Реферат по предмету "Культура и искусство"


Древнегреческая и Древнеегипетская культуры

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВАУральскоепредставительствоКонтрольная работа
По дисциплине «Культурология»На тему:«ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ И ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯКУЛЬТУРЫ; ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ»
Челябинск, 2009 г.

/>/>/>Содержание
Введение_____________________________________________________ 3
1. Древнеегипетская культура____________________________________ 5
2. Древнегреческая культура____________________________________ 17
3. Общее в Древнеегипетской иДревнегреческой культуре и особенности 25
Заключение__________________________________________________ 30
Список литературы____________________________________________ 32
Введение
Актуальностьданной темы состоит в том, что она затрагивает сущность и предназначениекультуры: основные школы, концепции и направления в Древнегреческой иДревнеегипетской культурологии, историю мировой культуры, и т.д.
Цельюданной работы является изучение, выявление и прослеживание тенденций развитияДревнегреческой и Древнеегипетской культур, их роли в человеческойжизнедеятельности, а также способов приобретения, хранения и передачи базисныхценностей культуры.
Задачейданной работы является изучение форм и типов культур, основныхкультурно-исторических центров, закономерности их функционирования и развития.
Вработе использованы источники ведущих современных авторов, занимающихся даннойпроблематикой, которые освещают проблему культуры древних цивилизаций.
ИзучаяДревнеегипетскую и Древнегреческую культуры мы можем заметить, как культурывлияют на развитие друг друга. Также мы можем обнаружить влияние данных культурна зарождающуюся культуру древних славян. Мифы и легенды древней Греции оказалисущественное влияние на русских писателей, таких как: Пушкин и Лермонтов.
Вкниге Бонар А. Греческая цивилизация от Антигоны до Сократа. Мы можем увидеть,что в Греции человек есть часть космоса: гармония, порядок, мера космосареализуется в нем. Сократ и Аристотель исходили из необходимости соответствиякрасоты с человеком.
Изучивданную проблематику с использованием указанной литературы, я поставил себе ещеодну задачу: найти общее в Древнегреческой и Древнеегипетской культурах, потомучто они развивались и преобразовывались примерно в одно время и взаимноепроникновение этих культур неизбежно, как неизбежно общение двух народов,живущих по соседству. А также найти отличия в этих культурах, так как абсолютноодинаковых культур не может быть. 
1. Древнеегипетская культура
Притягательнаяоригинальность культуры, отразившей своеобразие истории Древнего Египта, неслана себе печать ранних классовых отношений, зародившихся и вызревших в регионе.Изолированность географического положения долины Нила, особый климат сбезжалостным солнцем летом и благодатным теплом зимой, соседство губительнойпустыни, мощь объединенных усилий людей создали неповторимый образ этой культуры.
Давноотмечены традиционализм и особый консерватизм всех сторон жизнидревнеегипетского общества. Египтяне ценили неизменность привычному, бережнохранили раз содеянное. Но это не означает абсолютного игнорирования нового,творческих поисков. Соединение традиционного и новаторского получилосвоеобразное выражение в том, что само творчество воспринималось каксовершенствование образцов. Подобное восприятие творчества было благодатнойпочвой для высочайшего мастерства и создания всевозможных канонов.
Наиболеепочитаемыми были: бог солнца Ра, центр которого находился в Гелиополе;бог-творец Птах, центром культа был Мемфис; в Фивах почитался Амон. По мереполитического возвышения Фив бог Амон становился общеегипетским и принималфункции бога Ра, с которым позднее и слился, получив двойное имя Амон-Ра ипочитался как создатель мира и покровитель царской власти.
Огромноеколичество богов и богинь, перепутанность их функциональных обязанностейприводили к необходимости упорядочить пантеон и определить отношения междубогами. Наибольшей популярностью пользовались две версии, созданные жрецамиГелиополя и Мемфиса.
Гелиопольскаяверсия утверждала, что сначала существовал бог Нун – первобытный водный хаос,из него появился бог Атум (позднее ставший Ра). Бог Атум-Ра из себя создал парубогов – Шу (воздух) и его жену Тефиут (влажность), от них родился Геб (богземли) и Нут (богиня неба), которые были родителями Осириса, Исиды, Сета иНефтиды.
Поверсии жрецов Мемфиса, прародителем и изначальным божеством был Птах, создавшийпри помощи слова мир богов и людей. Боги в дальнейшем группировались в семьи,состоящие из бога-отца, бога-матери, бога-сына: Осирис – Исида – Гор; Птах – Сохмет– Нефертум; Амон – Мут – Хонсу и т.д.
Символическимолицетворением божественной природы фараона был сфинкс (лев с человеческойголовой), имеющий портретное сходство с фараоном. Власть фараона былаабсолютной и всеобъемлющей, все его распоряжения принимали характербезусловного повеления. Фараон-бог имел свой культ: храмы, штат жрецов, особыежертвоприношения. Царь выполнял важнейшие религиозные обряды, имел правовходить в святилище бога, а жрецы действовали как бы от его имени.Распространенный священный церемониал: падение на живот перед царем. целованиеземли у его ног, запрет произносить имя – все это оформляло культ фараона.
Концепцияобоготворения царя стала широко распространяться с Древнего царства (XXVIII–XXIII вв.до н.э.), с установлением III династии, основателем которой был Джоссер. Этобыл период укрепления общеегипетского культа. Уже при фараонах I–II династийцарские погребения отличались большей пышностью, чем захоронения номархов. Но ите, и другие представляли один и тот же вид мастабы. Теперь же, чтобыподчеркнуть прямую причастность фараона богу, его погребение получает принципиальноиное решение – воздвигается пирамида. Первым был фараон Джоссер. АрхитекторИмхотеп, который был обожествлен как сын бога Птаха, стал увеличивать надземнуюмассу не по горизонтали, а по вертикали: усыпальница стала расти вверх. Припирамиде были построены заупокойный храм и маленькие храмы, где жрецы совершалицеремонии в честь бога-человека – фараона. Номархи возводили свои усыпальницырядом с пирамидой, но меньших размеров, архитектурно выражая свою преданность иподчиненность владыке. Наиболее величественные пирамиды были воздвигнутыфараонами IV династии: Хуфу (Хеопс по-гречески), Хафра, Менкаур.
