Реферат по предмету "Культура и искусство"


Витражное искусство. История и современность

Министерствообразования Хабаровского края
Краевоегосударственное учреждение
Среднегопрофессионального образования
«Хабаровскийпедагогический колледж»
ПЦКтехнологии, дизайна и рекламы
Витражноеискусство. История и современность
Выпускнаяквалификационная работа
Выполнила:
ДушечкинаАнна Юрьевна
Специальность050503 Технология
Курс 4,группа 341т
Очная формаобучения
Научныйруководитель:
РазмысловичЛюбовь Александровна
Преподавательтехнологии
ВКР защищена
«____»__________________2009г.
Оценка_______________________
Хабаровск
2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I Художественноесвоеобразие витражного искусства………………….7
1.1Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…7
1.2Современные направления и приемы работы в техникевитража………..18
1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....25
Глава II Опытно-экспериментальнаяработа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………31
2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписипо стеклу.………………………………………………………………………...…..31
2.2 Технология изготовления триптиха «Город, наоборот» втехнике росписи по стеклу………………………………………………………………………….35
2.2Методические рекомендации для организациикружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................38
Заключение……………………………………………………………………….45
Библиография…….…………………………………………………………..…..48
Приложение………………………………………………………………………50

Введение
 
Художественный витраж –это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе,он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видамиизобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое,безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. Впоследнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяютвитражные элементы.
Художественные витражи,применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня всеглубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражейвсе больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре иискусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняютсяиз цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всейплоскости, с применением красок или же без них. Витражи, состоящие из отдельныхдеталей, усиливаются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тоновзаката и сверкающих вечерних огней.
Много различных витражейсохранилось в мире, созданных выдающимися живописцами, художниками и мастерами.Немало красивейших витражей создано руками мастеров, чьи имена осталисьнеизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства частоперерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедеврысохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах,Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах.
Для знакомства с техникойи художественными приемами росписи по стеклу нами были рассмотрены следующиеисточники таких авторов: Саламатов Ю.П., Майкл Виггинтон, Игорь Клисов, СИ.Козлова, Е.Л. Козлова, Гусарчук Д.М., Корчинова О.В., Павловский В.В.
Данные авторысвидетельствуют о том, что с помощью красок для росписи по стеклу VETRO COLORфирмы «FERRARIO» стала возможна яркая роспись стекла без применениясложных высоко-температурных технологий. Краски великолепно подходят дляросписи окон, стеклянных предметов освещения, а также для другой прозрачнойросписи в интерьерах. Цветовая гамма представлена 24 тонами, некоторые цветаимеют кроющие свойства. Для получения новых оттенков их можно смешивать друг сдругом, а для высветления применить бесцветное средство, имеющее тот же состав,что и прозрачная краска. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечиваетполучение ровной поверхности, устойчивы к выцветанию, не смазываются,погодостойкие (после лакирования), выпускаются в пластиковых флаконах 50 мл сзавинчивающейся крышкой. Для работы желательно использовать кисти высокогокачества.
Впедагогике существует проблема освоения школьниками современныхнаправлений декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут бытьиспользованы в интерьере собственного дома.
Актуальность даннойпроблемы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе оченьвостребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональныххудожников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.
Это направление оченьинтересно разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Изделия,выполненные художественной росписью занимают почетное место в наших домах средидругих творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными инеповторимыми. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: ониявляются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяютоконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможностьизолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.
В наше время оченьпопулярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стекломниш, перегородок, дверей и потолков. Очень часто в интерьере наших домов сталипоявляться и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это всевозможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра выполненные в этой технике,фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.
Тема работы: Витражное искусство. Историяи современность.
Основная цель работызаключается в освоении технологии изготовления витражных панно для интерьера.Для реализации цели нами решались следующие задачи:
-изучить особенности витражногоискусства в историческом аспекте;
-рассмотреть современныенаправления и виды в технике витраж;
-ознакомиться свариантами использования техники витража в современном интерьере;
-провести эксперимент поосвоению различных приёмов росписи стекла;
-разработать методическиерекомендации по организации внеклассных занятий с детьми в технике росписи постеклу;
-разработатьтехнологическую документацию к изготовлению декоративных панно в техникевитража;
— произвестиэкономический расчет стоимости и себестоимости готового изделия.
Предмет исследования: процесс изготовлениятриптиха «Город, наоборот» в техники росписи по стеклу.
Объект исследования: Декоративно-прикладноеискусство.
Были использованыследующие методы исследования:
-Теоретические: Былапроанализирована и изучена специальная и методическая литература.
-Эмпирические: былирассмотрены и освоены технологические приемы росписи по стеклу, что позволиловыявить выразительность изделия и изготовить триптих «Город наоборот».
Теоретическаязначимостьисследования заключается в том, что изучены исторические и современныеособенности витражного искусства.
Практическаязначимость в том,что разработаны методические рекомендации кружковой работы в технике мозаика,которые позволят овладеть учащимися интересным и увлекательнымдекоративно-прикладным направлением.
Работа состоит из:введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В первой главераскрываются исторические аспекты витражного искусства, современные приемы итехники росписи по стеклу а так же применение витража в интерьере. Во второйглаве проводится опытно-экспериментальная работа по изготовлению триптиха втехники росписи по стеклу.

Глава I Художественное своеобразиевитражного искусства
1.1 Историческиеособенности росписи по стеклу.
Впервые витражи появилисьв католических храмах, в первом тысячелетии. Стекло было не совсем прозрачным.Один из самых первых и известных витражей был обнаружен в монастыре СвятогоПавла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. В двадцатом веке археологиобнаружили стеклянные фрагменты изображения Иисуса Христа с крестообразнымнимбом, дата изготовления которого относится примерно к 540 году нашей эры.
Флаконы, найденные вегипетских гробницах, остекления богатых римских домов, витражи готическихсоборов, оранжереи дворцов начиная с эпохи Возрождения и до XIX века, здания изметалла и стекла, облицовки современных зданий, залитое внутрь гончарныхизделий, дутое, отлитое на столе, вертикально-тянутое, изготовленноефлоат-способом на расплаве олова.… Таков путь стекла в истории людей и ихархитектурных творений.
Готическаяархитектура, первый возраст. Этот расцвет гения зодчих, позволила создавать широкиепроемы благодаря каркасной системе, обеспечившей перенос веса конструктивныхэлементов на основание. Для формирования архитектурно-пространственной средынебывалых по высоте и обширности интерьеров соборов требовались легкиеограждения, пропускающие свет. Именно таким образом стеклянная архитектуравошла в историю человечества. В это время стекло было известно уже в течениетрех веков. Оно было открыто в восточном Средиземноморье, вероятно, вследствиеслучайного смешивания кремнезема со щелочной золой под гончарными печами,расположенными на песчаных берегах рек. Люди сразу заметили особенную красотустекла, также как и его главные физические свойства, и научились ихиспользовать.
Это вещество,образованное из песка — наиболее распространенного материала планеты, — имелопочти волшебные качества (зернистая масса могла быть преобразована в тягучуюжидкость, которая при охлаждении превращалась в твердый материал, прозрачный исверкающий) и бесчисленные возможности применения: от изготовления сосудов досоздания декоративных предметов. [ 1, с 14]
Манипуляции с этимстранным веществом были сложными, но люди мало-помалу приобрели необходимыенавыки, научившись вытягивать горячую массу, пока она не охладилась, ипридавать ей сферическую или цилиндрическую форму путем выдувания.
От изделия римскогоремесленника до готического витража, второй возраст. Идея делать из стекла плоские, ипросвечивающие листы воплотилась в жизнь значительно позже. Разумеется, римлянеизготавливали листовые стекла и строили оранжереи, в которых выращивалирастения независимо от сезона, но именно потребности готических архитекторовСеверной Европы вызвали появление первых реализаций стекла в архитектуре —начиная с круглых витражей французских соборов и заканчивая огромными оконнымипроемами нефов английских церквей.
Достижения мастеровРимской империи в сочетании с умением производителей стекла и стекольщиков,пришедших из Средиземноморья, дали рождение новой форме архитектуры,характеризующейся огромным пространством витражей из окрашенного стекла.Витражи, украшающие восточный фасад собора в Йорке, например, имеют размертеннисного корта, сделаны из тысяч кусков стекла и представляют собой картины,переливающиеся всеми цветами радуги (эффект прозрачности здесь не был важен: ничтоне требовало видимости снаружи или изнутри). Хотя прозрачность не былаобязательной в большинстве готических соборов, совершенно иначе обстояло дело сбольшими домами аристократов европейского севера в XVI веке.
Такие здания, как,например, Хардвик Холл (о котором его современники говорили, что в нем “большестекла, чем стен”), построенный Робертом Смитсоном в 1591–1593 гг., являютсясветскими наследниками великой готической стеклянной архитектуры.
