Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование духовности младших школьников

--PAGE_BREAK--Соколу лес не страшен.
Закон мужества – верить в себя.

Храбрость не в силе, а в сердце.

У девочек же воспитывали такие качества как осторожность и осмотрительность:

Осторожности у сокола учись.

Кто живет тихо, тот не увидит лиха.

О лете зимой думай, да не раз, а трижды подумай.

Если вас двое, посоветуйтесь друг с другом, если ты один, посоветуйся еще раз сам с собой.

Осторожности и осмотрительности учили девочек, потому что девочке суждено стать матерью, дарить жизнь, таким образом, оберегая себя, она оберегает будущее. С самых первых лет девочку готовят к материнству, поручая ей заботу о младших детях в семье.

Девочку учат уважать мужчин, т. к. мужчины берут на себя в жизни самое большое, трудное, а когда приходит час – отдают за женщин жизнь. Это отражается и в пословицах и поговорках:

Добрая жена доблести мужа прославит, а недостатки сгладит.

Имя молодца либо конь прославит, либо жена.

Особое внимание уделялось в семье воспитанию девочек. С раннего детства девочку учили сначала в игре, а затем и в реальной жизни навыкам домоводства: готовить, шить, мыть, стирать и т. д. К 13 – 15 годам девочки уже были подготовлены к самостоятельной жизни.

Немаловажное значение в формировании у молодого человека физической силы, ловкости, смекалки, военных навыков имели игры.

Так, с самого раннего детства воспитание девочек и мальчиков на основе народной педагогики было разным, соответствующим мужской и женской роли с соответствующим половым самосознанием.

Воспитание мальчиков было нацелено на развитие таких качеств как ловкость, мужество, сил, быстрота реакции.

Девочки же приучались к таким видам деятельности, которые воспитывали терпение, умение наладить и обустроить быт. В девочках культивировались такие качества как верность, хозяйственность, доброта.

Народная педагогика также предусматривает  особое  отношение  к женщине – матери. Еще с раннего детства девочек постепенно готовят к этой почетной роли – быть матерью. В пословицах и поговорках мы можем найти отражение этого:

В доме без колыбели уюта нет.

Дом с детьми – базар, дом без детей – могила.

И хотя за последнее время народные традиции существенно изменились, так как современная жизнь требует иной раз гибкости мышления, умения перестроиться, остался сам принцип воспитания детей, ориентированный на развитие мужских качеств у мужчин и женских – у девочек.

Воспитание школьников на основе народной педагогики в нынешних условиях  должно быть направлено на усвоение всего лучшего из нее в сочетании с тем лучшим, что диктует сегодняшняя жизнь.

Всегда ценились, и будут цениться женственность, умелые руки, хозяйственность, доброта в девочке – будущей женщине, матери, хранительнице очага.

И всегда ценились, и будут цениться ум, сила, храбрость, решительность, умение обеспечить семью и свое потомство у мужчин[36].

В своей работе мы более подробно рассмотрим возможности использования такого фольклорного жанра, созданного  народной педагогикой, как  пословицы и поговорки, а также текстов по религиозным представлениям русского народа в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.





--PAGE_BREAK--
Таблица 2.4. Результаты методики «Ранжирование понятий»

№ п/п

Понятия

Место по ранжиру

1

Друзья

2,8

2

Слава

5,8

3

Семья

2

4

Богатство

3,2

5

Здоровье

9,2

6

Общение

4,8

7

Родина

9,6

8

Квартира

8

9

Любовь

4

10

          Талант

6,2



На первых местах в ранжировании понятий по личной значимости оказались такие понятия, как друзья, семья, богатство. Такие понятия, как здоровье, Родина оказались второстепенными, стоящими даже после понятий слава и квартира. Из беседы с учащимися мы попытались выяснить почему эти понятия для них не являются значимыми: «если у человека есть деньги, то он будет здоровым, сможет купить себе лекарства, хорошо питаться», «Сегодня я живу в России, а завтра уеду в Германию. Какая разница, где жить?». Такая точка зрения показывает необходимость нравственного воспитания учащихся с целью привития им гражданского патриотизма, ответственности за свое здоровье и здоровье своих близких;

--PAGE_BREAK--
Таблица 2.5Уровень воспитанности школьников экспериментальной группы, контрольный этап

Дети

Баллы высокой нравств.ориентации

Баллы эгоистической позиции

Олег С.

17

4

Максим А.

15

6

Артем В.

12

9

Денис П.

14

7

Саша Р.

14

7

Андрей В.

15

6

Сергей Л.

