Реферат по предмету "Культура и искусство"


Восточный и западный типы культуры

План
Введение
1. Восточный тип культуры
2. Западный тип культуры
3. Диалог восточной и западной культур
Заключение
Список литературы
Введение
Культурологические исследования всегда имеют определеннуюпрактическую ориентацию. Постигая прошлое, мы стремимся разобраться внастоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом смыслеособо важное значение для нас приобретает решение вопроса о соотношенииЗападной и Восточной культур и цивилизаций. Этим определяется актуальностьвыбранной темы реферата.
Запад и Восток рассматриваются как геосоциокультурныепонятия. Запад — особый тип цивилизационного и культурного развития, которыйсформировался в Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назватьтехногенной. Ее характерные черты — это быстрое изменение техники и технологий,благодаря применению науки. Результатом чего являются научно-техническиереволюции, меняющие отношение человека к природе и его место в системепроизводства. Это приводит к быстрому формированию и смене нового типа личности.Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Западномутипу культуры противостоит восточный тип, получивший название “традиционногообщества". Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии,Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиямимусульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентацияна воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегосяобраза жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков — высшаяценность.
Цель реферата — рассмотреть и сравнить восточный изападный типы культур.
Задачи: раскрыть особенности восточного и западноготипов культуры и выделить общие черты.
1. Восточный тип культуры
Под восточной культурой понимаются, прежде всего, две ееразновидности: индийская культура и китайская культура.
Индийская культура — это, преждевсего, ведическая культура. Она основана на ведической литературе, надревних текстах — Ведах, написанных на санскрите и относящихся ко П тыс. до н.э.Древнейший период индийской культуры называется ведическим. В Ведах содержатся первыепредставления людей о реальности. Веды (от санскритского слова «веда»- «знание») — это знание о человеке и мире, о добре и зле,представление о душе. Здесь впервые сказано о законе кармы, т.е. о зависимостижизни человека от его поступков. В Ведах сообщается знание о системахдостижения совершенства и освобождения человека от разного рода зависимостей. ВВедах же даны и предметные символы (такие, как круг, свастика — знакбесконечности, колесо Будды и иные символы вечного движения).
Ведическая литература древнейшая в истории человечества. Самаядревняя из книг — Вед — это Ригведа. Ее гимны предвосхищают Библию. Мир людей,согласно Ведам, был подчинен строгой космической иерархии. Издревлесуществовало деление на варны (цвета и разряды). Брахманы — мудрецы,толкователи Вед, их символический цвет — белый, цвет благости и святости. Кшатрии- воины и правители, их символ — красный цвет — власти и страстей. Вайшьи — земледельцы,скотоводы, их символ — желтый цвет, цвет умеренности и трудолюбия. Шудры — слуги,цвет черный — невежества. Круговорот рождения, жизни и смерти соответствовалприродным циклам.
Согласно Ведам, круговорот рождений, жизней и смертей людейсоответствует природным циклам. Идея вечного круговорота жизни и идея о вечномдуховном Источнике — фундамент представлений о вечной бессмертной душе. Согласноэтим представлениям, душа после смерти тела продолжает жить, вселяясь в телородившегося существа. Но какое тело? Это зависит от многих обстоятельств исогласуется с т. н. законом кармы. Он гласит, что сумма добрых и злых поступковчеловека (т.е. его карма), полученная в предыдущих жизнях, определяетформу последующих рождений. Можно родиться рабом, животным, червяком,придорожным камнем. Причина всех твоих страданий — в тебе. Эта идея кармыявляется важнейшей, это могучий этический стимул, определяющий благожелательноеотношение к природе (т.к в каждом природном творении можно увидеть переродившегосячеловека, может быть — недавно умершего родственника или друга).
Ведические книги сообщают методы и способы освобождения отзакона кармы. Это нравственная и аскетическая жизнь, отшельничество, йога(слово переводится как соединение, связь). Йоге придается большое значение. Онаформирует систему самоподготовки человека к особой духовной жизни и избавлениюот зависимостей.
