Федеральноеагентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «История и культурология»
Готический стиль вфранцузской архитектуре
Автор работы КитаеваВалерия
Руководитель работы ВласоваА. М.
Ростов-на-Дону
2010
Введение
Вконце XII века на смену романскому стилю пришел новый готический. Готическийстиль – исторический художественный стиль, господствовавший взападноевропейском искусстве до XV-XVI вв., характеризующий заключительнуюстадию развития средневекового искусства Западной Европы. Факт рожденияготического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем – егопреодолением. Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский»,по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения.«Готическое» означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называлиискусство, которое не следовало античным традициям. В различных европейскихстранах готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, ноеё расцвет приходится на XIII—XIV вв.
Эпохаготики – время расцвета новых культурных центров средневековья – городов. Готическоеискусство делится на три периода:
— ранняя готика (XII—XIIIвв);
— зрелая (высокая) готика (XIII—XIV вв.);
— поздняя или «пламенеющая готика» (XIV— XV вв.).
Центрамиевропейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концуXII в. стали не монастыри, а города. Центрами общественной жизни средневековогогорода стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупныйхристианский храм). От романского стиля готика унаследовала главенствоархитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особоеместо в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры,скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человекомпространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптурыритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильноеэмоциональное воздействие на верующих.
Вготической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов, уменьшилитолщину стен, увеличили внутреннее пространство здания. Готический собор лёгоки устремлён ввысь, стенная роспись уступила место витражу. Скульптурное иживописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты,несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны былируководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.
Цельработы — проанализировать национальные варианты готики, чтобы выяснить какиефакторы повлияли на формирование готического искусства. Для достижения даннойцели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить особенности,характерные черты готического искусства во Франции как наиболее яркогопредставителя данного направления.
2. Рассмотреть готическоеискусство Италии как наименее яркого представителя.
Потеме готического искусства существует большое количество трудов, в своей книге«Средневековье как тип культуры» Гуревича А. Я. говорил, что для Готикихарактерны символико — аллегорический тип мышления и условность художественногоязыка. В готический период изменился образ Христа — на первый план выдвинуласьтема мученичества. Готическое искусство постоянно обращалось к образуБогоматери — заступницы и просительницы за людей перед Богом. Сохранялась верав фантастических животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаются вготическом искусстве в виде скульптур-химер или статуй-водостоков-гаргулей[Приложение № 2], ПиковГ. Г. — «Средние века висторической науке» — утверждает, что развитие искусства Готики отражалокардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формированияцентрализованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светскихсил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мереразвития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устоисредневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможностипознания и эстетического осмысления реального мира; складывались новыеархитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивалисьградостроительство и гражданская архитектура.
Городскиеархитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления,мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами саркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площадирасходились главные улицы, узкие фасады двух, реже трёх -этажных домов свысокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружалисьмощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепеннопревращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений.Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского),символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величиесо страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархическойсистемой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественнойиерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознаниегорожан, каркас из столбов (в зрелой Готике — пучка колонн) и опирающихся наних стрельчатых арок. Ле Гоффа Ж. в книге «Рождение Европы» делает акцент на то, что готическоеискусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным потематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Такжев качестве источников литературыданной работы были использованы такие учебные пособия как «История Среднихвеков» Гуревича А.Я., Харитоновича Д.Э., История средних веков / Под ред. С.П. Карпова.Электронная информация — «Искусство Средних веков. Искусство готики» —электронный альбом на CD, электронное издательство «Директмедиа», «Энциклопедическая статьяо стиле готики» на сайте 4living.ru — послужила информационным источником. Дляраскрытия понятия «готическое искусство» был использован «Словарь средневековойкультуры» под ред. А.Я. Гуревича.
Вовведении формулируются цель и задачи работы, обосновывается актуальность темы,также дается анализ используемой в работе источников литературы, описываетсяструктура работы.
Впервой главе приводится характеристика готического искусства Франции,указываются особенности, отличительные черты, рассматриваются наиболееизвестные архитектурные строения, характерные для данного периода.
Взаключении представлены выводы по исследованиям данной работы, даются ответы напоставленные задачи во введении.
Вконце приводится список используемых источников.
Такжев работе представлено приложение с иллюстрациями архитектуры готического периода.
Франциякак наиболее яркий представитель готической культуры
Францияявляется родиной готического стиля, его основой считается церковное зодчество. Франциябыла не только родиной готики. Французские соборы богаче, чем любые другие,украшены скульптурой и размещение её более продумано, витражи её церквей нетолько больше, но и роль их несравнима с витражами в других странах: онипоследовательно развивали дидактическую программу и были органической составнойукрашения храма. В XIV в. В той или иной мере влияние искусства Франции сказалосьна всём развитии европейской готики. В готике Франции органически переплелисьлиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира,фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения.
Готиказародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигларасцвета в первой половине 13в.
Особоеместо в искусстве Готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры,скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Обычно собор находился вцентре города и являлся средоточием городской жизни. Главными заказчиками сталигорода и отчасти король. Каменные готические соборы получили во Франции своюклассическую форму. Как правило, это 3-5 — нефные базилики с поперечным нефом — трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которомупримыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьерозарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и калтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечныхстрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория).Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникаетживописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Структураздания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода,заполненного облегченными небольшими сводами – распалубками.
Боковойраспор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) нанаружные столбы — контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежуткахмежду столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счетвынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущениелёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.
Нафасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатыеархитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы ит. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочнойгалерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колоннобразуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи иэпизоды Священного писания, аллегорические образы. В период с XII по XVI век на территорииФранции возникло 86 готических соборов, в Париже и Страсбурге, Реймсе и Альби,Шартре и Амьене и многих других городах. проникнуты одухотворённой красотой,искренностью и благородством.
Французскоезодчество, как и архитектура других стран Западной Европы, прошло через этапыранней, зрелой (или высокой) и поздней готики. Во Франции ранняя готикаохватывает последнюю треть 12 и первую и четверь 13 в. Здания этого периодачеткостью архитектурной композиции и монументальной простотой своих фопмнесколько напоминают романское зодчество. Произведения раннеготическогозодчества сохранили массивность стен, грузность нервюр, горизонтальностькомпозиций линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные аркбутаны. Характерные чертыранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции — Нотр-Дам де Пари(1163 г.-XIV в.) — пятинефная базилика вмещала до 9 тысяч человек [Приложение №3, 4]. Строительство было начато в 1163 г. и завершено в основном в первыхдесятилетиях XIII века. В середине XIII в. были встроены боковые капеллы междуконтрфорсами и увеличены выступы трансепта, в конце XIII — начале XIV вековбыли завершены капеллы хора.
Собор вШартре (XII-XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе [Приложение №5,6,7].
В этом соборевпервые зодчий заранее предусмотрел установку аркбутанов. Внутренность соборакажется широкой и свободной, центральный неф опоясывают две полосы: тёмная —трифория — и светлая — даже сверкающая — оконных проёмов. Розы имеют пятьметров в диаметре и помещены на предельной высоте, в тени свода. «Эти огромныекруги света, эти огненные колеса, которые мечут молнии, одна из причин красотыШартрского собора», — говорил Маль. Шартрский собор — единственный, сохранившийпочти в целости свои витражи. В нём царит особая цветовая и световая атмосфера,меняющая в зависимости от погоды, времени года и часа дня. Когда во времявторой мировой войны витражи были сняты, собор оказался залитым светом. Розытрансепта ещё больше — их диаметр 13 м 35 см. Стёкла в них значительно крупнее,а узор крайне разнообразен.
К 1220 г.весь храм покрыли сводами; трансепт, хор с обходной галереей и капеллами,вероятно, были возведены между 1200 и 1230 гг. Долгое строительство не помешалоединству и законченности внешнего и внутреннего облика Шартрского собора.
Западныйфасад начал строиться в XII в. Роза — относится к началу XIII в. Центральнуючасть фасада венчает галерея королей начала XIV в. Северная башня построенанемного раньше южной, а стрела над ней относится к началу XVI в. Оченьинтересна облицовка стен верхнего этажа южного портала поставленными близкоодна к другой колонками, создающими впечатление вибрирующей поверхности.
Общий подъемэкономики феодальной Франции в 12 и 13 вв. и рост городов способствовалирасцвету строительства. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор, деталейсвойственны грандиозным соборам зрелой готики. К выдающимся произведениямзрелой готической архитектуры относятся соборы в Реймсе (1211-1330 гг.) иАмьене (1218-1268 гг.).
Реймскийсобор, начатый в 1211 г. и законченный в XV в., — памятник эпохи расцветаготического стиля во Франции. Самый большой готический собор во Франции.
Встроительстве нового здания собора принимали участие четыре архитектора:
· с1211: Жан д'Орбе.
· 1231—1237:Жан-ле-Лу (Жан «Волк»).
· 1247—1255:Гоше Реймский.
· между1255 и 1285: Бернар Суассонский.
Собор был построен за рекордно короткое время, после пожара в 1218году на месте романской церкви, что способствовало созданию гармонии иархитектурного единства здания. Лишь башни были завершены в конце XIV века.Внушительные пропорции собора, его красота, богатство, его внутреннегоубранства вызывают восхищение многочисленных туристов. Не случайно в 1981 годусобор был признан ЮНЕСКО одним из пятидесяти самых импозантных архитектурныхшедевров человечества.
Он сталцарством скульптуры. На его аркбутанах в лёгких беседках как бы нашли приютангелы, готовые снова взлететь. Фигуры королей, стоящих в ряд на самой высокойгалерее собора охраняли его денно и нощно. Святые у врат беседовали междусобой. На балюстраде венчающей капеллы абсиды — разные животные. Живые головыпоявились на консолях в потаённых уголках.
Вконце 13 — 14 веков в архитектуре соборов стал преобладать обильный декор,скрывающий архитектурные членения, появились искривленные линии, пламенеющегостиля (церковь Сен — Маклу в Руане). Замки превратились в богато украшенныевнутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390–1420г.). В 15веке возник тип богатого городского дома — отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари винтерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру итемперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный стройобразов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией,особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французскогоготического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости,серебрянные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.
Дляпоздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языкипламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи насветские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). Воздвигались светскиепостройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальныезалы). В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживалокризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получилиодинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.
Наибольшееразвитие в 14 и 15 столетиях строительство ратуш получило в городахсеверо-восточной и северной Франции, населенных богатым и многочисленнымкупечеством. В духе поздней готики выполнена великолепная ратуша в Сен Кан-тене(1351—1509) с большой лоджией в нижнем этаже и сравнительно небольшими окнамивыходящего но площадь фасада, завершенного тройным стрельчатым фронтоном[Приложение № 8]. Ратуша благодаря изящным пропорциям и обилию легкого декорапроизводит праздничное впечатление. Ратуша в Компьене, увенчанная могучейбашней, вырастающей из центра роскошно украшенного фасада, очень пышна имонументальна. Характерно, что в ратушах, жилых домах и иных сооруженияхсветского назначения, в отличие от сложнострельчатых завершений церковных окон,обычно применялись прямоугольные и простые стрельчатые окна.
Особеннобогатой была светская архитектура средневекового Парижа. В последующие столетияпочти непрерывный рост столицы Франции вызвал потребность в расширении иперестройке зданий общественного назначения. Были переделаны или снесены зданияпарижской ратуши, старый королевский замок Лувр, резиденция архиепископа имногие другие постройки; отдельные уцелевшие старые здания уже не составляютансамбля. В городах, развитие которых с 15 в. было не столь бурным или вовсеприостановилось, светская готическая архитектура сохранилась в большей степени.Так, миниатюрный городок Сен Мишель, расположенный на скалистом островке уберегов Нормандии, стал своеобразным «готическим» заповедником. Его общий вид —группа старинных зданий, теснящихся вокруг расположенного на вершине холмаготического собора, башни и ворота городских стен образуют незабываемый повыразительности ансамбль. Достопримечательностью цитадели является и большойрыцарский зал, стрельчатые своды которого покоятся на двух рядах мощных круглыхстолбов.
В Кордесохранилась целая улица домов 13—14 вв., в старых кварталах Лапа — многопостроек 14—15 столетий.
Средидошедших до нас значительных городских сооружений выделяется папскийзамок-дворец в Авиньоне [Приложение № 9], сочетающий элементы жилого дома сзамковой церковной архитектурой. Расцвет Авиньона, одного из крупных городскихсредневековых центров южной Франции, связан не столько с естественным ростомторговли и ремесел, сколько с тем, что он был в течение 14 в. резиденциейпапского двора. Поэтому главным светским зданием города была не ратуша, апапский дворец, начатый в 1316 г. Растянутое по горизонтали здание представляетсобой на первый взгляд случайный конгломерат отдельных несимметричнорасположенных объемов. В зависимости от назначения внутренних помещений стенывыступают вперед, отступают, становятся выше или растягиваются. Отсутствует иединая система этажных членений: в одной части замка маленькие оконца крепостноготипа расположены на фасаде в несколько этажей, а в другой — на фасад выходятвысокие стрельчатые окна. Тем не менее папский замок-дворец бесспорно обладаетхудожественным единством, и группировка архитектурных объемов здания оставляетвпечатление свободного равновесия. Высокие стрельчатые окна правого крылафасада перекликаются с неглубокими, но высокими слепыми нишами-архивольтами,охватывающими всю стену левой части здания. Более массивное и грузное правоекрыло уравновешивается приземистой четырехугольной башней, завершающей левуючасть здания. Весь ансамбль проникнут суровой силой и своеобразным величием.
В целом,однако, вторая половина 14 в. не была благоприятна для широкой строительнойдеятельности. Франция изнурялась в продолжавшейся до середины 15 в. Столетнейвойне с Англией. Победа в тяжелой войне, обнаружившей эгоизм и политическуюблизорукость крупных феодалов, была одержана благодаря национальному подъемународных масс Франции… Возобновившийся после окончания войны, с середины 15в., рост городов и широкое строительство протекало в иных исторических условияхи было связано, по существу, с новыми строительными и художественными задачами,в процессе решения которых началось постепенное изживание принципов и традицийготической архитектуры, к началу 16 в. исчерпавшей свои художественныевозможности.
Списокиспользуемой литературы
1. Гуревич А.Я. «Средневековье как типкультуры // Антропология культуры». — М.: ОГИ, 2002. — В. 1. — С. 39-55.
2. ЛеГофф Ж.«Рождение Европы»— СПб.: Alexandria, 2007. — 398 с.
3. ПиковГ.Г.«Средние века в исторической науке».
4. КенигсбергерГ.«Средневековая Европа». — М.: Весь Мир, 1987. — 374 с.
5. «ИскусствоСредних веков. Искусство готики» — электронный альбом на CD, электронноеиздательство «Директмедиа», М., 2008
6. МуратоваК.М., «Мастера французской готики 12-13 вв», М,.«Искусство», 1988
7. «Всеобщаяистория искусств», Т.2, М., «Искусство», 1960
8. КаптереваТ.П., «Искусство Испании», М., «Изобразительное искусство», 1989
9. ДзуффиС. «Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет». — М.:ОЛМА-Пресс, 2002,
10. МерцаловаМ. «Костюм разных времён и народов». Т.1 — М.: Академия моды, 1993, С. С.179—222,
11. СавицкаяВ. «Превращения шпалеры». — М.: Галарт, 1995, С. С. 11 — 12
12. Энциклопедическаястатья о стиле готики на 4living.ru
13. ГуревичА.Я., Харитонович Д.Э. «История Средних веков». — 2-е изд… — М.: МБА, 2008. — 320 с.
14. ЕгерО. «Всемирнаяистория. Средние века». / 3-е изд. испр. и доп. — М.: АСТ, 2006. — 607 с. —
15. «Историясредних веков» / Под ред. С.П. Карпова. В 2 тт. — 4-е изд. — М.: ИздательствоМосковского университета, «Высшая школа», 2003.
16. ЛеГофф Ж. «Средневековыймир воображаемого» / Пер. с фр., общ. ред. С.К. Цатуровой. — М.: Прогресс,2001. — 440 с.
17. ЛеГофф Ж. «Цивилизациясредневекового Запада»/ Пер. с фр., общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А.Я. Гуревича.— М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — С. 376.
18. ЛюблинскаяА.Д. «Источниковедениесредних веков». — Л.: Издательство ЛГУ, 1955.
19. ГенеБ. «Историяи историческая культура средневекового Запада». М., 2002. С. 11
20. Словарьсредневековой культуры / Отв. ред. А.Я. Гуревич. — М.: РОССПЭН, 2003.