Реферат по предмету "Культура и искусство"


Восточный и западный типы культуры

План
Введение
1. Восточный тип культуры
2. Западный тип культуры
3. Диалог восточной и западной культур
Заключение
Список литературы
Введение
Культурологические исследования всегда имеют определеннуюпрактическую ориентацию. Постигая прошлое, мы стремимся разобраться внастоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом смыслеособо важное значение для нас приобретает решение вопроса о соотношенииЗападной и Восточной культур и цивилизаций. Этим определяется актуальностьвыбранной темы реферата.
Запад и Восток рассматриваются как геосоциокультурныепонятия. Запад — особый тип цивилизационного и культурного развития, которыйсформировался в Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назватьтехногенной. Ее характерные черты — это быстрое изменение техники и технологий,благодаря применению науки. Результатом чего являются научно-техническиереволюции, меняющие отношение человека к природе и его место в системепроизводства. Это приводит к быстрому формированию и смене нового типа личности.Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Западномутипу культуры противостоит восточный тип, получивший название “традиционногообщества". Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии,Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиямимусульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентацияна воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегосяобраза жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков — высшаяценность.
Цель реферата — рассмотреть и сравнить восточный изападный типы культур.
Задачи: раскрыть особенности восточного и западноготипов культуры и выделить общие черты.
1. Восточный тип культуры
Под восточной культурой понимаются, прежде всего, две ееразновидности: индийская культура и китайская культура.
Индийская культура — это, преждевсего, ведическая культура. Она основана на ведической литературе, надревних текстах — Ведах, написанных на санскрите и относящихся ко П тыс. до н.э.Древнейший период индийской культуры называется ведическим. В Ведах содержатся первыепредставления людей о реальности. Веды (от санскритского слова «веда»- «знание») — это знание о человеке и мире, о добре и зле,представление о душе. Здесь впервые сказано о законе кармы, т.е. о зависимостижизни человека от его поступков. В Ведах сообщается знание о системахдостижения совершенства и освобождения человека от разного рода зависимостей. ВВедах же даны и предметные символы (такие, как круг, свастика — знакбесконечности, колесо Будды и иные символы вечного движения).
Ведическая литература древнейшая в истории человечества. Самаядревняя из книг — Вед — это Ригведа. Ее гимны предвосхищают Библию. Мир людей,согласно Ведам, был подчинен строгой космической иерархии. Издревлесуществовало деление на варны (цвета и разряды). Брахманы — мудрецы,толкователи Вед, их символический цвет — белый, цвет благости и святости. Кшатрии- воины и правители, их символ — красный цвет — власти и страстей. Вайшьи — земледельцы,скотоводы, их символ — желтый цвет, цвет умеренности и трудолюбия. Шудры — слуги,цвет черный — невежества. Круговорот рождения, жизни и смерти соответствовалприродным циклам.
Согласно Ведам, круговорот рождений, жизней и смертей людейсоответствует природным циклам. Идея вечного круговорота жизни и идея о вечномдуховном Источнике — фундамент представлений о вечной бессмертной душе. Согласноэтим представлениям, душа после смерти тела продолжает жить, вселяясь в телородившегося существа. Но какое тело? Это зависит от многих обстоятельств исогласуется с т. н. законом кармы. Он гласит, что сумма добрых и злых поступковчеловека (т.е. его карма), полученная в предыдущих жизнях, определяетформу последующих рождений. Можно родиться рабом, животным, червяком,придорожным камнем. Причина всех твоих страданий — в тебе. Эта идея кармыявляется важнейшей, это могучий этический стимул, определяющий благожелательноеотношение к природе (т.к в каждом природном творении можно увидеть переродившегосячеловека, может быть — недавно умершего родственника или друга).
Ведические книги сообщают методы и способы освобождения отзакона кармы. Это нравственная и аскетическая жизнь, отшельничество, йога(слово переводится как соединение, связь). Йоге придается большое значение. Онаформирует систему самоподготовки человека к особой духовной жизни и избавлениюот зависимостей.
