Реферат по предмету "Культура и искусство"


Верхнеитальянское ваяние XVI века

Архимандрит Карл Вёрман
Какв XV, так и в XVI веке скульптура верхней Италии служила преимущественноархитектурным задачам. Побеги старых школ давали о себе знать здесь еще долго ив новый век. Но и в верхней Италии начинают теперь преобладать главным образомтосканские скульпторы. В Болонье к флорентийцу Триболо присоединился уроженецЛуки, воспитанник Феррары Альфонсо (Читаделла) Ломбардии (около 1497 – 1537 г.). Здесь он участвовал в украшении изящного правого портала Сан Петронио рельефами набиблейские сюжеты, украсил тимпан левого портала этой церкви свободно и широкозадуманной мраморной группой Воскресения, но затем он проявил свойверхнеитальянский темперамент, страстный реализм которого уже обнаруживаетпереход к особенностям барочного движения. Таковы его терракотовые группы внатуральный рост староболонского типа, например, огромная нераскрашенная группаУспения Богоматери в Санта Мария делла Вита. В Генуе прекрасная соборнаякапелла Иоанна Крестителя была украшена мраморными статуями такимизначительными тосканскими мастерами, как Маттео Чивитале и Андреа Сансовино.Однако реставрация алтарной сени этой капеллы, так удачно соединяющей, повыражению Суиды, «ломбардский вкус в орнаменте с упрощенными формами стиляшестнадцатого столетия», была выполнена главным образом, ломбардцами, ДжованниДжакомо и его сыном Гулельмо делла Порта (ум. в 1577 г.). Однако вслед за Гулельмо, покинувшим Геную, чтобы поступить в Риме на службу кМикеланджело, сюда явился самый преданный ученик Микеланджело, тосканецМонторсоли и выполнил по поручению Андреа Дориа его колоссальную статую,впоследствии разрушенную, а в алтарной нише церкви Сан Маттео, кроме того,группу Пьета, между апостолами и пророками, затем полную силы фигуру Спасителяс рельефами пророков и евангелистов по сторонам. Среди скульпторов, украшавшихдворец Андреа Дориа, выделился тосканец Джованни да Фьезоле, исполнивший нетолько прекрасный главный портал, но и два огромных и величественных каминабольшой залы со скульптурным декором. Таким образом, тосканская скульптуравполне завоевала и Геную.
ВМилане старый Ломбардский стиль проявлялся хотя и самостоятельно, но безособенного величия и изящных произведений Агостино Бусти, прозванного Бамбайа(1480 – 1548). Блестящими представителями его при переходе к XVI столетию былиДжованни Антонио Амадео и Кристофоро Солари иль Гоббо. Главные произведенияБусти, вроде памятников Гастона де ла Фуа (1515 – 1522), или фамилии Бираго(после 1522 г.), к сожалению, разрушены, их части, как показал Сант’Амброджио,рассеяны по разным собраниям. Чистая по стилю надгробная фигура Гастонаукрашает музей Замка в Милане. В стиле Микеланджело и в духе Челлини работали вМилане также падуанцы Леоне Леони (1509 – 1590) и его сын Помпео Леони (ум. в 1610 г.), которым Плон посвятил отдельный труд. Мраморный надгробный памятник Джованни Джакомо Медичив Миланском соборе является бледным подражанием Микеланджело. Болеевыразительна выполненная мастером сидящая бронзовая фигура Винченцо Гонзага наего памятнике в Сабионетте. Свою главную деятельность, однако, отец и сынразвили на поприще бронзовых бюстов, статуэток и медалей, которые ониизготовляли не только для итальянских правителей, но также и для Карла V иФилиппа II. Музей в Мадриде, Придворный музей в Вене и Виндзорский замок богатыпроизведениями их работы, через посредство которых староломбардская скульптураищет и находит соприкосновение с мировым барочным стилем в области прикладногоискусства.
ВВенеции рядом со стилем настоящего раннего ренессанса установили свойсобственный, явно основанный на антике, не приведенный еще к внутреннемуединству и преувеличенный стиль высокого ренессанса сыновья Пьетро Ломбардо,Туллио и Антонио Ломбарди, из которых Туллио работал до 1632 г. Истинный высокий ренессанс внес и в венецианскую скульптуру лишь флорентиец Якопо Сансовино.Подчиняясь свойству поставленных ей задач, скульптура Якопо в Венеции,несомненно, стала более поверхностной и декоративной, но еще и после 1550 г. она держалась вдали от преувеличений микеланджеловского стиля и довольно часто радует свежейжизненностью своих фигур и их движений. К лучшим работам его принадлежатбронзовые статуи Аполлона, Меркурия, Минервы и богини Мира в нишах, затеммраморные рельефы мифологического содержания, например, рельеф с Фриксом иГеллой, находившийся на цоколе мраморной галереи (Лоджетты) подле обрушившейсяколокольни Сан Марко. Великолепны также его рельефы и головки на обрамленияхбронзовой двери ризницы собора св. Марка. Из его надгробных памятников самыйкрасивый памятник дожа Веньер в Сан Сальваторе, а на нем статуя «Упования»,ничтожная по своей оригинальности, но самая известная в кругах классическогонаправления. Более поздние колоссальные мраморные статуи Марса и Нептуна Якопо,давшие имя «Лестнице гигантов» во дворе дворца Дожей, производят впечатлениепышных пластических фраз.
Измногочисленных учеников, собравшихся около Якопо Сансовино в Венеции, которымон давал в своих более крупных предприятиях, например, в скульптурной отделкеБиблиотеки, дворца Дожей и Лоджеты, Данезе Каттанео из Каррары (1509 -1573)является в своих портретных бюстах Бембо и Контарини собора св. Антония в Падуеменее приторным и рассчитанным, чем в своих идеальных произведениях, каковыстатуи на гробнице Лоредано в Санти Джованни и Паоло в Венеции. АлессандроВитториа из Триента (1525 – 1608) производит более свежее и правдивоевпечатление своим собственным бюстом в Сан Заккариа в Венеции, чем своимивытянутыми с манерными движениями статуями, не исключая и прекрасной фигуры св.Себастьяна в Сан Сальваторе в Венеции. Наоборот, Венецию последней четверти XVстолетия украсил для своего времени чистыми по стилю, хотя и рассчитанными на эффект,многочисленными мраморными и бронзовыми статуями талантливый мастер, ученикКаттанео, Джироламо Кампанья из Вероны (ум. около 1550 г.). Как религиозного мастера его показывает бронзовая группа в Сан Джорджо Маджоре, представляющаяСпасителя на земном шаре, поддерживаемом коленопреклоненными ангелами. Каксветского мастера его характеризуют каминные фигуры Меркурия и Геракла в заледелль Колледжио дворца Дожей, а как о портретной мастере дает отличное понятиенадгробная фигура дремлющего дожа Чиконья в церкви иезуитов. Джироламо Кампаньязакончил также (в 1577 г.) последний из больших мраморных рельефов из жизни св.Антония в падуанской капелле святого, над которыми работали самые выдающиеся венецианскиемастера с начала XVI столетия, сперва Антонио и Туллио Ломбардо, затем ЯкопоСансовино, рельеф которого, представляющий воскресение мертвых, уступаетподобному же рельефу Кампаньи в наглядности и естественности. В общем, этидевять больших мраморных рельефов в Санто, в Падуе, принадлежат к важнейшимпроявлениям повествовательной скульптуры XV и XVI столетий; только близостьбессмертных бронзовых рельефов Донателло на главном алтаре церкви заставляет ихказаться холодными и пустыми, несмотря на их красоты.
Однимиз самых самостоятельных верхнеитальянских скульпторов XVI столетия был, затем,Антонио Бегарелли из Модены (1479 – 1556), с самостоятельным пониманием натурыперенесший в область пластической красоты XVI столетия, лишенной красок, искусствопышных по разнообразной раскраске терракотовых групп Маццони, его учителя, помнению Зигфрида Вебера. Его спокойно скомпонованное «Оплакивание тела Христа»(1544 – 1546) в Сан Пьетро, в отличный бюст Сигонио (1555) в Сант’Агостино(1531 – 1537) и богатое фигурами, но несколько беспомощно скомпонованное«Снятие с Креста» (1544 – 1547) в Сан Франческо. Влияние Корреджо, великогоживописца соседней Пармы, отражается на выразительности его голов. Своимиразвевающимися одеждами Бегарелли, однако, предвещает уже более разметанноеискусство будущего. Последователем Микеланджело в этих местах является ПроспероКлементи из Реджио (1500 – 1584), статуи моденского замка которого уже даютповерхностные формы; однако, его лучшее произведение, надгробный памятник епископуРангони в соборе Реджио, в величественной сидячей фигуре покойного обнаруживаетеще непосредственное наблюдение и естественное чувство. Вскоре затем искульптура верхней Италии была захвачена водоворотом нового стиля, полногодвижения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1984 Essay Research Paper Nineteen EightyFour is
Реферат Развитие компьютерных технологий в прошлом и в будущем. Интернет
Реферат Туризм та його вплив на світову економіку
Реферат 1. Основные принципы организации бухгалтерского учета и налогового учета
Реферат Методи забезпечення якості продукції
Реферат Что такое Царство Божие?
Реферат Психология предательства в рассказе Леонида Андреева «Иуда Искариот»
Реферат Analysis Of Two Different Articles Essay Research
Реферат Разработка измерительного преобразователя
Реферат Аксенова Ольга «Следуй за белой лошадью»
Реферат 2127 примерное положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Реферат Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия
Реферат Философия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдта
Реферат Національної доктрини розвитку освіти України у ХХ столітті
Реферат Исторя развития вычислительной техники