ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТИСКУССТВ».
Курсовая работа.
по специальности 071201.65 «Библиотечно-информационная деятельность».
Детское чтение как педагогическая проблема.
Исполнитель:
Осмоловская Елена Михайловна
студентка группы 3-04
Научный руководитель: Мертенс Е.С.
Смоленск 2010
Оглавление
Введение
Глава I. История развития детскогочтения в России
1.1 Развитие детского чтения в Россиив XVIII – XIX веках
1.2 Выдающиеся деятели XIX века о детском чтении
Глава II. Детское чтение какпедагогическая проблема
2.1 Детское чтение. Проблемы детскогочтения в России
2.2 Семья и её роль в развитиидетского чтения
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальностьисследования:
Сегодня роль чтения детей(как процесса освоения печатной культуры подрастающим поколением России) вдуховном и экономическом развитии общества ещё не осознана как национальнаяпроблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуютпринятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего,недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны,отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детскогочтения и литературы для детей. В российской культуре до недавнего времениобучение чтению относили к начальному школьному периоду. Однако сегодня большоезначение приобрела проблема необходимости обучения собственно чтению (а нетолько звуковому анализу) именно в период дошкольного детства. Также одной изактуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время являетсято, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмми видеофильмов, компьютерным играм [32, с.25].
На сегодняшний деньактуальнапроблема – необходимости проведения государственной политики вобласти чтения, особенно детского. Именно теперь в обществе и различныхгосударственных структурах наряду с оценкой общей ситуации развития книжнойкультуры как настораживающей стала осознаваться необходимость позитивныхизменений. Для проектирования этих изменений стали, востребованы научные знанияо том, что происходит в чтении детей и как на него влияют процессы, идущие всфере издания и распространения детских книг и журналов. В органах управлениясредствами массовой информации и непосредственно крупнейшими издательствамистала ощущаться острая потребность в получении объективной картины тенденций ипрогнозов в области потребления и востребованности печатной продукцииподрастающим поколением. Однако выяснилось, что цельной картины нет, посколькусоциологические исследования детского чтения в России в последнее десятилетие,не проводились [32, c.26].
В последние годыпроизошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков,снижение их уровня грамотности. Опасения о «не чтении детей», мифы о «кризиседетского чтения» далеко не случайны, и имеют под собой реальную основу. Вначале XXI века дети, действительно, читают «нето» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В тоже время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменениячитательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристикидетского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге),характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей иподростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняютсятакже и источники получения печатной продукции, информации в целом и многоедругое.
Однако сегодня рольчтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мереосознается как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростковсегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем,прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабестраны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальноеизучение детского чтения и литературы для детей. [32, c.27 –30].
Степень научнойразработанности проблемы:
Изучением педагогическихоснов и методик обучения чтению, социальных и экономических последствийотторжения от чтения сегодня занимаются немногие специалисты. Огромный вклад вразработку вопросов, в области детского чтения, внесли такие исследователи как Л.О. Береснева [1], Н. И. Бочкарева [3], Е. С. Гобова [4], С. А. Денисова [5], Н.С. Егорова [7], Г. А. Иванова [8], Е. Н. Ионова [9], Е. Кавелина [10], Д. И.Латышина [11], Н. И. Лифинцева [12], М. Мокина [13], А. Панфилов [14], М.Перова [17], Г. М. Первова [18], Т. Д. Полозова [19], Т. И. Полякова [20], Н.Н. Светловская [22 – 23], И. Н. Тимофеева [24], И. И. Тихомирова [25 – 27], Л.В. Тодоров [28], Ф. И. Урман [29], Д. Чаликова [30], Л. В. Чернышева [31], В.П. Чудинова [32 – 35], С. Янина [36]. На страницах печати, в журналах «Домашнеевоспитание», «Школьная библиотека», «Детская библиотека», «Родительскоесобрание по детскому чтению», «Русская ассоциация чтения», «Начальная школа»,«Этносфера», «Начальное образование», «Первое сентября»,
«Встреча», «Школа»,«Школа: день за днём», «Библиотека» выносятся на обсуждение некоторые вопросы,связанные с состоянием детского чтения в России. В учебном пособии Н. Н.Светловской «Обучение детей чтению» [21] автор представляет конкретную системуработы учителя с младшими школьниками по освоению ими умения ориентироваться вдоступном круге чтения, видеть в книгах возможных собеседников, умения читатькниги.
Цель исследования:
Цель данной работысостоит в том, чтобы изучить и выявить существующие проблемы современногодетского чтения и предложить возможные пути их решения.
Задачиисследования:
К числу основных задачданной работы относятся: дать определение термина «детское чтение»; обобщитьмысли выдающихся деятелей XIXвека о детском чтении; выявить актуальные проблемы в области детского чтения вРоссии.
Объектисследования:
Чтение.
Предметисследования:
Детское чтение.
Методыисследования:
В данной работеиспользовались методы: метод причинно-следственного анализа; метод анализа исинтеза; исторический метод исследования; библиографический метод исследования.
Гипотезаисследования:
Организацияпедагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, можетэффективно влиять на формирование детского чтения.
Новизна ипрактическая значимость работы:
Данная работа может бытьполезна библиотекарям-практикам, которые имеют отношение к детскому чтению, атакже педагогам начальных классов, родителям младших школьников, а такжестудентам специальности 071201.65 «Библиотечно-информационная деятельность».
Апробациярезультатов исследования:
Данная работа прошлаапробацию на 7 научной студенческой конференции «Библиотечное дело в XXI веке» в виде доклада «Выдающиесядеятели XIX века о детском чтении». (март 2010).
Композиционныеособенности работы:
Данная работа состоит извведения, главы I. История развития детского чтения в России, главы II. Детскоечтение как педагогическая проблема, заключения, списка литературы и приложенияв виде таблицы.
Глава I.История развития детского чтения в России
1.1 Развитиедетского чтения в России в XVIII– XIXвеках
Веком быстрого исамобытного развития России был XVIIIвек. Реформы Петра I явились движущей силой в развитиивсех сторон жизни государства. Новые исторические задачи обусловили проведениеряда просветительных реформ, в первую очередь в области народного образования. Организацияи содержание народного образования и просвещения первой трети XVIII века отражали прогрессивные явлениякультурной жизни России. Для удовлетворения потребностей учащихся нужны были новыеучебные пособия и книги. Такие книги стали создаваться уже в самом начале XVIII века. В 1701 году была издана богатоиллюстрированная детская книга «Трёхязычный словарь» Фёдора Поликарпова, а в1704 году его же книга – «Лексикон трёхязычный» [8, с.21]. По поручению Петра I Фёдор Поликарпов написал такую же русскую историю для детей.Очевидно, стремление Фёдора Поликарпова, влиять на воспитание у детей интересак чтению, формировать круг их чтения. В данный период времени детское чтениеобогащалось новыми книгами, разнообразными по форме и содержанию. Важнейшиезначение для детского чтения того периода имели отход от церковнославянскогоязыка, издание книг гражданским шрифтом на языке, близкому, живому,разговорному и более доступному детям.
Вопросы детскойлитературы и детского чтения были в центре внимания самого крупного поэтаначала XVIII века Феофана Прокоповича.Образованнейший человек своего времени, он написал оригинальную детскую книгу«Первое учение отроком», которая выдержала двадцать изданий. В большомпредисловии к этой книге Феофан Прокопович изложил свои педагогические взгляды.Феофан Прокопович считал, что воспитанием ребёнка надо заниматься с раннего возраста,образование должно соединяться с воспитанием. Дети, отмечает Феофан Прокопович,должны любить книги. Поэтому важен отбор книг, и они должны быть доступныдетям. Читать плохие книги или же не понимать прочитанное, считает ФеофанПрокопович, – «многажды худшее и злейше» [8, с.21].
