виноград, гранат, клубника,ежевика, яблоко. В этом видели распутство, плотские (чаще всего) наслаждения,преходящие радости. Черная клюющая птица – символ похоти. Рыба – лжепророки,распутство, похоть.
Обратимся к центральнойчасти.
Центр алтаря полонрадости и доброты самой благожелательной и самой реальной. Мир желаний,мечтаний, безудержных веселых фантазий, светлых выдумок людей. Все создано дляих удовольствий, радости, целомудренного счастья, наслаждений. В центральнойстворке насчитывается около сотни сцен. Велико желание описать все, потому чтоэто интересное занятие, но необходимость ограничить рассмотрение картинызаставляет повременить с этим. Обратим внимание зрителя на главное.
Известно, что вода,мягкое, округлое — несет женского начало, а твердое, выступающее,продолговатое, суша – мужское. В центре картины расположен круглый водоем –чисто женский символ, – заполненный девушками. Черная девушка с царственнымпавлином на голове подняла вверх яблоко – вот смысл жизни! Перед нею несколькодевушек с яблоками на головах. Группа девушек в центре с аистами на головах.Как красивая водоплавающая птица, она родственна женщине. Играющая в воде пара.Несколько девушек с золотыми волосами с черными воронами на головах – птицамимудрости и любви.
Вокруг водоема – главныйаттракцион – веселая кавалькада мужчин и женщин верхом на всевозможныхживотных. Животные реальные (кони, олени, лев, рысь, верблюд, кабан, медведь) ифантастические, но все сильные, гибкие, быстрые. Коза и олень с аистами наспине. Все резвятся, кто во что горазд. В руках муляжи огромных рыб, громадныефрукты, птицы на головах и ветках, яйцо (символ размножения) на голове… Вокруг– коллективные аттракционы со всевозможными огромными макетами: птица, оболочкаягоды, кит. Зрителей нет, все участники, включая птиц и зверей.
Выше кавалькадырасположено озеро с четырьмя протоками с высоким сооружением на каждом из них.Это четыре стороны света, пронизанные женскими и мужскими началами. Здесьнесколько групповых развлечений, но в большинстве развлекающиеся пары.
Иероним Босх дает кусочекнеба, в котором летающие люди или на грифонах с атрибутами любви. В переводе наязык слов, это значит: человеческая, плотская, чувственная любовь – это полетдуха, высшая форма его существования. Пояснением, развитием этой формулы служитвсе остальное.
Ближе к нам слева второйводоем со всякими сценами, но в центре его любовная пара. Слева группа огромныхозерных птиц (селезень, утки, зимородок, удод), то есть с женским началом.Здесь несколько размышляющих, сомневающихся людей, вот-вот готовыхприсоединиться к остальным, но пребывающих в нерешительности.
На переднем плане мужчиныи женщины группами, парами, одиночные. На виду и уединившиеся в огромныхплодах, бочке, шалашах, причудливых сооружениях. Везде неизменные огромные инебольшие плоды и оболочки клубники, граната, ежевики, яблок, рыб, цветов.Птицы держат в клювах ветки с плодами ягод и скармливают их желающим. Вкушающиеплоды или находящиеся в соседстве с ними, рыбами и другими символами любвиозначают любовные игры и наслаждение любовью. Сцены, весьма целомудренные, заисключением нескольких. Откровенно эротическая – слева в центре трое подпрозрачным зонтиком.
Обнаженные люди – этововсе не вульгарный групповой секс (говорящие о нетрадиционной сексуальнойориентации художника могут не беспокоиться) или нечто непотребное, а тайные,сокровенные желания, устремления, фантазии, плотские, любовные томления ижелания. Уединившиеся пары если и скрыты за стеклянными стенками, то означает,– все понимают причину их уединения, а не есть любовь на виду у всех.
Сова присутствуетнесколько раз (слева ее обнимает мужчина, справа она на голове у танцующих,несколько сов в кавалькаде) и заставляет вернуться мыслями в Эдем. Сова, сыч,лунь – это птицы тьмы, ночи, таинственных превращений, свидетели и участникидьявольских дел. Сова боится дневного света, обитает в старых разрушенныхстроениях, ей приписывают демоническое значение. Она символ опустошения инесчастья. Но сова – символ Минервы (Афины), великой богини античности,олицетворяющей мудрость. Она символ Тиля Уленшпигеля, весельчака и бродяги,высмеивавшего глупость, невежество, суеверия. В сове воплотились силы тьмы имудрости.
