Реферат по предмету "Культура и искусство"


Возникновение греческой культуры и ее периодизация, культура греческого полиса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
С КУЛЬТУРОЛОГИИНАТЕМУВозникновениегреческой культуры и ее периодизация, культура греческого полиса
Выполнил студент 33 группы
Щербина Николай
Киев 2009
Возникновение греческой культуры и еепериодизация
Создатели одной из самых блестящих культур мира, греки всегдагордились своей страной. Афинский реформатор, политик и поэт Солон (ок. 640—560до н. э.), причисленный к семи греческим мудрецам, полнее многих выразилмировоззрение своих современников:
Наша страна не погибнет вовеки по воле Зевеса,
И по решенью других присно-блаженных богов.
Ибо хранитель такой, как благая Афина Паллада,
Гордая грозным отцом, ллани простерла над ней.
Греки искренне считали, что их страна находится под защитойбогов и не напрасно: условия жизни были нелегки, и фраза одного из персонажей А.П. Чехова: «В Греции все есть!» — мало соответствует истине. Земля, ставшаяродиной для греческих племен, переселившихся сюда из северных областейБалканского полуострова, а до этого кочевавших по необозримым просторам отУрала до Карпат, была неприветливой: засушливый и жаркий климат, нехваткаплодородной земли, ограниченные возможности для возделывания многих злаков,например, пшеницы. Почти везде — горы и слишком мало рек, чтобы осуществлятьполивное земледелие, поэтому жители должны были довольствоваться малым илидобывать блага, преодолевая многочисленные трудности. Неудивительно, чтогероями в греческих мифах и легендах оказываются то хитроумный Одиссей, тонеустрашимый Ахиллес, а успех во всех делах гарантируют благоволение богов ипомощь таких титанов, как Прометей, даровавший людям не только огонь, но имногие ремесла.
Однако в Греции есть богатые залежи серебра, мрамора, гранитаи поделочных камней; они стали предметами обмена, а потом и торговли с другиминародами. В те времена серебро ценилось выше золота — стойкого ко всякого родахимическим воздействиям, но мягкого металла: изделия из него легкодеформируются, переплавляются, вытираются от длительного употребления. Именносеребро, обладающее большей прочностью, изделия из камня и оливковое масло вамфорах, а позже и вино везли греки в Крым, Аркадию и Колхиду в обмен напшеницу и скот.
Некоторые из греческих племен, например ахейцы, быливоинственны и суровы. Описанная Гомером Троянская война — не вымысел, ареальность наглядно демонстрирует многое из того, что не кажется современному человекупризнаком культуры или цивилизации. Например, «лишний» ребенок мог бытьвыброшен на дорогу, как Парис, сын Приама, царя Трои. Ведь в греческихплеменах, где земля принадлежала семье, ее невыгодно было делить по числунаследников. Другой жуткий обычай предписывал приносить в жертву пленников,сохранять им жизнь было невыгодно. Рабство возникает гораздо позже, когда изтруда раба стало возможным извлекать пользу. Некоторые жестокие обычаи ахейцевсохранились надолго, вплоть до расцвета афинской культуры, например, обычайсодержать для жертвоприношений «фармака» (козла отпущения). В качестве «фармака»выступали калеки, ненормальные либо приговоренные к смертной казни, «чтобы принаступлении голода или эпидемии чумы иметь под рукой людей, которых можно былопринести в жертву богам, побивая их камнями», — пишет Андре Боннар.
И тем не менее древние греки создали культуру, названную впоследующие века «греческим чудом». Но прежде чем говорить о его истоках, совершимнебольшое путешествие во времени.
Первые поселения в бассейне Эгейского моря появились в эпохунеолита. Среди них было родственное грекам племя пеласгов (пелазгов), положившееначало древней цивилизации — Эгейской культуре (IV—I тысячелетия дон. э.). Пеласги были опытными мореходами, умели обрабатывать бронзу, занималисьземледелием. С начала IIтысячелетия из северных областей Балканского полуострова на малоазийскоепобережье Эгейского моря, на острова и остальную территорию Балкан началипроникать по суше греческие племена.