Восточная культура во многом опирается на мифологию. Так,древнеегипетская скульптура производит религиозно-мистическое впечатление. Величиепирамид и загадочные сфинксы внушали мысль о ничтожестве человека передмогущественными силами мироздания. Древний Египет своеобразен культом фараона икультом мертвых, увековеченных в мумиях и пирамидах. Индийская культура не втакой степени была религиозна, как египетская, она более тяготела к миру живых,потому и уделяла много внимания выработке нравственных требований к человеку,формированию нравственного закона (дхармы) и поискам путей человеческогоединения.
Индийская культура более, чем иные восточные культуры,ориентирована на саморазвитие человека и общества, концентрацию усилийпо развитию внутренней и внешней культуры. Вмешательство Бога является лишьзавершением направленной на совершенствование мира деятельности людей. Ввосточной культуре благоденствие приходит не извне, а подготавливается всейкультурной работой человечества.
Видимо, здесь лежат истоки внутренней глубины и психологизмавосточной культуры по сравнению с западной. Она ориентирована насамопостижение, углубленную, внутреннюю, имманентную религиозность, интуитивизми иррационализм. В этом вообще состоит отличие восточной культуры от западнойкультуры.
Эта специфика находит отражение и в современных проявленияхиндийской культуры. Нас глубоко интересует и тибетская медицина; имодернизированные к европейскому мышлению способы оздоровления (“раджа-йога”,хатха-йога, трансцендентальная медитация), и деятельность общества сознанияКришны, и философия жизни при Раджнеша и др. Вл. Соловьев в своем труде“Исторические дела философии" говорил о “живых плодах” индийскойфилософии, продолжающей питать живительными соками мировую человеческую мысль. Ниодна философия не оказала на западную культуру такое влияние, как индийская. Еепоследователями стали и русские деятели культуры Н. Рерих и Д. Андреев, инемецкие мыслители и писатели — Р. Штайнер и Г. Гессе, и многие, многие другие.Г. Гессе, автор известных во всем мире романов “Степной волк” и “Игра в бисер",в поэме “Сиддхардха" выразил свою большую любовь к индийской культуре.
Духовный потенциал древнеиндийской культуры, ее нравственныеценности сохранились почти в неизменном виде до сегодняшнего дня. Индия даламиру культуру буддизма, прекрасную литературу. Любовь к человеку, преклонениеперед природой, идеалы терпимости, всепрощения и понимания нашли отражение вучении великого гуманиста современности — М. Ганди. Красота и неповторимостьиндийской культуры воплотились в творчестве русских и европейских художников имыслителей.
Древнекитайская культура — другая важнейшая культура Востока. Сопоставление ее с индийской показывает, какразличные этносы способны создать качественно различные культуры. Китайскийэтнос породил социально-ориентированную культуру, в отличие от индийской,ориентированной в основном на внутренний мир человека и его возможности.
Такую же роль, как в индийской культуре играли буддизм ииндуизм, в китайской культуре играло конфуцианство. Этарелигиозно-философская система основана одним из известнейших мудрецовдревности — Конфуцием. Его имя происходит от латинской транскрипциикитайского Кун цзы — «учитель Кун». Конфуций жил в 551-479 г. г. до н.э.и создал учение, которое более чем 2 тыс. лет было идеологической основойкитайской империи. Конфуций продолжил традиции китайской культуры, заложеннойеще во П тыс. до н.э. Особое внимание он уделял не вопросам космологии, апрактической философии: что нужно делать человеку, чтобы жить со всеми людьми вмире и согласии.
