Содержание
Введение
1 Зарождениерусской этнографии
2 Развитие истановление российской этнографии
3 Российскаяэтнография в настоящее время
Заключение
Список литературы
Введение
Этнография- наука, основным объектом изучения которой являются народы мира. Однако такоепредставление об исследовательском объекте этнографии установилось далеко несразу. В прошлом одни ученые считали ее объектом человека, другие — культуру,третьи — общество. И хотя одновременно было распространено мнение, что объектэтнографии — народы, при этом принимались во внимание главным образом народыбесписьменные, находившиеся на ранних ступенях социально-экономическогоразвития.
Распространенностьтакого представления в значительной мере связана с тем, что, сложившись какнаука в эпоху расцвета колониализма буржуазной Европы, этнография былапервоначально нацелена преимущественно на изучение народов внеевропейскихтерриторий, в большинстве отстававших в своем развитии. Этнография при этомрезко противопоставлялась истории, которая считалась наукой, изучающей«исторические» народы на основании письменных источников. Этнографии жеотводилась роль науки о «неисторических» народах. Подобные концепции, однако,безнадежно устарели. Уже давно стала очевидна несостоятельность деления народовна «исторические» и «неисторические».
Широкоепризнание среди специалистов получило представление о том, что объектомэтнографии являются все народы, как отставшие в своем развитии, так ивысокоразвитые, как малочисленные, так и многомиллионные, как существовавшие впрошлом, так и существующие ныне.
Подобнобольшинству названий наук, термин «этнография» является производным отдревнегреческих слов. Одно из них «этнос» переводится как народ, другое — «графейн» значит писать, описывать. [1]
Внекоторых зарубежных странах для обозначения науки, занимающейся изучениемэтнографической проблематики, употребляется термин «этнология». При этомпоследняя рассматривается иногда как теоретическая дисциплина ипротивопоставляется этнографии, которой отводится роль чисто описательнойнауки. Однако в марксистско-ленинской литературе термин «этнология» не получилраспространения, и этнография объединяет как описательную, так и теоретическуюстороны исследования народов мира. В русской дореволюционной литературе вкачестве синонима этнографии иногда употреблялся термин «народоведение». Встранах, где распространен немецкий язык, этнографии соответствует совокупностьтаких двух дисциплин, как «Volkskunde» (изучение собственного народа) и«Volkerkunde» (изучение зарубежных, главным образом внеевропейских народов). Ванглоязычных странах этнография во многом совпадает с культурной и социальнойантропологией, которые вместе с физической антропологией рассматриваются какнаука о человеке в целом. Однако претензии антропологии в англоязычных странахна всеобъемлющее изучение человека и человечества обычно остаются неподкрепленными реальными исследованиями; более того, отсутствие четкихкритериев определения предмета культурно-социальной антропологии создает угрозуее «растворения» в смежных дисциплинах.
Итак,целью этой работы стоит изучение истории российской этнографии в прошлом инастоящем. Для подробного изучения этой темы нам необходимо решить следующиевопросы:
1. Зарождениерусской этнографии
2. Развитие истановление российской этнографии
3. Российскаяэтнография в настоящее время
1Зарождение русской этнографии
Развитиечеловеческого общества сопровождалось расширением знаний людей об окружающеммире, накоплением сведений о соседних и дальних народах. Уже в древности нарядус этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественнаячеловеческая любознательность и военная, политическая и экономическаянеобходимость, предпринимались попытки теоретического обобщения фактическихданных Так, еще в античное время сложилась гипотеза «трехступенчатого» развитияхозяйства: от собирательства и охоты к скотоводству, а затем к земледелию. Онаполучила широкое распространение и оказывала влияние на взгляды многих ученыхдо конца прошлого века. В средние века продолжалось накопление этнографическихнаблюдений, но в условиях засилья церкви они не получили теоретическогоосмысления.
