Творческая контрольная итоговаяработа по музейной практике
Тема
«В.В. Кандинский — абстракционист»
Москва 2010г.
Содержание
Введение
Абстракционизм,как понятие
Кандинский –абстракционист
Заключение
Литература
Введение
Абстракционизм, как понятие
Абстракционизм — крайняя форма модернизма, возник как вызов обществу икак последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычнымисредствами. Можно сказать, что абстракционизм возник на обломках кубизма,футуризма и ряда других модернистских течений достигших своего упадка. В.Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне, П. Мондриани др. стояли у истоков абстракционизма.
Художники, утверждая значение подсознательного, рассматривали творческийпроцесс как погружение в мир интуитивных движений души, автоматическую передачусвоих ощущений. Они исходили из того, что связь искусства с формами жизни себяуже исчерпала и человек осознать мир не способен, а тем более не способенвоплотить его в пластических образах в силу многообразия нового мира. Средстваотображения смутного подсознательного образа могут быть любые: от классическихкрасок и холста до камня, проволоки, мусора, труб и т. п. Главное вабстракционизме — сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных отприродной и социальной реальности. Это беспредметное и бесформенное искусство.В абстрактном искусстве исключается образная основа, составляющая сутьхудожественного творчества.
Ранний (1920 — 1930 гг.) абстракционизм широкое распространение получил вархитектуре и прикладном искусстве. Его питательной средой были настроениябуржуазной интеллигенции.
Поздний (послевоенные годы) абстракционизм представлен тремя потоками:
1) экспрессивная живопись и графика (вольное, спонтанное сочетание линийи пятен),
2) сюрреализм (тяготение к загадочности, магии, кошмарным психологическимвидениям, бредовым ассоциациям, абсурдному взаимосочетанию различных предметови образов)
3) абстрактно-геометризированное, технизированное искусство (чистодекоративные решения, абстрактная скульптура из различных видов металла сприменением современных средств его обработки).
Кандинский – абстракционист
Кандинский родился 4 декабря 1866 года в Москве. Первой профессиейКандинского стали музыкальные выступления, на которых он играл на фортепиано и виолончели.Через некоторое время Кандинский стал рисовать, причем в его картинахвстречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем,что каждый цвет живет своей таинственной жизнью. Поворотным событием в жизнимолодого Кандинского стало посещение выставки французских импрессионистов.Именно после этого блестящий правовед решил оставить привычную профессию иобучаться искусству живописи.
В 1896 г. он уехал в Мюнхен, который был в то время центром европейскогоакадемического образования. В этом городе, названном художником «островкомдуховного в громадном мире», жил и работал теоретик нового искусства АвгустЭндель, статьями которого зачитывался молодой Кандинский.
«Мы стоим в преддверии совершенно нового искусства, слияние форм которогоничего не представляет, не изображает, не рассказывает, но которое захватываетдушу так глубоко, как это способна сделать лишь музыка!»
— эти строки Энделя, ставшие пророческими, особо запомнились начинающемуживописцу. Обучаясь у мюнхенских профессоров Антона Ашбе и Франца фон Штука,Кандинский создавал свои ранние произведения, для которых в основном позировалипрофессиональные модели.
Полотна «Синяя гора», «Купола», «Пейзаж с лодкой», «Дамы в кринолинах»стали первыми работами, свидетельствовавшими о серьезных изменениях вживописной манере Кандинского. В этих Картинах ландшафтах, для которых былихарактерны энергичные краски и простые сменяющие друг друга контуры, образыедва угадываются. За счет этого композиции стали весьма близки к абстрактным.
Традиционно считается, что история абстрактного искусства началась вРоссии с 1910 года, когда появились первые неизобразительные акварели В.Кандинского. Перспективы развития абстрактного искусства В. Кандинскийсвязывал, как пишет доктор философских наук И. П. Лукшин, с «наступлением новойдуховной атмосферы. Он и ощущал себя не рядовым художником, а деятелем, которыйсам приближает эру духовного царства, эпоху великого духовного возрождения».
Говоря о духовности, В. Кандинский подчеркивал, что она связана свыражением внутреннего мира человека, который наиболее адекватно раскрывается вбеспредметных формах, так как предметность является бездуховным, вульгарнымматериализмом.
