Реферат
по Социологиикультуры
на тему: Вышитыеработы как вещь культуры
Введение
Вышивание – одно изпервых проявлений декоративного искусства, которое зародилось еще в первобытныевремена.
Развитие техникивышивания можно сравнить с развитием человека и человеческого общества вкотором он находится. Вышивание оттеняет быт человека, она является уникальнымносителем национального своеобразия народа, а не только художественнымувлечением человека. В каждой эпохе вышитые работы присутствуют в той или инойформе, они прошли сквозь время до наших дней и сохранили память о тех событиях«свидетелями» которых стали. Декоративная вышивка украшала одежду дворян икрестьян, мужчин и женщин; вышитые скатерти, рушники были необходимым атрибутомкаждого дома.
Тысячелетняя историявозникновения и развития вышиванок не сделала их лишь воспоминание, необесценила их, а наоборот придала ей еще большей весомости в глазах украинскойнации и всего мира.
В современном обществе создаютсяучебные заведения, где обучают юных мастериц. Устраиваются выставкидекаративно-прикладного искусства, открываются музеи вышитых полотен которымнет равных во всем мире. В фонде Черниговского музея народной вышикисохранилось около 7тыс. образцов Они своим видом могут рассказать историюжизни, так как в языческие времена было принято вышивать картины из бытовойжизни семьи. С приходом христианство вышиванки наделяли способность оберегатьлюдей от злых сил, болезней. Такое полотно вышивалось несколькими мастерицамиза один день и считалось первозданно чистыми. Вышитый рушник может быть нетолько носителем художественной памяти народа, но и исторически важным«документом» (панно посвященное знамениты событиям).
Вышитые рушники даже всовременном обществе являются неотемлемой частью народных обычаев и обрядов.Например, используется на свадьбах (его кладут под ноги молодым, так каксчитается что это принесет счастье и согласие), при встречах важных гостейхлебом-солью (на рушник кладут пирог-каравай с соль).
Актуальность вышивания: внастоящем время художественное вышивание сосредоточено вхудожественно-прикладных мастерских, где мастера высоко класса украшают одеждуи предметы быта. Стоит отметить что подобного рода украшении может позволитьсебе далеко не каждый человек. Так как ручной труд ценится весьма высоко и нетолько в нашей стране, но и во всем мире. С увеличением благосостояния обществарастет его потребность в прекрасном, желание подчеркнуть свою индивидуальностьи на реализацию этого тратится все больше сил и возможностей. Люди предпочитаютвыбирать не стандартизированную текстильную продукцию, а шедевры мастеровдекоративного искусства, т.к. в них заложен определенный смысл и символизируютопределенные ценности.
Декоративная,художественная вышивка – вид народного искусства в котором воплощены лучшиетрадиции народа, а это некогда не перестанет быть актуальным.
Часть1. Теоретическая база анализаСветовые и цветовые проводники. В общественной жизни этиагенты действуют главным образом в символической форме. Вместе со звуковымипроводниками цветовые и световые проводники образуют самый распространенный исамый важный метод объективации и передачи значений или ценностей.Меня больше всего интересует второй фундаментальный типцветовых и световых проводников, он представлен картинами и рисунками,состоящими физически из массы окрашенных пятен, расположенных в определенномпорядке и форме. Они доносят до нас мысли, идеи и чувства художников, даже еслите давно умерли. Делая возможным это взаимодействие между художником и нами,картины служат еще и соединению нас между собой, создавая общие физическиепереживания и настроения. От примитивных каракулей ребенка к гениальнымсозданиям великих мастеров они служат потребности в коммуникации междусознаниями людей.
Цветовыепроводники находятся везде вокруг нас: красный и зеленый огни светофораозначают соответственно «Стойте» и «Идите». Черный частоозначает траур, алая роза — страстную любовь, красные флаги — революционныеидеи и надежды; разноцветные государственные флаги означают соответствующие нации;окрашенные шевроны или золотые галуны — воинское звание. Цвет одежды можеттакже символизировать различные значения: белый цвет подвенечного платьяозначает чистоту; черная сутана, которую носят монахи, является знаком ихотказа от мира, и т.д. [1]
Фетишизация носителей иее обратное действие. Некий биофизический объект, функционируя в течениепродолжительного времени как носитель определенного значения, нормы илиценности, идентифицируется с ним до такой степени в умах субъектоввзаимодействия, что он имеет тенденцию стать самодостаточной ценностью.Национальный флаг, который физически является лишь палкой с приделанным к нейкуском материи, в результате постоянного использования становится эмблемойнезависимости, власти, достоинства, чести или славы нации.
Фетишизация символическихпроводников оказывает сильное обратное действие на поведение и сознаниечеловека. Носители кристаллизуют и стандартизируют, проясняют и формализуют,искажают и преобразуют значения, ценности и нормы, которые они объективируют ираскрывают. Возникнув как проводники, в процессе деятельности они оказываютмощное влияние на поступки людей и состояние их сознания, особенно когдапроводники превращаются в самоценные значения, ценности или идолы. [2]
Логически рассуждая врамках социологической традиции, можно прийти к заключению, что становление иразвертывание культурных форм переживает следующие этапы. Сначала формируетсясоциальный интерес. Далее происходит его осознание, а затем складываетсядоктринальное оформление этого интереса — стихийно или целеустремленно, в видегруппового фольклора или в трудах писателей и философов. Доктрина служитоснованием внешних вещных и поведенческих проявлений социального интереса вразных сферах жизни: в политике, в праве, в быту, — его предметных ипространственных презентаций.[3]
Репрезентативная культуралогически предполагает соответствие между верой и поведением. Крепрезентативной культуре относятся и такие характеристики, как историчность,изменчивость, коллективность, несводимость к культуре индивидуума и т.д.Практически все выделенные Ансельмом характеристики жизненных формсоответствуют социологическому пониманию культуры, представленному в главе 2,поэтому я считаю возможным отождествлять жизненную форму и культурную форму,жизненную форму и культурный стиль.[4]
Ритуал ( определение Дж.и А. Теодорсонов ) — Культурно стандартизованный набор действий символическогосодержания, совершаемый в ситуациях, предписываемых традицией. Слова идействия, составляющие ритуал, определены очень точно и весьма мало изменяются,если вообще сколько-нибудь изменяются, от одного случая совершения ритуала кдругому. Традиция также определяет, кто может проводить ритуал. В ритуалахчасто используются священные объекты; предполагается, что в конце ритуала егоучастники должны испытывать общий эмоциональный подъем. Ритуалы также служатусилению группового единства, например националистические ритуалы. В периодкризиса ритуалы могут снимать ощущение тревоги и неблагополучия. Ритуал нужноотличать от церемонии, которая представляет собой болеедетализированную последовательность действий, включающую в себя некоторое числоритуалов. Кроме того, церемония всегда имеет социальный характер и ее не можетпроводить один человек, тогда как ритуалы бывают как коллективные, так ииндивидуальные.[5]
Символ — оченьмногозначное и недостаточно проясненное понятие.
Символ — произвольныйзнак, вызывающий единообразную социальную реакцию. Значение символапроизвольно в.том смысле, что оно не присуще звуку, объекту, явлению ит.д. как таковым, а формируется в процессе обучения и взаимного согласия людей,использующих его в процессе коммуникации. Люди коммуницируют друг с другомсимволически посредством слов, жестов и действий. />
Слово, флаг, обручальноекольцо, номер — вот примеры символов.[6]
вышиваниедекоративный национальный символика
Часть 2
Вышивка –распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор иизображения выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже,войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяныминитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и др. Яхочу описать вышитый рушник:
1. Вышитый рушник материальный объектсостоящий из разных орнаментов расположенных определенным образом. Их узорпоказывает мысли своего создателя, его картину виденья мира. Посредствамготовой работы происходит взаимодействие между прошлым и настоящим… Разнаярасцветка и узоры имеет важное значение, например:
Белый цвет был в почете унаших предков, которые обожествляли Солнце, стихию Огонь, и знали, что этотцвет — атрибут Бога-Отца.
Красныйцвет, как самыйактивный после белого, очень высоко ценился в различных ритуалах, обрядах.Особенно много этого цвета было на свадебной, детской и праздничной одежде,поскольку красный цвет активно защищает от зла и притягивает энергию гармонии,творения, любви.
Черныйцвет, которыймногими воспринимается как цвет смерти, на самом деле имеет многограннуюсимволику. Это цвет земли, достатка, богатства. Одежда старших людей была богатой на черный цвет, поскольку он поглощает энергию, информацию. А старшеепоколение людей является хранителем мудрости, учителем для молодых поколений. [4]
2. Вышивка, по сути. является тканью инитками ничего не значащими,. Когда же они соединяются вместе в определеннойформе, которая является специфичной для нации или региона. Эта спецификастановится характеристикой конкретного этноса, тем самым становясь своеобразнойэмблемой нации.
3. Вышивка как культурная форма прошла такиеэтапы: — формирование социального интереса (первые стежки на одежде переросли веё украшение, а потом в индивидуальную характеристику рода, племени. народа)т.е. происходит её осознание => оформление в виде знаков (символов) племени,рода, …, это было записано летописцами-историками или передавалось устно, изпоколения в поколение
4. Вышивка – культурная форма. Вышиваниеможно считать культурной формой так как она обладает такими характеристиками:
I. Историчность. Вышивка имеет своюистория развития. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ,а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видахнародного творчества. С расширением связей между отдельными районами местныеособенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались иулучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерныминациональными чертами. Первоначально вышивание на Руси было занятием дляизбранных. Вплоть до XVIII века этим видом рукоделия занимались монахини ипредставительницы знати. Начиная с XVIII века, вышивание перестает бытьпривилегией знати и переходит в разряд обязательных занятий простыхкрестьянских девушек… Со второй половины XIX в. история искусства вышивания постепенновыходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарногопромысла. Теперь на Украине имеется много художественно-производственныхмастерских, которые объединяют работу мастеров, направляют ее, организовываютобучение молодежи. [2]
II. изменчивость. С течением времениона меняла свою форму (картины, рушники, панно, …); своё значение. Человек,живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древностинаучился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, с помощью которыхон выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятнымявлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла,были одним из средств общения.
Со временем отдельныефигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создаваяузоры-рисунки. Так возникли орнаменты — последовательное повторениеотдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунканосит название раппорт.)
По своим мотивам орнаментможет быть:
1. Геометрический — состоящий из различных геометрических элементов;
2. Меандровый — в видебеспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции иполучивший свое название от извилистой реки Меандр;
3. Растительный илифитоморфный — составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев,веток и т.п.;
4. Животный — в которомстилизованы фигуры зверей и насекомых;
5. Птичий — составлен изстилизованных фигур птиц;
6. Человекообразный — сизображением человеческих фигур и полуфигур;
7. Шрифтовый (вязь) — напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивка
III. коллективность. Вышивание имеетсвою «аудиторию» в любом столетие, а соответсвенно не зависит от от культурыиндивида… Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа.Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное.Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразиемотдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы сосказочными представлениями.[1]
5. Вышиванка и ритуалы. X –XIII в. Крестьянская девушка была обязана подготовить себеприданое (вышитые рушники, скатерти, одежду и др.). а сам процесс представленияприданого и невесты можно сравнить с продвжей товара на блошином рынке[7],так как происходи персонификация вещи и человека т.е. вышитые работы, ихуровень качественности, аккуратности и др. – мастерство невесты, напрямуюсвязано с характером (достоинства и недостатки) невесты и на основе этого,представители жениха решают устраивает или нет их невеста, если устраиваютпредлагают свой калым за неё.
Также к ритуалам можноотнести встречу важных гостей хлебом-солью. На вышитый рушник выкладываюткаравай в центр которого насыпают соль, которые символизируют неотемлемую частьлюбого стола.
Ритуалом являетсяповязывание вышитого платка на руку юноше уходящего в армию, или войну. Платокповязывает мать или невеста юноше предварительно его сшив, люди верили, что этозащитит молодого человека в его испытаниях.
6. Вышивка и символы. Вышитые вещи –символ украинской нации, отображающий её менталитет (единообразная социальнаяреакция).
В течение тысячелетийсмысл самих сиволов – менялся, т.е. формировался в процессе развития ивзаимодействия людей (у каждого региона была своя символика, свои цвета, чтопозволяло отличать чужаков и своих ), но традиции их использования всегдаоставались прежними. Символы (орнаменты) можно разделить на:
— растительные
— зооморфные
— геометрические
Растительныесимволизируют красоту окружающего мира – природу. В украинских мотивах восновном используют орнамент хмеля, винограда, барвинка.
Зооморфные – выступаютиндивидуальной характеристикой самой вышивальшицы.
Геометрические – оченьпросты по своему дайну (ромб, круг, крест и др.). но изначальное значениеутеряно.[3]
Символ — произвольныйзнак, вызывающий единообразную социальную реакцию.
Рушник вышитыйсимволами-узорами являлся неотемлемой частью многих обрядов-ритуалов: срушником приветствовали роженицу и новорожденного, встречали-проважали гостей,украшали иконы, окна.
Рушник – своеобразноеосвящение начала и конец дела.
Часть 3
Исследование проводилосьс целью выяснить общественное мнение об искусстве вышивания и его значимости впрошлом и настоящем времени украинской нации.
— Можно ли считатьвышивание искусством?
— Считается ли вышиваниеособенностью Украины?
— Значение вышивания впрошлом и настоящем, для людей?
— Причины изменения этойзначимости?
Результат:
1. Почти все опрошенныесчитают вышивание искусством… Аргументируя это тем что процесс создания работытребует творчества (проектирование дизайна работы, подбор цветовой гаммы),нестандартного мышления. Подобные аргументы приводили люди занимающиесядекоративным вышиванием. Человек далекий от сферы искусства, считающийвышивание искусством аргументировал это весьма своеобразно – «Вышитые работы(рушники, национальный украинский костюм), их своеобразные узоры, такженепонятны как картины в современных художественных галереях».
2. Опрошенные связываютвышивание непосредственно с национальной особенностью украинского народа,некоторые назвали вышиванки «визитной карточкой» Украины на мировой арене.Несколько человек сказали что вышивание – занятие девушек в средних веках повсему миру.
3. Большинство ответовможно выразить так: сейчас вышивание не более чем часть декора, в то время какраньше «этим народ дышал».
4. Причиной этого сталообесценивание современным поколением традиционных норм, к чему привело влияниезападных тенденций (США) на образ мышления молодых людей.
Подводя итог исследованияможно сказать, что вышивание считают частью национального прошлого Украины,символом национальной особенности, так как национальный костюм украинцевукрашен вышивкой, а разнообразие традиций с участием вышиванок нет ни в однойстране мира.
Но в современном обществеэто только декоративное украшение одежды, предметов быта не имеющее отношение ктрадиционной символики.
Заключение
Прежде всего нужноотметить что вышиванки были важны женщинам которые их изготовляли.
Сначала ими руководиложелание выделится из общей массы людей за счет яркости и уникальности своегонаряда, поэтому женская одежда была украшена всевозможными орнаментамисобственного изготовления.
Позже служило залогомуспешного замужества, что в сущности было целью жизни девушки. К этому начиналиготовится с самого детства, с 8 лет начинали готовить приданное и чем крашебыли работы тем лучше считалась невеста.
XVIII в. – чем оригинальнее и техническисовершение была работа, тем дороже его можно было продать. Подобным образомзарабатывали себе на жизнь целые села.
Первоначально вышиваниебыло занятием для избранных т.е. им занималась знать, материалы использовалисьнаилучшие (шелк, бархат, золотые нити).
Когда вышивание сталообщепринятым, знаком престижа стали все те же материалы, так как крестьяне неимели возможность использовать шелк и золотые нити, а был лен и шерсть.
Список литературы
1. Вышивка: история и современность — www.myjane.ru/
2. «Вышивка крестом», автор Аристамбекова Н.Е.vse-rukodeliya.ru/index/0-13
3. Галерея вышитых работ www.catty.ru/index_.php?form=left&href=30
4. Символы и цвета в вышивке. — koluba04.com.ua/?q=node/10
5.Бредникова О., Кутафьева З. старая вещь как персонажблошиного рынка
6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.- 1992.
7. Ионин Л.Г. Социология културы. М. – 2000.