Реферат по предмету "Культура и искусство"


Западноевропейская культура Нового времени XVII-XIX веков

/>/>/>/>Министерствообразования и науки Российской Федерации/>ПензенскийГосударственный Университет/>/>    Контрольная работа/>/>/>/>По культурологии/>На тему:
Западноевропейскаякультура Нового времени 17-19 веков
 
 
 
 />/> /> Пенза,2010
Введение
С точки зрения историков,Новое время — это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его началобыло ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегствомиз Лондона Карла I (1640-1642), а завершение — франко-прусской войной иобразованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельныхисториков, эпоха Нового времени завершилась несколько позднее, после окончанияОктябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918). С точкизрения культурологов, Новое время как понятие не столь жестко конкретизированои не связано с определенными историческими событиями. Оно начинается какминимум двумя десятилетиями ранее «исторического» Нового времени, в 1620-х гг.(а по некоторым данным — уже в конце XVI в.), и завершается на рубеже XIX-XXстолетий либо продолжается до сих пор (соответственно, в этом случае не имеетсмысла говорить о так называемом Новейшем времени).
Понятие «Новое время»,как явствует из его «внутренней формы», подспудно ориентировано на другоепонятие, по аналогии с которым оно было создано. В самом деле, раз существуетНовое время, значит, некогда было какое-то Старое время, емупротивопоставленное. Это Старое время — прежде всего Средневековье,всеобъемлющий кризис которого наметился не позднее последней трети XVI в.
Как известно, культура — явление живое и динамическое, проходящее определенные этапы в своем развитии.Поэтому культурологи, как правило, оперируют такими понятиями, как «культурно-историческаяэпоха» («культурная эпоха») и «этап культурно-исторической эпохи». Так, вначале XVII в. завершается эпоха Возрождения (этап позднего Возрождения) иначинается эпоха барокко и классицизма, продолжающаяся вплоть до конца этогостолетия.
Следует сказать, чтохарактер европейского культурного процесса в XVII в. был крайне сложен,неоднороден и кричаще противоречив. В начале этого столетия, как ужеупоминалось, завершается эпоха Возрождения, в течение всего века в оченьнеоднозначных взаимоотношениях находятся такие художественно-эстетическиенаправления, как барокко и классицизм, а в конце его в Англии зарождаетсякачественно иная разновидность классицизма — просветительский классицизм иначинается эпоха Просвещения.
С точки зрения историифилософии, культуры, искусства, науки и техники, XVII столетие является однимиз наиболее сложных и важных периодов. Его совершенно особое положениеопределяется прежде всего характером и масштабом изменений в сферах социальнойи духовной жизни европейского человека. С одной стороны, это уже несредневековое общество, но, с другой стороны, еще и не современное — таковпереходный, пограничный характер этого века. Старая идеология уже не отвечаетрастущим запросам большинства европейцев, а новая еще не успела сформироваться.Именно поэтому пафос поиска уверенно доминирует, порождая, в свою очередь,новые открытия, изобретения и мысли, а также их чрезвычайное разнообразие. XVIIвек — это период активного сотрудничества и обмена опытом между представителяминауки и искусства, между философами и художниками.
Таким образом, культураXVII в. ведет диалог не столько с прошлым (с культурой Ренессанса,Средневековья, античности), сколько внутри себя, что проявляется, в частности,в бурных философско-эстетических полемиках того времени (например, междусторонниками рационалистического и эмпирического способов познания), а также всложном характере взаимоотношений между искусством барокко и классицизма.[1]
1.Культура Европы эпохи абсолютизма и века/>Просвещения 1.1Социальная трансформация общества. Идеология и философия эпохи
Новоевремя начинается буржуазными революциями (первая — в Нидерландах в конце ХVI-говека, последующие — в Англии в ХVII в. и во Франции в 1789 г.) и продолжаетсядо начала научно-технической революции — середина ХХ века. Новый образ жизни имышления создавал и новое видение действительности, что, в свою очередь,радикально повлияло на творческую деятельность. В духовной жизни ЗападнойЕвропы произошел такой глубокий переворот, которого еще не знала мироваяистория. В классической западноевропейской культуре тема Бога постепенноуступает теме Человека. Другими словами, процессы радикальных социальныхизменений, происшедшие в период Возрождения, подготовили и сделали неизбежнымпереход общества Западной Европы к новому состоянию, к новой ступени развитиякультуры. Этот переход осуществился посредством серии буржуазных революций. Ихрезультатом стало установление нового общественного строя — буржуазного(капиталистического), что привело к действительно радикальным изменениям вовсех сферах культуры:
— хозяйственной, гдеокончательно господствующей стала капиталистическая форма собственности;
-  политической, где власть в обществе перешла в рукибуржуазии;
-  научной, где полностью изменилась парадигманаучного познания;
-  философской, где ведущей доктриной сталрационализм.
В политическойи правовой сферах культуры стали преобладать тенденции гуманизации идемократизации. Существенными оказались изменения в художественной культурезападноевропейского общества. Особенно поражает резко возросший динамизм впреодолении феодальных форм хозяйствования, индустриализация производства,активное развитие предпринимательства. Столь бурное развитие промышленнойцивилизации и позволило сформировать уникальную культуру, выделившую Европу извсего остального мира. Поэтому начавшийся период с полным основанием сталиназывать Новым временем.
Перваябуржуазная революция, происшедшая в Англии, кардинально изменила духовнуюатмосферу в европейском обществе. Не случайно именно в Англии прошла самая перваяпромышленная революция. Английский и нидерландский торговый капитал,опиравшийся на промышленность, стал подлинно промышленным капиталом.Протестантская трудовая этика поощряла производство и накопление.
Промышленнаяреволюция была столь же радикальным этапом в жизни западноевропейцев, как всвое время переход к земледелию. Она позволяла относительно небольшой частинаселения создавать материальные блага, не прибегая к обработке земли. В Англиибыли гарантированы политические свободы, началось формирование нового среднегокласса. Общество, в целом, отличала высокая социальная мобильность. Новыезнания, особенно в науке, свободно распространялись, порождалиизобретательность и установки на принятие изменений. Возрастающий спрос напромышленную продукцию стимулировал поиски новых методов, технических новшеств,повышавших производительность труда на производстве. Крупные ремесленныемастерские — мануфактуры — превращались в первые капиталистические предприятия.