Для того, чтобы наглядно представить переход к эпохе великой духовности,В. Кандинский изобразил треугольник. Его верхнюю острую часть занимаютхудожники пророческого типа, чье творчество отвергается многочисленной толпой,располагающейся в основании треугольника. Движение в нем идет по направлениювверх, и впоследствии на место, которое изначально занимали всего несколькочеловек, со временем приходят целые массы. Так осуществляется духовный ростобщества — с отклонениями, временными остановками, иногда прерывается периодамиупадка. И в такие моменты (считает В. Кандинский) искусство ищет содержание втвердой материи, потому что не находит его в тонкой. Эра же нового искусстваозначает его движение к «анатуральному, абстрактному и внутренней природе».
Многие термины — «вибрация», «созвучие», «восхождение», ставшиевпоследствии ключевыми в теоретических работах художника, он позаимствовал изтеософских и оккультных трактатов. В апокалиптическом взгляде на мирконцентрировалось ощущение конца света, ощущение господства сатаны. В битведобра и зла, света и тьмы, Бога и сатаны будет разрушен старый неправедный мир,воскреснут все христиане и на земле воцарится Мессия. Мотивы этой вселенскойкатастрофы переходили у В. Кандинского из одного произведения в другое,исполнялись им в различных материях. Например, фигуры апостолов из «Всех святых»превратились в «Воскресение» в живописи на стекле, в акварель и гравюру длясборника «Звук», а потом трансформировались в «Страшный суд». Если сначала влевом верхнем углу картин В. Кандинского сохранялись еще смутные очертанияангела с трубой, то впоследствии конкретность деталей постепенно исчезает,контуры отделяются от цветовых плоскостей, цветные пятна теряют своювещественность и объемность, живописные формы становятся прозрачными ивзаимопроникающими. Святой Илья превращается в красное пятно, ангелы в левомверхнем углу становятся повторяющимися кривыми линиями.
Свое обращение к абстрактной живописи В. Кандинский объяснял нефантазией, не прихотью художника, а существованием замаскированных образов,содержание которых должно выявляться постепенно.
Отказавшись от предметности изображения, В. Кандинский разработал тритипа абстрактных картин, которые и легли в основу его дальнейшего творчества.Первый тип — это «импрессии», которые рождаются от прямого впечатления присозерцании внешней природы. Второй — импровизации, выражающиеся «главнымобразом бессознательно, большей частью внезапно». Первые беспредметные работы ибыли созданы В. Кандинским в «импрессиях» и импровизациях. В них художник ещесохранял некоторую связь с реальными предметами, но потом окончательно разделилсвои картины на три стадии удаления от первоначального импульса, который далтолчок к их написанию. Третий тип — собственно композиции, в которыхмноголетние художнические изыскания В. Кандинского получили наиболее полноевыражение. «С самого начала, — писал художник, — уже одно слово «композиция»звучало для меня, как молитва». Лучшие из них созданы в начале 1910-х годов — впериод наивысшего развития таланта художника.
Вершиной творчества В. Кандинского считаются «Композиция VI» и «КомпозицияVII», написанные в 1913 году. Как пишет искусствовед Н.Б. Автономова, покомбинациям живописных форм и линий картины эти многосоставны и разнообразны. Вних нет глубины пространства в привычном для нас понимании, однако при этом онавсе же сохраняется. Характер распределения форм, наложенных друг на друга, исвойства самой краски (которая, по словам В. Кандинского, «может отступать иливыступать, стремиться вперед или назад») помогают ему построить «идеальнуюплоскость» и вместе с тем дать ее «как пространство трех измерений». Сам онназывал это рисуночным (или живописным) «растяжениемпространства».«Композиции», над которыми В. Кандинский работал долго инапряженно, имеют свою живописно-пластическую драматургию. Художник исполнилмного графических и живописных набросков и эскизов, он мыслил свои «Композиции»как некие новые миры, возникающие так же, как возник «космос» — «путемкатастроф, подобно хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов всимфонию, имя которой — музыка сфер».
/>
Композиция VI (1913)
/>
Композиция VII (1913)
«Композиция VI» и «Композиция VII», почти одинаковые по размеру, различныпо характеру содержания и его воплощения. Каждый из мотивов, достигая своегокрайнего напряжения, действительно уподоблен некой катастрофе — своего родавзрыву или потопу. Линии «Композиций» движутся по поверхности холста плавнымиизгибами то широко и свободно, то группируются в виде параллелей.Взаимодействуя, они сталкиваются друг с другом, изменяют свое направление,перерезают друг друга, ломаются или складываются в те или иные комбинации.Пятна и линии здесь действуют, как живые существа. И то, что это абстрактныелинии (а не конкретные люди, животные или предметы), лишь усиливаетвыразительность события. Теряя в конкретности, пластическое событие приобретаетхарактер всеобщности. Трагедия, которая разворачивается в условном времени,содержит в себе катарсис (очищение), гармоничное развитие, казалось бы,неразрешимых противоречий. «Хор красок», состоящий из множества голосов —разных по характеру, тембру и силе, звучит мощно и взволнованно. В. Кандинскийв своих «Композициях» творит новую реальность, не имеющую ничего общего сокружающим нас миром.
