Введение
Химическаяпредыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что отсолнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкуспива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет.
Самуюпервую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем».А вот первым человеком, кто доказал, что свет, а не тепло делает серебряную сольтёмной, был Иоганн Гейнрих Шульце (1687 1744),физик, профессор Галльского университета в Германии. В 1725 году, пытаясь приготовитьсветящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалосьнемного растворённого серебра. Он обратил внимание на то, что когда солнечный светпопадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённаяот солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментовс буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленнымраствором, — получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле.
ПрофессорШульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постаратьсясделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал растворв бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целойсерии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим болеестолетия привели к изобретению фотографии.
Самтермин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимодва астронома — английский, Уильям Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.Помере развития этого вида творчества, появлялись все новые разновидности жанров.Благодаря этого каждый фотограф может определить для себя в каком жанре выполнятьработу. В настоящей работе будут рассмотрены основные направления фотографическихжанров — портрет, художественное, натюрморт, художественная фотография, пейзаж ит.д.
Глава1. Натюрморт
Этотвид художественного творчества стал самостоятельным жанром в живописи голландскихи фламандских мастеров в XVII в. живопись того времени содержала в себе скрытуюаллегория. Как правило, художники изображали быстротечность всего земного и неизбежностисмерти, либо их произведения «рассказывали» о Страстях Христовых и Светлом Воскресение.
Вобщем и целом, неодушевленные предметы присутствуют в произведениях искусства, начинаясо времен палеолита. В разное время им отводилось своя роль и придавалось свое значение.Произведения Ганса Гольбейна, Караваджо или Яна Вермеера не являются натюрмортами,но в их работах ему отводится особое место как в художественном, так и в смысловомплане.
Вфотографию этот жанр творчества пришел только в 1839 году. Ипполит Байяр составилкомпозицию из гипсовых слепков, а Жак-Луи Дагер сделал несколько натюрмортов с гипсовымислепками — небольшими скульптурками, картинами и фрагментами античных фризов. Зачастуюфотографы повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники.
Натюрморты,как правило, снимали в помещении, но были исключения. Из-за плохой светочувствительностиранних фотоматериалов ряд мастеров предпочитали работать в саду или палисаднике.При этом в ход шли любые подручные материалы (лестницы, грабли, тачки, ведра и прочее),которые нередко смешивались с принесенными домашними вещами, живые цветы, деревьясоседствовали с неодушевленными предметами.
Вначале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения этого жанра.Ведь простой фиксации скомпонованных предметов оказывается уже недостаточно. Сложныеракурсы, приближенная съемка, фотограммы, увлечение формой и фактурой объекта —все это придает новый облик прежнему жанру. Расширяется круг предметов: наряду стакими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальныепредметы (инструменты, детали машин и станков).
Миробыкновенных вещей вновь расцветает в средине века с натюрмортами Йозефа Судека.Мягкий рассеянный свет придает обычному цветку в стакане лирико-меланхолическоенастроение.
Вовторой половине прошлого столетия натюрморт все чаще оказывается востребован в рекламнойиндустрии. Счастливый союз коммерции и искусства воплощают натюрморты Ирвина Пена.Классические, стильные, ироничные, но неизменно простые и утонченные. Благодаряэтому мастеру впервые в 1944 году обложку модного журнала украсил фотографическийнатюрморт.
Средироссийских фотографов того времени особое место принадлежит Борису Смелову. Егоклассические натюрморты из предметов старинного петербургского быта отличала идеальнаякомпозиция и безупречная техника.
Глава2. Портрет
Своебурное развитие этот жанр фотосъемки пережил в середине XIX века. Для создания портретаиспользовали громоздкие камеры. Фотоматериалы, применяемые в ту эпоху, требовалидлительных экспозиций и не позволяли схватывать мимолетные движения. Это себя несомненнооправдывало, так как на портретах запечатлевались не только внешние черты человека,но и открывались элементыы его характера. Наиболее известным представителем фотографическогопула этого жанра съемки является россиянин Сергей Левицкий. В коллекцию его портретоввошли знаменитые русские писатели и общественные деятели XIX века, такие как Н.А. Некрасов, И. А. Гончаров, Ф. И. Тютчев, И. А. Герцен и многие другие. Кроме того,в 1877 году он получил звание фотографа Их Императорского Величества и создал портретычетырех поколений династии Романовых.
Какправило, фотографы-портретисты в конце XIX века создавали свои работы в одном итом же стиле: использовались повторяющиеся аксессуары, работы выполнялись на беломили сером фоне, выстраивались групповые «трехъярусные» композиции. Так, Моисей Наппельбаумбросал вызов устоявшимся традициям. Он отверг статичность поз, создающих ощущениеискусственности и перестал использовать однотонные серые фоны. Вместо этого он взялсебе на вооружение живые живые сцены общения людей. Но все же самую важную рольпри создании фотографической композиции играл свет. Он насыщал визуальные образытеплом и жизнью.
Вто же время встречались и такие фотографы вдыхали в своё творение некоторый элементыбезжизненности. Так, Роберт Мэпплторп выстраивал свет и композицию таким образом,чтобы подчеркивались холодность, отчужденность, одиночество изображаемого, находящегосякак будто в безвоздушном пространстве.
Говоряо своих работах, фотограф-портретист Арнольд Ньюмен отмечал, что для того, чтобысделать хороший портрет, необходимо думать не только о личных качествах позирующего,но и о доме, в котором он живет и работает, нужно знать, как он ведет себя в повседневнойжизни, и понимать, что Типология портретов весьма разнообразна. К ним относятсяи студийный, и репортажный портреты, психологический и детские, они могут быть какцветными, так и черно-белыми. Со временем фотопортреты становятся научным, историческими документальным свидетельством эпохи.
Глава3. Пейзаж
Самыйдревний вид пейзажа — изображение первозданной природы, сельской местности. Таковоизначальное понимание французского слова «paysage» и нем. Landschaft(образсела, образ земли), которые за три столетия прочно укоренились в нашем языке. Индустриальныйландшафт, зарождающийся в конце XVIII — начале XIX века, а также городской пейзаж(ведута) составляют отдельные направления развития пейзажной живописи.
Предпосылкипейзажа появились уже в эпоху неолита в наскальных рисунках, керамике, различныхорнаментах, включающих условно-символические обозначения небесного свода, светил,стран света.
Многие древнеегипетские и китайские иероглифы восходят к изображениям гор и деревьев,воды светил.
Насегодняшний день создан своеобразный свод основных элементов, входящий в эту разновидностьжанровой съемки:
· Земнаяповерхность
· Растительность
· Человеческиепостройки
· Перспективавида
Всвою очередь картина также может включать:
· водоёмы(озера, моря, реки)
· фауну
· людей
· свет
· метереологическиеобразования (облака, дождь)
Особенностьюпейзажной фотографии является большая фотоширота сцены: небо на снимках требуетнамного более короткой выдержки, чем необходимая для проработки объектов в нижнейчасти кадра. При съемке контрастных сцен, к каковым относятся большинство пейзажей,выбор экспозиции оказывает прямое влияние на результат — заставляет «увести» в теньнаименее значимые элементы сцены, акцентировав внимание зрения на сюжетно важныхобъектах. Конечно, намного чаще перед фотографом стоит задача получить равномерноэкспонированный кадр, и эта особенность усложняет ее.
Любойрегистрирующий материал (матрица цифровой камеры, слайдовая или негативная пленка— в пленочной) имеет такую характеристику, как фотоширота — способность воспроизводитьэкспозицию при отклонении от эталонного значения экспозиции. Слайдовая пленка наиболеекритично относится к «ошибкам» экспозиции. Далее идут цифровые матрицы, а наибольшейфотоширотой обладают современные негативные пленки (цветные и черно-белые). Современныеслайдовые пленки допускают отклонения +/–0,5 Ev (например, Fuji Velvia, Provia).Таким образом, даже отклонения на половину ступени могут быть критичны для слайда.А вот у всем известной негативной цветной пленки Kodak Gold фотоширота достигаетчетырех ступеней (–1 Ev, +2 Ev).
Надлинных выдержках объекты переднего плана в пейзаже можно дополнительно освещатьс помощью вспышки или светодиодного фонарика, при необходимости используя мультиэкспозицию.Холодная тональность переднего плана, освещенного вспышкой, может пойти на пользузакатному снимку, имеющему теплую тональность. Однако использование искусственныхисточников не должно быть заметно на самих снимках.
Еслинеобходимо проработать задний план, можно сделать несколько снимков с различнойэкспозицией и объединить их в единый пейзаж с помощью в графического редактора.Кроме того, владельцы цифровых камер могут использовать функцию брекетинга (с произвольнойэксповилкой), чтобы впоследствии объединить несколько снимков в один, обладающийрасширенным
Глава4. Ню
Ню— художественный жанр в скульптуре, живописи и фотографии, изображающий обнаженноечеловеческое тело. Само слово «ню» (nu) в переводе с французского языка означает«обнаженный». В немецком варианте этот жанр называется «акт» (akt).
Стоитсказать, что это жанр самый неоднозначный в художественной фотографии. Споры о том,где кончается эротика и начинается порнография, сопровождают фотографию обнаженнойнатуры с момента ее появления и не стихают по сей день.
Отношениек жанру со временем менялось, как менялись и идеалы женской красоты. Томные барышниXIX века уступили место танцовщицам парижских и берлинских кабаре, те, в свою очередь,— спортсменкам 1920-40-х годов. В это же время в творчестве немецкого фотографаГерхарда Рибике появились фотографии ню в движении, а в XXI веке эту тему продолжилего соотечественник Дитер Блюм.
ВXX веке среди самых известных представителей жанра ню можно выделить Хельмута Ньютона,Дэвида ЛаШапеля, Роберта Мэпплторпа и Яна Саудека.
Немецкийфотограф Хельмут Ньютон — культовая фигура в эротической фотографии XX века. Ньютонсотрудничал с лучшими глянцевыми журналами — Playboy, Vouge, Harper’s Bazaar, егоработы представлены в художественных галереях США, Австралии, Европы. Стиль Ньютонаопределяют как «агрессивную эротику» — длинноногие девушки на высоких каблуках излучаютсексуальную энергию и уверенность, что подчеркивается любимым ракурсом съемки снизувверх.
Отдельностоит сказать о работах Яна Саудека — чешского провокатора в фотографии. Саудекничего не приукрашивает и не идеализирует, в отличие от большинства фотографов,работающих в жанре ню. Его шокирующие снимки — размышления о бренности человеческоготела. Такой подход к изображению обнаженного тела является совершенно отличным отвсего, созданного в жанре ню со времен классических образцов древнегреческой скульптуры.РобертМэпплторп — классик черно-белой фотографии ню, его работы близки к эстетике античныхстатуй, живописи Микеланджело и маньеристов. В них чувствуется восхищение пластическойкрасотой обнаженного тела. Выставка «Роберт Мэпплторп и классическая традиция»,проходившая в Московском доме фотографии в 2005 году, показала связь работ Мэпплторпас классическим искусством через сравнение его фотографий и гравюр маньеристов.
Глава5. Документальная фотография
Фотографииэтого жанра считаются разновидностью профессиональной фотожурналистики. Фотографыобщенациональных средств массовой информации стараются обычно снимать документальныекадры, а не постановочные фотографии, потому что они дают ощущение правдивости инеподдельности, необходимое для настоящих новостей. Сделать снимок тонкого моментаили сцены, не внося своего присутствия — это сложная задачи для фотографа.
Жанрдокументальной фотографии появился в конце XIX века. Благодаря развитию техническихвозможностей мастеров фотодела становилась все больше. Нашедшие свое призвание вдокументальной фотосъемке в большинстве своем выпускали иллюстрированные фотоальбомы,как правило, на этнографическую тему. Конечно, описываемый нами жанр в то времябыл мало похож на документальную фотографию нынешней эпохи. Если сегодня при слове«фотодокументалистика» мы представляем рассказ на злободневную тему, то в концеXIX века это было скорее обстоятельное повествование. Документальная фотография— это, как правило, серия снимков на определенную тему, выполненных в хронологическомпорядке. Трудно припомнить хотя бы одну документальную работу, состоящую из единичнойфотографии. Жанр характерен также наличием текста, описывающего предмет изображения,место и время. Текст может быть как минимальным, так и развернутым и принадлежитобычно руке самого фотографа. Интересно, что работа над документальными проектамине подразумевает какого-либо ограничения по времени. К примеру, фотоисследованияЭдварда Кертиса, снимавшего жизнь американских индейцев, длились десятилетиями.
Глава6. Репортаж
Спецификафоторепортажа заключается в том, чтобы вовремя запечатлеть интересные моменты ив умении выбрать наиболее удачный ракурс для съемки. Здесь, как правило, исключаетсярежиссура кадра и вмешательство в естественный ход событий. Главная особенностьрепортажного снимка — его документальность.
Условнофоторепортаж можно разделить на два вида. Первый — это событийный, к нему относятсясъемка значимых событий, таких как международные форумы, театральные премьеры, спортивныесоревнования международного уровня. Второй вид — повседневный фоторепортаж, отражающийжизнь в ее ежедневных бытовых проявлениях.
Репортажможет раскрывать тему одним кадром, когда задуманный сюжет удается вместить в единственныйснимок, или при помощи фотоочерка, то есть серии кадров. При этом события могутбыть последовательными или, наоборот, хаотичными, но объединенными одной темой иидеей. Фотоочерк позволяет создать из снимков целостное и связанное повествование.Именно поэтому материал должен сниматься по схеме: начало событий, их развитие,некая кульминация и финал. Очень похоже на сценарий небольшого фильма.
Подлиннымтриумфом документальной фотографии в России стал советский фоторепортаж 1920-х —начала 1930-х годов, возникший из потребности в конкретном рассказе о происходившихв стране преобразованиях. Мастера документального фотоискусства 1920-х годов (МаксимАльперт, Борис Игнатович, Елеазар Лангман, Александр Родченко, Семен Фридлянд, ЯковХалип, Аркадий Шайхет и др.) виртуозно использовали новаторские приемы созданияфотографической выразительности, используя, например, необычные ракурсы.
Очереднымэтапом развития советской документальной фотографии стал репортаж периода Великойотечественной войны 1941–1945 годов. Вместе с мастерами старшего поколения активновыступали Дмитрий Бальтерманц, Анатолий Гаранин, Марк Редькин, Евгений Халдей идр. Свой вклад в создание фотолетописи Второй мировой войны внесли и репортеры другихстран антигитлеровской коалиции.
Особоеместо в мире сегодняшней фотографии занимает крупнейшее международное объединение,существующее и по сей день, — «Магнум» (Magnum Photos). Создано оно было в Парижев 1947 году благодаря дружбе и энтузиазму нескольких фотографов — Анри Картье-Брессона,Роберта Капы, Джорджа Роджерса и Дэвида «Чима» Сеймура. Сегодня в «Магнум» входятлучшие профессиональные фоторепортеры, а офисы агентства находятся в Париже, Нью-Йорке,Лондоне и Токио.
Глава7. Рекламная фотография
Рекламнаяфотография — это пик владения фотоискусством. Ведь это жанр собирает в себе ряддругих жанров фотографии — натюрморт, портрет, фэшн, гламур и ню. Главное отличиерекламной фотографии в том, что она говорит нам только о качестве какого-либо товара.Так, портрет в рекламе — это образ пользователя продукта: идеальный потенциальныйпотребитель либо мифический образ-приманка. Задача фотографии — продемонстрироватьудовольствие от потребления и вызвать желание приобретения той или иной вещи. Приэтом рекламное изображение должно быть аттрактивным и убедительным.