ФараоныV династии ухе не воздвигали столь мощных, монументальных пирамид. Функциягробницы переносится на храм, теперь он символизирует мощь царской власти.Росписи храмов этой поры часто содержат сюжет: богиня кормит грудью фараона.Именно в это время возникают так называемые солнечные храмы, важнейшимэлементом которых был обелиск – символ солнца, перед ним воздвигался огромныйжертвенник. Концепция божественности фараона отныне обосновывается негигантскими сооружениями погребального культа, а новыми, идеологическимисредствами: идеей прямого происхождения фараона от верховного бога Ра, которыйобъявлялся отцом царствующего фараона. Папирус Весткор содержит сказание офараоне ГУ династии Хуфу. Здесь говорится, что жена одного из жрецов зачала отбога Ра и родила трех сыновей, основателей новой династии. Яркое свидетельстворелигиозной санкции смены династий. Эта традиция сохранялась и развивалась долго,и еще в эпоху Среднего царства (XI–XVIII вв. до н.э.) фараоны XII династии именовались «сын Раот плоти его». Свое божественное происхождение фараоны стремились подчеркнуть ивнешним видом: на голову царственного ребенка надевался специальный обруч, которыйдеформировал голову, заставляя череп принимать удлиненную форм.
Важноеместо в духовной жизни Древнего Египта занимали погребальные культы, чтоявлялось следствием своеобразного отношения древних египтян к жизни и смерти, ибыло связано с представлением о человеке. Человек представлял собой единствотрех элементов: тела, души Ба, которая вылетала из тела в виде птицы иуносилась на небо в момент смерти тела, и Ка – своеобразного двойника человека,вида души, таинственным образом связанной с телом. Ка, по представлениямегиптян, могла погибнуть от голода и жажды, если покойник не будет снабжен всемнеобходимым: Ка могут съесть чудовища, если его не охранят магические формулы.Смерть – это смерть только тела, остается жить имя. Ба и Ка. Жизнь после смертианалогична жизни на земле, она – продолжение земной жизни – жизнь Ка, котораяпопадает на поля Налу, расположенные где-то на западе.
Приповсеместном и абсолютном распространении таких представлений, они особенно впереломные эпохи истории Древнего Египта, размывались моментами сомнения искептицизмаа. С наибольшей четкостью сомнения в возможности загробногосуществования выражены в «Песне арфиста» (перевод А.А. Ахматовой):
Следуйжеланиям сердца,
Покаты существуешь,
Надушисвою голову миррой,
Облачисьв лучшие ткани,
Умастисебя чудеснейшими благовониями
Изжертв богов.
Умножайсвое богатство…
Свершайдела свои на земле
Повелению своего сердца,
Пока ктебе не придет тот день оплакивания.
Утомленныйсердцем не слышит их криков и воплей,
Причитанияникого не спасают от могилы.
Апотому празднуй прекрасный день
И неизнуряй себя.
Видишь,никто не взял с собой своего достоянья.
Видишь,никто из ушедших не вернулся обратно.
«Песньарфиста» – это не просто голос древнеегипетского вольнодумца, но и своеобразныйгимн реальной жизни, воспевание радостей земного бытия.
Привсей важности погребальных культов в Древнем Египте нельзя полагать, чтодревние египтяне не чувствовали, не осознавали и не воспевали реальную земнуюжизнь, которая для них была наполнена многими ценностями и удовольствиями. Обэтом красноречиво свидетельствует древнеегипетская лирика, для которойхарактерно воспевание земной человеческой любви (перевод К.Д. Бальмонта):
Едваона руки разнимет,
Едваона друга обнимет,
Какбудто в Арабиия,
Плыветблаговоний струя.
Еепоцелую,
Мнегубы протянет она, –
И весья ликую,
И пьянбез вина.
Часнаступил приготовить постель,
Тонкимее устелю полотном.
Сладкийлюбовный вкусим мы хмель,
Сладковдвоем.
Оптимизмуавтора «Песни арфиста», жизнелюбию древнеегипетской лирики оппонирует анонимныйавтор «Беседы разочарованного со своею душой». Герой последнего произведенияиспытывает чувство подавленности и одиночества, он высказывает свое пониманиечеловеческого существования, для которого характерно господство несправедливости.Он понимает, что его духовный дискомфорт, душевные смуты – следствиенравственных страданий, вызванных неправедной жизнью. В произведении отчетливозвучит идея о высшей справедливости, которая, однако, может быть достигнуталишь за границами видимого мира:
Комумне открыться сегодня?
Злонаводнило землю.
Нетему ни конца, ни края.
Мнесмерть представляется ныне
Исцеленьембольного,
Исходомиз плена страданья.
Мнесмерть представляется ныне
Торнойдорогой,
Возвращеньемдомой из похода…
Мнесмерть представляется ныне
Домомродным
Последолгих лет заточенья.
Вера взагробную жизнь, несмотря на отдельные всплески скепсиса, была характерна длявсей истории культуры Древнего Египта. Загробная жизнь воспринималась какпродолжение земной; она безостановочно продолжала эту жизнь с ее заботами,мирными и часто радостными делами. Будущая жизнь, с точки зрения древнихегиптян, зависела от двух условий: тело должно быть сохранено и душа Ка должнаполучить все необходимое для жизни.