Зритель скажет – как же,ведь наиболее повторяемые предметы, это клубника, ягоды, огромные рыбины,ежевика, которые есть откровенные символы преходящих радостей, разгульноговеселья, плотских наслаждений, но и распутства, похоти. Сошлемся на мудростьнарода, воплотившего в Венере качества положительные, которые в определенныхусловиях могут стать отрицательными. Молодой Босх говорил о семи смертныхгрехах. Теперь бы он сказал по-иному: надо стремиться, чтобы гордыня сталаблагородной гордостью, скупость бережливостью, чревоугодие аппетитом, леньпоэтической мечтой, гнев живостью, а зависть соревнованием. Но сейчас разговоро главном, – о любви. Ханжи создали много символов похоти, но ни одного символалюбви. Воспользуемся этими символами, и будем стремиться, чтобы похоть сталалюбовью, тем более что они родственны.
Религиознаянравственность сочла взаимное влечение мужчин и женщин грехом. Босх на этоотвечает: грех есть то, что разрушает человека, несет несчастья, болезни,страдания и смерть. Приносит ли любовь кому-нибудь страдания, горести? Босхотвечает, – нет. Кроме одного эпизода супружеской неверности (мужчина несетраковину с женой и любовником, с чем он вынужден считаться и смиряться), другихбед нет. Царит атмосфера безгрешности, нежности, радости. Все лица искренни,заботливы, внимательны, счастливы. Нет ни одного недовольного, хмурого, злоголица или безобразного тела. Какой угрюмый ханжа скажет, что здесь греховодствои похоть? Кому-то больше по душе обниматься с Мудростью (совой слева), а неженщиной? Пожалуйста, отойди в сторонку и обнимайся. Какой-то паре захотелосьпоговорить о бренности? Вот вам удобная пещера (с правого края внизу),располагайтесь и обсуждайте. Не читайте никому моралей, как никому уже давно нечитает моралей сам художник, и никому не мешайте. Но можете присоединиться к любойкомпании по своему вкусу. Ибо то, что называют грехом любострастия и есть самажизнь, суть ее.
Если любовь считатьгрехом в чисто нравственном плане, не имеющим отрицательных последствий, то этотакой грех, без которого невозможна жизнь не только человека, но нирастительная, ни животная. Это грех, заложенный в земные организмы самимТворцом всего живого. О чем и говорит художник картиной рождения Земли икартиной Эдема. Вот почему в центре Эдема – сова.
Обратимся к правойстворке. Детская энциклопедия утверждает: «На правой створке зритель видит ад».
Сначала выясним, чтотакое ад? Человек умирает и если его душа попадает в ад, то это не страшно,поскольку на эфемерную душу физические силы не действуют. Или там телополностью восстанавливается и живет полнокровной адской жизнью? Смотрим уБосха. В правом углу вполне земной мужчина, без каких либо признаков кончиныотпихивает от себя свинью. Свинья эта – простейшая метафора доминиканскогомонаха (судя по головному убору), состряпавшего донос на ближнего – некоего«еретика». Его имущество он надеется присвоить, и с этой целью пытаетсяподписать пасквиль у нашего «адского мученика». Тут же и донос со всемипечатями, и чернильница, и гусиное перышко. В ушко бедняге свинья нашептывает,как чудненько они поделят добро. Держащий чернильницу мерзавец – помощникмонаха, изображен в виде чудовища, поскольку он и есть нравственное чудовище. Внатуре он так же не вполне респектабельный господин, а некий физический урод, очем говорит отрезанная ступня, висящая на шлеме. Адского в этой сцене – лишьбезмерная корысть и подлость вполне земных обывателей.
Следующая «адская сценка»столь же реальна. Собрались игроки в азартные игры: карты, кости, триктрак.Властвует демон наживы (он в центре в черном): пускаются в ход крапленые карты,фальшивые кости, шулерские приемы и прочие ухищрения алчности. Как всегда, всезаканчивается расплатой и выяснением отношений: мордобоем, поножовщиной,убийствами, продажей женщинами себя. Разгул дьявольских сил наживы, зависти,жадности, злобы, дикости. В других сценах художник говорит о человеческойжадности, транжирстве, обжорстве, душевной холодности и равнодушии к несчастиямдругих, наушничестве и доносах. Большой кусок картины посвящен осуждениюувлечения музыкой и наказаниям музыкантов. Может быть это плохие музыканты?Картина ада воспроизводит земную жизнь, настоящие человеческие грехи, в которыхвиноваты они сами, несущие несчастья, потери, болезни, горести их носителям иокружающим. Художник настаивает, что расплата за прегрешения настигнет негде-то в далеком фантастическом небытии, а здесь, на земле, и заставитсогрешивших пожалеть о содеянном.
Суммируем сказанное.Библия говорит, что грешным человек стал очень скоро после своего появления наземле. Босх утверждает, что взаимное половое влечение людей не только неудачныйпример первого греха, но таковым вообще не является. Нет греховности и впожирании животных друг другом, поскольку кошка, птица, лев изначально созданыплотоядными. Женщину художник ставит в центре мира и сопоставляет сживотворящим сосудом, морем и водой, которые породили первых животных. Но датьдругую жизнь женщина может через любовь, взаимное притяжение мужчин и женщин.Любовь – основание бытия, придает жизни важность, уверенность,организованность, несет в себе радость, веселье, удовольствие. «Саднаслаждения» – гимн женщине и любви – дань благодарного художника своейневесте, красавице и богачке, имевшей смелость ответить на любовь скромногохудожника и ставшей для него жизнью и духовной опорой. Наверняка, неизменноймоделью. Имя ее Алейт Гойартс ван дер Меервенне. Во многих отношениях, и вотношении к женщине в частности, Босх близок к одному из высших образцовживописца и человека – Веласкесу, создавшему лучшее изображение женщины.
А грехи? Это совсем иное.Это корысть и подлость, душевное уродство; азарт игры, когда человек теряетголову, способен на любой обман и преступление. Душевная черствость,холодность. Когда женщина торгует своим телом; стряпают доносы и наушничают.Грех лени и непрофессионализма, когда музыкант не владеет инструментом,художник – кистью, писатель – пером, искусствовед не способен внимать художникуи не знает своей науки понимания предмета искусства. Заселившие ад Босхачудовища, монстры, уроды, ожившие мертвые существа всего лишь фантастическиевоплощения этих духовных уродств и человеческих несовершенств. И не где-нибудьи когда-нибудь, и, может быть, очень скоро, здесь, на земле, в нашей жизни, загреховные деяния придется расплачиваться.
Будучи человеком весьмаобразованным для своего времени, оригинально мыслящим, Босх умел проникать всамую суть вещей и явлений. Поэтому все его картины — это причудливые гротескис глубоким философским подтекстом.
Особенно подходит это определение дляпроизведений зрелого и позднего периодов творчества художника («ИоаннКреститель в размышлениях», «Молитва Св. Иеронима», «Святой Иоанн на Патмосе», «ИскушениеСвятого Антония», «Страшный суд»). Как многие из его современников, длябольшего воздействия на зрителя, для выражения борьбы добра и зла, Босх показывалбиблейские сюжеты на фоне привычного людям пейзажа. Он часто заменял видыИерусалима, пустыни на панораму простого голландского города, реки, холмов.Примером является и эта работа.Cв. Иоанн Креститель находится в дикойместности, мало похожей на Палестину 1-го столетия. Святой лежит среди холмов,на сочной траве. Миссия его (как Предшественника) ясна по его взгляду наягнёнка (символ Христа) Иоанн, «увидев идущего Иисуса, сказал: вот АгнецБожий». Покой, необыкновенно красивая природа,мясистые плоды, безразличный взгляд Святого передают обстановку лени. Но в этойпасторальной сцене есть элементы угрозы. Почти незаинтересованный взгляд наЯгненка — Бога, и положение Ягненка говорит о духовной слабости, к которойсклонно все человечество. Действительно, чувственная природа, мясистые плоды,окружающие Иоанна, показывает привлекательности альтернативы, которую жизньплоти предлагает жизни духа. И Иоанн, предшественник Христа, расслабляется передлицом искушения.
Легенда украшала жизнь Св.Иеронима, отшельника и ученого, историямиоб искушениях, которым он подвергался в пустыне, его видениях и льве, которогоон приручил, удаляя шип из его лапы.