Эти племена были индоевропейцами, имевшими общий язык инравы. Они называли себя эллинами, а представителей всех других племен инародов, говоривших на непонятном для них и неблагозвучном языке,— варварами(греч. barbaros “чужеземный, непонятно болтающий”).Согласно греческим преданиям, родоначальником племени эллинов был Эллин,сыновья которого считались предками главных греческих племенных союзов ахейцев,дорийцев, ионийцев, эолийцев. Геродот пишет:
«Эллины едины по крови, говорят на одном языке, имеют однихбогов, одни храмы, приносят те же жертвы, имеют одинаковые обычаи и нравы».
На своем пути греки вытесняли, покоряли или уничтожалиместное неиндоевропейское население (пеласгов, лелегов и др.). Многиеисследователи считают, что греки стояли на более низкой ступени культурногоразвития, поэтому веками происходила борьба и ассимиляция двух культур. Воинственныеахейцы вскоре покорили другие племена. К XVI веку до н. э. ахейские царства, крупнейшим из которыхбыли Микены на полуострове Пелопоннес, достигли высокого экономического икультурного развития. Эта цивилизация заложила основы дальнейшего развитиягреческой культуры. Рассмотрим некоторые причины этого процесса.
В XVIII веке до н.э. критские племена пеласгов объединяются под властью одного правителя, ацентром государства становится город Кносс. Здесь возделывали виноград,выращивали злаки, разводили оливковые деревья, знали скотоводство. До сих порсохранились следы дворцов и других величественных сооружений, имевшие дажеводопровод и канализацию. Самый знаменитый памятник критского зодчества —Кносский дворец занимал площадь в 20 тысяч квадратных метров.
Егосложная система переходов и коридоров, соединявших большие и маленькие помещения,отражена в мифе о Лабиринте и чудовищном человекобыке Минотавре. Ему критскийцарь Минос отдавал на растерзание юношей и девушек, которых каждые девять летАфины отправляли в виде дани на Крит. Тесей, сын афинского царя Эгея, убилМинотавра и выбрался из лабиринта с помощью клубка ниток, врученного емуАриадной, дочерью Миноса (отсюда выражение «Ариаднина нить»).
Критяне не возводили укреплений. В своем строительномискусстве они стремились к красоте, украшая сооружения фресками — росписьюкрасками по сырой штукатурке, которой овладели уже в XVI веке до н. э. Даже небольшие сохранившиеся фрагментыфресок, изображающие сцены из жизни, природу, до сих пор демонстрируютбогатство цвета, фантазию, вдохновение и мастерство критских художников.Поклоняясь природным (хтоническим) божествам в священных рощах, пещерах и нагорных вершинах, критяне не строили храмов, не создавали монументальнойскульптуры. Но до сих пор восхищают работы резчиков по камню: вазы, перстни,печати. Изделия критских мастеров из бронзы, золота и серебра были известны повсему Средиземноморью.
Существует два предположения о завоевании Крита ахейцами.Одни ученые считают, что критское царство погибло в конце XVI века до н. э. в результатеизвержения вулкана на острове Фера и землетрясения. Города, кроме Кносса, былипокинуты, и этим воспользовались ахейцы, захватив Кносс и подчинив себе остров.Другие — что нашествию ахейцев не предшествовали стихийные бедствия. Во всякомслучае, с XV века до н. э. на острове господствовалиахейцы. Они переняли критскую культуру, ассимилировали местное население,приспособили критскую письменность к своему языку (найдены глиняные таблички сзаписями, сделанными на одном из диалектов греческого языка), заимствовалимастерство фрески и росписи ваз. С этих пор центром эгейского культурного мирастановятся ахейские Микены, поэтому часто говорят о Крито-микенской культуре.
Микены достигли высшего подъема в XVII—XIVвеках до н. э., установив торговые отношения с Критом, после чего эгейскаяцивилизация распространила свое влияние на юг Балканского полуострова. Онапринесла на Балканы свою воинственность, свои формы отношений с природой и своюкультуру. Умея нападать, они умели и защищать свои поселения, которые строилина высоких холмах и окружали крепостными стенами. Такие поселения позжеполучили название акрополь — “верхний город”. Сохранившиеся крепостные стенысложены из грубо вытесанных глыб весом в пять-шесть тонн. В Микенах стены имеюттолщину 6—10 метров, а у расположенного неподалеку Тиринфа — 17,5 метров. Втолще стен устраивались галереи и кладовые для хранения продовольствия иоружия. Последующие поколения сложили мифы о том, что эти сооружения строилиодноглазые великаны — циклопы. Убранством микенских дворцов тоже были росписи,но сюжетами служили уже сцены охоты и воинские подвиги владык. Самымиизвестными памятниками считаются гробницы микенских царей.
