Реферат по предмету "Экономика"


Торговая надбавка

Содержание 1. Формирование ценовой политики предприятия 2. Методы расчета торговой надбавки 3. Список литературы 1. Формирование ценовой политики предприятия
Предметом ценовой политики торгового предприятия выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элемен­тов — торговая надбавка. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупате­лю при его реализации торговым предприятием. И только этот элемент цены с учетом конъюнктуры потребительского рынка, условий своей хозяйственной деятельности, уровня цены производителя и других факторов торговое предпри­ятие формирует самостоятельно. Несмотря на высокую сте­пень связи с ценой производителя, уровень торговой надбав­ки далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены на товар, предложенном его производителем, может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и наоборот — при высоком уровне цены производителя торговые предприятия часто ограничиваются низким уровнем торговой надбавки. Эта специфика торговой деятельности определяет осо­бенности формирования ценовой политики предприятия тор­говли.Под формированием ценовой политики торгового предприятия понимается обоснование системы дифферен­цированных уровней торговой надбавки на реализуемые товары и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на потребительском рынке и условий хозяйствова­ния. Основные предпосылки, принципы и методы формирования ценовой политики на предприятиях торговли. Прежде всего, выяснив в каком диапазоне потребитель­ского рынка может формироваться торговая надбавка роз­ничного предприятия, т.е. определим возможные границы его маневра в формировании своей ценовой политики рис.1 Из рисунка 1 видно, что нижним пределом формирования торговой надбавки предприятий розничной торговли высту­пают цены оптового предложения товара на рынке, опреде­ляемые ценами его производителей и оптовых посредников Верхний пределом формирования торговой надбавки предприятий розничной торговли являются цены спроса конечных поку­пателей товара. Наряду с внешними границами возможного диапазона формирования торговой надбавки розничного торгового Предприятия, рассмотрим также состав ее внутренних эле­ментов Торговая надбавка предприятия состоит из трех основных элементов: 1) суммы издержек об­ращения, связанных с реализацией товара; 2) суммы налого­вых платежей, входящих в цену товара, т.е. уплачиваемых непосредственно за счет доходов торгового предприятия (к ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные сборы и пошлины 3) суммы прибыли и реализации товаров (до вычета из нее налогов). Снижение уровня издержек обращения (т.е. их размера в цене каждого товара) может быть обеспечено за счет роста объема продажи товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности. Снижение суммы и уровня налоговых плате­жей, входящих в цену товара, может быть обеспечено за счет совершенствования ассортиментной политики предприятия, отказа от импорта ряда товаров, осуществления более эф­фективной налоговой политики (более полного использова­ния системы налоговых льгот) и других мероприятий. Сни­жение уровня первых двух элементов в цене товаров позво­ляет формировать в рамках диапазона торговой надбавки более высокий размер прибыли (уровень рентабельности), т.е. осуществлять более эффективную ценовую политику. С учетом рассмотренных предпосылок сформулируем принципы формирования ценовой политики торгового предприятия. К числу основных из этих принципов относятся : 1. Обеспечение увязки ценовой политики предприятия с общей стратегией торгового менеджмента и приоритет­ными целями развития товарооборота. Ценовая политика должна рассматриваться как важнейшая составная часть стратегии развития торгового предприятия на отдельных этапах ее реализации, а; ее цели должны строго корреспон­дировать с избранными приоритетными целями развития то­варооборота (по отношению к целям развития товарооборота цели формирования ценовой политики носят подчиненный характер). 2. Обеспечение увязки ценовой политики предприятие с конъюнктурой потребительского рынка и особенностями избранной рыночной ниши. Такая увязка позволяет учесть не только условия формирования цен (а соответственно и торговых надбавок) на товар в соответствующих сегментах по­требительского рынка, но и характер требований к этой цене отдельных категорий розничных покупателей. 3. Обеспечение увязки ценовой политики предприятия с типами пунктов розничной продажи товаров Такие параметры типа магазина, как форма его товарной специализации, характер размещения на территории населенного и ценовой уровень реализуемых товаров, оказывают непосредственное влияние на цели и возможности формирования соответствующей ценовой политики торгового предприятия 4. Обеспечение комплексности подхода уровня торговой надбавки на товар в сочетании с уровнем торгового обслуживания покупателей. Уровень торгового обслуживания покупателей является важным фактором дифференциации уровня цен на товары (а соответственно уровня и суммы торговой надбавки) в соответствии с покупательскими предпочтениями от­дельных категорий населения. Поэтому в процессе формиро­вания ценовой политики эти два параметра должны рассмат­риваться в комплексе. 5. Осуществление активной ценовой политики на рын­ке. Активные формы этой политики определяются такими факторами, как самостоятельность подходов к установлению уровней розничных цен и торговых надбавок , дифферен­циацией подходов к формированию уровней торговых надба­вок на отдельные группы товаров . Осуществление ак­тивной ценовой политики обеспечивает четко выраженное ценовое позиционирование данного торгового предприятия на потребительском рынке. 6. Обеспечение высокого динамизма ценовой политики. Этот динамизм обёспечивается быстротой реагирования раз­работанной ценовой политики на изменение внутренних ус­ловий развития торгового предприятия и факторов внешней среды. Одним из внешних факторов, оказывающих влияние на формирование уровня торговой надбавки (наценки), выступает конкуренция. В зависимости от выбранной конкурентной страте­гии фирма стремится обеспечить себе либо лидерство по ценам, либо ориентируется на средний уровень цен конкурентов. По­следняя из стратегий является преобладающей. Стремясь под­держивать цены на более низком уровне, чем у конкурентов, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок (наценок), осуще­ствляя режим экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль. Базой формирования уровня торговой надбавки (наценки) служит уровень цен приобретения товара. Несмотря на глубокую взаимосвязь уровень торговой надбавки (наценки) далеко не все­гда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены производителя может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки (наценки), и наоборот - при высоком уровне цены производителя предприятия торговли и общественного пи­тания ограничиваются низким уровнем торговой надбавки (на­ценки). В более выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и получающие вследствие этого значительный размер прибыли.
При определении уровня торговой надбавки (наценки) це­лесообразно учитывать стадию жизненного цикла товара (про­дукции). На этапе внедрения нового товара (продукции) на рынок уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается мини­мальным, и продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъ­ема уровень торговой надбавки (наценки) возрастает, и соответ­ственно растет объем валового дохода. Наиболее высокая торго­вая надбавка формируется на стадии зрелости, когда объем про­дажи максимален. Этап ухода товара (продукции) с рынка сопро­вождается падением уровня торговой надбавки и значительным уменьшением валовых доходов.
При оценке сложившегося уровня торговой надбавки, основной целью является опре­деление того минимального 6е уровня, ниже которого она не может быть установлена исходя из требования самоокупае­мости процесса продажи товаров. В процессе оценки уровня торговой надбавки анализируются: а) средний уровень торговой надбавки на предприятии и его динамика по отдельным этапам предпланового периода; б) сложившаяся дифференциация уровня отдельных элементов торговой надбавки (издержек обращения; налогов, входящих в цену товаров; прибыли), а также структура этих элементов в составе торговых надбавок; в) сложившаяся дифференциация уровня и структуры торговой надбавки в разрезе отдельных групп (подгрупп, видов) товаров; г) возможности снижения уровня текущих затрат за счет экономии отдельных видов издержек обращения и осуществ­ления эффективной хозяйственной деятельности в предстоя­щем периоде. Возможный уровень текущих затрат предприятия, свя­занных с реализацией отдельных групп (подгрупп, видов) товаров (определяемый как суммарный уровень издержек обращения в предстоящем периоде), а также уровень нало­гообложения доходов и будут представлять собой тот мини­мальный базис, на основе которого можно формировать уровни торговых надбавок. Формирование конкретного уровня торговой над­бавки на товары. Такая конкретизация осуществляется по каждой товарной позиции в соответствии с избранной для нее моделью расчета уровня торговой надбавки. При этом определяются необходимые для расчета конкретные значе­ния отдельных исходных показателей. Главным элементом всех расчетов выступает Цена закупки единицы товара, по­этому расчеты конкретного уровня торговой надбавки (а со­ответственно и уровня цены реализации) осуществляются после поступления товаров на предприятие в соответствии с заключенными контрактами с поставщиками (когда цепа За­купки единицы товара уже определена окончательно). Формирование механизма своевременной коррек­тировки уровни торговой надбавки. Такая корректировка может носить характер запланированных и незапланированных отклонений от расчетного уровня торговой надбавки в сторону его уменьшения или увеличения. Запланированное уменьшение уровня торговой надбавки может регулироваться системой заранее обусловленных ски­док с розничной цены товара, предоставляемых: на покупку определенного количества конкретного товара; на определенный суммарный объем покупки товаров; постоянным покупателям, имеющим специальную фирменную карточку мага­зина. Запланированное увеличение уровня торговой надбавки может регулироваться системой заранее обусловленных раз­меров увеличения розничной цены товаров: при предостав­лении связанных с их покупкой дополнительных торговых услуг; при продаже товаров в ночное время, в праздничные дни ив других аналогичных случаях. Незапланированное отклонение от расчетного уровня торговой надбавки может вызываться изменением конъюнк­туры рынка (общим снижением или повышением цен на дан­ной товар); изменением ставок налогообложения торговой деятельности; изменением условий хозяйствования (вызвав­шим снижение или повышение уровня издержек обращения) и другими аналогичными причинами. Механизм такой корректировки расчетного уровня тор­говой надбавки должен быть разработан на предприятии в процессе формирования ценовой политики. Фактором, снижающим уровень торговой надбавки (нацен­ки), является рост звенности товародвижения. Увеличение коли­чества посредников в продвижении товара (продукции) в сфере обращения приводит к значительному росту его цены, так как каждый из них прибавляет к цене приобретения свой уровень торговой надбавки. Чем выше эта цена, тем ниже уровень торговой надбавки устанавливает следующее звено товаропроводящей сети, ориентируясь на цену, которую может заплатить по­требитель. Уровень торговых надбавок (наценок) дифференцируется в зависимости от типа предприятий торговли и общественного пи­тания. Их различия в розничной и оптовой торговле объясняются сроками реализации товаров, оборачиваемостью, необходимо­стью оказания дополнительных услуг при продаже и послепродажном обслуживании. Ограниченные сроки реализации (осо­бенно скоропортящихся товаров), быстрая оборачиваемость про­довольственных товаров влияют на формирование более низкого уровня торговой надбавки, так как уменьшают размер затрат, не­обходимых для их доведения до покупателя. Медленная оборачи­ваемость непродовольственных товаров (особенно сложного ас­сортимента) и дополнительные затраты по их реализации явля­ются определяющими факторами установления более высокого уровня торговой надбавки. В универсальных магазинах средний уровень торговой надбавки зависит от складывающегося соотношения в объеме товарооборота продовольственных и непродовольственных това­ров. С ростом доли непродовольственных товаров средний раз­мер торговой надбавки увеличивается, и наоборот. Невысоким уровнем торговых надбавок отличаются фир­менные магазины. Это объясняется тем, что часть их издержек возмещается за счет доходов их владельцев - предприятий-изготовителей фирменной продукции, оптовых предприятий. Бо­лее низкий уровень издержек, чем у конкурентов, позволяет ус­тановить невысокий уровень торговой надбавки, сделать цену товара более привлекательной для покупателя и, как следствие, способствует расширению сферы деятельности предприятия на потребительском рынке. Существенны расхождения в уровнях торговых наценок в различных типах предприятий общественного питания. Наиболее высокие наценки применяются в ресторанах, кафе, барах и дру­гих предприятиях, которые предоставляют потребителям ком­плекс высококачественных услуг по организации отдыха. Более низкий уровень торговых наценок формируется в столовых при промышленных предприятиях, вузах, техникумах, колледжах, в школьных столовых, целью которых является организация быст­рого обслуживания определенного контингент потребителей: работников предприятий, учащихся, студентов. Уровень торговых надбавок (наценок) зависит от приме­няемого метода организации продажи. Так, внедрение самооб­служивания, торговли по образцам, через торговые автоматы способствует установлению более низкого уровня издержек за счет экономии средств на оплату живого труда. Уменьшение этих расходов обеспечивает возможность снижения цены товара (про­дукции), одновременно стимулируя рост объема реализации и величины валового дохода.
На предприятиях торговли и общественного питания уро­вень торговых надбавок (наценок) дифференцируется в зависи­мости от качества товаров (продукции), культуры торгового об­служивания. Уровень торговых надбавок на высококачественные товары существенно отличается от уровня торговых надбавок на другие товары, имея в цене такого товара значительный удель­ный вес. Как свидетельствует опыт развитых стран, доля торго­вых надбавок в цене товара колеблется от 15 до 70%, а по това­рам экстра-класса цена продажи превышает цену покупки более чем в 2-2,6 раза. Культура торгового обслуживания оценивается потребителем рядом показателей: широким выбором товаров (продукции), предоставлением дополнительных услуг, примене­нием прогрессивных методов продажи товаров, профессионализ­мом и этикой обслуживающего персонала и др. Учитывая мне­ние покупателей о достигнутом уровне культуры торгового обслуживания, предприятия торговли и общественного питания ус­танавливают соответствующий размер торговой надбавки (на­ценки) на товар (продукцию). Высокая оценка культуры торгово­го обслуживания, данная потребителями, позволяет предприятию применить более высокий процент торговой надбавки (наценки) к цене приобретения товара (сырья).
Уровень торговых надбавок зависит от выбранной пред­приятием стратегической цели. Если целью является расширение сферы влияния на рынке, то уровень торговой надбавки (нацен­ки) устанавливается исходя из рыночных цен приобретения и продажи товаров. При ориентации предприятий на получение прибыли уровень торговой надбавки (наценки) формируется та­ким образом, чтобы возместить издержки, осуществить развитие производственной и социальной сферы. 2. Методы расчета торговой надбавки Фирма решает проблему ценообразования, выбирая себе ме­тодику расчета цен, в которой учитывается как минимум одно из трех соображений. Фирма надеется, что избранный метод позволит правильно рассчитать конкретную цену. Существуют несколько методов це­нообразования: средние издержки плюс прибыль; анализ безубы­точности и обеспечение целевой прибыли; установление целе­вой прибыли; установление цены, исходя из ощущаемой ценности товара; установление цены на основе уровня теку­щих цен. Самый простой способ ценообразования заключается в начисле­нии определенной наценки на себестоимость товара. Чтобы не обанкротиться, предприятие должно приносить прибыль, а в этом смыс­ле очень важным стратегическим соображением является установле­ние процента наценки. Существуют два метода расчета наценок, ис­ходя из себестоимости или из продажной цены: При расчете процента наценки большинство розничных торговцев исходит из продажной цены. В ряде случаев розничному торговцу хоте­лось бы иметь возможность пересчитывать показатели наценок на основе продажней цены в показатель наценок на основе себестоимости и наоборот. Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависи­мости от вида товаров. Разница в размерах наценок отражает различия в стоимости товарных единиц, объемах продаж, оборачива­емости товарных запасов и соотношениях между марками производи­телей и частными марками. Но не логично при назначении цен пользоваться стандартными наценками. Любая методика рас­чета, не учитывающая особенностей текущего спроса и конкуренции, вряд ли позволит выйти на оптимальную цену Методика расчета цен на основе наценок остается популярной по ряду причин. Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразова­ния. Во-вторых, если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, их цены скорее всего будут схожими. Поэтому цено­вая конкуренция сводится к минимуму В-третьих, многие считают эту методику более справедливой по отношению и к покупателям, и к про­давцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупа­телей и вместе с тем получают справедливую норму прибыли на вло­женный капитал. Выбор модели расчета уровня торговой надбавки. Этот выбор определяется конкретным целевым ориентиром, избранным для осуществления ценовой политики по дайной группе (подгруппе, виду) товаров: а) при ориентире ценовой политики на покупателя ба­зовым элементом расчета уровня торговой надбавки прини­маетсяуровень цены товара, приемлемый для соответст­вующих категорий покупателей. В этом случае модель расче­та уровня торговой надбавки к цене закупки товара имеет вид: где Утн1 уровень торговой надбавки к цене закупки товара в % (первая модель расчета); Цр — уровень цены реализации товара» приемлемый для конкретной категории покупателей; Цз — цена закупки единицы товара у поставщика; б) при ориентире ценовой политики на текущие затраты базовым элементом расчета уровня торговой надбав­ки принимается – сумма издержек обращения, приходящаяся на единицу реализуемого товара. В этом случае модель рас­чета уровня торговой надбавки к цене закупки товара имеет вид: где Утн2 — уровень торговой надбавки к цене закупки товара в % (вторая модель расчета) ИО - средняя сумма издержек обращения, приходя­щаяся на единицу реализуемого товара; П — расчетная сумма прибыли, приходящаяся на едини­цу реализуемого товара (ее расчет осуществляется по приве­денной отдельно формуле); Снд — ставка налога на добавленную стоимость (и, дру­гих налогов, уплачиваемых за счет доходов торгового пред­приятия), в %; Уп — уровень прибыли к издержкам обращения, в % (обычно устанавливается единым по товарам с данной ориентировкой ценовой, политики); Цз — цена закупки единицы товара у поставщика; в) при ориентира ценовой политики на прибыль базовым элементом расчета уровня тортовой надбавки принима­етсяцелевой уровень рентабельности издержек обращения(определяемый отношением целевой суммы прибыли к пла­новой сумме издержек обращения предприятия, в %). В этом случае модель расчета уровня торговой надбавки к цене за­купки товара имеет вид: где УтнЗ — уровень торговой надбавки к цене закупки товара, в % (третья модель расчета); ЦП —расчетная сумма целевой прибыли, приходящаяся на единицу реализуемого товара (ее расчет осуществляется по приведенной отдельно формуле); ИО — средняя сумма издержек обращения, приходящаяся на единицу реализуемого товара; Снд — ставка налога на добавленную стоимость (и дру­гих налогов, уплачиваемых за счет доходов торгового пред­приятия), в %; УРц — средний по предприятию целевой уровень рента­бельности издержек обращения, в %; Цз — цена закупки единицы товара у поставщика. Для действующего предприятия объем товарооборота, обеспе­чивающий безубыточную деятельность, может быть рассчитан ис­ходя из следующего равенства: ВД-НДС-ИО=0; где ВД — сумма валового дохода, руб.;
НДС — сумма налога на добавленную стоимость, руб.; ИО — сумма издержек обращения, руб.; или: V тнф * Т min – (У тнф * Т min) * С ндс – (У перм.ф * Т mn + ИО пост.ф) = 0, где Т min — минимальный объем товарооборота, обеспечиваю­щий торговому предприятию безубыточную работу, руб.;
У тнф - фактический средний уровень торговой надбавки (выра­женный десятичной дробью); С ндс.— расчетная ставка налога на добавленную стоимость (вы­раженная десятичной дробью); У перм.ф — фактический уровень переменных издержек обраще­ния (выраженный десятичной дробью); ИО пост.ф. — фактическая сумма постоянных издержек обраще­ния, руб. Минимальный средний уровень торговой надбавки определяет­ся по формуле: У тн min = У иоф / (1 – С ндс), где У тн min - минимальный уровень торговой надбавки (выра­женный десятичной дробью); У иоф - фактический уровень издержек обращения (выражен­ный десятичной дробью). Для рассматриваемого торгового предприятия экстремальные значения основных показателей, формирующие сумму валовой при­были, составят: минимальный объем товарооборота: 0,2 Т min - (0,2 T min ) * 0,1667 - (0,0893 Т min + 890,6) = 0. Т min = 11 512 тыс. руб.; минимальный средний уровень торговой надбавки: У т.н.min = 0,1529 / (1 - 0,1667) = 0,1835; Таким образом, чтобы предприятие не стало убыточным, объем товарооборота должен быть не меньше, чем 11 512 тыс. руб., сред­няя торговая надбавка — не ниже 18,35% к обороту. Список литературы 1. Экономика предприятий торговли и общественного питания : Учеб. Пособие / Рук. Авт. Кол. Т.И. Николаева; Науч. Ред. Н.Р. Егорова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. экон. Ун-та, 2001. –498 с. 2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 1998. – 416. 3. Экономика и организация деятельности торгового предприятия : Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М , 2000.-295 с 4. Ульянов И.П. Детализация учета и цены – М, 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.