Реферат по предмету "Культура и искусство"


Великое искусство XIX века

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
С КУЛЬТУРОЛОГИИНАТЕМУ: Великое искусство XIX века
Выполнила студентка 33 группы
Мешкова Ксения
Киев 2009
Великое искусство XIX века
Искусство любого времени, как губка, впитывает в себяосновные проблемы, идеи и взгляды своего времени. Для русского искусства этообстоятельство наиболее значимо, поскольку оно всегда было если не политизировано,то, во всяком случае, тесно связано с идеологией правящей ли части общества,реакционных ли его кругов или революционно настроенных радикалов..
Война 1812 года пробудила пристальный интерес к отечественнойистории, на что сразу откликнулись многие литераторы. Событием стала многотомная«История государства Российского» Н. М. Карамзина, заказанная Александром I еще в 1803 году. Это был первый вистории русской письменности фундаментальный труд, в котором не толькосистематизированы факты русской истории и материалы летописей (эту работупроделали в прошлом веке такие историки, как М. М. Щербатов (1733—1790) в книге«История России с древнейших времен» и В.Н.Татищев в аналогичном труде «ИсторияРоссийская с древнейших времен»), но и намечены закономерности историческогоразвития России. Карамзин сделал попытку отказаться в своем историческомисследовании от пристрастной субъективности, свойственной летописям. Он впервыепредставил историю как прогресс разума, его нескончаемую наступательную борьбус заблуждениями, причем вершиной разумного в истории он считал монархию, авысшим достижением монархии — самодержавие. История для Карамзина предстает какполе деятельности выдающихся личностей, он считал, что уроки истории существуютдля просвещения и наставления всех живущих. Двенадцатитомный труд Карамзина былнаписан прекрасным литературным языком, в связи с чем стал одним из наиболеечитаемых.
Интерес к отечественной истории стал причиной появлениямногочисленных романов, рассказов, баллад, повестей на разные историческиетемы. Сам Карамзин был, если можно так выразиться, открывателем историческогожанра беллетристики. Если ранние опыты в этом направлении более напоминалижития, связанные с приключениями героев, то Карамзин тщательно воссоздает бытэпохи. В повестях «Наталья боярская дочь» «Марфа-посадница» он продолжает своюмысль о необходимости падения новгородской вольницы и установлениисамодержавия.
Наиболее известными стали романы М.Н. Загоскина (1789—1852) «ЮрийМилославский, или Русские в 1612 году», «Рославлев, или Русские в 1812 году», «КузьмаРощин», И.И.Лажечникова (1792— 1869) «Ледяной дом», «Последний новик», «Басурман».Даже по названиям видно, что эти и другие произведения исторической прозырассматривали кризисные периоды русской истории: междоусобную борьбу русскихкнязей, русские освободительные войны, политические интриги и события, имеющие,с точки зрения их авторов, существенное значение. При этом всегда на первыйплан выступали политические пристрастия авторов. Например, М. Н. Загоскин был явнымсторонником монархии, и эти его взгляды проявляются не в политическихдекларациях автора, а в его героях, в описаниях элементов быта, в зависимостиличных отношений персонажей от исхода многих исторических событий. И все же вцентре всех повествований была заключена одна общая идея, наиболее сильнооформившаяся после войны 1812 года и кратко выраженная И.И.Лажечниковым впредисловии к роману «Последний новик»: «Чувство, господствующее в моем романе,есть любовь к отчизне».
История в ее экстремальных моментах составляет содержание игениальных «Тараса Бульбы» Гоголя, «Капитанской дочки» и «Арапа Петра Великого»Пушкина, его драмы «Борис Годунов», поэмы «Полтава» и столь многихпроизведений, что их невозможно и нет необходимости перечислять. Интерес кистории своего государства объяснял декабрист писатель-историк А. А.Бестужев-Марлинский (1797—1837): «Мы живем в веке историческом… История былавсегда, свершалась всегда. Но она ходила неслышно, будто кошка, подкрадываласьневзначай, как тать. Она буянила и прежде, разбивала царства, ничтожила народы,бросала героев в прах, выводила в князи из грязи; но народы после тяжкогопохмелья забывали вчерашние кровавые попойки, и скоро история оборачиваласьсказкою. Теперь иное. Теперь история не в одном деле, но и в памяти, в уме, насердце у народов. Мы ее видим, слышим, осязаем ежеминутно: она проницает в насвсеми чувствами… Мы обвенчались с ней волей и неволею, и нет развода. История— половина наша, во всей тяжести этого слова».