В конце XIIIвека до н. э. племена ахейцев, объединившись, начали войну против Троянскогоцарства. Десять лет продолжалась эта война, наконец Троя (ее более древнееназвание — Илион) была захвачена. Героические и трагические картины этой войныописаны Гомером в поэмах «Илиада» и «Одиссея».
Последним нашествием северогреческих племен было вторжение дорийцев,устремившихся в поисках земель из горных областей на юг Балкан. Они былисильнее ахейцев, поскольку владели железным оружием. Часть ахейцев бежала напобережье Малой Азии и острова Эгейского моря, часть осела в средней частиГреции — Аттике, где жили ионийцы, успешно отбивавшие дорийское нашествие.
Все эти сложные и длительные события привели к тому, чтоэгейская цивилизация закончила свое существование. Дорийцы разрушили многочисленныепоселения предшественников, прервали торговые связи с Египтом и азиатскимистранами, уничтожили некоторые художественные традиции. К I тысячелетию до н. э. была забытаписьменность. Сохранились лишь частично элементы духовной культурыкрито-микенской эпохи, отдельные мифы и верования, некоторые способыизготовления керамики и мелкой пластики. Прошли столетия, прежде чем эллинысоздали свою великую культуру.
В ее развитии можно выделить три этапа: становление, расцвети упадок или, соответственно, архаика, классика и эллинизм.
Архаика (VIII—VI вв. до н. э.) — время многочисленныхперемен в общественной жизни Эллады (древнее название Греции). Греки распространилисвои владения не только на побережье Малой Азии, но и на Сицилию, Южную Италию,на берега Черного моря и даже Египет. В это время появляются первые греческиегорода-государства — полисы (греч. polls), распространяется общегреческая письменность, созданная на основефиникийской в IX веке до н.э., появляются первыеисторические труды и географические описания, рождаются лирическая поэзия итеатр, начинают сооружаться храмы.
Классика (V—IV вв. до н. э.) — пора высшегорасцвета греческой культуры, период утверждения античной демократии. Длившаясяпочти полвека война с персами (500—449 до н. э.) объединила греческие города,утвердила греков в их патриотических чувствах и представлении о том, что эллинне может быть рабом. Истинным порождением этого самосознания становится нетолько расцвет демократии, возвысившей человека, но и появление театра Эсхила,Софокла и Эврипида, великих произведений искусства, прославивших человеческоедостоинство, гармоническое развитие личности, физическое и нравственноесовершенство полисного человека.
Эллинизм (конец IV—I в. до н. э.) завершает развитиегреческой культуры. Александр Македонский завоевал в своих походах (334—324 дон. э.) огромные территории от берегов Малой Азии до Индии, от Черного моря доаравийских пустынь. Но управлять такой державой греки оказались не способны: ихраздирали амбиции, а иногда и просто жадность до легкой добычи и обогащения.Некоторые полководцы Македонского образовали отдельные монархии, среди которыхв постоянном противостоянии находились Египет, Сирия и Македония.
В это же время пространство греческого мира расширилось,новые торговые пути привели к возникновению новых городов, особенно на Востоке.Эти города, сохраняя традиции восточных культур, восприняли и греческоевлияние, украсив себя дворцами, парками, театрами и храмами. Греки, в своюочередь, познакомились с культурными достижениями Вавилонии, Египта и другихвосточных цивилизаций. Встреча двух культур вызвала бурный рост естественныхнаук, математики, медицины, а исчезновение городов-государств и появлениемонархий привели к формированию новых представлений о месте человека в мире ивозникновению новых философских теорий.