Зимние сады: третийвозраст стекла.Конец XVI века был отмечен популярностью зимних садов. Экзотические растения,привезенные европейскими исследователями, нуждались в специальной защите итеплицах, включая большие оранжереи.
Задуманные как обычныепристройки к домам и учреждениям, их использовавшим, именно зимние сады втечение последующих двухсот пятидесяти лет дали импульс новому взлетустеклянной архитектуры. Зимний сад, который до сих пор был только “служебнымпространством”, получил признание и вошел в большую архитектуру. Это был второйвозраст стекла. Палм Хаус, построенный в 1845 году в Кью Ричардом Тернером иДецимусом Бартоном, является одним из самых красивых в мире. Французскиеоранжереи также отличаются большой элегантностью — например, великолепныеоранжереи Сада растений Музея естественной истории, построенные в Париже Роо деФлери. Однако самым красивым сооружением этого времени, построенным из стекла,стал Хрустальный дворец, возведенный в Лондоне в 1851 году.
В Чикаго в ходереконструкции после большого пожара 1871 года появились небоскребы со стальнымили чугунным каркасом и стеклянным фасадом. Такие здания, как Гэйдж Билдинг,построенный в 1898 году (фасады проектировал Луис Салливен, который ввел вобиход понятие “сосед по лестничной площадке”), были практически немыслимы для“академичных” европейских архитекторов, несмотря на то, что такие сооружения,как Гарднерс Стор архитектора Джона Баирда, построенный в Глазго в 1855–1856гг. и л’Ориель Чемберс Петера Эллиса, построенный в Ливерпуле в 1864–1865 гг.,были тому отчетливыми предвестниками.
Эти здания использовалипотенциал листового стекла (полученного в процессе “отливки на столе”),изобретенного во Франции в 1687 году. Этот метод положил начало серьезнойпромышленности, а в 1693 году Кольбер учредит Королевскую зеркальнуюмануфактуру во дворце Сен-Гобен в Пикардии.
Четвертый возрастстекла: материал,символизирующий модерн. Несмотря на расцвет американской архитектуры во второйполовине XIX века, третий этап стеклянной архитектуры разворачивается в Европе.
Главпочтамт Отто Вагнера,построенный в Вене с 1904 по 1912 гг., с его чудесными стеклянными крышей иполом показал возможности применения в общественной архитектуре техник,использованных для строительства промышленных зданий. Но решающим фактором сталпробудившийся в двадцатые годы XX столетия интерес к стеклу у архитекторов инемецких теоретиков.
“Стеклянная архитектура”— манифест, написанный Паулем Ширбартом в 1914 году, также как небоскреб БруноТаута и позже небоскребы Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ, дадут новоенаправление стеклу в архитектуре. Проекты, представленные Мис ван дер Роэ вБерлине в 1919 и 1922 годах, сделают этого архитектора, ранее занимавшегосядомами для буржуа, одной из знаковых фигур современной ему архитектуры,принявшей стекло как “свой материал”.
Стекло, прозрачное ивоплощающее идею открытости, стали считать социалистическим материалом, а такжелегким и “модерновым” заменителем тяжеловесности и помпезного характерапредыдущих лет.
Такое применение,обесценивая стекло, составляет один из презираемых обликов архитектуры этогопериода. Пренебрежение сохранилось вплоть до внедрения другого совершенноамериканского понятия — остекленные фасады с пассивной солнечной системой.
В шестидесятые годыработа таких архитекторов, как Фред Кик на американском Среднем Западе,предвосхитила появление сорок лет спустя весьма выразительной стеклянной стены,поднимая в связи с этим вопросы энергосбережения. [1, с 15]
Расцвет четвертоговозраста стекла пришелся на восьмидесятые и девяностые годы, ему предшествовалидостижения шестидесяти предыдущих лет и выдающееся изобретение в пятидесятыегоды Пилкингтоном флоат-стекла. Много других процессов, связанных с облицовкойи обработкой стекла, появилось с тех пор, и сегодня стеклянная архитектурацарит на страницах иллюстрированных журналов, начиная с экологических покрытийи заканчивая поражающими структурной простотой величественными сооружениями.
Рассвет новой эры:“умная” стена.Сегодня мы находимся на заре пятого возраста. Новые материалы, такие,как “умные” стекла, показатели которых можно менять, просто нажимая навыключатель (например, стекло по желанию может быть как прозрачным, так инепроницаемым для глаз), изолирующие материалы, и более прочные огнеупорныематериалы, захватывают каталоги. Все, что мы знаем об этом пятом возрасте, —это всего лишь то, что трудно вообразить его плоды через пятьдесят лет ипредставить даже через двадцать лет. Но мы можем предчувствовать, что он будетотмечен красотой и магией, но при условии, что они будут правильноиспользованы, а не для того лишь, чтобы создать универсальное однообразие.
В тринадцатом столетиипоявились Аравийские стеклянные окна – отдельные части стекла были вставлены вмрамор или камень.
Однако развитиеАравийских витражей было медленным, потому что ислам не допускает никакихузоров, кроме геометрических или растительных.
В романской архитектуревитражи были более разнообразными и художественно богатыми. Развитиесредневекового витража связан, главным образом, с соборами, которые являлисьцентрами общественной жизни. Величина зданий и толстые стены вынуждали делатьгромадные окна.
Типичный ансамбль состоитиз трех окон, символизирующих Святую Троицу. Более ранние окна этого стилязначительно проще и примитивнее. В них использовались растительные украшения идекоративный орнамент вокруг сцен и рисунков с преобладанием красного и синего.Сохранилось несколько образцов окон того периода в Германии, Франции, Англии.
В Средневековье церковьявлялась основным представителем развития искусства, ярчайшим ее представителемявлялся аббат Сугерий из аббатства Сен-Дени. Он был проницательным и гениальнымполитическим деятелем и поданным короля, занимался философией, включая имистику, что повлияло на его решение увеличивать окна и украшать их витражами.Королевская церковь аббатства Сен-Дени стала совершенно новым художественнымвоплощением искусства.
Окна церкви Сен-Денистали принципиально новыми в понятии художественного оформления.
В панно были включеныжития святых, жизнеописания Марии и Христа и, возможно, первый крестовый поход.Площадь окна заполнена рядом вертикально расположенных витражных ронделей, илимедальонов. Применение Сугерием различных оконных медальонов оказало влияние наразвитие витражного искусства.
Окна стали эквивалентомрукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых. Ксожалению, окна Сен-Дени сильно пострадали во время Великой французскойреволюции.
Цветовая гамма города недает возможности представить, что когда-то во многих домах сияли цветные стеклавитражей.
Многие чердаки, парадныеи окна были украшены различными рисунками из художественного цветного стекла.
Со временем по различнымобъективным причинам в городе о них стали забывать: витражи старели, бились, ихне восстанавливали… И действительно, Петербургские витражи можно назватьгероями: они пережили революции, Великую Отечественную войну, годы советскойвласти.
Особое место в развитиевитражного искусства отводится французским витражам. К середине 15 векавитражное искусство стало испытывать все более заметное влияние фламандскойстанковой живописи — ведущей школы того периода. В 1451 году богатыйфранцузский купец Жак Кер, которому было пожаловано дворянство, внес щедроепожертвование на витражный декор своей капеллы в соборе Буржа. Витраж Жака Кераотмечен несомненной печатью стиля Яна ван Эйка. Как и в Эвре, центральная сценараспределена здесь между двумя секциями. В одной помещена фигура архангелаГавриила, принесшего Марии благую весть, в другой — сама Дева Мария. Как и вЭвре, в других двух секциях изображены святые покровители донатора и егосупруги. В просветах ажурного орнамента парят ангелы с гербами королевскогодома, на службе у которого состоял Жак Кер. Этот витраж выполнен вхудожественных традициях парижской школы, но по эскизу фламандского художника.
В соответствии с традициеймонументального витража фигуры помещены на переднем плане и не занимают вседоступное пространство.
До сих пор, заисключением окон люнебургской ратуши, мы рассматривали только витражи,украшавшие соборы и роскошные постройки, связанные с придворными кругами.Однако со второй половины 14 века витражи все чаще использовались и в декорегородских приходских церквей. Витражисты стали приезжать в города, где преждене существовало традиций витражного искусства, — например в Ульм, где в 1390 —1420 годах был заново остеклен хор собора. Около 1430 — 1431 годов былиизготовлены витражи для капеллы семейства Бессереров на южной стороне хора.
Мастер, выполнявший заказБессерера, был, несомненно, знаком с произведениями фламандского художникаРобера де Кампена (Флемальского мастера). Используя новейшие стилистическиедостижения, он превратил ульмскую мастерскую в одну из самых передовых в ЮжнойГермании, что принесло ему немало заказов в других городах (например, вКонстанце, Блаубойрене и Берне). [1, с 16]
С середины 15 столетияхудожественное развитие французского витража определялось фламандскимивлияниями. В 1474 году герцог Жан 2 де Бурбон отдал распоряжение о постройкеновой коллегиальной церкви (ныне собор) рядом со своим замком в Мулене. (В 1527году работы были приостановлены, и церковь достроили только в 19 веке.) Около1480 года в возведенной на тот момент части церкви остеклили окна. Одно из этихокон украсил великолепный витраж Распятие, выполненный по заказукардинала-архиепископа Лионского Карла де Бурбона. Он выдержан в стилефламандского живописца Хуго ван дер Гуса, но в лучших традициях витражногоискусства разделен на три самостоятельные сцены.
В 1481 году Геммельсоздал великолепный цикл витражей для капеллы семейства Фольккамеров в хоренюрнбергской церкви Санкт-Лоренц — одну из лучших своих работ, выполненных загоды совместной деятельности с другими мастерами. (Приложение)
В центре этой композицииизображено «Мистическое бракосочетание Святой Екатерины». Элегантный стильизображения фигур сочетается здесь с блестящей техникой витражного искусства. Ксожалению, витражи Фольккамеров стали последним шедевром, вышедшим измастерских Геммеля, — однако их можно назвать вполне достойным финалом историипозднеготического витража. Почти до середины 12 века окна в храмах оставалисьсравнительно небольшими, поэтому в них могли поместиться лишь маленькие витражис изображением нескольких сценок или одной крупной фигуры. Но после 1150 годаначался процесс постепенного «растворения» стены: размеры окон неуклонноувеличивались.
В конце концов, гладкихстенных поверхностей осталось так мало, что архитектура, по существу, свелась ккаркасу для окон. Первым пиком развития этой тенденции стали возведенные вконце 12 столетия соборы в Суассоне, Бурже и Шартре (Франция) и в Кентербери(Англия).
Огромные окна этих зданийбыли украшены пластинами цветного стекла, образующими повествовательные циклы,многочисленные эпизоды которых создавали единую геометрическую структуру.Правда, витражи в окнах верхнего яруса центрального нефа по-прежнему содержалитолько одну, две сцены или одну фигуру.
Средневековым сознаниемсвет воспринимался как олицетворение божества, а следовательно, сверкающиекартины из цветного стекла казались ошеломляющими и неудержимо притягательнымииллюстрациями Слова Божьего. Теологи приписывали витражам способностьпросветлять душу человека и удерживать его от зла. Излюбленным сюжетом витражейна рубеже 12 — 13 веков стала притча о блудном сыне. Из этой нравоучительнойистории можно было извлечь несколько уроков. Во-первых, она предостерегалаверующего от гордыни, роскоши, пьянства, азартных игр и женщин легкогоповедения, ибо подразумевалось, что именно эти пороки, в конечном счете доводятчеловека до беды.
А во-вторых, поведениеотца из этой притчи намекало на то, что свернувший с пути истинного, но затемодумавшийся и покаявшийся будет прощен и принят.
На витраже из собора вБурже изображено начало притчи о блудном сыне. Герой библейской притчипредставлен здесь в облике типичного аристократа 13 века. Он восседает на серойлошади и держит на запястье ловчего сокола. Его длинное фиолетовое одеяниеструится мягкими складками, на плечи наброшен роскошный плащ с меховойподбивкой. Дальнейшие события притчи изображены в серии сцен, вписанныхпоочередно в большие квадрифолии и маленькие медальоны. Промежутки между этимисценами заполнены сплошным орнаментом, а весь витраж обрамлен бордюром изпальметок.
Данная трактовкабиблейской притчи рассчитана на восприятие представителя правящих классов.Аристократу той эпохи падение блудного сына до жалкой участи свинопаса должно быловнушать ужас и отвращение.
Мир средневековой знатипредстает перед нами и в сцене с витража «Святой Евстафий», украшающего окносеверного нефа собора в Шартре. Этот витраж составлен из больших и маленькихмедальонов, сгруппированных вокруг центральных квадратов. Как и в Бурже, впалитре декоративных областей этого витража преобладают красные и синие тона, ацветовая гамма сюжетных композиций основана на сочетании зеленого, фиолетового,белого и желтого. Первая сцена в квадрате изображает святого Евстафия,выезжающего на охоту. Бордюр, обрамляющий ее, одновременно служит опорой подногами оленя, спасающегося бегством от охотников, которые как бы врываются вкомпозицию слева. Создатель этой сцены, мастерски оперируя линиями контуров исочетаниями тонов, добился того, что драпировка одежд не скрывает, а, напротив,подчеркивает мощное телосложение всадников.
Строительство соборов вБурже и Шартре началось в 90-е годы 12 века. По-видимому, заказчики уже тогданамеревались остеклить окна и открыли с этой целью мастерские. [1, с 17]
Однако оба описанных вышеобразца датируются первым десятилетием 13 века. Ни имен, ни биографий ихсоздателей история не сохранила. Предполагают, что мастер «Святого Евстафия»приехал в Шартр с севера Франции, возможно, из Сен-Кантена. О буржскомвитражисте не известно ничего. Высокое мастерство, с которым оформлены изящныескладки одежд персонажей, позволяет включить витражи из Буржа и Шартра вконтекст искусства Северной Франции и области Мааса второй половины 12 века.Драпировки такого рода встречаются на раннеготических витражах вплоть до 30-хгодов 13 века и представляют собой отличительную особенность так называемогостиля «плоских складок», или «классицизирующего» стиля. Искусство витражабыстро завоевало популярность также в Англии и в немецкоязычных областях,граничивших с Францией. [1, с 18]
В наше время в некоторыхпарадных еще остались фрагменты былой красоты, но это всего лишь фрагменты,доживающие свой век.
Даже если начинатьвосстанавливать какие-то рисунки, то для этого требуются немалые средства. Плюско всему наплевательское отношение жителей города к своему жилью играетнегативную роль: кто будет отвечать за сохранность витражей и нестиответственность в случаях вандализма? Сейчас многие люди, которые имеют такуювозможность, устанавливают витражи в своих домах и квартирах. Стоит этодостаточно больших денег, и позволить себе такое может не каждый.
Таким образом, начиная сэпохи возрождения и заканчивая сегодняшним днем, стекло прошло не короткий исложный путь. Начиная от готической архитектуры и заканчивая рассветом новойэры. За это время оно успело раскрыть человечеству свои великолепные свойства иценность, побывало в разных ролях, и использовалось, не только, как защитноефункциональное средство, но и как архитектурное, декоративное творение. Но наэтом развитие стекла не останавливается, перед ним открываются новыевозможности для роста и воплощения с помощью него многих задумок человечества,которые будут отмечены красотой, магией и правильным использованием. Художественныйвитраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Богато егопрошлое, безграничны его перспективы. Роспись по стеклу прошла много веков ипобывала во многих странах, применявшаяся главным образом для декорированияцерковных зданий, но это не является границей витражного искусства. Многоразличных витражей сохранилось в мире, а именно во Франции, Германии, Италии,Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже вСанкт-Петербурге и других странах. Жаль, но не все они сохранились в прежнемсостоянии.
1.2 Современныенаправления и приёмы работы в технике витража
Слово «Vitrage»переводится как стекло, но это не просто стекло, это, скорее подвижная картина.На ней идет постоянная смена цветовых и световых эффектов: освещенные солнцемпрозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков. А вечером,искусственный свет, проникая через витраж, придает новое своеобразное звучаниеэтой прозрачной музыке цвета. [4, с 4]
Возрождение витража внаше время ознаменовалось появлением новых его форм: декоративное панно сподсветкой на стене, ширма, подвесной потолок, колонны и светильники. Новыетехнологии позволяют моделировать из стеклянных пластин просто фантастическиевещи. Стекло может быть не только плоским, ему можно придавать изогнутую форму,добавить наполнитель в виде воздушных пузырьков или цветных тонких нитей, аможно «вплести» тонкую «золотую» проволоку, которая будет давать дополнительныеяркие блики при прохождении света. В современном витраже прекрасно сочетаютсяновые технологии, последние дизайнерские разработки и традиции старых мастеров,дошедшие до нас из глубины веков. [4, с 5]
Разновидности витража:
Узорчатые витражи — собираются из кусков прозрачногобесцветного стекла с фактурной узорчатой поверхностью. Сборка в виде узора илигеометрического орнамента производится по заранее подготовленному рисунку. Спомощью подбора стекол с различной фактурой удается создать оченьпривлекательные узоры. В случаях применения стекла с одинаковой фактуройрисунок или орнамент может быть получен различным расположением стеклянныхдеталей.
В формировании узоравитража большую роль играют контуры свинцового обрамления и размеры отдельныхстекол.
