Илиодор Хоринов — архитектор «СибирскогоЛейпцига»
Н.И. Лебедева
Проблемакачества городской среды является одной из самых актуальных в контекстесоциокультурных реалий сегодняшнего дня. В данном аспекте памятники архитектурырассматриваются нами как средоточие материальной и духовной жизни людей и какэстетический объект, включенные в исторический процесс.
Творчествоомского архитектора И.Г.Хворинова особенно интересно для нас тем, что егодеятельность приходится на наиболее динамичный период в развитии Омска. ИлиодорГеннадьевич приезжает в город, когда Великий Сибирский путь дошел до Иртыша игород стал одним из наиболее быстро развивающихся центров России. Населениеувеличивалось поразительными темпами: с 39542 человек в 1890 г. до 135 тысяч в1915 г. Писатели называли Омск «Сибирским Чикаго» и «СибирскимЛейпцигом». Так за двадцатилетие число торговых заведений Омска достигло1028 с оборотом 16944181 рубль [1], а промышленных предприятий — 183 с валовойпродукцией на 8,3 миллиона рублей. В городе было несколько представительствкрупнейших торговых фирм мира. Своеобразным памятником достижений региона сталапервая западно-сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленнаявыставка 1911 г., павильоны которой были построены в стиле модерн, ноязвительно названные журналистом «Омского вестника» «смесьюрококо с нижегородским». На самом деле сибирским предпринимателям былприсущ общерусский и европейский размах.
ИлиодорХворинов родился в 1835 г. в семье художника. В 1856 г., по окончанииПетербургского строительного училища (позднее институт гражданских инженеров)по первому разряду он был направлен в Пермскую губернию в дорожную комиссиюпомощником начальника искусственного стола. С 1866 г. Хворинов занималдолжность младшего архитектора строительного комитета в Нижнем Новгороде, наследующий год он был назначен губернским архитектором, а в 1868 г. сталархитектором ярмарочного гостинного двора.
Такимобразом, получив прекрасное образование в училище, преподаватели и выпускникикоторого создали ему мировую славу, Илиодор Геннадьевич имел огромный опыт какстроитель-практик. С 1867 г. на территории ярмарки началась постройкаграндиозного собора во имя Александра Невского по проекту Р.Я.Килевейна.Законченный в 1883 г., он стал основной доминантой на стрелке Оки и Волги. В1890 г. был построен огромный главный ярмарочный дом (архитекторы А.И. фонГоген, Г.А.Трамбицкий и К.В.Трейман) также решенный в русском стиле.
В1894 г. Хворинов уже зрелым мастером приезжает в Омск. Возможно, он былприглашен Марией Шаниной или Капитоном Алексеевичем Батюшкиным.
Здесьон работал чиновником особых поручений по строительной и дорожной части приСтепном Генерал-губернаторе (1894-1901?), городским архитектором (1901-1906).Под его руководством с 1901 по 1903 гг. осуществлялась пристройка для пансионамужской гимназии. В 1911 г. И.Г.Хворинов выступил экспертом по созданиюводопровода в Омске.
Ещенесколько лет назад авторство И.Г.Хворинова было определено только по отношениюк драматическому театру, музею географического общества [2]. В последние годыисториками и искусствоведами было сделано еще несколько атрибуций, значительнорасширивших круг работ архитектора.
Первойиз известных общественных построек является здание музея Западно-СибирскогоОтдела Императорского Географического Общества, история возведения которогоподробно описана И.В.Спириной в 1989 г. Решение о строительстве здания былопринято 20 марта 1895 г. Подготовка плана здания и сметы были порученыдействительному члену Отдела И.Г.Хворинову. Уже 24 марта план был рассмотрен назаседании Отдела. Проблемы, связанные со строительством здания, возникали одназа другой — отсутствие средств, высокие грунтовые воды и др. Поэтомустроительство растянулось с 1896 по 1900 гг. В строительной комиссии былиГ.Е.Катанаев — председатель распорядительного комитета, И.Г.Хворинов иН.А.Панов. Во время строительства к работам привлекались инженеры И.П.Кравцов иА.П.Хекстрем. Постройка была выполнена в стиле эклектики, выбор архитектора былсделан в духе классицистической стилизации (симметричный план, обшивкадосками), русской стилизации (деревянный сруб, разновеликие объемы, резныеналичники, шатровое завершение центрального ризалита с луковичной главкой) ивосточной архитектуры (граненые фонарики над боковыми ризалитами, напоминающиеюрты и некоторые элементы интерьера). Классическая архитектура соответствовалапредставлениям о музее как храме науки и искусства, русская стилизациясоответствовала хозяйственному и культурному освоению русскими Сибири, авосточные мотивы — тем, что осознавалось значение восточной культуры в регионеи этнографическая направленность исследователей — членов ЗСОРГО [3].
Самойзнаменитой постройкой мастера является драмтеатр, решение о постройке которогобыло принято в 1899 г. Здание было заложено 28 июля 1901 г., уже в 1902 г.кладка здания была окончена, но отделка интерьера и устройство сцены затянулисьдо сентября
1905 г. [2]. Окончательный облик здание получило в 1912 г., когда оно былооштукатурено и украшено лепниной. Театр с ярусным залом на 829 человек былодним из крупнейших в Сибири. В стилистике здания преобладают барочные иклассицистические мотивы, вероятно, обусловленные тем, что расцвет театра вЕвропе пришелся на расцвет именно этих стилей. Сложное в плане здание восхищаетмногообразием объемов, кроме центрального купола над ризалитами возвышаютсяпышно декорированные купола. Над балконом-порталом ионические колонныподдерживают сложный аттик с лучковым завершением. В декоре встречаются самыеразные мотивы — лиры, коньки, акант, акротерии.
Омскимискусствоведом Ю.И.Шепелевым было высказано предположение, что автором проектадома М.А.Шаниной на Любинском проспекте является И.Г.Хворинов. Действительно, вздании, вписанном в сложный ландшафт, виден высокий профессионализм, сочнаяперенасыщенная деталями пластика фасадов решена в стиле эклектики с барочными иклассицистическими элементами. Столь же изящные, как и на драмтеатре,ионические трехчертвертные колонны, лепнина, аттики с лучковым завершением иразличные башенки. Богатейшая омская купчиха, торговавшая мануфактурой,одеждой, обувью и другими товарами, имевшая швейные мастерские, построила свойдом в 1898-1900 гг. на одном из самых выгодных участков, выходивших наЛюбинский проспект, Гасфортовскую улицу и городской базар — важнейшие торговыепункты города. Конечно, заказчица роскошью торгового дома хотела подчеркнутьсвое благосостояние и надежность предприятия.
Основываясьна стилистическом анализе построек и архивных документах, автору исследованияудалось определить еще несколько зданий, построенных по проектам ИлиодораГеннадьевича.
ВЦентральном государственном архиве Казахстана удалось обнаружить документ наутверждение проекта «каменного здания для торгового помещения и гостиницыс нумерами и рестораном в городе Омске на углу Любинского и Санниковскогопроспектов», подписанное Хвориновым. Документ датирован 1905 г., через годтрехэтажный дом был возведен старейшим омским купцом Георгием ВасильевичемТереховым. В подвале и на первом этаже находились магазины, в том числе, самогоТерехова, Н.Н.Машинского и других, второй и третий этаж занимала гостиница«Россия» (соврем. «Октябрь»). Это здание также мастерскивписано в существующую градостроительную ситуацию на перекресткепроспектов.Декор его фасадов насыщенный: межоконные простенки оформленыполуколоннами, 8-колонные портики входов поддерживают балконы с парапетами избалясин или фигурными металлическими решетками, над карнизом первоначальновозвышались четырехгранные парусные купола (после пожара, в начале 1910-х г.заменены куполами в виде усеченных пирамид).
Мыможем предположить участие Хворинова в решении фасадов еще трех зданий навосточной стороне Любинского проспекта. Дома, принадлежавшего в 1900-е — начале1910-х годов М.А.Шаниной (соврем. ул. Ленина 11, 13), двухэтажное зданиепосередине главного фасада имело большой балкон, спаренные колонны которогоподдерживали аттик с высоким восьмигранным куполом над ним, венчаемым фонарикомс люкарнами и куполочком. Позднее дом был продан двум владельцам и перестроен.Здание на углу с Санниковским проспектом: двухэтажное, со срезанным угловымфасадом, фронтончики и сандрики оконных проемов поддерживают лопатки иполуколонки, над главным фасадом аттик с лучковым завершением.