Мануфактурноепроизводство организовывалось «рационально», в соответствии с результатаминаучных исследований. Уважение к разуму, опыту пронизывает теперь все сферыжизни.[2]
В ХVIIвеке в западной Европе все большую независимость от религии обретает общественнаямысль. И хотя влияние христианской религии и церкви было достаточно весомым иони, практически, не ослабляли своих позиций, в западноевропейском обществе всеболее ощутимы проявления светской культуры. В трудах Томаса Гоббса (1588-1679) — «Основы естественного права и политики» (1639) и Джона Локка (1632-1704) — «Дватрактата об управлении» (1690) формируются основные правовые нормы раннебуржуазногогосударства. И если у Гоббса акцент сделан на полном подчинении граждан государствуи государю, которые, в свою очередь, являются главными гарантами их достойнойгуманной жизни, то Локк на страницах своей книги требует ограничитьдеятельность государства самыми необходимыми функциями. Как основательбуржуазного либерализма, Дж. Локк выступал за создание конституционногоправительства на основе суверенитета народа, которое гарантировало бы свободу иравное право для всех. Наилучшим образом права личности могут быть обеспечены,по мысли ученого, только при помощи разделения властей: на законодательную (парламент),исполнительную (с включением судебной и военной) и «федеративную» (министры икороль). Локк полагал, что каждая из ветвей власти должна контролировать исдерживать другую. Все это позволит в итоге избежать деспотизма и произвола.
В ХVIIвеке формируется и классическая буржуазная мораль, тесно связанная спротестантской этикой. Освящая успех в мирских делах, протестантизм сталдуховно-нравственной основой Нового времени, стимулируя человеческую свободу,рыночные отношения, активность буржуазного предпринимательства. Протестантизмоткрывает человеку возможность для реализации своих мирских устремлений, напутях служения индивидуалистическим, если не эгоистическим порывам своей души.Вместо стяжания духовного богатства, оно по сути, ориентирует личность настяжание материальных благ, которые в пределах протестантства объявляютсяглавным условием обретения райского блаженства.
Наступлениеновой культуры было обозначено и стремительно разворачивающейся научнойреволюцией, вначале проявившей себя в математике и механике, а затем вестествознании. В трудах Декарта, Лейбница, Ньютона, Гука, Торричелли,Мариотта, Бойля были сформулированы ряд важнейших законов в математике, физике,химии. Кардинальные научные преобразования меняли принципы, методы и сам стильевропейского научного мышления и впоследствии стали основой современной науки.В Средние века наука испытывала очень сильное давление со стороны церкви,хозяйственная культура не предъявляла к ней почти никаких требований. Парадигманаучного исследования несла отпечаток схоластики, так как источниками знаниясчитались не столько эксперименты, сколько Священное писание, рукописи древнихмудрецов («чем древнее, тем истиннее»), магические трактаты и опыт магов. ВНовое время наука опирается на:
— наблюдение, опыт, научный эксперимент — Бэкон;
— механическуюгипотезу, механическую модель — Декарт.
Трудамиученых Нового времени был сформулирован образец методологии классическогоестествознания, долгое время служивший эталоном научного познания как такового.Основные установки этой парадигмы были сведены к следующим моментам:
-  субъект познания — это индивид, с присущими емупознавательными способностями — чувствами и разумом;
-  объект познания — это природа;
-  цель познания — это открытие универсальных и вечныхзаконов бытия, которые по существу сводились к законам механики — первой изнаук, достигшей теоретического уровня.
ХVII век- эпоха интенсивного развития европейской философской мысли. Р.Декарт создаетсвою рационалистическую теорию и критерием истины признает разум. Ф. Бэконпровозглашает объектом познания — природу, целью познания — господство человеканад природой, а методом познания — опыт, индукцию. И. Ньютон доказывает спомощью опытов основные положения натурфилософского материализма. Особенностьюфилософии Нового времени все более становились рациональность, методология исистематизация. В связи с отсутствием должного порядка и рациональности вреальной жизни западных стран (из-за религиозных столкновений, первыхбуржуазных революций) установление их в философии стало желанной идеей длямногих мыслителей. В фундаментальном труде
ИсаакаНьютона (1643-1727) «Математические начала натуральной филосо-фии»(1687) система новой физики строится припомощи дефиниций (определений), аксиом (неоспоримых истин) и «математическогоспособа доказательств». Начиная с Декарта, философия приняла этот способрассуждения за основу и применяла его в построении своих метафизических систем. 1.2Периодизация классицизма
В европейскойхудожественной культуре формируются национальные школы — французская,итальянская, испанская, фламандская и др. Почти одновременно складываетсяхудожественный стиль классицизм, а также проявляют себя тенденции реалистическогоискусства. Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — творческое направление, сформировавшее художественноемировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейскихмонархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Классицизмомименуются также периоды и тенденции в истории европейской художественнойкультуры, когда формы античного искусства являются эстетическим эталоном. Втечение почти трех веков (начиная с ХVI в. — до 30-х годов ХIХ в.) классицизмпрошел несколько этапов развития, пережив весьма значительные изменения.
КлассицизмХVII в. был тесно связан с дворянскойкультурой французского абсолютистского государства. В этот период, встихотворном трактате «Поэтическое искусство» французского поэта Никола Буало(1626-1711) сформировалась нормативная эстетика, требовавшая от искусствасоблюдения определенных законов и правил. Художественные образы классицизмаотличались логичностью и гармоничностью выражения; они были разумноорганизованы, логически построены и, как правило, лишены индивидуальных черт. Установлениестрогих правил творчества — одна из характерных черт эстетики классицизма.Художественное произведение понималось классицистами не как естественновозникший организм, а как произведение искусственное, сотворенное, созданноеруками человека по плану, с определенной задачей и целью. Наиболее целостнуюкультурно-эстетическую программу сформировал французский классицизм. Егомировоззренческой основой послужил рационализм Рене Декарта (1596-1650). Всвоем программном труде «Рассуждение о методе» (1637) философ подчеркнул, чтоструктура разумного вполне совпадает со структурой реального мира, арационализм и есть идея принципиального взаимопонимания. В дальнейшем Декартсформулировал и основные принципы рационализма в искусстве:
-  художественное творчество подчиняется строгой регламентации состороны разума;
-  художественное произведение должно иметь четкую, ясную внутреннююструктуру;
-  главная задача художника — убеждать силой и логикой мысли.[3]
Для архитектурыклассицизма были типичны четкость, геометрическая правильность объемов,регулярность планировки. Классицизм обращается к формам античности, используя вкачестве основы архитектурного языка — ордер. Античная классика продолжаетвосприниматься в Новое время как целостная система, единая в своей исконнойклассичности и стремящаяся выразить порядок и меру. Классицизм ХVII векавыработал свои формы для различных типов архитектурных сооружений:
-   дворцовыекомплексы — Версаль (архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, А.Ленотр), Уайтхолл (архитекторИ.Джонс) и др.;
-  храмы — собор Св. Павла в Лондоне (архитекторК.Рен), церковь Дома Инвалидов в Париже (архитектор Ж.Ардуэн-Мансар) и др.;
-  общественные здания — здание таможнив Лондоне (архитектор К. Рен), здание ратуши в Аугсбурге (архитектор Э.Холль); зданиератуши в Амстердаме (архитектор Ян ван Кампен) и др.;
-  частные жилые постройки, особнякизнати.
Вживописи классицизма — ведущим стало логическоеразвертывание сюжета, ясная, уравновешенная композиция, линейно-объемноепостроение деталей, подчиненная роль света. Создателем классицистическогонаправления в живописи Франции был Никола Пуссен (1594-1665). Содержанием егокартин стали темы из мифологии, истории, Ветхого и Нового завета. Основойхудожественного языка произведений является композиционная уравновешенность,четкий рисунок, ровное рассеянное освещение картин.
В литературеи драматургии классицизма — в трагедиях Пьера Корнеля (1606-1684) «Сид» и«Гораций», Жана Расина (1639-1699) «Андромаха» и «Бе-реника», в комедиях Жана-БатистаМольера (1622-1673) «Мизантроп» и «Школа жен» господствовало правило трехединств: времени, места и действия, что в художественной практике означало:
-  времядействия пьесы должно быть ограничено временем продолжи тельности спектакля;
-  само действие пьесы должнопроисходить в одном месте;
-  единство действия подразумевало, что впьесе существует центральная интрига.
Жанрыделились на «высокие» — трагедия, эпопея, ода, (их сфера — мифология,исторические события, государственная жизнь, где героями выступали монархи,полководцы, мученики за веру) и «низкие» — комедия, басня, сатира, (которыепоказывали жизнь людей из средних классов). Не допускалось смешениягероического и обыденного, трагического и комического. Принципы классицизмаутверждаются во всех видах искусства. 1.3ХVIII век — Эпоха Просвещения и её основные представители
Висторию общественной мысли ХVIII век вошел как эпоха Просвещения («векразума»). Просветительское движение имело широкий общеевропейский масштаб иохватило собой ведущие европейские страны: Англию, Францию, Германию, Италию,Россию. Культура «века разума» была рождена буржуазными революциями,секуляризацией общественного сознания, распространением идеалов протестантизма,нарастанием интереса к философскому знанию. ХVIII столетие обнаруживает и новоепонимание самого человека, веря в возможность рационально изменять его клучшему и безгранично надеясь на человеческий разум и гармонизацию обществачерез просвещение людей и развитие их творческого начала. В этот историческийпериод не только в странах западной Европы, но и в США (по завершениигражданской войны) окончательно утверждается капиталистический способпроизводства и буржуазные общественные отношения.
Отнюдьне случайным является и то, что именно в эпоху Просвещения широкоераспространение приобретает само понятие «культура». Этому способствовалисущественные изменения в бытии человека. Доминирование городской культуры,быстрая смена технических достижений и технологий ослабляли, характерную дляпрошлого традиционного аграрного общества, зависимость человека Нового времениот природной среды. В общественном сознании все больше утверждаетсяпредставление о природе как арене преобразующей, творчески-продуктивнойдеятельности человека. Все это наполняло новым содержанием понятие «культура». ЭпохаПросвещения создала обобщенное представление о культуре как о преимущественнодуховном творчестве людей. В таком виде представление о культуре вошло вмассовое сознание людей западной цивилизации Нового и Новейшего времени.
ЭпохаПросвещения подняла на небывалую высоту авторитет науки и образования, которыеотныне стали рассматриваться как движущая сила общественного прогресса. Ноподлинное бессмертие завоевали философско-эстетические идеи, теории и концепциитрех великих французских просветителей — Вольтера, Дидро, Руссо. Общим для ихтеоретического наследия является не только переосмысление традиционныхфилософско-эстетических категорий, и в первую очередь таких, как красота,гармония, вкус, но и всеобъемлющий анализ художественного процесса в целом,отдельных видов и жанров искусства. В обосновании красоты все просветителиподчеркивали, что ее объективные стороны открываются только активностремящемуся к ней человеку, вооруженному интеллектом и эмоциями. Категория гармониистановится в этот период характеристикой равновесия рационального иэмоционального начала в человеке, обоснованием возможности снятия социальныхпротиворечий, а не только символом согласия и упорядоченности в природе и вхудожественных произведениях. Новое звучание в философии «века разума» обрело ипонятие вкуса. Эстетический вкус оценивался просветителями, как чувство,пронизанное мыслью, в котором тесно соприкасаются культура и природа,искусственное и естественное. Вкус выступает своеобразным посредником междуними. Следует заметить, что роль эстетического фактора возрастала во всехаспектах духовной культуры западноевропейского общества. По мере секуляризациипубличной жизни росло значение музыки как важнейшего элемента художественнойкультуры. Занятия музыкой ради самой музыки получали все большераспространение.
Крупнейшимпредставителем философии, эстетики, теории искусства французского Просвещенияявлялся Вольтер (1694-1778). В своих статьях «Рассуждения об эпической поэзии»(1728) и «Вкус» (1764) он выдвигает положение об исторической изменчивостихудожественной культуры народов в зависимости от переживаемых ими историческихсобытий. У Вольтера присутствует явное понимание того, что каждое явлениеискусства вырастает на определенной исторической и национальной почве и в нейнаходит свое объяснение. Мыслитель видел в художественном творчестве мощноесредство преобразования мира, при этом подчеркивая, что искусство — этопорождение и творение человеческого разума и его воли. Философ акцентирует ито, что непременным условием бытия искусства является создание художественнойиллюзии. Таким образом, изображаемое должно соответствовать всеобщим законамразума, но одновременно быть только подобием правды, ее видимостью.[4]Художественные интересы Вольтера неразрывно связаны с театром, в котором онвидел школу морали, трибуну для пропаганды новых идей, могучее средствопросвещения. Жанр трагедии Вольтер рассматривал как самую высокую формусловесного искусства, а самого себя считал, прежде всего, драматургом. Егодеятельность, как театрального драматурга открывается трагедией «Эдип» (1718), ав конце жизни он пишет трагедии «Ирина» и «Ага-фокл» (1778). Вольтер являетсяродоначальником нового понимания сущности античной трагедии. Он сформулируетконцепцию, которая будет характерной для всего европейского Просвещения инайдет свое продолжение и развитие в творчестве Дидро, Винкельмана, Лессинга.Согласно теории Вольтера трагическое зрелище должно вызывать чувствосострадания, заставляя ощущать чужие страдания как свои собственные. Греческаятрагедия — это «школа добродетели», которая учит героизму и человечности.