 Культура греческого полиса
Ахейцы и другие греческие племена селились в долинах средигор, ставших естественной защитой и границей поселений. С их вершин открывалсяширокий обзор всей прилегающей территории, а также моря, откуда всегда можнобыло ожидать пиратского нападения. Поэтому складывается не целостноегосударство, а отдельные полисы, куда входили административный центр скрепостным укреплением (акрополем) и окрестные крестьянские поселения. Полислегче защищать, им проще управлять, но одновременно полисы были разобщены, онипостоянно соперничали и враждовали друг с другом. Все это ложилось в основуразвития особого менталитета полисного человека с его азартомсоревновательности и воинственности. Поэтому, говоря о культуре Греции, всегдаприходится уточнять, о народе какого полиса идет речь: о беотийцах, лидийцах,спартанцах или афинянах.
Еще в период архаики сформировались особая полисная формауправления и уклад жизни. Долгое время у власти были аристократы (греч. aristos «лучший»+ kratos «власть»), получившие со времен распада общинного строя влияние,собственность, а потом и землю. Но постепенно бразды правления перешли ктиранам (этрусск. tiran “господин”,“госпожа”) — выбранным из среды народа правителям, вершившим свою властьединолично. Были, конечно, и такие полисы, где власть принадлежала группебогатых или наиболее значительных людей — олигархов (греч. oligos «немногие» + arche «власть»). Своеобразный характер носила монархия Спарты. Тамбыли два царя, власть которых ограничивалась наблюдательным органом — эфоратом(греч. ephoroi «наблюдатель»).
Но все-таки постепенно, шаг за шагом во многих полисах ипрежде всего в Афинах возникает величайшее изобретение греческой античности —демократия (VI век до н. э.).
Перевод этого слова известен — «власть народа». Однако привсех достижениях государственности власть никогда не могла принадлежать всемународу целиком — это было возможно лишь в первобытном обществе, основанном накровнородственных связях. В Греции же, как в любом государстве, кровное родствоне влияло на отношения людей, населявших полис. О равенстве также не могло бытьречи. Власть принадлежала только «гражданам» полиса, а среди них первоначальновыделялись две категории людей: «были благородные, потомки первых поселенцевстраны, членов кланов… Эти благородные, они же и богатые одновременно,обрабатывали землю большей частью сами с членами своего «дома». Кроме них, былидругие свободные граждане города, мелкие собственники земли, ремесленники,которые «всегда были на волосок от рабства, являясь обладателями только своихрук».
Пока Греция не знала денег, люди жили в условиях натуральногохозяйства и обмена, хотя уже делались попытки этот обмен упорядочить. Меройстоимости выступали волы. Об этом говорится у Гомера в “Илиаде”: на одного изгероев, Главка, Зевс наслал временное помешательство, и
Он Диомеду герою доспех золотой свой на медный,
Во сто ценимый тельцов, обменял на стоящий девять.
Там же упоминаются медные и железные бруски, служившие для расплаты:
Остальное вино пышнокудрые дети ахейцев
Все покупали, платя кто железом, кто яркою медью,
Кто же бычачьими шкурами, кто и самими быками
Или рабами — людьми...
Железо и медь иногда имели форму прута, их сначала называливертелами [160, с. 46], позже — оболом, а горсть оболов — драхмой. Но это ещене деньги в их прямом виде: настоящие деньги должны иметь на себе государственнуюпечать, гарантирующую их вес и чистоту.
Впервые деньги появились в малоазийской части Греции, в Лидии(VII век до н. э.). Их изготовляли изметалла, который называли электроном. Это было золото, смешанное с серебром:добывавшееся у реки Пактол золото содержало от 25 до 95 % примеси серебра.
Деньгиизменили отношения между людьми в обществе: возникло торговое сословие, появилисьростовщики, получающие прибыль из самих денег, а с этим — и возможностьнакапливать состояние, не подверженное порче, как другие продукты труда. Следомпоявляется долговое рабство, а затем начинаются гражданские войны, выходом изкровавого драматизма которых стало возникновение демократии, достигшей своегорасцвета в Афинах уже в период классики.