Одиниз самых знаменитых омских особняков — дом Батюшкиных на ул. Береговой (соврем.Иртышская набережная) — также относится к строениям Илиодора Геннадьевича.Искусствоведы относят постройку дома к 1901-1902 гг. и приписывали его Дессину.Но в архивных документах информации о его постройке не сохранилось. Характеробъемно-планировочного решения здания, ризалиты, оформленные трехчертвертнымиколоннами, терраса с парапетом из балясин и угловая четырехгранная паруснаябашенка очень характерны для творчества Хворинова.
Возможно,что снесенный дом Акмолинского губернатора в городской роще (напротив соврем.кинотеатра им. В.Маяковского) тоже был построен по проекту И.Г.Хворинова. В«Деле о постройке губернаторского дома в г. Омске и переноске зданийОльгинского приюта трудолюбия на новое место» (1903-1911 гг.), хранящемсяв ЦГА Казахстана, не указано имя автора проекта, но планировка, декор, угловаяпарусная башня с люкарнами свидетельствуют о почерке этого архитектора.
В1989 г. автором статьи была сделана атрибуция здания бывшего Омского женскогоепархиального училища, что позволило опровергнуть авторство А.И.Хмары [2] иустановить дату постройки. Здание было заложено осенью 1907 г. и окончено вавгусте 1909 г. Это была одна из самых крупных построек первого десятилетия ХХвека и значительная доминанта Кадышевского форштадта. Четырехэтажноекраснокирпичное здание было возведено в стиле классицизирующей эклектики, егопротяженный фасад фланкировался ризалитами, а центр был выделен тамбуром сбалконом над ним и четырехколонным портиком, завершенным аттиком. Над восточнымризалитом аттик венчали 3 килевидные бочки, так на фасаде была отмечена домоваяцерковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Возможно, предполагалосьвпоследствии оштукатурить фасад, так как трехчертвертные колонны имеюткапители, которые могли быть украшены листьями аканта [4].
Последнимсооружением по проекту И.Г.Хворинова была пожарная каланча (1912) на Александровскомпроспекте (совр. ул. Интернациональная). Высокая цилиндрическая каланчаподнимается над кубическим объемом гаража для пожарных подвод. Она построена врусском стиле в 1914-1915 гг. и производит жизнерадостное впечатлениеконтрастом красных стен и белого декора, мощью основания и изяществомкокошников (ГАОО Ф. 172. Оп. 1. Д. 165).
Рукамастера коснулась всех видов построек конца ХIХ — начала ХХ вв.: музей, театр,магазины, гостиницы, учебные заведения, частные особняки и хозяйственное сооружениеи везде мы видим мажорное звучание объемов, декора и красок.
Последниегоды жизни Илиодор Геннадьевич преподавал рисование и лепку в частной гимназиисвоей жены — Ольги Яковлевны (1907-1913 гг.). Гимназия размещалась сначала вдоме Баранова на Дворцовой улице, затем в доме Сергеева по Ильинской улице.
УмерИлиодор Геннадьевич 8 декабря 1914 г., был отпет в Войсковом Никольскомказачьем соборе и похоронен на Казачьем кладбище.
Напомниммнение об архитектуре крупнейшего историка искусства, профессора Б.Р.Виппера:"… Мы вправе наделить архитектуру предикатом самого этического изискусств, поскольку деятельность архитектора всегда связана с известнойсоциальной ответственностью… в каждой, самой случайной, самой произвольнойигре фантазии архитектора отражается дух того общества, того коллектива,которому служит архитектор. В этом смысле можно сказать, что архитектура — гораздо более созвучное эпохе искусство, чем скульптура или живопись… Ни водном искусстве заказчик (в самом узком и в самом широком смысле, какиндивидуальный хозяин и как голос эпохи) не играет такой важной роли, как вархитектуре". Таким образом, любое здание является памятником истории иуровня культуры, запечатлевшим состояние общества в определенный моментвремени.
Список литературы
[1]Юрасова М.К. Омск. Омск, 1983. С. 81
[2]Кочедамов В.И. Как рос и строился город Омск. Омск, 1960. С. 43
[3]Спирина И.В. Здание музея Западно-Сибирского Отдела Императорского РусскогоГеографического Общества. История строительства // Памятники истории и культурыгорода Омска. Омск, 1992. С. 48-61.
[4]Лебедева Н.И. Здание бывшего женского епархиального училища // Памятникиистории и культуры города Омска. Омск, 1992. С. 62-66.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.omsu.omskreg.ru/