Стремлениеуготовить умершему вечную жизнь нашло выражение в способе погребения тела. Вдревние времена тело завертывали в шкуры, рогожу, ткани, позднее сталиукладывать его в деревянные гробы, которые помещали в каменные саркофаги; надмогилой ставили кирпичные, позднее каменные надгробия. Стремление сохранитьтело вело к искусству мумификации, о котором поведал еще Геродот. Умершегобальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь клали священный амулет – фигуркужука-скарабея. На скарабее было написало заклинание, призывающее сердцеумершего не свидетельствовать против него на суде Осириса. В Древнем Египтезародилась вера в загробное воздаяние. Еще в эпоху VI династии (XXV в. до н.э.)появляются тексты о суде над душой, В подземном царстве душу встречал шакалАнубис, который взвешивал сердце на весах, а душа исповедовалась передОсирисом: «Я не творил неправедно против людей, я не убивал своих ближних, незаставлял рабов моих голодать, не был виновником бедности нищих, неразвратничал». Вера в загробное воздаяние наполняла религиозную жизнь мыслью,что загробное существование определяется нравственным поведением человека наземле.
Духовнаяи религиозная жизнь Древнего Египта знает удивительный период, связанный сдеятельностью фараона Аменхотепа Г/. В конце Среднего царства Египет былзахвачен гиксосами. Силы, боровшиеся против захватчиков, группировались вокругФив. В 1578 г. до н.э. Яхмос успешно изгнал гиксосов, положив началоновому объединению Египта. Его преемник Тутмос Ш (1525–1473 гг. до н.э.)успешными завоеваниями способствовал созданию Египетской мировой державы.Борьба шла под знаменами Амона – главного бога Фив. В связи с этим возросломогущество фивских жрецов. Храм Амона в Фивах был одним из богатейших: десяткирабов, тысячи голов скота, тысячи гектаров земли, огромные сокровища идрагоценности. В честь Амона в Карнаке и Луксоре были построены храмы,поражающие размером и роскошью.
Однаконарастало противоречие между фиванским жречеством и служилой знатью, междужречеством и центральной властью. Для разрешения возникшего напряжения фараонАменхотеп IV осуществил крутую религиозно-политическую реформу, преследующуюцель уничтожения политической оппозиции. Личность Аменхотепа IV уникальна, егоназывают первой индивидуальностью в человеческой истории, его духовный мир былпротиворечив, а судьба трагична. Он смелый разрушитель традиции, и в то жевремя ее сторонник, решительный реформатор, строгий монотеист, доходящий поройдо фанатизма, пророк и поэт, и в то же время властный диктатор. Он предпринялневиданное до этого дело – восстал против многотысячелетней традиции.
Ссамого начала своего царствования он стал выдвигать на первое местовторостепенное божество, бога солнечного диска Атона. Уже на шестом годуправления Аменхотеп IV провозгласил Атона верховным божеством всего Египта, асам фараон был объявлен сыном Атона. Свое имя Аменхотеп (Амон доволен) фараонсменил на Эхнатон (Угодный Атону). Фараон покинул столицу Фивы и поселился вновой столице, которая была построена по его приказу и называлась Ахетатон(Горизонт Атона).
Атон,в отличие от традиционных богов Египта, имел новые черты. Он потерялантропоморфный характер. Эхнатон не позволял делать изображения Атона,поскольку подлинный бог не имеет формы. Символом Атона был солнечный диск случами-руками. Атон был провозглашен единственным божеством, лишенным супруги ипреемников. Атон выступая в виде бога-творца, создателя мира и человека, другиебоги были восприняты как проявления единого божества Атона. Изменился ихарактер богослужения, отныне оно проходило не в храме перед статуями богов, апод открытым небом. В честь бога Атона Эхнатон создал гимн, в котором быловыражено новое представление о божестве:
Великолепнотвое появление на горизонте,
ВоплощенныйАтон, животворец!…
Нетчисла разноликим созданьям твоим.
Многообразьеих скрыто от глаз человека.
Ты –единый творец, равного нет божества.
Вединстве своем нераздельном ты сотворил
Все,что ступает ногами по тверди земной,
Все,что на крыльях парит в поднебесье.
Тобойпредназначено каждому смертному место его.
Послесмерти Аменхотепа IV все вернулось на круги своя. Столица Ахетатон былапокинута, Аменхотеп IV был объявлен еретиком, его попытка установления монотеизмав Древнем Египте последствий не имела. Но она не исчезла бесследно в историичеловечества. И, быть может, не без его решительной, смелой попытки идеяединого бога утвердилась в древнееврейской культуре.
Религиозноесознание древнеегипетского общества определяло особенности других феноменовкультуры. Давно отмечена органическая связь древнеегипетской архитектуры искульптуры с религиозным культом; в художественных формах выражалась идеянеограниченного могущества бога-фараона. Два типа сооружений в связи с этимразрабатывались древнеегипетскими зодчими и скульпторами. Во-первых, этомонументальные гробницы, посвященные богу-человеку – фараону, пирамиды, иво-вторых, жилище бога – храм.
Досегодняшних дней сохранились развалины храмов в честь бога Амона-Ра в Карнаке иЛуксоре. Они поражают и восхищают гигантскими размерами и удивительноорганической вписанностью в окружающую местность, продуманностью композиции ироскошью отделки. Эти храмы представляют сложный комплекс обширных помещений,огромных дворов и множества аллей и переходов, а также колоссальных по размерамстатуй божеств.
Особыйтип храмового комплекса – скальные храмы, вырубленные в толще скал, самыйизвестный из них посвящен Рамсесу II в Абу-Симбеле. Большими художественными достоинствамиотличалась и светская архитектура – царские дворцы-резиденции.Монументальность, изысканность отделки интерьера, сложная организациявнутреннего пространства – особенности резиденции Эхнатона в его новой столицеАхетатон.
Изумительнаягармония архитектуры и скульптуры – еще одна черта художественного развитияДревнего Египта. Высокими художественными достоинствами отличается разработкадревнеегипетскими ваятелями типажа земного владыки. Уже в начале III тыс. до н.э.складывается канон художественной трактовки фараона: он изображался сидящим натроне, бесстрастен, величав и спокоен, являя огромную физическую силу. В эпохуСреднего царства идея холодного величия фараона преодолевается стремлениемпередать индивидуальные черты.