У истоков демократии в Афинах стоял Солон, которого можносчитать основателем политической культуры, поскольку его реформы были направленына создание в Афинах общества гуманизма и справедливости. Конечно, это былгуманизм античности, во многом не совпадающий с современными представлениями,но шаг вперед, который сделал Солон, не сравним с самыми просвещенными имудрыми утопиями Востока. Греческий историк Плутарх (ок. 45—ок. 127) писал:“… Когда его (Солона) спросили, самые ли лучшие законы он дал афинянам, онответил: «Да, самые лучшие из тех, которые они могли принять». Сам же Солонсказал о себе: «Я принуждение с законом сочетал!». По свидетельству того жеПлутарха, «там, где дело обстояло вполне хорошо, он не применял врачевания и невводил ничего нового из опасения, что, “если в государстве перевернуть всевверх дном, то у него не хватит сил поставить все на место и упорядочитьнаилучшим образом».
Солон начал реформы в 594 году до н. э. с отмены долговогорабства, запретив давать взаймы под залог людей. Этот закон стал основойбудущего права во всей Аттике, центром которой являлись Афины. Кроме того, онввел закон, позволяющий делить имущество после смерти отца семейства (этоположило начало дроблению крупной собственности и попытке уравнять людей вобществе). При Солоне закончилась власть «благородных» аристократов: к участиюв управлении стали допускаться и те, кто находился на самой низкой ступенисреди свободных. Главное место в полисе еще занимали богатые люди, но на нихлежали и самые тяжкие обязанности. Об этом подробно упоминает Плутарх: “Солонввел оценку имущества граждан. Тех, кто производил в совокупности пятьсот мерпродуктов, как сухих, так и жидких, он поставил первыми и назвал их «пентакосиомедимнами»(т.е. пятисотниками.— А. Б.); вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь ипроизводить триста мер; этих назвали “принадлежащими к всадникам” (илигиппеями.— А. Б.); «зевгитами» были названы люди третьего ценза, у которых былодвести мер тех и других продуктов вместе. Все остальные назывались «фетами»; имон не позволил исполнять никакой должности; они участвовали в управлении лишьтем, что могли присутствовать в народном собрании и быть «судьями». Вот какопределялся тот или иной ценз: те кто получал 500 медимнов зерна (1 медимн =52,5 литра) или столько же метретов (1 метрет = 39 литрам) оливкового масла,относились к первому классу, зевгиты должны были обладать упряжкой из двухволов и тяжелым вооружением, феты же были ремесленниками. Занимать высокиепосты в государстве могли только первые три категории (пятисотники, всадники,зевгиты), феты же участвовали в народном собрании и суде.
Сердцем греческой культуры, средоточием ее лучших достижений,«Элладой Эллад» были Афины в период расцвета демократии.
Основу полисной демократии составляли земельные собственники,обладающие правом голоса. После гражданских войн и реформ Солона все большаячасть свободных обретает это право, но все-таки в управлении участвовалинемногие: только 28% взрослого мужского населения могли голосовать, причемтолько те, кто владел землей и достиг 20-летнего возраста. Переселенцы издругих областей — метеки, занимавшиеся ремеслом и торговлей, были лишеныполитических прав: они считались свободными, постоянно жили в Афинах, но неимели гражданства. Избранным мог стать мужчина, достигший 30-летнего возраста иудовлетворяющий всем названным требованиям. Рабы же вообще не воспринималиськак люди, их считали говорящими орудиями труда даже такие крупные ученые, какАристотель.
Совершенно бесправны были и женщины, поскольку не обладали земельнойсобственностью. Они не участвовали в делах своих мужей почти не появлялись напирах и празднествах, должны были ходить по улице с закрытым лицом и проводилисвою жизнь на геникее (женской половине дома), занимаясь домашним хозяйством ивоспитанием детей.
Главным органом управления в полисе было общее собрание. «Общиесобрания созывались до 40 раз в году; они вызывали живейший интерес афинян ипорой происходили очень бурно». В остальное время руководство осуществлялсначала, во времена Солона Совет четырехсот, затем Совет пятисот. Дляуправления наиболее ответственными сторонами афинской жизни, например,финансами, религиозными обрядами, командованием войсками отдельно избиралисьархонты (греч. «регент»). Они должны были выдержать специальный экзамен,дававший им право на эту должность. Остальные члены Совета избирались пожребию, а чтобы не было искушения злоупотребить властью, “закон запрещалповторно избирать одного человека на ту же самую должность” [160, с. 94].
