Реферат по предмету "Культура и искусство"


Золотой век греческой культуры

Контрольнаяработа №1
Тема:«Золотой век греческой культуры».

План:
 
1.        Введение…………………………………………………2
2.        Древнегреческаямифология……………………………3
3.        Греческийтеатр…………………………………………3
4.        Архитектура,скульптура, живопись…………………..4
5.        Философия……………………………………………….5
6.        Ораторское искусство…………………………………..5
7.        Зарождениеисторической науки……………………….6
8.        Геродот……………………………………………………7
9.        Фукидид………………………………………………….7
10.     Ксенофонт………………………………………………..7
11.     Литература……………………………………………….8

Введение.
Древнегреческая культуразанимает особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующемисторическом развитии человеческая цивилизация в целом, в особенности культуранародов Европы. В сфере эстетической, художественного творчества наследиегреков – не только источник современного знания, но и живая, полная обаяниядуховная сила. Не только корни европейской культуры лежат в античности, но иантичная культура является составной частью современной культуры. Знаменательно,что перелом в истории западноевропейского искусства начинается с эпохи Ренессанса,т.е. возрождения античного искусства.
Образы античной мифологииполучили многочисленные воплощения и толкования в живописи Леонардо да Винчи,Боттичелли, Тициана, Рубенса, Рембрандта, А.Иванова, в скульптурах Витали,Козловского и др.  Её сюжеты использовали широко многие писатели и музыкантывсех времен и народов: Данте, Шекспир, Пушкин, Гайдн, Оффенбах, Стравинский.Едва ли можно найти ту область, в которой не ощущалось бы влияние греческойкультуры. И в этом ее непреходящее значение. На рубеже III-IIтыс. до н.э. в южной части  Балканского полуострова и на прилежащих островахпроисходит возникновение классового общества. Цивилизация эпохи бронзы,возникшая на острове Крите, получила также название минойской по именилегендарного царя Миноса, резиденция которого была обнаружена в Кноссе. Этацивилизация получила также название дворцовой, т.к. изучена главным образомблагодаря ей. Дворцы имели  прекрасную систему водоснабжения и канализации,продуманную вентиляцию и освещение. Многие предметы быта выполнены на высокомхудожественном уровне, часть – из драгоценных металлов. И все же Минойскаяцивилизация, апогей которой приходится на XV в. до н.э., лишь в незначительной мере позволяет нам судитьо древнегреческой культуре. Поэтому основное внимание мы сосредоточим накультуре классической эпохи, времени наивысшего ее подъема (V-IV вв. до н.э.)
Древнегреческаямифология.
 
На протяжении почти всейантичной эпохи мифы пользовались огромной популярностью среди населениягреческих городов-государств. Без них, без их влияния, без постоянного обращенияк их сюжетам и образам сейчас невозможно себе представить ни классическоегреческое искусство, ни греческую литературу, ни греческую философию, нигреческую культуру в целом. Нельзя забывать, что мифы были важнейшей частьютого культурного наследия, которое оставили грекам их далекие предки. Именномиф был для подавляющего большинства греков наиболее доступным и понятным способомосмысления прошлого – седой старины, воспоминания о которой сохранились лишь впроизведениях древних поэтов – создателей греческого эпоса. Нет ничегоудивительного в том, что молодая историческая наука в Греции еще долго не моглавырваться из материнских объятий мифологии, в лоне которой она родилась.
Как древнее, и к тому жесвященное предание, миф не нуждался ни в каких доказательствах иподтверждениях. В то, о чем рассказывали мифы, следовало просто верить, нетребуя от рассказчика никакой аргументации. В любом греческом городе и егоокрестностях столетиями сохранялись детали ландшафта, памятники, простопредметы, связанные с различными мифами и как будто подтверждающие ихисторическую достоверность. Так, например на Крите, заезжим путешественникамобычно показывали знаменитую Идейскую пещеру, в которой родился сам владыкабогов Зевс.
В мифах сплошь и рядомописываются происшествия, плохо укладывающиеся в обычное человеческое сознание.Без тени сомнения авторы мифов сообщают нам о чудесных превращениях людей вживотных  и растения, о поединках героев с чудовищами, о путешествиях в царствомертвых и многом другом, столь же невероятном. На сцене мифическогоповествования постоянно появляются боги, которые вмешиваются в человеческиедела. Авторы мифов произвольно обращались с такими категориями, как время и пространство.В то же время каждый из мифов – будь то Троянский или Критский циклы,представляет собой очень ценный источник, позволяющий заглянуть в самыесокровенные и загадочные глубины духовной жизни древнего человека.
Греческий театр.
        