Внаибольшей степени индивидуализм и психологическая проработка персонажахарактерны для скульптурных портретов вельмож и простолюдинов. Высочайшего расцветав умении передавать внутренний мир персонажа искусство скульптуры достигло впериод Нового царства, во время правления Эхнатона. Скульптурные изображенияфараона, его жены Нефертити, членов семьи отличаются реализмом и глубокимпсихологизмом.
Древниеегиптяне создали своеобразную и сложную систему письменности, с помощью котороймогли выражать не только нужды производства и торговли, но и сложные образы,чувства, эмоции. Египетская письменность – иероглифика. В IV тыс. до н.э.были сделаны первые литературные записи, представляющие собою обработанныесказки, дидактические поучения, религиозные тексты, поэтические произведения.Наиболее полно в древнеегипетской литературе представлен дидактический жанрпоучений и пророчеств. Одним из ранних образцов поучений является «ПоучениеПтахотепа»; известны поучения, в которых излагались правила управлениягосударством, например, «Поучение фараона Аменемхета I», в «Поучении Ахтоя,сына Дуауфа» говорилось о преимуществах должности писца. Подробное изложениеправил житейской морали находится в «Поучении Ани» и «Поучении Аменемопе».Популярностью пользовались пророчества мудрецов, которые предсказывалинаступления бедствий, если не будут соблюдаться нормы, установленные богами.
Древнеегипетскаялитература отличается поразительным многообразием жанров, богатством тем имотивов, удивительными художественными образами и глубочайшим символизмом. Всеэто делает ее одним из самых удивительных достижений Древнего мира.
Всистеме египетской культуры важное место занимали научные знания. Особыхуспехов древние египтяне достигли в математике, астрономии и медицине.
Древниеегиптяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо. Они дали звезднымобъединениям имена животных, составили точные каталоги звезд, изобрели водяныеи солнечные часы. Особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональныйхарактер, полное отсутствие элементов астрологии, которые были характерны дляассиро-вавилонской цивилизации.
Египтянесоздали близкую к десятичной систему счисления, научились производить сложениеи вычитание, умножение и деление и другие арифметические действия. Сохранилосьдва папируса, которые свидетельствуют о высоком уровне математического знания.Высоким искусством славились египетские врачеватели. Обычай мумификации труповспособствовал изучению анатомии человеческого тела, углублению медицинскогознания.
Характернойособенностью древнеегипетской культуры является составление энциклопедий.Известно имя составителя древнейшей египетской энциклопедии: это был писецАменепопе, сын Аменомопе, он составил свой труд в конце Нового царства.
Культурадревних египтян вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая частьи не потеряла своего значения для современной истории.
2. Древнегреческая культура
Территориальноантичный мир – это древняя Греция, древний Рим и эллинистические государства.По времени античный мир существовал с конца II в. до н.э. вплотьдо падения Рима в 476 г. н.э.
Какбаза античной древнегреческой культуры рассматривается крито-микенская, илиэгейская культура (открытая А. Эвансом и Т. Шлиманом), существовавшаяс середины III тысячелетия до н.э. и погибшая в результате природнойкатастрофы, а главное, нашествия варварских племен греков-дорийцев в X1I-X вв. до н.э.После этого исчезли крупные центры крито-микенской культуры (Кносс, Пилос,Микены, Троя и др.), дворцы ее царей, и общество было отброшено назад к ступениразложения патриархального рода. Нашествие дорийцев было связано с резким культурнымупадком, но с VIII в. до н.э. начинается быстрое развитие ужедревнегреческой культуры. С конца VIII в. до н.э. на территории ДревнейГреции из примитивных раннеклассовых государств и союзов формируется новаяформа государственности – полис. Процесс становления полиса охватывал 300 лет.Это бурный, противоречивый процесс, наполненный войнами, мятежами, изгнаниями,борьбой демоса против аристократии.
Это ивремя колонизации древними греками районов Причерноморья. Северной Африки, юганынешней Франции. Малой Азии. Наиболее энергичная часть полиса переселялась вколонии, сохраняя культурные, торговые связи с метрополией, т.е. сгородом-матерью. Это способствовало усилению товарно-денежного обращения. Грекишироко применяли железные орудия, что позволило создать интенсивное земледелие,садоводство и с помощью труда одной семьи, а не общины, как на Востоке,возделывать участки земли. Виноградарство, оливковые деревья и ремесло – триисточника богатства Древней Греции.
Начинаяс VI в. до н.э. в Греции распространилось покупное рабовладение, ипрекратился процесс закабаления своих сограждан. Долговое рабство отменяется. ВАфинах это произошло в результате реформ Солона в VI в. до н.э. Важнейшимследствием этого явилась консолидация граждан полиса, особенно граждан одногодома, то есть территориальной общины.
Всеэти процессы привели к становлению общества нового типа – античного общества.
Античноеобщество состояло из сравнительно небольших по площади государств, вполнесамостоятельных, но вступающих в союзы. Большинство жителей полисов оставалосьземледельцами и. соответственно, главной отраслью хозяйства было земледелие,основанное на индивидуальном труде крестьянина. Размеры античного рабства былиневелики. Многие жители городов занимались ремеслом, морским промыслом,торговлей. Таким обратом, преобладало мелкое хозяйство. Наряду с этим вантичной Греции появляются и крупные хозяйства с использованием рабского труда:рудники, крупные мастерские. Следовательно, на первом месте в Древней Грециистояло мелкое товарное производство; на втором – рабовладельческий уклад; натретьем – наемный труд (в строительстве, морском деле): на четвертом – эксплуатацияилотов в Спарте.
Античнаяформа собственности имела двойственный характер: во-первых, она предполагалачастную собственность на все средства производства, условия труда, в том числеи на землю. Но если другими средствами производства могли владеть и чужеземцы(метеки), то землей мог владеть только гражданин полиса. Верховным жесобственником земли оставался полис.
Понятьантичную культуру можно только исходя из ее фундамента – города-полиса. Полис –это не только совместное проживание людей, а это город-община, и гражданеполиса чувствовали себя и воспринимали своих сограждан как людей одного корня.