Этнографическиесведения о народах Восточной и Западной Европы, об их языках и обычаяхсодержались в древнерусских летописях, «Слове о полку Игореве» и других памятниках.«Хождения» русских паломников в Палестину (игумен Даниил и др.) знакомили состранами Ближнего Востока. Во 2-й половине 15 в. Афанасий Никитин побывал вИндии и оставил описание обычаев этой страны («Хожение за три моря»).
Возникновениемногонационального Русского государства в 15-16 вв. привело к расширению этнографическихзнаний. В 17 в. русские землепроходцы, служилые люди, а за ними крестьянепроникли в Сибирь до крайнего С.-В. Азии; сибирские летописи и другие источникисодержат сведения о сибирских народах. Особенно важны труды С.У. Ремезова,составившего первый сибирский атлас («Чертежная книга Сибири»), где на картахнанесены названия народов, и «Описание о сибирских народах...» (сохранилось вотрывках). В 1675 глава русского посольства в Китай Спафарий составилобстоятельное описание этой страны.[2]
Кначалу 18 в. относится одна из первых в мире специальных этнографических работ- книга Г.И. Новицкого о хантах («Краткое описание о народе остяцком...»). В 18в. было организовано несколько больших научных экспедиций, в том числе Великая Севернаяэкспедиция 1733-43, в задачи которой входило изучение народов Сибири. Программасобирания сведений о сибирских народах была основана на анкете, составленной В.Н.Татищевым, который первым предложил группировать народы по родству языка (этот принциплежит в основе и современной классификации). Г.Ф. Миллер — глава сухопутногоотряда экспедиции — написал труд «История Сибири»; участник экспедиции С.П. Крашенинниковоставил ценное «Описание земли Камчатки» (1775). Многочисленные материалы поЭтнография России дали Академические экспедиции 1768-74: среди трудов ихучастников — «Дневные записки» И.И. Лепехина, описание остяков и самоедов В.Ф.Зуева, историко-этнографические сведения о монгольских народах П.С. Палласа. Накопленныеданные позволили И.И. Георги подготовить 4-томный сводный труд «Описание всех вРоссийском государстве обитающих народов...» (1776-80). В конце 18 в. усилился интереск Этнография русских; появились первые публикации русского фольклора (М.Д.Чулков, М.В. Попов и др.).
Вначале 19 в. крупным событием в истории русской Этнография стали кругосветныеплавания (И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский и др.), во время которых былиисследованы архипелаги Тихого океана и быт их аборигенов. Дальнейшее расширениеэтнографического кругозора связано с экспедицией в Бразилию (Г. Лангсдорф), сисследованиями Иакинфа Бичурина в Китае, И. Вениаминова, Ф.П. Врангеля и др. наАлеутских островах и Аляске. В России по распоряжению генерал-губернатораВосточной Сибири М.М. Сперанского собирались сведения о народных обычаях(1819-21).
Ужев первые десятилетия 19 в. наметилось размежевание двух главных направлений визучении быта (особенно русского): прогрессивного и просветительского (Ф.Н. Глинка,Н.А. Бестужев), выступавшего за улучшение народного быта, и реакционного,идеализировавшего патриархальный быт, православие (И.М. Снегирев, И.П. Сахаров,А.В. Терещенко, ими был собран большой этнографический материал).
К40-м гг. 19 в., благодаря накопленным данным, назрела потребность в оформленииЭтнография как самостоятельной науки; в журналах появился термин «Этнография».В 1845 по почину передовых русских интеллигентов было основано Русскоегеографическое общество (РГО) и при нем — Отделение Этнография (руководитель К.М.Бэр, затем Н.И. Надеждин). Русская Этнография стала развиваться в системегеографических наук. Отделение разослало по всем губерниям программы поэтнографическому описанию местностей, деревень, уездов. На основе полученных рукописей(около 2 тыс.) стал публиковаться «Этнографический сборник» (1853-64), позже — «Записки РГО по Отделению Этнография».
В1840-60-х гг. были организованы экспедиции (РГО, Академии наук и др.) и поездкиотдельных ученых по разным областям страны: М.А. Кастрен собрал материал поЭтнография и языкам народов Севера и Сибири; А.Ф. Миддендорф исследовалВосточную Сибирь. Участники «Литературной экспедиции» (1856) — писатели иэтнографы (А.Ф. Писемский, А.Н. Островский, С.В. Максимов) — публиковалиматериалы поездок по Европейской России. В. В. Радлов изучал (1860—70) тюркскиенароды Южной Сибири и Средней Азии.
Продуктивнойбыла деятельность собирателей русского фольклора — В.И. Даля, П.В. Киреевского,П.Н. Рыбникова, А.Ф. Гильфердинга, А.Н. Афанасьева и др. Материалы покрестьянскому быту собирали П.С. Ефименко, П.И. Якушкин, И.Г. Пыжов и др.
Ссередины 19 в. началась разработка теоретических основ Этнография Представителилиберально-буржуазного направления (Надеждин, К.Д. Кавелин) ограничивали задачиЭтнография историко-познавательными целями; Кавелин сравнивал народныеверования с геологическими пластами. Революционеры демократы (В.Г. Белинский, А.И.Герцен, Н.А. Добролюбов) видели в Этнография средство познания современной жизнинарода. Н.Г. Чернышевский среди других исторических дисциплин первое местоотводил Этнография, которая давала понятие о «первоначальном виде» современных учреждений.Предвосхищая мысль Моргана и других эволюционистов, он писал, что «каждоеплемя, стоящее на одной из ступеней развития между самым грубым дикарством и цивилизациею,служит представителем одного из тех фазисов исторической жизни, которые былипроходимы европейскими народами в древнейшие времена» (Полн. собр. соч., т. 2,1949, с. 618).
Этиправильные мысли, однако, не получили широкого признания. В русской Этнографияраспространилось влияние мифологической школы (Афанасьев, А.А. Потебня, Ф.И.Буслаев, О. Миллер и др.).
Послекрестьянской реформы 1861 стала издаваться краеведческая литература, возниклиместные научные и краеведческие общества. Новыми центрами Этнография стали обществолюбителей естествознания, антропологии и Этнография при Московском университете(ОЛЕАЭ, основано в 1864) и общество археологии, истории и Э. при Казанскомуниверситете (ОАИЭ, основано в 1878). ОЛЕАЭ была организована Всероссийскаяэтнографическая выставка (1867), материалы которой были переданы в Румянцевскиймузей.
Главнымнаправлением Этнография в пореформенную эпоху стало изучение общественного исемейного быта, сельской общины, юридических обычаев — проблем, вставших послеотмены крепостного права. Плодотворно изучалось также народное творчество (С.В.Максимов, П.В. Шейн, Е.Р. Романов, В.Н. Добровольский, П.П. Чубинский и др.). ВСибири большую научно-собирательскую работу вели местные исследователи (Д. Банзаров,Г. Цыбиков) и ссыльные революционеры (И.А. Худяков, В.Г. Богораз, Л.Я. Штернберги др.).
С1870-х гг. расширилось изучение зарубежных стран (путешествия Н.М.Пржевальского, Г.Н. Потанина и других по Центральной Азии, И.П. Минаева — вИндию, В. Юнкера — в Африку). Особое место в истории Этнография занимаютисследования Н.Н. Миклухо-Маклая, посвятившего всю жизнь антропологическому иэтнографическому изучению населения Океании.
Главнымтечением в Этнография стал эволюционизм: видные его представители — М.М. Ковалевский,семья Харузиных, Штернберг и Д.Н. Анучин, использовавший комплексный метод висторических исследованиях (данные археологии, Этнография и антропологии).Значительным становилось воздействие марксизма. Его влияние испыталКовалевский, изучивший патриархально-семейную общину как одну из формразложения первобытнообщинного строя (важность этого открытия подчеркнулЭнгельс). Н.И. Зибер в «Очерках первобытной экономической культуры» (1883)проанализировал первобытно-коллективистские производственные отношения.
Сконца 19 в., помимо фольклора и общественно-семейного быта, серьезно сталаизучаться материальная культура (поселения, одежда, орудия, промыслы), с чемсвязано появление и расширение этнографических музеев. Усилили научную деятельностькрупнейший Музей антропологии и этнографии АН, Румянцевский музей (хранитель этнографическихколлекций — Вс. Миллер). В 1902 основан этнографический отдел Русского музея(во главе с Д.А. Клеменцем). Появилась этнографическая периодика: «Этнографическоеобозрение» (с 1889), «Живая старина» (с 1890) и до. Много материала былособрано частным «Этнографическое бюро» кн. В. Н. Тенишева (1898-1901).Разрабатывались научные принципы изучения фольклора (Б.М. и Ю.М. Соколовы, А.Н.Веселовский, Миллер), народной музыки (Е. Этнография Линёва соединила записьмелодии и текста). В работе Музыкальной этнографической комиссии, основанной в1901, приняли участие Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев и др.
Сначала 20 в. значительно возросло число популярных изданий, свидетельствующих одемократизации науки. Авторами общедоступных книг были Е.И. Водовозова, Д.А.Коропчевский, Я.А. Берлин и др. Появились коллективные издания и популярныесерии: «Народы земли» (т. 1-4, 1903-11), «Народы России» (1905) и др.,многотомное географическое издание «Россия» (под ред. В.П.Семёнова-Тян-Шанского, 1899-1914).
НаканунеОктябрьской революции 1917 общая картина состояния Этнография в теоретическомотношении была пёстрой. Ощущалась необходимость новых методов исследования и обобщений(что особенно подчёркивал А.Н. Максимов).2 Развитиеи становление российской этнографии
Октябрьскаяреволюция 1917 создала новые благоприятные условия для развития этнографическойнауки, опиравшейся на гуманистическое и демократическое наследиедореволюционной Этнография Определяющую роль в послереволюционныхэтнографических исследованиях сыграла тесная их связь с практическими задачами советскогомногонационального государства. Создание национальных областей и округов, преобразованиекультуры и быта отсталых народов требовали углублённого их изучения. С этойцелью уже в 1917 была создана Комиссия по изучению племенного состава населенияРоссии и сопредельных стран, в 1930 на её базе — институт по изучению народов СССР.Важное значение имела деятельность Комитета содействия народностям северныхокраин при Президиуме ВЦИК (1924-35), одним из руководителей которого былБогораз. В 1926 был создан журнал «Этнография» (с 1931 — «Советскаяэтнография»). Для координации работ в области Этнография и смежных дисциплин в1933 был организован институт антропологии, археологии и Этнография вЛенинграде, в 1937 на его основе — Институт этнографии АН СССР.
Впослереволюционной Этнография наметилась тенденция формированияисторико-материалистического подхода к исследованию первобытного общества и культуры(П.И. Кушнер, В.К. Никольский). В конце 20 — начале 30-х гг. в советскойЭтнография и большинстве других гуманитарных наук развернулись дискуссии,призванные преодолеть теоретические разногласия и утвердить марксистскиепринципы (этнографическое совещание 1929 и археолого-этнографическое совещание1932). Теоретическую базу научных исследований советских этнографов составилиленинские работы по национальному вопросу, об общественных укладах инекапиталистическом пути развития отсталых народов, о национальной культуре иеё классовом содержании.
Этнографическиеработы 30-х гг. основывались на марксистско-ленинской методологии. Вниманиеэтнографов концентрировалось на вопросах общественного строя, различных формахпатриархальных и патриархально-феодальных отношений. Расширилосьсравнительно-историческое изучение первобытнообщинного строя, матриархата,военной демократии и т. д. (Е.Г. Кагаров, Е.Ю. Кричевский, А.М. Золотарев, С.П.Косвен и др.). По инициативе Штернберга и Богораза широкие масштабы приняласобирательская деятельность на Крайнем С. (Е.Ю. Крейнович, А.А. Попов, Г.М.Василевич и др.). Сложилась советская школа в Этнография
В50-70-е гг. 20 в. этнографические исследования развёртываются как в институтеЭтнография АН СССР, так и в многочисленных научных учреждениях, высших учебныхзаведениях, музеях союзных и автономных республик и др. Наметились два основныхнаправления исследований: проблемы первобытной истории иисторико-этнографическое изучение народов мира.
Важноемировоззренческое значение имеет изучение истории первобытного общества,проводимое этнографами совместно с археологами и антропологами. Введён в научныйоборот обширный материал, свидетельствующий об исторической универсальностипервобытнообщинного строя, доказано повсеместное распространение дуальнойорганизации (Золотарев). Существенно продвинулось изучение поздних формпервобытнообщинного строя: установлена сложная структура патриархального рода,начата разработка исторических типов большой и малой семьи. В свете данныхсовременная Этнография уточнена схема развития семейно-брачных отношенийпервобытности, из которой исключены гипотетически реконструированные Морганомстадии кровнородственной семьи и семьи пуналуа (Д.А. Ольдерогге и др.). Былиуглублены представления по вопросам периодизации истории первобытного общества,соотношения рода и общины, характера ранних форм брачных отношений и др.(Толстов, Н.А. Бутинов, М.О. Косвен, Ю.П. Петрова-Аверкиева, А.И. Першиц, Ю.И.Семенов и др.).
Важноеместо заняла разработка проблем этнической истории, которая ведётся советскимиэтнографами совместно с археологами и антропологами. Такой комплексный подходпозволил существенно продвинуть изучение конкретных вопросов происхождениянародов СССР. Исследуются проблемы происхождения народов Западной Европы,Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании. Исследования проблем этническойистории показали, что все современные народы сложились из разных этнических компонентов,имеют смешанный состав; тем самым опровергаются измышления о «расовой чистоте»,«национальной исключительности» отдельных народов.
Большоевнимание уделяется исследованию материальной культуры — истории с.-х. техники,поселений, жилища, одежды народов СССР (Е. Этнография Бломквист, М.В. Битов,Н.И. Лебедева, Е.Н. Студенецкая, Г.С. Маслова, Г.С. Читая и др.), а такжезарубежных стран. Для обобщения всех накопленных сведений по историиматериальной культуры народов СССР создаются специальныеисторико-этнографические региональные атласы: опубликованы атласы по народамСибири (1961) и «Русские» (ч. 1-2, 1967-70).
Значительнорасширилось исследование народного творчества: изобразительного искусства (С.В.Иванов, В.Н. Чернецов, С.И. Вайнштейн и др.), фольклора (П.Г. Богатырев,Этнография В. Померанцева, В.Я. Пропп и др.). Изучаются вопросы историирелигии, её происхождения и ранних форм (С.А. Токарев, А.Ф. Анисимов, Б.И.Шаревская и др.).
Однимиз важнейших методов историко-этнографического исследования являетсякомплексное изучение народов с использованием данных смежных наук. Такимметодом исследована история многих в прошлом бесписьменных народов Сибири(Василевич, Л.П. Потапов, И.С. Гурвия и др.). Значительная работа проделана поэтнографическому изучению восточнославянских народов — русского (В.В. Богданов,Д.К. Зеленин, В.Ю. Крупянская, Б.А. Куфтин, Л.М. Сабурова, К.В. Чистов и др.),украинского (К.Г. Гуслистый, Г.Е. Стельмах, В.Ф. Горленко и др.), белорусского(В.К. Бондарчик, М.Я. Гринблат, Л.А. Молчанова и др.), народов Закавказья (В.В.Бардавелидзе, Д.С. Вардумян, Ш.Д. Инал-Ипа, С.Д. Лисициан, А.И. Робакидзе, Р.Л.Харадзе, Читая и др.), Северного Кавказа (В.К. Гарданов, Г.А. Кокиев, Л.И.Лавров и др.), Средней Азии (М.С. Андреев, Н.А. Кисляков, С.М. Абрамзон, Т.А.Жданко, О.А. Сухарева и др.), Прибалтики (В.С. Жиленас, М.К. Степерманис, Г.Н.Строд, Л.Н. Терентьева и др.), Поволжья (В.Н. Белицер. Н.И. Воробьев, К.И.Козлова, Т.А. Крюкова, Р.Г. Кузеев и др.).
Одноиз центральных мест в деятельности советских этнографов занимает изучениесовременных этнических и культурно-бытовых процессов в СССР. Развёртываютсяэтносоциологические исследования национальных процессов (Ю.В. Арутюнян, Л.М.Дробижева, В.В. Пименов и др.). Начато этнографическое изучение процессовмежнационального сближения, формирования общесоюзных черт культуры новойисторической общности — советского народа.
Рядисторико-этнографических исследований посвящен народам зарубежных стран.Положено начало сравнительно-типологическому изучению их культуры (Токарев,О.Л. Ганцкая, И.Н. Гроздова и др.); ведётся исследование их этнической истории(С.Р. Смирнов, Ольдерогге, С.А. Арутюнов, Р.Ф. Итс и др.). Исследуются современныеэтнические и культурно-бытовые процессы в Азии и Океании (Н.Н. Чебоксаров, П.И.Пучков, М.В. Крюков), Африке (Ольдерогге, И.И. Потехин, С.Р. Смирнов, Р.Н.Исмагилова и др.). Начато исследование современных этнических процессов в США,Канаде, странах Латинской Америки (С.А. Гонионский, М.Я. Берзина, Ш.А. Богина идр.), в Западной Европе (В.И. Козлов и др.).
Значительноеразвитие получили в СССР этнодемографические и этногеографические исследования.Было создано несколько способов сочетания на картах этнических идемографических показателей (П.И. Кушнер, С.И. Брук, П.Е. Терлецкий). Изданыобобщающая карта «Народы мира» и сводный труд «Атлас народов мира» (1964).Наиболее значительный результат этнодемографических исследований — труд«Численность» и расселение народов мира» (1962), где дана подробнаяхарактеристика национального состава населения всех стран, численностьотдельных народов и территория их расселения.
Дляпонимания общих закономерностей развития культуры в целом и складывания еёспецифических свойств у отдельных народов большое значение имеет разработанноесоветскими этнографами (М.Г. Левин, Чебоксаров) учение охозяйственно-культурных типах. Советские учёные исследуют также проблемывзаимовлияния культур, роль преемственности и обновления в развития культуры(С.Н. Артановский, Арутюнов, Пименов и др.). Ведётся теоретическая работа поустановлению сущности таких понятий, как «этнос», «этническая общность», «этническиепроцессы», по их типологии (Ю.В. Бромлей, Токарев, Чебоксаров, Козлов и др.).
Продолжаетсяизучение истории отечественной и критический анализ зарубежной ЭтнографияБольшое научное и политическое значение имеют работы советских этнографов иантропологов, разоблачающих расизм, неоколониализм, национализм (И.Р.Григулевич, Г.Ф. Дебец, М.Ф. Нестурх, Этнография Л. Нитобург, Я.Я. Рогинский идр.).[3]
Однимиз важнейших итогов работы советских этнографов явилось издание 13-томной (18кн.) серии «Народы мира» (общая ред. С. П. Толстова, 1954-66), «Очерков общейэтнографии» (т. 1-5, 1957-68). Вырос международный престиж советскойэтнографической науки: советские этнографы участвуют в международных конгрессахи симпозиумах; в СССР постоянно приезжают иностранные учёные для консультаций истажировки. Многие труды советских этнографов переведены на иностранные языки.
Выполняяне только познавательные, но и идеологические функции, советская Этнография,базирующаяся на марксистско-ленинской методологии, направлена на решениеактуальных мировоззренческих и практически значимых вопросов, способствующих сближениюнародов СССР.
Научнаяработа в области Этнография проводится специальными научными учреждениями — научно-исследовательскими этнографическими институтами (в СССР — в системе АН — этнографии институт им. Н. Н. Миклухо-Маклая и др.), университетами, музеями(в т. ч. этнографическими музеями), существующими в большинстве странэтнографическими обществами. Публикация собранных материалов и исследованийосуществляется этнографическими журналами и др. специальными изданиями. В 1948был создан связанный в своей деятельности с ЮНЕСКО Международный союзантропологов и этнографов. Регулярно созываются (с 1934) международные конгрессы.[4]3Российская этнография в настоящее время
Врусской этнографии уже в конце XIX в. утверждался, как уже упоминалось,заботами Д.Н. Анучина метод комплексного подхода к изучению этнографических иисторико-культурных проблем. По убеждению Д.Н. Анучина, данные какой-либо однойнауки- этнографии, антропологии, археологии, истории — не могут дать полное иправильное представление о всей сложности HCTopk человеческой культуры. Поэтомунеобходимо комплексное использование их материала В своих работах Д.Н. Анучинблестяще показал преимущества нового подхода к анализу разных явлений. МетодАнучина был развит советскими учеными. Данные многих наук используются и вполевой работе. Интересные результаты дают комплексные экспедиции, работающиепо единой, согласованной программе (работы Прибалтийской комплекснойэкспедиции. Хорезмской комплексной экспедиции).
Методпространственного определения как расселения самих народов, так и особенностейих культуры был также тщательно разработан в советской этнографии, хотяприменение его началось еще в XIX в. Большой вклад в этническую картографиювнесл П.Е. Терлецкий и П.И. Кушнер, разработавшие этнические карты споказателями плотности населения. Составленные в Институте этнографии АН СССРэтнические карты не имеют себе равных в мире. Метод картографирования широкоприменяется и при составлении этнографических атласов. Уже первые работы пообобщению, систематизации материалов для атласов, выделению групп типов явленийдали очень интересные результаты. Выпущенные этнографические атласы (Атласнародов Сибири, Русский этнографический Атлас) позволили по-новому оценитьмногие явления культуры.
Развитиеестественных и точных наук, появление удобной вычислительной техники оказаливлияние на распространение методов массового количественного анализа вэтнографии. По сути дела, зародыш такого анализа содержался уже всравнительно-типологическом методе, но тогда ограничивались лиш визуальныминаблюдениями. Теперь появилась возможность на основе большого количества данныхпровести анализ явлений, пользуясь статистико-математической методикой. [5]
Применениеметодов количественной оценки явлений потребовало перестроить и практикуполевой работы. Вместо описательной методики стали применяться методыанкетирования, когда в опросный лист (анкету) выносится группа вопросов,получаемые ответы фиксируются в определенной стандартизированной форме. Посленакопления материалы поступают на статистическую обработку. Уже первые шаги вэтом направлении показали большую эффективность такого метода для изученияэтнических процессов современности (соотношение родного языка и предпочитаемогоязыка обучения в школе, межнациональные браки и степень их распространенности вразных условиях и др.). Количественные методы анализа позволяют привлечь длярешения этнографических проблем и дополнительные группы источников (данныедемографических, страховых переписей, данные торговли о потреблении разныхтоваров и т. п.). Интересные результаты дали опыты применения методаколичественной оценки и при изучении отдельных элементов культуры (жилища,орнаменты и др.), особенно в сочетании с картографированием явлений. Выявилисьи его недостатки. Они чаще всего коренятся в начальной стадии составленияпрограмм — в отборе типологических групп для анализа. Не всегда правильно иобоснованно выделяются этнически-специфичные признаки явлений культуры.
Взарубежной этнографии стали также широко применять счетную технику и методыформально-типологического анализа. Особенности методики варьируются у разныхисследователей (структурно-типологический метод, экономическая антропология идр.). Зарубежные исследователи получают очень интересные результаты. Ноотсутствие правильной методологии исследования, влияние концепций буржуазнойфилософии на понимание законов развития человеческой культуры сводят к минимумуценность таких работ. Несмотря на громкие, почти рекламные названия новыхметодов и методик (системный метод, структурный метод, структурно-системныйметод и т. п.), все они продолжают концентрироваться вокруг отдельных, частныхпринципов изучения, не умея или не желая охватить предмет в целом.Противопоставляя свои методы марксизму прямо или в форме «развития»,«преодоления» марксизма, они часто заимствуют в марксизме какую-либо однусторону, один принцип, превращая его в универсальный метод. Недаромисследования в буржуазной этнографии меняются так же часто, как и концепциинауки.