Cв.Иоанн Богослов сидит на холме. Он держитоткрытую книгу и перо; он, провидец и пророк, пишет Откровения. Вдали пейзажнизовьев Рейна, но здесь — это остров Патмос, где Cв.Иоанн увидел Апокалипсис.Ангел указывает на небо, где появился символ Апокалипсиса. Начиная соСредневековья это небесное видение было идентифицировано Мадонной. Птица внижнем углу — ссылка на символическое животное Cв.Иоанна, орла. Птица охраняетпринадлежности для письма, которые демон пробует украсть.«Грехи и наказание за них» —любимая тема Босха. Он считал, что в грех человека вводят демоны-искусители, исоздал серию картин о святых, преодолевающих искушения, надеясь, что жизньправедников послужит примером для других. Св. Антоний Великий — святой,отшельник, был наиболее любим Босхом. На внешней стороне боковых створок(триптих закрыт) — Арест Христа в Гефсиманском саду и Христос,несущий крест.
В центре святой,становящийся на колени; он смотрит на зрителя. Вокруг многочисленные демоническиеискушения испорченногомира: сцены распущенности, неумеренности, ярости, лицемерия и многих других недостатков.Здесь представлена внутренняя борьба между желанием и запрещением. Поведениеличности в бесконечном море искушений — тема, которая часто использовалась врелигиозной литературе в те времена.
Непоколебимаявера Антония строго испытывается. Он поднят в небо ордой летящих дьяволов. Егосопротивление — молитва. После его «падения», два монаха (егодрузья), поддерживая, ведут его по мосту, окружённому монстрами-искусителями.
Праваястворка заполнена сценами распущенности и ненасытности. Внизу — одно изтипичных существ Босха (без тела): большой живот, вместо головы, и ноги. Это — обжорство. На заднем плане, между двумя башнями, вооруженные войска заставляютголого человека бороться с драконом в воде. В небе — летящая рыба, с мужчиной иженщиной. Считается, что это Дьявол с Ведьмой.
Подвлиянием «Апокалипсиса» Cв. Иоанна Богослова, неотвратимостьСтрашного суда овладела верующими. Проповедники расписывали какие муки ожидаютгрешников. Босх, любимой темой которого была " Грехи и наказание заних", показал что ждёт человечество так, что люди смотрели на его работы сужасом.
Тривнутренние панели тематически расположены слева направо.
Леваястворка показывает сотворение Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из Рая.
Для Босхa историяСтрашного суда начинается с создания Евы, грехопадения и изгнания первых людейиз Рая. Это изгнание сравнивается Босхом с изгнанием непослушных ангелов изНебесного рая и превращением их в монстров.
Центральнаяпанель изображает сцену Страшного суда и отделение праведников от грешников.
Подвлиянием «Апокалипсиса» Cв. Иоанна Богослова, неотвратимостьСтрашного суда овладела верующими. Проповедники расписывали, какие муки ожидаютгрешников. Босх, любимой темой которого была " Грехи и наказание заних", показал что ждёт человечество так, что люди смотрели на его работы сужасом.
Центральнаяпанель, изображающая Землю, которая достойна только осуждения. В то время, каксчастливые праведники находятся в руках Бога, все остальные попадают к Сатане иармии его демонов. Христос-Спаситель и несколько праведников занимают совсемнемного места. Зато подробно показаны всевозможные виды пыток и мучений.
49Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 иввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
НовыйЗавет Матфея 13
Как и вдругих работах Босха, действие происходит на фоне темного и горящегоИерусалима. Земля наполнена армией демонов. Грешников жгут, режут, жарят,ломают. Развратников ласкают чудовища, обжору заставляют пить из бочки, котораявсё время наполняется. Некоторых монстров, схожих с жабами, змеями, драконами,Босх возможно, видел в религиозных рукописях. Но он первый включил эти изображенияв группы, создал новые виды (фигура, составленная только из головы и ног).
Ад — направой створке.
Дворец Сатаны на фоне столбов огня, сам Сатана у входа, шатёрна крыше дворца с несчастными душами, ждущими наказание — всё это вызывало ужасу людей напуганных проповедями, произведениями (напр. Данте). Ад, изображённыйБосхом, — это место, где нет ни законов, ни пропорций (две большие головысправа)
В них есть так много неоднозначного итаинственного, что о Босхе до сих пор порой говорят как о человеке, побывавшемна Страшном суде. Но «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел намир глазами художника».