Античнаясобственность проявлялась и в том, что полис регулировал доходы своих гражданспециальными повинностями (налогов античность не знала, и с граждан налоги невзимались), например, обязанность снарядить за свой счет корабль или принятьрасходы по празднеству всего города. Эти повинности предписывали выполнятьбогачам, а бедные граждане получали пособия от государства, например, тогда,когда происходили народные собрания или в пору исполнения трагедий. Посещениятеатра рассматривалось как гражданская обязанность, как религиозно-обрядовыйритуал.
Судтакже был делом всех, и те, кто судил, а их было от 500 до 1001 человека,получали в этот день по 2 обола. Полис был неравнодушен к судьбе своих граждан.Так, если гражданин попадал в рабство, то полис его выкупал.
Такимобразом, полис воспринимался не как что-то чужое, покорившее человека, стоящеенад ним, а как собственное дело, «республика» – общее дело всех и каждого.Такое состояние общественной нравственности есть единство духа народа и духакаждого отдельного гражданина. И хотя на практике существовали расхождениямежду интересами отдельных групп, индивидов и полиса, но сам принцип: благополиса – твое собственное благо – вошел в кровь гражданина античного полиса.Так, Аристотель определял четыре обязанности гражданина: участие в суде.воинская служба, участие в управлении и поклонении богам полиса. Античный полисбыл оптимальной формой согласования частных и общих интересов, ограничивалиндивидуальное своекорыстие и выступал реальным фундаментом культуры ДревнейГреции.
Другойвариант находим в мифе об Эдипе. Смысл судьбы – между полюсами выбора ихарактером действия. В античности выбор в плане отношения к будущемуинтуитивен. Так. Эдип толком не знает ни прошлого, ни настоящего и выборосуществляет интуитивно, бессознательно. А действие носит импульсный характер –это вспышка, акт. Риск слепой и последствие слепое, и судьба за слепоту выбораи слепоту действия наказывает. Это миф о духовном восхождении человека, обобретении им внутреннего знания.
Периодизациягреческой культуры следующая: первый период – гомеровский или ранняя архаика XI–IX вв. до н.э.,второй – архаика VIII–VI вв. до н.э. третий – классика с V – последняя третьIV в. до н.э., четвертый – эллинизм – последняя треть IV-V в. до н.э.
Дляархаики характерен приоритет слова, гомеровский и гесиодовский эпос. «Илиада» Гомера,описывающая события Троянской войны, второе произведение мировой литературы.(Первое – нам известное «Эпос о Гильгамеше»). Гомер обратил внимание наиндивидуальные качества личности. Индивидуальность, неповторимость личности ужеосознана, и это было выдающимся завоеванием греческой культуры. Ахилл, Приам,Гектор, Агамемнон, Одиссей – не похожи друг на друга, у каждого индивидуальныйхарактер, своя ведущая черта. Античность еще не знала развития характера какполного раскрытая духовного мира человека. В «Илиаде» и «Одиссее» Гомера мынаходим модель мира, состоящую из деления мира на мир богов и людей. Естьчетыре поколения: старшее поколение наиболее близкое богам. К нему принадлежалии Тантал, и Сизиф. Второе – поколение героев (Геракл и др.), третье – участникиТроянской войны, четвертое – дети троянских греков.
Гесиодупринадлежат поэмы «Труды и дни» и «Теогония». Гесиод жил в эпоху распада общины(конец VIII – начало VII вв. до н.э.).Заметим, что древние греки знали о своих деятелях только время полного расцвета– акмэ и относили их на соответствующую олимпиаду.
УГесиода в поэме «Труды и дни» мы встречаем необычную мораль, которой нет вкультуре, например, Египта или Вавилона. Это мораль труда и накопительства,своеобразная трудовая аскеза. Судьба, по Гесиоду, делается руками людей. ПоэмаГесиода – своеобразная нравственно-дидактическая энциклопедия. У Гесиодапредставлена историософия в мифе о пяти веках человечества (золотой,серебряный, медный, век полубогов, железный), где осознается изменение мира вовремени. В поэме «Теогония» Гесиод впервые систематизирует греческую мифологию,начиная рассказ с мифа о происхождении мира, преобразовании Хаоса в космос. Приэтом Хаос, Гея. Океан, Уран не фигурируют как личности, а представлены какстихии космоса. Уран и Гея рождают первое поколение – гигантов и циклопов;второе – титанов: третье поколение – олимпийские боги.
Даетсякартина мира по вертикали: Небо – Земля, Аид – Тартар. В поэзии есть описаниебитвы богов и титанов, ряд эпизодов, получивших всемирное значение: миф оПрометее, образы муз, деяния культурных героев и т.п.
Впериод архаики происходит расцвет лирики. Лирика делится на хоровую, выразившуюгрупповое сознание (гимны, дифирамбы), и сольную, выразившую самоощущениеличности, личностный взгляд на мир, индивидуальное самочувствие. Среди поэтовпервого рода следует назвать Алкея, Сафо. Архилоха. Анакреона.
Кконцу VI в. до н.э. интерес к лирике падает. На первый план выходитдраматургия – новый шаг в познании человека. Драма наиболее конфликтна иразвивается по мере осознания противоречивости бытия человека в обществе.
Театрв Греции вырастает из праздников великих Дионисий, которые происходили два разав год: весной и осенью. А у самых истоков театра лежат тотемические обряды, ибов первобытной культуре магический образ строился как имитация охотничьегодействия и предполагал способность перевоплощения. Великие Дионисии связаны скультом Диониса. Разыгрывались события из жизни Диониса: сначала миф о том, какон был разорван титанами. При этом Диониса символизировал козел, его разрывалина части и оплакивали. В шествии принимал участие хор и корифей – предводительхора. Хор исполнял дифирамбы, и между хором и корифеем происходила перекличка.А затем Дионис чудесно воскресал, и шествие в честь этого символизироваломотивы плодородия, воскресения природы.
Расцветтеатра в Греции связан с развитием демократии. ибо театр рассматривался каксредство воспитания, средство воздействия на духовный мир человека. Организациятеатрального спектакля считалась почетным делом, а посещение театра былогражданской обязанностью, а неимущие получали на это деньги.