Просветители тоговремени, отстаивая необходимость образования для каждого сословия, в том числеи для простого народа, крестьян, уделяли большое внимание вопросам чтения,стремились разработать основы сознательного чтения. Так, видный экономист ипублицист И. Т. Посошков, излагал свои педагогические принципы в трактате«Завещание отеческое» писал «о прочитании книг и почитании их». «Егда будеши,сын мой, книги читати, то читай их неборзостно и с прилежным вниманием. И держипри себе бумагу и чернила, и кая те речь понравится, записывай именно в коейкниге и в коей части… пользу бо великую себе и людям получишь от тоя записки. Иникогда празден, сыне мой, не сиди: либо какое художественное дело делай, либокниги читай…» [8, с.21].
В последней трети XVIII века происходит количественный икачественный рост литературы для детского чтения. В создании произведений дляюных читателей принимали участие крупнейшие учёные, писатели, политические игосударственные деятели. Сама императрица Екатерина II писала многочисленные произведения во всех жанрах [8, с.23].
Н. И. Новиков сыгралзначительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он всемернораспространял педагогическую науку, написал несколько работ в этой области, втом числе знаменитый трактат «О воспитании и наставлении детей дляраспространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1783 г.) Стержнем педагогических взглядов Н. И. Новикова является воспитание любви к отечеству иблагонравия. С 1785 по 1789 год Н. И. Новиков издаёт журнал «Детское чтение длясердца и разума». Этот журнал – первая реализованная попытка целенаправленногои систематического воздействия на воспитание и образование подрастающегопоколения с помощью специально создаваемой литературы для детского чтения.
Идеи Н. И. Новикова одетском чтении противостояли консервативно-сословным представлениям XVIII века, призывающим ограничить кругчтения молодых людей и воспрепятствовать проникновению грамотности в широкиемассы русского народа. Разработанные Н. И. Новиковым основы руководства детскимчтением были взяты на вооружение прогрессивными педагогами и библиотекарямиРоссии в XIX веке [8, с.26].
В XIX веке чтениерассматривалось как важнейшее средство воспитания души подрастающего поколения.Детская литература, составной частью которой являлась детская периодика, —единственное средство массовой коммуникации в то время — старалась учитыватьстремление детей к активному познанию мира, особенности протекания у них высшихпсихических процессов, используя наиболее эффективные по своему эмоциональномувоздействию выразительные художественные средства. На страницах русскихпедагогических журналов, таких, как «Учитель» (1861-1870), «Детский сад»(1866-1876), «Педагогический листок» (1869-1915), «Воспитание и обучение»(1877-1917), «Вестник воспитания» (1890-1917), широко обсуждались проблемыдетского чтения, его роли в нравственном воспитании личности юного человека [19,с.78].
В трудах писателей,критиков, педагогов XIX века находитсямножество идей, суждений по вопросам детского чтения, которые сыграли большуюроль в формировании специалистов по библиотечной работе с подрастающимпоколением. Непреходящее значение имеют идеи революционных демократов. Онизаложили основы педагогики детского чтения как относительно самостоятельнойобласти педагогического значения.
Создание демократическойтеории детского чтения как относительно самостоятельной области чтения связанос деятельностью В. Г. Белинского. Он считал литературу действенным средствомобразования и воспитания подрастающих поколений. В статье-рецензии «О детскихкнигах» (1840г.) критик писал: «Воспитание – великое дело: им решается участьчеловека…книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в планвоспитания, как одна из важнейших его сторон [8, с.38]. В. Г. Белинскийотмечал, непреходящую роль книги, чтения в формировании нравственных качеств,патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан ктруду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу.
В. Г. Белинского неудовлетворяло состояние детского чтения в России в XIX веке, поэтому он, изучив и обобщивреакционно-дидактические сочинения отечественных писателей: А. Зонтаг, В.Бурьянова, П. Фурмана, Б. Фёдорова, резко критикует их [8, с.38].
В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы пять основных задач в деле воспитания,которые она старалась реализовывать в художественных произведениях,печатавшихся на страницах журнала. Эти задачи нравственного воспитания детей,звучат и сегодня очень актуально:
· возбуждать вдетях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке иискусству;
· научить детейуважать всякий честный труд, талант, гений;
· способствоватьоблагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала;
· поселить в детяхсознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством ижелание быть им полезным;
· дать силы детямдля борьбы со злом, т. е. нравственную поддержку в жизни [19, с.77].
Таким образом, детскоечтение в России в XVIII – XIX века не стремительно, но всё жеразвивалось. В этот период времени, на страницах таких педагогических журналов,как «Учитель», «Детский сад», «Педагогический листок», «Воспитание и обучение»,«Вестник воспитания», одним из важнейших средств пробуждения чувств ребенка и обогащенияего жизненного опыта считалось чтение высокохудожественных произведений.Поэтому, детские журналы, редактируемые известными педагогами XVIII – XIX веков и содержащие специально подобранные произведения длядетского чтения, являлись важным средством нравственного воспитанияподрастающего поколения [19, с.82].
1.2Выдающиеся деятели XIXвека о детском чтении
Детское чтение в Россиибыло предметом внимания многих деятелей науки и культуры XVIII – XIX веков. Среди них М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Г.Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский,Л. Н. Толстой, В. И. Водовозов, М. А. Корф и др [2, с. 350].
Интересные мысли повопросам детского чтения содержатся в трудах выдающегося деятеля русскойлитературной критики и публицистики Д. И. Писарева (1840 – 1868). По мнению Д.И. Писарева распространению научных знаний содействует литература, чтение, это,по мнению Д. И. Писарева, очень важно для подрастающего поколения.
Говоря осамообразовательном чтении, Д. И. Писарев рассматривал вопрос и о культуречтения: на свете есть много хороших книг, но эти книги хороши для тех людей,которые умеют их читать. Умение читать, по мнению критика, завоёвываетсяупорным трудом, потому что чтение – мыслительный процесс, в ходе которогоформируются убеждения. Ученическая библиотека (школьная библиотека), по мнениюД. И. Писарева, должна быть составлена «не из детских, а из общезанимательных иобщедоступных книг». В ней должны быть представлены произведения лучшихотечественных и зарубежных беллетристов, «описания замечательных путешествий,исторические сочинения и популярные книги по всем отраслям естествознания» [19,с.44].
Утверждение Д. И. Писаревао том, что «в ученических библиотеках детские книги совершенно неуместны»,объясняется тем, что значительная часть современной ему детской литературы неотвечала требованиям искусства. Детские книги, пропитанныесамодержавно-крепостническим духом, были назидательны, сентиментальны. Поэтомукритик писал, что «малолетним ребятам первых трёх классов гораздо полезнее всвободное время бегать, играть и возиться, чем сидеть смирно и читатьнравоучительные историйки». Д. И. Писарев также говорил, что между ребёнком икнигой всегда должен стоять человек, который поможет ему соединить книжныезнания с жизнью, окажет влияние на содержание чтения. Личность ребёнка Писареввоспринимает как активный субъект, которого педагог должен понимать и уважать.Он требовал, чтобы воспитатель имел достоверное, научное представление обосновных этапах развития человеческой личности. [19, с.45]
В педагогике детскогочтения бесценен опыт и научный вклад Л. Н. Толстого (1828 – 1910). В течениевсей своей жизни он непрестанно обращался к педагогической деятельности,организовывал чтение своих учеников в Яснополянской школе, создал «Азбуку»,«Новую азбуку», «Книги для чтения» [28, с.113].
Л. Н. Толстой многосделал для распространения начального образования среди детей крестьянКрапивенского уезда. Как член училищного совета Крапивенской земской управы,Л.Н. Толстой с большим энтузиазмом взялся за организацию и улучшение школьногодела в своих родных местах [11, с.477].
Критикуя современноеобучение детей Л.Н. Толстой отмечал, что умение читать строится не напознавательных интересах обучающихся, а на принуждении. В результате чегопроисходит «несоразмерное развитие памяти, ложное понятие о законченностинауки, отвращение к дальнейшему образованию, ложное самолюбие и средства кбессмысленному чтению» [28, с.114].
Л.Н. Толстой утверждал,что сам подход к книжному познанию станет действенным лишь тогда, когдаобучающийся поймёт его смысл и увидит в нём средство, пригодное для жизни.Формальное умение читать, по мнению Толстого, не составляет ещё умения работатьс книгой. Важно научиться понимать прочитанное, самостоятельно осмысливать егои связывать знания с жизнью. Лев Николаевич отмечал, что в детях необходимо сранних лет пробуждать и целенаправленно формировать способность сопереживания.Именно на способности людей «заражаться» чувствами других основанвоспитательный потенциал искусства [28, с.115 –117].
Педагогическая деятельностьЛ.Н. Толстого блестяще подтвердила, что великий писатель не толькотеоретически, но и практически показал, как находить новые пути в педагогикедетского чтения, сближать теорию с практикой, воспитывать творчески грамотногочитателя [28, с.118].
Николай Фёдорович Бунаков– один из видных представителей демократического направления в русской педагогикевторой половины XIX века. Он отдалмного сил борьбе за развитие и совершенствование начальной народной школы [11,с.429].
Открытие собственнойнародной школы было заветной мечтой Н. Ф. Бунакова. Он приобрёл имение вПетино, в двадцати километрах от Воронежа, построил и открыл здание для школы.
В результате огромной работыН. Ф. Бунакова в Петинской народной школе училась преобладающая частькрестьянской детворы. Н. Ф. Бунаков отмечал, что школа должна удовлетворятьинтересы и потребности народных масс[11, с.434].
Многолетняя работа Н. Ф.Бунакова по обучению и воспитанию крестьянских детей была частью егоразносторонней просветительской деятельности среди народа [11, с.440].
Великий русский педагогК.Д. Ушинский (1824 – 1876) рассматривал воспитание детей как единый,специально организованный процесс формирования и развития личности. Важную рольв этом процессе он отводил чтению. В своих книгах «Детский мир» (1861) и«Родное слово» (1864) он стремился дать детям в определённой системе материалдля чтения, развивающий целостное и по возможности всестороннее представление одействительности [19, с.46].
В педагогическом наследииК. Д. Ушинского содержится рекомендация о приобщении детей к чтению. Онсоветовал не спешить обучать детей чтению. «Читать – это ещё ничего не значит;что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело», – писал он встатье «Воскресные школы».
Эффективно, по мнению К.Д. Ушинского, то чтение, к которому ребёнок подготовлен, в котором онзаинтересован. Это положение является одним из основных в современнойпедагогике детского чтения [19, с.46].
Педагогические идеи К. Д.Ушинского настойчиво защищал и развивал педагог-демократ, просветитель В. И.Водовозов (1825 – 1886). Главное, считал педагог, что характеризуетлитературное произведение, это содержательность и правдивость, наличие в нёмопределенного круга общеобразовательных знаний, грамотное, ясное, чёткое ипростое изложение. Этим требованиям отвечают написанные В. И. Водовозовым книгидля внеклассного чтения: «Детские рассказы и стихотворения», «Рассказы изрусской истории», «Книга для первоначального чтения» она рекомендовалась и длячтения в семье [19, с.48]. Особый интерес вызывает, на сегодняшний день,методическое пособие, составленное педагогом к названной книге. В нём дана«система живого разговора, занимательного для детей». Вопросы к беседе опрочитанном расширяли кругозор ребёнка, нацеливали на эстетическое восприятие,на сознательное понимание прочитанного.
В трудах В. И. Водовозовасодержатся рекомендации по работе с иллюстрациями, не потерявшие своей ценностии сегодня. Он утверждал, что иллюстрации могут быть полезны в тех случаях, еслиони «дополняют детские наблюдения», «оживляют в воспоминании уже преждевиденные предметы», «дают особую группировку, особое положение, какого ребёнкуне случалось наблюдать в действительности», «изображают не виденные ребёнкомпредметы, но понятные после предварительных наглядных объяснений». Педагогсоветовал, возбудив любознательность ребёнка иллюстрациями, давать затем читатькнигу.
Плодотворная разработкавопросов детского чтения связана с именем прогрессивного педагога Н. А. Корфа(1834 – 1883). Единомышленник и последователь К. Д. Ушинского, он творческииспользовал книгу К. Д. Ушинского «Родное слово». Сам составил книгу для чтения«Наш друг» (1871), которая была предназначена учащимся земских народных школ.Книга, адресованная в основном крестьянским детям, давала им достоверные знанияоб окружающем мире. Книга включала произведения А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, В. А. Жуковского, и др [19, с.50].
В период 70-х – 80-хгодов XIX века развитие педагогической мысли вобласти детского чтения связано с деятельностью талантливого учителя-словесникаВ. П. Острогорского (1840 – 1902). В предисловии к своей книге «Русскиеписатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и длячтения народу» он писал о «громадной пользе, какую приносит детям чтение художественныхпроизведений лучших писателей родной литературы для эстетического инравственного развития детей, для образования и знакомства с жизнью вообще»[19, с.50].
Как и егопредшественники, В. П. Острогорский отмечал наиболее доступные для восприятиямладшими школьниками произведения фольклора разных народов: «Вечно юныепроизведения наиболее даровитых народов древности, как индийцы, персы, греки,отчасти римляне, задушевная поэзия Франции (Роланд), простодушная сказкагерманца (Гримм) и угрюмого на вид, но тонко чувствующего финна, сказка ибылина национальная русская». На таком литературном материале предлагал педагогначинать этико-эстетическое развитие младших школьников.
В. П. Острогорскийутверждал, что с раннего детства в круг чтения должна входить национальнаялитература, целесообразно знакомить детей с биографиями И. А. Крылова, В. А.Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др.
Педагогическаяобщественность того времени высоко ценила заслуги В. П. Острогорского, считалаего новатором в интерпретации художественной литературы каквоспитательно-образовательного процесса.
В. П. Острогорскомупринадлежит исключительная роль в разработке проблем эстетического воспитаниямладших школьников как читателей. Он обосновал теорию и методикулитературно-творческого развития юных читателей, ввёл такие понятия, как«искусство читать», «формировать речевую культуру», «осмысливать текст».
Значительную роль вразвитии желания к чтению у учащихся В. П. Острогорский отводил школьнойбиблиотеке. Выдающийся деятель XIXвека советовал создавать библиотеки с помощью учеников, привлекать их к работев качестве библиотекарей. «Пусть эта должность библиотекаря будет междуучащимися почётной и желаемой, – писал В. П. Острогорский. – Пусть и самиученики приучаются уважать книгу как серьёзную, полезную для них самих» [19, с.51 – 52].
Вклад В. П. Острогорскогов разработку проблем детского чтения велик. Система отбора художественнойлитературы, предложенная педагогом, – итог многолетних наблюдений и глубокогоизучения интеллектуальных, эстетических возможностей учащихся.
Н. А. Добролюбов (1836 –1861) исследовал содержание чтения юного поколения в новых историческихусловиях, когда нужно учиться «выдерживать борьбу со злом», «отстаивать своюдушевную чистоту и защищать общественную правду от лжи, насилия исвоекорыстия». В таких условиях главной задачей воспитания Н. А. Добролюбовсчитал «возможно, полное и правильное развитие личной самостоятельности ребёнкаи всех его духовных сил» [19, с.42].
Н. А. Добролюбов отмечал,что в чтении юного поколения должна быть представлена самая разнообразнаялитература, но всегда «поставленная в такую систему», «такие сочетания»,которые в совокупности позволяют ребёнку разумно определять своё отношение кмиру, проходить органический путь «возвышения понятий» – от идеи своего народаи государства до идеи народа и государства вообще и, наконец, до идеичеловечества. Освоение произведений в такой системе, по мнению Н. А.Добролюбова, требует помощи и педагогического руководства.