Кандинский стремился представить «движения души» посредством одной лишьчистой гармонии цветов, прибегая только к языку знаков и символов. Период с1909 по 1914 г. в творчестве художника считается, пожалуй, самым интересным,самым экспериментальным и самым интенсивным — только живописных работ за этовремя он создал более двухсот. Пятна цвета, то крупные, то мелкие, парящие вневедомом пространстве, словно сливаются или разбегаются; часто они оконтуреныи имеют «мягкие», наподобие биологических, формы. Сверкающие, какмолнии, зигзагообразные линии прорезают эти таинственные миры. Зритель словнопогружается в атмосферу тайны, пятна как бы оживают, стремясь заманить зрителяв бездонные пространства, где они обитают. То, что отдельные пятна крупнее,другие меньше — не является знаком их реальной величины; такая живопись, каккосмос, топографически и хронологически неоднородна, погружение в нее должнозрителя «растворить», дать новый духовный опыт. Так, по крайней мере,виделось самому Кандинскому, о чем он рассказывал в своих книгах «Взглядназад» и «О духовном в искусстве».
В 1917 году Кандинский создает три программных произведения: «Синийгребень», «Смутное», «Сумеречное», годом ранее им была написана картина «Краснаяплощадь». «Красная площадь» – это символ города, стоящего на пороге новой эры.Желтое зарево, подобное световой вспышке, льющиеся с неба лучи света, летящиенад городом птицы, яркая цветовая перекличка – все это создает ощущениеторжественности и праздничности, высшего накала чувств. Все произведения,созданные Кандинским в 1916–1917 годах, как «предметные», так и абстрактные,отличает динамичность, активность композиционного построения. Создаетсяощущение сильной концентрации всех сил в центре полотна. Особую роль в работахэтого времени играют линейный и цветовой ритм.
С началом революции Кандинский активно включается в художественную жизньобновленной России. Художник отказывается от своего раннего стиля абстракций;теперь его интересуют геометрические формы, четко обозначенные. Отражениемновых идей стала книга «Точка и линия на плоскости», изданная в 1926году. Это систематический анализ живописных элементов — линий и их исходногопункта — точки, сочетание «рисуночной формы» и «формыкрасочной», ритмов и пропорций, отношение углов, разработка плоскости. Воснове этого имелась своя философия — «победа над злом в мире». Вгеометрическом стиле абстракций Кандинский больше внимания обращает на«игру» различных сочетаний фигур, иногда напоминая Пауля Клее, с нимдружившего.
/>
Вибрация 1925г.
«Вибрация» создана Кандинским в Веймаре. Композицияполна геометрических фигур, описанных в книге художника о «точке и линии». Какон сам писал, «контакт между острым треугольником и кругом
производит не меньший эффект, чем палец Бога, протянутый Адаму на картинеМикеланджело».Одним из самых примечательных элементов «Вибрации» можно считатьразноцветную шахматную доску, яркие цвета которой заставляют вспомнить о раннемпериоде творчества художника. В целом композиция картины представляется болеецельной и взвешенной, чем на многих других работах того же времени, а единствоцвета и формы создает сложную структуру. Палитра в «Вибрации» отличается (заисключением шахматной доски) приглушенностью, характерной скорее для болеепозднего Кандинского.
В 1921 г., получив разрешение на командировку,Кандинский уехал в Германию. В следующем году он начал преподавать в Веймаре вшколе «Баухауз», в которой разрабатывалась концепция создания единогоискусства, не имеющего внутренних границ. Даже в период «Баухауза», когда втворчестве Кандинского преобладали строгие геометрические фигуры, художникдобивался того, чтобы источник его абстрактного изображения оставался понятнымзрителю.