Греческаядраматургия знает трех великих создателей трагедий: Эсхил (525–456 до н.э.),Софокл (496–406 до н.э.) и Еврипид (480–406 до н.э.). У Эсхила чаще всегодействуют боги и герои мифологии. Единственная дошедшая до нас целостнаятрилогия Эсхила – это «Ористея». В «Прометее прикованном» он творческиперерабатывает миф о культурном герое, великом титане – богоборце. Время Эсхила– это время утверждения афинской демократии, период гармонии человека и мира.
УСофокла чаше всего действует реальный человек своего времени, но человекидеальный, целостный, лишенный внутренних противоречий, борьбы страстей. Софоклуже ставит проблему автономности личности, замечает противоречия междуличностью и властью («Антигона»), вводит тему рока и ответственности личности втрагедии «Эдип-царь».
Еврипидоткрыл внутреннюю противоречивость человека, у него уже не судьба, невмешательство богов, а борьба страстей и мотивов движут человеком. Внешнийконфликт превращается во внутренний. В этом плане характерны трагедии «Медея» и«Ипполит увенчанный». Трагичность бытия человека, драматические противоречиямежду личностью и социальным устройством, гуманизм, мотив творчества, глубинапроникновения в человеческий характер определяют особое место Еврипида вразвитии театра и драматургии.
Нарядус трагедией получает развитие старая античная комедия, связанная с именемАристофана (450–388до н.э.). Основные темы его творчества:демократия, ее внутренние противоречия («Всадники»); социальное равенство («Женщиныв народном собрании''), война и мир («Лисистрата», «Мир»), литературная ифилософская сатира («Облака», «Лягушки»). Искусство в понимании Аристофанадолжно активно вмешиваться в жизнь, способствовать утверждению идеалов,выполнять свою социально-организующую функцию. Такой пафос был обусловленначавшимся кризисом полисного устройства, постепенным переходом к ином}' типукультуры, началом эллинистического периода.
Культураэпохи эллинизма складывалась в результате завоевательных походов АлександраМакедонского и представляла собой своеобразный синтез, диалог культурыгреческой и культуры Востока. Войска Александра принесли в языческую культуруВостока классическую культуру эллинов. С точки зрения духовной ситуацииязыческая культура Востока оказалась оплодотворенной достижениями греческойкультуры: от греков шел рациональный элемент миропонимания, язык межэтническогообщения – койне, скульптура, поэзия, а от Востока – процесс передачирелигиозных и мифологических культурных форм, с точки зрения политическойситуации, создались огромные эллинистические государства. Если грек вклассический период – свободный гражданин самостоятельного города-государства,ориентирующийся на богов и идеалы полиса, активно принимающий участие вколлективно принимаемых решениях, то после Александра Македонского в огромнойимперии эллинистической эпохи бытие человека уже иное, и на первый план выходитне общественная, а личная, интимная жизнь человека.
Вдуховной культуре отражением этой новой ситуации явились настроенияиндивидуализма, космополитизма и фатализма, разрабатываемые в различныхфилософско-этических школах: стоики, киники, эпикурейцы. Теперь уже философы неищут истину, ибо ее не уловить, а учат праведной жизни, достижению благогорасположения духа, безмятежности, атараксии. В искусстве появляются темы иновые герои из реальной жизни. Уже не идеально прекрасные боги, а кулачныйбоец, пьяная старуха, детские и женские изображения привлекают внимание.Культура эллинизма приобрела элитарный характер, поскольку онасосредотачивалась в городах и не ставила общезначимых проблем, носилааристократический характер, ибо процветала при дворах царей Антионов, Птолемееви нуждалась в меценатстве.
Особуюроль в эллинистической культуре играли четыре центра: Александрия с ее храмомМуз – Мусийон, библиотекой; Пергам, соперничавший с Афинами; остров Родос,ставший центром ораторского искусства; Афины, сохранявшие свое значение центравсей философской жизни. Эллинизм ознаменовался возникновением науки как особоговида культуры. Наука в эллинистический период связана с именами Евклида,Архимеда, Герона Александрийского, Гиппарха, Аристархи Самосского, выдвинувшегов III в. до н.э. идею гелиоцентрической системы, Эратосфена. Феокрита,создавшего жанр идиллии, Аполлония Родосского, написавшего эпос «Аргонавтика» сего напряженным психологизмом. Уже после захвата Римом Греции и Македонии, апозже Египта традиция эллинистической литературы и поэзии продолжаласуществовать, и как Апулей, Плутарх, так и Овидий и Проперций, с их пониманиемпоэзии как искусства личного, частного, в равной мере принадлежат и римскойкультуре, и эллинистической. Эллинизм готовил почву для будущих мировыхрелигий: христианства и ислама: поскольку проходил обмен верованиями, культами(Исиды, Митры, Адониса, Диониса), формировалась идея единства религии,вырабатывались представления о «человеке вообще». Вера в единого бога возможна,лишь если выработано представление о единстве людей, о человеке вообще, обобщем доме – человечестве. 3. Общее в Древнеегипетской и Древнегреческой культуре иособенности
СвоеобразиеДревнегреческой культуры проявилось в особенностях отдельных феноменов культурыДревнего Египта. Общий для всех религий древних цивилизаций политеизм в Египтеотличался ярко выраженным зооморфизмом, что было следствием уже отмеченноготрадиционализма и консерватизма. Египтяне представляли своих богов в образахживотных. Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет –львицы, Тот – павиана, Себек – крокодила, Уаджет – кобры. Со временем, когдапамять о фетишизме и тотемизме уходила все дальше вглубь веков, измениласьформа изображения богов, они все чаще изображались в виде человека, но сголовой животного: боги Ра и Гор с головой Сокола, бог Ханум – барана… ВДревнем Египте боги олицетворяли природные явления, абстрактные понятия,общественные организации. Боги различались на местные божества, которые почиталисьв каждом доме и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые повсей стране.