Несмотряна появление новых методов, новых источников, новых направлений в современнойэтнографии, сохраняется и роль методов полевого наблюдения, полевогоисследования. Общая методология научного подхода к изучению этнографии всоветской науке благотворно сказалась и на разработке принципов полевыхисследований. Накопленный исследователями опыт изучения культуры и бытароссийских народов методом непосредственного наблюдения позволил определить дваего направления — стационарный, дающий углубленное изучение, но на ограниченнойтерритории, и экспедиционный, дающий широкий географический охват изучаемыхявлений, позволяющий установить области их распространения. Определились испособы обследования во время экспедиций (маршрутный, кустовой). Былиразработаны приемы изучения отдельных явлений и элементов культуры, правила ихфиксации в полевых документах. Совершенствовались и правила сбора музейныхэкспонатов (комплексность коллекций, оформление экспонатов как будущихисточников научных обобщений и др.)-Методами научной работы овладевают нетолько специалисты, получающие этнографическое образование, но и широкий кругработников местных музеев, краеведов.
Заключение
Итак, цельэтой работы выполнена, мы рассмотрели исорию развития русской этнографии. Задачивыполнены, теперь можо подвести выводы.
Этнографияобщественная наука, изучающая народы-этносы и др. этнические общности, их этногенез,быт, культурно-исторические отношения. Основной предмет Этнография составляютчерты традиционной повседневной (бытовой) культуры народа, образующие егоэтнический облик.
Главный источникэтнографии — данные, полученные методом непосредственного наблюдения жизнинарода (стационарные и экспедиционные исследования, сбор коллекций и др.);используются также материалы анкетных опросов. Во взаимодействии с другиминауками (археология, история) Этнография воссоздаёт этническую историю, первобытнообщинныйстрой (по его пережиткам у современных народов).
С искусствоведениеми фольклористикой Этнография связывает проблематика народного творчества, сэкономическими науками, социологией — исследование хозяйственной деятельности исоциальной структуры, с языкознанием — проблема языкового родства, влиянийи т. д. Данные географии используются при изучении взаимодействия этноса иприродной среды, типов расселения, при составлении этнографических карт.Миграции и численность народов исследуются совместно с демографией, этногенез — с антропологией. Этнография ставит и решает как познавательные, так ипрактические проблемы этнических аспектов перестройки быта, современныхэтнических процессов, формирования новых наций, борьбы с пережитками и т. д.
Списоклитературы
1. Бромлей Ю. В., Этнос и этнография, М., 2006.341с.
2. Введение в этнографию, М., 1941:
3. Истоки этнографической науки. (До середины XIXв.), М., 2008. 287с.
4. Концепции зарубежной этнологии, М., 2006.574с.
5. Кушнер П. И., Этнические территории иэтнические границы, в сборнике: Тр. института этнографии, т. 15, М., 2006.641с.
6. Левин М. Г., Очерки по истории антропологии вРоссии, М., 2006. 354с.
7. Левин М. Г., Чебоксаров Н. Н., Хозяйственно-культурныетипы и историко-этнографические области, «Советская этнография», 2005, № 4;
8. Очерки истории русской этнографии, фольклористикии антропологии, в. 1-6, М., 1956-74 (Тр. института этнографии, т. 30, 85, 91,94, 95, 102);
9. Проблемы антропологии и этнографии в светенаучного наследия Ф. Энгельса, М., 2006. 671с.
10. Пыпин А. Н., История русской этнографии, т.1-4, СПБ, 1890-92.
11. Этнография народов СССР, М., 1958; его же,История русской этнографии, М., 2006. 328с.
12. Харузин Н. Н., Этнография, в. 1-4, СПБ, 2006.638с.