Точно так же русские зодчие, скульпторы, живописцы как бызаново обнаружили иную, более значительную поступь истории. Их работы в той илииной форме выражали либо идею государственности, например, созданноеА.Д.Захаровым (1761—1811) в Петербурге к 1823 году здание Адмиралтейства илиарка здания Главного штаба на Дворцовой площади работы К. И. Росси (1775—1849),либо идею единства народа и власти. Памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса(1754—1835) был воспринят как памятник героизму русского народа в Отечественнойвойне 1812 года, хотя автор изобразил героев войны 1612 года. Многие художникипишут картины, посвященные различным эпизодам русской истории периода борьбы смонгольским нашествием, как например, картина А. И. Иванова (ок. 1776—1848) «ЕдиноборствоМстислава Удалого с косожским князем Редедей», которую автор закончил в те дни,когда Москва была занята Наполеоном. Тот же интерес к людям, созидавшимисторию, виден и в портретах О. А. Кипренского.
Другаялиния русского искусства связана с идеями декабристов, их критикой существующейроссийской действительности, пониманием свободы, совести и личного достоинства.Многие декабристы сами были не чужды литературной деятельности и поэтомунаиболее явно их идеи отразились не только в программных документах, таких,как, например, «Законоположение «Союза благоденствия», но и в произведениях,написанных декабристскими писателями и поэтами. Общим для них явилосьстремление к тому, чтобы выражать высокие чувства, «высокие помышления»,связанные с добром, вольнолюбием (вспомним у Пушкина: «что чувства добрые ялирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу...»), гражданскойотвагой. К. Рылеев (1795—1826) в послании Бестужеву выразил это состояние душине менее полно:
Моя душа до гроба сохранит
Высоких дум кипящую отвагу;
Мой друг! Недаром в юноше горит
Любовь к общественному благу!
Еще более ясно видна гражданственная устремленность к «общественномублагу» в стихотворении «Гражданин»:
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Уже в этих двух цитатах видна главная установка декабристовна деятельное начало в жизни и образцы высокой морали. Декабристы впервые всвоей поэзии придали дотоле обычным словам более весомый смысл, многие —получили символическую политическую окраску. Совсем по иному звучат в контекстедекабристской поэзии слова: вольность, тиран, кинжал, самовластье, правда,справедливость. Такова поэзия К.Рылеева, В.Кюхельбекера (1797—1846), чьистрастные, полные горечи стихи оплакали судьбу вольнолюбивых поэтов:
Горька судьба поэтов всех племен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию:
Для славы и Рылеев был рожден;
Но юноша в свободу был влюблен…
Стянула петля дерзостную выю.
Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщенные мечтою, —
Пожалися годиной роковою...
У каждого из нас в памяти произведения, созданные гениемПушкина, Грибоедова (1795—1829), Лермонтова, произведения, которые отражают трагическое«дум высокое стремленье», горечь понимания той пропасти, которая легла меж нимии теми, чье “грядущее иль пусто, иль темно”. Недаром судьба Чацкого так напоминаетсудьбу Чаадаева (Грибоедов в замыслах хотел направить свой скепсис именнопротив людей типа Чаадаева, но истинное понимание вещей не позволило ему этосделать).
ИскусствоРоссии этого века как бы стремилось нагнать все то, что было ею еще не пройденов предыдущие века. Стремительно наверстывая упущенное время, русская литератураXIX века вступает в сентиментализм, вней существуют одновременно романтизм и реализм, который в русском еговыражении достигает необыкновенных высот в литературе и живописи, стремитсяраспространиться на музыку и театр. Одно только перечисление выдающихсяхудожников, поэтов, музыкантов этого века составило бы довольно внушительныйсписок. Поэтому мы рассматриваем лишь то, что характерно только для русскойкультуры и представляет собой наиболее существенные моменты ее развития.
Прогресс русского искусства имел своим «водоразделом» нетолько политические или исторические ориентиры, для него была характерна иестественная сменяемость стилей и направлений, которой ознаменовано развитиеискусства всех стран мира. В русском искусстве, как и в западном, последовательносменялись барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, чтобы затемзавершиться в XIX веке реализмом. Барокко, получившеев России XVIII века свое особое выражение, иссяклов том же веке, зато набрал силу и оформился русский классицизм, болеесохранившийся к XIX веку в пространственныхискусствах, чем в литературе и театральном искусстве. Классицизм архитектуры,скульптуры, живописи этой поры часто именуют “высоким классицизмом”; здесьвоплощается идея соединения монументальности и простоты, идея, которая позволяетнаиболее полно проявиться главным принципам всего искусства —гражданственности, патриотизму в сочетании с национальной самобытностью. Частов одном произведении соединяются три вида пространственных искусств:архитектурные сооружения дополняются и украшаются скульптурой, несущей нетолько декоративную, но и идейную нагрузку, внутренний декор величественныхсооружений заполняется богатой росписью. Одним из таких сооружений становитсяМихайловский дворец в Петербурге архитектора К. Росси. Русский классицизм,особенно после Отечественной войны 1812 года, органически вобрал в себя темыслужения отечеству, хотя он и был в той или иной форме соотнесен с античностью,с ее строгой выверенностью. Примерами такого соединения является скульптура В.И. Демут-Малиновского (1779—1846) “Русский Сцевола” (мотивом послужил героическийпоступок русского крестьянина. Подобно римскому герою, он отказался служитьврагу), памятник М. И. Кутузову, сооруженный перед знаменитым Исаакиевскимсобором в Петербурге, и другие работы.
