Орловскийобластной колледж искусств и культуры
Библиотечнаяпрофессия в современном мире
Курсовая работа
Студентки III курса
Библиотечного отделения
Савиновой Ю. Ю.
По предмету:
«Библиотековедение»
Преподаватель: ГришинаГ.Н.
Орел,2004
План
1. Введение
2. Статусбиблиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня
3. Профессиональныетребования к библиотекарю в настоящее время
4. Профессиональноеобучение кадров. Повышение квалификации библиотечных работников
5. Заключение
6. Списокиспользуемой литературы
Введение
«Да светит свет ваш
перед людьми,
чтобы они видели
ваши добрые дела…»
Евангелие от Матфея
5.16
«Я вижу, что не тольковы
собрали книги, но икниги
собрали вас»
В.Б. Шкловский
В настоящее время вРФ насчитывается более 120 тысяч библиотек. Библиотека – это учреждениекультуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениямипечати и другими документами. Деятельность библиотек имеет огромное значениедля жизни общества. Существуя многие сотни лет, сохраняя для человечества книгии другие документы, в которых зафиксировано все то, что человечество открыло замногие тысячелетия: человеческие знания, научные открытия, истина веры. Поэтомубиблиотека является самоценным, самодостаточным учреждением, выполняя своюособую роль в обществе. Ее принято называть фундаментом человеческой культуры,то есть той основой, базой, на которой развивается человечество. Этохранительницы документальной памяти всех людей. Библиотеки содействуютреализации прав каждого человека на образование пользования достижениямикультуры, на отдых, досуг, на получение информации. Они способствуют развитиюнауки, прогрессу всего общества и каждого отдельного человека.
Сегодня работать вбиблиотеке труднее, чем раньше, но и намного интереснее. Библиотекари свободныв выборе содержания своей деятельности. Сейчас библиотека должна выжить идоказать, что она необходима обществу.
Библиотекарь – самаяпрекрасная профессия на земле. И если в работу вкладывать душу, то можно оченьмногого достичь. Библиотечная профессия находится в той точке человеческого бытия,в которой повседневно соприкасаются скупость и щедрость, прошлое, настоящее ибудущее, мир книг и мир людей. Где одно переходит в другое, требуя большихусилий по соблюдению меры и равновесия.
Библиотекарь – этопрофессия, одной из основных функций которой является осуществление связивремен как в истории человечества, так и в истории самой науки.
Возрождение духовности,интеллигентности, нравственности – вот главные задачи в работе библиотекисегодня. Библиотека врачует душевные раны, помогает справиться с недугами,поднимает на вершины духа.
2.Статус библиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня
В душе библиотекаря ив его деятельности органично соседствуют прошлое и настоящее. Онараспространяет накопленное за годы, а то и за столетия, но вынужден постоянно держать руку на пульсе современной жизни, следить за быстро текущейдействительностью, отвечать на ее требования. Последнее относится в какой-томере к представителям всех профессий, обслуживающих сферу интеллектуальной инравственной жизни, например, к людям, которые работают в школе, университете,других учебных заведениях. Но для того, чтобы они осознали сущность тех илииных общественных перемен, затем пересмотрели свои программы, написали новыеучебники, разработали новые лекции, — для всего этого необходимо время. Играждане считают подобную затяжку правомерной, не подозревая, что названныепроцессы в значительной мере совершаются с помощью библиотеки, без чего все этозаняло бы намного больше времени, а то бы и не состоялось.
Библиотекарю частовыпадает удел своего рода маргинала. Понятие это – от французского marginal или от латинского margo – «край», «граница», «то, что находится на стыке двухсред». А если речь идет о человеке, то – об оказавшемся вне определенного слоя,группы. И хотя понятие «маргинальный» употребляется больше в негативном смысле– по отношению к люмпенам, изгоям и им подобным, но используется и впозитивном, применительно к людям необычным, творчески преодолевающимустановленные стереотипы, меняющим устоявшиеся принципы деятельности, в томчисле и к тем, кому отвели весьма скромную роль и соответственно к нимотносятся, а они постоянно делают нечто более значимое.
«Нельзя видеть вбиблиотекаре простого помощника ученого. Библиотекарь – сам ученый. Но толькоон работает не над одной и при том своей темой, а над многими чужими темами.Это ученый, целиком отдающий себя другим» – так говорил Д.С. Лихачев.
В настоящее времябиблиотекарь освободился от выполнения идеологических задач и отобщенациональных духовных идеалов, но появились и проблемы – обилие совершенноновых по содержанию источников информации, дорогих и зачастую недоступныхбиблиотекам, сложности с комплектованием, материальные трудности.
Наша культура за годыдемократических преобразований оказалась в сложном положении. Библиотеки неисключение. Что же произошло с ними за эти годы? – Одни стали богаче, другие –беднее, третьи оказались совсем на обочине жизни. те библиотеки, которые сумелив нее встроиться, активно модернизируются – компьютеры, Интернет, электроннаяпочта, евроремонты, стажировки сотрудников за границей, свобода деятельности.Но за последние годы потеряно много хорошего, что было сформировано прежнимобществом. Кто сегодня может себе позволить работать в библиотеке?.. Люди,которые держаться за это место, потому что в их городе высокая безработица,поскольку пусть 400 – 500 р., но все-таки платят. Либо люди, которые существуютза счет других членов семьи. Так не может продолжаться. Хотя сеть публичныхбиблиотек сохранена, но тысячи сельских библиотек годами не получают новойлитературы. Причем это не библиотечная катастрофа, а социальная. Если люди неимеют доступа к новым знаниям, могут ли они строить новое общество, пониматьего закономерности, контекст времени?
Потерялась такаяважная библиотечная услуга, как межбиблиотечный абонемент. МБА – атрибутбогатой страны, где библиотекам выделяют средства не только на покупку книг, нои на их пересылку. К счастью, эта потеря начинает компенсироваться новой формойпередачи информации, которая в библиотечном мире называется электронной почтой.Это возможно сейчас не только в элитных библиотеках, но и в районных. И этоприобретает все более массовый характер.
В крупных библиотекахуже работают над созданием глобальной электронной библиотеки будущего с тем,чтобы вся литература, созданная человечеством, стала доступна каждому вИнтернете.
Беда в том, чтовласть и те, кто руководит распределением ресурсов, в большинстве случаев непонимают, зачем давать деньги библиотекам.
Сегодня библиотечныеработники – массовая профессия, но и практически самая социально-уязвимая, т.к.из многочисленных некоммерческих организаций культуры библиотека, пожалуй,самая некоммерческая и по сути является «заложницей» несовершенства нынешних«рыночных отношений». Потому, что библиотеки, в отличие от некоторых другихучреждений культуры, невозможно перевести в режим самовыживания, и без политикигосударственного протекционизма они не смогут существовать. Кадрам библиотеки,их социальному положению с статусу угрожают 3 вещи: самый низкий в бюджетнойсреде уровень зарплаты, перепрофилирование библиотек или помещений библиотекпод коммерческие организации в ходе «дикой» приватизации, резкое ухудшениеусловий труда в связи со «старением», а в ряде случаев разрушением материально-техническойбазы.
Библиотекарь профессионал: какой же он сегодня?
Положение в сферебиблиотечного образования весьма тревожное. Общество, разрываемое внутреннимипротиворечиями, не в состоянии оказать сколько-нибудь серьезную помощь, поэтомуприходится прибегать к единственно верному в этой ситуации методу врачевания –«помоги себе сам».
Действительно, когоиз библиотекарей не волнует судьба библиотек, будущее библиотечной профессии,образования? Последние 10 лет не смолкают разговоры специалистов о падении престижабиблиотечной профессии. Но одними словами ничего не изменишь: если миллион разсказать о кризисе в библиотечном деле, он не станет менее глубоким. Так почемуже библиотечная стезя мало кого привлекает в наши дни?
Сотрудники библиотекобъясняют отрицательное отношение к их труду обилием рутинных операций, низкимуровнем автоматизации и механизации, невысокой (впрочем, как и у остальныхработников сферы культуры) по сравнению с другими отраслями народного хозяйствазаработной платой.
Но есть и иные причины.Например, преобладание в печати негативной информации о библиотеках: пожары,затопления фондов, аварийные состояния зданий, отсутствие необходимых средствна приобретение литературы и оплату персонала и т.п. не вызывает симпатии иоблик библиотекаря в большинстве художественных произведений, в фильмах испектаклях. Чаще всего даже в представлении больших писателей – это немодноодетая, некрасивая дама со странностями. Известно, что престиж профессиисоздается людьми, к ней причастными, но мало кто знает, что библиотекарями былитакие писатели и ученые, как И.В. Гете, И.А. Крылов, В.В. Стасов, Н.В.Лобачевский и др. никто не задумывается о том, что поскольку в библиотекахработают преимущественно женщины, налицо дискриминация в оплате женского труда.
Опросы общественногомнения показывают, что профессия библиотекаря считается социально значимой, ноне престижной, виной чему – просчеты в социально-культурной политикегосударства, незнание людьми конкретики специальности библиотекаря-библиографа.Общество практически ничего не делает для того, чтобы заинтересовать своихграждан социально важными профессиями.
Безусловно,сказывается и следующее обстоятельство: хотя библиотечная деятельность, как ивсякая другая, требует специальных разносторонних знаний и подготовки,приобретаемых в вузе, бытует суждение, что в библиотеке можно успешно работать,не имея таковых. Необязательность профильного образования – фактор, снижающийпрестиж профессии. Необходимо закрепить положение, согласно которому специалистс высшим небиблиотечным образованием обязан освоить основы библиотечного дела.Условия для этого есть6и курсы при крупных библиотеках или заочные отделенияинститутов культуры. Можно принимать в библиотеки специалистов других отраслей,но они должны получать равную с профессионалами зарплату только послесоответствующей переподготовки.
В большинствесотрудников библиотек мало профессионалов. В целом по России менее 17%библиотекарей имеют высшее специальное образование. В ведущих библиотекахстраны их число колеблется от 10% (ВГБИЛ) до 40% (Библиотека РоссийскойАкадемии наук). Это подтверждают и другие авторы, отмечая, что благодарядоплате за знание иностранных языков непрофессионалы имеют более высокиеоклады.
Нельзя не сказать и онегативной роли низкой культуры библиотечного труда (системе его организации,уровне оснащенности библиотек, степени искусности работника, зависящей отквалификации, профессионального мастерства, созданных в учреждении условий).
Библиотекари все ещенадеются, что с улучшением материально-технической базы библиотек возрастетпрестиж их профессии. Конечно, плохо оснащенные, не имеющие финансовых средствбиблиотекари и институты культуры выглядят архаично и вряд ли могут успешновыполнять свои информационные функции.
В информационной отсталостинашего общества повинны не только библиотеки, они сами страдают из-за этого.
Культура трудавключает профессиональное общение библиотекаря с читателем. Как правило,российский библиотекарь выдает книги молча, показывая всем своим видом, что онзанят и ему недосуг заниматься читателем. А вот в Швеции, Германии, СШАкультура общения неизмеримо выше, там стараются сделать библиотеку «своей» длячитателя, а не отпугивают его.
Профессиональнаязамкнутость (нечего сказать?), высокомерие и снобизм (не о чем разговаривать?)ведут к тому, что стереотип образа библиотеки и библиотекаря в обществе,пожалуй, эволюционирует от библиотекаря – хранителя знаний, просветителя,руководителя чтения к библиотекарю -–выдавателю книг, а он сам расцениваетсякак представитель профессии второго сорта.
Так как же повыситьпрестиж библиотечной профессии? Некоторые видят выход в увеличениибиблиотекарям заработной платы. Бесспорно, зарплата является выразителемобщественной оценки труда библиотекаря, но ее рост не решит всех проблем, неснимет существующих в библиотечной среде противоречий.
Одним из главныхявляется изменение профессионального сознания библиотекарей. Воссоздание особойатмосферы духовности, которая была присуща библиотекам в конце XIX –начале XX вв. Сегодняшние библиотекари обижаются нанедостаточно уважительное отношение в ним общества, недооценку их труда. Но, сдругой стороны, они свободны от чувства верности своей профессии, не хотят,чтобы собственные дети пошли по их стопам, не читают специальную литературу, неанализируют свою деятельность, зашорены, боятся отступить от регламента.Библиотекари с большим стажем полагают, что ситуацию пока не изменить, ибо онарезультат перемен в обществе, повлиять на ход которых библиотекари не всостоянии. Однако, находясь в одинаково неблагоприятных условиях, библиотекариведут себя по-разному: одни, не пытаясь что-либо предпринять, взывают о помощи,покорно ждут лучших перемен, другие, надеясь только на свои силы, стремятся невыживать, а интересно жить.
Значительная частьбиблиотекарей озабочена днем настоящим: несвоевременной выплатой зарплаты,отсутствием средств на комплектование, почтовые расходы и т.д. Они боятсязаглянуть в завтра. А между тем… Что же останется потомкам? Во что превращаютсябиблиотеки, оправдывая свое желание выжить? Их помещения сдают в аренду. В ихстенах торгуют чем придется, бизнесмены теснят библиотекарей и читателей,создавая дополнительную напряженность в нашей и без того нервной жизни. этипроцессы нельзя считать нормальными. Больно, если у библиотекарей они вызываютчувство эйфории, иллюзию благоприятных изменений.
Библиотека должнаоставаться величественным храмом знаний и культуры, а не превращаться в базар.Арендаторы и торговцы не помогут ей выжить, они скорее напоминают лису изрусской народной сказки, которая выгнала доброго зайчика из его избушки. Врядли общество, видя, какого рода «маркетингом» занимаются библиотеки, проникнетсяк ним любовью и заботой, думается, наоборот – постарается максимальноотстраниться от решения их проблем. Подобный «маркетинг» – не та соломинка, закоторую нужно хвататься.
Распространеномнение, что библиотеки идут на такие шаги от отчаяния, от безысходности. Нонужны ли деяния, откровенно подрывающие авторитет профессии? По-человеческиможно понять библиотекарей, которые, ссылаясь на бедность своих учреждений, врабочее время бегают по магазинам, приторговывают, занимаются своими делами.Однако долго так жить нельзя, потому что все это ускоряет профессиональнуюдеградацию библиотекарей. Нужна новая философия библиотечного дела, позволяющаябыстрее найти свою социальную нишу в обществе. В меняющейся с каждым днемситуации надежда на «госпожу удачу» наивна. Современному обществу необходимыновые библиотека, библиотекарь и читатель.
Хотя, как теперьвыяснилось, наш «самый читающий в мире народ» очень мало информирован обиблиотеках. Тем не менее, более половины читателей убеждены, что библиотекидолжны изменить свои функции. Отражая в какой-то мере общее негативноеотношение к жизни вообще, это говорит о внутренней неудовлетворенностиабонентов библиотек деятельностью последних.
Какой же он,сегодняшний библиотекарь? Как ведет себя в современных условиях:приспосабливается сам или «перестраивает мир под себя»? Безусловно, вбиблиотеках есть активная часть коллектива, понимающая, что зарабатывать нужноне деньги, а престиж, каждодневно доказывая обществу свою необходимость.
Думается, главнаябеда наших библиотек состоит в утрате связи с читателем, а, значит, где-то и собществом. Эффективно работающей можно признать только ту библиотеку, гдеустановлен взаимообогащающий диалог между библиотекой и ее пользователями.Исследования последних лет, проведенные ГПНТБ СО РАН в рамках темы «Местобиблиотеки в социально-культурной среде», были направлены именно на выяснение взаимодействиябиблиотеки и общества, изучения о ней мнения читателей.
Что же породилоотчуждение библиотеки от общества? Более 70 лет государство поддерживалобиблиотеки, что привело к утрате мим активных позиций. Сейчас библиотекампредложено ориентироваться на собственные силы, к чему они совершенно неготовы, не имеют надлежащих условий. Кроме того, библиотекарь, как и раньше, нестремится к равноправному диалогу с читателем, а продолжает властвовать надним, испытывая при этом дискомфорт, полагая, что последний гораздо чаще, чем онсам, бывает неправ.
Третья причина –царящая в нашем обществе неопределенность. Если библиотеки потеряют контроль заситуацией, они станут объектом манипуляции властей предержащих. Социальнаяпассивность библиотекарей вызвана страхом перед трудностями и отсутствиемстабильных экономических гарантий.
Иной раз складываетсявпечатление (а может, так и есть на самом деле?), будто библиотекари сидят иждут указаний. Несмотря на семь лет перестройки, политическая адаптациябиблиотекарей не завершена, а профессиональное сознание размыто. Библиотекаринастолько привыкли к руководству «сверху», что и сейчас могут легко попасть подвласть новых идеологов культуры. Многие сотрудники библиотек, утрачиваяпрофессиональные интересы, рассматривают свободу лишь применительно к своейличности, не улавливая демократический смысл перемен. Библиотекарей малозаботят общемировые тенденции развития библиотечного дела, а сотрудничество сзарубежными партнерами расценивается как дополнительный источник средствсуществования.
Нужно использоватьзарубежный опыт подготовки библиотечных кадров. Но хочется добавить, что внашей стране есть немало наработок, которые полезны коллегам из другихгосударств. Надо добиваться равноценного партнерства. Например, открываетиностранная фирма в российской библиотеке свое представительство илииздательство, соответственно и мы организуем аналогичную службу за рубежом.Надо быть в курсе дел, знать специфику работы зарубежных библиотек, чтобыпонять, может ли американский образец библиотечного образования прижиться нароссийской земле. Возможно для этого нужны соответствующие общественные(материальные и моральные) условия, механическая же смена вывесок и названийничего не даст.
Поиск путейсовершенствования библиотечного образования в нашей стране не прекращается;библиотекари надеются, что они скоро будут найдены.
Составить портретбиблиотекаря – профессионала завтрашнего дня возможно только на основе анализареальной социокультурной ситуации и определения места библиотек в обществе. Вэтом убеждает многолетний опыт изучения библиотечной профессии в ГПНТБ СО РАН.За 20 лет опубликовано более 100 статей, выпущены два сборника научных трудов(1989 и 1992г.), зарегистрированы два научных отчета во ВНТИЦентре, изданонесколько препринтов, проведены региональные и всероссийские конференции.
В 1975 – 1978 гг. врамках темы «Соответствие кадровых ресурсов уровню и характеру развитиябиблиотечно-библиографических процессов в библиотеке» создавалисьпрофессиограммы отдельных специальностей, рассматривалось соблюдениеруководителями принципов научной организации труда; методом «делового портрета»оценивалась работа управленческого корпуса и специалистов библиотек. Впрограмму НИР «Совершенствование профессиональной структуры кадров» (1981 –1985 гг.) были включены следующие вопросы: психологический климат в библиотеке;удовлетворенность трудом у библиотекарей высшей квалификации4 соответствиесодержания библиотечного обучения в вузах культуры нуждам практики; анализзарубежного и отечественного опыта подготовки библиотечных кадров; формированиеу населения установки на приобретение библиотечной профессии; адаптация молодыхспециалистов.
Социально-психологическиеаспекты управления кадрами научных библиотек (влияние различных факторов на работув коллективе4 организационная и социально-психологическая структуры управленияим в нашей стране и за рубежом, функции и подготовка руководителей) сталипредметом исследования в 1986 – 1988 гг. Еще одна тема – «Научная библиотека:проблемы и организации управления» (1988 – 1995 гг.) предполагает разработкуметодики оценки труда и профессионально-деловых качеств специалистов ируководителей; проведение сравнительного анализа должностных инструкцийнескольких отделов; пересмотр системы повышения квалификации; подготовкурезерва руководителей на курсах и составление соответствующих документов;создание эффективной системы непрерывного библиотечного образования. Прибиблиотеке был открыт филиал кафедры специальных дисциплин Кемеровскогоинститута культуры. В 1995 г. будет завершена НИР, начатая в 1992 г., «Местобиблиотеки в современной социальной сфере региона» (роль и функции библиотек всовременном обществе; отношение реальных и потенциальных пользователей кбиблиотеке как один из факторов ее престижа; вопросы профессиональногобиблиотечного общения; качество работы отделов библиотеки, «выходящих»непосредственно на читателя).
К сожалению, в нашейсреде нет налаженной системы информирования библиотек о важнейшихнаучно-исследовательских темах и ресурсах.
Ненужно «разрывать»вопросы организации и содержания обучения, т.е. сначала продумать, как учить. азатем, чему учить. Чтобы устранить имеющиеся противоречия в системе «библиотека– вуз – наука», решать эти проблемы надо в тесном единстве. Чем объяснить, чтона протяжении последних лет сохраняется несоответствие между потребностью вспециалистах и количеством выпускников: число профессионалов растет, апотребность в них не только не снижается, но даже увеличивается. Происходит2вымывание» профессионального слоя библиотекарей. Так, в ГПНТБ СО РАН в 1985 г.было 148 сотрудников с высшим и средним библиотечным образованием, в 1990 г. –140 чел., в 1994 г. – 113 чел. В то же время в процентном отношении становитсябольше лиц с небиблиотечным образованием. Поэтому небезынтересно узнать,сколько лет в среднем выпускники вузов работают по специальности (например, зарубежом установлено, что для женщин этот срок составляет в среднем четырегода), куда они уходят и почему? Ответ прост. Разочарование в профессии начинаетсяеще в стенах института и завершается уже в библиотеке. Значит, новомубиблиотекарю нужна иная библиотека.
Каковы же пути выходаиз кризиса? Каждой библиотеке предстоит переосмыслить собственную роль ифункции с учетом социально-экономической и культурной ситуации в регионе ипродумать соответствующую ей концепцию развития своего учреждения как открытойсистемы. Для этого важно выяснить точку зрения на положение библиотеки вобществе не только библиотечных теоретиков и практиков, но и реальных и потенциальныхпользователей. Конечно, изменение организационных структур – тернистый инелегкий путь. Еще Н. Макиавелли заметил: «…А надо знать, что нет дела, коегоустройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежелизамена старых порядков новыми. Кто бы ни выступал с подобным начинанием, егоожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, комувыгодны новые. Холодность же эта объясняется отчасти страхом перед противником,отчасти недоверчивостью людей, которые на самом деле не верят в новое, пока ононе закреплено продолжительным опытом». И все же библиотеки должны статьгибкими, динамичными системами, оставаясь консервативными в той мере, в какойэто диктуется их природной сущностью.
3. Профессиональные требования к библиотекарю внастоящее время
Библиотечнаяпрофессия – не такова, какой ее обычно представляют, она – не для слабых душой.
Отсутствиепрестижности, расхожее представление о библиотекарях, как о глубокоинтровертных, «не от мира сего» личностях, — с этим приходится боротьсяпрофессиональным объединениям библиотекарей в разных странах. Спецификабиблиотечной работы остается загадкой для общественного сознания в целом.
Библиотекарь – этоспециалист, имеющий специальное библиотечное образование, который занимаетсяорганизацией библиотечных фондов, библиотечным обслуживанием пользователей.Библиотекарь – это связующее звено между информацией и пользователями.
Функция современногобиблиотекаря, работающего в условиях информационно насыщенного общества в том,чтобы создать условия, организовать информационную среду библиотеки так, чтобыс наибольшей экономией умственных сил и времени пользователя, читателя, онаинтериоризировалась (т.е. была глубинно усвоена) им. Библиотекарь. В первуюочередь, организатор доступа к информации, знанию пользователей библиотеки,населению. Обеспечивая доступ к информации, знанию, организуя информационнуюкомфортность библиотечной среды, библиотекарь содействует просвещению.Библиотекари представляют собой профессию, непосредственно призванную к защитеинтеллектуальной свободы и свободы доступа к информации. На них возложенаособая обязанность обеспечивать свободный поток информации и идей в настоящем ибудущем поколениях.
Библиотека –необходимый элемент гражданского общества, т.к. призвана обеспечиватьдокументированную форму межпоколенной и этической связи индивидуальныхсознаний. И библиотекарь в меру своей интеллектуальности становится либопроводником, либо фильтром в этой важнейшей форме человеческого общения.
Библиотекари призваныне только сохранять культурные ценности, но и продвигать, сближатьпрофессиональные сознания с обыденными.
Проблема библиотечнойпрофессии в том, что уровень интеллектуальной культуры российских библиотекарейвызывает серьезную озабоченность общественности. Так, в ходе всесоюзногоисследования «Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы»,проведенного в 1986 – 1991 гг., установлено, что лишь сравнительно небольшуючасть работников библиотек склонна к инновационному мышлению, является инициаторомновых начинаний, адекватно реагирует на изменения в обществе, способна косвоению новейших информационных технологий. Процесс активного вхождениямолодых специалистов в профессиональную жизнь затягивается на многие годы. Неслучайно, видимо, пик трудовой активности приходится главным образом на зрелыйи предпенсионный возраст. Под интеллектуальной культурой библиотекаряпонимается условное соединение таких профессионально-значимых качеств, как:широкая эрудиция, базирующаяся на историко-культурном фундаменте,профессиональная компетентность, основанная на необходимом запасеобщепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, методологическаяоснащенность, гибкость и адаптивность мышления, обуславливающая инновационностьпрофессионального поведения и способность пониманию условности имеющихсятеоретических знаний и получению нового знания, приобретению новых практическихумений и навыков.
Библиотекарь долженне только рекомендовать читателю интересные новинки в соответствии с жанровымии тематическими предпочтениями каждого, но и ставить перед собой задачиприобщить читателей к высоким образцам изящной словесности, помочь емупроникнуть в ткань сложного текста.
Библиотечнаяпрофессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении,что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет ижурналов, новыми людьми, возникают неповторимые конкретные ситуации.
Служа другим –растешь и сам. Академик Д. Лихачев назвал библиотекаря ученым, который работаетне над одной «своей» темой, а над многими «чужими» темами. Это ученый, целикомотдающий себя другим.
Профессиябиблиотекаря требует активной позиции, связи с жизнью. Все, что делается встране, — это кровное дело библиотекарей.
Высокоепедагогическое мастерство – профессиональная черта библиотекаря. Как педагог,он должен прежде всего любить людей, помогать читателям выработать системузнаний, дифференцированно походить к различным категориям читателей, учитыватьособенности их информационных запросов, помогать ориентироваться всправочно-библиографическом аппарате, доходчиво объяснять и проверять качествоусвоения материала. А это требует от специалиста такта и вместе с темнастойчивости.
Людям этой профессиисвойственны чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Принцип «Вседля читателя» – основной для библиотекаря. Но если библиотекарь человекравнодушный, если в процессе общения с читателем у него возникают чувствораздражения, скука, апатия, значит, профессия выбрана ошибочно.
Для настоящего библиотекарячитатель – это не статистическая единица, а человек с индивидуальнымиособенностями и запросами.
Специфической чертойбиблиотечного специалиста является знание книги. Он должен воспринимать книгу вее взаимосвязях, а главное – представлять, кому она предназначена. Потомубиблиотекарь должен постоянно работать над собой. Систематическое,организованное, последовательное чтение является профессиональной чертойбиблиотечного работника. Профессия требует и развития организаторских качеств.Библиотекарю необходимо знать основы управления, прогнозирования.
Сегодня работа считателями предъявляет к специалисту определенные коммуникативные требования:контактности, общительности, эмоциональности, умения понимать и слушать,находить нужный тон в разговоре. Работа на абонементе, в читальном залепозволяет проявить эти качества.
Какими же этическимичертами должен обладать библиотекарь, работающий на абонементе, и что он должензнать? В первую очередь он должен пропагандировать лучшую литературу, находитьподход к каждому читателю, понимать его запросы и интересы, уметь рассказать окнигах, давать сравнительный анализ источников. Кроме того, работник абонементадолжен проводить различные массовые мероприятия; хорошо ориентироваться впотоке литературы; оперативно вести библиографические разыскания; знать фонды икаталоги; организовывать информационную работу; проводить библиографическиеобзоры, дни информатора; устраивать выставки-просмотры.
Чтобы все это делать,специалисту необходимо методами агитационно-пропагандистской,справочно-библиографической и информационной работы; методами изучениячитателей (индивидуальной и массовой работы с ними); методологиейбиблиотековедческих исследований; техническими средствами.
Одной из важных форминдивидуальной работы является беседа: о правилах пользования библиотекой, окаталогах, о новых поступлениях и т.д. Библиотекарь должен первым начать беседуили незаметно побудить читателя сделать это, т.е. выступить в роли психолога,постараться понять психологию читателя. Следует оперативно и доброжелательнооткликнуться на запросы читателя; выбирать применительно к каждому из нихдейственный способ влияния.
Личность человека,есть культура, общая эрудиция, умение хорошо излагать свои мысли, вестидискуссию… Часто эти черты библиотекаря оказывают решающее воздействие наинтересы читателей, способствуют более глубокому восприятию смысла общения.
Контакт с читателемдолжен быть неформальным, доверительным. Не случайно за советом в выборе книгчитатель предпочитает обращаться к одному и тому же библиотекарю. Положительноеотношение к специалисту возникает не только потому, что он хорошо ориентируетсяв фонде, но и из-за его доброжелательности, способности непринужденно иувлекательно вести беседы, охотно помогать в выборе книг. поэтому настоящемубиблиотекарю свойственно сопереживание, осознание индивидуальной неповторимостидругого человека. Даже выбор литературы должен соответствовать настроениючитателя. Дать читателю книгу, необходимую именно ему в нужный момент, — вотзадача библиотекаря. Порой нужны и советы, и рекомендации. Поэтому требуетсяопределенная степень близости и взаимопонимания с читателем.
Как этого добиваться?По-разному. Можно поговорить о книге, а затем о здоровье близких и родных.Главное, чтобы человек почувствовал, что он тебе не безразличен. И тогданачинается воспитание книгой.
Проблемы культурыобщения особенно значимы, ибо контакты с людьми разных возрастов, вкусов,профессий должны занимать большую часть времени библиотекаря. Так, например, вразговоре с подготовленным читателем требуется быстрая реакция. К людямстаршего возраста лучше обратиться по имени-отчеству.
Очень важендоверительный стиль, взаимопонимание. Не новость для библиотекарей, что в «часыпик» устаешь и не всегда контролируешь свои эмоции. Поэтому необходимоформировать у себя навыки кртического анализа психологических ситуаций,возникающих в библиотечной повседневности.
Общение с читателем –это обмен информацией. Не многие знают, что 40 % информации передаетсяинтонацией речи. А многие ли помнят, что помимо текста существует подтекст?Иногда «открытие» этих истин приходит в конфликтных ситуациях.