Одним из самыхзамечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник наоснове народных песен и плясок во время праздника бога Диониса – покровителясельского хозяйства и виноделия. Весной, когда распускалась виноградная лоза,отмечался праздник весенних Дионисий, а осенью, во время сбора винограда,праздновались осенние Дионисии. Этот праздник был особенно весел, и любимгреками. Пили молодое вино, устраивали пляски и распевали песни. Исполнителиобрядовых песен в честь Диониса – дифирамбов – были одеты в козлиные шкуры.Отсюда и происходит слово «трагедия», т.е. «песнь козлов» («трагос» — по-гречески козел, «оде» — песня). Из дифирамбов и возникла  греческаятрагедия. Ряд песен в честь Диониса носил веселый, озорной характер. Ониположили начало возникновения комедий.
Обычно песни пелись хоромво главе с запевалой, который носил название корифея. Слушатели располагалисьвокруг небольшого холма, где пел хор. Чтобы зрителям было лучше видно и слышнокорифей и ведущие артисты стояли на возвышении – специальном деревянном помосте,а зрители располагались на скамьях, которые шли амфитеатром.
Так возникли театральныепредставления. Место, где выступали актеры, называлось сценой (от греч. «скене»- палатка). Около сцены располагался хор; это место получило название орхестры.Затем шли места для зрителей. Греческий театр всегда был под открытым небом.Театры обычно вмещали до 25 тыс. зрителей. Это и неудивительно, т.к. гражданеприходили на концерты целыми семьями.
И женские и мужские ролиисполнялись только мужчинами. Каждый актер играл в сапогах с высокимиподставками – котурнах, чтобы его лучше видели зрители. Актеры такжепользовались масками, каждая из которых соответствовала своей роли. Театр былшколой воспитания, где в пьесах разбирались самые насущные вопросы морали,политики и идеологии. Неимущим гражданам выдавались из городской казныспециальные деньги на посещение театра. Театральные представления шли несколькораз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. В эти днигреки смотрели представления с утра до позднего вечера. Выдающимися авторамитого времени были Аристофан, Эврипид, Софол и Эсхил.
 
Архитектура,скульптура, живопись.
 
