Министерство образованияСтавропольского края
Ставропольский государственныйпедагогический институт
Факультет искусств
Кафедра изобразительного искусства
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «ЖИВОПИСЬ. НАТЮРМОРТ. МАСЛО»
Студентки 3 курса группы И3И
отделения изобразительного
искусства и дизайна
______________________________
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры изобразительного
искусства
_____________________________
Рецензент:
старший преподаватель
кафедры изобразительного
искусства
___________________________
Работа допущена к защите Датазащиты «___» _______2006 г.
«___» _______2006 г. Оценка«__________»
Зав. кафедрой __________
Ставрополь 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
ГЛАВА 1. Натюрморт как жанр изобразительного искусства
1.1. Особенности натюрморта как вида изобразительногоискусства… 6
1.2. История развития и становлениянатюрморта как вида изобразительного искусства… 14
1.3. Методика работы над выполнением натюрморта в техникемасло… 24
1.4. Анализ уровня разработанности темы в теории и практикеизобразительного искусства… 28
ГЛАВА 2. Творческие работы: серия натюрмортов на тему
2.1. Общая характеристика творческих работ… 29
2.2. Содержание творческих работ… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 35
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задачобразования является всестороннее развитие личности ребенка, в том числеэстетическое воспитание подрастающего поколения. Эстетическое воспитание- этосложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления,овладевая различными видами художественной деятельности. Изобразительнаядеятельность — специфическое, образное познание действительности, которое можетидти различными путями.
Одним из видов изобразительногоискусства является натюрморт — «мертвая природа», изображение неодушевленныхпредметов, объединенных в единую композиционную группу.
В данной дипломной работемы постарались показать большие потенциальные возможности одного из самыхвыразительных жанров изобразительного искусства – натюрморта для формированиятворческих способностей и художественного вкуса.
Таким образом, актуальностьтемы дипломной работы заключается в необходимости включения в современныйобразовательный процесс данного жанра искусства, обоснования его значения дляформирования творческой личности человека.
Необходимость научногорассмотрения и практической реализации проблемы создания натюрморта в техникемасло обусловлено рядом противоречий:
- между пониманиемважности натюрморта для художественного развития детей и недостаточнымраспространением современных художественных произведений данного вида напрактике;
- междусовременными требованиями и интересом художников к применению техники масло визображении объектов окружающего мира и традиционными темами и приемами преобладающимив художественных картинах;
- междусовременными требованиями к развитию школьников и реальным состояния проблемыобучения изображению натюрморта.
Данные противоречия иактуальность использования жанра натюрморт в современной художественнойпрактике обусловили выбор темы нашего исследования.
Проблема нашего исследования формулируетсяследующим образом: каковы теоретические основы и практические возможностивыполнения натюрморта в технике масло. Решение в художественно-творческихработах данной проблемы является целью исследования.
Объектом исследования является натюрморт какжанр изобразительного искусства.
Предметом исследования являются возможности маслянойтехники живописи, способствующие созданию выразительного образа натюрморта.
Гипотеза исследованиясостоит впредположении о том, что художественная ценность созданных творческих работ имаксимальный эффект воздействия их на реципиента зависит от:
- включения всодержание творческих работ объектов и их соответствующего колористического иобразного решения;
- расширенияарсенала традиционных техник и способов создания живописных произведений вжанре натюрморта, позволяющими использовать в работах многообразие полутонов иоттенков, фактуры красочного слоя;
- создания серии живописныхработ, объединённых единой композиционной основой;
- подбораадекватных средств художественной выразительности, максимально отражающихпервоначальный замысел художника.
Задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализизучаемой проблемы в искусствоведческой литературе;
2) разработать теоретические основыреализации возможностей живописи в технике масло;
3) обосновать и отобрать содержание,адекватные средства художественной выразительности для воплощения художественно-творческихработ;
4) создать серию композиций натюрморта потеме исследования.