Реферат по предмету "Культура и искусство"


Документальная драматургия и публицистика. Кинодраматургия

КЕМЕРОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Контрольная
Сценарноемастерство
Кемерово-2008

Содержание
1.        Факт, документ.Виды документов
2.        Документальнаядраматургия
3.        Документальнаялитература
4.        Понятие жанра.Документальные жанры
Список литературы

1. Факт, документ. Видыдокументов
Факт (от лат. factum) – сделанное, свершившееся:
1.) в обычномсловоупотреблении синоним понятий истина, события, результат;
2.) знание, достоверностькоторого доказана;
3.) в логике иметодологии науки форма особого рода предложения, фиксирующего эмпирическоезнание.
В узком смысле документ — деловая бумага, подтверждающая какой — либо факт или право на что-то.
«Документ… –материальный носитель записи (бумага, кино — и фотопленка, магнитная лента,перфокарта и т.п.) с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для еепередачи во времени и пространстве. Документы могут содержать тексты,изображения, звуки и т.д. В узком смысле документ – деловая бумага, юридическиподтверждающая какой-либо факт или право на что-то».
Документы могут бытьпервичными и вторичными (реферат, аннотация, обзор и т. д.). Виды обработкидокументов делятся на семантические (перевод, реферирование, аннотирование) инесемантические (копирование, размножение, микрофильмирование). В информатикеразрабатываются способы автоматизации обработки документов, использующиехранение документов в памяти ЭВМ.
Совокупность документов.,посвящённых к.-л. вопросу, явлению, процессу, лицу, учреждению и т. п.,называется документацией.
2. Документальнаядраматургия
Драматургия (греч. Dramaturgia).
1.) Совокупностьдраматических произведений какого-либо писателя, народа, эпохи.
2.) Сюжетно-образнаяоснова спектакля.
3.) Для киноискусствахарактерна драматургия в форме сценария.
Раскрытиеспецифики ценностных взаимоотношений открывает широкие возможности длятипологической характеристики творческой деятельности. Эта идея позволяетрассматривать ценностные миры различных культур не только с точки зрения ихособенности, специфичности, но и с точки зрения их вклада в общеисторическоеразвитие человека. Поэтому при осмыслении характера социально-историческойобоснованности идеалов и образцов, на которые ориентировано творчество, следуетвыделить степень соответствия их конкретной жизненной ситуации, но и характер,и направленность их влияния на развитие человека (общества).
Исходя изэтого, мы приходим к пониманию творчества, как динамичной нормы реализациичеловеческой сущности, находящейся в противоречивых отношениях с имманентнымобщественным развитием, оказывающих друг на друга как адекватное так и неадекватное влияние.
Творчество вэтой связи выступает как форма жизнедеятельности, в которой субъект действий,предопределяет развитие и становление социокультурных ценностей конкретногообщества и конкретного человека. Поэтому, если чисто деятельный подход к оценкетворчества, выделяя его принципиальные формы, выпускают из вида соответствующееим ценностно-смыловое содержание или, иначе говоря, упрощает сущностьконкретных форм творчества, то социокультурный подход позволяет комплекснопроанализировать не только ценностно-смысловые предпосылки творчества, но ирассмотреть его содержательные истоки, его сущностную основу.
В условияхопределенного социокультурного пространства и времени (социально-историческойэпохи) содержательная ориентация творческой деятельности неизбежно приобретаетили несет в себе, с необходимостью, в «снятом» или открытом видезначимые социокультурные ценности своего времени, отражающих в определенныеидеи, интересы, идеалы через определенную образную картину мира. Отсюдахудожественное творчество индивида выступает связывающим звеном между познаниеми отражением существующего или существовавшего бытия, аккумулируя в себе тривзаимосвязанные сущностные творческие задачи: познание себя и мира, отражениесебя и мира, развитие (обогащение, раскрытие) себя и мира. Эта сущностнаяоснова художественного творчества базируется, как показывает историячеловеческих цивилизаций во все времена, на общечеловеческих ценностях Веры,Надежды, Любви. Естественно, что истолкование художественного творчества какформы реализации общечеловеческих ценностей, дает лишь самый общий смысловойконтур, обогащению которого должны способствовать и отчетливое понимание, иразделение многообразных предпосылок этого творчества: биопсихологических,национально-этнических, культурно-антропологических, социально-политических идр.