Стать членом Совета считалось делом почетным, угодным богам Избранныев него лица носили миртовые венки, имели особые места на всех празднествах исобраниях, на период своего избрания освобождались от военной службы. Оказатьсяже тем, кто не оправдал надежд, оскандалился, было позором. За некоторыепроступки виновных подвергали остракизму (греч. ostrakon “черепок”) — осуждению на десятилетнееизгнание. Решение об этом принималось так: каждый, обладавший правом голоса,писал на глиняном черепке имя человека, по его мнению, опасного для народа, итот, чье имя встречалось чаще, изгонялся.
Особенностиобщественной организации греческого общества повлияли на обычаи, традиции,нормы морали и даже на искусство. Некоторые европейские теоретики (К.Леви-Строс, например) считают, что поведение человека можно определять по егоосновной мотивации — это может быть «культура стыда» или «культура вины». «Культуравины», характерная более для христианства, обращена к «голосу совести», то естьк внутреннему суду над собой, тогда как «культура стыда» ориентирована на оценкуповедения человека извне, членами той или иной социальной группы. В этом случае«в качестве основных мотивов поведения… выступают подражание лучшим (тем, ктосчитается лучшим) и соперничество.… Чувство внутренней греховности было чуждогрекам. Но им было в высшей степени присуще чувство стыда перед согражданами.… Боязнь стыда, страх показаться глупым или смешным принадлежали к числуважнейших мотивов, определявших поведение древнего грека в обществе. Другойстороной этого было стремление к первенству, к тому, чтобы стать лучшим средимногих».
Этообъясняет и спортивные традиции греков, многие из которых имели культовыйхарактер. Олимпийские игры, посвященные Зевсу, впервые состоялись в 776 году дон. э. С этого времени каждые четыре года прекращались военные конфликты и совсей Эллады собирались те, кто мог во славу Зевса и своего полисапродемонстрировать силу, ловкость и талант, утвердить физические достоинствачеловека — аретэ — и получить их публичное признание. Участниками и зрителямимогли быть только свободные греки, полноправные граждане, не запятнанныепролитием чьей-либо крови. Олимпийские игры включали атлетические и конныесоревнования, состязания вестников и трубачей. После взрослых мужчинсоревновались мальчики. Выступали также ученые и люди искусства, и хотя им неприсуждались победы, они имели великолепную возможность познакомить со своимитворениями тысячи людей, а их слава становилась достоянием всей Эллады. Победана Олимпийских играх считалась победой полиса, а не отдельного человека.Победитель становился героем, его венчали лавровым венком или венком из ветвейоливы, чествовали как человека, которому покровительствует Зевс, в особыхслучаях на родине ему сооружали памятник. Для греков это было большой честью ислужило подтверждением их значимости для общества. Даже известные философы,такие, как Сократ и Платон, участвовали и одерживали победы в разныхсоревнованиях на Олимпийских играх.
Духсоревновательности царил также в области науки, риторики и политики и даже наобщих собраниях. Любой член полиса, участвовавший в обсуждении общественныхпроблем, мог высказать свое мнение и даже склонить голосующих на свою сторону,повлиять на решение, состязаясь с другими в красноречии и ораторскоммастерстве, которому обучались у софистов (греч. sophos “мудрый”). Для этого оратор должен был обладатьлюбовью “к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразнымиэпитетами, метафорами, сравнениями” [81, с. 5], а также уметь логически мыслитьи аргументированно излагать мысли, опровергая доводы противников.
Главное значение придавалось судебным речам. Греческий судбыл так же публичен, как и вся общественная жизнь. В Греции не существовалоинститута прокуроров: обвинителем мог выступать любой человек, а защитником былсам обвиняемый: «выступая перед судьями, он стремился не столько убедить их всвоей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их симпатии на свою сторону».Историк и теоретик риторики эпохи эллинизма Дионисий Галикарнасский (I век до н. э.) писал: «Когда судьи иобвинители одни и те же лица, необходимо проливать обильные слезы и произноситьтысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным».