Ведущими архитектурнымисооружениями в Греции классического периода были храмы, театры, булевтерии. В V в. до н.э. возникает планировкагородов. Основным архитектурным сооружением оставался храм. Он былпрямоугольной формы. Крышу на определенном расстоянии друг от другаподдерживали колонны. Самыми знаменитыми образцами греческой архитектурыявляются Фенон и Эрехтейон. Замечательный Перфенон был посвящен богине Афине.Эрехтейон стоит против Парфенона. Его колонны стройны и изящны. Кариатиды –изваяния девушек – поддерживают крышу небольшего портика (навеса) у стен храма.
Греческая скульптура V в. Представлена именами такихваятелей как Мирон, Поликлет и Фидий. Мирон – автор скульптурного изображениядискобола. Движение скульптора отражено настолько живо, что зритель как бывидит тот момент, когда юноша бросает диск. Агросский скульптор Поликлетизображал главным образом прекрасных юношей. Особенно известны его статуи«Копьеносец» и «Диодумен». Обе статуи полны изящества и силы. Произведенияафинянена Фидия прекрасны и величавы. Самой знаменитой была его статуя богиниАфины, стоявшая в Перфеноне, сделанная из золота, дерева и слоновой кости. ВОлимпии Фидий изваял статую Зевса Олимпийского, сидящего на троне. Он изображалбогов и богинь, подчеркивая их совершенство и величие.
Великим ваятелем IV  в до н. э. был Пракситель,изображавший богов и богинь виде красивых, изящных юношей и молодых женщин.Самое известное его произведение Гермес. Выдающимися скульпторами были также Скопаси Лисипп.
Живопись была широкораспространена в древней Греции, но к сожалению, почти не сохранилась до нашеговремени. Сюжеты фресок и мозаик составляли сцены из мифологии и семейной жизни.Определенные представления о греческой живописи дают нам краснофигурные ичернофигурные вазы, дошедшие до нас.
Философия.
Стремление к обобщениямрезультатов наблюдений за природой и деятельностью людей имело своим конечнымрезультатом расцвет философской мысли. В трудах Гераклита Эфесского нашлизавершение изыскания натурфилософов предыдущего времени. Он первым пришел кмысли о диалектическом развитии материального мира. Своей вершины материалистическоепонимание мира в Греции достигло у Левкиппа и особенно Демакрита. Основнаяособенность учения Демокрита – соединение атомизма с идеей диалектическогоразвития. Проблемами человека, разума был увлечен Сократ. Он был занят поискомкритерия истины. Сократ считал, сто истина познается в  споре. Его учениеПлатон разработал теорию идеального государства.
Ораторское искусство.
В середине V в. в Афинах наблюдается устойчивыйинтерес к судебным речам, что было связано со стремлением привить молодежинавыки искусного спора, прений на любые темы. Ораторское искусство IV в до н.э. вплоть до последних вековантичности оставалось непревзойденным образом литературного мастерства,правильности, чистоты и красоты стиля. На рубеже V-IV вв. до н.э.заявил о себе выдающийся афинский судебный оратор Лисий. В его речах – яркое,житейски психологически достоверное бытовое повествование; замечательныехарактеристики истцов и ответчиков, создающие обобщенные контрастные типысовременников; простота и ясность стиля, сделавшие речи Лисия классическимобразцом аттической прозы.
Великолепным стилистомбыл оратор Исократ. Речи, которые должны не только убеждать, но и услаждатьслух, составляются из расчлененных, тщательно рассчитанных даже по количествуслогов периодов, обладающих строго определенным ритмом. В 391 г. до н.э.Исократ создал первую платную риторическую школу. Из этой школы вышлизнаменитые впоследствии ораторы Демосфен, Гиперид, Эсхин, Ликурт. Сам Исократ,не обладавший сильным голосом, редко выступал публично, но в политической жизниАфин его роль была очень велика. Он призывал греков сплотиться под эгидой ФилиппаМакедонского и совместно выступить против общего врага – Персии. По преданию,разуверившись в своих идеях, он уморил себя голодом.
Лучшим из учениковИсократа был выдающийся оратор Демосфен, который вырос в обстановке остройполитической борьбы. Он стал одним из страстных и неуступчивых вождейантимакедонской партии. Своих противников – Филиппа Македонского и егосторонников в Афинах Демосфен атакует беспощадно, и его речи против Филиппа(«Филиппики») и «о венке» не имеют себе равных по выразительности во всейгреческой литературе. Страстное слово Демосфена достигло цели: афиняне вступилив союз с фиванцами против македонян. В этой борьбе и сложил впоследствии своюголову знаменитый оратор.
Заклятым врагом Демосфенабыл оратор Эсхин, бывший драматический актер. Стиль его речей отличалсязвучностью и мелодичностью. За изящество и благозвучие речей древние ценилиГиперида.
Установление македонскогогосподства в Афинах привело к упадку ораторского искусства на рубеже IV-II вв. до н.э.
Зарождениеисторической науки.
 
