Реферат по предмету "Культура и искусство"


Библиотеки и книжный бизнес: направление взаимодействия

Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политикии архивного дела Чувашской Республики
Республиканское государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
«Чувашский государственный институт культуры и искусств»
Курсоваяработа на тему
Библиотеки икнижный бизнес: направление взаимодействия
Работу выполнила:
студентка 2 курса БИД
Ямутова Д.В.
Чебоксары2010

Содержание
Введение
Глава 1
1.1 Библиотека1.2 Современнаябиблиотека и развитие информационных технологий1.3 Основныезадачи современных библиотек
Глава 22.1 Книжныйбизнес2.2 Потребительи книга
2.3 Издательско-книготорговаябиблиография сегодня
2.4 Комплектованиебиблиотек – стабильная и перспективная сфера книжного бизнеса
Список использованной литературы

Введение
Окружающая человеканоосфера характеризуется в настоящее время гигантским объемом производимойинформации, появлением совершенных средств и способов ее фиксирования,хранения, распространения, поиска и воспроизведения.
Информационное обществоформируется сегодня на основе концепции единого информационного пространства.Поэтому информация все больше становится товаром, а в информационном бизнесеуглубляется специализация, образуется рынок оптовой и розничной торговлиинформацией. Происходит качественное слияние и стремительная интеграциятелекоммуникационных и компьютерных технологий. Средства и услуги связистановятся все более «интеллектуальными», а компьютерная техниканаряду с вычислительными функциями обретает — коммуникационные. В рамкахэлектронной конвергенции наблюдается слияние электроники, книжного дела,обработки данных и телекоммуникаций.
Созданы принципиальноновые технологии подготовки, размножения и распространения текстовой играфической информации, основанные на использовании микропроцессоров и ЭВМ,читающих автоматов, фотонаборных машин, лазерных печатающих устройств,оптических дисков большой емкости, ксерографических копировальных имножительных машин, быстродействующих средств и каналов связи.
Традиционное разделениетруда на редакционно-издательский и типографский во многом устарело. Наряду спостепенным сращиванием этих отраслей книжного дела происходит и все большаяинтеграция книжного дела в глобальные процессы информационного обслуживания [1,c. 29].
Особенности современногоинформационного пространства, в пределах которого функционирует библиография,заключается в том, что потребители информации ориентированы на быстроеполучение нужных сведений, фактов. Обращение к спискам литературы, тем более ихсоставление, рассматривается как потеря времени. Библиография вынуждена болееактивно развивать новые формы, искать меру свертывания знания в соответствии сзапросами, в том числе потенциальными. Каждая библиотека стремится предоставитьсвоим пользователям ассортимент товаров и услуг, способный удовлетворить ихинформационные потребности. Основным средством продвижения услуг и формированияположительного образа библиотек является маркетинг.
Производителиинформационной продукции стремятся к повышению эффективности собственнойдеятельности. Но, как отвечают маркетологи, в наше время недостаточно простосоздать хороший товар, назначить на него привлекательную цену и обеспечить егодоступность для потребителей. Библиотека должна уметь донести до целевойаудитории информацию о полезности своей деятельности, т.е. заниматьсяорганизацией маркетинговых коммуникаций, или продвижением своей продукции [2, c. 48].
Цель курсовойработы заключается в том, чтобы выявить основные проблемы взаимодействиябиблиотек с книжным бизнесом.
Задачикурсовой работы заключаются в том, чтобы определить пути решения этих проблем,а также определить основные направления книжного бизнеса в современных условияхрыночной экономики и быстро развивающихся высоких технологий; объединитьинтересы издательств, книготорговцев, а также библиотек; раскрыть сущностьединой стандартизации как одного из способов преодоления трудностей, связанныхс выпуском, распространением и реализацией книгопечатных изданий; определитьположительные стороны в объединении государственных интересов в области расширенияассортимента выпуска научных изданий и интересов издательств и книготорговцев.
В качествепредмета исследования в работе выступает библиотека, объектом исследованияявляется книжный бизнес.

Глава 1
1.1 Библиотека
Согласно Федеральному закону «О библиотечном деле» библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающееорганизованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их вовременное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может бытьсамостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия,учреждения, организации. Закон предоставляет право учреждать библиотекигосударству, государственным министерствам и ведомствам, субъектам федерации имуниципальным образованиям, определяет центральные библиотеки и библиотечныесистемы. Таким образом, библиотеки являются некоммерческими образованиями,которые находятся в государственной собственности различного уровня иосуществляют такие важнейшие функции, как просветительство, сохранение культурногонаследия, пропаганду чтения и т.д.
Основу библиотечного обслуживания составляет библиотечный информационныйресурс (книжный фонд), пополняемый и обновляемый из различных источников.Главную группу источников образуют, из которых около 80% находятся в различныхорганизационно-правовых формах частной собственности (например, открытоеакционерное общество — ОАО) и осуществляют производственную и коммерческуюдеятельность в сфере книжного бизнеса. Деловое взаимодействие библиотек ииздательств является типичным примером взаимодействия бизнеса и государства поповоду сбыта и покупки продукции, но ему свойственен ряд специфическиххарактеристик, придающих этому взаимодействию особый характер.
Взаимодействие бизнеса и государства опосредствуется через деловыеотношения между частной и государственной формами собственности, при этомкаждая из них имеет разные целевые установки экономической деятельности.Действительно, главные экономические цели бизнеса – максимизация прибыли иповышение ликвидности, главные цели деятельности государства гораздо обширней ине всегда ориентированы непосредственно на экономический эффект, что вполнехарактерно и для библиотечной деятельности.Книгоиздательство является не только одним из главныхисточников обновления и пополнения информационных ресурсов библиотек, онииграют ключевую роль во всем книжном бизнесе т.к. именно издательстваинвестируют денежные средства в авторов, полиграфические материалы и услуги иканалы распространения (как правило, на условиях товарного кредита). С точкизрения книжного бизнеса библиотеки и библиотечные системы являются одними изканалов распространения издательской продукции, которые обеспечивают возвратсредств затраченных всеми участниками бизнес-цепочки производства ираспространения книги и образование у них прибыли.В настоящее время в системе каналов распространения убольшинства издательств библиотеки занимают весьма скромное место и неоказывают решающего влияния на формирование дохода и прибыли издательств.Исключение составляют издательства специализирующиеся на поставках в библиотекии имеющие прочные деловые связи с библиотечным рынком (примером может служитьГруппа компаний «Омега-Л», специализирующаяся на нормативно-деловой иучебной литературе и ее система поставок в библиотеки вузов и школ на основетендеров). Причинами такого слабого интереса издательств к этому каналураспространения, на наш взгляд, заключаются в следующем. Любой каналраспространения подразумевает не только поставку (экспедирование) товара, ноналичие информационных каналов, в том числе рекламных, и конечно финансовых.Непременной составляющей такой логистики является также и система договорных(контрактных) обязательств. Именно отсутствие таких каналов, доступных всем «игрокам»книжного рынка, ограничения по входу на них, сужает возможности установленияустойчивых трансакций между большинством издательств и библиотеками и, болеетого, не вызывает интереса у многих издательств.Наконец, издательствам в большинстве своем неизвестныконкретные нужды библиотек и поэтому учесть их в издательском тематическомпланировании не представляется возможным. К тому же, что включение пожеланийбиблиотек в издательские планы отнюдь не означает гарантированного сбыта какэто происходит, например, в системе сбора заказов на издательскую продукциюфирмами работающих по системе «книга почтой» (например, «Миркниги»).Возвращаясь к логистике, следует также отметить недостаткисистемы экспедирования. Для многих издателей выполнение заказов библиотекподразумевает рассылку единичных экземпляров в разные адреса, соответствующееувеличение накладных расходов либо делает для издательства поставку невыгоднойпо цене, либо вынуждает издателя устанавливать цену невыгодную длябиблиотеки-покупателя.Можно констатировать наличие спроса со стороны библиотек наиздательскую продукцию и желания издательств удовлетворять этот спрос, с однойстороны, и отсутствие соответствующего рыночного механизма, с другой стороны[3].1.2 Современная библиотека и развитие информационныхтехнологий
Современнаябиблиотека — это не только книгохранилище, но и своеобразный «электронныйархив», где предоставляется доступ к информации на любом носителе, исползание библиотеки к содержанию книжного склада чревато необратимым изъятиемиз информационных ресурсов огромных духовных, культурных и информационныхценностей (по крайней мере, на долгие годы и при условии значительных затрат наих повторное освоение). Поэтому сами библиотеки (в силу своей природы)стремятся отслеживать национальный репертуар печати и приобретать с возможнойполнотой выходящие в стране издания, чтобы предоставлять их в общественноепользование. На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сферроссийской жизни, включая СМИ и книгоиздание, именно библиотеки, выдвигаются вчисло тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себяответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионовогромной страны, единство периферии и центра.
В переломныйдля России период, как никогда прежде, обществу нужна достоверная, оперативнополучаемая информация, новые практические и фундаментальные знания. Потребностьв этом для подавляющего большинства населения может быть удовлетворена толькочерез государственные общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась,по существу, единственным учреждением, предоставляющим доступ к фондамбесплатно и располагающим хотя бы минимумом необходимой пользователюинформации.
Все этопривело к увеличению посещаемости библиотек, особенно крупных, что являетсяважнейшим показателем их востребованности в обществе. Сегодня почти повсеместнорегиональные научные библиотеки ежедневно обслуживают читателей в 3-4 разабольше того числа, на которое они рассчитаны.
Большинствопосетителей заявляют, что видят в библиотеке один из наиболее доступных каналовразнообразной информации. Читатели, выросшие в годы бурного внедренияинформационных технологий в различные сферы нашего общества, имеют желаниепользоваться в библиотеках электронными каталогами, компьютерными БД,мультимедиа.
Автоматизированнаясистема современной библиотеки представляет собой полную интегрированнуюавтоматизированную систему для учреждений, работающих с документами, архивами,произведениями литературы, искусства. Объем их фондов, как правило, достигаетмиллиона и более единиц хранения, количество пользователей не имеетограничений. Система обеспечивает полный замкнутый технологический цикл, т.е.автоматизацию всех основных библиотечных процессов, и в этом отношении неуступает известным зарубежным аналогам.
Современные библиотеки,как и традиционные, сталкиваются с рядом проблем, которые становятся все болеетрудными для решения и требуют все возрастающих затрат ресурсов. И это в такихключевых сферах деятельности, как выявление и приобретение (комплектование)необходимых книг, периодических изданий и других материалов и документов,каталогизация приобретенных изданий и документов, их хранение и консервация,создание условий для их широкого использования.
Эти проблемыв настоящее время обостряются ростом количества и разнообразиянаучно-технической и социально значимой литературы, ростом цен на этулитературу, возрастанием стоимости хранения литературы и документов,увеличением скорости разрушения книг и других изданий, напечатанных накислотной бумаге [4].
1.3 Основныезадачи современных библиотек
Одна изважнейших задач сегодня – сделать информацию о книге на всех этапах еежизненного цикла единой, открытой и доступной для всех участников книжногорынка, используя при этом унифицированные информационные стандарты.
На протяжениинескольких лет идет процесс выработки единых отраслевых стандартов для книжнойотрасли. Отметим его основные направления.
Во-первых,выработка единых стандартов электронного обмена данными.
Мы, наконец,пришли к пониманию того, что необходимо внедрять информационный формат ONIX в качестве единого стандартаэлектронного обмена данными. Торговый дом «Библио-Глобус» одним изпервых начал использовать этот международный стандарт. Радует тот факт, чтосегодня многие издательства (по данным «Библио-Глобуса» около 300)уже поставляют данные о книгах в формате ONIX. Использование его на практике показало, что данныйформат полностью отвечает современным требованиям и повышает эффективностьвзаимодействия всех участников рынка – издателей, книготорговцев и оптовыхпокупателей. При наличии программных средств данные в формате ONIX могут быть переведены в формат RUSMARC, что позволит и библиотекам получатьинформацию о книжной продукции непосредственно от издателей или откниготорговых структур.
Признаниеформата ONIX в качестве корпоративного стандартадля обмена библиографической и книготорговой информацией стало одним из главныхрешений форума на тему «Единое информационное пространство: федеральный ирегиональный компоненты» в Геленджике в 2004 г.
Во-вторых,использование единых классификаторов и систем классификаций.
Сегоднятолько 90% издателей проставляют на своих книгах индексы УДК. Этому естьобъяснение: УДК довольно громоздкая и сложная система, поэтому некоторыеиздательства сталкиваются с трудностями при классификации изданий по этойсхеме. Тем ен менее необходимость использования единой книготорговойклассификации очевидна, и такая классификация (КТК – книготорговаяклассификация) была создана при участии специалистов Российской книжной палаты,Московского государственного университета печати, государственного унитарногопредприятия Объединенный центр «Московский дом книги», торговых домов«Молодая гвардия», «Библио-Глобус» и других организаций.
В-третьих, созданиенациональных информационно-поисковых систем, в задачу которых входит сборинформации о товарных предложениях от издательств и дистрибьюторов,информирование книготорговых предприятий, библиотек и других покупателей обизданиях с отслеживанием всех этапов работы над изданием – от плана выпуска доостатков нераспроданных тиражей.
К сожалению,приходится говорить о том, что база данных Российской книжной палаты (РКП) неотражает всех издаваемых в России книг. Информация о книгах предоставляетсяиздателями нерегулярно, часть ее не актуальна. Особенно сложно с периферийнымииздательствами, которые ждут год-два, пока накопится достаточное количествокниг, и лишь затем отправляют их в РКП. До сих пор палата получает книгипятилетней давности, некоторые издатели не выполняют закон «Обобязательном экземпляре документов». Не присылаются дорогие книги; книги,напечатанные за рубежом, малотиражные издания, выпущенные издательскимицентрами вузов, информационными центрами (последняя группа самаямногочисленная). Система «Букс ин принт» нуждается в активном участиииздательств.
Особая тема –несоблюдение ГОСТов издателями и книготорговцами. К сожалению, далеко не всегдасоблюдаются правила библиографического описания, проставления ISBN и ISSN(некоторые издатели до сих пор не знают, для чего предназначены книжные серии исериальные номера). Все эти факторы сдерживают создание национальныхинформационно-поисковых систем [5, c. 103].

Глава 22.1 Книжный бизнесбиблиотека реклама манипулятивный книжный
Сегодняневозможно представить себе отрасль, где бы ни внедрялись достиженияинформационной индустрии. От того, насколько оперативными и качественнымисведениями обладает учреждение, насколько быстро умеет предложить ихпотребителю, во многом зависит успех и место на рынке конкурирующихорганизаций.
Библиотеки ииздательства, пожалуй, именно те структуры общества, которые напрямую связаны спроизводством, накоплением, хранением и предоставлением информации. И те, идругие, независимо от форм собственности, крепко-накрепко вплетены в цепочку информация- производитель — потребитель, поэтому и сотрудничество между ними являетсякрайне необходимым и полезным для обеих сторон.
Сейчас многиеиздающие организации ищут пути взаимодействия с библиотеками. Накоплен большойопыт по различным направлениям: книгоиздание, книгораспространение,комплектование фондов и специальные программы поддержки библиотек. По каждомуиз них продолжают развиваться старые проекты и открываются новые.
Что можетотличать сотрудничество двух совершенно разных организаций: библиотек,представляющих бюджетную сферу, и издательств, относящихся к миру бизнеса?Всегда ли такое сотрудничество полноправное? На каких условиях оноосуществляется? Что ждут библиотеки от книжного бизнеса и что может предложитькнижный бизнес библиотекам?
Чтобыподобное взаимодействие действительно было полноправным, необходимо учитыватьдва фактора.
Первый фактор связан с функциями библиотек, которые были и остаются бесплатнымиучреждениями для всего населения страны. В них приходят люди разного социальногоположения, вне зависимости от уровня своих доходов, цвета кожи, вероисповеданияи т.д. Библиотеки — это учреждения культуры, образования, науки, центрыинформации и даже досуга, а подчас и выставочные залы, и музыкальные салоны, иклубы по интересам. Поэтому интерес этих организаций к литературе всеобъемлющ:им требуются художественные и деловые, сельскохозяйственные и медицинские,научно-технические и отраслевые, научно-популярные и специальные издания.
Второй фактор напрямую имеет отношение к бизнесу, главная задача которого — выгоднопродать свой товар или свои услуги.
Если неучитывать эти два фактора, то эксперименты с формами сотрудничества могутобернуться значительными потерями как для библиотек (не поставленнаялитература, лакуны в фонде, отказы при обслуживании читателей и т.д.), так идля издательства, когда для них настанет время считать убытки [6].
Книжныйбизнес является частью общей экономической системы, живет по законам рынка иподвержен всем болезням, присущим переходному периоду. Поэтому для эффективногоосуществления экономической деятельности в книжном бизнесе необходимо учитыватьсреду, в которой реализуется бизнес. Современная Россия это сложнаясоциально-психологическая среда, с нестабильными и неопределенными деловымипроцессами, с растущим объемом информации и энтропии. При этом культурная иобразовательная сфера не развиваются системно и целостно.
В 2006 годуна книжном рынке наблюдались поглощения. Как и предполагалось, проводились онипреимущественно крупными структурами, желающими таким образом усилить своиконкурентные преимущества, расширить ассортимент. Вместе с тем, можемконстатировать, подобные схемы положительно работают только в случае налаженнойорганизационной и управленческой системы, работающих коммуникациях. Иначепроисходит усиление энтропийных процессов и развал компании.
Основныеучастники книжного бизнеса, по-прежнему ориентируются в издательской стратегииметода следования за лидером, т.е. производят и продают издания среднего уровняриска, предназначенного удовлетворить ожидания массового покупателя, текущийкраткосрочный спрос и известные потребности. Акцент деятельности смещается кпрагматичному сиюминутному извлечению денег, меньше затрат – больше прибыли.Эксплуатируется ориентация на производство, бюрократический подход, т.е.пассивный маркетинг.
Отдельныеучастники книжного рынка до сих пор используют агрессивные способы рекламы ипродаж, пытаются заменить спрос предложением, преувеличивают ценность своихпредложений и обманывают ожидания покупателя. Подобные манипулятивные стратегииприводят к росту потребительской неудовлетворенности, и как следствиеотторжению покупателя от производителя, продавца и самого продукта.
Подобныетенденции приводят к обострению деловых отношений, несогласованной работе склиентом, некачественной работе с ассортиментом, в стратегическом измерении, кдевальвации интереса покупателя к книге.
Подобныепринципы ведения экономической деятельности с каждым годом работают всё менееэффективно, массовый читатель уходит, наступает время индивидуальныхпредложений и коммуникаций.
Новые реалиитребуют применения интеллекта и нематериальных активов, умения работать слюдьми, организации открытых коммуникативных систем. Современный бизнеснаправляет фокус усилий на взаимодействия с субъектами рынка и средой, наотношения сотрудничества, на проактивную системную деятельность.
Реалии рынкапредполагают и требуют изменений.

2.2 Потребительи книга
Современномупотребителю всё сложнее и сложнее лавировать в море противоречивой информации.Получив упрощенный доступ ко многим информационным источникам, ондесакрализировал знание и невольно понизил его значимость.
Современныйпокупатель книжной продукции более требователен к качеству исполнения, егоприоритеты и пристрастия носят непостоянный характер, лояльность определяетсянастроением, модой, стереотипами и представлениями. Большинство покупателейвидят в книге утилитарный продукт, призванный единовременно удовлетворитьинформационно-эмоциональные потребности. Увеличивается интерес к книгам наэлектронных носителях (аудиокнигам, электронным текстам).
ЛарисаИвановна Липень, директор ООО «Издательство деловой и учебнойлитературы»: «Мобильность, динамизм, умение адаптироваться кежедневно меняющимся условиям рынка. А понравиться читателю можно только одним– грамотным изучением спроса и потребностей покупателей в определенных изданияхи выпуском этих книг для рынка».
Покупательначинает обращать внимание не только на общий антураж, сопровождающий издание,но и на репутацию производителя и продавца. А это реальный сигнал бизнессообществу, что пора обратить усилия на улучшение своего имиджа, на повышениелояльности и уважения, развитие общественных отношений и связей. Т.е. пораосуществлять профессиональное делание с использованием маркетинговыхкоммуникаций, повышать информационную открытость, учиться вести диалог спотенциальными клиентами и партнерами, обществом в целом.
Вместе с тем,покупатель фактически лишен прямого доступа к информации по изданиям, не имеетвозможности заказать и получить его персонально. Сегодня технические средствапозволяют индивидуально работать с покупателем независимо от еготерриториального местонахождения, поэтому необходимо преодолевать экономическиестереотипы и невежество, развивать маркетинговые коммуникации.
ОлегСергеевич Доброхвалов, генеральный директор ИТД «КноРус»:«Убежден, что в первую очередь издатель должен заботиться о том, какимобразом донести информацию о своих книгах. Именно производитель должен бытьзаинтересован в том, чтобы его товар был востребован, конкурентоспособен иинтересен покупателю. Покупатель получит информацию о выпускаемых издателемкнигах, обратится к книготорговцу, который с удовольствием возьмет этот товар упроизводителя и поставит его покупателю».
Сохраняютсятенденции по сокращению жизненного цикла изданий, что предполагает пересмотртехнологий маркетинга, активизацию инновационных решений, оптимизацию сроковпроизводства идей.
Каждомуиздателю свои целевые аудитории, каждому магазину своих покупателей, каждомупокупателю свои издания.
Обратившись кдискуссионному вопросу о причинах снижения интереса к чтению, заметим, чтоосновной причиной служат не невысокие покупательские возможности и отсутствиедоступа к книге, но общая культурная деградация и инволюция читабельного мышления,нежелание интеллектуально напрягаться. На фоне снижения общего культурногоуровня книга по-прежнему остается наиболее доступной материальной формойтрансляции информации, духовного и интеллектуального знания. Но, современныйпотребитель всё более тяготеет к легким формам досуга, покупательдифференцируется по интересам и уровням потребления.
ИльяКормильцев, поэт, переводчик, главный редактор издательства «Ультра.Культура»: «Я не вижу какого-то качественного прорыва в развитииобщества, в котором мы живём. Путь вниз продолжается всё по той желестнице».
Перед книжнымсообществом стоит социальная задача, которая соответствует интересам бизнеса — развитие культуры потребления книги, т.е. культуры чтения, умения работать стекстом и транслировать его. Без грамотного читателя — не будет книжников.
Необходимоосознание, что условие выживания читателя и культуры чтения — этогосударственная задача, задача госслужащих и книжного сообщества [7].
2.3 Издательско-книготорговаябиблиография сегодня
Издательскоедело и книжная торговля с момента возникновения развивалась в неразрывной связис библиографией. Крупнейшие российские издатели и книготорговцы Н.И. Новиков,В.С. Сопиков, А.Ф. Смирдин, М.О. Вольф, И.Д. Сытин, Н.Г. Мартынов, П.П. Шибановвнесли большой вклад в библиографию, а ряд известных библиографов, начиная сВ.Г. Анастасевича и В.И. Межова, успешно работали в книжной торговле.
Сегодняроссийское книжное дело на подъеме. В 2007 г. был установлен новый рекорд по числу названий выпущенных книг и брошюр – 108,8 тыс., что вдвое больше лучшихроссийских показателей советского времени и почти в полтора раза вышеобщесоюзных. Без оперативной и надежной библиографической информации всесложнее обходиться профессионалам книжного дела и их клиентуре – читателям,покупателям. Издательско-книготорговая библиография и в эпоху компьютеровостается эффективным средством рекламы и пропаганды книг и чтения.
Библиографическиебазы данных о книготорговом ассортименте формируются и функционируют в двухвариантах – служебном (для внутреннего пользования) и публичном (веб-сайты всети Интернет).
В работекниготорговых предприятий по формированию ассортимента почти не используютсяиздательские библиографические пособия. Это можно объяснить и тем, чтоиздательства прекратили их выпуск, и тем, что магазины предпочитают работать нес печатными каталогами, а с электронными прайс-листами.
Разработанныйв 2001 г. и одобренный теоретиками и практиками книжного дела вариант «Единойинформационной платформы в книжном деле», в котором содержатся такиеважные компоненты, как библиографическое описание изданий, классификацияизданий, электронный формат обмена данными об изданиях, депозитарииперспективной информации, так и не получил широкого распространения.
Каждоепредприятие использует свою классификацию изданий. Московский дом книгиразработал «Виды классификации» применительно к своему огромномууниверсальному ассортименту. Дом медицинской книги пользуется этой жеклассификацией, выбирая разделы, соответствующие своему специализированномуассортименту. «Библио-Глобус» использует для систематизации изданийразработанную на основе УДК «Общероссийскую классификацию литературы».Сеть «Букбери» перевела для собственных нужд английскую классификацию,содержащую только основные разделы ассортимента.
Всекрупнейшие книготорговые предприятия имеют интернет-сайты, отличающиесяимиджевым оформлением и структурированием, способами формирования каталогов(алфавитного, тематического, издательского и т.п.), полнотой представляемыхсведений о книгах и их отражения в книжной карточке, возможностями поиска.
Хотясовременные принципы формирования библиографической базы книготорговогопредприятия универсальны, все же имеются значительные различия в использованииинформационных технологий. Негативным образом это сказывается на формированиитой части, которую мы называем служебной базой. Дело в том, что унификацияпринципов ее подготовки есть основа эффективного взаимодействия всех субъектовкнижного рынка. Только единообразие и унификация (стандартизациябиблиографической записи, введение единого электронного формата обменабиблиографическими данными, единые принципы тематического структурирования)подготовки и формирования библиографической базы данных позволят приступить ксозданию единого библиографического поля, в котором будут представленыбиблиографические сведения обо всех издававшихся, намеченных к выпуску иимеющихся в продаже книгах.
Уровеньинформирования потребителя о наличии в магазине книги того или иного автора,издательства и серии зависит от грамотного составления библиографической базыданных – как издательской, так и книготорговой, но в любом случае ассортиментизданий может быть представлен в соответствии с временными формами как перспективный,наличный и реализованный. Поэтому издательская библиографическая информациядолжна быть организована в следующую систему: библиографическая информация оперспективном репертуаре, библиографическая информация о наличном репертуаре,библиографическая информация о реализованном репертуаре.
Издательскийрепертуар является основным источником формирования книготорговогоассортимента, который, в свою очередь, существует в трех хронологическихформах: перспективный (планируемый), наличный и распроданный. Очевидно, чтокниготорговая библиографическая информация отражает именно эти формы.
Библиографическаязапись должна быть строго регламентирована в соответствии с действующим ГОСТом7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общиетребования и правила составления». К сожалению, далеко не все участникикнижного дела придерживаются стандартов.
Любаядеятельность подразумевает последовательное выполнение задач, нацеленных наконечный результат. Можно выделить процессы создания, закрепления библиографическойинформации и ее доведения до потребителя. Процесс создания библиографическойинформации в книжной торговле осуществляется в определенной последовательности:свертывание документальной информации и перевод ее на библиографическийуровень, переработка информации издательских и книготорговых библиографическихпособий. Если раньше в книжной торговле процесс переработки издательскихбиблиографических материалов был основным, так как главным источником заказаслужили аннотированные тематические планы выпуска издательств, то в настоящеевремя книготорговцы из-за отсутствия подобных планов создают библиографическиеописания на основе непосредственного ознакомления с поступающими изданиями.Иными словами, книготорговцы самостоятельно формируют библиографическую базуданных книжного магазина, являющуюся исходным массивом для создания иподготовки различных библиографических и рекламных материалов (библиографическихкарточек, обзоров, рекламных объявлений и т.п.).
Отметимнеобходимость дифференцированного подхода к информационному обеспечениюкнижного рынка.
Сегоднябезусловно необходима поддержка выпуска и распространения социальноприоритетных разделов книжного ассортимента. Столь же важна – с экономической иорганизационной точек зрения – информационная составляющая. Не секрет, чтоиздания массовой литературы развлекательного характера имеют куда большуюрекламно-информационную поддержку, чем серьезная и по-настоящему полезнаякнига, которую даже заинтересованный в подобных изданиях читатель или покупательпорой просто теряет из виду.
Именнооперативное и разнообразное справочно-информационное обеспечение книгоизданияможет и должно способствовать повышению популярности социально значимой книги,а также улучшению ее издательско-полиграфического исполнения.
В такомобеспечении можно выделить две взаимосвязанные области: нормативную иинформационно-библиографическую.
В рыночныхусловиях развития российского книжного дела значение стандартизации ничуть неснизилось по сравнению с периодом планового регулирования.
От соблюдениятребований стандартов зависит четкость и эффективность неадминистративногоуправления издательской деятельностью, защита интересов потребителей,оперативность и качество редакционно-издательских процессов, своевременность,точность и полнота информирования об изданиях, сопоставимость характеристикроссийской издательской продукции с международными критериями. Сейчас участникироссийского книжного рынка не могут пренебрегать международными стандартами илиучитывать их через 20 лет после внедрения во всем цивилизованном мире (такпроизошло, например, с ISBN иштрих-кодами). В условиях интеграции различных отраслей науки и техники всебольшее значение приобретает и межотраслевая стандартизация. Именно поэтому вСССР в 1978 г. Была создана общегосударственная Система стандартов поинформации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД), которая в своейдеятельности опирается на разработки ИСО – Международной организации постандартизации.
Системадействует не только в России, но и в других странах СНГ: ни одно из них незаявило об отказе от СИБИД.
Объектамигосударственной стандартизации СИБИД являются научно-технические термины иопределения; представление документальных источников информации;информационно-библиотечная технология; организационные аспекты деятельностиорганов научно-технической информации и библиотек; редакционно-издательскиепроцессы.
Необходимосказать о взаимосвязи и взаимодействии обоих видов библиографии – издательскойи книготорговой – и зыбкой границе между ними, отделяющей издательскийрепертуар от книготоргового ассортимента. Хотя ассортимент формируется виздательском репертуаре изданий, ни хронологически, ни содержательно этипонятия не совпадают. Также нельзя считать ассортимент частью репертуара,поскольку в ассортимент включают издания не только текущего года выпуска, но ипредыдущих лет. Можно сказать, что репертуар и ассортимент отражают различныемассивы книжных изданий – пересекающиеся, но все же находящиеся в различныхсферах книжного дела [8, c. 12].
2.3 Библиотеки,издатели, книгораспространители: вместе или порознь?
Практикапоказала, что, громко декларируя идеи интеграции и кооперации, по крайней мере,на уровне информационных технологий взаимодействия, библиотеки, издатели и книготорговцы,как правило, действуют сами по себе и не хотят (реже — не могут) обеспечитьэтого взаимодействия. В чем здесь дело — в ортодоксальности некоторыхруководителей, в отсутствии перспектив и выгод такого сотрудничества, вобостряющейся рыночной конкуренции, или в иных причинах? Вряд ли мы найдемточный ответ, но попытаемся разобраться, что же мешает сегодня эффективномусотрудничеству библиотек, издателей и книготорговцев, сегодня, когда условия итемпы информационной, компьютерной и телекоммуникационной революций создают всенеобходимые предпосылки такого сотрудничества и даже вынуждают сотрудничать.
1.  Незавершенность проектов,разрабатываемых под руководством Межведомственной комиссии при Минпечати РФ.Напомним, что еще в 1999 г. при активном участии председателя Совета директоровТД «Библио-Глобус», и заведующего кафедрой книжного бизнесаМосковского государственного университета печати Б.С. Есенькина и Я.Л.Шрайберга была выдвинута идея создания при Минпечати РФ рабочей группыспециалистов библиотек, издательств, книготорговых и книгораспространяющихорганизаций для выработки единой информационной и технологической платформывзаимодействия всех субъектов книжного рынка — схемы «автор — издатель — полиграфист — книгораспространитель — пользователь (библиотека)».
2.  Эта идея увенчалась успехом и ворганизационном плане была решена в виде создания Межведомственной комиссии(МВК), координирующей и принимающей работу у творческих коллективов, созданныхпри НИЦ «Экономика», в свою очередь выигравшего по конкурсу МинпечатиРФ научно-издательскую работу по данной проблеме.
Обе позиции — председателя МВК и научного руководителя НИР НИЦ «Экономика» былиотданы автору этих строк; администрирование работ возглавила директор НИЦ «Экономика»Н.М. Гущина, а творческие коллективы по соответствующим проблемам возглавилиизвестные специалисты:
А.А. Джиго,РКП (стандарт библиотечного описания для издательско-книготорговой отрасли); И.В.Пашинцев, «Мастер-Книга» (формат ONIX и технология электронныхтранзакций схемы «издательство — книготорговля»); Е.М. Зайцева, ГПНТБРоссии (систематизация издательской продукции); Е.Б. Ногина, РКП (электронный депозитарийпечатной продукции).
Следуетотметить, что в 2000-2001 гг. проделана большая работа всеми творческимиколлективами и непосредственно МВК; несмотря на имевшие место разногласия,противоречия, споры, были достигнуты серьезные результаты.
Этирезультаты многократно обсуждались на Международных конференциях «Крым»,«ЛИБКОМ», совещаниях в Минпечати РФ, РКП, ТД «Библио-Глобус»,ГПНТБ России, ВИНИТИ, семинарах и презентациях в ходе Московской международнойкнижной ярмарки 2000/2001 гг., на страницах периодических профессиональныхжурналов и газет. Были подготовлены серьезные отчеты, написаны солидные статьи.Тем не менее хотелось бы еще раз вернуться к основным результатам этой работы ивыделить следующее:
1.  Разработана схема отраслевогостандарта составления библиографического описания издательской продукции,удовлетворяющая нуждам отрасли и не противоречащая действующему универсальномуГОСТ 7.1-84. Это означало, что данная схема приемлема для библиотек иинформационных органов, более того, она учитывала и те новшества и редакции,которые вносились по ходу разработки новой версии ГОСТ 7.1-84 благодаря тому,что большинство членов творческого коллектива А.А. Джиго участвовали и в этойразработке. Данная работа была согласована с главными библиографирующимиучреждениями страны и доведена до уровня печатного руководства.
2.  Обеспечен перевод на русский язык иначата адаптация формата ONIX; проанализирован опыт отечественного изарубежного книжного рынка по работе с коммуникативными форматами, в том числеи по конверторам ONIX UNIMARC и ONIX — MARC 21.
3.  Была продолжена работа, основанная наимеющемся большом заделе ООО «Мастер-книга» по использованию форматаONIX в электронном товарообороте книжной продукции. Специалисты «Мастер-книга»и ТД «Библио-Глобус» предложили первый вариант автоматизированнойтехнологии прохождения и диспетчеризации транзакций схемы «оптовый склад — розничная торговля». Начато формирование службы ведения формата ONIX.
4.  Разработаны актуализированные таблицыУДК для отрасли; подготовлена и выпущена печатная версия таблиц, которыеоказались востребованы многими издательствами. Непосредственно для нужд книжнойторговли была начата разработка книготорговой систематики с использованиемдесятичной схемы и содержательного соответствия с УДК по верхним уровням. Вцелом выпуск и распространение печатного издания по УДК для отрасли можноквалифицировать как главный законченный результат работы МВК и как один изважнейших результатов успешного взаимодействия библиотечного ииздательско-книготоргового сообщества в прошедшем году.
5.  Начата работа по разработке концепциисоздания Национального электронного депозитария печатной продукции — нового,уникального и во многом дискуссионного проекта. Рабочая группа под руководствомзаместителя генерального директора РКП Е.Б. Ногиной, сумев преодолеть сложныебарьеры серьезных аргументов «против» ряда подходов, предложилаприемлемую версию, одобренную большинством членов МВК. Для первого этапа работэтого было достаточно.
Итак, мывидим, что в результате плодотворной работы творческих коллективов и Комиссиибыла проделана большая и главное — результативная работа, завершившаяся к концуотчетного года, выходом ряда финальных документов. Еще одним важным, если неглавным результатом, следует считать тот факт, что представители субъектовкнижного рынка научились договариваться, научились слушать друг друга приобсуждении очень сложных и не менее важных вопросов совершенствованиятехнологий издательской и книготорговой работы. Словом, налицо был результат,важность которого трудно переоценить. Логика и нужды книжного рынка требовалипродолжения работ в том же русле. Этого не произошло.
Отсюдавытекает вторая причина, которая помешала успешному налаживаниюпрофессиональных связей профессионального и эффективного сотрудничествабиблиотек, издательств и книготорговцев — продолжению работ в измененном русле.
Минпечати РФдействительно поддержало правильную инициативу НИЦ «Экономика»,выдвинувшего заявку на продолжение финансирования НИР, но уже с другимизадачами и с другими (в большей части) людьми. МВК фактически распущена ибольшая часть специалистов, прекрасно себя зарекомендовавших в вышеуказанныхработах, к новым работам не привлечена. Мнение председателя МВК и научногоруководителя работ никто не спросил, несмотря на ряд имевшихся запросов. Чтоже, результат смены коней на переправе, обычно известен… Однако я от всей душижелаю новым людям и новым коллективам выполнить поставленные задачи. И все-такичтобы оценить ситуацию с развитием профессионального сотрудничества в сферекнижного рынка я воспользуюсь хорошо известным названием одного из трудов классиканашей прежней идеологии — «шаг вперед, два шага назад».
3. Еще одним фактором, мешающимправильно строить отношения внутри книжного рынка, является недооценкабиблиотек как равноправного субъекта книжного рынка. Произносимые и печатаемыеоценки суммарной доли библиотек в денежном исчислении приобретаемых изданий — 10% — являются неточными, если не сказать неверными.
Во-первых,библиотека — самый стабильный и надежный участник рынка; если библиотекаперестанет покупать книги, она немедленно умрет как организация. Во-вторых, подругим сведениям доля библиотек в покупке литературы достигает до 30%, особеннов регионах. В-третьих, для периодики доля библиотек — 70-80%. Таким образом,библиотека и с этих позиций является полноценным участником рынка и ее никакнельзя игнорировать, не говоря уже о миллионах долларов, которые тратят накомплектование федеральные библиотеки.
Но это неглавное. Сегодня библиотеки намного опередили других участников книжного рынкане только в использовании унифицированных правил и международных стандартов, нои во внедрении информационных технологий в целом, включая Интернет иэлектронные ресурсы.
Библиотекидавно интегрированы с международным информационным сообществом и принимаютактивное участие в разработке отечественных версий международных стандартов,форматов и схем, успешно применяя их на практике. Например, широко известнаясистема классификации УДК, стала применяться на практике благодаря библиотекам;штриховое кодирование в ГПНТБ России, появилось в 1990 г.; электронные каталоги и ресурсы в Интернет стали предоставляться целым рядом библиотек еще в 1995 г., и многое другое. Пользователи ONIX в России еще только думают, как создать службу поддержкиформата, а уже в 1992 г. такая служба для формата UNIMARC была создана вбиблиотечном сообществе. И, наконец, анализ пользовательского спроса вавтоматизированном режиме по целому ряду факторов, так нужных книготорговле,без проблем сделает современная автоматизированная библиотека, а многие ли виздательско-книготорговом сообществе могут этим похвастаться.
Библиотекимогут и должны вносить свой посильный вклад в общее дело совершенствованиятехнологий книжного рынка. В свою очередь, и издательско-книготорговый мирзнает, как помочь и как эффективно сотрудничать с библиотеками.
Наш опытработы под эгидой МВК показал, что библиотеки, издательства, книготорговые икнигораспространяющие организации могут успешно и эффективно работать вместе идобиваться серьезных результатов. Однако, жизнь показывает, что это может бытьи не востребовано. Библиотеки все равно останутся библиотеками, все равномногие двухсторонние и многосторонние связи субъектов книжного рынка будутразвиваться и процветать [9].
Установитьреальную емкость рынка сбыта библиотечной литературы нелегко, помня обограниченных финансовых возможностях библиотек. Эту проблему можно успешнеерешить при активной поддержке учреждений культуры со стороны федеральных иместных органов власти. В условиях сегодняшнего финансирования библиотекивынуждены проводить строжайший режим экономии при комплектовании фондов.Особенно это заметно в комплектовании русскоязычной литературой библиотек странСНГ. О том, что потребность этих регионов в специализированной книге велика,говорят результаты встреч на профессиональных библиотечных мероприятиях,которые порой являются единственной возможностью для библиотекарей Украины,Молдовы, Беларуси, Казахстана ознакомиться с профессиональными изданиями и приобрестиих. Известны случаи, когда библиотеки этих стран вынуждены проводить внутренний«тендер», выбирая, где и как можно приобрести книги дешевле.
Мы считаем,что интеллектуальная книга на сегодняшнем книжном рынке нуждается в особомпродвижении, поддержке, специальной работе по доведению ее до покупателя.
Не менееважно при этом сотрудничество самих библиотек, библиотечных издателей ибиблиотечных распространителей. Корпоративный покупатель — библиотеки — нуждаются в своем корпоративном книготорговце, в корпоративной системекнигораспространения и в более гибком — или детальном — подходе в представлениибиблиотечной книги. Подтверждением важности такого сотрудничества можно считатьи создание специальной секции в рамках Международной Крымской конференции, и обсуждениеиздательских проблем на конференциях ИФЛА.
И конечно же,проблема распространения русскоязычной литературы, и прежде всегопрофессиональной, должна стать в центр внимания правительственных органов.
В этой связипредставляется актуальным проект Министерства культуры Российской Федерациисовместно с ЦКНБ «Российские книги — библиотекам ближнего зарубежья»,который был представлен на 4-й Международной ярмарке интеллектуальнойлитературы «Non-Fiction» (Москва, 27 нояб. — 2 дек. 2002 г.). Цель его самая благородная: обеспечить русскоязычной книгой регионы, в которых русский языкпо-прежнему остается языком профессионально-научного общения. Но при всейважности этого начинания нельзя не отметить, что успешно его реализовать можнотолько при поддержке госструктур.