Контурные (силуэтные)витражи — собираютсяиз стеклянных дисков, похожих на днища бутылок, одноцветного, но чащезеленоватого или бесцветного стекла. Эти диски укладываются горизонтальными ивертикальными рядами, промежутки между ними заполняются кусками стекла другойконфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой.
Витражи с декоративнообработанной поверхностью, выполненные:
Пескоструйным способом. При помощи специального аппарата инабора трафаретов. Этим способом можно получить любые изображения, рисунки,надписи, силуэты, рельефы в соответствии с трафаретами: матовые на прозрачномфоне, прозрачные на матовом и, наконец, матированные фон и рисунок со штрихомразличной интенсивности.
При помощи медных иабразивных дисков любых изображений, картин, рисунков и т.п. на прозрачномбесцветном стекле или же на накладном одно-, двух-, трехслойном стекле. Этимспособом достигаются замечательные результаты.
Отливкой или прессованиемвитражей. Для сравнительно небольших размеров в виде рельефов и барельефов изцельного стекла или отдельных кусков стекла, армированных свинцовой или меднойпайкой. Такие витражи идут в основном для заполнения дверных филенок.
Химическим травлениемили цветным протравливанием. Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненныхв одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенныхобщей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.Травление — техника, основанная на способности плавиковой кислотывзаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При такомвзаимодействии с кислотой стекло разрушается.
Защитные трафареты даютвозможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины. (Приложение2)
Многослойное травление — травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепеннымпротравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака илипостепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимыйрельеф на стекле, а не просто матирование поверхности по трафарету. Матовыйтрафаретный рисунок, выполненный в один прием — наиболее простой способтравления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, т.к.повторно стекло не травится.
Живописные витражи — собираются из цветных стекол сросписью керамическими красками и с последующим обжигом отдельных деталей.Живописные витражи могут быть орнаментальными или сюжетными, но преимущественнов виде сочетания данных видов. Полированное зеркальное стекло для этой целималопригодно, так как краски плохо кроют его. После обжига стеклянной картины,краски спекаются со стеклом и представляют как бы одно целое. любая живопись настекле спекающимися красками во многом уступает про чистоте и яркости цветов исветопроницаемости витражам, сделанным из цветных стекол, окрашенных во времяих изготовления. При росписи стекла, несмотря на то, что после обжига онопредставляет одно целое с расплавленными красками, остается тончайшая пленкавроде патины, образующейся на поверхности металлических изделий в результате ихокисления.
Витражи диапозитивы — изготавливаются при помощифотографической техники, фотопечати на стекле или фототравления. Ониприменяются для остекления небольших проемов выставочных павильонов, витрин попросвещению. Фотопечать на стекле и фототравление – способы относительно новые.
Комбинированныевитражи — этосочетания витражей различных видов и стилей.
Для этого вида витражеймогут применяться отдельные готовые детали, литые стеклянные розетки имногослойное стекло, обработанное травлением кислотами или иными способами.
Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило,орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику спримерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовалсякак фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрываяпространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используютсяотлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставкии др.
Наборный витраж — простейший вид витража, какправило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразувырезаемых или заранее нарезанных стекол. Расписной витраж — витраж, в которомвсе (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекленаписана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможнынезначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.
Свинцово-паечный(паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основойдля всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовуюоправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краскойиз легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается вспециально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу,составляя с ней единое целое.
Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол соснятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасетом) или объемных, шлифованныхи полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (этоусиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, чтоувеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в болеепрочную (латунную или медную) оправу.
Подобный витраж лучшеразмещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к. такая оправа в состояниивыдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает.
Золотистый оттенок меднойили латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым, не только напросвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.
Назначение витражейразнообразно: они являются декоративным украшением зданий и помещений, заменяютоконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность спрятатьпомещения первых этажей от посторонних глаз. [16, с 26]
Техники работы свитражами:
Существуют различныетехники изготовления витражей.
Техника Тиффани. Применение в качестве основы длявитража листового стекла делает возможным использование его в стеклопакетах ссоблюдением всех технологических норм. Согласитесь, иногда просто необходимозакрыть неприглядный вид из окна или обыграть его с помощью полупрозрачногорисунка. Основой для витража может быть не только силикатное, но и акриловоестекло, что значительно снижает вес. Поэтому, такие витражи часто используютдля оформления подвесных потолков. В-третьих, этот способ, позволяет создаватьлюбую пластику линий в рисунке. И, наконец, такой витраж в два раза дешевлеклассического.
Следующая современнаятехника изготовления витражей называется Фьюзинг(спекание).Суть этого метода заключается в том, что на цельном пласте стекла собираетсярисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты,дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до температуры 850градусов и спекается в цельный пласт.
Не смотря на трудоемкостьизготовления, витражи, выполненные по технологии фьюзинг, могут иметьразличную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестверазличных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, вкачестве столешницы.
Выглядят такие витражисовременно и эстетично, и пользуются заслуженной популярностью. Особенно нужнообратить на них свое внимание почитателям в интерьере постмодернизма ихай-тека.
Существует также техника Кастинг,известная у нас как “муранское стекло”. Для отливки витражей изнего используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефныеуглубления.
В эти углублениязаливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоемпрозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике “спекания” рисунок на “муранскомстекле” ограничен той металлической формой, с помощью которой оно былоизготовлено.
Витраж в технике Пескоструйнойгравировки на стекле и зеркале представляет собой стекло толщиной неменее 5 мм, на которое в несколько слоев нанесен рисунок. С помощью этогометода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефнуюструктуру. Это позволяет делать на стекле всевозможные рисунки, надписи. Восновном работы, выполненные этим методом, ассоциируются с композициями на“цветочно-виноградную тему”, также можно изображать и абстрактные фигуры. Такойвитраж идеально подходит для интерьера в классическом стиле.
Рядом со сложнымитехнологиями настоящих витражей сегодня можно встретить технику Пленочногопсевдовитража или Лаковый псевдовитраж. Такие витражи недолговечны и не доставят радости в интерьере.
Новейшие технологиипроизводства стекла значительно расширили возможности функциональногоиспользования витража. Наряду с привычным использованием витража как заполненияпроема, все чаще стали встречаться приемы, где стекло используется в самыхнепредсказуемых вариантах: как декор подвесных потолков;
Kак разграничивающие пространствоперегородки, ширмы. Как оформление плафонов, бра; как вставки в мебель (буфеты,шкафы) или столешницы; или как декоративное оформление помещений, в виде панноили вообще сплошных плоскостей.
Современный витражрассчитан на электрическое освещение, что значительно расширило возможности егоприменения в архитектуре – не только в окнах, но и в интерьерных перегородках иподвесных потолках.
Широкое применениестеклопакетов в современном строительстве потребовало внедрения новейшейвитражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламинатаи свинцового профиля различного сечения. Витражи, собранные по этой технологии,внешне ничем не отличаются от классических, и позволяют не толькоиспользоваться в реставрации, но и для создания эффекта старины. Благодарясвоей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекраснымприемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства.
Стоит особенно отметить,что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду,изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтомуспособность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать винтерьере с помощью витража необычные цветовые решения. [17, с 34]
Таким образом, стоитотметить, возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых егоформ, разновидностей таких как: Свинцово-паечный (паечный) витраж, Фацетныйвитраж, Наборный витраж, Мозаичный витраж, Комбинированные витражи, Витражидиапозитивы, Живописные витражи, Витражи с декоративно обработаннойповерхностью, Мозаичные витражи, Контурные (силуэтные) витражи, Узорчатыевитражи. И появление новых различных техник выполнения росписи по стеклу, это: ТехникаПленочного псевдовитража или Лаковый псевдовитраж, техника Пескоструйнойгравировки, техника Кастинг, известная у нас как “муранское стекло”, техникаФьюзинг (спекание), Техника Тиффани.
1.3 Витраж в современнойквартире
Известно, чтолюбое помещение требует своего цветового наполнения. Мы привыкли, что этуфункцию обычно несут обои, ковры, светильники, картины или панно. Сегодня намхотелось бы напомнить об еще одном элементе декора, который способен внестиодин из наиболее ярких и решающих акцентов в цветовой ансамбль — витраже. (Приложение3)
Собственновитраж — это сюжетная или орнаментальная композиция из цветных стекол илидругого материала, пропускающего свет. В классическом (наборном) витражеотдельные куски цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку,соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни. Чем богаче фактурастекла, тем красивей и эффектнее витраж. Солнечные лучи, преломляясь,заставляют стекло гореть яркими сочными красками, делая его всякий раз новым инеповторимым. Роспись в классическом витраже выполняется специальными краскамис обжигом, она не выгорает и не стирается долгие годы. [14, с56]
В концепозапрошлого века была изобретена новая технология сборки, получившая название«Тиффани», по имени ее создателя. По ней каждая стеклянная пластинаоправлялась фольгой, затем разрозненные стекла спаивали друг с другом. Отказ отжесткого металлического каркаса сделал возможным применение таких декоративныхизделий не только в качестве стеклянного заполнения проемов в стенах, но и,например, в качестве плафонов для светильников или как отделка для потолков.Стоимость изделий в стиле «Тиффани» от 1000$ за кв. м.