Однойиз ярких особенностей религиозной и духовной жизни Египта было обожествлениецаря – культ царствующего фараона. Фараон – воплощение божества в образечеловека, имеет двойную природу – человеческую и божественную. Его рождение – результатсвященного брака бога-отца (Ра, Амона-Ра) и земной женщины – матери фараона. Наземле фараон правил как воплощенный бог Гор. Произносить священное имя богазапрещалось (табу), это могло нанести вред царю. Царя называли иносказательно –«великий дом» (пиро, отсюда – фараон).
Характеризуяже Древнегреческую культуру, можно назвать следующие ее особенности:
Во-первых,эстетизм. Античная культура была преимущественно культурой созерцания,культурой эстетического отношения к действительности, культурой зримого,телесного, прекрасного космоса. Образы Орфея и Нарцисса являются символамикрасоты и созерцания, их образы указывают на эстетическое измерение какисточник и основу их принципа реальности. Орфей является прообразом поэта какосвободителя и создателя. Его язык – песня, его труд – игра. Искусство, свободаи культура слились в его личности, ибо он умиротворяет человека и природуэстетикой, а не с помощью силы. Противоположный архетип, выразивший начало «производительности»,производительного труда, воплощающий стремящийся ввысь человеческий дух, связанс Прометеем.
Во-вторых,космизм. Чувственный материальный космос – вот основа античной культуры. Космосдля древних греков – это воплощение порядка, меры, гармонии, совершенства,красоты. Космос признается исходным пунктом мира. Он предшествует человеку, ачеловеческая телесность – его часть, истечение, эманация. Космос – это абсолют,ничего кроме космоса нет. Это выражение предельного объективного порядка и,вместе с тем, космос есть нечто одушевленное, живое, разумное. Греческиемудрецы искали главный ориентир жизни в законах космоса. Космос есть абсолютноебожество. Античные боги – это обожествленный космос, и они являются толькообобщением соответствующих областей природы. Следовательно, пантеум вытекает изсамих основ этого объективистского и чувственно понимаемого космоса. Космосвоспринимается как нечто первичное, целое, идущее от исходных полисныхоснований античной культуры.
В-третьих,античность основана на соединении фатализма и героизма. Космос есть некийобъективный порядок, который все «предписывает». Античная культура развиваетсяпод знаком фатализма. Необходимость – это судьба, рок и нельзя выйти за еепределы. Мойры. Ананка. Тюхе являются образами судьбы. За этими образами в духеантичности стоит смысл рока, как нечто неведомое, что определяет будущее в егоневедомом виде. как слепая необходимость, которая ожидает и людей, и богов.Жизнь человека стоит перед некой фатальной неотвратимостью. Судьба как рок.неотвратимость и необходимость – античный смысл судьбы. Человек, признаваявласть судьбы, оставлял за собой право поступать как угодно ему. Ахилл знает,что он погибнет у Трои, но он знает также, что без него Троя не будет взята. Ион не обращает внимания на предостережение – он герой. Погибать ему или нет – делосудьбы, а его смысл – быть героем.
Другойвариант находим в мифе об Эдипе. Смысл судьбы – между полюсами выбора ихарактером действия. В античности выбор в плане отношения к будущемуинтуитивен. Так. Эдип толком не знает ни прошлого, ни настоящего и выборосуществляет интуитивно, бессознательно. А действие носит импульсный характер –это вспышка, акт. Риск слепой и последствие слепое, и судьба за слепоту выбораи слепоту действия наказывает. Это миф о духовном восхождении человека, обобретении им внутреннего знания.
В-четвертых,культура античности гуманистична. Античное понимание гуманизма раскрывается впринципе: «человек есть мера всех вещей» и в идеале калокагатии – единствапрекрасного и доброго, эстетического и этического, физического и нравственногосовершенства.
Человекесть часть космоса: гармония, порядок, мера космоса реализуются и в нем. Грекивыработали категорию меры и единственным критерием меры избрали человека. Этомера в скульптуре, ибо греческая скульптура соразмерна человеку и обозрима, вотличие от египетской. Мера человека выражена в архитектуре, в масштабах зданийи храмов. Сократ и Аристотель в определении прекрасного исходили из необходимостисоотнесения красоты с человеком, его потребностями и возможностями восприятия.В целом соотнесенность с человеком придает гармонию и гуманистичностъ греческойкультуре.
В-пятых,для античной культуры свойственно понимание человека, прежде всего кактелесного существа, своеобразного «комплекса ощущений». Античная культура вэтом смысле внеличностна. Все личностные свойства есть эманация космоса. Чертычеловеческой личности материальны и чувственны. Основное представление о мире угреков сводится к тому, что это есть театральная сцена, а люди – актеры,которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Личность вантичном понимании – это, прежде всего, хорошо организованная и живаятелесность, связанная с космосом. Поэтому скульптурность античной классикисоздает обобщенно идеальный образ человека.
В-шестых,греческая культура представляет собой целостность, соединяя в себе, используятермины Ф. Ницше, «аполлоновское» и «дионисийское» начала в их равновесии,создавшие феномен греческой трагедии. Аполлон символизирует господствоцивилизации и закона, свет разума. Он бог искусства, здоровья, умеренности.Аполлон – символ человека, который перестал быть зависимым от природы и в то жевремя неудержимо стремится к ней. Дионис – бог виноделия, природы с отчетливовыраженными эротическими чертами. Культ Диониса предусматривал ритуалы – мистическогоэкстатического единения с богом, учил видеть за ужасом индивидуальногосуществования необузданную жадность и радость бытия. Аполлонизм есть мера,число, ограничение и господство над всем диким и неукрощенным, это принципиндивидуализации, а в психологическом плане – восприятие внутренних образовкрасоты, меры, чувств, это состояние интроспекции. Дионисизм же означаетвысвобождение беспредельного влечения, лишение индивидуальности, поэтому вдионисийском хоре человек появляется в виде сатира: сверху – бог, снизу – козел.В психологическом плане дионисизм есть экстраверсия чувств, «опьянение». Дляэллинов борьба Аполлона и Диониса и их конечное примирение было религиознымвопросом, а эстетически из первоначальной религиозной церемонии возниклатрагедия, в которой побеждало аполлоновское начало.
