Реферат по предмету "Государство и право"


Муниципальные образования, как субъекты гражданского права (учредительные документы, право собственности и приватизация объектов муниципальной собственности, компетенция администраций муниципальных образований в гражданском обороте)

Юридический факультет
Курсовая работа
Муниципальные образования каксубъекты гражданского права (учредительные документы, право собственности иприватизация объектов муниципальной собственности, компетенция администрациймуниципальных образований в гражданском обороте)
Барнаул – 2010г.

Содержание
Введение
Глава 1. Гражданская правоспособностьгосударства и государственных (муниципальных) образований
1.1 Понятие публичных образований
1.2 Виды публичных образований
1.3 Правовой режим деятельностипубличных образований
1.4 Государственные и муниципальныеобразования как субъекты гражданского права
1.5 Субъекты публичной собственности
1.6 Объекты публичной собственности
Глава 2.право муниципальнойсобственности
2.1 Понятие приватизации публичногоимущества
2.2 Способы приватизации
2.3 Приватизация государственного имуниципального имущества
2.4 Приватизационные ценные бумаги
2.5 Приватизация публичныхпредприятий путем их преобразования в акционерные общества
2.6 Продажа приватизационных объектовпо конкурсу и на аукционах
2.7 Государство как собственник
2.8 Государство как субъектответственности
2.9 Участие государства вовнешнеторговом обороте
2.10 Компетенция глав муниципальныхобразований в гражданском обороте и учредительные документы
Список используемой литературы

Введение
Гражданское право, как илюбое другое имеет свою систему и отрасль. Право – это совокупность норм правилповедения, которые существуют для регулирования и охраны общественныхотношений. Система гражданского права единая, не хаотичная, не случайная, внутреннеорганизована и структурирована.
Право как системноеобразование состоит из различных обособленных элементов (подразделений). Всвязи с этим выделяются подразделения, которые регулируют крупные участкиобщественных отношений, а также другие подразделения, которые регулируютопределенные виды общественных отношений, обособленные по тому или иномупризнаку (признакам). Для выделения в системе права внутренних элементов и ихразграничения используются специальные признаки. Так для признания той или инойсовокупности норм, в качестве отрасли права необходимо наличие у даннойсовокупности норм собственного предмета и метода. С пониманием предметагражданского права и определением существа образующих его общественныхотношений в литературе связаны многочисленные споры как по самым общим, так ипо частным вопросам.
Благодаря тому чтоГражданский кодекс характеризует его исходя не только из регулируемыхобщественных отношений, но и из регулируемой деятельности, особое место в немзанимают отношения, складывающиеся и существующие в сфере предпринимательской(коммерческой) деятельности между соответствующими субъектами (предпринимателямии коммерсантами).
Характеристика предметагражданского права имеет четыре группы общественных отношений:
·         Организационныеотношения;
·         Отношения поповоду нематериальных благ (так называемым неимущественным отношениям, несвязанным с неимущественными);
·         Административныеотношения;
·         Специальнорегулируемые имущественные и неимущественные отношения.
 

Глава 1. Гражданскаяправоспособность государства и государственных (муниципальных) образований
Правовое положениегосударства и государственных (муниципальных) образований составляет важнуючасть учения о субъектах гражданского права, в которой тесно переплетенычастноправовые и публично-правовые элементы. От подхода к государству в рамкахправа публичного зависит и его положение в гражданском праве.
Государство как носительсуверенитета единого и неделимого (не может существовать двух суверенитетов наодной и той же территории). Соответственно государство и в гражданском оборотеможет рассматриваться как единый и единственный субъект. Ценность такойконструкции состоит в том, что за действия каждой своей части отвечаетгосударство в целом, обладающее несравненно большим объемом имущества. Поэтомуслучаи, когда у государства отсутствуют средства для того, чтобы рассчитатьсясо своими кредиторами, относительно редки.
В то же время Российскоегосударство является многоуровневым образованием. Это связано как смножественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и сособенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территориикоторой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникальны.Рассматривать государство только как единого и неделимого субъекта ни впубличном, ни в гражданском праве при таких обстоятельств нельзя. Государствоподразделяется на субъекты различных уровней – Российскую Федерацию, субъектыФедерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни ит.д.). Эти субъекты считаются самостоятельными лицами, имеющими свою структуру,собственное имущество и, по общему правилу, не отвечающими по обстоятельствамдруг друга.

1.1 Понятиепубличных образований
Наряду с физическими июридическими лицами, самостоятельными участниками гражданского оборотапризнаются Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования(абз.2 п.1 ст.2, п.1 ст. 124 ГК).
Общее правило о том, чтоучастие указанных субъектов в гражданском обороте регулируется нормами оюридических лицах, если иное не вытекает из закона или их особенностей (п.2ст.124 ГК), представляет собой юридическо-технический прием, обусловленныйцелями правовой экономии. В основе такого приема лежит сходство, имеющееся какв некоторых признаках данных субъектов, так и в форме их выступления вгражданских правоотношениях.
В научной литературераспространено мнение, согласно которому РФ, ее субъекты и муниципальныеобразования являются особыми субъектами (лицами) гражданского права. Соглашаясьв целом писания правового характера, регулирующие ту или иную общественнуюсферу (например, имущественный оборот).
Вместе с тем преследуемыепубличной властью цели упорядочения и стабилизации общественных отношенийобуславливает функциональную направленность деятельности носителейпубличной власти и, как следствие, характер и содержание их властныхпредписаний. Указанная деятельность должна быть направлена исключительно нареализацию общесоциальных задач экономического, политического, культурного ииного характера.
Публичнымиобразованиями как участниками гражданского оборота признаются коллективныесубъекты, приобретающие гражданские права и несущие гражданские обязанностипоскольку, поскольку это необходимо в целях реализации задач публичной власти.

1.2 Видыпубличных образований
 
Обобщающий термин«публичные образования», вполне приемлемый для гражданско-правовогорегулирования, не отменяет множественности видов публичных образований.Самостоятельными видами публичных образований признаются:
1)        РоссийскаяФедерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканскойформой правления (п.1 ст.1 Конституции РФ);
2)        СубъектыФедерации, входящие в состав Федерации, но признаваемые самостоятельнымисубъектами гражданского права: республики, края, области, города федеральногозначения, автономная область, автономные округа (п.1 ст.65 Конституции РФ);
3)        Муниципальныеобразования – городские или сельские поселения, муниципальные районы, городскиеокруга либо внутригородские территории городов федерального значения (п.1ст.131 Конституции РФ; п.1 ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131-ФЗ).
 
1.3 Правовойрежим деятельности публичных образований
 
По общим правилам кпубличным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лицв гражданских правоотношениях (п.2 ст.124 ГК). Это означает, что публичныеобразования, не являясь юридическими лицами, приравниваются к последним спозиций владения имуществом, выступления в гражданском обороте и т.п.
Исключения, вытекающие иззакона, могут предусматривать:
1)        Нормы, которыеприменимы исключительно к публичным образованиям, т.е. нормы регулирующиеучастие данных субъектов в гражданских правоотношениях (см., например,ст.214,215,306 ГК и т.д.);
2)        Нормы, так илииначе устанавливающие ограничения в правовом режиме публичных образований посравнению с юридическими лицами (см., например, ст.1063 ГК, абз.2 ст.2 ФЗ «Опростом и переводном векселе» от 11 марта 1997г., согласно которому публичные образованиявправе обязываться по переводному и простому векселю только в случаях,специально предусмотренных федеральным законом).
Исключения из общегопорядка гражданско-правового регулирования, вытекающие из особенностейпубличных образований, не могут толковаться в смысле оснований для приоритетнойзащиты прав и интересов отдельной категории субъектов и для безосновательногопереложения негативных имущественных последствий ненадлежащей деятельностиуказанных субъектов на иных участников гражданского оборота.
Положения обособенностях публичных образований трактуются судами как допускающиеосвобождение публичных образований от несения ответственности по своимобязательствам, если в бюджете отсутствует на это денежные средства.[2, ст.345]
 
1.4 Государственныеи муниципальные образования как субъекты гражданского права
В качестве субъектовгражданских правоотношений могут выступать субъекты Российской Федерации:республики, края, области, автономная область, автономные округа, городафедерального значения. От имени субъектов Федерации в гражданскихправоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы,президенты, правительства и т.д. Субъекты Федерации осуществляют правасобственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов.Субъекты Федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях попоставке товаров для государственных нужд. Возможно участие субъектов Федерациии в других договорных отношениях при условии, что они не выходят за рамки своейправоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками позавещанию.
Муниципальнымиобразованиями являютсягородские, сельские поселения, иные населенные территории, в пределах которыхосуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность,местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В гражданскиеправоотношения они выступают через выборные органы местного самоуправления. Вгражданские правоотношения они выступают через выборные органы местногосамоуправления, глав муниципальных образований, осуществляют правомочиясобственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать вдоговорные отношения в рамках своих полномочий.
Полномочиямуниципальных органов по участию в гражданско-правовых отношениях определены вФедеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в РоссийскойФедерации» от 28 августа 1995г. в частности, органы местного самоуправления вправепередавать объекты муниципальной собственности во временное пользованиефизическим и юридическим лицам. Сдавать в аренду, отчуждать в установленномпорядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальнойсобственности, иные сделки, определять в договорах условия использованияприватизируемых или передаваемых в использование объектов.
Муниципальные органывправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты. [4; ст.125]
1.5 Субъектыпубличной собственности
 
В нашем законодательствегосударство (публично-правовое образование) традиционно считается особым,самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. Вэтом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником).Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственностиявляются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций),позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядокосуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществлениеэтого права в публичных (общественных) интересах.
Публичная собственность всоответствии с российским законодательством имеет две разновидности –государственную и муниципальную собственность. Право государственнойсобственности характеризуется множество субъектов, в роликоторых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества,составляющего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края,области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именносоответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е.Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.д.,но не их органы власти или управления (п.3 ст.214 ГК). Последние выступают вимущественном обороте от имени соответствующего государственного образования ив соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочияпубличного собственника (ст125 ГК).
Субъектами правамуниципальной собственности в п.1 ст.215 ГК объявлены городские и сельскиепоселения и другие муниципальные образования в целом. От именисоответствующего муниципального образования – собственника его правомочия всоответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы(ст.125, п. 2 ст.215 ГК), что не делает их собственниками соответствующего имущества.Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех илииных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующегогосударственного или муниципального образования, определяет установленнаязаконодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенногогосударственного или муниципального имущества в частную собственность в порядкеприватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии сзаконодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятийвыступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом.Владельцами принадлежащих государству акций или долей участия приватизационныхпредприятий выступают соответствующие фонды государственного имущества. А припродаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабандыот имени отчуждателя выступают соответствующие таможенные органы. Приобретениеили реализация находящихся в государственной собственности памятников истории икультуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которыхвыступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет обимущественной ответственности государственных образований, то ответчиками посоответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерствафинансов.
1.6 Объектыпубличной собственности
 
В качестве объектов какгосударственной, так и муниципальной собственности могут выступать различныевиды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественныекомплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения, а такжеоборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и предметыбытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят ипринадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности акцииприватизационных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в банкахи других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а такжеразличные памятники истории и культуры.
Объекты публичнойсобственности распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами имуниципальными образованиями. Порядок отнесения государственного имущества кфедеральной собственности и к собственности субъектов Федерации долженустанавливаться специальным законом (п.5 ст.214 ГК). В его отсутствие сохраняетсилу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 3020-1 «Оразграничении государственной собственности в Российской Федерации нафедеральную собственность, государственную собственность республик в составеРоссийской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов,городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
 

Глава 2. Правомуниципальной собственности
 
Муниципальнаясобственность является самостоятельной формой собственности, однако в силу еепубличного характера она близка к государственной.
Субъектами правамуниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другиемуниципальные образования. От имени муниципального образования правасобственника осуществляют органы местного самоуправления (местнаяадминистрация, мэры, префекты и т.д.)
Все имущество,составляющее муниципальную собственность, может быть разделено на две группы:
1)        Имущество,закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;
2)        Средствасоответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное замуниципальными предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казнусоответствующего городского, сельского поселения или иного муниципального образования.
Основаниявозникновения муниципальной собственности можно разделить на общегражданские и специфические длямуниципальной собственности. К числу последних относятся поступления отприватизации имущества, местные налоги и штрафы, плата, в том числе внатуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются натерритории данного образования, отчисления от федеральных налогов и сборов,финансовые средства, передаваемые органами государственной власти органамместного самоуправления. Сюда же относятся поступление в муниципальнуюсобственность имущества, которое в силу закона не может принадлежатьсобственнику; недвижимое имущество, выкупленное у собственника длямуниципальных нужд, в том числе в связи с изъятием земельного участка.
Имущество, входящее вмуниципальную собственность, соответствующим образом регистрируется комитетамипо управлению муниципальном имуществом. Осуществляя правомочия собственника,органы местного самоуправления могут совершать любые разрешенные законом сделки.Особо следует отметить право муниципальных органов передавать имущество вхозяйственное ведение и оперативное управление, а также право на приватизациюмуниципального имущества.[4; ст.125]
2.1 Понятиеприватизации публичного имущества
Специфика приватизациипроявляется в особенностях субъектного состава складывающихся здесьправоотношений, их объектов и содержания.
В качестве продавца(отчуждателя) приватизируемого имущества должен выступать публичныйсобственник. По ранее действовавшему закону продавцом приватизируемогоимущества могло быть только соответствующее публично-правовое образование влице комитета по управлению федеральным, иным государственным или муниципальнымимуществом, который принимал решение о приватизации конкретного объекта, ифонда соответствующего имущества, который выступал в роли продавца вгражданско-правовой сделке по отчуждению (продаже) конкретного имущества.
В роли покупателей(приобретателей) приватизируемого имущества согласно п.1 ст.9 Закона оприватизации могут выступать любые субъекты гражданского права, за исключениемюридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственностипревышает 25%. Очевидно, однако, что в этой роли не могут также выступатьдругие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридическиелица. По ранее действовавшему закону круг покупателей приватизируемогоимущества был более узким.
В качестве объектовприватизации могут выступать:
1)        Предприятия идругие имущественные комплексы;
2)        Здания,сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
3)        Земельныеучастки;
4)        Жилые помещения;
5)        Акции открытыхакционерных обществ.
Таким образом, речь идетглавным образом об отчуждении находившегося в публичной собственности недвижимогоимущества. Движимое имущество переходит из публичной в частнуюсобственность в результате обычных сделок купли-продажи (например, поставкипродукции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иныхгражданско-правовых сделок по отчуждению, а не в порядке приватизации. Чтокасается приватизации принадлежащих публично-правовым образованиям акций, тоотчуждение этих ценных бумаг свидетельствует о переходе корпоративных илиобязательственных, но не вещных прав (тем более что сами эти акции, какправило, существуют в бездокументальной форме, представляя собой объект невещных, а обязательственных прав) и должно производится в особом порядке,установленном для уступки удостоверенных таким способом прав.
Приватизацияосуществляется исключительно предусмотренными в законе способами (п.5ст.29 Закона о приватизации).
Приватизацию следуетотличать от иных (общегражданских) способов отчуждения находящегося в публичнойсобственности имущества, но и от более узкого понятия разгосударствления.Последнее обычно связывается с переходом имущества государственных (илимуниципальных) предприятий в собственность созданных их трудовыми коллективами юридическихлиц.
Другой разновидностьюприватизации является коммерциализация государственных и муниципальныхпредприятий. Под ней обычно понимается выделение из состава таких предприятийили их объединений имущества их структурных подразделений в качестве базы дляобразования новых юридических лиц – самостоятельных хозяйственных обществ, втом числе созданных работниками этих подразделений. Коммерциализация, т.е.создание коммерческих организаций – хозяйственных обществ на базе имуществаторгов, трестов, комбинатов и иных считавшихся «государственными предприятиями»управленческих структур, наиболее широко использовалась в сфере торговли ибытового обслуживания еще до принятия специального законодательства оприватизации. Она стала основной формой «малой приватизации», т.е. приватизациимелких и некоторых средних предприятий.
 
2.2Способы приватизации
В довольно ограниченныхрамках в качестве способа приватизации государственных и муниципальныхпредприятий сохранялась аренда их имущества с правом последующего выкупа,рассматривающаяся еще в конце 80-х годов как основной путь приватизации(«разгосударствления»). (п.2 ст.15 Закона о приватизации предприятий).Во всехостальных случаях арендатор приватизируемого предприятия (в роли котороговыступает юридическое лицо, созданное его работниками) вправе в общем порядкесоздать открытое акционерное общество с государственным участием и впоследствииучаствовать в приобретении его акций. В таком случае арендатор публичногоимущества получает теперь право первоочередного приобретения акций такогообщества.
Приватизация путем внесениявклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (ст.23 Закона оприватизации) означает создание хозяйственных обществ с государственным илимуниципальным участием. По смыслу законодательства о приватизации доляпублично-правового образования в таких обществах не должна превышать 25%, иначетакая сделка не считается совершенной с надлежащим субъектом приватизации иможет быть призвана недействительной.
Продажа имуществаликвидируемых и ликвидированных предприятий, находившихся в государственнойи муниципальной собственности, до принятия нового Закона о приватизации такжесчиталась, особой разновидностью приватизации, либо решение о ликвидации такогопредприятия одновременно рассматривалось и в качестве решения о егоприватизации. Такая продажа осуществлялась соответствующим фондом имущества входе ликвидации предприятия и должна была производиться исключительно наоткрытых аукционах, причем, как правило, в виде отдельных «имущественныхлотов».
Объекты незавершенногостроительства(недостроенные и не сданные в эксплуатацию имущественные комплексы либоотдельные здания, сооружения и тому подобные объекты), в том числе входящие всостав имущества государственных и муниципальных предприятий (находящиеся на ихбалансе), приватизировались по решению соответствующих комитетов по управлениюимуществом с учетом мнения министерств и ведомств, в том числе после ихвыделения из состава имущества приватизируемых предприятий, путем их продажи нааукционах или по конкурсу либо путем создания на их базе открытых акционерныхобществ с последующей продажей их акций.
 
2.3 Приватизациягосударственного и муниципального имущества
Приватизация представляетсобой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность,связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичнойсобственности в силу особенностей организации прежней, огосударствленнойэкономики. Она является временной, переходной мерой по формированиюматериальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего емунормального, а не урезанного имущественного оборота. Этим, в частности,объясняется отсутствие специальных норм о приватизации в Гражданском кодексе ив других общих актах гражданского законодательства.
Проводимая в Россииприватизация государственного и муниципального имущества стала одним из главныхнаправлений экономических преобразований, направленных на отказ отгосподствующей роли государства в экономике. Она преследовала следующиеосновные цели:
·         Политическую –появление слоя собственников («среднего класса»);
·         Экономическую –создание конкурентоспособных товаропроизводителей;
·         Фискальную –дополнительный источник доходов бюджетов (либо снятие с них части расходов посодержанию, например, жилищного фонда);
·         Социальную-соблюдениеинтересов населения (общества) при разделе государственного имущества.
Следует иметь в виду, чтозаключаемые в ходе приватизации сделки по приобретению в частную собственностьприватизируемого являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего –договорами купли-продажи, а приобретение «бездокументарных акций» — договоромоб уступке прав требования) и подпадают под действие общих норм гражданскогоправа. Решение же о приватизации конкретного объекта (недвижимости) следуетрассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своегоправомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом. Порядок осуществленияэтого правомочия и установлен специальными нормами.
В соответствии со ст. 217ГК порядок приватизации должен устанавливаться специальными законами, а общиеправила о приобретении и прекращении права собственности применяются здесь лишьв той мере, в какой соответствующие отношения не урегулированы указаннымизаконами.
Порядок приватизацииопределяет лишь процедуру (способы) приватизации, но не ее объекты. Последниеустанавливают соответствующие публичные собственники, руководствуясь своими интересамии нормативными актами. К сожалению, ранее принятые государственные программыприватизации практически не учитывали прав и интересов государственных имуниципальных собственников.
 
2.4Приватизационные ценные бумаги
Для вовлечения в процессприватизации всего населения, а не только работников приватизируемыхпредприятий всем гражданам в качестве предъявительских ценных бумаг были выданыприватизационные чеки («ваучеры»), на которые в течение срока ихдействия можно было приобрести акции приватизируемых предприятий. При этом былоустановлено, что значительную часть (от 35-до 90%) таких акций можно былоприобрести лишь за «ваучеры», которые поэтому в тот период активно скупались унаселения. Новый закон о приватизации в ст.12 установил, что законным (общеобязательным)средством платежа при приватизации признается денежная единица (валюта) РФ,т.е. рубль, но не приватизационные ценные бумаги. Однако в п.2 ст.12 указано,что специальным законом в этом качестве могут быть признаны также «целевыедолговые обязательства РФ». [4; ст.125]
Муниципальные образованиясоздаются по модели образований государственных, однако в отличие от последнихорганы местного самоуправления не входят в систему органов государственнойвласти (ст.12 Конституции РФ, п.5 ст.14 Закона РФ об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ). По сути, муниципия выступает вкачестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители. Подобныйвывод подтверждается, в частности, тем, что права собственника могут осуществлятьсяот имени населения муниципального образования органами местного самоуправленияили непосредственно населением муниципального образования. Население, такимобразом, выступает в качестве органа муниципального образования. И все-такиблизость муниципальных образований к государственным по принципам ихорганизации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.
От имени муниципальныхобразований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданскиеправа и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции,установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2 ст.125 ГК). В ролитаких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления,выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена)и иные органы местного самоуправления. При участии муниципий в гражданскихотношениях представительные органы могут играть более важную роль по сравнениюс исполнительными, чем это предусмотрено для государственных образований.
2.5 Приватизацияпубличных предприятий путем их преобразования в акционерные общества
 
Приватизация крупных ичасти средних государственных и муниципальных предприятий проводилась путем ихпреобразования в акционерные общества открытого типа в соответствии с ранеедействовавшим Законом о приватизации предприятий и Положением окоммерциализации государственных предприятий и с одновременным преобразованиемв акционерные общества открытого типа. Такое преобразование в соответствии сназванными актами осуществлялось следующим образом.
Первоначально рабочаякомиссия предприятия, включенного в перечень объектов приватизации всоответствии с программой приватизации, готовила план приватизации и уставбудущего акционерного общества (по типовым формам), представляя их затем всоответствующий комитет по управлению имуществом. Последний утверждал этидокументы, что считалось решением о приватизации данного предприятия, ипредставлял устав общества на государственную регистрацию в качествеединственного учредителя. Акционерное общество, возникшее после обычнойгосударственной регистрации, становилось правопреемником государственного илимуниципального предприятия (причем никаких специальных передаточных документовне составлялось). После этого комитет по управлению имуществом передавал своиакции соответствующему фонду по управлению имуществом. Одновременноформировался совет директоров общества и готовилось его первое общее собрание,а трудовой коллектив выбирал один из вариантов льгот по приобретению акцийэтого общества. В завершение приватизации соответствующий фонд имуществаосуществлял продажу акций общества.
По новому законусоставленные предприятием документы считаются заявкой на его приватизацию,которая подается в соответствующий орган по управлению имуществом и затемрассматривается и утверждается государственными органами в порядке,предусмотренном ст. 15 Закона о приватизации. В случае принятия решения оприватизации данного предприятия комиссия по его приватизации создаетсясоответствующим органом по управлению публичным имуществом. Комиссия готовитплан приватизации, утверждаемый назначившим органом.
Работникамприватизируемых предприятий законодательство о приватизации разрешалоприобретать акции таких обществ на льготных условиях.
·         Они были вправебезвозмездно получить 25% привилегированных (неголосующих) акций (на сумму невыше 20 минимальных зарплат одного работника) и приобрести еще 10% обыкновенных(голосующих) акций на льготных условиях: по закрытой подписке и с рассрочкойоплаты, а также со скидкой 30% от номинальной стоимости (первый вариант).
·         Они моглиприобрести до 51% обычных акций общества (т.е. заведомо контрольный пакет)преимущественно перед другими приобретателями, однако за полную (номинальную)стоимость (второй вариант).
·         Наконец, ссогласия членов трудового коллектива группа работников могла создаватьтоварищество (по сути — полное) на срок до одного года, взяв на себя в этотпериод всю ответственность за деятельность предприятия (в том числе своимимуществом), с тем чтобы по его окончании и выполнении других предусмотренныхпланом приватизации условий иметь право на приобретение 30% его голосующихакций по номиналу и еще 20% таких же акций на льготных условиях (в рассрочку исо скидкой 30% от номинала) (третий вариант).
Подавляющее большинствоработников предприятий выбрали второй вариант, дающий возможность сохраненияконтроля над приватизационным предприятием.
Для сохранениягосударственного контроля за рядом приватизационных предприятий, имеющих особоважное народнохозяйственное значение, в федеральной особенности закреплялиськонтрольные пакеты акций (на срок от 3 лет, который в ряде случаев затемпродлевался), а также выпускалась «золотая акция», позволяющая при отсутствии«контрольного пакета» акций в течение срока ее действия (первоначально до 3 лет)использовать право вето при принятии решений общим собранием акционерногообщества.
Одним из перспективныхспособов приватизации в настоящее время можно считать преобразованиегосударственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества со 100%публичным участием (ст.20 Закона о приватизации). Такие «компании одного лица»,формально будучи частными собственниками своего имущества, фактически находятсяпод полным государственным контролем, выполняя волю и реализуя интересы своегоединственного акционера.
 
2.6 Продажаприватизированных объектов по конкурсу и на аукционах
 
Основной формойприватизации мелких и средних предприятий (со средней численностью работающихдо 200 человек и с определенной балансовой стоимостью основных фондов) сталапродажа их имущества по конкурсу и на аукционах. Она осуществляласьсоответствующими фондами имущества, которые выступали в качестве продавцов.
На аукционеприватизируемые имущественные комплексы или отдельные объекты продаютсяпокупателям, предложившим в ходе торгов наивысшую цену (п.1 ст.22 Закона оприватизации). При этом для продажи имущества мелких предприятий или отдельныхобъектов недвижимости использовался открытый аукцион, тогда как дляреализации имущества средних предприятий использовался закрытый аукцион(закрытый тендер), предусматривающий ограниченный круг участников. Закрытыетендеры были рассчитаны на привлечение солидных инвесторов, хотя фактическипривлекли участие подставных лиц и исключение реальных торгов. ДействующийЗакон о приватизации в ст.22 не проводит различия между открытыми и закрытымиаукционами (кроме случая продажи акций на специализированном аукционе, которыйдолжен проводится только в форме открытых торгов).[5; ст. 557]
 
2.7 Государствокак собственник
 
Государство является собственникомпринадлежащего ему имущества, но в отличие от физических или юридических лиц необладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте безпосредства различных государственных органов, как наделенных правамиюридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст.125 ГК.Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет ипрекращает право собственности в отношении своего имущества. При этомгосударство не лишается права собственности, если закрепляет имущество закаким-либо юридическим лицом. Оно не только ограничивает свои возможности повладению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Однако такое ограничение– лишь особый юридико-технический прем, позволяющий государству вводить в гражданскийоборот свое имущество. На самом деле государство осуществляет правомочиясобственника и тогда, когда создает (учреждает) государственные юридическиелица (унитарные предприятия и бюджетные учреждения) или управляет ими.
С точки зрения порядкаосуществления права собственности все имущество, принадлежащее государству,разделяется на две части: государственную казну (не совпадающую сказначейством) и имущество, закрепленное за государственными юридическимилицами (унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями). Казна состоит избюджетных средств и иного имущества, не закрепленного за каким-либогосударственным юридическим лицом на особом вещном праве. Бюджетные средства –это, как правило, денежные средства в безналичной форме, находящиеся на счетахказначейства.
Главной системой органов,осуществляющих от имени государства управление и распоряжение федеральнойсобственностью, а также ее приватизацию (за исключением жилых помещений),является Министерством имущественных отношений РФ (Министерство РФ) и еготерриториальные органы на местах. Эти органы:
-         Осуществляютприватизацию и разграничение государственной собственности;
-         Управляют ираспоряжаются имуществом Российской Федерации;
-         Являютсяучредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;
-         Осуществляютправа акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставномкапитале) которых находятся в государственной собственности;
-         Выступают вкачестве арендодателей государственного имущества;
-         Закрепляют государственноеимущество на праве хозяйственного ведения, оперативного управления ибессрочного пользования;
-         Дают согласие незалог государственного имущества;
-         Совершают иныедействия.
Указанные действия органысистемы Минимущества РФ совершают от имени государства как собственникасоответствующего имущества.
Второй по значениюсистемой органов, уполномоченных от имени государства управлять и распоряжатьсяфедеральным имуществом, являются фонды имуществ во главе с Российским фондомфедерального имущества. Эти органы осуществляют функции:
-         Владениюпереданными им объектами приватизации до момента их продажи, в том числе поосуществлению полномочий государства как акционера (участника) в хозяйственныхобществах;
-         Продажепереданных им объектов приватизации;
-         Выступлению наосновании поручения Правительства РФ учредителем хозяйственных обществ;
-         Получению иперечислению денежных средств, полученных в результате приватизации;
-         Осуществлению отимени РФ выпуска государственных ценных бумаг, удостоверяющих правоприобретения находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерныхобществ, создаваемых в процессе приватизации.
Государство становитсясобственником имущества при прекращении (в том числе принудительном) на негоправа частной собственности по основаниям, предусмотренным ст.225 ГК (вотношении бесхозных вещей), 228 (находок), 231 (безнадзорных животных), 223(кладов, относящихся к памятникам истории и культуры), 238 (имущества, котороене может принадлежать данному собственнику), 240 (бесхозяйственно содержимыхкультурных ценностей), 242 (при приватизации) и 243 (при конфискации), а такжев иных случаях.
 
2.8 Государствокак субъект ответственности
 
Всякий раз, когдагосударство становится участником какого-либо гражданско-правового отношения,оно может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемыхзаконом интересов другого участника этих отношений и наоборот. Это общееправило, касающееся гражданско-правовой ответственности. Однако говоря огосударстве как субъекте ответственности, нужно вести речь об ином – об особыхслучаях внедоговорной ответственности государства за вред, причиненный вопределенных ситуациях.
Вред, причиненныйгражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лицэтих органов, в том числе в результате издания либо акта государственногооргана местного самоуправления, не соответствующего закону или иному правовомуакту, подлежит возмещению.
Государство отвечаетперед реабилитационными жертвами допущенных им политических репрессий наосновании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября1991г.и принятых во исполнение его других нормативных актов. Этаответственность конкретизирована в Положении о порядке возврата гражданамнезаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иными путем из владения всвязи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости иливыплаты денежной компенсации, утвержденном постановлением Правительства РФ от12 августа 1994г.№926. Действие этого Положения распространяется только наслучаи ответственности государства, поскольку в нем идет речь и о возвратеимущества, сохранившегося в натуре, что нельзя считать ответственностью.
В ряде случаев государствоможет принимать на себя обязанность компенсировать ущерб, понесенный теми илииными лицами, причем подобное возмещение не всегда относится к мерамответственности. Так, согласно ст.306 ГК в случае принятия РоссийскойФедерацией закона, прекращающего право собственности, причиненные собственникуубытки, в том числе стоимость его имущества, возмещаются государством. Принятиезакона, как правило, акт правомерный. Поэтому возмещение убытков не будет меройответственности. Но если закон, на основании которого было прекращено правособственности, противоречит Конституции РФ или международно-правовым нормам,государство должно нести ответственность за неправомерные действия, например, вслучае принятия закона о национализации какого-либо имущества без компенсацииего стоимости.
 
2.9 Участиегосударства во внешнеторговом обороте
 
Общепризнано, что властьгосударства распространяется только на его территорию и некоторые другиепространства в соответствии с нормами международного права. Следовательно, запределами своей территории государство власть обычно не осуществляет. Однакооно не теряет при этом такого своего важнейшего качества, как суверенитет. Ипри вступлении государства в гражданско-правовые отношения за пределами своейтерритории этого нельзя не учитывать.
Специфика участиягосударства во внешнеторговом обороте вытекает из того, что ему приходитсядействовать на чужой территории (под чужой властью). Принцип равноправиягосударств в международных отношениях здесь пересекается с суверенитетом государствана своей территории. Результатом такого пересечения является признание загосударством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Иммунитетгосударства представляет собой его суверенитет, но как бы продолжительный запределы государственной территории. Иммунитет означает невозможностьраспространения государственного суверенитета на иностранное государство,действующее за пределами своей территории, без его согласия.
Учение об иммунитетегосударства наиболее подробно развито в международном частном праве. Различаютнесколько разновидностей иммунитета – судебный, от принудительного обеспеченияиска и от принудительного исполнения судебного решения. Эти виды иммунитетаозначают, что государство без его согласия неподсудно судам другого государства.Что в отношении имущества государства без его согласия не могут бытьпредприняты принудительные меры по обеспечению иска и что, наконец, дажевынесенное против государства судебное решение не может быть без его согласияпринудительно исполнено (например, ст.435 ГПК).
Государство можетотказаться от своего иммунитета. Применительно к внутреннему обороту оносделало это. Достаточно обратиться к правилу п.1 ст.124 ГК, согласно которомугосударство выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством,на равных с иными участниками этих отношений. Однако это правило нераспространяется на внешнеторговый оборот, что вытекает из ст.12 ГК. Посколькуособенности ответственности государства в отношениях с участием иностранныхюридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитетегосударства и его собственности, в данном случае, нельзя вести речь ни о какомравенстве.
Закон об иммунитетегосударства пока что не принят. Однако следуя исторической традиции, иммунитетгосударства в международных отношениях, скорее всего, будет определен какабсолютный, т.е. не допускающий без согласия государства никаких принудительныхдействий в отношении него со стороны других государств, международныхорганизаций, иностранных физических и юридических лиц. Концепцияфункционального иммунитета, согласно которой государство пользуется им лишь вмеждународных публично-правовых отношениях, а в рамках коммерческих отношений выступаетнаравне с другими лицами, вряд ли когда-либо получит в России широкое распространение.
Российская Федерация,субъекты РФ и муниципальные образования непосредственно осуществляютвнешнеторговую деятельность только в случаях. Установленных федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, законами и иными правовыми актамисубъектами РФ (ст.11 Законами РФ «О государственном регулированиивнешнеторговой деятельности»). Иной (непредпринимательской) деятельностью запределами РФ государство вправе заниматься и без специального дозволения,содержащегося в законе.
Выступление на внешнемрынке в качестве заемщика, кредитора или гаранта от имени Российской Федерациирегламентируется главой 14 БК. Внешние долговые обязательства РФ могутсуществовать в форме:
1)        Кредитныхсоглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитнымиорганизациями, иностранными государствами и международными финансовымиорганизациями;
2)        Государственныхзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3)        Договоров опредоставлении РФ государственных гарантий;
4)        Международныхсоглашений и договоров, заключенных от имени РФ, о пролонгации иреструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет (ст.98 БК). Принимать насебя внешние долговые обязательства в настоящее время может только РоссийскаяФедерация, но не ее субъекты или муниципальные образования. От имени РФосуществлять внешние заимствования и выдавать гарантии может Правительство РФили уполномоченный им в соответствии с БК РФ федеральный орган исполнительскойвласти. [1, ст.215]
2.10 Компетенцияглав администраций муниципальных образований в гражданском обороте
 
Согласно п.2 ст.125 ГК РФот имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать иосуществлять права и обязанности, указанные в п.1 ст.125, органы местногосамоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющихстатус этих органов по п.1 ст.125 – от имени Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации могут осуществлять имущественные и личные неимущественныеправа и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках ихкомпетенции, установленной актами.
Учредительныедокументы: ФЗ»Обобщих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа1995г.
Постановление Пленума ВАСРФ от 25 февраля 1998г. №8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров,связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
ФЗ «О сохранении статусагосударственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на ихприватизацию» (в ред.от 27 февраля 2003г.).
ФЗ от 21 марта 2001г.№178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред.от27 февраля 2003г.)
ФЗ от 14 ноября 2002г.№161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Признание публичныхобразований полноправными участниками гражданского оборота и распространение нарежим их деятельности принципа юридического равенства свидетельствуют осуществующей у публичных образований равной возможности быть субъектамиотношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования.
Выступления в гражданскомобороте опосредующем перемещение товаров, работ, услуг, невозможно без участия,в первую очередь, в неимущественных отношениях.
Публичные образованияявляются также полноправными участниками обязательных отношений, причем какдоговорного, так и внедоговорного характера. Первый из них образуют тедоговорные обязательства, в которых публичные образования выступают наравне сиными участниками гражданского оборота.
Второй вид составляютдоговорные обязательства, в которых публичные образования являетсяисключительными субъектами. Особенности субъектного состава второго видаобязательств сказываются на порядке их заключения, исполнения и прекращения.
Муниципальные образованияучаствуют как в имущественных, так и в неимущественных отношениях, связанных сосуществлением и распоряжением исключительными правами.

Списокиспользуемой литературы
 
1.        Гражданскоеправо. Том 1. («ВЕЛБИ») 2008г. А.П.Сергеев.
2.        Гражданскоеправо. Том 1 2-е издание.(Москва.; изд. «БЕК») 2000г. Е.А.Суханов.
3.        Гражданскоеправо. 6-е изд. (Москва «проспект») 2002г. А.П.Сергеев; Ю.К.Толстой.
4.        Гражданскоеправо. (Москва;«КНОРУС») 2005г. А.П.Фоков; Ю.Г.Попонов; И.Л.Черкашина;В.А.Черкашин.
5.        Гражданскоеправо. 2-е изд.(Москва; «БЕК») 1998г. Е.А.Суханов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.