Помимоклассических, существует несколько современных методов изготовления витражей.Один из них — по американской технологии SGO. На прозрачное листовое стекло наноситсятвердое многослойное покрытие, придающее будущему изделию цвет и фактуру.Рисунок на стекле выполняется с помощью свинцовой протяжки, закрепленной собеих сторон стекла.
Этатехнология имеет несколько неоспоримых плюсов, которые обеспечивают возрастающуюпопулярность витражам, изготовленным по этой технологии. Во-первых, применениев качестве основы для такого витража листового стекла делает возможнымиспользование его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм.Согласитесь, иногда просто необходимо закрыть неприглядный вид из окна илиобыграть его с помощью полупрозрачного рисунка. Во-вторых, основой для этоговитража может быть не только силикатное, но и акриловое стекло, что значительноснижает вес. Поэтому, такие витражи часто используют для оформления подвесныхпотолков. В-третьих, этот способ, позволяет создавать любую пластику линий врисунке. И, наконец, такой витраж в два раза дешевле классического.
Следующаясовременная технология изготовления витражей называется «фьюзинг»(«спекание»). Суть этого метода заключается в том, что на цельномпласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла,стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается вспециальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт.Несмотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии«фьюзинг», могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Этопозволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: ввиде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы. Выглядят такиевитражи современно и эстетично, и пользуются заслуженной популярностью.Особенно нужно обратить на них свое внимание почитателям в интерьерепостмодернизма и хай-тека. Стоимость витража в технике «фьюзинг» — от700$ за кв.м. [18, с 45]
Существуеттакже технология «кастинг», известная у нас как «муранскоестекло». Для отливки витражей из него используются металлические формы, внижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливаетсярасплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачногостекла.
Но в отличиеот стекла в технике «спекания» рисунок на «муранскомстекле» ограничен той металлической формой, с помощью которой оно былоизготовлено.
Витраж втехнике пескоструйной гравировки на стекле и зеркале значительно дешевлепредыдущих — от 250$ за кв. м. Он представляет собой стекло толщиной не менее 5 мм, на которое в несколько слоев нанесен рисунок. С помощью этого метода можно создать матированныйрисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. Это позволяет делать настекле всевозможные рисунки, надписи. В основном, работы, выполненные этимметодом, ассоциируются с композициями на «цветочно-виноградную тему»,также можно изображать и абстрактные фигуры. Такой витраж идеально подходит дляинтерьера в классическом стиле. (Приложение 4)
Рядом сосложными технологиями настоящих витражей сегодня можно встретить техникупленочного псевдовитража или лаковый псевдовитраж. Такие витражи недолговечны ине доставят радости в интерьере. Новейшие технологии производства стеклазначительно расширили возможности функционального использования витража. Нарядус привычным использованием витража как заполнения проема, все чаще сталивстречаться приемы, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах:как декор подвесных потолков; как разграничивающие пространство перегородки,ширмы; как оформление плафонов, бра; как вставки в мебель (буфеты, шкафы) илистолешницы; или как декоративное оформление помещений, в виде панно или вообщесплошных плоскостей. Благодаря повышенному вниманию к ценности«чистого» материала, его поверхности, фактуре, изделия из стекластановятся не только драгоценной вставкой в оправу, но совершенно самостоятельным,самоценным произведением.
Самым дешевымспособом декорировать свой интерьер на сегодняшний день является роспись постеклу, которую можно произвести самостоятельно без каких-либо трудностей.
Технологияизготовления такова: подготавливают картон с выбранным цветным рисунком иконтурными линиями, выполненными тушью. В соответствие с рисунком производятрезку (обычным роликовым стеклорезом) цветного стекла. Затем на картон кладут листпрозрачного силикатного стекла и делают «сухой» примерочный наборвитража. Цветные стекла выкладывайте точно по эскизу. Для соединения стеколмежду собой и нижней поверхностью готовят раствор (1 часть цемента, 3 частипеска и 1 часть клея, типа ПВА). Перед заливкой, края цветных стекол в местахсоединения с силикатным стеклом тщательно смазывают раствором. После подсыханияпроизводят основную заливку пространства между кусочками цветного стекла. Притакой обработке раствор не подтекает под цветные стекла, и витраж получаетсяаккуратным. этот витраж вы используют как декоративный настенный элемент.Витражи для окон выполняются на вынутом из рамы стекле.
Современныйвитраж рассчитан на электрическое освещение, что значительно расшириловозможности его применения в архитектуре — не только в окнах, но и винтерьерных перегородках и подвесных потолках. Широкое применение стеклопакетовв современном строительстве потребовало внедрения новейшей витражной технологиина основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиляразличного сечения. Витражи, собранные по этой технологии, внешне ничем неотличаются от классических, и позволяют не только использоваться в реставрации,но и для создания эффекта старины. [12, c 5]
Одними изсамых популярных мест размещения витража в интерьере квартиры, дома являютсядвери или межкомнатные перегородки. Сейчас можно говорить о том, что витражявляется неотъемлемой частью интерьера, подчас даже ключевой. Поэтомуместоположение и роль витража в интерьере лучше всего закладывать на этапепроектирования.
Одну из самыхважных составляющих в расположении витража играет освещение. Помимоестественного дневного света добавляются искусственные источники освещения(ложные потолки, ложные окна.).
Дневной светпозволяет видеть все преимущества витража – в течение дня витраж переливаетсясамыми разными цветами, эффектно и красиво преображает дневной свет, увеличиваязрелищность. Искусственный свет изменяет атмосферу в комнатах до неузнаваемости– от приглушенной, интимной, до более эффектной и расширяющей пространствоинтерьера за счет новых источников света. Примерами являются лампы из витража встиле Тиффани. Палитра стекла для витражных окон или абажура лампы из витражавыбирается в зависимости от интенсивности освещения – для приглушения света илиувеличения его яркости за счет оттенков цвета. Также часто выбирается стекло,при котором в помещение за витражом практически не проникает взгляд – здесьвитраж служит в качестве искусственных перегородок или окон.
Применениевитражей в дизайне интерьеров всех стилей бесконечно в своем многообразии. Этои великолепные дверные порталы, и ниши, где витражи выглядят настоящимикартинами в стекле, и перегородки для разделения зон в интерьере, витражныефризы в зимних садах, витражные вставки в мебель и в кованую решетку – и вдоме, и в саду, всегда витраж прекрасен, неповторим, оригинален. Благодарянашим высоким техническим возможностям мы можем создать целыеобъемно-пространственные декоративные композиции из стекла и металла сприменением горячих эмалей, великолепно вписывающиеся в дизайн интерьера иобогащающие его необычным эффектным звучанием.
Таким образом,витражи к месту не только в церквях или в ресторанах, клубах и магазинах.Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере.Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном,несущим функции защиты от посторонних взоров. Благодаря своей светопропускнойспособности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, ненарушающим целостности восприятия пространства.
Стоитособенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особуюсветовоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслимбез света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его,позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения.

ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХПАННО В ТЕХНИКЕ ВИТРАЖА
2.1 Экспериментальнаяработа по освоению различных приемов росписи по стеклу
Для того чтобы начатьэкспериментальную работу по освоению приёмов росписи по стеклу необходимоизучить материал и инструменты, которые нам понадобятся для росписи.
Существуетмножество специальных материалов, которые можно приобрести в магазинах,заказать по каталогу в Интернете или сделать самим. Применение их в росписи постеклу позволит мне достичь замечательных результатов и открыть передо мнойширокие возможности. Только тогда, когда я познакомлюсь с этими материалами инаучусь уверенно владеть ими, я смогу открыть все новые способы их применения.
Дляудобства и надежности нужно разместить все принадлежности для работы на плоскойи чистой поверхности, а стекло, краски и острые инструменты держать в местах,недоступных для детей. Кроме основных красок и контура имеются и иные средства,позволяющие подчеркнуть форму и колорит в росписи по стеклу. Использованиештампов — это довольно легкий и эффективный способ перенесения шаблона наповерхность стекла или ацетатной пленки. С помощью резиновых штампов можноперевести детально разработанный рисунок. Для перевода на стекло болеесхематичных композиций, которые покрывают затем разбавленными водянымикрасками, лучше использовать резиновые штампы самого простого типа или штампыиз пенопласта. В росписи по стеклу или ацетатной пленке наряду с красками можноиспользовать и рапидограф — стержень, заполненный краской либо чернилами. Онстанет прекрасной альтернативой краскам в том случае, если вы хотите смаксимальной четкостью передать цветовые детали.