Но и классицизм уже в начале XIX века начал изживать себя в литературе и поэзии. Театрэтого времени еще не был так же совершенен, как на Западе. Длинные и нравоучительныепьесы Капниста, трагедии Сумарокова, комедии Фонвизина хоть и ставились нарусской сцене, но уже вытеснялись в сознании общества новыми идеями, новымотношением к жизни, новыми идеалами, которые требовали иного выражения. Нетолько гражданин, не только назидательный герой Просвещения волнует зрителя, нои вольнолюбивый дух, мятежный и мятущийся герой требует своего воплощения. Длятакого героя узки рамки классицизма, и в литературе, а затем и в других видахискусства складывается, как это произошло и в европейской культуре, романтизм сего героями — личностями, чье сознание, мысль, идеалы наполнены героизмомпротивостояния обывательской морали, повседневной рутине, светской шумихе. Вних — отголоски декабризма или самый декабризм, как в Чацком из «Горя от ума»,в них — «гусарская» оппозиция Дениса Давыдова, героя Отечественной войны,поэта, партизана, гусара, в них — «стремление к душевному простору»замечательного лирика Н. М. Языкова (1803—1846/47). Мужество и честь воинаважны для Д. Давыдова и его героев, которые во всем противостоят суетнымприспособленцам и светским клеветникам: в буйном веселье гусарской пирушки, влюбви и в самой смерти. Вот что поэт говорит о смерти знаменитого герояОтечественной войны 1812 года Н. Н. Раевского:
Гонители, он — ваш! Вам плески и хвала!
Терзайте клеветой его дела земные,
Но не сорвать венка вам с славного чела,
Но не стереть с груди вам раны боевые!
В тон ему звучит гневный стих Н. Языкова, выросшего в мирноевремя, но и он, как и принято в романтической литературе, противопоставляет героя-борцаи суетный мир:
Не вы ль убранство наших дней,
Свободы искры огневые, —
Рылеев умер, как злодей! —
О, вспомяни о нем, Россия,
Когда восстанешь от цепей
И силы двинешь громовые
На самовластие царей!
Ранние поэмы А. С. Пушкина также отдали дань романтизму, алермонтовские «Мцыри» и «Демон» несут в себе самую сущность этого направления вискусстве и особого образа мышления.
Для русского романтизма свойственны многие европейские черты,но некоторые из них имеют свои особенности. Так же, как и в Европе, романтизмставит в центр произведения героя, чьи разногласия с обществом достигли такогонакала, что он порывает с ним отношения и ищет место для себя в опасностях иподвигах далеких странствий, в борьбе за справедливость, в необычных подвигах,в необычной любви, как это делали герои Байрона, Шиллера, Вальтера Скотта, Гюгои других. Но М. Лермонтов совершенно верно заметил:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еше неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Русский романтизм отличает особая глубина страсти, «надеждразбитый груз», как говорил Лермонтов, поскольку русская культура и русскоеискусство гораздо теснее, чем в Европе, связаны с политической жизнью общества,с горячим гражданским чувством его художников, рождающим удивительный сплавлюбви к родине и ее народу и неприятия реалий жизни. Отсюда резкая ирония,горечь и безысходность в судьбах романтических героев литературы и отблесктрагичности в портретной живописи этого художественного направления.
Критический настрой мышления русской интеллигенции не мог оставатьсяв рамках романтизма, и бурное развитие русского искусства в XIX веке привели его к реализму.Мастерство гениев, которыми насыщен этот период культуры, требовало устремленияк реальности, более верного и тщательного ее воспроизведения, к отысканиюсущности поступков людей, всех процессов жизни отдельного человека и общества.Типический герой в типических обстоятельствах — эта сформулированная В. Г.Белинским особенность реализма становится основой того, что литератураподнимается до уровня философских обобщений, выявления закономерностей вразвитии общества. Одно лишь перечисление гениальных художников, творивших всистеме реализма в русском искусстве одного только XIX века может сделать честь целой истории искусствалюбой страны. Пушкин и Лермонтов, Гоголь (1809—1852), Тургенев (1818—1883),Достоевский (1821—1881), Толстой и Чехов (1860—1904) раскрыли миру неведомыеглубины человеческого духа.