18

3

Кирилл Л.

16

5

Дима Н.

17

4

Иван У.

16

5

Средний балл (мальчики)

15,4

5,6

Софья Т.

19

2

Таня Е.

17

4

Ира А.

12

9

Лиза Г.

14

7

Лена П.

17

4

Оля У.

16

5

Юля Я.

10

11

Оксана Г.

18

3

Света Д.

13

8

Марина Л.

14

7

Средний балл (девочки)

15

6

Средний балл по группе

15,2

5,8



Следует отметить, что после проведения формирующей работы баллы существенно изменились. Как у мальчиков так и у девочек значительно увеличились баллы высокой нравственной ориентации. Наглядно изменения по средним баллам представлены на рис. 2.1



Рис 2.1Результаты экспериментальной работы
Контрольное исследование по методике «Диагностика отношения к жизненным ценностям» показала следующие результаты, таблица 2.6

Таблица 2.6Результаты отношения к жизненным ценностям, экспериментальная группа

Дети

Кол-во положительных ответов

Олег С.

5

Максим А.

5

Артем В.

4

Денис П.

5

Саша Р.

5

Андрей В.

4

Сергей Л.

5

Кирилл Л.

5

Дима Н.

5

Иван У.

5

Софья Т.

3

Таня Е.

4

Ира А.

4

Лиза Г.

4

Лена П.

4

Оля У.

5

Юля Я.

5

Оксана Г.

5

Света Д.

5

Марина Л.

4

Средний балл

4,6



Следует отметить, что после проведения формирующей работы, уровень существенно вырос с 2,65 до 4,6 баллов.

Проанализировав результаты учащихся по методике незаконченных предложений необходимо отметить, что в ходе эксперимента учащиеся научились понимать значение всех категорий, они верно трактуют смысл и таких сложных понятий, как  ненависть, открытость, враждебность, совесть, порядочность, что на первом этапе эксперимента вызывало большие сложности.

Так, открытость — это «когда не боишься показать, какой ты», «открыто говоришь, все что думаешь»;

враждебность — это «черта характера, когда ты зло относишься ко всем людям, даже когда еще не поговорил с ними», «злость в человеке»;

Таблица 2.7. Результаты методики незаконченных предложений

(контрольный этап).

Категория

Объяснили понятие

Не объяснили понятие

Количество

%

Количество

%

1. добро

25

100





2. зло

25

100





3. любовь

25

100





4.ненависть

20

80

5

20

5.дружба

25

100





6.враждебность

21

84

4

16

7. честность

24

96

1

4

8. хитрость

21

84

4

16

9. открытость

17

68

8

32

10. подлость

19

76

6

24

11. совесть

16

64

9

36

12. наглость

20

80

5

20

13. порядочность

17

68

8

32

Среднее значение группы

21,15

84,6

3,85

15,4



совесть — это «чувство, когда ты сделал что-то плохое и переживаешь»;

порядочность — это «когда ты со всеми правильно поступаешь», «когда ты говоришь человеку, что ты о нем думаешь не за глаза, а в глаза»;

ненависть — это «когда очень сильно не любишь кого-то», «это плохое чувство, оно жить мешает. Нужно любить людей; и др.

 статистику ответов учащихся на контрольном этапе эксперимента по методике незаконченных предложений можно увидеть в табл. 3.

Сводные результаты группы по данной методике можно проследить по рис 2.2.

Рис. 2.2. Сводные результаты методики незаконченных предложений (в %).

 

Статистически значимые результаты получены и по методу ранжирования, которые можно проследить по табл. 2.8.

На первых местах в ранжировании понятий по личной значимости остались такие понятия, как друзья и семья. Такие понятия, как здоровье, Родина переместились на. более приоритетные позиции (здоровье с 9-го места на 3-е, Родина — с 9-го на 5-е). В ходе переоценки ценностных ориентаций оказались второстепенными такие понятия как слава, богатство, квартира.

Учащиеся объяснили это так: «Раньше я считал, что здоровье зависит от богатства, будут деньги — будет здоровье. Сейчас из пословиц и поговорок я понял, что здоровье нельзя купить ни за какие деньги. И сейчас мне даже интересно по телевизору слушать, как говорят, что какие-то богатые и знаменитые люди болеют, и мне их очень жаль, потому что даже деньги их не спасут».

Таблица 2.8. Результаты методики «Ранжирование понятий»

№ п/п

Понятия

Место по ранжиру

1

Друзья

2,3

2

Слава

8,8

3

Семья

1,7

4

Богатство

9,2

5

Здоровье

3,5

6

Общение

4,8

7

Родина

5,8

8

Квартира

9,8

9

Любовь

6,2

10

          Талант

7,8



«Раньше я считал, что без разницы, где ты живешь. Лишь бы у тебя были деньги и работа. А сейчас я поняла, что лучше всего жить только на Родине, только тут тебя понимают люди, ты воспитан на традициях родного народа. Поэтому свою Родину нужно любить и беречь. недаром говорят: жить — родине служить.»

Такая точка зрения показывает высокий уровень  нравственного воспитания учащихся, наличие у них патриотизма, гражданственности, ответственности за свое поведение.

Следующей методикой, проведенной нами с целью выявления нравственных представлений учащихся стала методика «Пословицы». Были получены следующие результаты:

духовное отношение к жизни отмечается у 63% учащихся;

значимость материального благополучия в жизни — у 35%;

стремление к счастливой, хорошей жизни — у 100%;

оптимистическое отношение к жизни — у 75%;

решительное отношение к жизни — у 58%;

самоопределение в жизни — у 58%;

стремления к достижениям в жизни — у 63%;

коллективистическое отношение к людям — у 63%;

хорошее отношение к людям — у 75%;

эгоцентрическое отношение к людям — 58%;

альтруистическое отношение к людям — 58%;

значимость дружбы — 100%;

значимость учения — 86%;

значимость труда — 100%

значимость соблюдения законов — 75%.

Как видим, существенно изменился процент почти по всем показателям, что подтверждает представление о том, что посредством применения произведений устного народного творчества на уроках русского языка можно нравственно воспитать школьника.

В беседе учащиеся рассказали, что в ходе эксперимента они научились любить Родину, свой город, научились добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

 Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся,  с уважением относятся друг к другу, к взрослым. Общее поручение выполняют дружно, активно помогают друг другу.

Таким образом, результаты исследования показали, что изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познава­тельного, коммуникативного, нрав­ственного, эстетического потенциалов, но и формирует навыки духовно-нравственного поведения. А значит, мы полностью подтвердили выдвинутую гипотезу.



--PAGE_BREAK--
БИБЛИОГРАФИЯ

1.     Авраменко Н. В. Психологическая диагностика в школе – М., 2008

2.     Аникин В. П. Садовников Д. Н. и его сборник загадок. – В кн.: Загадки русского народа. М., 1959

3.     Беленький М.Г. Подросток в семье и школе, — М.: Олма-пресс, 2003. – 493с.

4.     Бессонова Т. А. Методы психологической диагностики личности школьника – М., 2008 

5.     Болдырев Н. И. Воспитание, — М.: Энциклопедия, 2004

6.     Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Спб, 1861, т. 1

7.     Виноградов Г. С. Народная педагогика. – В кн.: Сибирская живая старина. Иркутск. 1926, вып. 2

8.     Волков Г. Н. Этнопедагогика. – Москва: Академия, 2000

9.     Горький М. Собр. соч. В 30-ти т. М., 1955, т.29

10.Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. — М.: ИНФРА-М, 2003

11.Далгат У. Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. М… 1981

12.Даль  В. И. Пословицы русского народа. М., 1957

13.Даль В. И. Толковый словарь живого русского языка. Т. 1

14.Добролюбов Н. А. Собр. соч. В 9-ти т. М.- Л., 1961, т.1

15.Закревская О.Н. Поговорим о воспитании, — М.: Инфра-М, 2003. – 164с.

16.Кенгэс – Маранда Э. Логика загадок. – В кн.: Паремиологический сборник: Половица загадка (смысл текст). М… 1978

17.Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М. Матвеева, — М.: Школьная пресса, 2006.

18.Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М. .1972

19.Ластовская Л.А. Нравственно-правовое воспитание в школе, — М.: Гардарика, 2005

20.Максименко А.В. Педагогика, — М.: Гардарика, 2008

21.Малые жанры русского фольклора: Хрестоматии: учеб. пособие для филол. спец. вузов/Сост. ВА. Н. Морохин. – 2 изд. испр. и доп. – М., Высш. шк., 1986

22.Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970

23.Миллер В. Ф. Лекции оп русской народной словесности (читаны на высших женских курсах в 1910 – 1911 гг.) М. .1911 – с. 7

24.Победоносцев Г. А… Совершенствуем систему воспитания. М.: 1989

25.Поляков С. Д. Технологии воспитания. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000

26.Потебня А. А. Задонщина. – В кн.: Слово о полку Игореве. Харьков, 1914

27.Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000

28.Рыбникова М. А. Загадки. М. – Л., 1932

29.Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 255 с.

30.Соколов  Ю. М. Русский фольклор. М., 1938 – с. 292

31.Степанов В.Г. Психология трудных подростков:Учебное пособие. — М.:Издательский центр «Академия», 2006. — 320с.

32.Сультеев Д.В. Духовное развитие личности в школе//Из сборника «Школа и семья: проблемы воспитания», — М.: Олма-пресс, 2007. с.40

33.Шацкий С.Т. Педагогика воспитания, — М.: Олма-пресс, 2001.с.28

34.Яловецкая Т.И. Нравственное воспитание школьников, — Мн.: Аверсэв, 2002.с.175

35.Ярикова Р.А. Социальная психология, — М.: Олма-пресс, 2006.с.133
ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест Шурковой

Цель: выявить духовно-нравственную воспитанность учащихся.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» – юноша, «д» – девушка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1
2
3

*


*



*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

1.                 На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

§                      а) обойду, не потревожив;

§                      б) отодвину и пройду;

§                      в) смотря какое будет настроение.

2.                 Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

§                      а) ничего, какое мое дело;

§                      б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

§                      в) подойду и непременно заговорю.

3.                 Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

§                      а) тороплюсь в школу;

§                      б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

§                      в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4.                 Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

§                      а) предложу свою помощь;

§                      б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

§                      в) если попросят, я, конечно, помогу.

5.                 Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

§                      а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;

§                      б) оборачиваюсь и предлагаю половину;

§                      в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

6.                 Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

§                      а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

§                      б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

§                      в) вступаюсь за обиженного.

7.                 Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

§                      а) они мои, раз я их нашел;

§                      б) завтра спрошу, кто их потерял;

§                      в) может быть, возьму себе.

8.                 Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

§                      а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея;

§                      б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;

§                      в) на свои знания.

9.                 Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

§                      а) найду что-нибудь рядом с домом;

§                      б) поищу высокооплачиваемую работу;

§                      в) хочу создавать нечто ценное на земле.

10.            Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?

§                      а) по России;

§                      б) по экзотическим странам;

§                      в) по одной из ведущих развитых стран.

11.            Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?

§                      а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

§                      б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

§                      в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

12.            Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

§                      а) соглашусь с благодарностью;

§                      б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;

§                      в) отказываюсь решительно.

13.            Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

§                      а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

§                      б) выполняю, конечно;

§                      в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

14.            Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

§                      а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

§                      б) не знаю, как придется;

§                      в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

15.            Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать.11о что Вы делаете в данный момент?

§                      а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

§                      б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

§                      в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

16.            Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

§                      а) еду на дачу согласно плану;

§                      б) не еду, остаюсь, конечно;

§                      в) жду, что скажет мой товарищ.

17.            Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?

§                      а) бездомный щенок;

§                      б) взрослый пес с известным Вам нравом;

§                      в) дорогой щенок редкой породы.

18.            Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

§                      а) напомню о праве на отдых;

§                      б) делаю, раз надо;

§                      в) посмотрю, что скажут остальные.

19.            С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

§                      а) отвечаю тем же;

§                      б) не замечаю, это не имеет значения;

§                      в) разрываю связь.

20.            Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

§                      а) играю, конечно;

§                      б) разумеется, не играю;

§                      в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21.            Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?

§                      а) самому (самой) приготовить все блюда;

§                      б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;

§                      в) пригласить гостей на кофе.

22.            Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?

§                      а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

§                      б) обеспокоен, строю планы самообразования;

§                      в) буду ожидать новых сообщений.

23.            Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

§                      а) ужасно завидую, мне неудобно;

§                      б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

§                      в) я, как все, аплодирую.

24.            Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

§                      а) отдаю – здоровье дороже;

§                      б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

§                      в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

25.            Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?

§                      а) о новогодних подарках;

§                      б) о каникулах и свободе;

§                      в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26.            Какова роль музыки в Вашей жизни?

§                      а) она мне нужна для танцев;

§                      б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;

§                      в) она мне просто не нужна.

27.            Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

§                      а) снятся родные места;

§                      б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

§                      в) не замечал (не замечала).

28.            При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?

§                      а) нет, если мои дела идут хорошо;

§                      б) да, в настоящее время довольно часто;

§                      в) не замечал (не замечала).

29.            Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

§                      а) отбираю интересное и приношу;

§                      б) ненужных мне книг у меня нет;

§                      в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

30.            Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?

§                      а) да, безусловно, могу;

§                      б) нет, на свете много интересного;

§                      в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

31.            Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

§                      а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

§                      б) человеку просто повезло прославиться;

§                      в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.