Самымразносторонним представителем культуры французского Просвещения был Дени Дидро(1713-1784). Являясь автором теории просветительского реализма, создателемзнаменитой «Энциклопедии искусств, наук и ремесел» (1751-1780), Дидро достойносоединил в себе качества философа, теоретика искусства и художественногокритика. Как и классицисты, Дидро понимает художественное творчество каксознательную деятельность, имеющую разумную цель и опирающуюся на общие правилаи законы искусства. А главным для искусства он считал его нравственноепредназначение. По мнению Дидро, наиболее высокой оценки заслуживает искусстводемократическое и пропагандирующее нравственность простых людей, выходцев изнеимущих слоев, так как именно это искусство наиболее адекватно выражаетгуманистические интересы и идеалы. В своей знаменитой философской повести «ПлемянникРамо» (1770) он достаточно убедительно раскрыл диалектику художественногосознания. В процессе его функционирования происходят сложные процессы,противоречивые сочетания, переходы от одного состояния в другое: гармонии вдисгармонию, возвышенного в низменное, целостности в разорванность. «ПлемянникРамо» написан в зрелые годы, в тот период, когда Дидро был известным писателеми философом. Данное сочинение построено скорее по законам искусства, а не врусле философского рассуждения. Мысль писателя живет в образной форме, вмельчайших ее особенностях. Повесть Дидро комментировали и цитировали в своихсочинениях Г. Гегель и К. Маркс.
Как былоотмечено выше, в Новое время коренным образом меняются представления людей охудожественной деятельности, появляются новые критерии прекрасного, обновляютсяспособы художественного творчества, более разнообразными становятсяхудожественные вкусы. Стилевое разнообразие искусства начинает оказыватьсущественное влияние на состояние жизненной среды западноевропейского общества,включая сферу производства, предметы быта и средства общения. Анализируястилевые и жанровые особенности искусства Просвещения, следует отметить, чтооно использовало как старые формы (барокко), так и новые, созданные в эту эпоху(классицизм).
КлассицизмХVIII-го века тесносвязан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, с отстаиваниемею идеалов политической свободы, национальной независимости, социальнойсправедливости. В произведениях искусства звучат идеи свободы, утверждаютсяправа личности. Классицизм перестает быть замкнутым, изолированным художественнымявлением, а тесно соприкасается с барокко, рококо, сентиментализмом, народнойкультурой различных европейских стран. Подобное взаимодействие и взаимовлияниезначительно обогатило классицизм, сделало его более свободным от условностей ижестких нормативов. В этот период в европейской культуре звучат имена ИоганнаФридриха Шиллера (1759-1805), Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832), Вольфганга АмадеяМоцарта (1756-1791), Людвига ван Бетховена (1770-1827), Жака-Луи Давида(1748-1825) и мн. др. 1.4Художественное течение второй половины ХVIII века — сентиментализм
Сентиментализм(франц. sentimentalisme, от англ. sentimental-чувствительный, франц. sentiment-чувство) -, провозгласившее«естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей, тем самымпротивопоставив свое восприятие рационализму Просвещения.
Концептуальносентиментализм оформился в Англии, в творчестве английского писателя ДжеймсаТомсона (1700-1748). Именно в его поэтических произведениях отчетливо заявило осебе основное настроение сентиментализма — меланхолическая созерцательность налоне природы. Между тем, сам термин сентиментализм впервые был введен влитературный обиход английским писателем
ЛоренсомСтерном (1713-1768) в его «Сентиментальном путешествии" (1768). Герои произведений сентиментализма,как правило, простолюдины, наделялись всеми возможными добродетелями, которыеподавались эмоционально насыщенно и слезливо-участливо. Наиболее законченноевыражение сентиментализм получил в Англии, в литературных произведениях ОливераГолдсмита (1728-1774), Тобайаса Смоллетта (1721-1771), Сэмюэла Ричардсона(1689-1761). Именно английская художественная литература первой представилаидеологию «третьего сословия», с ее демократическими идеями «переустройствамира», совершенствования «естественных чувств».
Какхудожественное течение сентиментализм весьма быстро распространился вевропейской культуре. В Германии влияние идей сентиментализма испыталиучастники литературного движения «Буря и натиск» — Гете, Шиллер, Ленц и др. ВоФранции сентиментализм достиг подлинно философских вершин в романе Ж.-Ж. Руссо«Новая Элоиза» (1761). В России данное художественное течение наиболее яркопредставлено в творчестве Михаила Муравьева (1757-1807), Николая Карамзина(1766-1826), Ивана Дмитриева (1760-1837), Василия Капниста (1758-1823), НиколаяЛьвова (1751-1804), молодого Василия Жуковского (1783-1852). В произведенияхсентименталистов превалируют исповедальные мотивы, сильна дидактическая(нравоучительная) установка, поэтому их излюбленными жанрами стали роман,дневники, путевые заметки, элегия и т.д. Темами и сюжетами произведений,выполненных в стиле сентиментализма, становятся: воспитание взаимоотношенийродителей и детей, переживания болезни и выздоровления, смерть и траур по умершему.
2.Западноевропейская культура 2.1Основные философские направления и культурологические концепции ХIХ века
В ХIХвеке европейская культура достигает своей зрелости. В большинстве европейскихстран утверждается капиталистическая система хозяйствования, основанная накрупном машинном производстве. Новая техника меняет условия труда, которыепостепенно становятся все более комфортными. В культуре отмечается ростцивилизационных процессов. Это существенно меняет внешний облик человека иокружающий его предметный мир. Культура становится важной частью общественнойжизни. Развитие капитализма в странах Западной Европы первой половины ХIХ векасопровождалось формированием мощного рабочего движения. Англия стала родиной профсоюзов.В этих условиях возник марксизм — учение К.Маркса (1818-1883) и Ф.Энгельса(1820-1895) об общественном развитии — оказал огромное влияние насоциально-политическую жизнь Европы и всего мира. Под руководством К.Маркса иФ.Энгельса в 1864 г. был образован I Интернационал — Международное товарищество рабочих. В 1871 г. рабочиефранцузской столицы на несколько месяцев установили в Париже свою власть. Послепоражения Парижской Коммуны и роспуска I Интернационала во всех европейских странах стали возникать социал-демократическиепартии, руководствовавшиеся идеями марксизма. В общественном сознании ХIХстолетия марксизм занял одно из ведущих мест. Вместе с тем, в общественномсознании Европы формируются и иные взгляды. В философии складываются основныеидеи позитивизма.