Два основных истокаисторической традиции у греков – поэтические сказания и официальныехроникальные записи, сливших воедино, породили настоящее историописание,отличавшееся систематичностью рассказа, методическим привлечением ииспользованием источников. Становление истории как науки связано с творчествобольшой группы ученых и писателей. Первый отряд греческих историков представлент.н.логографами (по-греч., дословно «пишущий речи»). Наиболее яркимипредставителями логографов были Гекатий Милетский и Гелланик Лесбосский (VI-V вв до н.э.). Хотя основным содержанием их трудов быламифологическая или легендарная история, логотрафы отличались стремлениемдовести свое повествование до современного периода, к чему, зачастую, ихпобуждали политические интересы.
Геродот (Vв до н. э.)
 
Геродот знаменуетследующую и решающую фазу становления античной науки История. Многопутешествуя, он объездил почти весь известный тогда людям мир, делая массузаметок. У Геродота мы видим ясное понимание задачи и цели историческогорассказа – описать события и деяния, как эллинов, так и варваров. Автор сознаетнеобходимость не только описания самих политических событий, но и раскрытия ихпричинно-следственных связей. Его труд «История» состоит из 9 книг, каждая изкоторых названа именем одной из девяти муз.

Фукидид (V– нач IVв до н.э.)
 
Фукидид представляетсобой высшую стадию в процессе становления античной исторической науки. Еготруд – «История Пелопонесской войны» — сугубо событийная политическая история.Примечательно понимание Фукидидом сущности задачи истории как науки – отысканиеистины посредством кропотливой исследовательской работы, состоящей в подбореисточников и в извлечении из них надежных сведений ради достоверной реконструкциифактов. Для него в высшей степени характерен критический подход к полученным историческимфактам. Повествовательный стиль Фукидида – сжатый, сосредоточенный. Бросает вглаза и строгое единство композиции.
 
Ксенофонт (сер.V-сер. IVвв. до н.э.)
Третьим выдающимсягреческим историком заслужено признается Ксенофонт, автор как ряда историческихпроизведений («Греческая история», «Анабасис»), так и целой серии трактатов («Одоходах», «Апология Сократа», «Лвкедемонская полития», «Киропедия» и др.). Этотчеловек, подобно Геродоту и Фукидиду, описал большинство событий, в которыхлично принимал активное участие. Ксенофонта отличал повышенный интерес к актуальнымполитическим проблемам. Именно он первым высказал идею единения греков иорганизации совместного похода на Восток, явившись своего рода идейнойпредтечей эллинизма.

Литература:
1.        АрнольдовА.И. Введение в культуру. — М.: Народная Академия культуры и общечеловеческихценностей, 1993
2.        БоннарА. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1994
3.        Культурология(учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону,«Феникс»,1997
4.        КуманецкийК… История культуры Древней Греции и Рима. –  М., «Высшаяшкола»,1990
5.        ЛюбимовЛ. Искусство Древнего Мира. –  М., «Просвещение»,1971
6.        В.Н.Пивень, Введение в культурологию (конспект лекций), 1993г., Ростов-на-Дону.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Платежно-расчетные отношения во внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования
Реферат Пути совершенствования коммерческой деятельности предприятия и его экономическое обоснование
Реферат Iago The Puppetmaster Essay Research Paper A
Реферат Информационные технологии электронного офиса
Реферат Советское общество в 20-30 х годах 20 века
Реферат Качественное и количественное определение ионов хрома III
Реферат Buddhist Mindfulness Essay Research Paper Buddhists emphasize
Реферат Экономический анализ эффективного использования трудовых ресурсов на предприятии
Реферат Censorship Freedom Or Suppression Essay Research Paper
Реферат Лебяжий пруд и Конюшенный двор
Реферат «Владивостокский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Реферат Внутренние рынки труда, эффективная заработная плата и неявные контракты
Реферат Мерзляков А Ф - основные правила краткой риторики
Реферат Программа обучения игре на балалайке
Реферат Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания