Реферат по предмету "Культура и искусство"


Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени

Н.И.Слободянюк
Впоследнее время возрождается любительское театральное движение, которое,казалось, почти угасло в прошлом десятилетии. Вновь, как в период «оттепели»,образуются различные театральные кружки, студии, проводятся фестивали иконкурсы любительского театрального искусства. Но все же современный любительскийтеатр качественно отличается от того, каким он был тогда, когда активно заявило себе как о самостоятельном социокультурном явлении.
Поэтомуцель данной работы можно сформулировать следующим образом: доказать, чтолюбительский театр как социокультурный институт с момента его возникновения идо сегодняшнего дня не был статичен, а развивался и продолжает развиваться.Показать, что в течение более чем пятидесяти лет менялись его конкретные цели,задачи, функции, менялись представления режиссеров и других участниковколлектива о том, каким должен быть любительский театр, для чего он нужен икакова его роль в культурной жизни страны.
Любительскийтеатр в 60-е годы В 60-е годы любительскому театру уделялось большое вниманиесо стороны государства и средств массовой коммуникации, так как на неговозлагались надежды относительно воспитания молодежи и пропаганды политическогостроя.
Кконцу 50-х годов сложился довольно значительный круг коллективов, по уровнюсвоему стоящих значительно выше обычных самодеятельных кружков.
Такиеколлективы с этого времени называются народными театрами.
Любительскиетеатры в 60-е годы стали одним из важнейших средств эстетического и культурноговоспитания, прежде всего сельского населения, так как по статистике околополовины спектаклей любительские театры показывали сельскому зрителю, восновном на выезде.
Влюбительских театрах, куда люди приходили не для заработка, а исключительно излюбви к творчеству, движимые стремлением создать новые художественные ценности,были благоприятные возможности для творческого процесса и высокой этическойатмосферы.
Но,несмотря на это, в этот период существовали проблемы, которые мешали участникамколлектива обращаться к качеству спектакля. В 60-е годы сложилась такаяситуация, когда происходило накопление количества любительских театров и ихспектаклей, когда редко задумывались о художественных задачах, а гнались восновном за производственными планами.
Вэто время наблюдалось стремление ряда коллективов превратиться, по существу, вполупрофессиональные театры, старающиеся прежде всего ставить побольше премьери показывать побольше спектаклей. Именно поэтому многие любительские театры,едва появившись на свет, стали потребителями и распространителями сценическихштампов. Актеры играли приблизительных, обобщенных персонажей: военных,аристократов, революционеров и т.д., не видя в своем персонаже ни каплииндивидуальности.
Этопроизошло оттого, что вопросы развития любительских театров часто рассматривалисьсами по себе, вне общих проблем движения и роста театральной культуры в целом.Отсюда также возникла попытка рассматривать любительские театры чуть ли не вкачестве исключительной формы театрального искусства, которой принадлежитбудущее.
Ивсе же, несмотря на все перечисленные проблемы, нужно отметить, чтолюбительское театральное искусство  к концу 60-х годов стало более зрелым, спектаклиболее удачными, режиссеры были если не профессионалы, то теоретическиподкованы. Появляется интерес к личности человека, желание самовыражения черезискусство. Таким образом, количество 60-х переходит в качество тех театров,которые расцвели в 70-е годы.
Любительскийтеатр в 70-е годы В 70-е годы сильно изменился характер работы любительскихтеатров, критерии оценок. Пусть самая серьезная, но “отстраненная” трактовка классики,не соотнесенная впрямую с современностью, с глубоко личными наблюдениями ивпечатлениями артистов, оставляла зрителя безучастным и холодным. Одной лишьнепосредственностью уже было никого не удивить, разве только родственников ихороших знакомых. Любительские театры 70-х годов обнаруживают стремлениеосвободиться от трактовки, рожденной чужим мышлением, найти и воплотитьсобственное, живое и соответствующее окружающей жизни восприятие того или иногопроизведения.
Вэто время любительские театры определяли свою функцию следующим образом:высказаться в образах по поводу всех сторон жизни. Специфичность любительскоготеатра как явления в 70-е годы можно обнаружить и в том, что с помощьюискусства познание мира массами из созерцательного (зрительского) стало действенным.Огромное количество людей включалось в этот процесс, познавало себя втворчестве. Цель многих коллективов 70-х – создать некий «театр общения», гдезритель должен участвовать почти на «равных» с актерами.
Избежатьдидактики, толкнуть разум и чувство зрителя не только к деятельности, но копределенным выводам, сделанным как бы самостоятельно в результате увиденного втеатре, такая тенденция была свойственна многим любительским театрам в 70-егоды.
Важнымв это время было и понимание того, что любительское театральное искусство резкоотличается от профессионального, и любая попытка достичь профессиональногоуровня обернется скорее плагиатом, чем качеством спектакля и собственнымпониманием поставленной проблемы. Важным явилось и понимание того, чтоотдельный любительский коллектив отличается не только от профессиональноготеатра, но и от любого другого самодеятельного коллектива, так какпридерживается стилевых норм местности, в которой он функционирует, то естьсамодеятельное искусство этнографично.
В60-е годы об ошибках и недостатках в работе народных театров говорилось меньше,чем об их достоинствах, так как надо было, поддержав все хорошее и ценное,утвердить, отстоять право этих коллективов на жизнь в искусстве.
В70-е годы любительским театрам прежде всего нужны были квалифицированная помощьи профессиональнотребовательная оценка их работы в связи с тем, что возрос какуровень любительских коллективов, так и требования к ним публики.
В70-е годы возникают споры по поводу сущности, задач и целей любительскоготеатра. Появились две основные точки зрения. Первая доказывала: цельлюбительского театра – воспитать и духовно обогатить участников коллектива впроцессе создания спектакля, то есть важен не результат, а процесс.
Втораяточка зрения была противоположна первой и абсолютизировала конечный результаткачество спектакля.
Нов обоих случаях не принималась в расчет главная особенность деятельностилюбительских театров в этот период: специфическая предрасположенность кновизне, к самым разнообразным исканиям, экспериментам, пробам (репертуарным иформальным).
Любительскийтеатр в 80-е годы Споры разрешились только в 80-е годы, когда пришли к выводу овзаимосвязанности этих двух функций: социально-воспитательной и художественно творческой,ведь для любительского театра неразрывны процесс и результат.
Привсей обязательности художественной функции, без которой вообще нет театра,работа самодеятельного драматического коллектива в первую очередь определяетсяего социальновоспитательной деятельностью. Но социальное и творческоеформирование коллектива осуществляется в процессе работы над спектаклем ипоказа его зрителю.
Чемуспешнее этот процесс, тем более высокие творческие задачи может ставить ирешать театр, тем лучше будут его спектакли.
Главнаятрадиция любительского театра 80-х кратко звучит так: все делаем сами. Длясамодеятельных артистов ни реквизита, ни декораций, ни костюмов, ниосветительной и иной аппаратуры никто не производил. Что сумели добыть иливыпросить — тому и были рады. Вся мебель, все декорации, все костюмы — дело рукучастников любительского театра.
В80-е годы задумались также и об оценке результатов работы любительских театровв ходе различного рода смотров, конкурсов, фестивалей, так как существовавшаясистема была несовершенна.
Остроставился вопрос и о подготовке руководящих кадров (который возник еще в конце60-х, но так и не был решен).
Вэто время возникло серьезное противоречие между участниками любительскоготеатрального движения и его руководством (администрацией домов культуры иметодических органов): для первых важны были качество спектакля, уровеньтворческого процесса, они стремились к глубокому и серьезному постижениюискусства и пытались реализовать себя в художественном творчестве, вторые жебыли ориентированы в основном на формальные показатели работы, их устраивал“средний” уровень коллективов, выполняющих все требования инструкций,участвующих во всех мероприятиях ДК.
Кконцу 80-х годов происходит спад любительского театрального творчества,снижается количество коллективов и участников в них. Уровень работы многих изних уже не устраивал зрителей. Сократилось число премьер. Пропадало стремлениек экспериментам, к нестандартным решениям, пропадал тот творческий запал 60-х и70-х, который обеспечивал любительским театрам успех и популярность. Можносказать, что любительское театральное творчество приближалось к кризиснойчерте. Но, несмотря на это, в некоторых любительских театрах, обеспечивающихинтенсивность творческого поиска, количество участников росло, и театрыпродолжали успешно развиваться.
Любительскийтеатр в 90-е годы В 90-е годы вместе с политическим и социально-экономическимкризисом произошел кризис культуры. Периодические издания писали о кризисетеатральном, который затронул и любительский театр.
Всравнении с предыдущими (описанными выше) периодами, в театральном искусстве90-х годов наблюдалось качественное отличие. Не было в нем лихорадочноговозбуждения 60-х: успеть, успеть, успеть, не важно что, не важно, в какомгриме, только бы выкрикнуть подлинное… Не было потаенности 70-х: сохранитьчто-то, не важно, что, не важно, под каким именем — только бы не задавили… Небыло реваншистского азарта 80-х: ори, пока рот не заткнули! В 90-е годыказалось, что никто не в силах противостоять натиску коммерции. В любительскомтеатре стало важным, приносит спектакль доход или нет. (Что разительно отличалоего от предыдущих лет, когда спектакли любительских театров были принципиально бесплатными.)Сцена все больше отдавалась во власть практического смысла.
В90-е годы зритель в основном перестал ходить в театр, который заменили такназываемые политические дебаты. Государственная сцена (тоже, между прочим,сцена, и тоже роль, и тоже театр, но одного актера, которого и играет “свита”,то есть вся слушающая страна) стала местом столкновения разных воль, и оченьчасто с непредсказуемым финалом эпизода. Таким образом, театр парламентариев,особенно для политически бессловесной веками России, был зрелищем невиданным инеслыханным. И это зрелище, может быть, действительно оттянуло энергию народаот театра.
Усталость,перенапряжение психики, бытовые трудности, политическая нестабильностьсоставляли реальность 90-х годов, поэтому зритель в 90-е годы хотел смеяться,отдыхать в театре от абсурдности современной ему жизни.
Именнопоэтому особую притягательность обрел в это время жанр мюзикла.
Да,кризис театра был налицо, но все-таки можно предположить, что любительскийтеатр в 90-е годы в отличие от театра профессионального в меньшей степенинаходился на кризисной черте.
Этообъясняется тем, что актер любительского театра –не профессия, в любительскомтеатре не нужно думать о том, сколько тебе заплатят за твою работу. В это времялюди, которые приходили в самодеятельный коллектив в качестве актеров, как быцеплялись за прошлое, старались уйти от современного им мира в мир иллюзорный,где не надо было думать о том, как выжить, пытаясь с помощью творчестваизменить свою жизнь, сделать ее более значимой. В любительском театре в 90-егоды в это время все еще шло постоянное накопление нетрадиционных способовобращения с драматургическим материалом, в отличие от профессиональных театров.Заглядывая в афиши любительских театров 90-х годов, можно было увидеть: «М.Баттерфляй» Д.
Хуана,«Салют, Наполеон!» Э. Ростана, «Играем «Преступление» по Ф. М. Достоевскому,«Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Калигула» А. Камю, «Лекарь поневоле» Ж. Мольера,«Женитьба Бальзаминова» А. Островского, «Пиковая дама», «Пир во время чумы» А.Пушкина и другие. Все они знак того, что любительское творчество не умирало,жило, невзирая на предсказания о “кризисе”, на уверения, что “в театр неходят”. Хотя нельзя не сказать о том, что количество любительских театров ипремьер в них сократились в десятки раз.
Да,прогнозы на дальнейшее развитие театрального творчества и, в частности,любительское были неутешительными. Казалось, произойдет окончательный упадоквсего русского искусства. Но примеры из истории искусства свидетельствуют отом, что после кризиса наступает подъем, как и после подъема может следоватькризис. И мы видим подтверждение этому в современной жизни.
Современныйлюбительский театр Можно сказать, что современный любительский театр перешагнулкризисную черту 90-х годов, более того, происходит возрождение любительскоготеатрального творчества. Можно привести множество подтверждающих это примеров:неуклонно растет количество самодеятельных коллективов, возрождается традицияпроведения фестивалей (городских, областных, всероссийских, а также международных),присуждаются звания народных театров.
Спецификойсовременного любительского театра является то, что его художественная программане может не реагировать на время, не отражать его, не учитывать проблемы ипотребности современного зрителя, но суть ее в общем остается на протяжениидесятилетий одинаковой. Это вечные ценности и проблемы человеческого бытия:жизнь и смерть, любовь и ненависть, творчество и свобода. Это темы, о которыхвсегда было нескучно говорить, и неважно при этом, ставит ли театр драматургиюклассическую или современную.
