Реферат по предмету "Культура и искусство"


Голландское искусство ХVIII века

Карл Вёрман
Предварительныезамечания. Голландское зодчество и ваяние XVIII века
Голландияв государственном, экономическом и художественном отношениях жила в XVIII векеза счет того благосостояния, которое в XVII веке, путем упорной работы, онаизвлекла из родной почвы и породившего ее моря. О голландской архитектуре ипластике XVIII века почти нечего сказать. Не то чтобы в стране прекратиласьвсякая строительная и скульптурная деятельность. Но во всем том, что строилось,высекалось или резалось в эту эпоху, отсутствовал самостоятельный характер ихудожественное вдохновение. Значительные общественные постройки сделалисьредкостью. Частные же дома, становившиеся, при всё еще возраставшем богатственаселения, более просторными, получали скучнейшие, почти совершенно голыекирпичные фасады, в то время как их внутренние помещения отделывалисьпоследовательно в трех стилях трех Людовиков. Зависимость от Франции быласознательной и всеобщей.
Вылощенныйживописец Адриен Ван дер Верф, как и архитектор, был ложноклассиком вофранцузском духе, лишь с легкой голландской окраской. Им, вероятно, построенабиржа в Шидаме (1718), квадратный двор которой расчленен дорическими иионическими пилястрами, и, несомненно, биржа в Роттердаме (1727), выведеннаяисключительно из плит, обращенная наружу тремя купольными павильонами, соединеннымимежду собой низкими флигелями; ее (позже перекрытый) двор окружен колоннымипортиками. Еще яснее обнаруживает заимствованный стиль Людовика XIV особнякбарона Вассенара-Ольдама в Гааге. Указывать дальнейшие примеры было быбесцельно. Остатки «китайских кабинетов», вошедших в то время в моду во дворцах,находятся в амстердамском Государственном музее (Рийксмузеуме). Как образец«стиля кос» второй половины XVIII века можно назвать лишь прекрасногармонирующий с окружающим его ландшафтом «Павильон Вельгелеген» близ Гаарлема,построенный в 1788 г. загородный дом одного амстердамского купца.
Последнимголландским скульптором, составившим себе известное имя, был Ян Баптист Ксавери(1697 – 1752), уроженец Антверпена, но работавший в звании придворногоскульптора в Гааге. Его статуи Справедливости и Мудрости на фронтоне гаагскойратуши – типичные скульпторы барокко. Мраморные надгробные памятники его, находящиесяпо большей части в голландских сельских церквях, не могут уже, как выражаетсяГалланд, «равняться с благородными, одухотворенными созданиями таких мастеров, какРомбоут Вергюльст». Больше свежести в его мраморном рельефе с Духовной поэзиейи Музыкой, под перилами знаменитого, сооруженного в 1735 – 1738 г.г. органа церкви св. Бавона в Гаарлеме, а всего свежее его небольшой «Сатир, играющий нафлейте» (1729) в амстердамском Государственном музее. Ксавери был, как сказано,фламандцем. Сами же голландцы не были созданы для скульптуры.
Голландскаяживопись XVIII века
Несмотряна то что некоторые значительные мастера национального направления голландскойживописи, ученик Рембрандта Арт де Гелдер, умерший в 1727 г., и великий ученик Рейсдала Мейндерт Гоббема, умерший в 1707 г., жили еще частью в XVIII веке, Голландия, под влиянием картин и сочинений льежского ложноклассика ГерардаЛересаа, умершего в 1711 г. в Амстердаме, к 1700 г. уже отвыкла от свежей, широкой кисти и творческой непосредственности своей великой эпохи истала во множестве производить гладко выписанные сухой кистью, холодные поформам картины. Адриен Ван дер Верф (ум. в 1722 г.) и Виллем Ван Миерис (ум. в 1747 г.) – типичные представители этого направления, которому вландшафтной живописи следовали гладкописанные, идеализированные картиныИоганнеса Глаукбера (1646 – 1726), Изака Мушерона (1671 – 1744) и Яна Ван Гуйзума(ум. в 1749 г.), а также и изящные городские виды Яна Ван дер Гейде (ум. в 1712 г.). В области живописи цветов сюда принадлежат картины Конрата Рёпеля (1678 – 1748) ивышеназванного Яна Ван Гуйзума, тогда как Художница Рахель Руйш (ум.в 1750 г.) умела еще наделять свои крайне тщательно выписанные цветы горячим и гармоничным колоритом.Нам нет интереса прослеживать до конца XVIII конца века всех слабыхподражателей этих и других художников-эпигонов. Однако нельзя пройти молчаниемисторического живописца и гравера Якоба де Вита из Амстердама (1695 – 1754), учившегосяв Антверпене, декоративные панно которого, выдержанные серым цветом по серомуфону, до полной иллюзии подражающие каменным рельефам, можно видеть в бывшейамстердамской ратуше, в голландских музеях и в Дрездене; следует назвать такженезаурядного портретиста Яна Мавриция Квинкгардта (1688 – 1772), многочисленныебольшие группы синдиков и отдельный портреты которого задуманы в старом духе, нонаписаны в более жесткой и пестрой манере XVIII века (из них 34 находятся водном только амстердамском Рийксмузеуме); можно упомянуть, кроме того, ИсаакаОуватера (1747 – 1739), принадлежавшего к числу самых пылких последователейславных старых живописцев городских видов, как показывают две его картины вРийксмузеуме. Остановиться более подробно мы можем лишь на двух голландскихживописцах XVIII века, на портретисте и жанристе Корнелисе Тросте (1697 – 1750),о котором писал Вергюль, и на пейзажисте и живописце животных Иоганне БаптистеКобеле (1779 – 1814); ему и вообще семье Кобелей посвящено исследование Обрена.Художественная родословная Корнелиса Троста восходит через Арнольда Боонена(1669 – 1729) и Шалькена к Самуэлю Ван Гоогстратену. Как живописец маслянымикрасками и пастелью, как рисовальщик и гравер меццо-тинто, он являетсяединственным голландским художником своего времени, сумевшим наглядно, своеобразно,но и остроумно запечатлеть жизнь, интересы и нравы своего народа. Егопортретные группы «регентов», свободные по композиции, с жизненной передачейлиц и со свойственными тому времени бледными тонами воздуха и света, прекраснопредставлены в амстердамском Рийксмузеуме. «Семь старейшин коллегии медиков»(1724), «Урок анатомии профессора Роэля» (1728), «Восемь регентов Сиротскогодома» (1729) и «Трое синдиков гильдии хирургов» (1731) высоко ставят Троостанад дюжинными работами современников. Группа четырех детей, забавляющихся собезьянкой в саду (1723), написана свежо и натурально. Очень выразительны егоавтопортрет и коленный портрет Исаака Сверса с Рийксмузеуме. Красочное чувствотой эпохи ясно отражает поколенный портрет в натуральную величину неизвестногомужчины в шверинском музее (1740), представленного во время завтрака, нафиолетовом фоне стены. Полна юмора и тонкой наблюдательности картинка «Комнатародильницы» в роттердамском музее. С сатирическими пастелями и гуашами Троста, представляющимибольшей частью обычные сцены на воздухе и игры с песнями, лучше всего можнопознакомиться в гаагском музее. Прелестны «Колядка в праздник Богоявления» и«Свадьба Клориса и Роозье». Увлекательно интересна серия пяти жанровых картин«NERLI» (5 начальных букв заглавий картин. – Прим перев.) (1740), изображающаясобрание шести друзей у «Biberiusa» («Выпиваки»). Тупоумно, молча сидят они впервой сцене, пока вино не развязывает им языки и, в конце концов, не одолеваетих вовсе. Эти картины составляют переход от Стена к Хогарту. К блестящей иоригинальной технике, сочетающей пастель с акварелью, присоединяется здесьострота наблюдения, восприятия и передачи жизни.
Впереходное время от XVIII к XIX веку Голландия не обладала ни однимсколько-нибудь выдающимся новым неоклассиком. Французский классицизм АдриенаВан дер Верфа предвосхитил уже главные черты неоклассицизма. Но зато поворот кпростому, безыскусственному наблюдению природы нашел себе в ландшафтах сживотными Кобеля такое же ясное выражение, как и в произведениях бельгийскогоживописца животных Оммеганка. И Кобель явно примыкает к Поттеру; и он, воплощаянатуралистические веяния своего времени, обладал самостоятельным, хотя, бытьможет, более пластическим, чем живописным чувством, как показывают его картиныхотя бы амстердамского Рийксмузеума. Лишь в течение XIX столетия голландскаяживопись вновь нашла себя – на своих старых путях.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.