Восточная культура во многом опирается на мифологию. Так,древнеегипетская скульптура производит религиозно-мистическое впечатление. Величиепирамид и загадочные сфинксы внушали мысль о ничтожестве человека передмогущественными силами мироздания. Древний Египет своеобразен культом фараона икультом мертвых, увековеченных в мумиях и пирамидах. Индийская культура не втакой степени была религиозна, как египетская, она более тяготела к миру живых,потому и уделяла много внимания выработке нравственных требований к человеку,формированию нравственного закона (дхармы) и поискам путей человеческогоединения.
Индийская культура более, чем иные восточные культуры,ориентирована на саморазвитие человека и общества, концентрацию усилийпо развитию внутренней и внешней культуры. Вмешательство Бога является лишьзавершением направленной на совершенствование мира деятельности людей. Ввосточной культуре благоденствие приходит не извне, а подготавливается всейкультурной работой человечества.
Видимо, здесь лежат истоки внутренней глубины и психологизмавосточной культуры по сравнению с западной. Она ориентирована насамопостижение, углубленную, внутреннюю, имманентную религиозность, интуитивизми иррационализм. В этом вообще состоит отличие восточной культуры от западнойкультуры.
Эта специфика находит отражение и в современных проявленияхиндийской культуры. Нас глубоко интересует и тибетская медицина; имодернизированные к европейскому мышлению способы оздоровления (“раджа-йога”,хатха-йога, трансцендентальная медитация), и деятельность общества сознанияКришны, и философия жизни при Раджнеша и др. Вл. Соловьев в своем труде“Исторические дела философии" говорил о “живых плодах” индийскойфилософии, продолжающей питать живительными соками мировую человеческую мысль. Ниодна философия не оказала на западную культуру такое влияние, как индийская. Еепоследователями стали и русские деятели культуры Н. Рерих и Д. Андреев, инемецкие мыслители и писатели — Р. Штайнер и Г. Гессе, и многие, многие другие.Г. Гессе, автор известных во всем мире романов “Степной волк” и “Игра в бисер",в поэме “Сиддхардха" выразил свою большую любовь к индийской культуре.
Духовный потенциал древнеиндийской культуры, ее нравственныеценности сохранились почти в неизменном виде до сегодняшнего дня. Индия даламиру культуру буддизма, прекрасную литературу. Любовь к человеку, преклонениеперед природой, идеалы терпимости, всепрощения и понимания нашли отражение вучении великого гуманиста современности — М. Ганди. Красота и неповторимостьиндийской культуры воплотились в творчестве русских и европейских художников имыслителей.
Древнекитайская культура — другая важнейшая культура Востока. Сопоставление ее с индийской показывает, какразличные этносы способны создать качественно различные культуры. Китайскийэтнос породил социально-ориентированную культуру, в отличие от индийской,ориентированной в основном на внутренний мир человека и его возможности.
Такую же роль, как в индийской культуре играли буддизм ииндуизм, в китайской культуре играло конфуцианство. Этарелигиозно-философская система основана одним из известнейших мудрецовдревности — Конфуцием. Его имя происходит от латинской транскрипциикитайского Кун цзы — «учитель Кун». Конфуций жил в 551-479 г. г. до н.э.и создал учение, которое более чем 2 тыс. лет было идеологической основойкитайской империи. Конфуций продолжил традиции китайской культуры, заложеннойеще во П тыс. до н.э. Особое внимание он уделял не вопросам космологии, апрактической философии: что нужно делать человеку, чтобы жить со всеми людьми вмире и согласии.
Основное содержание книг Конфуция связано с нравственнымипоучениями и обоснованием этических норм. В рамках конфуцианства былавыработана система государственно-политической и индивидуальной этики, нормырегламентации и ритуальной жизни. Патриархальный характер культурыконфуцианства отражен в его требовании сыновней почтительности («сяо»),которое распространялось как на семейные, так и на государственные отношения. Конфуцийписал: «Редко бывает, что человек, полный сыновней почтительности ипослушания старшим, любил бы досаждать правителю. И не бывает вовсе, чтобы тот,кто не любит досаждать правителю, питал бы склонность к мятежу. Благородный мужзаботится о корне; когда заложен корень, то рождается и путь, сыновняя почтительностьи послушание старшим — не в них ли коренится человечность?»
Помимо конфуцианства в древнекитайской культуре особую рольиграл даосизм, идеалы которого были во многом сходны с нравственнымипоисками ведической культуры Индии.
Одной из особенностей культуры Китая была чрезмернаябюрократизация. С древних пор (по крайней мере, с ХП в. до н. э), в Китаесложилась бюрократическая система правления. Уже тогда выделился слойобразованного чиновничества, сосредоточившего в своих руках государственнуювласть и регламентировавшего всю жизнь древнекитайского общества при помощинравственно-правовых норм и принципов этикета.
Бюрократия монополизировала систему образования, так каквладение грамотностью обеспечивало более высокий социальный статус ипродвижение по государственной лестнице. Длительное обучение и системасложнейших экзаменов не имели равных в древнем мире. Китайская культураподарила миру порох и бумагу, уникальные системы боевых искусств и своеобразныефилософские доктрины.
Восточная культура содержит такое богатство человеческоймысли, которая мало кого оставляет равнодушным, и на Востоке, и на Западе. Особенностьвосточной культуры особенно ярко проявляется при ее сопоставлении с западнойкультурой.2. Западный тип культуры
Соотносимая с Востоком европейская (западная) культурно-историческаятрадиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней)развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате крахаи на основе критомикенской культуры. Эта последовательность исторических эпохтакова:
классическая эллинская культура;
эллинистически-римская ступень;
романо-германская культура христианского средневековья;
новоевропейская культура.
Три последние ступени можно рассматривать (на фонеантично-греческой классики) и как своеобразные вариативные формы вестернизациитрадиционной культуры римлян и германцев, а затем — и всей романо-германскойЕвропы. У Гегеля и Тойнби две первые и две вторые эпохи объединены всамостоятельные цивилизационно-исторические формообразования (античный изападный миры). Для Маркса европейские античность и средневековье, хотя иобразуют параллель обществам Востока, базирующимся на азиатском способепроизводства, все же составляют вместе с ними единую докапиталистическуюступень исторического развития, за которой следует резко противостоящая ейуниверсально-капиталистическая эпоха нового времени.
Так или иначе, но у истоков и в самих основаниях всехобществ и культур европейской (западной) цивилизационной традиции находитсянечто невообразимое с нормальной (традиционной или восточной) точки зрения: хозяйство,общество, государство, культура, целиком лежащие на плечах одногоединственного, самостоятельно, на свой страх и риск осуществляющего свои «трудыи дни», свою деятельность и общение человека. Человека-общества,человека-государства, человека-мировоззрения, действительно целостной личности,свободной и самостоятельной в мыслях, словах и поступках, Одиссея (как говоритМ.К. Петров). И, может быть, совсем не случайно начинают и завершают пути,пройденные европейской духовной культурой, «Одиссея» Гомера и «Улисс»Джеймса Джойса: вместе с Одиссеями в европейскую культуру вошли и укрепились вней рынок и демократия, гражданское общество и свободное личностноемировоззрение.
Важнейшими изобретениями европейской культуры наязыково-знаковом уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой сфереявляются философия в указанном выше значении этого понятия и наука какспецифическая форма познавательной деятельности, характерная для последнейэпохи существования западной культурной традиции. Грань между «софийной»и «сциентизированной» формами культуры вообще (а также в отношенииспецифики соответствующих мировоззренческих форм) столь значительна, что оченьчасто выделяют лишь два крупных периода в движении европейской культуры, взятойв ее относительной самостоятельности от социально-экономической инационально-этнической областей проявления цивилизационно-исторической жизни. Аименно:
от середины I тыс. до н.э. н до XVII в.;
период ХVII-XXвв. (для его обозначения используются два основных термина: периодновоевропейской культуры или период техногенной цивилизации).
С учетом других критериев, и, прежде всего представленностив европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычнов этом случае говорят (имея в виду первый большой период) об эпохах античной,греческой и римской, культуры, о культуре эпохи средневековья и о культуреВозрождения (с этой последней эпохи некоторые авторы начинают отсчетновоевропейской культуры). В рамках второго большого периода часто выделяюткультуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культурную эпоху концаXVIII — начала XIX в. Этотначальный отрезок новоевропейской культуры совпадает хронологически с эпохойбуржуазных и национальных революций в Западной Европе и Америке. Он являетсятакже временем утверждения экономическое формации общества (капитализма).
Вторая половина XIX — XX в. характеризуются по-разному. Но совершенно очевидно, чтоза эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западнойтехногенной цивилизации — несмотря на постоянный поток обновлений и рядсоциальных и национально-государственных катаклизмов — стабилизируется. В томчисле и в отношении все более широкого охвата ценностными ориентациями западнойцивилизации неевропейских культур. В итоге современная западная культураоценивается то в русле шпенглеровской мифологемы «Заката Европы», тов оптимистических и одновременно явно евроцентристских тонах.
3. Диалог восточной и западной культур
Деление культур на восточные и западные фиксирует не толькоих территориальное расположение, но и характеристику методов и способовпознания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок,общественно-экономических и политических структур.
Несмотря на отличия в разделении стран на Запад и Восток, уэтих двух «противоположных» типов культур можно выделить присущие имчерты.
Западная культура ориентирована на ценности технологическогоразвития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идеязначимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется вконституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерныволнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекаеткак ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических иполитических структур. Запад, будучи носителем начала творческого, потенции,постоянного поиска, бунта, дерзновения и, в это же время, являя стремление кпостоянному аналитическому познанию Вселенной, чаще занимает сторону бытияземного, телесного, разрушая тем самым гармонию, постоянство и органичностьсобственной жизни.
Дени де Ружмон в книге «Вызов запада» называет двевыдающиеся идеи, характерные для западной культуры: личность и машину. Этоважно, поскольку личность и машина противостоят друг другу, а потому Западпереживает огромное психологическое напряжение. «Личность предполагаетиндивидуальность, персональную ответственность, тогда как машина являетсяпродуктом интеллекта, абстракции, обобщения, тотализации, групповой жизни».(Д. Судзуки «Лекции о Дзен-буддизме»). Причем понятие личности вданном контексте следует понимать даже не как монаду (древних греков), но какпринцип бесконечного, всеобъемлющего порыва, полета Духа за рамки всехусловностей и границ. При всем этом, нельзя не отметить еще одну немаловажнуючерту западного менталитета — его склонность к научному исследованию мира. НаукаЗапада занята плетением сетей сложных методологических исследований иэкспертиз, окутывая которыми объект своего изучения она пытается понять его и егоприроду.
Д. Судзуки пишет: «Какими бы мелкими не были ячейкисети, пока есть сеть, имеется и то, что сквозь нее ускользает, а именно то, чтоне может быть каким-либо образом измерено. Числа уходят в бесконечность, иоднажды науки признаются в собственной неспособности заманить реальность в своюсеть». Оказывается, что сама Жизнь — эта удивительная тайна, для познаниякоторой и создавались науки — неминуемо бежит из-под линз микроскопов идатчиков других научных приборов.
Восток является воплощением некой иррациональности,трансцендентности, принимающего, женского принципа-начала, он никогда неотступал от заповедей существования в мире духовном (при этом, подчас, ущемляясуществование плоти, но, все же, по природе своей, стремясь к равновесию игармонии). На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, аорганично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточнойкультуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточныемыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретяцельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по путисоздания техники, последующей отношения с природой, то для восточной культурыхарактерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.
Восток — это сжатость, глубина, тишина. В данном отношенииособенно показательным примером является японская поэзия хайку. Известныйанглийский исследователь японской культуры Р.Х. Блейс писал по этому поводу:«Хайку — это самый короткий поэтический жанр, при котором стихотворениееще имеет форму и ритм. Сокращая поэтическое произведение до семнадцати слогов,мы приближаемся к невидимому, неописуемому поэтическому переживанию, покакаждая характеристика объекта не станет для него неотъемлемой, пока самостихотворение не станет прозрачным и как бы написанным без слов». Востокпровозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира черезотождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновениеоказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями впостижении этого являются «Пустота» (шуньята (санскрит) или «Недеяние»(увей (кит)). Эти термины отнюдь не означают отрицание мира или вообщеотрицание чего-либо, скорее наоборот: они говорят о запредельности,сверхреальности и в то же время единственной Реальности, причем неразрывнослитой с реальностью обыденной, являющейся ее истоком и устьем. Сатпрем говорилоб индуизме: «Так называемый индуизм — это выдумка запада; индусы говоряттолько о „вечном законе“, санатана дхарма, который существует и длямусульман, негров, христиан и даже анабаптистов. То, что кажется человекузапада самой важной частью религии — а именно структура, которая „отличает“ее от всех других религий и устанавливает, что человек не является католикомили протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается скакими-то параграфами веры, — является для индуса самым несущественнымаспектом, ибо он инстинктивно стремится отбросить все внешние различия, чтобывновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке».
Заключение
Проблема диалога восточной и западной культурзанималамногих мыслителей. Запад и Восток занимают крайние позиции уже в вопросевосприятия внешнего мира. Запад рационален, а Восток — иррационален. Навопрос о том, что есть действительность, Запад и Восток ответит по-разному. ДляВостока действительность есть внутренний мир человека. Для Запада — мир явлений.Кто есть Бог? Для Востока — Он внутри мира и самого человека. Для Запада — Богвне мира и человека. Для Востока человек — интроверт (т.е. погруженный вовнутреннее переживание). Для Запада он — экстраверт, ориентирован на внешнююсреду.
На основе научного анализа сакральных текстов восточнойкультуры, научных исследован6ий, этнографических материалов, повествующих обистории народов, можно сделать вывод о том, что каждая культура обусловленаисторически, своим культурным ареалом.
Западная и восточная культуры кардинально различны. Но этоне значит, что они непримиримы. Напротив, они нуждаются и всегда нуждались другв друге. Восточная культура при всей своей духовной развитости и психологическойглубине нуждается в западной цивилизации, науке, технике, промышленности. Западнаякультура также нуждается в восточной духовности и психологическом опыте. Западнаяи восточная культуры, несомненно, существенно дополняют и обогащают друг друга.Их существование в одном мире современной цивилизации объективно необходимо.
Список литературы
1.        Борев В.Ю., Веневитинов Г.Н. Взаимодействие культуры инаучно-технического прогресса. — М., 1988.
2.        Гуревич П.С. Культурология. — М., 1996.
3.        История мировой культуры (мировых цивилизаций). / Под ред. Г.В. Драча. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4.        Кальянов А.В. Деление культур на «восточные» и «западные»:Научная конференция студентов, аспирантов и преподавателей «Диалогцивилизаций: история, современность и перспективы». Секция социологии. Российскийуниверситет дружбы народов, Факультет гуманитарных и социальных наук. — Москва.- 18 февраля 2002 г.
5.        Лавриненко В.Н. Философия: Учебник. — М., 2002.
6.        Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. — Ереван, 1962.
7.        Немировская Л.З. Культурология. Культурно-исторические типы. — М.: РосНОУ,1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для студентов всех форм обучения, специальности 061100 «Менеджмент организаций»
Реферат Реструктуризация несостоятельности торгового предприятия
Реферат Сквозные мотивы в рассказах Даниила Хармса
Реферат Репрезентация
Реферат Основы современного правотворчества
Реферат А.Н.Островский - художник
Реферат Метод структурно-логічного кодування
Реферат JULIUS KUPERJANOV
Реферат Числові ряди Збіжність і розбіжність Сума ряду Дії над збіжними рядами Необхідна ознака збіж
Реферат Analyzing Shakespearean Sonnets Essay Research Paper William
Реферат Эффективность инвестиций на предприятии Балтрезерв
Реферат Book Of Job Suffering Essay Research Paper
Реферат Правовое урегулирование обращения ценных бумаг
Реферат Шляхи та засоби оптимізації професійного спілкування
Реферат База данных «приемная комиссия»