Огромную роль играеттон разговора. В отказе «нет» читатели порой чувствуют подтекст… «Как вы всемне надоели».
Важно помнить, чтообщение с читателем не сводится только соблюдению определенных правил этикета.Контакты предполагают владение психологической культурой. Начинается она спостижения человека, мира его чувств и мыслей. Знания эти помогают библиотекарюточно определить ролевые позиции читателя и в соответствии с этим построитьсвою тактику общения.
Разве вы невстречались с «эрудитами», которые уже все прочитали по интересующей теме? Новы тонко и с большим тактом даете понять ему, что в библиотеке есть и новинка,о существовании которой читатель не догадывается.
Вот к стойке подходитпожилой человек. Он явно напряжен, выбирая книгу. Ситуация для библиотекарятрудная, но надо терпеливо беседовать с читателем, помочь ему отыскать нужнуюкнигу, быть предельно внимательным к нему. Смотришь, в конце концов читательуспокоился, оживился. Вступил в разговор. Надо уметь выслушать человека,учитывать его запросы, интересы, настроения. Эмоциональные контакты приносятудовлетворение, уплотняют рабочий день и вместе с тем от однообразия и скуки.Лишенное эмоциональных контактов общение оборачивается раздражением, скукой, апорой и разочарованием в избранной профессии. Надо радоваться, когда читатель«разговорился». В ходе общения с ним постоянно подвергаются проверке такиекачества библиотекаря, как уравновешенность, терпимость, эмоциональнаяустойчивость.
Каждому библиотекарюнадо выработать у себя культуру общения. Следует помнить, что без готовностиработать для людей общение будет бессодержательным. Содержательное общение –это всегда творчество, в котором нравственные и педагогические аспектыпереплетаются, взаимопроникают.
Какая из струнсложного духовного мира человека зазвучит в процессе общения, зависит отподхода, от уважения к самобытной личности, и поэтому без самовоспитания, безпреодоления инерции библиотекарю рассчитывать на успех нельзя. Культура общениявырабатывается в процессе самостоятельной духовной работы над собой.
Для библиотекарей,осуществляющих постоянный контакт с читателями, умение по-деловому общатьсястановится не только важным, но и профессионально необходимым качеством,поэтому к речи библиотекаря предъявляются повышенные требования. Библиотекарьпостоянно должен работать над своей дикцией, образностью и выразительностьюречи. Особое значение имеет частота и четкость произношения, связность,логичность, богатство словарного запаса, ясность при поставке вопросов иответов, оптимальная для восприятия скорость речи.
Наблюдательностькрайне важна для библиотекаря. Без нее он не заметит, удобно ли в библиотекечитателю, как он работает с каталогами, как реагирует на манеру общения с ним,обращает ли внимание на выставки, стенды, не портит ли книги и т.д.
Библиотекарь долженбыть внутренне собран. Способность к длительной работе без ухудшения еекачества и снижения темпа – не только волевое качество, но и признаквыносливости, физического здоровья. Библиотекарь должен уметь длительное времясохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость.
Общительность, личноеобаяние, приятная внешность – эти черты так же необходимы библиотекарю. Хорошийпсихологический климат в библиотеке создают жизнерадостность, чувство юмора,эмоциональность, чувство коллективизма.
Высокий уровеньработы с читателями, творческая атмосфера в библиотеке находятся в прямойзависимости от таких качеств библиотекаря, как дисциплинированность,аккуратность, деловитость, творческий подход к делу.
Итак, какимикачествами должен обладать библиотекарь, занимающийся обслуживанием читателей?Во-первых, способностью критически анализировать явления, факты; уметь выбиратьиз общего объема необходимую информацию, схватывать суть проблемы; во-вторых,быть внимательным, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности надругой; в-третьих, обладать деловыми качествами, заставлять себя делать любуюнеобходимую работу; в-четвертых, обладать коммуникативными качествами: уметьвести деловую беседу, доходчиво доносить до читателя свои мысли, находитьнужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от индивидуальныхособенностей читателей, и, наконец, в-пятых, грамотно говорить, связно илогично излагать свои мысли.
Таким образом,библиотекарь – это высокообразованный человек, владеющий основами психологиичитателей, педагогическим мастерством, ориентирующийся в многообразиииздательской продукции, умеющий использовать технические средства в работе,знающий основы информатики, пропагандист, организатор.
Библиотекарь не имеетправа быть равнодушным, заносчивым, злопамятным, излишне горячим, фамильярным,сварливым, консервативным, неряшливым, слишком экстравагантным.
В библиотечной прессевсе отчетливее звучит мысль о влиянии личных качеств библиотекаря наудовлетворенность читателя и, следовательно, на образ библиотеки в общественномсознании. Так, один специалист-филолог из США, работая во многих библиотеках иархивах Франции, пришел к достаточно, может быть, банальному но очень важномувыводу: низкое качество обслуживания и особенно плохая доступность имеющихся вфондах документов чаще всего связаны исключительно с произволом инедобросовестностью библиотечного персонала.
Отношение к работе –это проблема, которая существует во многих сферах деятельности. Американскаябиблиотечная ассоциация уделяет систематическое внимание профессиональной этикебиблиотекаря с 1939 г. В кодексе этики 1981 г. закреплены принципы, обязывающиебиблиотекарей обеспечивать высокий уровень обслуживания, противостоять попыткамцензуры библиотечных материалов, оберегать право пользователей на сохранениетайны получаемой информации, не допускать получения выгоды за счетпользователей, коллег или библиотеки. Российским специалистам известны такжепять библиотечных постулатов Ш. Ранганатана, которые в определенной степениможно считать кодексом профессиональной этики. Этическая сторона библиотечноготруда связана с правами на интеллектуальную свободу и доступ к информации, чтоотмечается во многих публикациях. Этический и профессиональный уровеньбиблиотекарей нередко довольно низок: они не всегда предупредительны, терпимы ивнимательны к посетителям и пользователям, время читателей ценят меньше, чемсобственное, отстает от современных требований справочно-библиографическоеобслуживание, минимальны знания иностранных языков, порой не хватает знаний и вобласти библиотечного дела.
Интересно, чтопрофессиональная этика библиотекаря рассматривается в широком социальном иморально-нравственном контексте. Замечено, например, общее снижение уровнятрудовой морали. Которое произошло от однозначно сформулированностимировоззренческих позиций. Этические ценности сместились в сторону моральнойиндифферентности. Равнодушие к потребителю, читателю стало, к сожалению,нормой, результатом чего является во многом социальная невостребованностьбиблиотек.
Кодекспрофессиональной этики должен закрепить изменения в социальном статусебиблиотек и библиотекарей. Этические нормы библиотечной профессии сегоднядолжны формироваться с пониманием того, что в нынешней трудной жизненнойситуации люди приходят в библиотеку не только за книгами, но и ради общения длявосстановления душевного комфорта.
Таким образом, вполнеочевидно, что меняться должны не только читатели, фонды,материально-техническая база библиотек, но и библиотекари. Им предстоит трезвои самокритично оценивать свои личные возможности, личное влияние наформирование атмосферы, делающей библиотеку привлекательной для читателя и,следовательно, нужной обществу.
4. Профессиональное обучение кадров. Повышениеквалификации библиотечных работников
Происходящая всовременном обществе эволюция роли библиотекаря, внедрение новой информационнойтехнологии ставит библиотеки перед необходимостью качественных кадровыхизменений, постоянного совершенствования и переподготовки персонала. Главнаямиссия библиотеки осталась неизменной – предоставление источников информациисвоим пользователям, но пути ее реализации стали более сложными и разнообразными.Эти перемены вызваны в основном технологическим развитием: информационныепродукты теперь производятся в различных формах и на множестве различныхносителей.
Не секрет, что успехобслуживающей организации в большой степени зависит от знаний, умения иотношения ее сотрудников к клиентам. Поскольку именно библиотекари встречаютпользователей, их служение целям библиотеки и их ориентация на пользователя(или ее отсутствие) сразу становятся очевидными. Проявляется эта ориентация всоответствующем климате библиотеки, независимо от ее официальной концепции9информационно образовательный, досуговый центр или другая модель развития).
В развитиибиблиотеки, ориентированной на пользователя. Особое значение приобретаеткадровая политика. Стержнем хорошего управления персоналом является побуждениесотрудников к тому, чтобы они захотели включиться в ориентированный напользователя подход.
На нынешнем этаперазвития библиотек возникла модель «новой управленческой работы», где решающуюроль играют связи и сотрудничество с внешними родственными организациями. Ранг,титул управления имеют меньшее значение, чем знания, умение мобилизовать людейи мотивировать их стремление к лучшей работе. Чтобы руководить в соответствии ссовременными требованиями, необходимо получить специальную подготовку в областиуправления новых технологий, постоянно повышать квалификацию, профессиональноразвиваться.
Кардинальныетехнологические изменения в библиотеках выдвигают важнейшее профессиональноетребование к программистам по непрерывному библиотечному образованиюобеспечение постоянного обновления и расширения знаний в области использованияновых технологических средств и информационных технологий.
Как показываютпрактика и дискуссии на страницах профессиональной печати, особенно острымисегодня являются вопросы именно переквалификации персонала. Возникаетнеобходимость разработки принципиально новых образовательных программ,нацеленных на создание и поддержку трудовых ресурсов более высокого уровня, чемпрежде.
Сегодня, кромеовладения библиотечными процессами, важна общая информированность библиотекарейоб издательском деле, этике, государственной информационной политике, значенииинформационных технологий и о других проблемах информационного дела.
Одно из самыхпозитивных качеств современного библиотекаря состоит в возможности широковзглянуть на проблему, увидеть те факторы, которые являются общими для многихотраслей, раздвинуть горизонты читателя и помочь взаимообогащению идей. Этоявляется серьезным противовесом сегодняшней чрезмерной специализации.
В настоящее время вРоссии основные звенья системы непрерывного библиотечного образованиясложились, но процесс их становления проходил во многом стихийно, в связи с чемне отлажены координационные связи, слабо работают механизмы установленнойпоследовательности и преемственности содержания и методикой обучения ивоспитания библиотекарей специалистов. Образовательные структуры по-прежнемуосновное внимание уделяют процессу обучения, не справляясь в полном объеме срешением задач воспитания и развития творчески мыслящих специалистов,деятельностью которых профессиональные знания становятся личностью значимыми ипрактически реализуемыми и практически реализуемыми, нацеленным насистематическое обучение и качественное преобразование. Сегодня необходимоизучение механизмов формирования и путей реализации интеллектуальныхспособностей библиотечных работников. Оно поможет обеспечить эффективностьуправления развитием интеллектуальной культуры специалистов.
Формирование системыповышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров в нашей странеотносят к началу 20-х гг. Именно в этот период были выработаны основныепринципы ее построения. Первая дискуссия проводилась на страницах журнала«Красный библиотекарь» (1924 г.).
В 30-х гг. работа поповышению квалификации и переподготовке библиотечных кадров значительноусилилась. Складывались определенные системы по типам и видам библиотек:областные, городские, районные, научные и т.п. Совершенствовались старыеапробированные формы учебы кадров, появились новые – «Школы передового опыта»,«Дни открытых дверей», «Школы молодого библиотекаря», срочно входили в практикуработы библиотек кустовые семинары.
Примеромисторического развития системы повышения квалификации может служитьдеятельность крупнейшей библиотеки страны РГБ (бывшей ГБЛ). Значительной вехойв деле подготовки кадров ГБЛ явилось библиотечное ученичество, правоорганизации которого она получила в 1948 г. Учащиеся распределялись по отделами под руководством наставников из наиболее квалифицированных библиотечныхработников осваивали производственные процессы. Будущие специалисты первогонабора сдавали одновременно экзамены на курсах и государственные экзамены вбиблиотечном техникуме, в результате получали диплом о среднем библиотечном образованиии удостоверение об окончании курсов библиотечного ученичества.
ГБЛ постоянно искалапути закрепления молодых кадров. Создавая им условия для получения высшего исреднего специального образований, совмещения учебы с работой в отделах. Одиниз таких путей на первых порах виделся в создании для молодежи со среднимобразованием филиала библиотечного техникума на базе учебного отделабиблиотеки.
В 1969 г. в ГБЛ былоткрыт филиал библиотечного техникума по специальности «Библиотечное дело».Хотя филиал техникума и выполнил свою задачу – дать библиотечную специальностьсотрудникам, которые по разным причинам не имели возможности продолжатьобучение в институте, тем не менее он не смог решить вопроса закреплениякадров. Реальная возможность стабилизации кадрового состава виделась вподготовке специалистов с высшим образованием без отрыва от работы, в стенахбиблиотеки. Этому способствовала деятельность на базе библиотеки вечернегоотделения Московского государственного института культуры.
Кроме того, в ГБЛ былиорганизованы краткосрочные курсы, различные по тематике и продолжительности.Они обеспечивали дифференцированный подход к обучению.
Важнейшей формойповышения квалификации стали годичные Высшие библиотечные курсы (ВБК) при ГБЛ,основная задача которых – обеспечить приобретение библиотечно-библиографическихзнаний сотрудниками с высшим небиблиотечным образованием.
Опыт ГБЛ показал, чтопостроение системы повышения квалификации в одной отдельно взятой библиотеке неможет решить общих проблем, характерных для страны в целом. Но он позволилувидеть направления, которые могли бы быть развернуты применительно к общимпринципам ее построения.
Активизация процессаобучения путем перехода от пассивных, главным образом лекционных, форм кактивным (проблемное обучение, ролевые игры, поиск выхода из конфликтныхситуаций), первоначально возникшая в учебных заведениях, распространяется и насистему повышения квалификации.
Чтобы эта системапо-настоящему заработала, ее основные элементы – методические центры, библиотечныекадры, формы и приемы оказания методической помощи – должны быть взаимосвязаныи составлять единое целое. Необходим ступенчатый характер структуры, прикотором каждая последующая ступень будет содержать формы и методы, направленныена совершенствование и углубление полученных ранее знаний.
В этой статьепрофессиональная квалификация рассматривается в качестве комплекснойхарактеристики, включающей в себя особенности технологической подготовки иличные свойства сотрудника. Их применение в процессе обретения знаний, навыкови умений позволяет библиотекарю выполнять профессиональные обязанности науровне требований, зафиксированных в документах, которые регламентируют егодеятельность. Категория «знания», «навыки», «умения» входят в подструктуруличности. Среди личностных характеристик рассматриваются те, что необходимы дляреализации конкретной деятельности. Поэтому под термином «повышениеквалификации и переподготовка кадров» мы понимаем комплексную систему,обеспечивающую актуализацию, расширение и углубление имеющихся знаний,получение новых современных теоретических и практических навыков дляоперативной адаптации кадров к постоянно изменяющимся социальным ипроизводственным условиям.
Проблема повышенияквалификации в последние годы стали уделять больше внимания, чем раньше.
После длительногоперерыва возобновились попытки разработать модели квалификации библиотекаря. Вчисле интересных работ, появившихся в конце 70-х гг., следует упомянуть статьюЛ. Ефимовой «Модель квалификации библиотекаря» (Сов. библиотековедение, 1975. №4), в которой широко использованы математические методы моделирования. Дляпостроения модели был получен необходимый статистический материал в результатеанкетирования библиотечных работников в сети академических библиотек. Квалифицированнаякарта, разработанная в НМО БАН СССР, состояла из 20 вопросов, ответы на которыев совокупности давали полную характеристику сотрудника в отношении егообразовательной подготовки, содержания трудовой деятельности, используемых имформ повышения квалификации, профессионального и должностного роста. Уточняютсяпонятия «квалификация» и «уровень квалификации».
В качествекомплексного показателя уровня квалификации исследователи выбрали занимаемуюдолжность. Включающую ряд признаков: образование, стаж работы, научную иметодическую деятельность, а также социально-психологические признаки –удовлетворенность работой, социально-общественную активность и др.
Помимо анкетированияисследователи прибегли к широко применяемому в социологических исследованияхметоду экспертных оценок. Полученные результаты позволили сделать вывод, чтомодель можно считать достаточно надежным инструментом оценки, хотя ирассматривается она авторами как предварительная, экспериментальная.
Несмотря насложившуюся систему традиционных форм повышения квалификации библиотечныхработников, во многих библиотеках продолжается поиск нетрадиционных формобучения. Возникают областные университеты сельского библиотекаря. Появляютсяформы, заимствованные из системы образования, ТВ, радио. Так, например,появлялись и исчезали «политбои», «брейн-ринг», аукционы идеи», мозговые атаки,«аквариумы», «поля чудес» и т.д. Поэтому не случаен и интересбиблиотекарей-практиков к различного рода деловым играм, проблемным ситуациям,викторинам и олимпиадам. На страницах специальных периодических изданийначинают появляться сценарии деловых игр, статьи, описывающие опыт ихиспользования в повышении квалификации. Однако авторы не уверены в правильностиих организации. Не случайно одна из статей так и называется6 «Играем, аправильно ли...?»
Но не толькоразнообразие форм и методов обеспечивают достижение намеченных целей в процессеповышения квалификации и переподготовки кадров. Немаловажное значение здесьимеют гибкость и динамичность содержания и средств передачи знаний.
Поэтому важнейшимнаправлением деятельности факультетов повышения квалификации становитсявооружение слушателей знаниями о новейших информационных технологиях.Отсутствие приемлемых учебно-методических материалов, посвященных этойпроблеме, недостаточная обеспеченность учебного процесса современнымоборудованием заставили факультет повышения квалификации преподавателей МГУК назанятиях в межвузовской школе руководителя обсуждаются вопросы управления,внедрения НОТ и передового опыта. Межвузовское методическое объединениеосуществляет проверки деятельности библиотек. Отделы, признанные лучшими,например по обслуживанию читателей, комплектованию и использованию фондов,воспитательной, справочно-библиографической, информационной работе, становятсябазой для проведения школ передового опыта. Характерным упущением являетсяслабое понимание к повышению в должности библиотекарей, заведующих секторами,многие годы работающих на одном месте, компетентных и имеющих высокуюпрофессиональную квалификацию. Кстати, этот недостаток касается не тольковузовских библиотек. Подготовка кадрового резерва в библиотеках, на наш взгляд,- самое слабое звено в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.
Предпринимаютсяусилия по совершенствованию системы повышения квалификации кадров всоответствии с современными требованиями к квалификации работающих, к уровню ихинтеллектуального и культурного развития. Направления этих усилий сосредоточенына создании системы обучения, способной оперативно учитывать изменения средыфункционирования библиотек, выявлять и оценивать новшества с точки зренияцелесообразности их включения в программы, устанавливать зависимость содержанияобучения от потребностей слушателей.
Так, основной задачейсовета по повышению квалификации кадров ГПНТБ РФ является обеспечениеорганического единства экономического и социального развития коллектива в частиповышения квалификации и переподготовки персонала. Совет осуществляеторганизационно-методическое руководство и информационное обеспечение, координациюдеятельности всех звеньев системы повышения квалификации кадров одной изкрупнейших библиотек страны, создает условия для перехода от периодического инепрерывному производственно-профессиональному обучению. Его решения являютсяобязательными для исполнения во всех в структурах подразделениях библиотеки.
Совет рассматриваетпроекты учебных планов и программ повышения квалификации работников и дает поним заключения.
Сводный планготовится с учетом проблемной ориентации обучения, общетеоретической подготовкии непрерывного обновления практических знаний специалистов и осуществляется натрех уровнях. Первый – производственно-профессиональное обучениенепосредственно в подразделениях по направлениям библиотечных и научных работ.Второй – обучение руководителей и главных специалистов на общебиблиотечныхкурсах целевого назначения. Третий – обучение специалистов в Институтеповышения квалификации, информационных работников, народном университете понаучно-технической информации ВИНИТИ, Международном центре НТИ на факультетеповышения квалификации и в аспирантуре Московского государственногоуниверситета культуры и др.
Систему обучениякадров в целях повышения их квалификации в ГПНТБ предполагает строить,основываясь на следующих принципах: основой планирования должна строитьперспективная потребность подразделений библиотеки в специалистах в условияхдальнейшего совершенствования библиотечной технологии; определение потребностии возвышение квалификации специалистов должно базироваться на знании общей и дополнительнойпотребности в кадрах разных уровней.
И тем не менее это –опять только благие намерения и декларирование успехов в предпринимаемыхначинаниях.
Таким образом,организация работы по повышению квалификации библиотечных кадров на современномэтапе является одной из ведущих функций управления библиотечными коллективами.Функционирующая в нашей стране двухуровневая система повышения квалификации(региональный и местный уровни) ориентирована на решение трех взаимосвязанныхзадач: углубление и обновление теоретических знаний, расширение общекультурногокругозора, постоянное совершенствование профессиональной подготовкибиблиотечных специалистов, доведение ее до степени профессиональногомастерства. Дифференциация как ведущий принцип соблюдается при формированиигрупп обучающихся и при организации занятий. Для методического обеспеченияучебного процесса издаются учебные пособия и рекомендации. Внедряются различныеформы активизации познавательной деятельности слушателей.
В целом в современнойсистеме библиотек сложились следующие направления повышения квалификациикадров: повышение общетеоретического уровня, расширение и углублениетеоретико-прикладных знаний в области библиотековедения. Кафедрабиблиографоведения, книговедения; функциональная специализация в областибиблиотечного дела, конкретных участков библиотечно-библиографической работы;изучение основ научной организации труда и управления; овладение средствамимеханизации и автоматизации библиотечно-библиографических процессов:приобретение и обновление знаний в области отдельных отраслей науки ( в связи ссодержанием фондов и специализированным обслуживанием различных категорийчитателей и т.д.). Ощущается необходимость организации комплексной системыподготовки и переподготовки кадров.
Таким образом, можноконстатировать, что в существующей структуре представлены различные посложности формы повышения квалификации и переподготовки кадров, которые междусобой не взаимосвязаны и не дают возможности поэтапного повышения квалификации.
В регионах функционируютсоответствующие структуры и отсутствует межведомственный центр, координирующийих работу; взаимосвязь учреждений повышения квалификации с библиотеками –носителями передового опыта, с вузами культуры в регионах отсутствует. Непредпринимаются попытки создания альтернативных форм повышения квалификациипредоставляющий обучаемый выбор программ и форм обучения.
Не практикуетсясоставление и обновление программ и учебно-тематических планов обучения наоснове прогностических данных. Анализ обратной связи если и проводится, тоэпизодически.
При комплектованиигрупп не учитывают психолого-педагогических особенностей обучения взрослых,хотя принимают во внимание особенности их деятельности (штат учреждения,распределение функциональных обязанностей, квалификационные требования и т.д.).
Результаты анализапоказывают, что проблема повышения квалификацию и переподготовки кадров активнообсуждается, и возникает необходимость от постановки проблемы переходить кконкретным предложениям, рекомендациям и апробированным проектам формированиясистемы.