Позитивизм(латин. — positivus — положительный, фактический) — одноиз главных направлений, по которому развивается западная философия напротяжении ХIХ-ХХ веков, исходящее из того, что, только используя данныенаучного опыта, человек способен познать факты и явления жизни. Основоположникипозитивизма — французский философ Огюст Конт (1798-1857) и английский социолог ГербертСпенсер (1820-1903) сформулировали ряд культурно-эстетических теорий, которыеоказали серьезное влияние на становление в конце века в Европе и США будущей «массовойкультуры».
Взападноевропейской культуре второй половины ХIХ в. достойное место занимает иррационалистическаялиния в философии, представленная трудами Артура Шопенгауэра (1788-1860) и ФридрихаНицше (1844-1900). В своих философских и культурологических сочинениях они:
— подменялиразумное основание мира неразумной, иррациональной, интуитивной волей;
-  принижализначение разума и мышления, акцентируя имморальный произвол личности.
Шопенгауэруи Ницше принадлежит авторство т.н. «элитарной концепции» развития культуры.Производителем и потребителем элитарной культуры, с их точки зрения, являетсявысший привилегированный слой общества — элита (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное). Элита есть в каждомобщественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболееспособную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокимитворческими задатками. Именно элита, по мысли философов, обеспечиваетобщественный прогресс. Поэтому культура должна быть ориентирована наудовлетворение ее запросов и потребностей. В своем основополагающем труде «Миркак воля и представление», завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр всоциологическом плане разделяет человечество на две части:
-  «людей гения», то есть способных к эстетическомусозерцанию и художественно-творческой деятельности;
-  «людей пользы», то есть ориентированных только начисто практическую, утилитарную деятельность.
Вкультурологической концепции Ф.Ницше, сформулированной им в известных трудах: «Рождениетрагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878),«Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884) элитарная концепцияпроявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированноеположение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной творческойвосприимчивостью.[5]
Всознании европейцев ХIХ века прослеживается стремление быть полезным обществу,а культура приобретает демократические и светские черты. Доминирующая городскаякультура способствовала не только интенсивному развитию промышленногопроизводства: машиностроения, энергетики, металлургии и пр., но такжестимулировала процессы образования и науки. По всей Европе формируется системашкольного и профессионального образования, возрастает количество студентов,обучающихся в университетах. Нормой европейской культуры становится стремлениеповышать свой образовательный уровень. С начала ХIХ в. наука становитсявостребованной европейским сообществом в полном объеме, данные одного типазнания широко используются для развития другого. Наиболее фундаментальныминаучными достижениями века являются:
-  открытие немецким микробиологом РобертомКохом (1768-1839) возбудителя туберкулеза (палочка Коха);
-  описание английским ботаником РобертомБроуном (1773-1858) ядра растительной клетки и открытие беспорядочного движениямельчайших частиц (броуновское движение);
-  создание английским физиком МайкломФарадеем (1791-1867) учения об электромагнитном поле;
-  обоснование английскиместествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809-1882) основных факторов эволюцииорганического мира от обезьяны к человеку;
-  разработка французским микробиологоми иммунологом Луи Пастером (1822-1895) метода профилактической вакцинациипротив сибирской язвы и других инфекционных заболеваний;
-  предсказание английского физика ДжеймсаМаксвелла (1831-1979) существования электромагнитного поля.
Совторой половины ХIХ века меняется социальный статус науки. В Европе появляются государственныенаучные центры, включавшие в себя научно-исследовательские институты илаборатории. В практику входит проведение научных конференций, симпозиумов ивсемирных выставок (Лондон 1851, Париж 1869), как новых форм международногокультурного обмена. Наиболее значительными научно-техническими достижениямиэтого периода стали:
-  1880 г. — начало применения железобетона в качествестроительного материала;
-  1885 г. — первый рейс автомобиля;
-  1890г. — К.Э. Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;
-  1895 г. -братья Люмьер изобретают кинематограф;
-  1896 г. — А. Беккерель открывает естественнуюрадиоактивность;
-  1899 г. — появление аспирина и т.д.
Впоследней четверти ХIХ в. происходит расширение видового состава и техническогооснащения художественной культуры. Результатом массовизации производства идостижений научно-технической революции стало возникновение современного дизайнаили художественно-проектного творчества, способствующего эстетическомуформированию предметно-пространственной среды человека. Своим появлением данныйвид художественно-творческой деятельности обязан, с одной стороны, бурномуразвитию техники и совершенствованию технологических производственныхпроцессов, с другой — проникновению художественного творчества в новые областидеятельности и расширению границ эстетической действительности. Именно этипроцессы формировали и новое отношение человека к окружающей его среде, вкоторой любые технические конструкции и предметы должны были стать носителямигармонии и красоты. Предпосылкой появления киноискусства явилось возникновениев конце ХIХ в. кинематографической техники. В марте 1895 года во Франции, спомощью киноаппарата, братья Люмьер осуществили первый киносеанс. Спецификакинематографического синтеза искусств тесно связана с особенностями кинообраза,включающего в себя пластическое воспроизведение реальных событий с помощьютаких выразительных средств, как киноизображение и монтаж.[6]
Снебывалой активностью в конце века осуществлялись эксперименты по соединению, синтезусамостоятельных видов искусства. Принципиальным основанием этого процесса вискусстве стало всеохватывающее освоение и преобразование мира. На рубеже вековосуществлялись интенсивные эксперименты по соединению музыки и цвета. Цветоваяэнергетическая динамика в творчестве Александра Скрябина (1871-1915), МикалюсаЧюрлениса(1875-1911) становилась новым конструктивным методом музыкальнойкомпозиции. На рубеже ХIХ-ХХ вв. мировая философская мысль начинает проявлятьповышенный интерес к музыкальному творчеству. В работах А.Шопенгауэра, Ф.Ницше,Владимира Соловьева (1853-1900) делаются попытки не только сблизить музыку ифилософию (эта аналогия восходит еще к Платону), но и прямо отождествить музыкус предметом философии, рассматривать эти два явления культуры в ихвзаимодействии и взаимопонимании. Русские символисты — Андрей Белый(1880-1934), Вячеслав Иванов (1866-1949), Александр Блок (1880-1821) и др.)предписывали «духу музыки» объединяющее для всех видов искусств начало. Музыкапонималась ими как жизненная стихия творчества, как «искусство двигательное».