Коммерческаяфотография, за редким исключением, является постановочной. Каждый сюжет тщательнопродумывается, для того чтобы в результате обратить на себя внимание определеннойгруппы потребителей. Реклама и не должна показывать настоящую жизнь, ее цель показыватьбудущую счастливую жизнь после приобретения продукта: купите — и всё изменится.
Активноеиспользование фотографии в рекламных целях начинается с конца 20-х годов XX века.Издательства и рекламные агентства открывают у себя отделы «рекламного искусства»,специализирующиеся на фотографии. Художники-фотографы того времени, принадлежащиек различным авангардным течениям, приходят в мир коммерции. Рекламой занимаютсяМан Рей и Андре Кертеш. Франсуа Коллар основывает студию Dreager.
Досих пор многих известных фотографов привлекает процесс решения рекламной задачии перспектива общественного внимания и признания. Фотограф и фирма-производительвступают в отношения подтверждения взаимного престижа, ведь не секрет, что известныефотографы работают с известными фирмами.
Вцелом качественная коммерческая фотография — это произведение искусства на заказ.Если раньше она казалась ремеслом, то сейчас рекламная фотография может участвоватьне только в профильных фестивалях. Например, «Каннские львы», Méribel илиМосковский международный фестиваль рекламы.
Глава8. Свадебная фотография
Первыйснимок — свадебное фото королевы Виктории и принца Альберта — дошедший до нашихдней, был сделан английским фотографом Роджером Фентоном, датированное 1840 годом.Среди первых клиентов фотографов XIX столетия было немало женихов и невест, желающихсняться на память в свадебных нарядах.
Услугаизготовления свадебной фотографии быстро стала популярной, и многие фотостудии иателье получили возможность развиваться именно за счет доходов от съемки новобрачных.И несмотря на то, что в течение примерно 100 лет с момента зарождения жанр свадебногофото оставался довольно консервативным, спрос на эту услугу возрастал ежегодно.
Главнойзадачей фотографа являлась фиксация отдельных моментов свадебного дня (а иногдафотосессия делалась и до свадьбы) в виде сюжетных и портретных снимков. На фотографияхмогли быть не только жених с невестой, но и родители, подруги, друзья; делалисьтакже общие, групповые снимки.
Классическийстиль и сегодня остается одним из главных стилей свадебной фотографии. Это и постановочныеснимки в ЗАГСе или на выездной регистрации, и художественные фотографии прогулкимолодоженов по паркам или городским достопримечательностям, и сюжетные — с разрезаниемсвадебного торта или зажжением «семейного очага». Этот стиль свадебной фотографииподразумевает обязательное позирование жениха и невесты перед объективом фотоаппарата,а от фотографа требуется умение добиться от молодоженов нужных поз и эмоций на лицах,а также отличное владение навыками портретной съемки. Именно классические фотографиичаще всего ставят в рамки и сохраняют в семейных фотоальбомах.
Умениеработать «с первого дубля», видеть нужный кадр в условиях постоянно меняющейся обстановки,успевать вовремя зафиксировать происходящее — такие требования предъявляются к фотографам-репортерам.Полученные фотоснимки в этом случае рассказывают зрителю «живую» историю свадебногодня, чего не могут сделать традиционные, постановочные фотографии. Однако, сегоднячасто можно видеть свадебные фотографии с необычными ракурсами, углами съемки, игройсо светом и тенью и т. п.
Библиографическийсписок
Крауш,Л. Я. Бессеребряная фотография // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редакторЕ. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
Ногин,П. А. Документальная съёмка // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редакторЕ. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
Харт,Расселл. Фотография для «чайников» = Photography For Dummies. — 2-е изд. — М.: «Диалектика»,2007. — С. 368.
Новаяистория фотографии / Под ред. Мишеля Фризо. Пер. с франц. — СПб.: Machina; АндрейНаследников, 2008.
Фотоискусство// Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советскаяэнциклопедия, 1981.