Архимандрит Карл Вёрман
Какв XV, так и в XVI веке скульптура верхней Италии служила преимущественноархитектурным задачам. Побеги старых школ давали о себе знать здесь еще долго ив новый век. Но и в верхней Италии начинают теперь преобладать главным образомтосканские скульпторы. В Болонье к флорентийцу Триболо присоединился уроженецЛуки, воспитанник Феррары Альфонсо (Читаделла) Ломбардии (около 1497 – 1537 г.). Здесь он участвовал в украшении изящного правого портала Сан Петронио рельефами набиблейские сюжеты, украсил тимпан левого портала этой церкви свободно и широкозадуманной мраморной группой Воскресения, но затем он проявил свойверхнеитальянский темперамент, страстный реализм которого уже обнаруживаетпереход к особенностям барочного движения. Таковы его терракотовые группы внатуральный рост староболонского типа, например, огромная нераскрашенная группаУспения Богоматери в Санта Мария делла Вита. В Генуе прекрасная соборнаякапелла Иоанна Крестителя была украшена мраморными статуями такимизначительными тосканскими мастерами, как Маттео Чивитале и Андреа Сансовино.Однако реставрация алтарной сени этой капеллы, так удачно соединяющей, повыражению Суиды, «ломбардский вкус в орнаменте с упрощенными формами стиляшестнадцатого столетия», была выполнена главным образом, ломбардцами, ДжованниДжакомо и его сыном Гулельмо делла Порта (ум. в 1577 г.). Однако вслед за Гулельмо, покинувшим Геную, чтобы поступить в Риме на службу кМикеланджело, сюда явился самый преданный ученик Микеланджело, тосканецМонторсоли и выполнил по поручению Андреа Дориа его колоссальную статую,впоследствии разрушенную, а в алтарной нише церкви Сан Маттео, кроме того,группу Пьета, между апостолами и пророками, затем полную силы фигуру Спасителяс рельефами пророков и евангелистов по сторонам. Среди скульпторов, украшавшихдворец Андреа Дориа, выделился тосканец Джованни да Фьезоле, исполнивший нетолько прекрасный главный портал, но и два огромных и величественных каминабольшой залы со скульптурным декором. Таким образом, тосканская скульптуравполне завоевала и Геную.
ВМилане старый Ломбардский стиль проявлялся хотя и самостоятельно, но безособенного величия и изящных произведений Агостино Бусти, прозванного Бамбайа(1480 – 1548). Блестящими представителями его при переходе к XVI столетию былиДжованни Антонио Амадео и Кристофоро Солари иль Гоббо. Главные произведенияБусти, вроде памятников Гастона де ла Фуа (1515 – 1522), или фамилии Бираго(после 1522 г.), к сожалению, разрушены, их части, как показал Сант’Амброджио,рассеяны по разным собраниям. Чистая по стилю надгробная фигура Гастонаукрашает музей Замка в Милане. В стиле Микеланджело и в духе Челлини работали вМилане также падуанцы Леоне Леони (1509 – 1590) и его сын Помпео Леони (ум. в 1610 г.), которым Плон посвятил отдельный труд. Мраморный надгробный памятник Джованни Джакомо Медичив Миланском соборе является бледным подражанием Микеланджело. Болеевыразительна выполненная мастером сидящая бронзовая фигура Винченцо Гонзага наего памятнике в Сабионетте. Свою главную деятельность, однако, отец и сынразвили на поприще бронзовых бюстов, статуэток и медалей, которые ониизготовляли не только для итальянских правителей, но также и для Карла V иФилиппа II. Музей в Мадриде, Придворный музей в Вене и Виндзорский замок богатыпроизведениями их работы, через посредство которых староломбардская скульптураищет и находит соприкосновение с мировым барочным стилем в области прикладногоискусства.