2.2 Общеевропейские направления истили художественной культуры ХIХ века 2.2.1 Ампир
Ампир (франц. empire — империя) — стиль в европейской архитектуре и декоративномискусстве, завершивший эпоху классицизма и наиболее ярко проявивший себя вовремена империи Наполеона I(1804-1815). В основумотивов декора и архитектурных форм стиля ампир легли образцы древнегреческой архаики,древнеегипетской архитектуры, искусства императорского Рима. Разработали ампирв наполеоновскую эпоху французские архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен. Правда,свои идеи они воплотили не в теоретические концепции, а реализовали через изданиев Париже в 1801 и 1812 годах альбомов архитектурных и декоративных образцов.Для архитектуры ампира характерны массивные объемы, геометрически правильныеформы, великолепный лепной и резной декор, что нашло свое воплощение вдворцовых сооружениях, триумфальных арках, колоннах. Художественные приемыампира способствовали развитию серийного производства тканей, фарфора,столового серебра. 2.2.2 Романтизм
Романтизм(фр. romantisme) — широкое идейное и художественноедвижение в духовной жизни европейского и американского общества, начавшееся нарубеже ХVIII-ХIХ вв. и характеризующееся стремлением к возвышенным идеалам,отрицанием действительности, стремлением создать совершенный мир. Романтизм,зародившись в Германии, распространился по всему миру, был национальномноголик, сложен, внутренне противоречив и неоднороден. Просуществовав до 40-хгодов XIX в., он затем не раз возрождался в разнообразных неоромантическихформах. В начале ХIХ в. в Европе существовали:
— романтическое искусство (Джордж Байрон (1788-1824), Виктор Гюго (1802-1885),Василий Жуковский (1783-1852);
-  романтическая философия и эстетика (братьяАвгуст и Фридрих Шлеге-ли, Фридрих Шеллинг (1775-1854), Серен Кьеркегор(1813-1855);
-  романтические политико-экономическиеконцепции (речь идет о взглядах представителей европейского утопическогосоциализма и русских народников).
Романтизмнашел свое выражение не только в сфере идеологии, но и в области общественнойпсихологии, выступая как определенное мироощущение и мировосприятие эпохи. Онсоздавал новое представление о богатстве и неисчерпаемости духовного мирачеловека. Романтизм постулировал неприятие действительности, политическуюиндифферентность, мистицизм, меланхолию, внимание к внутренней жизни личности. Романтизм- это мощное художественное направление, в основе которого лежал творческийметод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничнуюсвободу личности. Сутью романтического мировосприятия является признаниедраматически неразрешимого противоречия между низменной действительностью ивысоким идеалом, несовместимым с нею, а подчас и вообще нереализуемым. Вромантизме главное — не показ индивидуализма, а героико-патетическоепрославление одиночества. Для романтизма как художественного стиля характернопротивопоставление классицистскому «подражанию природе» творческой активностихудожника, с его правом на преображение реального мира. Романтизм стимулируетотрицание нормативности в создании произведений искусства и выступает заобновление художественных форм. Художник, с помощью таланта и вдохновения,создает именно свой особый мир, более прекрасный, чем реальный. Понимаяискусство как высшую реальность, романтизм стимулирует ассоциативностьхудожественного мышления и взаимопроникновение различных видов и жанровискусства. Произведения романтиков наполнены чувствами восторга иразочарования, воодушевления и отчаяния. Эти душевные колебания создавалиощущение непостижимости действительности, вечной загадки мира, признаниеневозможности его полного духовного познания. Гетерогенность романтическогостиля породила неустойчивость всей художественной системы в целом.Романтическая эпоха — это время небывалого расцвета:
- музыки — ФридерикШопен (1810-1849), Франц Шуберт (1797-1828), Ференц Лист (1811-1876);
- живописи — ЭженДелакруа (1798-1863), Теодор Жерико (1791-1824), Осип Кипренский (1782-1836);
- литературы — Вальтер Скотт (1771-1832), Александр Дюма (1802-1870), Эрнст Гофман(1776-1822), Ганс Христиан Андерсен 1805-1875).
Вромантическую эпоху люди почувствовали движение времени, общественные перемены,что сопровождалось небывалым интересом к народной культуре, ее истокам и кросту национального самосознания во многих европейских странах. Классическимистранами романтизма являлись Германия, Франция, Англия. Классическимвоплощением в искусстве идей, тем и сюжетов романтизма стали: поэма Дж. Байрона«Паломничество Чайльда Гарольда», — живописные полотна Т.Жерико «Плот медузы» иЭ.Делакруа «Свобода, ведущая народ», полонезы, баллады, ноктюрны, этюды дляфортепиано Фридерика Шопена, балет А Адана «Жизель». 2.2.3 Реализм
Реализм (латин. realis — действительный) — творческий процесс и метод, характерныйдля художественной культуры Европейских стран, согласно которому, задачуискусства составляет всеобъемлющая жизненная правда.
Пониманиереализма как правды жизни имеет давнюю культурную традицию и проходит рядисторических этапов. Первой попыткой теоретического осмысления понятия«реализм» можно считать античный мимесис («подражание природе» в трактовкеАристотеля), затем эта проблема стала ключевой в теоретическом наследии мыслителейВозрождения. Особое истолкование реалистическое «свободное подражание» получаетв трудах Г. Лессинга и Д. Дидро. Однако целостное понимание и сам термин «реализм»возникает в 20-е годы XIX в. и его значение усиливается к середине столетия.
РеализмXIX в. принято называть критическимреализмом. Ему свойственно глубинное постижение жизни, широкий охватдействительности, художественное осмысление всех ее противоречий.Художник-реалист показывает взаимоотношения и взаимовлияния человека и среды,проявляя подлинно энциклопедические познания. Не случайно многие сочиненияприобретают характер социального исследования: («Красное и черное» Стендаля(1783-1842), «Ревизор» Николая Гоголя (1809-1852). В реалистическом искусствехарактер человека трактуется как противоречивое и развивающееся единство.Проявление характера обусловлено средой обитания и обстоятельствами жизни. Онможет меняться от содержания этих условий, в зависимости от переживаемогомомента. Для реализма XIX века характерен обостренный интерес именно ксоциальному началу в действительности (Оноре де Бальзак (1799-1850), ФедорДостоевский (1821-1881), Иван Крамской (1837-1887), Антон Чехов (1860-1904),Лев Толстой (1828-1910) и др.). Искусство этой эпохи активно на этомсосредоточено.[7] 2.2.4 Натурализм
Натурализм(франц. naturalisme, от латин. nature — природа) — художественный метод, сложившийся взападноевропейской и американской культуре последней трети ХIХ века подвлиянием философии позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, И. Тэна и стремившийся впроизведениях искусства к бесстрастному воспроизведению реальности. Всоответствии с методологией позитивизма, природа искусства объясняласьсуществующей, посредством представлений, заимствованных у естествознания. Всвоих произведениях художник-натуралист должен абсолютизировать первоосновубытия, стремиться к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию,изображению единичных явлений. При этом влияние социального фактора явнопреуменьшается. Первостепенное значение натуралисты придавали точному описаниюфактов действительности, «кусков жизни», усматривая в подобном описаниинепременное условие правдивости искусства. Таким образом, натурализм ставилперед художником две задачи:
-  достигнуть правдивого, а точнеежизнеподобного изображения современной жизни;
-  дать в художественном произведении ееправдивую интерпретацию, основанную на методе и достижениях естественных наук.