И на сегодняшний день умногих педагогов мира вызывает интерес подход Н. А. Добролюбова к оценкеисторических книг, и их роли в воспитании подрастающего поколения. Он былубеждён в необходимости представлять ребёнку исторические факты в определённойсистеме, научно доказательно. С учётом детского восприятия раскрывать историю вживых картинках исторических событий, в образах исторических деятелей.Творческие поиски Н. А. Добролюбова в области детского чтения не толькообогатили педагогическую мысль XIX века,они были устремлены в будущее и поэтому так значительны для нашего времени [19,с.43].
В.Г. Белинскийсформулировал требования к содержанию и специфике детского чтения. Он доказывалнеобходимость ориентировать чтение на развитие чувств, воображения. В. Г.Белинский утверждал, что книга для детей должна быть занимательной, даритьрадость, наслаждение, будить любознательность. В. Г. Белинский раскрыл иотстоял в борьбе с реакционной критикой и официальной охранительной педагогикойнепреходящую силу нравственно-эстетического воздействия на детей отечественныхписателей. Истинным воспитателем детей В. Г. Белинский считал В. Ф. Одоевского.Он горячо приветствовал «Русские сказки дедушки Иринея», пробуждающие у юныхчитателей любознательность, наблюдательность и любовь к природе. Особую роль вформировании гражданских чувств критик отводил историко-художественнойлитературе, полагая, что она даст юному гражданину примеры «великих действийпредставителей человечества» [11, с.39].
Эффективностьвоспитательного воздействия книги, по мнению В. Г. Белинского, во многомзависит от целенаправленного руководства чтением, которое основывается наумении воспитателя разобраться в литературных произведениях, на всестороннемзнании читателя-ребёнка.
В наследии В. Г.Белинского современные педагоги и библиотекари до сих пор находят актуальныеидеи в области детского чтения. Признание литературы действенным средствомсоциального, гражданского воспитания и разностороннего развития личности,разработка круга по вопросам психологии чтения, определение исходныхпедагогических требований к руководству чтением – всё это позволяет В. Г.Белинскому по праву считаться основоположенником педагогики детского чтения вРоссии [11, с.40].
Таким образом, можносделать следующий вывод: вышеперечисленные и представленные в этой части даннойработы выдающиеся деятели XIXвека вели творческие поиски и активную работу в области детского чтения ипонимали актуальность и приоритетность данного направления для развития всей страныв целом. И сегодня многие из этих направлений в области детского чтения, до сихпор актуальны для всего мирового педагогического и библиотечного сообщества.
Подведя итоги по всейглаве данной работы, можно сделать следующие выводы: детское чтение в России в XVIII – XIX века не стремительно, но всё же развивалось. В этотпериод времени, на страницах таких педагогических журналов, как «Учитель»,«Детский сад», «Педагогический листок», «Воспитание и обучение», «Вестниквоспитания», одним из важнейших средств пробуждения чувств ребенка и обогащенияего жизненного опыта считалось чтение высокохудожественных произведений.Поэтому, детские журналы, редактируемые известными педагогами XVIII – XIX веков и содержащие специально подобранныепроизведения для детского чтения, являлись важным средством нравственноговоспитания подрастающего поколения. Выдающиеся деятели XIX века вели творческие поиски и активную работу вобласти детского чтения и понимали актуальность и приоритетность данногонаправления для развития всей страны в целом. И сегодня многие из этихнаправлений в области детского чтения, до сих пор актуальны для всего мировогопедагогического и библиотечного сообщества.
Глава II.Детское чтение как педагогическая проблема
2.1 Детскоечтение. Проблемы детского чтения в России
«Люди перестают мыслить,когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителемДани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемыпривитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных иразвивающих задач обучения и воспитания.
Детское чтение –педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе,целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубокопонимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культурыребенка, в том числе ее составляющей информационной.
Детское чтение – это нетолько задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это нетолько задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественнымипроизведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, делообстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационномобществе [34, с.25 – 26].
Детское чтение выделено вструктуре чтения по признаку возрастных особенностей читателей в периодыдетства (6 – 9 лет), отрочества (10 – 11 лет), ранней юности (11 – 14 лет).Детям свойственны специфические мотивы и цели чтения, пути их реализации,процессы восприятия литературных произведений. В начале жизни чтение взначительно большей мере, чем в последующие периоды, – источник познания мира исебя, средство саморазвития.
В России детское чтениеизучалось в ходе крупнейших социологических исследований 60 – 90-х годов XX века – «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга ичтение в жизни советского села», «Социальная среда и чтение школьников», «Состояниеи тенденции развития чтения детей и подростков – читателей библиотек» [2,с.350].
Детское чтение, насовременном этапе, по своей структуре состоит из нескольких периодов:
· возраст 6 – 7 летрассматривается как «детский» в читательском развитии, когда преобладаютэмоциональное отношение к книге, вживание в образы героев, медленный переход отконкретного к понятийному мышлению;
· отроческий период– переход от детского к подростковому (примерно 10 – 11 лет), для которогохарактерна познавательная активность («поглощение информации»), переход отэмоционального восприятия к логическому, пристрастие к событийной сторонепроизведения. В это время начинает различаться чтение девочек и мальчиков
· от 10 до 14 лет –подростковый период в детском чтении;
· дети 14 лет(переход от подросткового к юношескому этапу развития личности) [2, с. 350]. Наданном этапе эти читатели утрачивают некоторые характеристики чтения, сужаетсядиапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше,другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного.Наблюдается активное приобщение к литературе для взрослых.
В целом специфика детскогочтения отчётливо выражена у детей от 6 (и ранее) до 12 лет. Именно в эти годыболее всего читается детская литература, что определяет типологию иорганизационную структуру детской библиотеки.
Детское чтение включалокниги: специально созданные для детей; произведения отобранные взрослыми для детскогочтения, а также специально изданные для детей. Внутри этой совокупностивыделялись художественные произведения (проза, поэзия, драматургия) инехудожественные (научно-художественные, научно-популярные, справочные,информационные и т.д.) литература, а также чтение условно «чувственное» и«познавательное» (интеллектуальное). В конце XX века появляется понятие «электронная литература»,«электронное детское чтение».
Содержание, структурадетского чтения определяется социально-культурными влияниями среды в узком(семья) и широком (общество) смысле, психико-генетическими процессами развития ребёнка.Дети, как бы, «просеивают» информацию собственной системой мышления,мироощущения, школой ценностей, специфичной для каждого возраста, и выявляютинтересующие их темы, сюжеты, жанры, героев.
Детское чтениедифференцируется на учебное (с оттенком объективной принудительности) иличностное (с иллюзией самовыбора). Чтение художественных инаучно-познавательных книг различается по мотивам, целям, способам чтения.
Цельнаучно-познавательной книги – умственное развитие ребёнка и главное здесь –знание, информация. Художественная литература многофункциональна. В свободномдетском чтении научно-познавательная литература занимает значительно меньшеместа, чем художественная [2, с.351].
В структуре детскогочтения различают также родную и инонациональную литературу, вводящую ребёнкасоответственно в реалии своего народа, общества, государства, и винонациональную культуру.
В культуре России содержаниедетского чтения и воспитание детей рассматривалось взаимосвязано. Например,считалось, что чрезмерное увлечение сказками, мистикой плохо влияет на психикуребёнка отвлекает от реальности. В современное время это представление приводилок ограничению жанров. Вместе с тем, бытовало мнение, что классическаялитература должна входить в детское чтение как можно раньше [2, с.351].
В современном обществепроблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тотфакт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областейнаук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Эта проблемав России остаётся актуальной на сегодняшний день. Как утверждает директорИнститута возрастной физиологии, академик академии образования, М. М. Безрукихфундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети нехотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка неформируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения [13, с.21].Как отмечает М. М. Безруких, задача обучения детей чтению на начальном этапе –научить понимать ребёнка то, что он читает. М. М. Безруких, исследовав причиныпотери интереса современных детей к чтению выявила три основные причины:
· плохое обучениеребёнка чтению;
· не поддержаниеинтереса ребёнка к чтению;
· необходимостьпереходить с чтения вслух на чтение «про себя».