/>Новаторствоживописной техники Босха приводило современников в восхищение не меньше, чемизобретаемые им образы. На фоне суховатой живописи большинства фламандских иголландских художников того времени его картины выглядели живыми и динамичными,краски — сочными, а мазок — быстрым и выразительным. Он умел писать нежными,прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестящеиспользуя удары ярких красок.javascript:newwindow('volhv.html' )
Особенно хорошибосховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Чаще всегоэто реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностяхсвоего земельного владения в Оиршоте, полученного им в 1484 г. в наследство от родственников жены. Созданные с большим мастерством и достоверностью, ониявляются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи.Мастерское изображение ландшафтов сделало Босха одним из основоположниковевропейской пейзажной живописи.
В последние годы жизнихудожник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов»,«Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В них он уходит от изображенияфантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образыпалачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких илизавистливых — гораздо страшнее босховских фантазий.
Эта триптих был написандля часовни Братства Богоматери в Хертогенбосе и был действующим алтарём.Позже, испанский король Филипп II забрал эту работу в свою резиденцию-монастырьв Эскориале.
«Поклонениеволхвов» показывает представление Младенца Христа трем волхвам, прибывшимс Востока. В отличие от других триптихов Босха, которые «читают» отслева направо, этот — от центра. />
Триптих объединен общимпейзажем. На боковых створках изображены коленопреклоненные донаторы(заказчики) бюргер Питер Бронкхорст и его жена Агнесса со своими святымипокровителями Св.Петром и Св.Агнессой.
Основное действиеразворачивается на центральной панели. На фоне сельского пейзажа, переходящегона горизонте в городскую архитектуру странных очертаний, перед ветхой хижиной,— Мария с Младенцем, к которым благоговейно подступают волхвы с дарами. Тривосточных царя: Мельхиор, Бальтазар и чернокожий Каспар поклоняются МладенцуХристу и подносят Ему свои дары — золото, ладан и смирну. Правда,торжественность церемонии нарушают недобрые элементы: два противостоящие другдругу вооруженных отряда на дальнем плане, безразличное и злобное любопытствопастухов. Этим Босх как бы говорил, что вездесущее зло вмешивается даже в самыесвященные события.
Створки выполнены втехнике гризайль.
Гризайль (франц.grisaille, от gris — серый), вид декоративной живописи, выполняемой в разныхоттенках какого-либо одного цвета (чаще серого). Применяется с 17 в., широкораспространена в росписях интерьеров классицизма, главным образом, как имитацияскульптурного рельефа.
javascript:newwindow('krest.html')В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силахсмотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
Это было последнеепроизведение Босха.
Он скончался в 1516 г. и был с почестями похоронен 9 августа в родном Хертогенбосе.
Выводы
Трудно судить о том,насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что прижизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Наибольшийинтерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложилисьсамые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картинБосха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскомузрителю. Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков.К этому времени он был практически забыт, его имя почти не упоминалось ни вэнциклопедиях, ни в учебниках. Cобратья-художники как бы не замечали его, и вистории искусства фигуру этого мастера долгое время обходили молчанием илиснабжали противоречивым комментарием.
Но, независимо от всехэтих мнений и оценок, сегодня Босх признан непревзойденным изобретателем образов,замечательным колористом и рисовальщиком, большой и самобытной личностью,размышлявшей о мире и его противоречивой сложности, о человеке и егонезащищенности перед лицом духовной и физической опасности.
А спустя полвека послесмерти Босха с такими же раздумьями над судьбами человечества придет вискусство его, не менее выдающийся соотечественник, — Питер Брейгель Старший,чтобы продолжить творческий поиск, начатый великим предшественником.
Списокиспользованной литературы:
1. Эстетика.Словарь. Политиздат, М 1989 г.
2. Из историикультуры Средних веков и Возрождения. Издательство «Наука», М 1976 г.
3. 50 биографиймастеров западно — европейского искусства. Издательство «Советскийхудожник», Ленинград 1965 г.
4. История искусствазарубежных стран. Том 2. Издательство «Академия художников СССР», М 1963 г.
Ресурсы сети Интернет:
1. nearyou.ru/bosch/0bosch.html
2. www.gothic.ru/art/paint/bosch/index.htm
3. www.arttrans.com.ua/sub/artists/610/Bosch_Hieronymus/list1.html
4. www.bocsh.org.ru/
5. smallbay.ru/bosch.html