ВВенеции рядом со стилем настоящего раннего ренессанса установили свойсобственный, явно основанный на антике, не приведенный еще к внутреннемуединству и преувеличенный стиль высокого ренессанса сыновья Пьетро Ломбардо,Туллио и Антонио Ломбарди, из которых Туллио работал до 1632 г. Истинный высокий ренессанс внес и в венецианскую скульптуру лишь флорентиец Якопо Сансовино.Подчиняясь свойству поставленных ей задач, скульптура Якопо в Венеции,несомненно, стала более поверхностной и декоративной, но еще и после 1550 г. она держалась вдали от преувеличений микеланджеловского стиля и довольно часто радует свежейжизненностью своих фигур и их движений. К лучшим работам его принадлежатбронзовые статуи Аполлона, Меркурия, Минервы и богини Мира в нишах, затеммраморные рельефы мифологического содержания, например, рельеф с Фриксом иГеллой, находившийся на цоколе мраморной галереи (Лоджетты) подле обрушившейсяколокольни Сан Марко. Великолепны также его рельефы и головки на обрамленияхбронзовой двери ризницы собора св. Марка. Из его надгробных памятников самыйкрасивый памятник дожа Веньер в Сан Сальваторе, а на нем статуя «Упования»,ничтожная по своей оригинальности, но самая известная в кругах классическогонаправления. Более поздние колоссальные мраморные статуи Марса и Нептуна Якопо,давшие имя «Лестнице гигантов» во дворе дворца Дожей, производят впечатлениепышных пластических фраз.
Измногочисленных учеников, собравшихся около Якопо Сансовино в Венеции, которымон давал в своих более крупных предприятиях, например, в скульптурной отделкеБиблиотеки, дворца Дожей и Лоджеты, Данезе Каттанео из Каррары (1509 -1573)является в своих портретных бюстах Бембо и Контарини собора св. Антония в Падуеменее приторным и рассчитанным, чем в своих идеальных произведениях, каковыстатуи на гробнице Лоредано в Санти Джованни и Паоло в Венеции. АлессандроВитториа из Триента (1525 – 1608) производит более свежее и правдивоевпечатление своим собственным бюстом в Сан Заккариа в Венеции, чем своимивытянутыми с манерными движениями статуями, не исключая и прекрасной фигуры св.Себастьяна в Сан Сальваторе в Венеции. Наоборот, Венецию последней четверти XVстолетия украсил для своего времени чистыми по стилю, хотя и рассчитанными на эффект,многочисленными мраморными и бронзовыми статуями талантливый мастер, ученикКаттанео, Джироламо Кампанья из Вероны (ум. около 1550 г.). Как религиозного мастера его показывает бронзовая группа в Сан Джорджо Маджоре, представляющаяСпасителя на земном шаре, поддерживаемом коленопреклоненными ангелами. Каксветского мастера его характеризуют каминные фигуры Меркурия и Геракла в заледелль Колледжио дворца Дожей, а как о портретной мастере дает отличное понятиенадгробная фигура дремлющего дожа Чиконья в церкви иезуитов. Джироламо Кампаньязакончил также (в 1577 г.) последний из больших мраморных рельефов из жизни св.Антония в падуанской капелле святого, над которыми работали самые выдающиеся венецианскиемастера с начала XVI столетия, сперва Антонио и Туллио Ломбардо, затем ЯкопоСансовино, рельеф которого, представляющий воскресение мертвых, уступаетподобному же рельефу Кампаньи в наглядности и естественности. В общем, этидевять больших мраморных рельефов в Санто, в Падуе, принадлежат к важнейшимпроявлениям повествовательной скульптуры XV и XVI столетий; только близостьбессмертных бронзовых рельефов Донателло на главном алтаре церкви заставляет ихказаться холодными и пустыми, несмотря на их красоты.
Однимиз самых самостоятельных верхнеитальянских скульпторов XVI столетия был, затем,Антонио Бегарелли из Модены (1479 – 1556), с самостоятельным пониманием натурыперенесший в область пластической красоты XVI столетия, лишенной красок, искусствопышных по разнообразной раскраске терракотовых групп Маццони, его учителя, помнению Зигфрида Вебера. Его спокойно скомпонованное «Оплакивание тела Христа»(1544 – 1546) в Сан Пьетро, в отличный бюст Сигонио (1555) в Сант’Агостино(1531 – 1537) и богатое фигурами, но несколько беспомощно скомпонованное«Снятие с Креста» (1544 – 1547) в Сан Франческо. Влияние Корреджо, великогоживописца соседней Пармы, отражается на выразительности его голов. Своимиразвевающимися одеждами Бегарелли, однако, предвещает уже более разметанноеискусство будущего. Последователем Микеланджело в этих местах является ПроспероКлементи из Реджио (1500 – 1584), статуи моденского замка которого уже даютповерхностные формы; однако, его лучшее произведение, надгробный памятник епископуРангони в соборе Реджио, в величественной сидячей фигуре покойного обнаруживаетеще непосредственное наблюдение и естественное чувство. Вскоре затем искульптура верхней Италии была захвачена водоворотом нового стиля, полногодвижения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru