Реферат по предмету "Культура и искусство"


Вышивка на Руси

Ростовский филиал
Санкт-Петербургского государственного
университета культуры и искусств
РЕФЕРАТ
По предмету: «Народное художественное творчество»
На тему: «Вышивка на Руси»
студентки 1го курса
специализации: «ПостановкаКДП»
Ногиной Инны Леонидовны
Преподаватель:
Лисихина Т.И.
7
Ростов-на-Дону 2009год

План работы
Введение
Свадебные традиции
Полотенца, рушники
«Золотое шитье»
«Северная вышивка»
Ивановская вышивка
Вологодская вышивка
Виды швов
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Вышивка является одним из самыхлюбимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщинывладели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями иобрядами русского крестьянства.
Каждое изображение, каждый узорохранялись и не изменялись, потому что все они несли смысловую нагрузку, имелиопределенное значение, часто магическое, заклинательное и были отраженыпонятием о жизни и смерти, о приобретении потомства, о сохранении имущества,размножении скота и вызревании урожая.
Свадебные традиции
Девочка семи — восьми летнеговозраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати — шестнадцати годамдолжна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца,которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которымиодаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбойустраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве итрудолюбии невесты. Женская одежда и орнаментация постельных принадлежностей (подзоры),в основном связанных со свадебными обрядами, насквозь пронизаны магическимизаклятиями, формулами и символическими «письменами» узоров. Таковыподвенечные кокошники невест, рубахи, накидки на свадебные повозки и многоедругое.
Свадебные наряды в Древней Русибыли очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет наРуси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Вомногих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первыйбыл простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном ипокрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета исимволизировал радость.
/>
Основу свадебного костюмасоставляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные,и праздничные костюмы. Но отличие свадебного наряда было прежде всего в отделке.
Нижняя рубаха украшалась богатойвышивкой — орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицывообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси — поскольку птицасчиталась символом добра.
/>/> />
Поверх рубахи надевался нарядныйсарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себесарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало бытьобязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебногонаряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафанотделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой.
Свадебные головные уборы русскихневест происходили от цветочныхвенков (древнейшего украшения) и вXI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла,охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Однако позже в свадебных нарядахпоявились кокошники.
В северных регионах России наголову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» иззолотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколькошишечек на короне.
/>/>
Если невеста происходила изкняжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотымшитьем.
В XV веке знатные невесты шли калтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом.
Весить такой наряд мог до 15килограмм!Полотенца, рушники
Как уже было сказано, вышивкойукрашали предметы быта — полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Так жевышивали праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и другие изделия.Как правило, выполнялись они из простых, недорогих материалов, но отличались высокимхудожественным мастерством. Специально pитyальным предметом, давнообособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложнойвышивкой. Полотенца служили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гробс покойником и опускали его в могилу. Полотенцами увешивали красный угол; наполотенце — «набожнике» помещали иконы.
/>/>
Особенно широко использовалисьполотенца в свадебных обрядах. Ими перевивали и увешивали спинку свадебнойтелеги или саней; использовали в качестве вожжей свадебного поезда; связывалижениха и невесту, чтобы те «жили согласно». Во время венчания жених сневестой держали в руках вышитое полотенце и затем дарили его священнику. Специальнодля обряда венчания шили «подножник» — небольшое полотенце, котороерасстилали в церкви под ногами брачащихся, впоследствии он использовался какоберег от порчи. По старому обычаю с момента вступления молодой в дом мужа, всемье употреблялись только ее полотенца.
Особую роль полотенце играло вовремя встречи почетных гостей: на нем подносили хлеб — соль — знаменитыесимволы русского гостеприимства.
/>/>
В русских деревнях во времябольших общественных несчастий не только строили всем миром в один день «обыденныехрамы», но и ткали и вышивали «обыденные полотенца». Во времяполyязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами веткидеревьев. Известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитыеполотенца.
/> />
На Руси исконно вышивка былаодним из самых любимых видов рукоделия. Это было связано не только состремлением русского народа к красоте. В основе вышивки заложены стародавниеобычаи и обряды.
/>
Наиболее распространенныммотивом в орнаменте народной вышивки является «ромб». В вышивкеразных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб скрючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный спредставлением о матери — прародительнице — непосредственном начале всехрождений на земле. Ромб — «репей» в фольклоре сравнивается с дубом,священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета»- молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была«розетка», состоящая из 8 — ми лепестков — лопастей, соединенных вцентре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивоврастительного орнамента видное место занимает «мировое дерево» — деревожизни.
/>
Распространенным мотивом лицевыхвышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различныхкомпозициях:
в центре, всадники или птицы посторонам;
держащая ветки или светильники;
с птицами в руках и т.д.«Золотое шитье»
Искусство вышивания имеетмноговековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят инаходки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это — фрагменты одежды,украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкиевремена украшали предметы быта, ежедневную одежду знатных людей.
/>
Золотым шитьем называетсявышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. До 11 века в этомвиде шитья употребляли волоченное золото и серебро. Выполнялись вышивкиметаллической нитью в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась наткань, в то время как льняная или шелковая нить пришивала металлическую. Близколежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффектзолотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей. При желаниисоздать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитьясделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.
Для каждого центразолотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшейпопулярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета.
Шитье начала — середины XVI в. продолжаеттрадицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные,светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним,и давали яркую, определенную узорность.
В XVI в. все еще продолжает житьи древняя языческая символика. Она встречается в церковных и в бытовыхпредметах. Например, женский головной убор — волосник — из погребений цариц вкремлевском Вознесенском монастыре. Это — вязаная шапочка, на очелье которой покрасному шелку золотой нитью вышит повторяющийся рисунок — «древо жизни»- со стоящими по бокам «инрогами». Ниже — узкая полоса орнамента израстительных побегов. Единорог считался на Руси символом плодородия, он былтакже личным знаком Ивана Грозного, на его печатях и др. предметах.
/>
Золотое шитье, первоначальноукрашавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, сталопостепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простыхгорожан. Вот свидетельство иностранца о нарядной верхней женской рубахе в концеXVI века: «Они носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их,сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают длиною 8 или 10локтей; сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки,украшаются изящными и дорогими запястьями.
/>/>
Особенно красочной была вышивкана головных уборах, платках. Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Девичьиповязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники — это лишьнебольшая часть множества головных уборов. Шитые золотом и серебром, онинадевались к праздничным костюмам и являлись самой нарядной и драгоценной егочастью. Особенно дорогим головным убором, доступным наиболее состоятельнымсемьям, был кокошник. Обычно он выполнялся профессиональной золотошвеей назаказ и, обильно расшитый золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутром,самоцветами, фольгой, стоил очень дорого. Народ украшал голову так, что дажеобделенная красотой женщина становилась прекрасной царевной.
Часто поверх головных уборовнадевали нарядные платки.
Особенно славились красотой икачеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотойвышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк,батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями,битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.
/>
В XVII-XVIII веках большоеразвитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Британскогопосла сэра Чарльза Хенбери-Уильямса, прибывшего в 1755 году в Россию, изумилрусский двор. Знакомый с иностранными дворами, нигде он не видел такой роскоши.Хенбери-Уильямса поразило обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки иослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам. Золотошвейные работывыполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем иИвановском монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмовприглашали золотошвей из Торжка. О Торжке надо сказать особо. Здесь до сих порсохранился известный с XIII века единственный в России центр золотого шитья. Торжоквпервые упоминается в летописи 1139 года, и уже в XIII-XIV веках в Торжке шилизолотой нитью по парче и сафьяну. Здесь вышивали царские одежды, особенно приЕкатерине II и Александре III, ризы высшего духовенства, выполняли заказымосковской и петербургской знати. Славился Торжок вышитыми шелком и золотомсафьяновыми сапогами. Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли вмундирах, расшитых на берегах Тверцы. Известные русские писатели Лев Толстой,Александр Пушкин, Николай Гоголь восторженно отзывались о талантливыхзолотошвеях из Торжка.
/> />
Золотошвейное искусство сталоодним из традиционных художественных ремесел. Золотошвеи Древней Руси вложилибольшую долю своего таланта в его становление, в создание национальныхтрадиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующихэпох.
/>
Традиции вышивального искусствапостоянно развивались, в 14 — 17 веках вышивка приобретает ещё более широкоераспространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряныминитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения,богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыминитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льнянойткани, платки.
Вышивание было в основномраспространено среди женщин знатных семей и монахинь. Однако постепенноискусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизньвсех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек — крестьянок.
В далекие времена, когда людижили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели своиособенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связеймежду отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Изпоколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения,создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
По характеру узоров и приемов ихвыполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, аиногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивыорнамента, цветовые решения. Русские крестьянские вышивки можно разделить надве основные группы: северную и среднерусской полосы.»Северная вышивка"
К северной группе относятсявышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской,Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей. Вышивка (равно как иразнообразная бижутерия) здесь выполняет функцию магических оберегов от злыхдухов: ей покрывали все отверстия и проемы в одежде человека, сквозь которыемогли проникнуть духи зла — ворот, разрез на груди, подол, рукава, плечи, однимсловом — места, где открывается доступ к телу. Эстетическая функция былавторична. Вовсе не случайно среди многих археологических находок преобладаютименно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое,нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.
/>
Каждый знак, каждая точка ичерточка в древнем орнаменте несли на себе определенную смысловую нагрузку,являясь своего рода тайнописью наших далеких предков.
Самые распространённые приёмысеверной вышивки — крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё,выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялиськрасными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умелоиспользовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутрикрупных фигур птицы — павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно — красной шерстью.
 Ивановская вышивка
/>/>/>
Вышивальный промысел,сложившийся во Владимирской губернии (куда в ту пору входил Иваново-Вознесенск)в 19 веке на основе традиций местной народной вышивки, издавна отличаласьбогатством и разнообразием технических приемов и орнаментальных мотивов. Деталикостюма и предметы убранства жилища ивановские мастерицы украшалигеометрическими орнаментами из ромбов, квадратов, треугольников и розеток,включая стилизованные изобразительные мотивы — женские фигуры, изображенияконей, всадников, птиц и применяя различные виды швов: характерные для севернойвышивки — белую строчку, «вырезы», а так же — белую строчку с цветнымконтуром, узкие и широкие мережки и другие. Тогда же появляются мотивы,связанные с городской жизнью и дворянским бытом: модницы с веерами и зонтиками,бравые военные на вздыбленных конях, праздничные выезды на роскошных каретах и т.п.
/>
Бурное развитие вышивальногопромысла началось в 1860-х годах после отмены крепостного права. Купец Елисеевосновал тогда в селе Верхний Ландех предприятие по производству и сбытустрочевышитых изделий, на котором работали мастерицы Верхнего и НижнегоЛандеха, Палеха, Холуя, Пестяков. Их высококачественные изделия продавались вмагазинах Москвы и Петербурга, а также в Сибири и на Дону.
Под влиянием спроса городскихпокупателей изменился характер орнамента ивановских вышивок.
/>
На смену простым геометрическимузорам пришли растительные, выполняемые белой свободной гладью и белой строчкойпо мелкой сетке, причем их применяли не только для изделий, идущих на продажу вгород, но и для тех, что использовались в быту самих вышивальщиц.
/>
Ивановские мастерицы никогда некопировали слепо образцы рисунковвышивки, присылаемые из города, авыбирали наиболее интересные мотивы, по-своему компоновали их. В привычный узориз виноградных гроздьев, роз и других садовых цветов они вводили побеги полевыхтрав. Кроме белой глади и строчки изделия для продажи в город украшаливышивкой, выполненной тамбуром, крестом и шитьем по вырезу.Вологодская вышивка
Вологодчина в своейсеверо-восточной части практически не знала войн. Обилие лесов и защищенностьмногих населенных пунктов болотами и бездорожьем — все это способствовалосохранению в течение неизмеримого ряда веков древнейших форм быта и хозяйства,бережного отношения к вере отцов и дедов, и, как прямое следствие этого — кдревнейшей символике, закодированной в орнаментах вышивок, в узорах тканей икружев. Особый интерес представляет вышивка Тарногского района Вологодскойобласти. Именно в этих краях наилучшей сохранностью обладают традицииорнаментальных схем древнейшего происхождения. Орнаментальными композициями, окоторых пойдет речь, украшались лишь сакрально отмеченные вещи.
В разных районах вологодскойземли сложились местные разновидности шитья. Их оригинальность проявлялась всюжетах и характере орнамента, своеобразии техники вышивки и приемах ееисполнения, размерах узоров, их цвете вообще и даже оттенках красного цветанитей. В Великоустюжском уезде вышивали свадебные ширинки, украшенные крупнымгеометрическим орнаментом. Настланные белыми льняными нитями по белой сквознойсетке мотивы крючковатых крестов со сложными отростками, возможно, когда-тобыли символами плодородия и несли с собой пожелание счастья и благополучия.
/>
Композиции с человеческими фигурамии птицами особенно типичны для вышивок из района Чарозера и Устюжны. Ониукрашали главным образом полотенца, на длинных узорных концах которых нередковышивка сочеталась с ткаными проставками, полосами кумача, плетеным и вязанымкружевом. В вышивках этих местностей часто встречаются изображения птицы-павы сдлинным хвостом и особенно женской фигуры. Расположенная в центре трехчастнойсцены или повторяясь в ряду, в одних произведениях она схематична игеометризована, вместо головы — цветок-розетка, а поднятые крючья-рукиоканчиваются гребнями-пальцами; в других случаях изображение более конкретно,руки на поясе, а голова подобна человеческой. Иногда такие фигуры держат вруках птиц. Если устюженская вышивка исполнялась целиком крупными стежкамидвустороннего шва, то в чарозерских в дополнение к нему применялась еще техника«набора» с характерными вертикалями прямых линий.
На подзоре XIX века изСольвычегодского уезда вышиты барсы с поднятыми лапами и процветшим хвостом,чередующиеся с пышными кустами. Образ барса и торжественный строй композициинапоминают об их истоках в средневековом искусстве. Но мастерицы исполнили узорв традициях крестьянской вышивки своего района, для которой характерен шов вмелкий крестик с зернистой рельефной фактурой поверхности.
Мелкая и дробная узорчатостьфигур с более строгими крестовидно-ромбическими заполнениями отличает вышивкииз Тотемского уезда. Здесь часто вышивали изображения птицы с пышным павлиньимхвостом. На одном из полотенец орнамент воспроизводит сценку на крестьянскомдворе, где вокруг павы расхаживают простые птички, и словно от удивлениявсплеснув руками, стоят геометризованные человечки. Подобный «бытовой жанр»все больше привлекал внимание народных мастеров и находил выражение даже втаких приверженных старине видах искусства как крестьянская вышивка.
 Виды швов
Различные швы, применяемые вручной вышивке, могут быть разделены на 2 большие группы. К первой группеотносятся так называемые счётные вышивки, т.Е. вышивки, которые выполняют посчёту нитей ткани, ко второй — свободные вышивки, выполняемые по свободному,заранее нарисованному контуру.
Наиболее древними являютсясчётные вышивки. Выполнялись они на холсте с очень чётким, ровным переплетениемнитей. Вышивки по свободному контуру (тамбурный шов, верхошвы, гладь,стебельчатый шов и др.) возникли значительно позже.
/>
Счётные вышивки, в своюочередь, делятся на сквозные, называемые строчкой, и вышивки, которые выполняютпо поверхности ткани и называют счётными швами. Строченая вышивка расположенане на поверхности ткани, а в самой ткани, как бы изменяя её структуру.
К строчевым швам относятся:различные мережки, мелкая строчка, строчка с цветным контуром, крестецкаястрочка, гипюры, цветная перевить и др.
К счётным швам относятся:набор, крест, «роспись», атласники, счётная гладь,«косичка» и др.
В вышивках по поверхноститкани (счётные швы и вышивки по свободному контуру) стежки шва располагают поконтуру узора или полностью заполняют его, создавая дополнительную плоскость свыпуклой, зернистой фактурой. Швы, выполняемые по поверхности ткани, делят наодносторонние и двусторонние.
Двусторонними швами рисунокзаполняется одинаково как на лицевой стороне, так и на изнаночной. К таким швамотносятся: шов «роспись», атласники, некоторые виды цветной глади посвободному контуру.
В вышивках, выполняемыходносторонним шитьём, узор выполняют только на лицевой стороне. На изнаночнойстороне создаётся пунктир из отдельных стежков: владимирская гладь,«козлик» и «косичка» (рис.1) и др.
/> />
Существует и другой принципделения швов русской вышивки на два вида: сквозные, или прозрачные, называемыестрочкой, и глухие, выполняемые по целой ткани и называемые просто вышивкой.
Могут быть вышивки, в которыхсоединяются два вида: вышивки по свободному контуру и счётные швы, напримерорловский спис, олонецкий шов по письму, владимирские швы, где сердцевиныцветов, вышитых по произвольному контуру, заполняются гладьевыми разделкамигеометрических форм.
Простейшие швы. К простейшимшвам относятся контурные — «вперёд иголку», стебельчатый, тамбурный ит.П., а также петельный и «козлик», петельки с прикрепками и«узелки». Эти швы обычно выполняются во многих вышивках каквспомогательные, например: в вышивке стеблей и веточек — стебельчатый шов, ввышивке сердцевин цветов — «узелки», «козлик», тамбурный ит.д. Все они несложны в выполнении, не требуют особых навыков в вышивании.
Для удобства выполнения швовна плотной ткани из неё выдергивают 1-2 нити для каждого шва и выполняют шов последу выдернутых нитей (необходимое число нитей будет легко отсчитывать).Рабочая нитка вдевается в иглу двумя концами и закрепляется на ткани с помощьюпетельки, образовавшейся от складывания нити вдвое.
Шов «вперёдиголку» (рис.2).Представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Нитка закрепляется управого края ткани, делая стежок 5 мм (5-6 нитей ткани). После закреплениянитки игла вводится в точку второго прокола и протаскивается вместе с петелькойна изнаночную сторону. Пропустив столько же нитей, игла выкалывается на лицевуюсторону и делается второй стежок и т.д. Стежки шва и пропуски выполняются однойдлины и располагаются в направлении справа налево. По изнаночной стороне тканистежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками. Длина стежка можетбыть разной. Так в белой глади этим швом обводится контур узора, выполняястежки длиной от 1 до 2 мм. В счётной вышивке (шов набор) стежки могут иметьдлину 3-4 мм, а в узорах, полностью выполняемых этим швом, — 6-8 мм. Шов можетвыполняться как по счёту нитей, так и по рисованному контуру. Стежки могутрасполагаться в два (рис.3) и более рядов (рис.4).
Шов «заиголку» (рис.5а) — непрерывный ряд стежков. Движением иглы справа налево делается первыйстежок и пропуск одной длины, например равный 4-м нитям ткани. Для выполнениявторого стежка нитку укладывается слева направо. Игла вводится в ту же точку,где кончается первый стежок, а выводится на лицевую сторону на 4 нити тканилевее второго стежка. Таким образом изнаночный стежок будет в два раза длиннеелицевого. Выполняя третий и все последующие стежки, игла вводится в ту точку,где кончается предыдущий стежок. Стежки шва должны быть одной длины.
Этот шов может выполняться спропусками ткани между стежками (рис.5 б). В направлении справа налево делаетсяпервый стежок на ткани длиной 4 нити. На лицевую сторону иглу выкалываетсялевее первого стежка на 8 нитей и выполняется второй стежок длиной 4 нити внаправлении слева направо. Лицевая сторона такая же, как у шва «вперёдиголку», но стежки получаются более выпуклые, рельефные. Этот способвыполнения шва применялся в белой глади для выполнения мотивов швом россыпь, атакже для выполнения контура рисованных узоров.
/> />/>
Стебельчатый шов (Рис.6). Использовался длявышивания контурных узоров, стебельков и веточек, обшивали мотивы узора ввышивке, которая называется «орловский спис». При выполнении кривойлинии (выгнутой или вогнутой) игла выкалывалась со стороны центра круга, еслирассматривать кривую линию как часть окружности. Шов образует сплошной рядкосых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Он мог выполняться внаправлении слева направо, если вышивался двумя руками и в направлении от себя,если вышивался правой рукой, а левой держали пяльцы. Сделав на ткани первыйстежок от себя, игла с ниткой выводилась на середину левой стороны стежка,укладывалась к себе и прижималась к ткани большим пальцем левой руки. Выполняявторой стежок, делается прокол в ткани выше первого стежка, а выводится игла всередине второго стежка с левой стороны. Шов выполняется движением иглы к себе,укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок при этом выходится впереднаполовину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должнабыла быть всегда с одной стороны — справа или слева. Менять направление ниткиво время работы было нельзя, так как при этом нарушалась структура шва. Всестежки должны быть одной величины.
Шов«шнурок» (рис.7а). Выполняется он в два приёма. Сначала по прямой линии или по контуру узораделается стежки шва «вперёд иголку». Расстояние между стежками должнобыть в два раза меньше длины стежка. Затем игла с ниткой (чаще другого цвета)подводится под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткани. Если иглу сниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится другойвид шва (рис.7 б).
/> />/>
Шов«козлик» (рис.8).Этим швом вышивали мелкие листочки, сердцевины цветов и т.п. Использовался он идля вышивки всего узора с произвольным контуром. Ровные полоски шваиспользовались, как дополнение к большим, сложным вышивкам, а также длямаскировки швов при соединении кусков ткани. Стежки располагались слева направо,делая проколы в ткани попеременно по одному и другому краю полосы. Расстояниемежду проколами одинаковое. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждыйновый стежок ложился поверх предыдущего.
При выполнении шва по кривойлинии (окружность в сердцевинах цветов, листья и др.) расстояние междупроколами по краю большей окружности длиннее расстояния между проколами,расположенными по краю меньшей окружности.
Петельный шов (иногда называют краевымшвом, так как им обшивают край ткани, рис.9 а). Подгибали ткань на изнаночнуюсторону на ширину 3-4 мм и приметывали её ниткой в тон ткани. Стежки петельногошва выполнялись в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краюткани. Край ткани укладывался на указательный палец левой руки, и придерживалсябольшим пальцем. Для удобства противоположный конец ткани прижимался к столутяжёлым предметом. Сделав первый стежок на ткани, движением иглы к себе ниткаукладывалась вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Игла вкалывалась вткань, отступив от первого стежка вправо, и делался стежок по изнаночнойстороне в направлении сверху вниз так, чтобы петля из нитки осталась под иглой.Нитка затягивалась, делался третий стежок и так далее. Стежки шва могли бытьразной длины. Если петельным швом обшивали край строчевой сетки, то стежкивыполняли высотой 2-3 мм и оставляли между ними 2 нити ткани. В вышивках белойгладью обшивали фестоны (зубчатый край воротника), вырезы горловины и др. Вэтом случае стежки, плотно прилегающие друг к другу, выполнялись разной высоты,располагаясь по форме фестона. Петельным швом обшивался край небольшихсалфеток, низ передника или полотенца. В этом случае стежки выполнялисьтолстыми цветными нитками. Высота стежка от 8 до 10 мм, расстояние между ними3-4 мм. Стежки могли быть разной длины (рис.9 б), группироваться по 3 и болеестежков (рис.9 в). Иногда край ткани обшивался дважды нитками разных цветов,например красными и синими. Сначала нитками синего цвета выполнялись стежки швавысотой 8 мм с расстоянием между стежками 5 мм. Затем нитками красного цветаделали стежки высотой 4-6 мм, располагая их между стежками синего цвета.
/> />/> />
 
Тамбурный шов (рис.10 а) представляетсобой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов мог выполняться какв пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки выполнялись движением иглы ксебе. Вышивая без пялец, нужно было внимательно следить за тем, чтобы ткань нестягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Если вышивали ниткой,сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани могло быть первой петлейтамбурного шва. После закрепления рабочую нитку укладывали петлей в направлениислева вниз направо, а игла вводилась в ткань в середине первой петли, в точку,из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани. Игла выкалывалась на 4-5 нитейткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой. Таквышивались по прямой линии, отсчитывая одинаковое число нитей ткани для каждогостежка.
Тамбурный шов мог выполняться в видезигзагообразной полосы (рис.10 б). В этом шве стежки по изнанке и петельки полицевой стороне располагались поочерёдно то влево, то вправо от средней линиишва.
Тамбурным швом вышивалиполоски в других, более сложных вышивках, обшивали сердцевины крупных цветов имотивы узора в олонецкой вышивке (олонецкий шов по письму). Этим швом могливышиваться узоры растительного характера, обшивая их по контуру и сплошьзаполняя мотивы узора.
Петельки и полупетельки.Петелька «в прикреп» получалась, если вышивалась первая петлятамбурного шва, а вместо второй петли делался маленький стежок, делая прокол вткани ниже петли. Такими петельками вышивали цветы и травку в узорах белой ицветной глади. Петельки располагали по кругу в цветке (рис.11 а) и с наклоном кстеблю в травке (рис.11 б). Петельки прикреплялись двумя стежками. Свободнееделалась петля из рабочей нитки при выполнении 3 прикрепок: сначала средняя,затем — крайние (рис.11 г). Сердцевины цветов могли вышивать полупетельками(рис.11 д). Для этого иглу с ниткой выкалывали на лицевую сторону ткани, арабочую нитку укладывали петлей, как в тамбурном шве и делали прокол в ткани,отступая от первого прокола на 5-6 мм вправо. Иглу вкалывали в серединерасстояния между проколами и ниже линии проколов на 5-6 мм. Длинаприкрепительного стежка зависела от расстояния между окружностью сердцевины ицентром цветка и могла доходить до 10 мм.
/> /> />/> />
/> />
"Узелки" (рис.12 а, б). Ими выполнялисердцевину цветов или половину листика в белой глади. Иногда цветок, вышитыйбелой гладью, обшивался по контуру узелками. Закреплялась нитка и выводилась налицевую сторону ткани на линии контура. Левой рукой оттягивали нитку влево.Иглу держали при этом в горизонтальной плоскости, направляя острый конец влево.Рабочей ниткой обвивали иглу 1-2 раза в направлении от себя и придерживалинитку левой рукой до конца выполнения шва (рис.12 а). Правой рукойпрокалывалась ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла наповерхность ткани. Осторожно протягивали нитку на изнаночную сторону,подтягивая к ткани получившийся узелок (рис.12 б). Выкалывали иглу на лицевуюсторону, отступая от узелка вправо на 1,5-2 мм, а вкалывали рядом с сделаннымузелком по кругу до тех пор, пока не заполнялась вся сердцевина цветка.
В вышивках цветной гладьюузелки выполнялись цветными нитками, иногда в 4-6 и более сложений, а иглуобвивалась 3-4 раза. Величина узелка зависела и от толщины иглы. Чтобы узелокполучался аккуратный, левой рукой поддёргивали нитку в то время, правой рукойпротягивали её на изнаночную сторону.
Продёржка цветнойнитки. Продёржканиток делается для украшения ткани цветными полосками, а также х/я придания ейбольшей рельефности. Полоски выполняются на тонких прозрачных тканях,продёргивая толстую шёлковую нитку, сложенную вдвое. В этом случае из ткани,соответственно толщине шёлковых ниток, выдергивается постепенно нескольконитей, например 5. Сначала выдергивается одна нить, средняя, затем — две,расположенные по обе стороны следа от выдернутой нити. Следующие две нити,расположенные слева и справа счета от выдернутых нитей, подтаскиваются у краяткани и связываются узелком. В образовавшуюся петлю продергивается шёлковаятонкая нитка и концы держатся вместе. Затем берутся концы двух нитей ткани упротивоположного её края, осторожно вытаскиваются из ткани и обрезаются. Впетлю из тонкой шёлковой нитки до середины продевается толстая шёлковая нитка.Концы её слаживаются вместе и придерживаются одной рукой до тех пор, покадругая рука вытащит из ткани тонкую шёлковую нитку. Тонкую нитку обрезают, атолстую оставляют в ткани.
Продёргивая цветную нитку вболее толстую ткань, это делается в один приём. Сначала выдергивается из тканиодна нить, затем две крайние связываются узлом. В образовавшуюся петлю из нитейткани продевается цветная нитка. У противоположного конца ткани берутся концыдвух нитей и вытаскиваются из ткани, а цветная нитка остается в ткани.
Счётные швы. К счётным швам относятся:крест, косая стёжка, набор, «козлик», полукрест или «роспись»,счётная гладь, «косичка» и др. Швы выполняют по счёту нитей ткани.Швы крест, «роспись», гладь могли вышиваться и по рисунку на плотныхтканях. Мотивы узоров и приёмы выполнения счётных швов применяли для оформлениязанавесок, диванных подушек, салфеток, панно, одежды.
Крест простой. Выполняется втакой последовательности: первый стежок — снизу слева вверх направо, второй — снизу справа вверх налево (рис.13 а). От первого стежка ко второму рабочаянитка проходит на изнаночной стороне по вертикали сверху вниз. Если надовыполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали (рис.13 б),то выполняются сначала все первые (нижние), затем все вторые (верхние).
Вертикальный ряд крестиковвыполняется, как показано на рис.13 в. Пунктирные линии означают переходрабочей нитки по изнаночной стороне. Таким образом на изнаночной сторонеполучаются прямые стежки, расположенные по вертикали. В зависимости от узораони могут быть расположены и по горизонтали, но не по диагонали. При вышивкекрестиков, расположенных по диагонали, в каждом втором крестике выполняетсясначала верхний стежок, а затем, подведя под него иглу с рабочей ниткой, — нижний стежок (рис.13 г). Все верхние стежки имеют одно направление.
При выполнении рядакрестиков, расположенных через один, на изнаночной стороне получается рядкрестиков, расположенных между лицевыми крестиками (рис.13 д).
/> /> />
/> /> />
/>
 
Двустороннийкрествыполняется в 4 приёма: сначала все нечётные (рис.14 а), затем все чётныекрестики (рис.14 б), располагая их между выполненными ранее. Пунктирные линии насхеме означают переход нитки на изнаночной стороне.
Двойной крест выполняется изчетырёх стежков, из них 2 диагональных и 2 прямых. Первый стежок делается подиагонали снизу слева вверх направо (рис.15 а), второй — по горизонтали внаправлении справа налево, третий — по диагонали в направлении сверху слевавниз направо и четвёртый — по вертикали в направлении снизу вверх. Игла сниткой выкалывается на лицевую сторону в правом верхнем углу клетки. Начинаявышивать второй крест (рис.15 б), первый стежок располагается по диагоналисверху слева вниз направо, а последний (вертикальный) в направлении сверхувниз. Таким образом, если необходимо вышить ряд крестиков, все нечётные из нихвыполняются, как показано на рис.15 а, а все чётные, как показано на рисунке 15б. Двойной крест в основном вышивается по счёту нитей. При этом для крестикаотсчитывается по утку и основе чётное число нитей.
/> />
/> />
 
Двустороннийтамбовский крестсостоит из двух пересекающихся диагональных стежков, замкнутых в квадратстежками, соединяющими их концы. На рисунке 24 показано последовательноевыполнение первого и второго крестиков.
Первый вертикальный стежок(рис.16 а) выполняется в направлении снизу вверх, выкалывается игла с ниткой налицевую сторону в нижнем правом углу квадрата. Второй стежок укладывается внаправлении снизу справа вверх налево и выкалывается игла в верхнем правом углуквадрата. Третий стежок располагается по лицевой стороне в направлении сверхусправа вниз налево и в обратном направлении по изнаночной стороне. Четвёртыйстежок делается в направлении сверху вниз по вертикали и выкалывается игла влевом нижнем углу. Пятый стежок укладывается по горизонтали от левого нижнегоугла к правому, и игла выкалывается в правом верхнем углу квадрата. Шестойстежок располагается по горизонтали в направлении от правого верхнего угла клевому. Для того, чтобы начать 2-й крестик, прокладывается ещё один стежок поизнаночной стороне под шестым лицевым стежком.
Первый вертикальный стежок2-го крестика (рис.16 б) делается в направлении сверху вниз и по изнаночнойстороне в обратном направлении. Второй стежок располагается по диагонали внаправлении сверху слева вниз направо и в обратном направлении по изнаночнойстороне. Третий стежок располагается по горизонтали от левого верхнего угла кправому, игла выкалывается в левом нижнем углу и выполняется второйдиагональный стежок. Игла выкалывается в правом нижнем углу, затем выполняетсянижний горизонтальный стежок по лицевой стороне в направлении справа налево ипо изнаночной стороне в обратном направлении. Это — пятый стежок. Шестой стежокделается по вертикали снизу вверх, и игла выкалывается в левом верхнем углу.Затем делается ещё один горизонтальный лицевой стежок в направлении от левоговерхнего угла к правому, и выкалывается игла с ниткой в правом нижнем углу.Первый и все последующие стежки третьего крестика выполняются так же, как впервом крестике.
Все нечётные крестикивыполняются по схеме, изображённой на рис.16 а, а все чётные, как показано нарис.16 б, при этом все верхние диагональные стежки располагаются в направленииснизу слева вверх направо.
Набор. Наборы бывают горизонтальныеи вертикальные. Наборы выполняются только по счёту нитей ткани. Геометрическийузор (рис.17 а) выполняется движением иглы с рабочей ниткой по всему узору тослева направо, то справа налево. В соответствии с узором делается стежок, затемпропуск, снова стежок и т.д. Таким образом, набираются нитки ткани до концаузора по принципу шва «вперёд иголку». На изнаночной сторонеполучается негативный узор (рис.17 б). Вертикальный набор характерен дляукраинской вышивки.
Наборы хорошо сочетаются сдругими вышивками, например, с «росписью», счётной гладью, с цветнойперевитью. В вышивке «орловский спис», где контур узора вышиваетсястебельчатым или тамбурным швом по рисованному контуру, внутри контура мотивызаполняются мелкими стежками шва набор. Эти узоры из мелких геометрическихфигур называют бран нами.
/> />
/> />
 
Шов полукрест или«роспись». Швом«роспись» может быть выполнен как самостоятельный большой узор, так инебольшие узкие полоски, которые служат дополнением к основному узору,выполненному другими швами (крестом, счётной гладью и др.). Этим швом мог такжезаканчиваться край изделия. В отличие от креста «роспись» создаётажурный кружевной узор, состоящий из тонких, идущих в разных направлениях,линий. Эта вышивка двусторонняя. Узор, выполненный на лицевой стороне,повторяется на изнаночной стороне и строится из прямых (горизонтальных ивертикальных) и косых (диагональных) стежков.
Шов «роспись»выполняется двукратным движением иглы с рабочей ниткой по всему узору (рис.18а). Сначала швом вперед иголку обведится контур узора, выполняя по пути мелкиедетали, расположенные с внешней стороны контура (рис.18 б). Затем движениемиглы в обратном направлении заполняются пропущенные места и детали узора,расположенные внутри контура (рис.18 в). Узор получается чётким, если всепрямые стежки будут одинаковой длины, а между стежками нет просветов ткани, ирабочая нитка не закрывает дважды один и тот же интервал. Шов мог выполнятьсякак по счёту нитей, так и по рисунку.
/> /> />
 
Шов«косичка». Этимшвом чаще всего украшается, дополняется основная вышивка, маскируетсясоединительный шов. На рисунке 19 показаны 2 способа выполнения этого шва. Впервом случае, выполняя лицевые стежки, игла с ниткой переходит от верхнегокрая полоски к нижнему, образуя на изнаночной стороне ряд вертикальных стежков.Во втором случае изнаночные стежки будут расположены по горизонтали, вдольобоих краев полоски.
При этом расстояние междустежками (по длинному краю полоски) должно быть в 2 раза меньше ширины полоски(6x3; 8x4 и т.д.).
Вышивать швом«косичка» можнокак на тонких, так и на плотных тканях. При этом намечается расположениеполоски от края изделия и выдергивается одна нить ткани. Затем на расстоянииширины полоски выдергивается вторая нить и по следам выдернутых нитейвыполняются стежки шва.
Счётная гладь. Эта гладьможет выполняться по счету нитей ткани и по рисунку. Она имеет различноенаправление стежков.
В прямой глади стежкирасположены вдоль нитей ткани по горизонтали или вертикали (рис.20 а, б), вкосой — с различным наклоном стежков (рис.20 в).
Гладь «ёлочку»выполняется стежками, которые располагаются по диагонали (рис.20 г). Стежки,выполненные в разных направлениях, могут сочетаться в одном мотиве.
/> /> />
/> /> />
Все виды глади выполняются плотно прилегающими друг кдругу стежками, толстыми, мягкими нитками, не стягивая ткань. Сделав первыйстежок на ткани в направлении снизу вверх, игла выкалывается внизу, с правойстороны первого стежка, и сделав второй стежок, снова укладывается нитка снизувверх. Таким образом, гладьевые стежки располагаются с обеих сторон ткани.
Мотивы счётной глади носятгеометрический характер. Узоры, состоящие из маленьких квадратов,треугольников, прямоугольников, полос и других геометрических фигур, называютсяатласниками. Ими обычно заполняется внутренняя часть узора, контур котороговышит «росписью» или стебельчатым швом. Последний способ характерендля вышивки украинских рушников.
Швы народов Поволжья — «косая стёжка», «звёздочка» и «спираль» — выполняются также по счёту нитей ткани.
Шов «косаястёжка». Еслипредставить, что косой стежок шва является третьей стороной треугольника, топервая (горизонтальная) и вторая (вертикальная) стороны его относятся одна кдругой, как 1: 2, например: по горизонтали отсчитываются 2 нити ткани, а повертикали — 4 или 3: 6,4: 8 и так далее. Шов может выполняться в трёхнаправлениях: по вертикали, горизонтали и диагонали. Последовательностьвыполнения стежков шва на рисунке обозначена цифрами. Нитка по изнаночнойстороне располагается по вертикали или горизонтали.
Шов«спираль» можетсоздавать самостоятельный узор. Встречается шов и в сочетании с росписью.Самостоятельный узор состоит из ряда примыкающих друг к другу колец — спиралей.В каждой спирали 8 стежков, расположенных по кругу и выходящих один из-поддругого. Внутри мотива спирали могут быть из 1-2 или нескольких стежков,которые проходят через центр и заполняют мотив. На изнаночной сторонеобразуется узор в виде чётких восьмигранников, примыкающих друг к другу(рис.22). Выполняется шов толстыми шерстяными нитками.
Заключение
Кроме всего выше сказанногонадо отметить, что русская вышивка была очень подвержена влиянию рукоделияВизантии. Поэтому переплетение стилей часто присутствует в работах мастериц.Сочетание исконно русских мотивов с наследием иностранных школ вышиванияпривносит в этот вид рукоделия особую прелесть и неповторимость.
А еще недавние исследованияпоказали, что по вышивке можно было прочесть все о человеке, который ее носил:семейное положение, наличие и количество детей, из какой семьи этот человек ит.д. Многие узоры и различный орнамент до сих пор так и остаются простоукрашением для большинства наших современников, которые даже не подозревают,какую интересную информацию несут в себе эти изображения. «Полотняныйфольклор» сохранил в механической передаче то, что уже выветрилось изпамяти людей. В этом и состоит величайшая ценность вышивок.
Список использованной литературы
1.        Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
2.        http://igrushka. kz/
3.        «Все рукоделия. Ру»: «Вышивка крестом» (авторАристамбекова Н.Е.)
4.        http://historik.ru/ «Historik.ru: Книги по истории»
5.        «Православие и мир. ру»: Образ, вышитый нитью. Золотое шитье — история, техника, секреты мастерства (автор: Елена Сергеевна Ильяшенко)
6.        «Мой компас. ру»: История свадебного платья
7.        «Рукоделие. ру»: Популярнаяэнциклопедия / Гл. ред. И.А. Андреева — 1993
8.        «Vilushka.ru»:Инструменты и материалы для вышивки.
9.        «Любимое дело. ру» — Вышивка:История и современность
10.     http://www.crazyprofile.com/Glitters: MyLivePage (1.25696 sec.25 queries): «Историявышивки».
11.     «Uzelok.ru»:«Виды швов»
12.     Статья из журнала «ЛЕНА — Рукоделие», 4 — 2002 (автор Н.Цветкова).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.