По утверждению М. М.Безруких, нужно объяснить ребёнку, как правильно переходить с чтения вслух начтение «про себя», набраться терпения и какое-то время с ним заниматься, но какутверждает М. М. Безруких, в России, на современном этапе, это не делается.
Однако, М. М. Безруких, отмечаети роль государства в формировании детского чтения. М. М. Безруких считает, чтогосударство должно научить педагогов правильно учить чтению – по мнению М. М.Безруких, с этого всё начинается. Вторая задача государства, по мнению М. М.Безруких, просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут,и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению. И третья задача, если вэтом есть необходимость, – поддерживать современных писателей, пишущих длядетей. Таким образом, М. М. Безруких, утверждает, что с ребёнком просто нужнобольше говорить [13, с. 21 – 22].
Современные дети сами,как отмечает Д. Чаликова в своей статье «Что и как мы читаем» считают, чтоуровень их знаний падает. Д. Чаликова провела мини-исследование «Проблемыдетского чтения в России и в Москве: прошлое, настоящее, будущее» и порезультатам которого выявила, что дети стали меньше читать. И сами респондентыуказали конкретные причины этого явления:
· слишком многоотвлекающих моментов (Интернет, телевидение, компьютерные игры);
· не хватаетсвободного времени;
· нет хорошегоучителя.
При этом отмечает Д.Чаликова, что так отвечали дети читающие, которые действительно интересуютсялитературой.
Последний фактор проблемыдетского чтения в России, как отмечает Д. Чаликова, – воспитание в семье. Когдародители с книгой, то и дети тоже читают. А когда родители возмущаются, чтодети не читают, но при этом сами не читают, то какие претензии можнопредъявлять ребёнку? Естественно, как отмечает Д. Чаликова, такой ребёнок нечитает [30, с.7].
Сегодня всемспециалистам, работающим в области детского чтения, особенно необходимо знаниереальной картины детского чтения, картины, которая опиралась бы не только наэмоции и личностный опыт, но имела бы под собой реальные основания. Есть лисегодня полная картина детского чтения в России? – И да, и нет. Создать полнуюи достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно, по мнению многихспециалистов, работающих в области детского чтения в России. Многие из этихспециалистов, В. П. Чудинова, Л. В. Чернышева, Л. О. Береснева, Н. С. Егорова,Е. Н. Ионова, Г. М. Первова, Н. Н. Светловская и другие, отмечают, что этоявление сегодня, прежде всего, связано с тем, что государство недостаточноозабочено проблемами детства.
По мнению В. П. Чудиновойвсе больше детей и подростков в России сегодня читают мало, либо читают иначе,не так, как хотели бы этого родители и педагоги. На смену старой приходит новая«модель детского (подросткового) чтения» — «модель литературной социализацииличности» — так автор называет этот процесс, в котором меняются практически всехарактеристики чтения подрастающего поколения.
Как утверждает В. П.Чудинова, сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитииобщества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Проблемы вчтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплексамер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей иподростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входилобы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. Изучениемсоциологических, психологических аспектов чтения, педагогических основ иметодик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения отчтения занимаются лишь немногие специалисты [34, с.30].
Как отмечает В. П.Чудинова, сегодня меняются практически все характеристики детского чтения:статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способработы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы истимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источникиполучения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Исследовавпроблему детского чтения в России, В. П. Чудинова может говорить о развитииряда тенденций в детском чтении, а также о том, то происходит процесс изменениястарой на новую модель освоения детьми книжной культуры.
Итак, в чтении детей иподростков сегодня происходят очень серьезные перемены. И исследовав даннуюпроблему в своей статье «Чтение детей и подростков в России на рубеже веков:
смена «модели чтения»» В.П. Чудинова, выявила черты, которые характеризуют старую модель чтения – тотобраз, который пока что остается в сознании многих:
· «любовь чтению»(под которой мы выделяем высокий статус чтения, престиж в обществе «человекачитающего, обязательность регулярного чтения);
· преобладание вкруге чтения книг, а не журналов;
· разнообразныйрепертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;
· наличие домашнейбиблиотеки [34, с.30].
О проблемах,существующих в области детского чтения, говорит и Л. В. Чернышева в своейстатье «Кризис детского чтения – общемировая проблема». Л. В. Чернышеваотмечает, что педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи ушкольников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Поутверждению Л. В. Чернышевой, школьники не осваивают язык классическогонаследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход кклассической литературе. Л. В. Чернышева отмечает, что сегодня утрачивается нетолько культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваиваетсязначительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, котораясоставляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так,снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходити в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезлигерои литературной классики. В то же время, как отмечает Л. В. Чернышева, влияние«электронной культуры» на чтение усиливается [31, с. 7 – 8].
Л. В.Чернышева заявляет, что окружающая среда и доступность различных каналовмассовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на отношениесовременных детей-читателей к книге, читательские привычки и пристрастия.Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа,зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову. Однако, по мнению Л. В.Чернышевой, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей,которое оно предоставляет, к нему возникает острый интерес. Позже, поутверждению Л. В. Чернышевой, когда оно будет освоено, оно «встроится» вструктуру жизнедеятельности, и займет в ней свое место [31, с. 9].
Л. В.Чернышева выявляет и то, что сегодня меняется не только процесс чтения детьмипечатной продукции, меняются все характеристики чтения в целом (и этусовокупность автор называет «новой моделью детского чтения»). И, самое главное,как утверждает Л. В. Чернышева, меняется характер и отношение детей иподростков ко всему комплексу медиа – книгам, периодике, телевидению, радио, атакже к мультимедиа и Интернету [31, с. 9].
Всёвышепредставленное доказывает, что сегодня действительно существуют некоторыепроблемы в области детского чтения, однако, по мнению Л. В. Чернышевой, В. П.Чудиновой, дело не в том, какое средство будет выбираться – книга иликомпьютер, где будет текст – на бумаге или на экране монитора, дело в другом:что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и пониманиятекста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлятьразличные типы медиа для развития юной личности.
Такимобразом, подведя итог по данной части работы, можно сказать следующее: чтение –это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнокисключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно,существуют. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он неможет постичь окружающий мир.
Детское чтение –педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе,целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубокопонимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культурыребенка, в том числе ее составляющей информационной. Детское чтение – это нетолько задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это нетолько задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественнымипроизведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, делообстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе[34, с.25 – 26].
По словамизвестного детского писателя Э. Н. Успенского, пропаганда детского чтения вРоссии не будет плодотворной, если к ней не подключить телевидение [30, с.9]
В современномобществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Этодоказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалистыразных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшейшколы и т.д. Эта проблема в России остаётся актуальной на сегодняшний день.
Как отмечаетМ. М. Безруких, все существующие проблемы в области детского чтения насовременном этапе, можно решить только всеобщими усилиями педагогов,библиотекарей, родителей, но важна также и роль государства при поддержке детскогочтения. М. М. Безруких считает, что государство должно научить педагоговправильно учить чтению – по мнению М. М. Безруких, с этого всё начинается.
Вторая задачагосударства, по мнению М. М. Безруких, просветительская: объяснять родителям,что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление кчтению.
И третьязадача, если в этом есть необходимость, – поддерживать современных писателей,пишущих для детей. Таким образом, как утверждает М. М. Безруких, что с ребёнкомпросто нужно больше говорить [13, с. 21 – 22].
2.2 Семья и её роль в развитиидетского чтения
Семья – это основанная набраке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта,взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [16, с.257].
Семья – это особыйсоциальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе ичитательской. Во многом отношение к чтению, приобретение читательской культурымолодым поколениям зависит от того, какие образцы читательского поведенияпредлагают им взрослые – их родители [26, с.32].Семья – это оптимальная средаэмоционального и нравственного формирования личности ребенка, она обладаетрядом характеристик, необходимых для этого. К ним отнесены тип семьи, ееструктура, материальная обеспеченность, место проживания, психологическиймикроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей имногое другое. Для решения задач воспитания и приобщения ребенка к чтению всемье все вышеперечисленные факторы необходимо рассматривать в совокупности[20, с.1 – 2].