Но,пожалуй, весь XIX век русского искусства можно назватьпушкинской эпохой. И дело даже не в том, что Пушкин, как и надлежит гению,обладал «безмерностью в мире мер», по выражению Марины Цветаевой. Пушкин был нетолько поэтом, литературным критиком и литератором, но и мыслителем в полномсмысле этого слова. Знакомый с современным ему уровнем философского знания, онсоздавал бессмертные произведения, черпая вдохновение как в богатстве своеговоображения, так и в логическом мышлении, позволяющем ему видеть в маломвеликое, в отдельном факте — тенденцию, обнаруживать и связыватьпротивоположности.
«Евгений Онегин» — высочайший полет мысли, охватывающий и поэтическипереосмысляющий целый мир человеческих отношений во всем его богатстве. Здесьнашли свое место взгляды на все стороны российской действительности, взглядынастолько глубокие и полные, что простое их поименование только обеднитсущность. Даже сам поэт был не склонен перечислять затронутые им в романестороны жизни и пишет в посвящении:
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессониц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Не только в «Евгении Онегине», но и в каждом его произведениимы находим «холодные наблюдения» ума и «горестные заметы» сердца, заключенные всовершенную форму, рожденную «легким вдохновением».
Пушкин в русской культуре — явление уникальное, это целый миррефлексии над самыми жгучими вопросами времени. Он — историк и журналист, поэт,прозаик и драматург, горячий романтик и трезвый, насмешливый реалист. Однатолько его ирония могла бы стать предметом отдельного исследования.
Но главная заслуга Пушкина заключается в том, что он вбуквальном смысле создал современный русский язык. Только по одному лингвистическомукритерию выделяют в истории русской литературы допушкинский и послепушкинскийпериоды. Достаточно лишь сравнить ломоносовский перевод знаменитого «Памятника»Горация с бессмертным текстом Пушкина, чтобы почувствовать разницу и в самойречи, и в глубине проникновения в смысл первоисточника.
В 1932 году Марина Цветаева писала, что “гений дает имяэпохе”, когда он равен своей эпохе, выражает ее, “даже если он этогонедосознает”. В XIX веке Россиябыла богата гениями, но над каждым из них возвышается гений Пушкина,подарившего им богатство и изящество русской речи.
Русскую литературу всегда отличало особое качество взгляда намир — провидение его судеб, всеведение, особенный талант «сближать понятия», пообразному выражению Пушкина. Этому посвящены многие исследования, поэтому мылишь выделим некую общекультурную тенденцию, возникшую в русле реалистическогоискусства. Это стремление приблизить искусство не только к реальности, но и кнароду. Трудно обнаружить что-нибудь подобное в других культурах, тем более,что в России этот процесс имел массовый характер.
Мы уже говорили о тяжком положении народа, о сословностиобразования, о резкой критике крепостничества русской интеллигенцией. Именноэто обстоятельство привело к кардинальному расхождению между официальнымискусством и его требованиями и теми художниками, чей взгляд на мир чаще всегобыл продиктован движениями души, собственной совестью, а не официальнымиидеологическими установками.
Приблизительно в одно и то же время возникли движениепередвижников в живописи и музыкальный кружок «Могучая кучка». Разные люди, разныевиды искусства — но общие взгляды и цели, похожие убеждения и действия. Скандалв Академии художеств, в результате которого 14 лучших художников, допущенных кконкурсу на большую золотую медаль, во главе с И. Н. Крамским (1837—1887)покинули академию художеств без диплома, был знаком протеста против требованийофициальной идеологии и узких рамок академизма. Академическая живопись, помимочисто профессиональных требований к композиции, колориту, рисунку и другому,требовала также вполне определенного выбора тематики. Предпочтение отдавалосьсюжетам на библейские или мифологические темы, сюжетам из истории, легенд ит.д., а к достоинствам работ относились прежде всего величественность и значительность.Узкие рамки академизма не позволяли проявиться новому содержанию, которое былоустремлено к реалистической передаче действительности.