Среди проблем,которые предстоит решать в ближайшее время, следует назвать такие: планированиеповышения квалификации и переподготовки кадров с учетом изменений впрофессиональных потребностях специалистов, разработка школы оценок иопределение степени освоения знаний, умений и навыков, научно-методическоеобеспечение процесса обучения слушателей, создание методических пособий сучетом основных целей самообразования, формирования проблемно-ориентированнойбазы данных, содержащей библиографические, фактографические сведения орезультатах слежения за состоянием и тенденциями развитиябиблиотечно-библиографической деятельности, развитие в системе последипломногообразования функции добывания новых знаний, знаний научного сектора путемширокого применения семинаров-дискуссвий и «мозговых штурмов», деловых,инновационных игр и т.д., проработка и апробация методов обучения,, которыеактивно используются в других отраслях (разрешение инцидентов, анализ кейсов,исследование обстоятельств.
Заключение
Сейчас наступилкритический момент, когда необходимо по-новому взглянуть на библиотеки,определить функции, задачи, приоритет, в том числе приоритет в обслуживаниичитателей, а самое главное – постоянно доказывать обществу и налогоплательщикамважность для них библиотек, потенциал которых до сего дня использован далеко неполностью. Нужна новая философия, новое мышление в области библиотечного дела.Необходимо такое информационное общество, в котором и читателям, ибиблиотекарям будет обеспечено право получать любую информацию в любой точкеРоссии и в других странах. Библиотека должна непрерывно улучшать имиджпрофессии, повышать вопрос о совершенствовании всей системы непрерывногообразования: профориентационной работы, среднего и высшего специальногообразования, повышения квалификации библиотечных работников.
Вопрос о ролибиблиотекаря в обществе будущего, в условиях тотальной информатизации – оченьострый для библиотечной профессии. Следует признать, что, как показываетистория, те или иные учреждения духовной сферы и соответствующие профессиисохранялись при исторических поворотах и сменах цивилизаций не только тогда,когда общество хоть как-то о них заботилось, но и тогда, когда ему былосовершенно не до них. Условием выживания подобных учреждений была ихсобственная устойчивость, способность воскресать и снова функционировать,врастать в общество. Можно предположить, что отечественным библиотекарямстанетуже труднее и даже не потому, что всему обществу будет плохо, а по многим другимпричинам. Например, из-за появления мощных конкурентов библиотек в сфере, вкоторой они вросли корнями, — духовной, проникновение в самое библиотечное делотех элементов, что первоначально казались чужеродными и не особенновоспринимались библиотекарями: электроники, компьютеров и т.п. Теперь онивосприняты, но способны установить свои правила шире.
Говоря о библиотекаре21 в., нужно, прежде всего выяснить одну из основных предпосылок: сохранитьсяни сама библиотека в виде, близком к своему классическому облику. Какпредсказывают многие, этот социальн. институт может в дальнейшем превратиться внечто совершенно другое, чем ныне; вся имеющаяся в нем информация будетзаложена в банки данных, в компьютерную память, а вместо книжных полок, будетсуществовать некий микромир, который окончательно погубит память и «читатель» и«библиотека».
Одним словом, сегодняналицо ускоренные темпы технического и материального совершенствованиябиблиотек, стремление достичь невиданного раньше комфорта, красоты и обесечитьчитателя всем, даже возможностями для нервной разрядки. И в тоже времясуществует множество библиотек, созданных без каких либоретензий. Они почтитакие же, как в прошлые века, только книги, в нем сохраненные, изданные нестоль давно и систематизированы не так, как, например, папирусы в Египтев эпохуреднего царства или рукописные фолианты в Италии на заре Возрождения в 14 в.Ясно, что, наряду с той линией развития библиотек и соответственно библиотечнойпрофессии, когда современная техника преобразует самые основы этих учреждений.,длительное время еще будет существовать знакомая нам стереотипная библиотека,хотя и с немалым количеством технических устройств. Ее основу будутпоставлятькниги.
Библиотечнаяпрофессия часто питается верой в то, что общество не допустит, чтобы самоеценное наследие, которым оно обладает, не являлось предметом забот и гибло. Аобщество, чувствуя, что такая надежда у хранителей наследия есть, пробретаетуверенносчть в том, что те, кому поручено это дело, сами же ее и оправдывают.Предстоит еще немало сделать, чтобы профессия библиотекаря заняла достойноеместо в иерархии важнейших профессий. До сих пор все силы направлялись на то,чтобы выжить.
Общество воспитано натом, что книга – источник знаний, лучший подарок, но надо признать, чтобиблиотечной идеи в нашем обществе и нашей культуре пока нет. есть трепетноечустсво к библиотекам, но нет рационального осмысления того, что библиотека –это главный источник интеллекта, без которого Россию не поднять.
Список использованной литературы
1. Алтухова, Г. Беседы обэтике и имидже //Библиотека. – 1998. — № 2. – С. 39 – 41
2. Дрешер, Ю.М. Современнаяконцепция подготовки специалиста-библиотерапефта. – М., 2003. – 247 с.
3. Дрешер, Ю.М.Концептуальная модель в подготовке специалистов // Библиотека. – 1998. — № 4. –С. 40 – 42
4. Дворкина, М.А.Профессиональные ценности библиотекарей //Мир библиотек сегодня: Науч.-информ.сб. – Вып. 4. – М., 1996. – С. 50 – 53
5. Жданова, Т.А. Библиотекарь– профессионал: какой он сегодня? // Библиотековедение. – 1994. — № 4. – С. 90– 97
6. Кузьмин, Е.И. Мы готовыответить на вызов времени //Библиотека. – 1994. — № 9. – С. 8 – 11
7. Кузьмин, Е.И. Библиотечныйфилософ //Персона. – 2000. — № 6. – С. 60 – 64
8. Кабачек, О.Л. Размышленияоб этике. (Профессия библиотекаря). // Библиотека. – 1995. — № 12. – С. 32 – 35
9. Лигун, Т. Вузы меняются ибиблиотеки меняются вместе с ними // Библиотечное дело. – 2003. — № 10. – С. 8– 10
10. Леусенко, Г. Талант – бытьсобеседникам //Библиотека. – 1997. — № 12. – С. 24 – 25
11. Малыхина, Т. Увидеть себячужими глазами //Библиотека. – 1993. — № 4
12. Осипова, И.П. Библиотечныекадры: социальные аспекты обновления //Мир библиотек сегодня. – Вып. 2. – М.,1994. – С. 90 – 104
13. Профессиональный имиджбиблиотекарь.: (Консультация). – Курган, 1993. – 8 с. (Рукопись)
14. Профессиональное сознаниебиблиотекарей: материалы семинара (3 – 4 июня 1993 г.). – М., 1994. – 118 с.
15. Стельмах, В.Д. Что думаютроссияне о библиотеке? //научные и технические библиотеки. – 1993. — № 9. – С.32 – 44
16. Статус, репутация и имиджбиблиотечной и информационной профессии. – 5 с. – (Свод рефератов, пер. с англ.И.Ю. Багровой)
17. Справочник библиотекаря/Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2002. – 448 с. –(Библиотека)
18. Трапезникова, Л. Новаяконцепция подготовки библиотечных кадров //БИС.: Библиотечный сервис. – 1995. — № 3. – С. 9 – 18
19. Фонотов, Г.П. Таков он,библиотекарь: Попул. Беседа в форме диалога для библиотекарей и не только…/Г.П.Фонотов. – М.: Либерея, 1997. – 176 с.
20. Хайцева, Л.Б. Управлениетрудовыми ресурсами //Мир библиотек сегодня. – Вып. 4. – М.1996. – С. 50 – 53