Основное содержание книг Конфуция связано с нравственнымипоучениями и обоснованием этических норм. В рамках конфуцианства былавыработана система государственно-политической и индивидуальной этики, нормырегламентации и ритуальной жизни. Патриархальный характер культурыконфуцианства отражен в его требовании сыновней почтительности («сяо»),которое распространялось как на семейные, так и на государственные отношения. Конфуцийписал: «Редко бывает, что человек, полный сыновней почтительности ипослушания старшим, любил бы досаждать правителю. И не бывает вовсе, чтобы тот,кто не любит досаждать правителю, питал бы склонность к мятежу. Благородный мужзаботится о корне; когда заложен корень, то рождается и путь, сыновняя почтительностьи послушание старшим — не в них ли коренится человечность?»
Помимо конфуцианства в древнекитайской культуре особую рольиграл даосизм, идеалы которого были во многом сходны с нравственнымипоисками ведической культуры Индии.
Одной из особенностей культуры Китая была чрезмернаябюрократизация. С древних пор (по крайней мере, с ХП в. до н. э), в Китаесложилась бюрократическая система правления. Уже тогда выделился слойобразованного чиновничества, сосредоточившего в своих руках государственнуювласть и регламентировавшего всю жизнь древнекитайского общества при помощинравственно-правовых норм и принципов этикета.
Бюрократия монополизировала систему образования, так каквладение грамотностью обеспечивало более высокий социальный статус ипродвижение по государственной лестнице. Длительное обучение и системасложнейших экзаменов не имели равных в древнем мире. Китайская культураподарила миру порох и бумагу, уникальные системы боевых искусств и своеобразныефилософские доктрины.
Восточная культура содержит такое богатство человеческоймысли, которая мало кого оставляет равнодушным, и на Востоке, и на Западе. Особенностьвосточной культуры особенно ярко проявляется при ее сопоставлении с западнойкультурой.2. Западный тип культуры
Соотносимая с Востоком европейская (западная) культурно-историческаятрадиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней)развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате крахаи на основе критомикенской культуры. Эта последовательность исторических эпохтакова:
классическая эллинская культура;
эллинистически-римская ступень;
романо-германская культура христианского средневековья;
новоевропейская культура.
Три последние ступени можно рассматривать (на фонеантично-греческой классики) и как своеобразные вариативные формы вестернизациитрадиционной культуры римлян и германцев, а затем — и всей романо-германскойЕвропы. У Гегеля и Тойнби две первые и две вторые эпохи объединены всамостоятельные цивилизационно-исторические формообразования (античный изападный миры). Для Маркса европейские античность и средневековье, хотя иобразуют параллель обществам Востока, базирующимся на азиатском способепроизводства, все же составляют вместе с ними единую докапиталистическуюступень исторического развития, за которой следует резко противостоящая ейуниверсально-капиталистическая эпоха нового времени.
Так или иначе, но у истоков и в самих основаниях всехобществ и культур европейской (западной) цивилизационной традиции находитсянечто невообразимое с нормальной (традиционной или восточной) точки зрения: хозяйство,общество, государство, культура, целиком лежащие на плечах одногоединственного, самостоятельно, на свой страх и риск осуществляющего свои «трудыи дни», свою деятельность и общение человека. Человека-общества,человека-государства, человека-мировоззрения, действительно целостной личности,свободной и самостоятельной в мыслях, словах и поступках, Одиссея (как говоритМ.К. Петров). И, может быть, совсем не случайно начинают и завершают пути,пройденные европейской духовной культурой, «Одиссея» Гомера и «Улисс»Джеймса Джойса: вместе с Одиссеями в европейскую культуру вошли и укрепились вней рынок и демократия, гражданское общество и свободное личностноемировоззрение.
Важнейшими изобретениями европейской культуры наязыково-знаковом уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой сфереявляются философия в указанном выше значении этого понятия и наука какспецифическая форма познавательной деятельности, характерная для последнейэпохи существования западной культурной традиции. Грань между «софийной»и «сциентизированной» формами культуры вообще (а также в отношенииспецифики соответствующих мировоззренческих форм) столь значительна, что оченьчасто выделяют лишь два крупных периода в движении европейской культуры, взятойв ее относительной самостоятельности от социально-экономической инационально-этнической областей проявления цивилизационно-исторической жизни. Аименно:
от середины I тыс. до н.э. н до XVII в.;
период ХVII-XXвв. (для его обозначения используются два основных термина: периодновоевропейской культуры или период техногенной цивилизации).
