Реферат по предмету "Право"


права личности

Оглавление I. Введение … II. Права личности: понятие… …. III. Классификация основных прав личности … …IV. Реализация прав и свобод человека … V. Институционные механизмы защиты прав человека и гражданина в СНГ и Совете Европы … ….VI. Заключение ….VII. Список использованной литературы …27 Введение Тема данной курсовой работы с моей точки зрения представляется


всегда актуальной. В свете демократизации России одной из первоочередных мер является становление и развитие одного из институтов демократии - выполнение и защита государством незыблемых основных прав человека. Каталог основных прав человека в большинстве своем приведен кон-ституциях и иных законодательных актах многих государств. То есть законодательно оговорено о реальной защите и приоритете интересов личности над интересами государства. Это один из основных признаков позволяющих установить наличие в государстве


подлинной демократии, а не лишь декларативной регламентации защиты как это было в конституциях СССР. Права личности: понятие Возникновение понятия «права человека» то есть осознание этой про-блемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идеи естественного права. Еще в V – IV вв. до н.э. древнегреческие философы (Ликофон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые обусловленные природой


права. Аристотель одним из основополагающих считал права на частную собственность, которая отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период средневекового феодализма многие естественные правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Руссо, Бентама, Монтескье, Канта и других философов.


Характерные для теоретических построений Г. Гроция, Б. Спинозы, Т. Джефферсона, Т. Пейна, Д. Локка и других мыслителей идеи, согласно которым права человека объективно ему присущи, они являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми, имеют непосредственное отношение к вопросу о характере взаимосвязей между индивидом и государством. Представители естественно-правовой доктрины исходили из признания ценности личности, отмечали ценность


свободы человека, его достоинства. С развития общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреп-лялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства. Права человека суть, неотъемлемое свойство каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их и обеспечивает реализацию.


Если государство игнорирует естественные права человека, или более того ущемляет их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (государство с авторитарным, тоталитарным политическим режимом). Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечи-вающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.


Наряду с категорией «права» употребляется и термин «свободы». По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В юридиче-ской литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина» и «права личности». Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом


международно-правового регулирования и защиты, они характеризуют человека как представителя рода человеческого, и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными правомочиями, необходимыми для его нормального существования. Права гражданина представляют собой совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государствен-ных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закреплены в конституциях и иных


законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их будет зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. В теории права личность определяется как индивидуально определенная совокупность социально- значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми.


Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и законодательстве категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются в одном и том же значении. Использование от-дельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами. Необходимость защиты прав человека не только на национальном, но и на международном уровне стала остро


осознаваться человечеством сразу после окончания Второй мировой войны, когда весь мир был потрясен масштаба-ми попрания прав личности и целых народов нацистским режимом Германии. Принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 г. с принятием Устава ООН. Первым универсальным международным документом, посвященным правам человека стала Всеобщая декларация прав человека 1948 г.


Однако эта декларация, как и другие резолюции международных организаций по правам человека (например: Декларация о ликвидации всех форм нетерпимо-сти и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиоз-ным и языковым меньшинствам, 1992 г.) имеет лишь рекомендательный ха-рактер. Другой частью документов в области прав человека являются международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников.


В их числе Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и другие договоры. Эти договоры закрепляют стандарты соблюдения и защиты в области прав человека.


К настоящему времени в международном праве оформилась целая отрасль, посвященная правам человека - международное гуманитарное право. В национальном праве первенство в области юридического закрепления личных и политических прав и свобод принадлежит Великобритании, Соединенным Штатам и Франции. Парадоксально, но именно эти страны проявили впоследствии наибольший консерватизм в признании и конституционном закреплении социально-экономических прав личности.


В нашей стране развитие института прав и свобод человека происходило весьма сложно. В дореволюционный период большая часть населения России было лишена основных политических прав. Только в 1906 г. состоялись первые выборы в парламент страны, проводившиеся на куриальной, неравноправной основе. Для советского режима почти на всем протяжении его существование было характерно грубое попрание всех основных прав и свобод человека, официальная правовая доктрина категорически отрицала их естественный


и неотчуждаемый характер. Закрепление широкого перечня социально-экономических, политических и личных прав в конституциях СССР 1936 и 1977 гг. носило фиктивный, демагогический характер. В тоталитарном государстве отсутствовали институты и механизмы, которые могли бы заставить власти соблюдать даже самые куцие права граждан. В то же время Советскому Союзу принадлежит определенная заслуга в «популяризации» социально-экономических прав, многие, из которых


были восприняты по примеру СССР конституциями демократических стран. Ситуация с правами личности в СССР стала меняться только в ходе перестройки с признанием необходимости формирования правового государства. Окончательно международный стандарты прав личности в России утвердились с принятием Конституции РФ 1993 г. Конституция исходит из того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.


Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Это положение является одной из основ конституционного строя России. Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Консти-туции РФ (ст.ст. 17-64). Наличие правовых норм, закрепляющих возможность гражданина бес-препятственно пользоваться конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что каждому автоматически гарантируется


их реализация или охрана и защита, ибо от принятия закона до его исполнения - дистанция огромного размера 1. Требуется не только провозглашение в Конституции права личности, но и его материализация - действительное получение ею того блага, которое составляет содержание данного права. Классификация основных прав личности Права личности в теории права принято подразделять на абсолютные и относительные. К правам первой группы необходимо отнести такие фундаментальные личные права как право


на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, а также право на судебную защиту и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Все остальные права личности являются относительными и могут быть приостановлены или ограничены на определенный


срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения. В Российской Федерации введение чрезвычайного или военного положения регулируется федеральными конституционными законами №1-ФКЗ от 30.01.2002 «О военном положении»1 и №3-ФКЗ от 30.05.2001 «О чрезвычайном положении».2 Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические.


Причем этот список постепенно пополняется по мере исторического прогресса общества. Поэтому в науке принято делить права на так называемые «поколения». К правам «первого поколения» относятся личные и политические права. Они получили закрепление уже в первых буржуазно-демократических конституциях конца XVIII в. Права «второго поколения» это социальные, экономические и, отчасти, права, появление которых


вызвано упорной борьбой малоимущих слоев общества. Закрепление этих прав в конституциях и законах получило широкое распространение после волны революционных потрясений 1917-начала 1920-х годов. Права «третьего поколения» заявили о себе в 1970-е годы. Эти права иногда называют правами солидарности, поскольку они коллективны по своей сути, их появление вызвано глобальными угрозами человечеству: угрозой экологической катастрофы, разрушительных военных


конфликтов, экономической деградации целых частей света. К правам «третьего поколения» относятся: право на развитие, право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на владение общим наследием челове-чества, права меньшинств. Гражданские (личные) права Совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству.


Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Гражданские права нередко именуют также личными правами, причем второе название представляется значительно более точным и предпочтительным, поскольку исключает опасность смешения двух совершенно различных понятий: "гражданские права" и "права граждан". Международные акты (например: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституции


обычно относят к гражданским правам следующие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода


мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. В РФ гражданские права гарантируются ст. ст. 20-29 Конституции Российской Федерации. Экономические права Совокупность конституционных прав, определяющих юридиче-ские возможности человека в экономической сфере,


характер и содержание которых определяет, в конечном счете, экономический, социальный и политический порядок в конкретном обществе. Основными Экономическими правами человека в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в том числе на землю и интеллектуальные продукты), право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы), свобода труда и другие трудовые права, в том числе право на забастовку, право на участии в управлении предприятием.


Та-кой круг экономических прав (кроме последнего права) закреплен в ст. ст. 34-37 Конституции РФ 1993 г. Конституции "социалистических" стран обычно закрепляют совершенно иной перечень экономических прав, наделяя ими, прежде всего, граждан: право на труд (он же обязанность), право на от-дых, право на личную собственность. Политические права и свободы Одна из групп конституционных прав и свобод граждан, наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими


и некоторыми др. правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и поли-тической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государствам, избирательное право (включая право голоса на референдуме), право на политическое объединение (создание политических партий, движений и присоединение к ним), свободу собраний и манифестаций, право петиций. Обладание политическими правами и свободами (в отличие от большинства других прав и свобод) обычно


строго связывается с принадлежностью к гражданству данного государства. Политические права и свободы получили закрепление в международно-правовых актах. Главным из них является Международный пакт о гражданских и политических правах, который был открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря 1966 г. резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. Вступил в силу 23 марта 1976 г.


Пакт СССР был подписан 18 марта 1968 г был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Согласно статье 25 Пакта каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность: a) принимать участие в ведении государственных дел как непосред-ственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; b) голосовать и быть избранным


на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государст-венной службе. 1 Действует также Конвенция о политических правах женщин, вступившая в силу 7 июля 1954 г. (Россия участвует как правопреемник СССР). В национальном праве


РФ основным актом, определяющим политические права и свободы граждан является Конституция. В Конституции РФ поли-тическим правам посвящены ст.ст. 31-33. За нарушение политическим прав граждан, также как и других прав, уста-новлена юридическая ответственность вплоть до уголовной. УК РФ предусматривает ответственность за следующие нарушения политических прав и свобод граждан: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий


(ст. 141 УК), фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142 УК РФ), воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ). Социальные права человека Совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных


благ. Обычно к социальным правам относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. Социальные права закрепляются на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В наиболее полном объеме они провозглашаются в конституциях т.н. "социалистических" и пост-"социалистических" государств. В некоторых развитых демократических, а также развивающихся


странах социальные права человека стали провозглашаться на конституционном уровне в послевоенный период, однако, как правило, без признания возможности их судебной защиты. В этих государствах социальные права человека нередко помещаются в отд. разделы конституций, посвященные основным принципам социальной и экономической политики государства. В РФ социальные права личности закрепляются в ст.ст.


38-41 и 43 Конституции РФ 1993 г. Экологические права человека Особая разновидность конституционных прав человека, появление которой вызвано обострением экологического кризиса как в мировом, так и национальном масштабе. Широкое закрепление экологических прав на кон-ституционном уровне началось только в конце 80-х - начале 90-х г.г. ХХ в. К экологическим правам относится, прежде всего, право на здоровую (благоприятную) окружающую


среду, а также право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью и имуществу человека и право на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды. Экологические права корреспондирует конституционная обязанность гос. органов, а также всех физических и юридических лиц заботится о сохранении окружающей среды, бережно относиться к природным богатствам. В РФ экологические права закреплены в ст. 42 Конституции


РФ 1993 г. Реализация прав и свобод человека Наличие правовых норм, закрепляющих возможность гражданина беспрепятственно пользоваться конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что каждому автоматически гарантируется их реализация или охрана и защита, ибо от принятия закона до его исполнения - дистанция огромного размера. Требуется не только провозглашение в Конституции права личности, но и его материализация - действительное получение ею того блага, которое


составляет содержание данного права. Право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях, и что нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества. В юридической литературе реализация прав и свобод граждан рассматривается как регламентированный правовыми нормами процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав


от любых посягательств. Как конечный результат она означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий. Процесс реализации прав носит достаточно сложный характер и имеет определенную структуру. Совокупность средств, обеспечивающих реализацию права, их применение и действие составляют особый механизм перевода общих предписаний в индивидуальное поведение субъектов права.


Под механизмом реализации понимается способ осуществления прав и свобод, то есть особым образом согласованные правомерные положительные действия личности, всех обязанных и иных субъектов права, а также условия и факторы, влияющие на этот процесс. Вопрос о структуре механизма реализации прав граждан в юридической науке остается дискуссионным. Иногда называют три составные части этого механизма: 1) механизм обеспечения, являющийся предпосылкой осуществ-ления прав граждан;


2) механизм непосредственной реализации - фактического претворения этих прав в жизнь; 3) механизм защиты, вступающий в действие при нарушении прав и на-правленный на их восстановление . С нашей точки зрения, не стоит называть механизм обеспечения предпосылкой осуществления прав и разделять механизм реализации на составные части, потому что и обеспечение, и защита прав выступают как постоянно сопровождающие его действие процессы. По мнению К.


Б. Толкачева, механизм реализации прав граждан состоит из двух подсистем: подсистемы обеспечения реализации прав, подсистемы действий (актов поведения) граждан по пользованию благами, закрепленными правами . В структуре механизма реализации прав граждан выделяются два основных элемента: 1) осуществление, или непосредственная реализация права; 2) обеспечение (гарантирование) непосредственной реализации права.


Для понимания действия механизма правового обеспечения конституционных прав и свобод граждан нужно: раскрыть роль государства в этом деле; показать соотношение охраны и защиты норм права в сфере прав и свобод как стадий процесса их реализации; охарактеризовать формы и способы реализации указанных прав; раскрыть систему гарантий данного процесса. Особенность реализации конституционных прав и свобод заключается в том, что субъект постоянно должен пользоваться правами и свободами (например, жизнью, здоровьем, свободой),


то есть благами, неотъемлемыми от него. Ему, как правило, не надо предпринимать активных усилий по достижению результатов, предусмотренных конституционными правами, поскольку их осуществление выражается в определенном фактическом состоянии субъекта, который непрерывно пользуется благами в виде прав и свобод и при этом само это пользование прямо не связано с действием или бездействием. Исключение составляют лишь те случаи, когда гражданин вы-нужден прибегать к защите (например, необходимой


обороне). Но в целом его конституционные права и свободы обеспечиваются специальной деятельностью государства, направленной на охрану и защиту его благ. Характер многих конституционных прав и свобод, неотъемлемых от че-ловека, делает ненужной какую-либо активную юридическую деятельность гражданина, направленную на их получение. Они и так принадлежат ему с момента рождения. Реализация конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению


неправомерных посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. И только при необходимости гражданин сам предпринимает активные, юридически значимые действия по осуществлению, защите своих конституционных прав и свобод. Конечно же, здесь речь идет лишь о юридическом аспекте обеспечения основных прав и свобод. В реальной жизни человек сам, руководствуясь ин-стинктом самосохранения и здравым смыслом, постоянно заботится о своих правах и свободах.


От него самого во многом зависит, насколько комфортным будет его существование. Тем не менее государство возложило на себя обязанность создавать, насколько это возможно, условия осуществления конституционных прав и свобод гражданина. Реализуя эту обязанность, оно стремится свести к минимуму посягательства на конституционные права и свободы, а если уж они совершаются, то быстрее прореагировать. Институционные механизмы защиты прав человека в СНГ и


Совете Европы Защита прав человека – одна из наиболее важных и сложных вопро-сов для любого межгосударственного объединения. В СНГ механизмы защиты прав личности еще только зарождаются, поэтому с самого начала чрезвычайно важно учитывать наиболее передовой опыт в данной области. Наиболее продвинутым в данной области является региональный механизм, созданный в рамках Совета Европы. (Существуют еще региональные механизмы, созданные на основе


Американской конвенции прав человека, Африканской Хартии прав человека и народов, в рамках Лиги Арабских Государств.) Региональные механизмы защиты прав человека должны сообразовывать свою деятельность и учитывать опыт универсальных механизмов защиты прав человека, и прежде всего, созданных в рамках ООН. Наиболее ценен в данном плане опыт Комитета по правам человека, созданного в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г.


Механизм защиты прав человека в Совете Европы Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. и вступившая в силу 3 сентября 1953 г. после ее регистрации восемью странами, предусматривает три типа процедур контроля за исполнением ее положений: рассмотрение докладов, рассмотрение индивидуальных сообщений и рассмотрение межгосударст-венных жалоб. Основными контрольными органами, созданными в соответствии с


Европейской конвенцией на первом этапе деятельности рассматриваемого механизма, являлись Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Фактически Комиссия и Суд занимались только индивидуальными сообщениями. Жалобы со стороны государств носили единичный характер. Члены Европейской комиссии по правам человека избирались на срок шесть лет


Комитетом министров Европейского Совета из списка кандидатов, составляемого на Ассамблее. Их число соответствовало числу государств - участников Конвенции. Согласно практике выборов, считалось нежелатель-ным выдвижение в качестве кандидатов в члены Комиссии лиц, занимающих государственные должности. Комиссия проводила шесть сессий в год, до-пускалось проведение дополнительных сессий.


После вступления в силу восьмого дополнительного протокола к Конвенции Комиссия приобрела компетенцию создавать специальные комитеты для установления приемлемости сообщения. В системе контроля Европейской конвенции функции Комиссии довольно своеобразны - она являлась как бы фильтром на пути индивидуальных сообщений в Европейский суд. Чаще всего индивидуальные петиции содержали жалобы на слишком большую продолжительность


сроков судебного разбирательства, условия содержания заключенных, отказ в правосудии, телесные наказания, недопущение телефонных разговоров и цензуру переписки, нарушение свободы выражения своего мнения, в том числе в прессе, а также жалобы, вытекающие из нарушений в области социального страхования, миграционной политики, прав собственности и положения малолетних детей. Индивидуальное сообщение могло быть подано в Комиссию лично или же адвокатом по поручению.


В соответствии с Конвенцией сообщение должно содержать имя петиционера, указание ответственного за нарушение правительства, объект претензии и, по возможности, указание на те положения Конвенции, которые, как предполагается, были нарушены и на которые опирается петиционер. При определении приемлемости сообщения Комиссия требовала от петиционера исчерпания всех доступных внутренних средств и соблюдения давностного срока в шесть месяцев (ст.26


Конвенции). Доклад о приемлемости сообщения составлялся одним из членов Комиссии, выступавшим в качестве докладчика. Он мог затребовать информацию от петиционера и заинтересованного правительства и сообщать информацию, поступившую от правительства, петиционеру для ответных замечаний. Окончательно приемлемость сообщения устанавливалась на пленарном заседании Комиссии. В соответствии со ст. 29 Конвенции Комиссия могла принимать решение о приемлемости сообщения


на любой стадии его рассмотрения по существу. Если Комиссия считала, что сообщение приемлемо, она устанавливала факты, относящиеся к делу, и пыталась достичь дружественного урегулирования спорного вопроса. В случае неудачи Комиссия составляла доклад, содержащий как изложение фактов, так и ее мнение относительно того, указывают ли эти факты на нарушение соответствующим правительством положений


Конвенции. Доклад передавался Комитету министров Европейского Совета, после чего в течение трех месяцев спор мог быть передан в Европейский суд. Правом передать спор в Суд обладала Комиссия и любая из стран - участниц Конвенции. Если этого не происходило, Комитет министров решал, имело ли место нарушение


Конвенции. Протокол N 9 позволяет также физическому лицу, группе лиц или неправительственной организации передавать дело в Суд, когда Комиссия завершила рассмотрение их жалобы, которая была расценена как приемлемая для рассмотрения. В этом случае Комитет из трех судей - один из них судья, избранный от государства, против которого подана жалоба может принять единогласное решение о том, что дело не будет передаваться в Суд. В этом случае решение по данному делу должен принять


Комитет министров. Количество членов Европейского суда по правам человека определя-лось по числу членов Европейского Совета, избираемых Консультативной Ассамблеей на срок 9 лет из списка кандидатов, выдвинутых членами Европейского Совета. Судьи выступали в личном качестве и считались полностью независимыми при исполнении своих обязанностей. Суд избирал своего председателя и вице-председателя. Суд управомочивался рассматривать все случаи толкования и приме-нения


Конвенции, однако, его юрисдикция распространялась только на те государства, которые заявили о ее признании в общем, плане или же согласи-лись на рассмотрение конкретного спора. На первой стадии рассмотрения спора стороны представляли секретарю Суда различные письменные документы. Затем Суд переходил к публичным слушаниям. Заинтересованные государства являлись сторонами в деле.


В слушаниях принимала участие и Европейская комиссия по правам человека, направляя одного или более своих членов в Суд в качестве делегатов. Однако Комиссия не являлась стороной в споре, она оказывала Суду содействие в плане защиты «публичных интересов». Конвенция первоначально не предусматривала и участия петиционера в судебном разбирательстве, хотя в Уставе Суда было записано, что индивид может заявить о своем желании участвовать в слушаниях.


Протокол N 9 исправил этот недостаток. В практике Суда были случаи, когда он допускал представ-ление письменных материалов, исходящих от государства, не участвующего в споре, и от индивида, не являющегося прямой жертвой нарушения положений Конвенции. Суд выносил решение большинством голосов. Решение Суда - окончательное и носит обязательный характер для заинтересованного государства.


Если Суд устанавливал нарушение Конвенции, то он должен был обеспечить справедливую компенсацию потерпевшему. Контрольная процедура, учрежденная Европейской конвенцией, была продолжительной по времени, громоздкой и запутанной с точки зрения юридической техники. Потерпевшему индивиду в ней отводилось второсте-пенное место, и практически ему было трудно выступать стороной в деле при его рассмотрении в Европейском суде. Все это приводило к тому, что кон-трольная деятельность и


Европейской комиссии, и Европейского суда не все-гда являлась эффективной. Необходимость совершенствования европейской процедуры защиты прав человека вызвала к жизни Протокол N 11, который был открыт для подписания 11 мая 1994 г. и в настоящее время вступил в силу. Реформа преследовала две основные цели. Во-первых, упрощение структуры контрольных органов в целях сокращения сроков разбирательства и, во-вторых, упрочение судебных начал системы контроля.


В соответствии с Протоколом N 11, ознаменовавшим второй этап в работе европейского механизма, Суд должен работать на постоянной основе и в качестве единственной инстанции. За счет этого отпадает необходимость в поглощающем столько времени двойном рассмотрении дел в двух органах, порождавшем дублирование проделываемой работы. Одновременно Комитет министров лишается юрисдикционных положений, что во многом освобож-дает систему


контроля от присущих ей на первом этапе политических ком-понентов. Кроме этого, факультативные положения Конвенции заменяются Протоколом на обязательные. Согласно новым статьям 34 и 33 признание права на подачу индивидуальных заявлений, равно как и юрисдикции Суда в отношении межгосударственных жалоб, становится обязательным. Члены Европейского совета избавили механизм Конвенции от всех тех ее черт, которые были унаследованы


в результате вполне объяснимого в 50-е годы нежелания договаривающихся сторон полностью подчинить себя международной системе защиты прав человека. Европейский суд может выступать как в качестве Суда полного состава, так и образовывать специальные судебные присутствия. Протокол установил три группы условий приемлемости, которые в принципе находятся в полном соответствии как с практикой универсальных, так и других региональных организаций в области защиты прав человека


(ст.35). Во-первых, Суд может принимать дело к рассмотрению: а) только после того, как в соответствии с общепризнанными нормами международного права были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты; б) лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного внутригосударственного решения. Во-вторых, считаются неприемлемыми: а) анонимные петиции; б) петиции, являющиеся по существу теми же, что и дела, которые уже были рассмотрены Судом; в) петиции, которые уже являются предметом другой процедуры


ме-ждународного разбирательства или урегулирования. В-третьих, Суд принимает решение о неприемлемости любых инди-видуальных петиций, которые он сочтет несовместимыми с положениями Конвенции или протоколов к ней, явно необоснованными или злоупотребле-нием права подачи петиций. В соответствии со ст. 46 Протокола на сторонах лежит четкое юридическое обязательство выполнить окончательное решение Суда по существу любого дела, надзор за исполнением осуществляет


Комитет министров. Институционный механизм Европейской социальной хартии 1961 г. значи-тельно отличается от механизма Европейской конвенции. С самого начала уже при составлении Хартии имелось в виду, что правам, которые в ней провозглашались, не будет придаваться юридический характер в том смысле, что частные лица, проживающие в любой из европейских стран, не смогут отстаивать их в судебном порядке ни у себя дома, ни на международном уровне.


Составители Хартии рассматривали ее положения как устанавливающие всего лишь нормативные стандарты - ориентиры для договаривающихся сторон, намеревавшихся со временем обеспечить постепенную реализацию перечисленных в ней прав. В результате этого, в отличие от системы, установленной Европейской конвенцией о правах чело-века, первоначально частные лица не могли играть никакой роли как на национальном, так и на международных уровнях, а также ни в прогрессивном развитии


Хартии, ни в содействии ее соблюдению. В определенной мере этот недостаток был восполнен в ходе реформы Хар-тии, которая была начата в 1991 г. принятием Протокола о поправках. Европейская социальная хартия предусматривает два основных типа про-цедур контроля за выполнением ее положений: рассмотрение докладов и рассмотрение коллективных жалоб. В отличие от Европейской конвенции механизм Хартии основывается не на индивидуальных петициях, а на


национальных докладах. Основными контрольными органами в соответствии с Хартией выступают: Комитет независимых экспертов; Правительственный комитет Европейской социальной хартии; Правительственный социальный комитет Совета Евро-пы. Определенные контрольные функции возложены и на Комитет минист-ров Совета Европы. Институционный механизм защиты прав человека


СНГ Как и большинство межгосударственных объединений в современном мире, Содружество Независимых Государств имеет свой особый механизм защиты прав человека, основанный на межгосударственном соглашении о правах человека. В послевоенный период права человека стали неотъемлемым компонентом межгосударственного сотрудничества как на универсальном, так и на региональном уровнях, во многом предопределяющим все другие его компоненты. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека была принята 26 мая 1995 г. в


Минске на заседании Совета глав государств и Совета глав пра-вительств во исполнение Декларации глав государств - участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г. Конвенция была подписана семью государствами: Ар-мения, Беларусь, Грузия, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан. Внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления


Конвенции в силу, выполнили три государства: Россия, Белоруссия, Таджикистан. В соответствии со ст.38 Конвенции предусматривается, что она, включая Положения о комиссии по правам человека СНГ, вступает в силу со дня сдачи депозитарию третьего уведомления, подтверждающего выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для ее вступления в силу. В соответствии с этим Конвенция вступила в силу 11 августа 1998 г.


Конвенция СНГ является прогрессивным документом в области защиты прав человека, исходящим из единства всех категорий прав человека, из необходимости их всесторонней защиты и, соответственно, включает как гражданские и политические права, так и социально-экономические, не проводя между ними какой-либо разницы в плане правовой защиты. Такой подход был обоснован в рамках социалистической концепции права человека, и государства - члены Содружества совершенно обоснованно восприняли имевшиеся в ней прогрессивные положения.


Таким образом, в отличие от системы защиты прав человека Европейского Совета институционная система СНГ имеет единый орган, полномочный контролировать выполнение как социально-экономических, так гражданских и политических прав. Комиссия не является постоянным органом. Ее сессии должны созы-ваться не реже одного раза в шесть месяцев. Стороны могут согласовывать порядок созыва специальных сессий.


При рассмотрении какого-либо вопроса Комиссия может заслушивать на своих сессиях заявителей, обращения которых рассматриваются через их представителей. Институционный механизм Конвенции СНГ во многом носит характер межгосударственной политической процедуры, основной недостаток которой - нежелание государств-членов поднимать и разрешать острые вопросы в отношении своих партнеров из-за боязни подвергнуться, в свою очередь, международному рассмотрению и, возможно, критике.


В процедуре СНГ имеются лишь отдельные зачатки судебного элемента. Практика же, как универсальных, так и региональных институционных контрольных механизмов показывает, что они постепенно эволюционируют в сторону четких судебных процедур. Вынесение обязательных решений независимым судебным органом, конечно, вносит элемент надгосударственности в процесс осуществления международных соглашений. Однако этого не следует бояться.


Сама по себе надгосударственность еще не несет в себе возможности подрыва на-циональных интересов, произвольного вмешательства во внутренние дела, а лишь обеспечивает эффективное международное сотрудничество, в частности в такой области, как международная защита прав человека. История развития демократических институтов на международном и на внут-ригосударственном уровне еще не дала института более эффективного в деле защиты как индивидуальных, так и коллективных прав, чем


компетентный, независимый, международный судебный орган. Заключение Развитие института прав личности в Российской Федерации происходит весьма болезненно и сложно. В период перестройки го-сударственным аппаратом были сделаны первые робкие шаги по закреплению и становлению института прав личности. Были приняты многие законодательные акты которые закрепили международные стандарты в области защиты


прав человека. Важнейшим из которых является Конституция РФ 1993 года, закрепившая постулат о признании человека как высшей ценности. Россией были ратифицированы многие международно-правовые акты в области защиты прав человека. В стране началось проведение судебной реформы, важнейшими этапами которой стали принятие трех процессуальных кодексов (Уголовно-процессуальный, Арбитражно-процессуальный, и недавно принятый


Гражданско-процессуальный), таким образом можно отметить тенденции по укреплению защиты прав личности, становлению демократического и правового государства. Список использованной литературы 1. Международный Пакт о гражданских и политических правах. Бюл-летень Верховного суда РФ.1994. №12. С. 5-11 2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.


Собрание законодательства РФ. 2001. №2. С.161 3. Конвенция Содружества Независимых Государств. Собрание зако-нодательства РФ. 1999. №13. С.1489 4. Конституция Российской Федерации. М. 1997. 5. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конститу-ционных прав граждан// Журнал Российского права. 2001. №12 6. Воеводин Л.Д.


Юридический статус личности в России. М. 1997. С. 735 7. Корельский В.М Перевалов В.Д. Теория государства и права. М. 2000. С.616 8. Кудрявцев М. Информационные права личности//Адвокат. №1, 1998. С. 24-36



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.