Натурализмвозник и программно оформился, прежде всего, во Франции. Теоретиком и главойданного направления выступил французский писатель Эмиль Золя (1840-1902).Своеобразным манифестом натурализма стала работа Ипполита Тэна (1828-1823)«Введение в историю английской литературы» (1864), в которой автор выдвинултриаду — «раса», «среда», «момент», имеющую существенное значение для пониманияискусства и означающую:
-  национальные особенности личности художника;
-  исторический момент, на который приходится егодеятельность;
-  среду, формирующую его творчество.
Приверженцынатурализма в искусстве рассматривали человека как пассивный результатнеотвратимого воздействия наследственности и материальной среды. Следуетзаметить, что постепенно натурализм начинает тяготеть к документальности,достаточно широко вводя документ в искусство. В 70-80-е годы XIX веканатурализм поднимал очень важные темы:
-  детально показывал жизнь обездоленныхи угнетенных;
-  исследовал механизмы взаимодействиячеловека и среды с целью ее разумной организации;
-  активизировал внимание на рольбессознательных моментов в человеческой психике.
Нарубеже ХIХ-ХХ веков художественные приемы натурализма будут востребованы вотдельных направлениях модернизма. Среди писателей наиболее известнымиприверженцами натурализма являются французы — братья Эдмон (1822-1896) и Жюль(1830-1870) де Гонкуры, Эмиль Золя (1840-1902), Ги де Мо-пассан(1850-1893);немцы — Арно Хольц (1863-1929) и Герхарт Гауптман (1862-1946); англичанин — Джордж Мур (1852-1933). В России влияние натурализма было ощутимо в творчествеПетра Боборыкина (1836-1921), Дмитрия Мамина-Сибиряка (1852-1912), ИванаПанаева (1812-1862).[8] 2.2.5 Импрессионизм
Импрессионизм(от франц. impression — впечатление) — художественноенаправление, возникшее во Франции в 60-70-х годах XIX века и воспроизводившеедействительность в соответствии со своим видением мира.
Новоехудожественное осмысление мира получило наиболее яркое воплощение в живописи,литературе, музыке, скульптуре. Впервые сюжетами художественных произведенийстановятся непосредственные впечатления от окружающего человека мира, которыйон видит интуитивно, опираясь на возможности образного, а не понятийногомышления. Импрессионизм предстает как последнее цельное художественное течениево Франции ХIХ века, отмеченное общими стойкими стилистическими признаками.Среди художников следующего поколения такого единства уже не было. Признаками импрессионистическогостиля являются:
-  отказ от замкнутости и стабильностиизображения объектов;
-  фрагментарность композиций,фиксирующих мгновенные, как бы случайные ситуации;
-  неожиданные ракурсы, срезы фигур ипредметов.
Импрессионизмособенно ярко заявил о себе в живописи. Художники-импрессионисты (Огюст Ренуар(1841-1919), Эдуар Мане (1832-1883), Эдгар Дега (1834-1917), Клод Моне(1840-1926), Камиль Писсаро (1830-1903) с помощью новых живописных приемовстремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность иизменчивость человеческой жизни. Свои пейзажные работы (а пейзаж — воспроизводящий динамичную и красочную жизнь природы — стал ведущим жанромимпрессионизма) художники писали на открытом воздухе (пленэре), передавая спомощью чистой, светлой живописи ощущение сверкающего солнечного света. Следуетотметить, что работа на пленэре, творческий контакт с природой вызвали к жизнии новую живописную технику, которая особенно проявилась в цветовом решенииполотен. Пленэр развил у импрессионистов не только обостренное восприятиелокального цвета, но и тончайшее ощущение цветовой гаммы, котораявидоизменялась в зависимости от освещения и состояния воздушной среды.Французский писатель Э. Золя очень тонко заметил о сути искусстваимпрессионизма, что это «кусочек природы, рассмотренный сквозь тот или инойтемперамент». В своем творчестве импрессионисты исходили из доверия к природекак объективной данности. Они были убеждены, что мир природы невозможноотделись от его восприятия. А себя они осознавали как своеобразных посредниковмежду миром природы и людьми, которые призваны раскрывать людям красоту этогомира.