С учетом других критериев, и, прежде всего представленностив европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычнов этом случае говорят (имея в виду первый большой период) об эпохах античной,греческой и римской, культуры, о культуре эпохи средневековья и о культуреВозрождения (с этой последней эпохи некоторые авторы начинают отсчетновоевропейской культуры). В рамках второго большого периода часто выделяюткультуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культурную эпоху концаXVIII — начала XIX в. Этотначальный отрезок новоевропейской культуры совпадает хронологически с эпохойбуржуазных и национальных революций в Западной Европе и Америке. Он являетсятакже временем утверждения экономическое формации общества (капитализма).
Вторая половина XIX — XX в. характеризуются по-разному. Но совершенно очевидно, чтоза эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западнойтехногенной цивилизации — несмотря на постоянный поток обновлений и рядсоциальных и национально-государственных катаклизмов — стабилизируется. В томчисле и в отношении все более широкого охвата ценностными ориентациями западнойцивилизации неевропейских культур. В итоге современная западная культураоценивается то в русле шпенглеровской мифологемы «Заката Европы», тов оптимистических и одновременно явно евроцентристских тонах.
3. Диалог восточной и западной культур
Деление культур на восточные и западные фиксирует не толькоих территориальное расположение, но и характеристику методов и способовпознания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок,общественно-экономических и политических структур.
Несмотря на отличия в разделении стран на Запад и Восток, уэтих двух «противоположных» типов культур можно выделить присущие имчерты.
Западная культура ориентирована на ценности технологическогоразвития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идеязначимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется вконституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерныволнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекаеткак ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических иполитических структур. Запад, будучи носителем начала творческого, потенции,постоянного поиска, бунта, дерзновения и, в это же время, являя стремление кпостоянному аналитическому познанию Вселенной, чаще занимает сторону бытияземного, телесного, разрушая тем самым гармонию, постоянство и органичностьсобственной жизни.
Дени де Ружмон в книге «Вызов запада» называет двевыдающиеся идеи, характерные для западной культуры: личность и машину. Этоважно, поскольку личность и машина противостоят друг другу, а потому Западпереживает огромное психологическое напряжение. «Личность предполагаетиндивидуальность, персональную ответственность, тогда как машина являетсяпродуктом интеллекта, абстракции, обобщения, тотализации, групповой жизни».(Д. Судзуки «Лекции о Дзен-буддизме»). Причем понятие личности вданном контексте следует понимать даже не как монаду (древних греков), но какпринцип бесконечного, всеобъемлющего порыва, полета Духа за рамки всехусловностей и границ. При всем этом, нельзя не отметить еще одну немаловажнуючерту западного менталитета — его склонность к научному исследованию мира. НаукаЗапада занята плетением сетей сложных методологических исследований иэкспертиз, окутывая которыми объект своего изучения она пытается понять его и егоприроду.
Д. Судзуки пишет: «Какими бы мелкими не были ячейкисети, пока есть сеть, имеется и то, что сквозь нее ускользает, а именно то, чтоне может быть каким-либо образом измерено. Числа уходят в бесконечность, иоднажды науки признаются в собственной неспособности заманить реальность в своюсеть». Оказывается, что сама Жизнь — эта удивительная тайна, для познаниякоторой и создавались науки — неминуемо бежит из-под линз микроскопов идатчиков других научных приборов.
Восток является воплощением некой иррациональности,трансцендентности, принимающего, женского принципа-начала, он никогда неотступал от заповедей существования в мире духовном (при этом, подчас, ущемляясуществование плоти, но, все же, по природе своей, стремясь к равновесию игармонии). На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, аорганично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточнойкультуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточныемыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретяцельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по путисоздания техники, последующей отношения с природой, то для восточной культурыхарактерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.