«Вверх» — классический образец такой живописи.Написанные маслом на картоне геометрические фигуры и плоскости складываются вчеткие очертания человеческого торса. Здесь же в 1926 г. художник написал свойизвестный труд «Пункт и линия к плоскости». Его живопись тех лет претерпелазаметные изменения. Графические циклы «Малый мир», «Композиция VIII», вкоторых преобладают круги, треугольники и косые линии, существенно напоминаютсупрематические композиции Казимира Малевича. Цвет фигур стал варьироваться взависимости от фона. Соответственно цветовой тон и насыщенность цвета сталименяться в тех местах, где фигуры пересекаются друг с другом. Новые приемыКандинский пытался совместить со своими прежними в картинах, которые называл«ландшафтами» («Холодная энергия», «Темный пульс»). В таких полотнах, как«Убежденный» и «Акцент в розовом свете», контуры изображения почти полностьюразложены на косые и диагональные линии.
/>
Вверх 1929г
/>
Композиция VIII 1923г
Круг доминирует во всех картинах двадцатых годов. Порой он даже вытесняетвсе другие формы, как в знаменитой картине «Несколько кругов» (1926),которая вызывает ассоциацию с полетом пестрых мыльных пузырей. В картине«Качающееся» (1925) контуры одних кругов ясно очерчены, другие –напротив, растекаются или окружены тусклым свечением».Можно еще назвать такиеполотна, как «Круги в круге» «Интимное известие» (Овал № 1, 1925) и «Безназвания» (Овал № 2, 1925).
Свое внимание к кругу Кандинский объяснял так:
«Сегодня я люблю круг, как раньше любил, например, коня, а может быть ибольше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он изанял место коня». В круге он находил «связь с космическим», восхищался«напряжением, несущим в себе бесчисленные напряжения», при этом он испытывал«сильное чувство внутренней силы круга».
/>
«Круги в круге» 1923г
/>
«Несколько кругов» 1926г
В 1928 г., осознав, что связи с родиной оборваны, Кандинский получилнемецкое гражданство. Спустя пять лет, после закрытия национал-социалистамишколы «Баухауз», художник обосновался в Париже. Парижское время – самый спорныйпериод в творчестве Кандинского. Творчество этого периода, получившегонаименование «синтетического», отмечено отпечатком воздействиясюрреалистической живописи: «Разные части», «Вокруг круга» (обе – 1940),«Разнообразные действия» (1941).
Как отмечает М.К. Лакост:
«Графически-строгое образотворчество сменилось в его картинах мотивамибарочной полноты, выглядящими так, будто они уже утратили всякую связь соструктурой, которая долгое время лежала под поверхностью, будучи знакома лишьхудожнику; и только силой творческого акта стала видна также другим…Всплылисвоеобразные фигуры, которые так и хочется назвать существами. Художник непредпринимал ничего, чтобы смягчить эффект причудливо-нелепого. Напротив, чемабсурднее в этих картинах фигуры, тем очевиднее решимость прорисовать их допоследней детали; чем изощреннее формы, тем ярче краски. Ни разу прежде невиданные, но почему-то все же привычные фигуры появляются в двух разныхконфигурациях: то это замкнутая в себе композиция, то беспорядочноенагромождение самых несходных форм, рассеянных по всему полотну. Однакоисполнение отличается такой ясностью, что не оставляет места ни одной случайнойдетали: союз точности и воображения!»
Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой».
Заключение
Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, свиду ничего общего не имеющий с «действительностью». Внутри онподчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с«миром природы» появляется новый «мир искусства» — оченьреальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое«абстрактное искусство» называть конкретным искусством".
Кандинский до самого конца не усомнился в своем «внутреннеммире», мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форммертворожденным; они возникали из воли к содержательности и жизненности.
За традицией Кандинского последовали многие художники; в 1930-е годы он — признанный лидер современного искусства, хотя в это время само абстрактноеискусство как-то академизируется, склоняется к однообразным штампам.
Вся творческая деятельность Василия Васильевича Кандинского быланаправлена на то, чтобы вызвать в людях «радостную способность переживатьдуховную сущность в материальных и абстрактных вещах». По-своему понимая «ритмыистории искусств», живописец считал, что его искусство получит свою оценкутолько через сто лет. Но необходимость в художественном наследии ВасилияКандинского потомки ощутили гораздо раньше. Сегодня творчество великогоабстракциониста, которого по меньшей мере три страны готовы объявить своимнациональным достоянием, знают и ценят во всем мире.
Литература
«100 великиххудожников» Д. К. Самин. Изд.: «Вече 2000», М. 2004 г.
«100 знаменитыххудожников XIX-XX вв.» В.М.Скляренко. Изд.: «Фолио», М. 2006г.
«100 великихкартин» Н.А. Ионина. Изд.: «Вече», М. 2000г.
«Художественнаягалерея», №29, 2005г.