В этоже время вырабатываются правила создания и произнесения речей. Один из известныхораторов-софистов, Горгий (485— 380 до н. э.) советовал ораторам: «Серьезныедоводы противника опровергай шуткой, шутки — серьезностью». Он выработал особыеприемы речи: повторы, симметрично построенные фразы, особый ритм. Вот пример,который не только демонстрирует красоту речи древнего оратора, но и подтверждаетпредставление об особом менталитете афинского гражданина — стремлении к славе: «Славойслужит городу смелость, телу — красота, духу — разумность, речи приводимой —правдивость; все обратное этому — лишь бесславие». Великий политический деятельи оратор Демосфен (384—322 до н. э.) сделал каждое свое выступлениенеобыкновенно живым, поскольку он использовал не только логику и правилапостроения речи, но и интонации, мимику, жестикуляцию, чем производил наслушателей сильное впечатление.
Все особенности отношений между людьми греческого полиса воспитывалиособое чувство патриотизма, которое никогда не было показным,— об этом говорятораторы, это чувствует каждый эллин, об этом пишут поэты:
И достохвально и славно для мужа за родину биться,
Биться за малых детей, за молодую жену
С ворогом злым. Смерть тогда лишь наступит, когда нам на долю
Мойры[1] ее напрядут...
Пусть же с подъятым копьем
Каждый стремится вперед и щитом свою грудь прикрывает,
Мощную духом, едва жаркий завяжется бой!
(Каллин, VII в.до н. э.)
Доля прекрасная — пасть в передних рядах ополченья,
Родину-мать от врагов обороняя в бою;
Край же покинуть родной, тебя вскормивший и хлеба
У незнакомых просить — наигорчайший удел.
(Тиртей, VII в.до н. э.)
Так писали в период архаики, а в эпоху расцвета греческойкультуры эти мотивы стали главным смыслом отношений каждого эллина со своимполисом; позором покрывал себя тот, в ком не было любви, почтения и гордости засвою родину. Эти качества греков не были случайным проявлением характера.Общество сознательно и самыми разными способами развивало и укрепляло их всвоих гражданах.
В каждой культуре существует какая-либо основа для сохраненияосновных общественных ценностей, поддержания традиций: религия, ритуалы,моральные нормы, система образования.
В Афинах практически все свободные граждане были грамотны,даже женщины обучались в начальной школе чтению, письму и счету. Образованиебыло трехступенчатым. Сначала шестилетние дети в сопровождении домашнего раба —педагога (букв. “ведущий ребенка”) ходили к учителю, а после занятий получалиот своего педагога небольшое количество лакомств. Изучали три предмета:грамматику, куда входили чтение, письмо и счет, музыку — учились играть накифаре (род лиры) — и гимнастику. Учебников не было, читали главным образомтексты Гомера, а писать учились по прорисям — прорезанным в пластинках в видетрафарета изображениям букв, которые обводились острой палочкой на восковомпокрытии дощечки для письма. Когда рука привыкала делать нужные движения,трафарет убирали.
Отроки поступали в гимнасии (спортивные школы) дляфизического совершенствования и воспитания мужества, позднее в них ввели другиеобязательные предметы — «мусические» искусства (их покровителем считалсяАполлон Мусагет и музы): «они включали знание различных видов поэзии,музыкальной теории, умение играть на музыкальных инструментах (кифаре, лире,флейте) и, наконец, танец, обычно сопровождаемый пением (хорея)». Грекисчитали, что человека, не понимающего музыку, нельзя брать в ряды воинов,поскольку он может предать, ему нельзя доверить раненного в бою или воспитаниеребенка, так как он не умеет сопереживать и сочувствовать.
Высшее образование, начиная с V века до н. э., можно было получить у софистов, преподававшихриторику, а позднее — философию. Для греков главным было не обладаниеразнообразными сведениями о мире, а гармоническое сочетание физического идуховного начал.
Греческая культура была преимущественно мужской культурой.Это происходило не из-за того, что постоянные войны ставили в центр вниманиямужчину и воина; не потому, что в народном собрании участвовали только мужчины,но, в основном, потому, что собственностью с давних времен владели лишьмужчины, так как еще древнейшие племена ахейцев имели патриархальнуюорганизацию общества. Всегда и везде главным героем был мужчина, и всеискусство прославляло образ гражданина, героя, воина.

Использованная литература:
1. Мир культуры(Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное идополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «ИздательствоЮКЭА», 2002. — 712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.