В-седьмых,греческая культура демократична как в плане снятия сакральности со словаписьменности и развития ораторского искусства, так и в плане того, чтополитическая свобода становится главной ценностью греческой культуры. «Грекозначает свободный».
Общеев культурах:
1.    Изобретениеписьма (культура устного слова и культура письменного слова);
2.    Идеявечности бытия слова;
3.    Городскойхарактер: число и плотность населения, наличие монументальной архитектуры,существование ремесленников наряду с другими группами и слоями людей,социальный механизм, контролирующий производство и потребление.
Возникновениегородов – это и возникновение государств, что существенным образом меняетцелостность мировоззренческой картины. Трудно говорить о возникновении в этовремя идеологии, которая по-видимому, как самостоятельная область формируется сXVII в.,но появление государств связано с возникновением того, что может быть названодалеким прообразом идеологии. Если человек первобытного общества жил в кононемифологии, то городской человек выступает как политической существо, какгражданский субъект. Власть и политика, соседство государств привели к тому,что сформировался новый фактор движения истории – войны. В немалой степениименно организация армии и совершенствование оружия способствовали расцветудревних государств и приводили к сложному процессу их взаимодействия, врезультате чего не только гибли одни государства и возникали другие, но иосуществлялся диалог культур.
Заключение
Благодаряверованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовалопочти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оноподверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в началенашей эры окончательно угасло.
ВДревнем Египте все специальные знания концентрировались в небольшой группелюдей, которая составляла властвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективноиспользовали для управления массами накопленные на протяжении времен данныеастрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений инаучившись их предвидеть. В Древнем Египте впервые в мире возникла практическаямедицина, определенного развития достигла десятичная система счета варифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элементарными знаниями валгебре.
Открытиеиероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесностикак мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовнаялирика и даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляетсярелигиозная драма и светский театр. Бурное развитие искусства вдревнеегипетском обществе привело к появлению первых в мире письменнозафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые вистории мировой культуры возник гуманизм. Искусство Египта не было одинаковымво все времена египетской истории.
Культуракаждой страны, культура Древнего Египта отражало в своих произведениях жизньнарода, который его создал.
Культурноенаследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении иразвитии мировой культуры.
А, какбаза древнегреческой культуры рассматривается крито-микенская, или эгейскаякультура (открытая А. Эвансом и Т. Шлиманом), существовавшая ссередины III тысячелетия до н.э. и погибшая в результате природнойкатастрофы, а главное, нашествия варварских племен греко-дорийцев в XII–X вв. дон.э. После этого исчезли крупные центры крито-микенской культуры (Кносс, Пилос,Троя и др.), дворцы ее царей, и патриархального рода. Нашествие дорийцев былосвязано с резким культурным упадком, но с VIII в. до н.э.начинается быстрое развитие уже древнегреческой культуры. С примитивныхраннеклассовых государств и союзов формируется новая форма государственности –полис. Процесс становления полиса охватывал 300 лет. Это бурный, противоречивыйпроцесс, наполненный войнами, мятежами, изгнаниями, борьбой демоса противаристократии.
Это ивремя колонизации древними греками районов Причерноморья, Северной Африки, юганынешней Франции, Малой Азии. Наиболее энергичная часть полиса переселялась вколонии, сохраняя культурные, торговые связи с метрополией, т.е. сгородом-матерью. Это способствовало усилению товарно-денежного обращения. Грекишироко применяли железные орудия, что позволило создать интенсивное земледелие,садоводство и с помощью труда одной семьи, а не общины, возделывать участкиземли. Виноградарство, оливковые деревья и ремесло – три источника богатстваДревней Греции.
Начинаяс VI в.до н.э., в Греции распространилось покупное рабовладение, и прекратился процессзакабаливания своих сограждан. Долговое рабство отменяется. В Афинах этопроизошло в результате реформ Солона в VI в. до н.э. Важнейшимследствием этого явилась консолидация граждан полиса, особенно граждан одногодома, т.е. территориальной общины.
Список литературы
1. Акопян К.З. Учебноепособие по теории культуры. Нижний Новгород, 2001.
2. Ариольдов А.И. Введениев культурологию. М., 2001.
3. Баткин Л.М. Дваспособа изучать историю культуры. // Вопр. Философии, 1986. №12.
4. Культурология.Учеб. пос. Екатеринбург: ИИТЦ «Зерцало – Урал», 2005. 102 с.
5. БоннарА. Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа. М., 1992.
6. Вернан Ж.П. Происхождениедревнегреческой мысли. М., 1988.
7. Легендыи мифы Древней Греции и Рима. В 2‑х тт. Т. 1. М., 1985.
8. Культурология:Учеб. пос. /Сост. И ответств. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. – 304 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Уставный капитал общества равен 240. 000 (Четыре миллиона двести сорок тысяч) рублей"
Реферат Учетная политика предприятия на примере ОАО Востокнефтезаводмонтаж
Реферат Социально-экономическая сущность налогов
Реферат Определение себестоимости рейсов по статьям затрат
Реферат Разработка локальной сети малой организации
Реферат Elizabeth Peabody Essay Research Paper Teacher and
Реферат Экологическая обстановка в г.Екатеринбурге
Реферат Райнбергер, Йозеф Габриэль фон
Реферат Расстройства адаптации и настроения
Реферат New Testament And Homer Essay Research Paper
Реферат Микеланджело Буаноротти
Реферат Имена русских князей как отражение этапов становления Российского государства
Реферат Уроки родиноведения в школе и техническом вузе
Реферат Маркетинговые исследования рынка услуг сотовой связи г Новосибирска
Реферат Ів та основні вимоги щодо їх виконання, права та відповідальність особи, яка займає посаду керівника апарату місцевого загального суду (далі керівник апарату)