В периодсвоего восхождения на художественный Олимп импрессионизм тяготилсятеоретизированием в искусстве и не занимался им. Основное внимание былососредоточено на вопросах художественного видения и путях его воплощения.Поэтому для начального этапа функционирования импрессионизма были характерны групповыевыставки, которые периодически объединяли различных художников и поддерживалимежду ними определенную связь. Широкое культурологическое ифилософско-эстетическое осмысление этого явления произошло лишь в начале XXвека, в период его творческого заката. Импрессионистические приемыиспользовались и в других видах искусства. На рубеже ХIХ-ХХ веков принципживописности выступает одним из определяющих и в литературе, и в скульптуре, ив музыке импрессионизма. В поэзии он прозвучал в творчестве Поля Верлена(1844-1896), достигнув апогея в его знаменитом сборнике «Романсы без слов»(1874), в музыке — в блистательных миниатюрах Мориса Равеля (1875-1957) и КлодДебюсси (1862-1918). Использовали этот стиль в своем творчестве — скульпторыОгюст Роден (1840-1917) и Петр Трубецкой (1866-1938), писатели Марсель Пруст(1871-1922), Кнут Гамсун (1859-1952) и Иннокентий Анненский (1855-1909). Русскимихудожниками-импрессионистами были Константин Коровин (1861-1939) и ИгорьГрабарь (1871-1960). Написанные ими в светлой, сияющей цветовой гамме полотна средкостной силой передают красоту и радость жизни.[9]
КонецХIХ в. ознаменован развитием в русле импрессионизма новогохудожественно-образного явления западноевропейского искусства. Постимпрессионизм- таково условное обозначение группы художественных течений во французскойживописи рубежа ХIХ-ХХ веков. Художники, которых в истории искусства называютпостимпрессионистами — Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890),Поль Гоген (1848-1903), Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) — представляли собойподлинную творческую индивидуальность. Они не были объединены ни общейпрограммой, ни единым методом и каждый оставил в искусстве свой заметный след.Их живописные полотна отличали продуманная композиция, синтез цвета, форма ивещественность предметов. Причем, цвет для постимпрессионистов — не конечнаяцель (как у импрессионистов), а исходная точка — элемент, необходимый для того,чтобы овладеть глубочайшей правдой жизни. Постимпрессионизм проявил повышенныйинтерес к философским и символическим началам бытия, жадно «вживался» вприроду, стремился выразить само существо ее внутренней жизни, создатьмонументальные образы человека и природы. Наличие к концу ХIХ века такогоразнообразия художественных школ и направлений свидетельствует об утратеискусством целостности в художественном восприятии мира. В искусстве начинаютдоминировать гениальные личности, утверждающие свои законы творчества ипредъявляющие миру свою собственную художественно-образную систему.[10]
Заключение
XVII векявляется своего рода “первым современным столетием”, отделенным отпредшествовавшего ему Возрождения не только границей двух сопредельных эпох, нои линией грандиозного стадиального сдвига, по одну сторону которого оказываютсятысячелетия патриархального жития в союзе с вечностью и природой, спреобладанием ручного труда и отвечающих ему традиционных форм культуры (отначала начал до середины XVI века) — к трехвековому периоду становлениябуржуазной эры (до конца XIX века). XVII век как ранний этап этого движения ещево многом связан с патриархальными основами мировосприятия: этим объясняется, вчастности, сохранение также и на протяжении первого столетия Нового временивыдающегося значения пространственных видов творчества. Однако коренныеизменения в системе культуры в целом (вступление из мира вещей в мир процессов,рождение новой науки — самого нового, что принесло с собой Новое время,столкновение ее с возрожденными универсалистскими претензиями обновленной веры,вызванный этим “философский взрыв”, углубляющееся размежевание между сферамиабстрактно-логического и образного мышления, формирование нового типахудожественного образа, несущего в себе внутреннее противоречие) способствуютпостепенному перемещению общекультурной моделирующей функции из круга претворяющихвозможностей живописи, искусства пространственного, статического, апеллирующегок созерцанию, — к театру, искусству пространственно-временному, сочетающемукартинность с действенностью, с ценностями становления и более активными и непосредственнымиреакциями соучастия.
Врезультате складывается новая система западноевропейской культуры, сохраняющаясяв своих фундаментальных особенностях до наших дней. В сфере пространственныхискусств она отражает феномен раздробления прежде единого — при всей локальной пестроте- художественного процесса. Наряду с крупной творческой личностью, поставленнойв средоточии культуры отныне и навсегда эпохой Возрождения, новое значениеприобретают идейно-творческие объединения художников (течения, направления).
XVIIIстолетие (приблизительно 1680/90-е — 1780/90-е гг.) в культуре стран ЗападнойЕвропы получило название эпохи Просвещения. Как закономерный этап эволюцииновоевропейского (послеантичного) художественного сознания, он позволяетпроследить проявление общих субстанциональных особенностей (антропоцентризм,рационализм, гуманизм и пр.) этого сознания и вместе с тем выделить новыечерты, приобретенные на данной конкретной стадии его развития.
КультуруЗападной Европы XVIII столетия представляют несколько стран: Франция, Англия,Австро-германский регион, Италия, отчасти Испания, что позволяет изучатьисторическую эпоху в богатстве ее национальной специфики.
XIXстолетие — третий, завершающий этап трехвекового процесса формированиябуржуазной эпохи, названный “железным веком”. Складывавшаяся с конца XVI векасистема культуры, характерная для Нового и Новейшего времени, длясовременности, к этому моменту полностью утверждается в своих основополагающихзакономерностях: противопоставлении и активном взаимовлиянии науки и искусства,абстрактно-логического и образного мышления, в многовариантности форм итенденций внутри общеевропейского художественного контекста. Углубляется кризисэпохального стиля, вызывающий теперь явление эклектического многостилия (илибесстилия), подчиняющегося всецело свободному выбору заказчика и художника, ужеобнаруживающий под декоративной оболочкой последних модификаций классицизмавозникновение принципиально нового архитектурного принципа, основанного наобнажении конструкции и подчиняющегося требованиям сугубого функционализма. Вживописи обостряется противостояние академизма как универсальной системыобучения, официально-государственной нормативной доктрины и соответствующего ейпласта эстетической продукции, с одной стороны, и пронизанного духом смелогоэксперимента творчества наиболее значительных мастеров эпохи, неизменнонесущего в себе элемент антиакадемического бунтарства и социального протеста.[11]
Списокиспользованной литературы
 
1. Викторов В.В.Культурология: Учебник / Финансовая акад. при Правительстве РФ.- изд. 2-е,перераб. и доп.- М.: Экзамен, 2004.
2. Кармин А.С.Культурология.- СПб.[ и др.]: Питер, 2005.
3. Костина А.В.Культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений.- 3-е изд., доп.-Москва: Кнорус, 2008.
4. Кравченко А.В.Культурология: Учеб. пособие.- [8-е изд.].- Москва: Трикста: Акад. Проект,2008.
5. Моисеева Н.А.Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.А. Моисеевой.- Москва [идр.]: Питер, 2008.
6. Силичев Д.А.Культурология: Конспект лекций: Учебное пособие для подготовки к экзаменам.-М.: Приор-издат, 2004.
7. Соколов В.А.Культурология: Учеб. пособие для вузов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.
8. Копанев Н.А.Западноевропейские издатели и Россия в эпоху Просвещения // Вестник Российскогогуманитарного научного фонда.- 2010.- № 1.
9. Стрельцов А. А.Скромное обаяние классицизма: (педагогическое исследование) // Вопросыкультурологии.- 2008.- № 5.- С. 33.
10.  Федорова М.М. Идея прогресса иполитические стратегии во французском позитивизме XIX в. // Философские науки.-2005.- № 4.- С. 16.
11.  Шаповалов А. И. Художественнаякультура Нового времени (дидактические материалы к учебному курсу) // Вопросыкультурологии.- 2006.- № 2.- С. 65.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.