Незадолгодо этого события появившаяся диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетическоеотношение искусства к действительности» определила новый смысл искусства. Онзаключался не в том, чтобы пополнять недостаток прекрасного в жизни, а в том,чтобы внести в свои произведения саму жизнь со всеми ее радостями и горестями,искать «общеинтересное в жизни». Существует легенда о том, что глядя на работуПрянишникова (1847—1921) «Погорельцы», где изображены несчастные люди, просящиемилостыню, некоторые зрители пытались протянуть ее художественным персонажам.Всем известны картины И. Репина (1844—1930), В. Перова (1833/34—1882) и другихживописцев. Вот что писал художественный критик В. Стасов (1824—1906) оживописи В. Перова: «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале», «Ботаник», «Голубятник»во всех этих задачах нет ничего ни великого, ни значительного, ничего драматического,ни захватывающего воображение. Но тут представлена целая галерея русских людей,мирно живущих по разным углам России...»
Вышедшие из Академии художеств живописцы организовали Товариществопередвижных выставок, в задачу которого входило приближение искусства к народу.Они предъявили к собственному творчеству определенные требования: тематика ихпроизведений в большинстве своем должна быть связана с народной жизнью, отражаяне только социальное зло, но и светлые, поэтические стороны жизни, народныйбыт, обряды и обычаи. Выставки картин, перевозимые из одного города в другой,были доступны для обозрения самой широкой публике, в том числе и тем, кто вовсене имел никакого представления о живописи. И, кроме того, они дали возможностьнекоторым талантливым самоучкам из народа брать уроки у мастеров.
В XIX веке впервыевозникла русская национальная музыка, оперная и инструментальная. Рождениеотечественной оперы связано с именем М. И. Глинки (1804—1857). Вдохновленныйпобедами русского оружия в войне 1812 года, он пишет оперу на темы польскоговторжения XVII века, оперу, которая прославилапатриотизм простого крестьянина Ивана Сусанина и его семьи. Был ли герой оперыисторическим лицом, вопрос спорный, но все главные идеи времени сошлись в этойопере, говорящей о гордом и независимом духе крестьян, о чистых чувствах.Светская публика после представления злорадствовала: «Со сцены за версту разитзапахом прелых онуч!» — писали газеты, сопоставляя фамилию композитора спростонародной тематикой. На эти выпады ответил А. С. Пушкин:
Пой в восторге русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися Русь! Наш Глинка —
Уж не глинка, а фарфор!
Главной стороной творчества Глинки было глубочайшее проникновениев саму суть национальной русской музыки, ее интерпретация в высоком (как тогдапредполагалось) штиле оперы. Именно Глинке принадлежат слова: “Музыку создаетнарод, а мы, композиторы, ее только аранжируем”. Его опера “Руслан и Людмила”по поэме Пушкина, его романсы и инструментальная музыка были настоящимоткрытием для мировой культуры.
В творчестве Л. С.Даргомыжского (1813—1869) нашли свое выражениереалистические по своему характеру речитативы, несущие в себе как особенностирусской эмоциональности (опера «Русалка»), так и ироническое отношение креальности (романсы «Червяк», «Титулярный советник» на стихи Беранже).
В музыкальной культуре шли примерно те же процессы, что и вдругих видах искусства.
Кружок, образованный русскими композиторами в середине века,носил внушительное название «Могучая кучка» и включал в себя пять композиторов:Мусоргского (1839—1881), Бородина (1833—1887), Римского-Корсакова, Балакирева(1836/37—1910) и Кюи (1835—1918). Они также ставили своей задачей приблизитьмузыку к народу и тем же самым образом, что и художники-передвижники, решалиэту задачу.
Русские композиторы как бы открыли для себя красоты народныхмелодий. Европейская школа композиции в сочетании с музыкальными традициями,исходившими из народной музыки, и составили ту основу, на которой расцвело чудорусской классической музыки. Так же, как и художники, композиторы стремились кноваторству в искусстве, к поиску «общеинтересного в жизни». Появились «исторические»оперы М. Мусоргского «Хованщина», «Борис Годунов», где главным действующимлицом становится народ, оперы А. Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о цареСалтане», «Сказание о граде Китеже», «Сказка о золотом петушке», в которыхнародная по своему духу музыка соединялась с былинными и сказочнымипредставлениями, жившими в самой гуще народной среды. В этой же связипоявляется множество музыкальных интерпретаций музыки Востока и Запада(симфонические произведения Глинки «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота» иРимского-Корсакова «Шахразада»).
Русское искусство этого времени — глубокий и обширный пласт,в нем живут все реалии русской действительности, в нем возникла и окреплаосновная особенность русской культуры — тесная взаимосвязь всех ее феноменов ссамим потоком истории, с жизнью государства.

Использованная литература
1. Миркультуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленноеи дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО“Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.