Зрительлюбительского театра видит в актерах не недоступных ему “жрецов искусства”, асвоих приятелей, в связи с этим по-особому доверяя им. Актеры и зрители здесьне разделены рампой на два разных и не очень понятных друг другу мира, эточасти единого целого.
«Своидля своих на взаимоволнующую тему» вот суть, формула того успеха, которыйсопровождает спектакли любительских театров. Перешагнув через рампу, взломаввсе препоны и стены, актер  спускается к зрителю, беседует с ним, спорит,требуя не сопереживания, а просто ответа на вопрос или даже конкретногодействия, поступка. Зритель, чувствуя себя своим среди своих, охотно включаетсяв эту игру-жизнь, в это совместное действие-представление. Так или иначе, нодля всех любительских театров активизация зала, втягивание зрителя в совместноедействие — наиболее специфический творческий прием.
Современныелюбительские театры способствуют эстетическому воспитанию зрителя, особенно втех городах и поселках, где нет профессиональных театров. Любительские театрывоспитывают своих собственных актеров, приучая их к самостоятельности,организованности, дисциплине, прививая им страсть к самообразованию;любительские театры ищут свои формы театрального представления и даже вкакой-то степени являются своеобразными лабораториями, где идут поиски средствхудожественной выразительности. Наконец, любительские театры воспитываютквалифицированного зрителя профессионального театра.
Крометого, любительские театры являются дополнительной кузницей кадров дляпрофессионального искусства.
Любительскийтеатр сегодня движется в двух направлениях. Первое – постановка психологическитонких спектаклей, отличающихся тщательной проработкой каждой детали. Такогорода постановки требуют не только большого количества времени и сил, но изначительных материальных затрат. Второе направление – коммерческое –постановка больших театрализованных представлений, шоу с громкой музыкой,яркими декорациями, спецэффектами.
Появлениетаких разных типов любительских театров вполне закономерно и неизбежно,обусловлено современной ситуацией. Одним зрителям хочется шумного праздника,развлекательного зрелища, другим – сопереживания, духовного очищения. Новсе-таки проблема коммерции затронула прежде всего профессиональные театры: онивынуждены были срочно начать зарабатывать деньги, а сделать это можно былотолько закрыв глаза на качество постановки.
Профессиональныйтеатр требует больших затрат, ведь помимо театральной труппы существуетогромный организм, который необходимо содержать. Любительские же театры имеютмаленькие мобильные труппы. Актеры-любители должны уметь играть как яркие,искренние и зажигательные, так и сложные по содержанию спектакли. Они постояннонаходятся в состоянии полной «боеготовности». Поэтому любительскому театрулегче двигаться вперед, развиваться, отвечать духу времени.
Вчем же причина появления и популярности любительских театров? Что заставляетобычных людей приходить и с полной самоотдачей принимать участие в сложномпроцессе создания спектакля? «просто их мучают вечные неразрешимые вопросыбытия, и они любят Театр»  
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Человек и природа в советской литературе
Реферат Марко Кропивницький - видатний діяч українського театру
Реферат Послуги посередників у міжнародній торгівлі
Реферат Martial Arts In China Essay Research Paper
Реферат Leguin
Реферат Swot-анализ Миссия ифэиУ : Стать лучшей экономической и управленческой школой в системе практико ориентированного обучения города
Реферат An Acceptable Punishment Essay Research Paper An
Реферат Страхование в области риск-менеджмента
Реферат Образ-символ Атлантиды в рассказе И А Бунина Господин из Сан-Франциско
Реферат Виробництво зерна його економічна ефективність
Реферат Екатерина Вторая Великая, история России
Реферат War Poetry Essay Research Paper Poetry AssignmentWar
Реферат Emergence Of The Nuclear Age Essay Research
Реферат А. С. Пушкин является родоначальником, создателем, основоположником современного русского литературного языка. И. С. Тургенев в своей знаменитой речи о Пушкине, произнесенной в день открытия памятника великому поэт
Реферат Современные средства обучения и технического оснащения классов в современной школе