Восток — это сжатость, глубина, тишина. В данном отношенииособенно показательным примером является японская поэзия хайку. Известныйанглийский исследователь японской культуры Р.Х. Блейс писал по этому поводу:«Хайку — это самый короткий поэтический жанр, при котором стихотворениееще имеет форму и ритм. Сокращая поэтическое произведение до семнадцати слогов,мы приближаемся к невидимому, неописуемому поэтическому переживанию, покакаждая характеристика объекта не станет для него неотъемлемой, пока самостихотворение не станет прозрачным и как бы написанным без слов». Востокпровозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира черезотождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновениеоказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями впостижении этого являются «Пустота» (шуньята (санскрит) или «Недеяние»(увей (кит)). Эти термины отнюдь не означают отрицание мира или вообщеотрицание чего-либо, скорее наоборот: они говорят о запредельности,сверхреальности и в то же время единственной Реальности, причем неразрывнослитой с реальностью обыденной, являющейся ее истоком и устьем. Сатпрем говорилоб индуизме: «Так называемый индуизм — это выдумка запада; индусы говоряттолько о „вечном законе“, санатана дхарма, который существует и длямусульман, негров, христиан и даже анабаптистов. То, что кажется человекузапада самой важной частью религии — а именно структура, которая „отличает“ее от всех других религий и устанавливает, что человек не является католикомили протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается скакими-то параграфами веры, — является для индуса самым несущественнымаспектом, ибо он инстинктивно стремится отбросить все внешние различия, чтобывновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке».
Заключение
Проблема диалога восточной и западной культурзанималамногих мыслителей. Запад и Восток занимают крайние позиции уже в вопросевосприятия внешнего мира. Запад рационален, а Восток — иррационален. Навопрос о том, что есть действительность, Запад и Восток ответит по-разному. ДляВостока действительность есть внутренний мир человека. Для Запада — мир явлений.Кто есть Бог? Для Востока — Он внутри мира и самого человека. Для Запада — Богвне мира и человека. Для Востока человек — интроверт (т.е. погруженный вовнутреннее переживание). Для Запада он — экстраверт, ориентирован на внешнююсреду.
На основе научного анализа сакральных текстов восточнойкультуры, научных исследован6ий, этнографических материалов, повествующих обистории народов, можно сделать вывод о том, что каждая культура обусловленаисторически, своим культурным ареалом.
Западная и восточная культуры кардинально различны. Но этоне значит, что они непримиримы. Напротив, они нуждаются и всегда нуждались другв друге. Восточная культура при всей своей духовной развитости и психологическойглубине нуждается в западной цивилизации, науке, технике, промышленности. Западнаякультура также нуждается в восточной духовности и психологическом опыте. Западнаяи восточная культуры, несомненно, существенно дополняют и обогащают друг друга.Их существование в одном мире современной цивилизации объективно необходимо.
Список литературы
1.        Борев В.Ю., Веневитинов Г.Н. Взаимодействие культуры инаучно-технического прогресса. — М., 1988.
2.        Гуревич П.С. Культурология. — М., 1996.
3.        История мировой культуры (мировых цивилизаций). / Под ред. Г.В. Драча. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4.        Кальянов А.В. Деление культур на «восточные» и «западные»:Научная конференция студентов, аспирантов и преподавателей «Диалогцивилизаций: история, современность и перспективы». Секция социологии. Российскийуниверситет дружбы народов, Факультет гуманитарных и социальных наук. — Москва.- 18 февраля 2002 г.
5.        Лавриненко В.Н. Философия: Учебник. — М., 2002.
6.        Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. — Ереван, 1962.
7.        Немировская Л.З. Культурология. Культурно-исторические типы. — М.: РосНОУ,1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.