Что касаетсясоциокультурного статуса художественного творчества, то он позволяетрассматривать это творчество как высшую форму проявления культуры, выступая ведущими наиболее значимым ее элементом. Исходя из этого, следует выделить два аспектарассмотрения художественного творчества. Во-первых, поскольку творчествонаходится в определенных рамках социокультурных форм и отношений, тотипологические модификации творческого процесса могут быть рассмотрены исходяиз особенностей его культурного контекста. Во-вторых, оно не однозначнопредопределено системой наличных функций культуры, так как художественноетворчество выражает изменившуюся социокультурную реальность и более чуткореагирует на проблемные, противоречивые моменты в ее развитии.
«Документальнаядраматургия» есть своего рода литературное произведение самых разных жанров (втом числе и короткое информационное сообщение – произведение документальнойлитературы для телевидения), содержанием которых «являются реальные ихарактерные явления, события, лица». Подобного рода литературные произведения«как правило, включают в себя публицистическую оценку автора».
3. Документальнаялитература
Документальнаяпубликация отражает и фиксирует общественные и научные движения конкретногомгновения истории, типичные для конкретного времени. В конечном счете, любаядокументальная публикация становится историческим источником не только дляпериода, которому посвящены ее документы, но и того времени, когда она быласоздана.
Свойство документальнойпубликации состоит в том, что она является объектом конкретногоисследовательского проекта, реализация которого предполагает выработку наиболееоправданной и обоснованной ее модели. В этом случае документальная публикациявыступает в качестве цели.
Документальная публикациявыступает в качестве системы взаимосвязанных и взаимодополняемых информационныхэлементов — собственно воспроизводимого документа (документов), его конвоя исигнальной системы — поисковых средств (оглавления, различного родауказателей).
Важнейшимсвойством документальной публикации является двуполярность: она призванаобеспечить наилучшее приближение к самому документу, с одной стороны, идокумента к пользователю — с другой.
Документальнаяпубликация — это система с ограниченным составом документов. Участвуя втрансформации документа в исторический источник, она приобретает видупорядоченного массива информации о факте, событии, явлении, процессе прошлого.В публикации документы располагаются в определенной последовательности(хронологической, географической, тематической, видовой,предметно-хронологической и др.).
Характервзаимосвязей документальной среды с документальной публикацией и принципывыявления документов для издания.
Документальнаясреда может включать один или несколько документов, имеющих отношение кизучаемой проблеме.
Новое иновейшее время, современность примечательны массовым созданием и тщательнымсохранением разнообразных видов документов (от печатных до аудиовизуальных иэлектронных), в которых прямо или косвенно отразились события, явления, факты,процессы прошлого и настоящего.
Эти массивыдокументов, взаимосвязанных и не взаимосвязанных, разобщенных и не разобщенныхразломами, отразивших и не отразивших конкретный факт, событие, явление,процесс прошлого) представляют собой видимое и ненаблюдаемое множество.
Видимоемножество документальных отложений — это организованная публичная совокупностьдокументов, ненаблюдаемое множество — неорганизованная либо по разным причинамнедоступная совокупность документов, имеющих отношение к теме документальнойпубликации.
4. Понятие жанра. Видыдокументальных жанров
Понятие жанра, аналогичнопонятию вида для биологии как классификационной единицы с наибольшимсодержательным смыслом, но не столь четко применяемого.
Так, широко используемоеназвание конкретного жанра с рекреативной функцией без драматургическойкомпозиции «зарисовка» на телеэкране обозначает генетически сборную группу,происхождением как от фотографии, так и от древнего восточного литературногонаправления так называемой «пейзажной лирики».
Термин «жанр»используется достаточно свободно. Формальная процедура идентификации жанров(кластеризация, типологическое описание) в ее научном понимании производитсяредко, обычно на нее только ссылаются.
Документальная информация,содержание документа; информация, закреплённая посредством какой-либо знаковойсистемы на материальном носителе (бумаге и др.). Процессы, связанные спреобразованием документальной информации являются важными направленияминаучно-информационной деятельности.
Документальное кино — видкиноискусства, материалом для которого являются съёмки подлинных событий, вотличие от игрового (художественного) кино. Возникновение документального кинонепосредственно связано с зарождением кинематографа. Первые фильмы братьевЛюмьер («Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота», «Выход рабочих сзавода Люмьер», 1895, Франция) воспроизводили сцены, снятые с натуры. Вфильмах использовался эффект зрительной фиксации действительности в еёвременном и пространственном движении. Кадры из жизни разных стран, снятые в1896 помощниками братьев Люмьер, положили начало превращению хроники в средствомассовой информации.
Кинодраматургия,литературно-кинематографический вид творчества.
Двойственность природыкинодраматургии — литературной, с одной стороны, и кинематография-с другой,вызывает появление 2 типов сценария: литературного произведения,представляющего собой основу фильма и в то же время имеющего самостоятельнуюхудожественную ценность, и литературного материала, в котором дано изложениезамысла, передающее содержание и конструкцию будущего фильма.
Кинодраматурги обращаютсянепосредственно к изображению событий действительности, используя выразительныесредства кино, а также разных видов литературы, привлекают в качестве основылитературного произведения, адаптируя их для экрана.
Характер и способы,степень полноты изложения материала в сценарии неодинаковы на разных этапахистории кино и отражают индивидуальные особенности творчества различныхкинодраматургов.
Жанры кинодраматургии,относительно чётко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино(приключенческий, комедия, мелодрама и др.), становятся менее определёнными,нередко взаимопроникают в произведениях современной кинодраматургии.
В некоторых учебниках иучебных пособиях, особенно в тех, которые посвящены периодической печати,зарисовка, очерк, радиорассказ, композиция объединены в группу какхудожественно-публицистические жанры. Однако в последнее время все большеераспространение получает термин «документально-художественные». Это можнообъяснить двумя причинами. Во-первых, все жанры журналистики принадлежат кодному типу творчества – публицистическому, поэтому повторять слово «публицистические»в названии группы жанров – излишне. Во-вторых, термин«документально-художественные» подчеркивает приоритет документальности всоставе этих жанровых единиц, что отвечает их функционально-предметной основе.
В произведениях этойгруппы жанров радиопублицистики «соединены информационное начало, авторскаялично-чувственная оценка и образное представление о человеке и о событии».
Добавим – ихудожественное проявление, раскрытие и воплощение всех этих важнейшихкомпонентов, составляющих единое целое документально-художественногопроизведения.
Радиоочерк,радиофельетон, радиокомпозиция могут включать в себя непосредственно элементыхудожественных жанров: документальной драмы, сценки, разыгранной актерами,емких постановочных сюжетов, написанных на конкретном документальном материале.Они объемнее, ярче, эмоциональнее могут показать наиболее характерные эпизодыиз жизни героя, полнее раскрыть тему.
Поэтомудокументально-художественные жанры не только граничат с жанрамилитературно-художественного, театрального творчества, но и на этом «пограничье»представляют некую «полосу взаимодействия». А так как роль документа всовременном искусстве постоянно возрастает, такой синтез важен и длярадиоискусства.
Документ обогащает ихудожественную драму, завоевывая себе авторитетное место.

Списоклитературы
1. Большая Советскаяэнциклопедия.
2. Вакурова Н. В.,Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. Учебноепособие. Москва, 1997.
3.Документально-художественные жанры радиожурналистики. Москва, 2005.
4. Саруханов В.А. Азбука телевидения.Учебное пособие длявузов. М.: Аспект Пресс, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.