Постеклу или пленке легко работать ручкой. Она содержит краску, котораявыдавливается медленно, точно дозированными порциями.
Так жедля работы по стеклу можно добавить и другие элементы, подчеркивающие колорит ифактуру изделия. Некоторые из них описаны ниже.
Отделка. Для усиления декоративного эффектаросписи по стеклу в нее можно включить некоторые предметные детали. Так, можнодобавить крошечные бусинки или маленькие ракушки, пуговицы, блестки.
Листовое«золото».Такназываемое листовое «золото» — фантастически привлекательное дополнение вдекоре стеклянных изделий. Конечно, не следует использовать настоящее листовоезолото: купите дешевую пластину металла, приближающуюся по цвету к золоту, иливозьмите пленку золотого цвета. Тонкие «золотые» пластины или пленкиприкрепляют специальным клеем. Следует разделить лист на маленькие кусочки ивставьте их в роспись по стеклу либо прикрепите на поверхность сосуда,предназначенного под роспись.
Самоклеящаясясвинцовая лента. Онаобычно бывает черной, цвета платины, серебра или золота и имеет ширину в 3 мм, 6 мм и 9 мм. Ее можно приобрести плоскую либо объемную ленту. Плоской лентой оборачивают края иуглы стеклянного сосуда, объемную же используют, чтобы создать иллюзию рельефа.
Двусторонняяклеящая пленка. Этаудобная в использовании пленка может быть применена, когда нужно прикрепитьотделочные детали к изделию или отшлифовать уже законченную работу. Снявзащитную оболочку с пленки и приложив последнюю к поверхности стекла, затем,отогнув верхнюю часть и прикрепить либо свободно разбрасать отделочныйматериал.
Расслаивающаясябумага. Не покрывая этой бумагой сосуд, можнонаметить на ней контурные линии рисунка и раскрасить его.
Когдарасцвеченный рисунок высохнет, нужно отслоить его. Он сам, без дополнительногоприменения клея, прикрепится на нужное место на поверхности стекла.
Шаблоны. Можно использовать шаблоны, еще невырезанные по контуру. Взяв густые водяные краски и следует наносить их нашаблон. Шаблон поместить прямо на поверхность стекла или на самоклеящуюсяпленку, предназначенную для росписи.
Разбавление. В зависимости от техники росписи, ккоторой обращаешься, требуется разбавить краски до необходимой консистенции.Водяная краска, выдавленная из флакона, бывает довольно плотной. Конечно, ееприменяют и в таком виде, если работают с помощью губки или жесткой щетиннойкисти. Но чтобы изменить консистенцию краски, нужно добавить к ней воды. Смешатьих в равных количествах, и получится мягкую текучую краску.
Созданиецвета. Можно получитьнеобходимые цвета и оттенки, смешивая различные краски перед применением их вросписи по стеклу. Так, перламутрово-белый тон, добавленный к пурпурной основе,дает пурпурный тон с перламутровым сиянием. Чтобы добиться пастельных оттенков,смешивают белую с какой-либо другой краской. Если добавить к основной краскебелый и перламутровый тона, то, высохнув, она станет матовой.
Смешиваниена стекле. Приросписи изделий из стекла можно также смешивать краски непосредственно на егоповерхности. Этот часто используемый технический прием позволит добитьсяпревосходных колористических эффектов в декорировании стекла.
Высветление. Можно частично высветлить колоритросписи, добавив на нужное место в еще не просохшие краски, основанные нарастворителе, каплю более светлой краски, также основанной на растворителе.
Длявысветления водяной краски обычно используют, светлую краску, разбавленнуюводой, или просто воду, капнув немного в нужное место на еще не высохшуюроспись.
Простейшаяоперация. Данныйприем особенно подходит в тех случаях, когда нужно покрыть широкую поверхностьстекла размашистыми движениями кисти.
Чтобыфактура живописи казалась более гладкой, следует использовать мягкую кисть: чеммягче кисть, тем более гладкой выглядит фактура. Чтобы красочные мазкипроизводили впечатление единообразия и порядка, рекомендую накладывать их водном направлении, например, сверху вниз, или же ориентировать скольжения кистиот расписываемой поверхности к себе.
Выписываниедеталей. Для росписидеталей композиции, то есть небольших участков стекла, используют мягкуюостроконечную кисть. Флакон с краской держат поблизости от расписываемойповерхности, если краска будет капать с кисти, она, вероятнее всего, попадет наэту поверхность. Четко прочерчивайте краской углы контура. Просушивать росписьследует на мягкой плоской поверхности и в тепле, предохраняя ее от вредноговоздействия влажной атмосферы.
Использованиегубки. Работаягубкой, можно создавать различные красочные фактуры и достигать множественныхэффектов. Обмакнув губку в краску, следует снять с нее лишнюю краску бумажнымполотенцем или тряпкой, а затем водить ею по поверхности стекла. Можнонакладывать один слой краски на другой, а можно раскрашивать с помощью губкишаблоны. Чтобы получить более разнообразные фактурные эффекты, используютдополнительно скомканную бумагу, ветхие тряпки, зубные щетки и даже старыепластиковые мешки.
Раскрашиваниепальцем. Раскрашиваниепальцем — один из самых простых способов наложения водяных красок наповерхность стекла или самоклеящейся пленки. Такая техника позволяет быстропокрыть краской обширные пространства и создать впечатление витражного стекла.
Так жеможно сделать проект более интересным. Для этого достаточно усложнить фактуру,используя незамысловатые украшения: пуговицы, проволоку, ракушки, бисер,блестки из металла и других материалов. Например: Посыпать расписаннуюповерхность стекла бисером и распределите его в группы с помощью острогокончика кисти.
Покрытьбисер слоем краски, что обогатит поверхность росписи. Прозрачные бусинки будутвыделяться на ярком фоне. Если же, напротив, использовать цветной бисер, нужно применятьдля нанесения верхнего слоя прозрачную краску.
Здесь представленынекоторые экспериментальные работы по освоению приемов росписи по стеклу:
2.2 Технологияизготовления триптиха «Город наоборот» в технике росписи по стеклу№ Этапы изготовления Наглядное изображение Инструменты и материалы 1 Идеи, эскиз и картон
Любая работа начинается с эскиза, и поэтому моя задача была — разработать несколько вариантов, из которых я выберу наиболее соответствующий моему замыслу и пожеланию.
Я решила сделать три панно в одном стиле. У меня было много идей, это – времена года, сказка о золотой рыбке и так далее, но все это не меня не вдохновляло. Мне хотелось чего-то яркого и необычного. Я решила связать три моих панно одной картиной. И я нарисовала маленький эскиз моей будущей картины, и назвала ее «Город наоборот»
После этого задуманный мною рисунок был перенесен на бумагу в натуральную величину и разделен на три равных части, так как композиция будет расположена на трех рамках. 2 Подбор стекла
Творческий процесс продолжается, ведь подбор стекла сравним тому, как живописец выбирает палитру, смешивая разные краски.
Естественно, в этом деле есть свои особенности: стекло должно быть достаточно качественным, без трещин и других недостатков.
В одном случае нужно использовать лишь прозрачные стекла, чтобы создать эффект легкости и воздушности. В другом — глухие стекла, которые почти не пропускают свет, но в отраженном свете выглядят эффектно. Но есть стекла, которые, пропуская световые лучи по-разному, преломляют их, что создает особенный, неповторимый эффект. Ну и, наконец, не исключена возможность комбинировать абсолютно разные и по структуре и по фактуре стекла. Для своей работы я выбрала уже заранее купленные рамы светлого оттенка, с прозрачным стеклом. 3 Техническая часть
Теперь можно приниматься за работу. Для росписи своей вазы я выбрала технику «Тиффани». Особенность данной техники заключается в том, что для нанесения на стекло рисунка используют уже готовые краски и контуры.
С помощью этих красок для росписи по стеклу VETRO COLOR фирмы «FERRARIO» стала возможна яркая роспись стекла без применения сложных высоко-температурных технологий. Краски великолепно подходят для росписи окон, стеклянных предметов освещения, а также для другой прозрачной росписи в интерьерах. Цветовая гамма представлена 24 тонами, некоторые цвета имеют кроющие свойства.
Для получения новых оттенков их можно смешивать друг с другом, а для высветления применить бесцветное средство, имеющее тот же состав, что и прозрачная краска. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности, устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие (после лакирования), выпускаются в пластиковых флаконах 50 мл с завинчивающейся крышкой.
Пред тем, как начинать наносить рисунок на стекло, я обезжирила и почистила поверхность. Для этого я использовала обычное средство для мытья стекол.
Далее я нанесла тонким желтым фломастером основные линии изображения, по которым впоследствии я проводила специальным контуром по стеклу. Отставляем в сторону первое панно и наносим линии рисунка контуром на оставшиеся рамы, после окончания даем время высохнуть, около 2 часов.
Итак, приступаем к нанесению краски на стекло, берем флакончики с теми цветами, которые нам понадобятся и постепенно, наносим их на стекло, делая не большие переходы с помощью кисти одного цвета в другой в том месте, где у нас нарисовано небо, чтоб создать ощущение мягкости перехода.
Таким образом, мы заполняем все пространство на стекле, аккуратно, стараясь не заляпать краской контур.
Даем не много времени подсохнуть. Для того чтобы ускорить процесс высыхания можно использовать фен.
То же самое мы проделываем и с остальными рамками. Для того, чтобы выделить какую-нибудь часть рисунка на панно, можно повторно нанести контур, жирной линией. Это придаст объема и натуральности изображения. 4 Итог Итак, наша работа закончена, теперь осталось лишь найти то заветное место в нашем интерьере, в котором эти дивная панно будут радовать нас и окружающих своей теплотой, радостью и красотой, всегда выигрывающие не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.
2.3Методическиерекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу
Пояснительная записка.
Современноепрофессиональное образование рассматривается как система подготовкиспециалиста, умеющего реализовывать свои потенциальные возможности в постоянноменяющемся мире и темпе жизни. Приобщение подрастающего поколения к различнымвидам прикладного искусства можно считать значимой частицей трудового обученияи воспитания детей. Восприятие художественной и практической ценности изделий,созданных народными умельцами, художниками-дизайнерами и просто любителями,доступно детям среднего возраста. Они с раннего детства имеют возможностьсозерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных творческихработ.
Исходя из этого, цель кружка«Художественная роспись по стеклу» можно сформулировать так:
-формированиеэстетического отношения к окружающему предметному миру;
-формирование творческогоотношения человека к действительности;
-формированиенравственно-эстетической потребности, которую можно определить как потребностьчеловека в красоте и деятельности по законам красоты;
-формирование высокогоинтеллекта и духовности через мастерство;
-развитие способностейобучающихся к художественному мышлению;
-приобщение школьников кмировой культуре;
К принципам, на которых основывается даннаяпрограмма, можно отнести следующие:
— творчество есть элементобщей культуры человека и общества;
— творчество каксовокупность действий, методов, приемов от осознания проблемы до реализацииидеи в реальном изделии направленно на активизацию потенциальных продуктивныхвозможностей человека на пути его самореализации;
-результат творчества –это продукт деятельности человека, который в обществе имеет наряду с другимифункцию товара и может быть объектом купли-продажи.
Задачи программы:
-воспитать активнуютворческую личность;
-способствовать получениюи расширению знаний обучающихся о мировом витражном искусстве;
-развивать воображение итворческие возможности обучающихся;
-реализовать принципынравственно-эстетического воспитания средствами искусства;
-способствоватьформированию у обучающихся чувства сопричастности к культуре;
-формирование знаний овитражном искусстве;
-ознакомить сразновидностями витража и обучить техники росписи по стеклу;
Достижение цели изадач обучения внаибольшей степени обеспечивается путем проведения взаимосвязанных теоретических,практических и самостоятельных занятий. Рекомендуется, кроме того, даватьнебольшие задания на дом, посещать выставки и музеи, проводить встречи схудожниками и творцами. Эффективность обучения повышается путем проведениясоревнований, выставок, конкурсов. Основная часть учебного времени(приблизительно 90 %) предназначена для практической работы. В течение всегоучебного времени каждый ученик должен изготовить одно изделие, а именно вазу втехнике роспись по стеклу.
По результатам освоения программы учащиеся должны знать:
-истоки появления стекла;
-исторические особенности развития витражного искусства;
-основные виды витража;
-применение витража и других изделий из стекла в интерьере и
архитектурных сооружениях;
-различные техники художественной росписи по стеклу;
-разнообразные приёмы росписи по стеклу;
-основные материалы и инструменты для работы в техникероспись по
стеклу;
-технологию росписи различных изделий из стекла;
-особенности оформления вазы для цветов художественнойросписью.
Так же учащиеся должны уметь:
-составлять эскиз своего будущего рисунка, увеличивать его ипереносить на своё изделие из стекла;
-подбирать краски и контуры по стеклу в цветовой гаммеизображения;
-использовать основные приемы росписи по стеклу;
-работать специальными красками и контурами по стеклу ненарушая технологию;
-по этапам расписыватьсвое изделие в современных техниках выполнения росписи по стеклу;
-изготавливать соисобственные творческие работы.
Содержательная основапрограммы раскрывается в 2 разделах:
1 раздел.
«Введение в техникухудожественная роспись по стеклу». Здесь рассматривается историческаяособенность росписи по стеклу, раскрываются основные современные направления ивиды работы в технике роспись по стеклу. Описывается значение и применениевитража и изделий в данной технике в современном интерьере. Так же в данномразделе учениками осваивается декорирование формованного стекла — стильТиффани, стиль Галле. А так же роспись выпуклой и вогнутой поверхности.
2 раздел.
«Технология изготовленияпанно, и других декоративных изделий элементами художественной росписи». В этомразделе раскрываются основные способы оформления вазы для цветов, декоративныхпанно, росписи зеркал, стеклянной посуды и многого другого в технике росписи постеклу. Предлагаются варианты оформления изделий художественными элементамиросписи по стеклу, в результате чего из отобранных вариантов ученикиизготавливают свои собственные изделия.
Практические занятияпозволяют ученикам ознакомиться с техниками росписи по стеклу, прочувствовать,как ложится краска, как можно с помощью контура придать плоскому рисунку объем,и научиться использовать другие материалы для оформления изделий из стекла.№ Наименование разделов и тем Количество часов теория практика всего Раздел 1. Введение в технику художественная роспись по стеклу 1 Вводное занятие 2 - 2 2 Техники росписи по стеклу 2 6 8 3 Роспись выпуклой и вогнутой поверхности 2 6 8 4 Декорирование формованного стекла 2 6 8 5 Техника «Тиффани», стиль «Галле» 2 12 14 Раздел 2. Технология изготовления панно, и других декоративных изделий элементами художественной росписи 1 Варианты оформления изделий элементами художественной росписи. Эскиз. 2 2 4 2 Оформление индивидуальных работ(панно, посуда, зеркало, ваза) в технике росписи по стеклу - 20 20 3 Итоговое занятие. Выставка работ. 1 1 - Итого 64 /> /> /> /> /> />
Программа
6-7 классы, 2 года.
Раздел 1. Введение в техникухудожественная роспись по стеклу
(6-7 классы, )
1. Вводное занятие.
Знакомство.Художественный витраж. Исторические особенности. Виды. Инструменты и материалы.Наглядные изображения. Просмотр литературы.
2. Техники росписи постеклу.
Назначение витража.Свойства. Применение росписи по стеклу в интерьере. Техники росписи по стеклу(Техника Пленочного псевдовитража или Лаковый псевдовитраж, техникаПескоструйной гравировки, техника Кастинг, известная у нас как “муранскоестекло”, техника Фьюзинг (спекание), Техника Тиффани). Знакомство с красками идругими материалами. Эскиз.
Практическая работа.
-Экспериментальная работапо освоению росписи по стеклу.
Инструменты иматериалы.
-краски по стеклу,контуры по стеклу, акриловый клей, кисточки, прозрачный целлофан, бисер, мелкиекамушки, скелетизированные листья и др.
3. Роспись выпуклой ивогнутой поверхности.
Роспись ваз, посуды.Технология, особенности. Приемы и методы. Трудности и выход из них.
Практическая работа.
Стеклянная кружка илималенькая вазочка на выбор.
Инструменты иматериалы.
-краски по стеклу,контуры по стеклу, акриловый клей, кисточки, прозрачный целлофан, бисер, мелкиекамушки, скелетизированные листья и др.
4. Декорированиеформованного стекла. Резка цветного стекла. Формавка. Окантовка. Способы иметоды соединения.
Практическая работа.
Рамка для фото выполненнаяиз кусочков цветного стекла.
Инструменты иматериалы.
Стекло (цветное), резакпо стеклу, молоточек, медная пластинка, медный кант, клей.
5. Техника «Тиффани»,стиль «Галле»
Знакомство с техникой. Разбавлениекрасок. Создание цвета. Смешивание на стекле. Высветление. Простейшие операции.
Использование губки.Выписывание деталей. Раскрашивание пальцем. Контур и декорирование. Аппликация.Дополняющие детали.
Практическая работа:
-изготовление миникартины на тему осени
-оформление одноразовыхпластмассовых стаканчиков
-создание декоративнойпленки
-оформление пластиковыхкоробочек для хранения сухих продуктов
Инструменты иматериалы:
-краски по стеклу,контуры по стеклу, акриловый клей, кисточки, прозрачный целлофан, бисер, мелкиекамушки, скелетизированные листья, пластиковые стаканы, пластиковые коробки,пленка прозрачная.
Раздел 2. Технологияоформления изделий элементами
художественной росписи
(6-7 классы)
1. Варианты оформления изделий(панно, посуда, вазы) элементами художественной росписи.
Эскиз. Просмотрлитературы. Проработка идеи. Исследовательская работа ( материал, приемы)
2. Оформление выбранныхучениками изделий в технике росписи по стеклу.
Практическая работа:
Оформление вазы, панно,посуды, зеркала, бутылки или другого стеклянного изделия элементами витража, художественнойросписи в технике выбранной учеником. Оформляя работу ученики должны совместитьв своей работе не меньше трех приемов росписи по стеклу.( см. раздел 1. 3.)
3. Итоговое занятие.Выставка работ.
Подведение итогов.Просмотр результатов. Самоанализ выполненной работы. Выставка работ. Чаепитие.

Заключение
Художественная роспись постеклу – это особое, неповторимое и современное направлениедекоративно-прикладного искусства. Интересное само по себе, приобретающееогромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств.Основное применение росписи по стеклу отражается в художественных витражах, идругих изделиях из стекла. Очень богато прошлое этого вида искусства,безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.
В данной работе нами былиизучены:
-исторические особенностиросписи по стеклу, что позволило нам выявить богатое прошлое витражногоискусства и безграничные его перспективы. Роспись по стеклу прошла много векови побывала во многих странах, применявшаяся главным образом для декорированияцерковных зданий, но это не является границей витражного искусства. Многоразличных витражей сохранилось в мире, а именно во Франции, Германии, Италии,Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже вСанкт-Петербурге и других странах. Жаль, но не все они сохранились в прежнемсостоянии.
-изучены современные направлениявитражного искусства и нами было отмечено, что возрождение витража в наше времяознаменовалось появлением новых его форм, разновидностей таких как:Свинцово-паечный (паечный) витраж, Фацетный витраж, Наборный витраж, Мозаичныйвитраж, Комбинированные витражи, Витражи диапозитивы, Живописные витражи,Витражи с декоративно обработанной поверхностью, Мозаичные витражи, Контурные(силуэтные) витражи, Узорчатые витражи. И появилось много новых различныхтехник выполнения росписи по стеклу, это: Техника Пленочного псевдовитража илиЛаковый псевдовитраж, техника Пескоструйной гравировки, техника Кастинг,известная у нас как “муранское стекло”, техника Фьюзинг (спекание), ТехникаТиффани.
Мыознакомились с вариантами использования техники витража в современном интерьере,и выяснили, что витражи к месту не только в церквях или в ресторанах, клубах имагазинах. Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жиломинтерьере. Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать яркимпятном, несущим функции защиты от посторонних взоров. Благодаря своейсветопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемомзонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Стоит особенноотметить, что только витраж способен создавать в интерьере особуюсветовоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслимбез света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его,позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения;
-Экспериментальная частьотражает работу по освоению традиционных и новых приемов в технике витража. Мыознакомилась с основными видами красок по стеклу. Так же освоили приемы нанесенияобъемного контура на стекло, изучив характеристики различных контуров иопробовала технику пленочного псевдовитража.
-Эксперимент позволилперейти к практической части, которая представляет собой триптих «Городнаоборот». Работа выполнена в декоративном варианте с элементами с элементамиабстракции, предназначена она для оформления интерьера комнаты современногоподростка. Работа выполнена под конкретный заказ.
Тема «Город наоборот»интересна тем, что обычное представление о мире поменялось, в большей степени вцвете. Именно поэтому эта работа привлекает внимание, именно поэтому её хочетсярассматривать. И это очень созвучно психологии подросткового возраста — делатьвсе наоборот…
-Проделанная намитеоретическая и экспериментальная работа позволила разработать методическиерекомендации в которых отражается содержание кружковой работы в школе понаправлению роспись по стеклу.
Художественные витражи,применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня всеглубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражейвсе больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре иискусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняютсяиз цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всейплоскости, с применением красок или же без них.
Изделия, выполненныехудожественной росписью по стеклу занимают почетное место в наших домах средидругих творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными инеповторимыми. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: ониявляются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяютоконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможностьизолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.
В наше время оченьпопулярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стекломниш, перегородок, дверей и потолков.
Очень часто в интерьере нашихдомов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи постеклу. Это все возможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра, выполненные вэтой технике, а также фоторамки с элементами художественной росписи и многоедругое.
Таким образом, исследованиеимеет теоретическую и практическую значимость.

Библиография
1. Виггинтон Майкл. “Пять возрастов стекла”. ЖурналArchitecture d’aujourd’hui.
2 Гусарчук Д.М. «300 ответов любителюхудожественных работ» Москва.1986
3. Гигли Линетт «Техника росписи постеклу» издательство Ниола-Пресс. 2007
4. Клисов Игорь, статьи из журнала «Художественныйсовет» 3(49)2006 и 4(50)2006.
5. Козлова СИ., Е.Л. Козловой «Росписьстекла» Перевод с английского.© Издательство КАРТ-РОдНИК, издание на русскомязыке, 2004
6. Корчинова О.В.«Декоративно-прикладное творчество» Ростов на Дану «Феникс» 2002
7. Кьяццари Сюзи «Цвет в интерьеревашего дома», издательство «Кристина-Новый век». 2007
8. Мария ди Спирито «Витражноеискусство» издательство Альбом. 2008
9. Мария ди Спирито «Стеклянныесветильники», издательство Ниола-Пресс, 2007
10. Павловский В.В.«Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала» Москва 1975
11. Саламатов Ю.П. Как статьизобретателем: Книга для учителя: 50часов творчества. — М.: Просвещение, 1990
12. Спирито Мария Ди «РОСПИСЬ ПОСТЕКЛУ» издательство Мой Мир.2006
13. Седман Эмма «Роспись по стеклу»издательство Ниола-Пресс. 2008
14. Синеглазова М.О. «Роспись постеклу» 2005
15. Эткин Джеки «Стекло дляначинающих», издательство «Арт-Родник», 2005
16. Якобсен Рехам Аарти «Ваша перваямозайка», издательство «Феникс», 2006
17. Журнал «Ручная работа» №3,февраль 2007 издатель: ЗАО «Вкусная жизнь» Москва
18. Журнал «Ручная работа» №9, май2007 издатель: ЗАО «Вкусная жизнь» Москва
19. Журнал «Ручная работа» №4, апрель2008 издатель: ЗАО «Вкусная жизнь» Москва
20. «Практические идеи подекорированию дома» издательство «Арт-Родник». 2008

Приложение№ Наименование товара Количество Сумма расходов 1 Рамки со стеклом, под цвет светлого дерева 3 штуки 3*250=750 рублей 2 Краски по стеклу на водной основе, 6 цветов 1 упаковка 1*360=360 рублей 3 Краски по стеклу на органической основе, 5 цв. 1 упаковка 1*440=440 рублей 4 Контуры по стеклу, 5 цв. 2 упаковки 2*130=260 рублей 5 Контур по стеклу, серебряный 1 тюбик 1*56 рублей 6 Контур по стеклу, синий с блестками 1 тюбик 1*48 рублей 7 Контур по стеклу, бронзовый 1 тюбик 1*67 рублей Итого: 10 штук 1981 рубль
Смета расходов наизготовление дипломной работы: Триптих «Город наоборот»
Себестоимость работы:
1) Расход на материалы1981 руб.
2) Тарифная ставкамастера декоратора. 25 р. 47 коп. час.
3) Трудоемкость: = 3084р, за месяц
Итого: 5 065 р
Стоимость работы:
Аренда 400р кв. метр. –помещение класса использованное мной — 2кв.метров= 800 руб. за месяц
Электроэнергия 1 клв. -2р45 коп. – за месяц – 30 клв. = 73.25
Итого: 5 938 руб.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Категория качества ссуды
Реферат Проценты по кредитам. Бухгалтерский учет в банке
Реферат Платежи за выбросы: право, учет, налоги
Реферат Эластичность рыночного спроса
Реферат Расколотое общество - путь и судьба россии в социокультурной теории Александра Ахиезера
Реферат Учет в банке картотек расчетных документов
Реферат Обоснование маркетинговой стратегии развития предприятия
Реферат Aurora Essay Research Paper Aurora Biosciences Corp
Реферат Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельн
Реферат Об экономической целесообразности
Реферат Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии
Реферат Возврат товара спецрежимником
Реферат Проценты по кредитам. Налоговый учет в банке
Реферат Понятие транспортно-коммерческих рисков на примере перевозок воздушным транспортом
Реферат Метод быстрого реагирования в логистике