Сегодня семья, переживряд реформаторских изменений государственного масштаба, находится в кризисномсостоянии. Признаком кризисного состояния семьи является невыполнение ею рядафункций, прежде всего репродуктивной и воспитательной. Все это не могло несказаться на процессе формирования ребенка как читателя. Сегодня семьяперестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Некоторые родители малочитают или не читают вообще. Следовательно, учитывая сложившиесяобстоятельства, сложно говорить о родителях как об организаторах чтения детей.И это актуальная на сегодняшний день, как среди библиотекарей, так и средипедагогов проблема, решать которую, необходимо сообща [26, с.32].
Семейное воспитание –более или менее осознанные усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемыестаршими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьисоответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен бытьребёнок, подросток, юноша [16, с.257].
Семья – главнейшийсоциальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семьезакладываются духовно-нравственные основы личности. И именно семья, по мнениюС. А. Денисовой, является той средой, где формируется с раннего детства интереси любовь к книге [5, с.30].
Известно, что мир дляребенка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтениюзарождается прежде всего в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребёнка– добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера,духовные единства. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять еетак, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало деломсемейным. Из этого следует, что важный фактор, влияющий на развитие детскогочтения в нашей стране – это, безусловно, семья. В семье формируется личностьребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе ик чтению [26, с.32 – 33].
Семья в определеннойстепени руководит чтением детей, в семье ребенок получает информацию о книгах(целенаправленно или случайно). Во многих случаях родители являются авторитетомдля детей в выборе книг, в оценке прочитанного. Но родители обычно плохоинформированы о детской литературе. Это приводит к тому, что они часторекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства, без учетасоциально психологических особенностей современного ребенка. В результатечтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей. Для того, чтобыопределить роль семьи в чтении современных детей, библиотекари приглашаютродителей посетить детскую библиотеку, беседуют с ними о детском чтении, егоособенностях, бывают на родительских собраниях в школах, просят их ответитьустно или письменно на такие вопросы: «Есть ли у ребенка личная библиотека?Сколько в ней книг? Какие газеты и журналы выписываются для детей? Какие положительныекачества развивает у ребенка чтение?» [26, с.34 – 35].
У детей, чьи родителилюбят читать, скорее разовьется вкус к чтению, утверждает И. И. Тихомирова, чему тех, чьи родители не подают в этом примера. Когда родители читают вместе сдетьми – это сближает их. А также помогает ребёнку лучше усвоить их содержание.А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочихоказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка со взрослыми,выступающими для него носителями опыта человечества, чтения-слушанияхудожественных произведений является начальным этапом приобщения ребенка кчтению вообще.
Резкое снижение временисемейного чтения – факт общеизвестный, несмотря на увещевания педагогов,психологов, библиотекарей, что именно в это трудное для ребенка время (периодшкольной адаптации) важно не прекращать традиции семейного чтения.Первоклассник в это время бьется над отработкой техники чтения: чего стоят хотябы ежеквартальные школьные замеры скорости чтения, нередко доводящие детей дослез, вызывающие невротические реакции, формирующие у многих стойкий страхперед чтением [26, с.35 – 37].
Ребенок неосознаннопереживает воздействие произведения, он накапливает опыт такого переживания,когда не способен воспринимать еще смысл текста, не способен воспринимать егобез эмоционального соучастия взрослого, который выступает посредником ипроводником в общении дошкольника с автором произведения. Освоениедействительности как реальной, так и отражённой в книге, происходит у младшегошкольника главным образом через взрослого. Поэтому именно в этом возрасте илина данном этапе развития важно приучать ребёнка к чтению через семейный опытили через семейные чтения.
Поэтому, сегодня основнымсоциальным институтом, занимающимся формированием ребенка-читателя в дошкольномвозрасте, является семья. Как показывает практика, вмешательство со стороныбиблиотеки в формирование личности ребенка-читателя дошкольного возраста покаминимально, хотя в последнее десятилетие в России важным направлениемдеятельности библиотеки является работа с семьями, имеющими детей дошкольноговозраста. Библиотеки семейного чтения, осознав значимость работы с даннойгруппой читателей, привлекают родителей к совместному чтению с детьми,используют различные формы и методы работы, хотя о системе взаимодействия ссемьями детей этого возраста говорить пока сложно.
В школьном возрастенаряду с семьей на формирование ребенка влияет школа, её образовательнаядеятельность. При этом особую роль в развитии его читательских способностейиграет библиотека. После освоения ребенком техники чтения роль родителейменяется, а взаимодействие с текстом произведения начинает принимать диалоговыйхарактер.
Семейные чтения – этоглавный путь широкого приобщения детей к миру книги. Сейчас, когда дети читаютвсе меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения молодежи вбиблиотеки. Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы ссамых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в школе, в библиотеке[24, с.38 –40].
Негативным фактором,несомненно, в формировании читателя-ребенка является и утрата традицийсемейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играетособую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного, сближаетчленов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развитияобщества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора.
Такое положение крайненегативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированиюребенка-читателя. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшееразвитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурнойнормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума [24, с.41 –42].
Сегодня многие специалисты,как в области библиотечного дела, так и в области педагогики, такие как И. И.Тихомирова, Л. О. Береснева, Н. И. Бочкарева, С. А. Денисова, И. Н. Тимофеева, Н.И. Лифинцева и др. отмечают, что семья во многом утратила силу положительноговлияния на детей и на детское чтение в частности. Восстановить это влияниетолько на основе семейного чтения невозможно. Однако и уменьшать его роль былобы ошибкой, тем более, что при педагогически и психологически грамотном подходек нему открываются широкие возможности духовного взаимодействия взрослых идетей.
С. А. Денисоваутверждает, что развитие детского чтения напрямую зависит от чтения самихродителей. Это – проблема всей семьи, и решать ее, по мнению автора, надосовместно. В ее решении в первую очередь должна принять участие школьнаябиблиотека, которая пока еще мало связана с родителями. Говоря о чтении детей,С. А. Денисова отмечает, что школьное изучение литературы отбивает у учениковохоту читать. Родителям, по мнению С. А. Денисовой, следует активнееиспользовать свое право влиять на выбор школьных учебников для детей [5, с.31].
Неоспорима сегодня, помнению С. А. Денисовой, роль семьи в формировании отношения к книге, чтению.Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок этоулавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве, по утверждениюавтора, остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье.Большое значение, по словам С. А. Денисовой, имеет состав домашней библиотеки,отражающий вкус и род профессиональных занятий и интересов родителей. Это тожево многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребенка иподростка [5, с.32].
По мнению И. И.Тихомировой, детская книга в семье — индикатор заботы старшего поколения овоспитании и образовании младших, показатель складывающегося взаимопониманиямежду ними.
Сегодня многимиспециалисты, как в области библиотечного дела, так и в области педагогики, такимикак И. И. Тихомирова, Л. О. Береснева, Н. И. Бочкарева, С. А. Денисова, И. Н.Тимофеева, Н. И. Лифинцева и др. отмечается, что повысилось значение книги каксредства воспитания, связи между культурами разных поколений. В этом отношении особуюроль сегодня приобретает, по мнению И. И. Тихомировой, Л. О. Бересневой, Н. И.Бочкаревой, С. А. Денисовой, И. Н. Тимофеевой, вопрос культивирования чтения вусловиях семьи, в частности, общения родителей и детей посредством книги. Ведьименно семья, считают эти авторы, формирует мировосприятие человека, образжизни и ценностные ориентиры.
Семейное чтение, как процессприобщения современных детей и подростков к чтению должен решать следующиеосновные задачи:
· формировать умениеобщаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла произведений;
· обогащать словарьзнаний о литературе;
· переходить отпривычки читать к потребности в чтении;
· создать духовнуюблизость с родителями;
· формироватьвзгляды и мировоззрение [5, с.32].
В семейном чтенииродительское чтение вслух обычно считается необходимым тогда, когда ребёнок ещёне умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда родительское чтение для негомногие считают излишним. Но это убеждение неверно утверждают многиеспециалисты, такие как И. И. Тихомирова, Л. О. Береснева, Н. И. Бочкарева, С.А. Денисова, И. Н. Тимофеева, Н. И. Лифинцева и др. Самостоятельное чтениедетей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится дляэтого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читатьпроизведение попеременно, часть читает взрослый, часть – ребёнок. Хорошо, еслипривычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного досуга.Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой беседой: всё ли понятно,какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета. Вышеназванныеспециалисты предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегатьразговора проверочного характера, заставлять ребёнка пересказывать.
Однако как утверждаютмногие специалисты, такие как И. И. Тихомирова, Л. О. Береснева, Н. И.Бочкарева, С. А. Денисова, И. Н. Тимофеева, Н. И. Лифинцева, В. П. Чудинова идр., наличие в семье читающих родителей не всегда подразумевает автоматическинеравнодушных к книге детей. Само влияние семьи можно, на их взгляд, определитькак непосредственное и опосредованное. Непосредственное влияние активно: родителисознательно формируют позитивное (либо негативное, что встречается реже)отношение к книге. Опосредованное влияние подразумевает определенный стиль жизнисемьи: с детьми никто не проводит бесед «о пользе чтения» и не отводит за рукув библиотеку, но присутствует «сакрализация образа книги и ее значений», длячленов семьи книга является символом, кодом культуры. Если же родители, считаютвышеназванные авторы, не прикладывают осознанно и целеустремленно специальных,иногда значительных усилий в этом направлении и жизнь семьи не вписывается в«формат» естественного (как сон, еда, самообразование) книгопользования, то отношениеребенка к книге будет зависеть, скорее всего, от случая или позициинеближайшего окружения – одноклассников, компании сверстников или более старшихподростков и молодых людей, например компании старшего брата и т.п.
Таким образом, сегоднянеоспорима, роль семьи в формировании отношения к книге, чтению. Если чтениеявляется важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает ивпитывает. Впечатления, полученные в детстве, по утверждению С. А. Денисовой, остаютсяна всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье [5, с.32]. По мнениюИ. И. Тихомировой, детская книга в семье — индикатор заботы старшего поколенияо воспитании и образовании младших, показатель складывающегося взаимопониманиямежду ними.
Также систематическоевоздействие на ребенка со стороны библиотеки и семьи на разных возрастныхэтапах способствует эффективному формированию его личности. Однако сегоднямногими специалистами в области библиотечного дела, в области педагогики, такимикак И. И. Тихомирова, Л. О. Береснева, Н. И. Бочкарева, С. А. Денисова, И. Н.Тимофеева, Н. И. Лифинцева, В. П. Чудинова отмечаются негативные тенденции,связанные с влиянием библиотеки и родителей на детей разных возрастов,неравномерность воздействия. Сегодня родители больше внимания уделяют развитиюребенка дошкольного возраста, библиотека на данном этапе решающего воздействияне оказывает. Ситуация меняется в младшем школьном возрасте, когда влияние состороны библиотеки является более значимым, по сравнению с ролью семьи.Следовательно, воздействие библиотеки и семьи на ребенка-читателя нельзярассматривать как комплексное.
Сделав выводыпо всей главе, нужно сказать о том, что в современном обществе проблемы вобласти детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, чтонад данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук:библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Этапроблема в России остаётся актуальной на сегодняшний день. Однако, как отмечаетМ. М. Безруких, все существующие проблемы в области детского чтения насовременном этапе, можно решить, но только всеобщими усилиями педагогов,библиотекарей, родителей, сегодня важна также и роль государства при поддержке детскогочтения. М. М. Безруких считает, что государство должно научить педагоговправильно учить чтению – по мнению М. М. Безруких, с этого всё начинается [13,с. 21 – 22].
Итак, сегодня неоспорима,роль семьи в формировании отношения к книге, чтению. Если чтение являетсяважной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает.Впечатления, полученные в детстве, по утверждению С. А. Денисовой, остаются на всюжизнь и реализуются детьми уже в собственной семье [5, с.32]. Семейные чтения –это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Сейчас, когда детичитают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения молодежив библиотеки. Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы ссамых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в школе, в библиотеке[24, с.38 –40].
Заключение
Детское чтение –педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе,целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубокопонимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культурыребенка, в том числе ее составляющей информационной.
Детское чтение в Россиибыло предметом внимания многих деятелей науки и культуры XVIII – XIX веков. Среди них М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Г.Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский,Л. Н. Толстой, В. И. Водовозов, М. А. Корф и другие.
Сегодня роль чтения детейв духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознаетсякак национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегоднянарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, преждевсего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны,отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучениедетского чтения и литературы для детей.
Как отмечаетМ. М. Безруких, все существующие проблемы в области детского чтения на современномэтапе, можно решить только всеобщими усилиями педагогов, библиотекарей,родителей, но важна также и роль государства при поддержке детского чтения. М.М. Безруких считает, что государство должно научить педагогов правильно учитьчтению – по мнению М. М. Безруких, с этого всё начинается.
Вторая задачагосударства, по мнению М. М. Безруких, просветительская: объяснять родителям,что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление кчтению.
И третья задача, если вэтом есть необходимость, – поддерживать современных писателей, пишущих длядетей. Таким образом, как утверждает М. М. Безруких, что с ребёнком простонужно больше говорить.
По утверждению Л. В.Чернышевой, современные школьники сегодня не осваивают язык классическогонаследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход кклассической литературе. Л. В. Чернышева отмечает, что сегодня утрачивается нетолько культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваиваетсязначительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, котораясоставляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так,снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходити в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезлигерои литературной классики. В то же время, как отмечает Л. В. Чернышева, влияние«электронной культуры» на чтение усиливается.
Несмотря на то, что в XXI веке детскую книгу перестаютвоспринимать как прямое педагогическое средство, ее образовательно-воспитательноевоздействие на формирующуюся личность юного читателя неоспоримо.
Семья – главнейшийсоциальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семьезакладываются духовно-нравственные основы личности. И именно семья, по мнениюС. А. Денисовой, является той средой, где формируется с раннего детства интереси любовь к книге.
По мнению С. А.Денисовой, развитие детского чтения напрямую зависит от чтения самих родителей.Это – проблема всей семьи, и решать ее, по мнению автора, надо совместно. В еерешении в первую очередь должна принять участие школьная библиотека, котораяпока еще мало связана с родителями. Говоря о чтении детей, С. А. Денисова отмечает,что школьное изучение литературы отбивает у учеников охоту читать. Родителям,по мнению С. А. Денисовой, следует активнее использовать свое право влиять навыбор школьных учебников для детей.
Таким образом, подведяитог по всей данной работе, следует сказать о том, что детское чтение в Россиив XVIII – XIX века не стремительно, но все, же развивалось. В этотпериод времени, на страницах таких педагогических журналов, как «Учитель»,«Детский сад», «Педагогический листок», «Воспитание и обучение», «Вестниквоспитания», одним из важнейших средств пробуждения чувств ребенка и обогащенияего жизненного опыта считалось чтение высокохудожественных произведений.Поэтому, детские журналы, редактируемые известными педагогами XVIII – XIX веков и содержащие специально подобранныепроизведения для детского чтения, являлись важным средством нравственного воспитанияподрастающего поколения.
Многие выдающиеся деятелиXIX века, представленные в даннойработе, вели творческие поиски и активную работу в области детского чтения ипонимали актуальность и приоритетность данного направления для развития всейстраны в целом. И сегодня многие из этих направлений в области детского чтения,до сих пор актуальны для всего мирового педагогического и библиотечногосообщества.
Итак, детское чтение –это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, этоне только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественнымипроизведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, делообстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационномобществе.
Чтение – это действенныйдуховный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня изэтого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение – этоглавное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающиймир.
Семейные чтения – этоглавный путь широкого приобщения детей к миру книги. Сейчас, когда дети читаютвсе меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения молодежи вбиблиотеки. Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы ссамых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в школе, вбиблиотеке.
Сегодня неоспорима, роль семьив формировании отношения к книге, чтению. Если чтение является важной частьюжизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученныев детстве, по утверждению С. А. Денисовой, остаются на всю жизнь и реализуютсядетьми уже в собственной семье.
Список литературы
1. Береснева, Л. О роли чтения / Л.Береснева // Домашнее воспитание. – 2002. – № 6. – С.15 – 17
2. Библиотечная энциклопедия / Рос.гос. биб-ка. – М.: Пашков Дом, 2007. – 1300 с.
3.Бочкарёва, Н.И. Как воспитать талантливого читателя / Н. И.Бочкарёва // Детская библиотека. – 1999. – №3. – С.75 – 82
4.Гобова, Е. С. Понимать детей – дело интересное/ Е. С. Гобова.– М.: Аграф, 1997. – 240 с.
5.Денисова, С. А. Родители о детскомчтении и роли библиотек / С. А. Денисова // Родительское собрание по детскомучтению. – 2008. – С. 30 – 32
6.Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастиясовременных подростков: итоги исследования /Волгоградская обл. детскаябиблиотека; сост. О.И. Харитонова. – Волгоград, 2001. – 19с. (Режим доступа всети: www. rgdb. ru ).
7. Егорова, Н. С. Проблемы детскогочтения глазами теоретиков и практиков / Н. С. Егорова // Начальная школа. –1998. – № 9. – С. 11 – 16
8. Иванова, Г. А. Образованиебиблиотекарей как специалистов по работе с детьми: монография. – М.: МГУКИ,2002. – 253 с.
9.Ионова, Е. Н. Учить читать трудно,а переучивать еще труднее/ Е. Н. Ионова// Начальная школа. – 2000. – № 2. – С.28 – 34
10. Кавелина, Е. Интернет книги несоперник / Е. Кавелина // Этносфера. – 2008. –
№11. – С. 4 – 6
11.Латышина, Д.И. История педагогики:воспитание и образование в России X – начало XX века: учебноепособие. – М.: Форум, 1998. – 584 с.
12.Лифинцева, Н. И. Самостоятельнаячитательская деятельность младших школьников. Программа развития читательскогоопыта / Н. И. Лифинцева // Начальное образование. – 2004. – № 3. – С.10 – 15
13. Мокина, М. Чтение – основаграмотности / М. Мокина // Этносфера. – 2008. –
№ 12. – С. 21 – 22
14.Панфилов, А. Песочные часыуходящего детства / А. Панфилов // Первое сентября. – 1998. –№ 2. – С. 6 – 7.
15. Педагогика детства. К. Д.Ушинский. Воспитание человека: Избранное / сост.: вступ. статья С. Ф. Егорова.– М.: Карапуз, 2000. – 256 с.
16. Педагогический энциклопедическийсловарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С.Глебова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 528 с.
17. Перова, М. Первые шаги – вместе /М. Перова // Библиотека. – 2000. – №1. – С. 45 – 46
18. Первова, Г. М. Формирование кругадетского чтения учителем / Г. М. Первова // Начальная школа. – 1999. – № 12. –С. 33 – 38
19. Полозова, Т.Д. Руководствочтением детей и юношества в библиотеке: учеб. пособие / Т.Д. Полозова, Г.А.Иванова, Г. П. Туюкина [и др.]. – М.: МГИК, 1992. – 222 с.
20. Полякова, Т.И. Чтение какпедагогический процесс развития информационной культуры младших школьников / Т.И. Полякова // Русская ассоциация чтения. – СПб., 2006. – Вып.3. – С. 1 –2. (Режимдоступа в сети: www. rgdb. ru ).
21. Родительское собрание по детскомучтению: сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Русскаяшкольная библиотечная ассоциация. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация,2008. – 136 с.
22.Светловская, Н. Н. Обучение детейчтению: Практическая методика: учеб. пособие / Н. Н. Светловская. – М.:Академия, 2001. – 282 с.
23.Светловская, Н. Н. Обучение чтениюи законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2003.– № 1. – С. 11 –18
24.Тимофеева, И. Н. Что и как читатьвашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководствудетским чтением/ И. Н. Тимофеева; ред. Н. Н. Мазняк. – СПб: Рос. нац. б-ка,2000. – 512 с. (Режим доступа в сети: www. rnb. ru ).
25. Тихомирова, И.И. Читать – значиттворить / И.И.Тихомирова // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. –№ 5. – С.56 –60
26.Тихомирова, И. И. Детская книга вдомашней библиотеке / И. И. Тихомирова // Родительское собрание по детскомучтению. – 2008. – С. 32 – 37
27.Тихомирова, И. И. За детскоечтение берутся родители / И. И. Тихомирова // Родительское собрание по детскомучтению. – 2008. – С. 6 – 17
28.Тодоров, Л.В. Л.Н. Толстой оруководстве детским чтением и творчестве / Л. В. 29.Тодоров // Советскаяпедагогика. – 1975. – №10. – С. 113 – 118. (Режим доступа в сети: www. rgdb. ru ).
30.Урман, Ф. И. Формированиеосознанного чтения в начальной школе / Ф. И. Урман // Школа. – 2003. – № 3. –С.41 – 42
31.Чаликова, Д. Что и как мы читаем /Д. Чаликова // Встреча. – 2007. – №2. – С. 6 – 9.
32. Чернышева, Л.В. Кризис детскогочтения – общемировая проблема / Л. В. Чернышева // Школа: день за днём. – 2006.– № 7. – С.7 – 9 (Режим доступа в сети: www. rgdb. ru)
33.Чудинова, В. П. Информационныйпотенциал личности / В. П. Чудинова // Библиотека. – 2007. – №1. – С.37.
Чудинова, В. П. О задачах поддержкичтения в России / В. П. Чудинова // Книга и мировая цивилизация: материалыодиннадцатой международной научной конференции по проблемам книговедения: вчетырёх томах. – Т.1. – М.: Наука, 2004. – С. 116 – 122.
34. Чудинова, В.П. Чтение детей иподростков в России на рубеже веков:
смена «модели чтения» / В. П.Чудинова // Социологические исследования. – 1999. – №8. – С.25 – 30
35.Чудинова, В.П. Чтение в контекстеразвития информационного общества / В. П. Чудинова // Социологическиеисследования. – 1999. – №5. – С.30 – 36
36.Янина, С. Классики педагогическоймысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании / С. Янина//Школьная библиотека. – 2001. – № 6. – С.29 – 31
Приложение
Как Вы считаете, какиедети больше других читают?
Где работают респонденты школьная библиотека детская библиотека В целом: Дети, которым любовь к чтению привили в семье. 100,0 % 91,3% 94,6% Дети, посещавшие детский сад. 10,7% 10,9% 10,8% Дети, хорошо освоившие компьютер. 3,6% 4,3% 4,1% Дети, которые читать начали до школы. 32,1% 28,3% 29,7% Дети, которым любовь к чтению привил учитель. 64,3% 34,8% 45,9% Дети, родителей с высшим образованием. 7,1% 10,9% 9,5% Дети, которые стали посещать библиотеку до школы. 39,3% 52,2% 47,3% Другие. 0,0% 0,0% 0,0% Итого: 100,0% 100,0% 100,0%
В таблице представленыпарные распределения ответов библиотекарей в зависимости от типа библиотеки.Опроса проводила Государственная библиотека Ханты-Мансийского автономногоокруга – Югры. (Режим доступа на источник в сети: http:// www.rsl.ru)