И все же мыверим, что, объединив усилия, библиотеки, библиотечные издательства икнигораспространители сумеют достичь желаемого эффекта в выполнении основнойзадачи — продвижении, поддержке и распространении профессиональной иинтеллектуальной книги в условиях современного книжного рынка.

2.4 Комплектованиебиблиотек – стабильная и перспективная сфера книжного бизнеса
Для оценкиперспектив комплектования библиотек как сферы книжного бизнеса используемизвестную матрицу БКГ и получим 4 базовых суждения. Комплектование библиотекэто:
· гиблое дело,которым не стоит заниматься («собаки»)
· область риска («знакивопроса»)
· стабильный рыноксбыта («дойные коровы»)
· перспективнаясфера вложения средств, которая принесет дивиденды (не обязательно толькоматериальные) в будущем («восходящие звезды»).
Большинство издательств икниготорговых фирм придерживается в своей оценке двух первых предположений. Этообъясняется незнанием библиотечного рынка, преобладанием коммерческихинтересов, подходом к библиотекам как к обычным клиентам.
На наш взглядкомплектование и взаимодействие с библиотеками – это стабильный и перспективныйбизнес. Так как:
· библиотекиявляются наиболее продвинутыми, по сравнению с другими участниками книжногорынка в освоении новых технологий
· в настоящее времяидет реформирование системы финансирования комплектования библиотек
· несмотря на всетрудности с финансированием библиотеки комплектуют 8% новых изданий,
Барьерывзаимодействия
· отсутствиеединого информационного пространства
· неинформированностьрегиональных книжных рынков (узкий репертуар, отсутствие местных издательств икниготорговых фирм0
· подход кбиблиотекам как к обычным клиентам
· психологическиебарьеры комплектаторов и их партнеров
· недостаточнаяпрофессиональная квалификация
Направленияуспешного взаимодействия с библиотеками в сфере комплектования.
Созданиеединого информационного пространства прозрачного и доступного для всехучастников книжного и информационного рынка (авторов, издателей,книгораспространителей, комплектаторов библиотек, читателей и покупателейнезависимо от места их проживания и точки доступа:
· использованиеединых информационных коммуникативных форматов ( UNIMARC, RUSMARC)
· смещениеначальной точки применения информационных технологий на уровень издательств
· применениетехнологии двухмерного штрихового кодирования с размещением в оригинал-макетахизданий
· контроль закачеством ввода информации в региональных представительствах РКП – ЦБ регионов
· возможность вводаи контроля информации через интерактивный открытый сайт в Интернет
· созданиепрофессиональной навигации в Интернет для комплектаторов (рецензирование,хит-парад, рейтинг профессиональных оценок, сбор и анализ сетевых ресурсов)
Обеспечениеполноты комплектования национального распределенного библиотечного фонда:
· Придание ЦБрегиона функций региональных Книжных палат и представительств Национальнойинформационной системы «Книги в наличии и печати» в регионе
· Выпускрегиональных печатных справочников в режиме " Books in Print"
· Реформированиесистемы федерального и регионального законодательства об ОЭ как единой системыс пересмотром приоритетов с точки зрения пользователя
Библиотекиполноправные партнеры издательств и книготорговых фирм:
· влияние на культурукнигоиздания, качество представления информации, издательскую политику местныхиздательств
· продвижениепродукции местных издательств на российский и международный рынок
· созданиерегиональных программ комплектования библиотек, объединение ресурсов библиотек.

Списокиспользованной литературы
1. Справочник библиографа/Науч. Ред. А.Н. Ванеев, В. А.Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2005. – 592с. – (Серия «Библиотека»).
2. Добровольский В.В. Елиников М.П.Книга, книжное дело, библиотека и электронная культура: проблемы соотношения ивзаимосвязи
3. Зайцева Е.М.Классификационные проблемы книжного дела
4. Издатели, книготорговцы и библиотеки в единоминформационном пространстве (Интервью с С.Ю. Зориной)//Библиография. – 2005. –№1
5. Коган А.Ф. Библиотеки и книжный бизнес//
6. Михайлова Н.И. Информационное обеспечение книжного рынка:направление модернизации (На примере Москвы)//Библиография. – 2005
7. Саразетдинов Р.Г. Казаченкова Л.А.Библиотеки и книжный бизнес: проекты и эксперименты, находки и потери (наоснове опыта Издательской группы «Гранд-Фаир»)
8.СкориковаИ.А. Проблемы комплектования фонда научно-техническойбиблиотеки: опыт ГПНТБ России
9. Сухоруков К.М. Издательско-книготорговая библиографиясегодня//Библиография. – 2008. – №2. – С. 12–23.
10. Сухоруков К. М. Книга в будущем:(Зарубежные оценки, тенденции, прогнозы)// Книга: Исслед. И материалы. – 1993. – С. 66.[c. 29]
11. The ALA Glossary of Library andInformation Science. – Chicago, 1983. XVI.
12. Макиенко С.// e-xecutire.ru. – www. bttregion.ru
13. Трояновский С.П. Библиотеки как субъекты книжного рынка
14. Филиппова Н.Е. Библиография и маркетинг//Библиография. –2007. –№6
15. ШрайбергЯ.Л. Библиотеки, издатели, книгораспространители вместе илипорознь?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Геополитические характеристики русской культуры
Реферат Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница")
Реферат Внутренняя и внешняя политика Александра I
Реферат Культура Древнего Китая 2 Описание основных
Реферат Разработка технологического процесса восстановления гильзы цилиндра ЗИЛ-130
Реферат Инновационные строительные материалы
Реферат Духовная эволюция или деградация?
Реферат Передача информации из компьютерного рентгеновского томографа TOMOSCAN SR7000
Реферат контрольная работа по английскому языку.
Реферат Рекреационные ресурсы Кипр
Реферат Діагностичні програми (Sysinfo, Speedisk)
Реферат Скляні вироби: идентифікація, сертифікація та споживацькі властивості
Реферат Военное управление и комплектование русского войска (конец XV - первая половина XVII вв.)
Реферат Програмні документи Селянської війни в Німеччині як проекти перетворення суспільного життя в кра
Реферат Построение разработка версий и планирование расследования