Реферат по предмету "Культура и искусство"


Архитектура и мебель Древнего Египта

Курсоваяработа
Тема:«Архитектура и мебель Древнего Египта»
/>/>Введение
Египет расположен в северо-восточной части Африки, по течению реки
Нил. Название Египет происходит от древнегреческого названиястраны Айгуптос. Древние Египтяне называли свою страну Кеми, что по-египетскиобозначает «Чёрная», так как илистая почва долины Нила была чёрного цвета. Ежегоднов середине июня происходит разлив Нила, а в октябре река постепенно опятьвходит в русло, оставляя на полях влажный ил. Вся почва долины Нила состоит изиловых отложений, очень плодородных и благоприятных для земледелия. Значениенильских разливов в условиях жаркого и сухого климата Египта очень велико. Вводах Нила в древности водилось много рыбы, прибрежные заросли были богатыдичью.
Древнегреческий историк Геродот называл Египет даром Нила.Египтяне прекрасно понимали значение реки для страны, поэтому в честь богаНила, олицетворяющего реку, они пели песни, слагали гимны.
Благоприятные природные условия способствовали раннему появлениючеловека в долине Нила. На высоких скалистых нагорьях было найдено многокремневых орудий древнего каменного века. Население в это время вело кочевойобраз жизни и занималось рыболовством и охотой.
Египет безлесная страна. Акация, сикомора, финиковая пальма,тамариск – вотте немногие породы, которые росли в небольших рощах на берегу Нила. Строевойлес привозили из соседних стран: Ливана, Сирии, Палестины. А чёрное дерево изКуша и Нубии. Несмотря на дороговизну дерева, из него изготовляли множествопредметов: саркофаги, мебель всех родов – кровати, подголовники, стулья,скамеечки, столы, а также колонны, двери, паланкины, жезлы, гребни и т.д.
Обилие камня разных пород оказало огромное влияние на египетскуюархитектуру. Оно способствовало монументальности, величию и прочностиегипетских сооружений.
/>/>1. Мебель ДревнегоЕгипта/>/> 1.1 Инструменты и технология изготовления мебели
В Древнем Египте мебель вначале делали рабы и свободныеремесленники, а позже дорогие изделия поручались изготавливать специальныммастерам. Тайны мастерства передавались от отца к сыну, поэтому мебельные формыкак бы застыли в своём развитии. Но ещё больше это было обусловленопостоянством производственных условий на протяжении длительного времени.
Инструменты для выполнения столярных работ изготавливались изметалла. Египетскому столяру не хватало рубанка – его ещё не было, но затовместо него доски строгали медным теслом. Шероховатость древесины удалялитяжёлыми камнями. Медными пилами столяры распиливали стволы на доски. Такиепилы известны в Египте с III тысячелетия до н.э. Уже тогда египтяне моглиизготовлять доски и тонкую фанеру. На протяжении среднего и нового царстворудия и способы обработки дерева совершенствовались. Медные лезвия орудийпостепенно заменялись бронзовыми, а позже – железными. Стволы по-прежнемуобтёсывали металлическим теслом, заменяющим рубанок, шлифовали плоским камнеммелкозернистого песчаника. Мелкие детали и ножки мебели вырезалидолотом-стамеской. Круглые отверстия просверливались сверлом, которое вращали спомощью тетивы лука. Столярный верстак, по всей видимости, тогда ещё не былизвестен.
Столярная техника вначале была примитивной. По своей конструкцииизделия были несовершенными. Столяры делали рамочно-филёнчатую вязку, нофилёнку не вставляли в рамку, а прибивали к ней. Вместе с тем египтяне хорошовладели распиловкой и склеиванием древесины, применяли шиповые соединения.
Для сборки готового предмета использовали деревянные клинья,заклёпки и клей. Мелкие неровности после сборки сглаживались тем же теслом изатем полировались. Столярное дело в Новом царстве стало самостоятельнымремеслом, которым занимались специалисты. Впервые в это время мебель начинаютфанеровать. Тонкую фанеру умели изготовлять уже во времена Древнего царства, носкрепляли её деревянными гвоздиками, а со времени Нового царства фанеру,сделанную из лучших сортов дерева, стали наклеивать на менее дорогую древесину.В Новом царстве широко применялось гнутьё древесины. Чтобы добиться желаемогоизгиба, ветви или ствол дерева вставляли в примитивные «тиски», нагревали,предварительно сняв с него кору./>/> 1.2 Формы и виды мебели
Египтяне создали целый ряд типовой мебели. Самые ранние из нихотносятся к эпохе Мемфиса, это неуклюжая и довольно грубая мебель. В периодрасцвета Фив она становится более лёгкой, изящной, комфортбельной и элегантной.В жилых домах можно найти основные прототипы современной мебели: табуреты, столы,ложа, стулья, сундуки и шкафы. К оборудованию жилища относилась и утварь,сплетённая из пальмовых волокон с высоким художественным мастерством. Египтянеуже пользовались и металлическими зеркалами.
Стабильность строительно-архитектурной техники позволяла сохранитьхарактерные признаки стиля а Египте в течении двух с половиной тысячелетий.Общий стиль характерен для всех периодов трёх египетских царств. Изменение формначало происходить в самый поздний период под влиянием греческой культуры.Ранняя египетская мебель довольно неуклюжая и грубая, наибольшего расцвета онадостигла в эпоху Среднего царства.Столярное искусство этого времени поражаетмасштабами изготавливаемых изделий. Например, для наружных и внутреннихдвухстворчатых дверей между пилонами большого Карнакского храма изготавливалисьстворки каждая шириной 5 м и высотой 20 м. Отдельные их частискреплялись между собой деревянными гвоздями и клиньями. Их ставили в различныхнаправлениях, под углом 45° к плоскости створки. Такие же крепления встречалисьи в деревянных гробах, относящихся к IV тысячелетию до н.э.
Древний обычай сидеть на полу был распространён и в Египте. И всёже именно здесь впервые появилась настоящая мебель для сидения. Вначале этобыли только низкие скамеечки и стулья, указывающие, что египтяне, как ивосточные народы, любили сидеть на корточках. Табурет с вогнутой поверхностью,соответствующей форме тела человека, – пример древней функциональной формы.
Привилегией богатых были парадные стулья и кресла. В Египтевпервые появляется стул со спинкой, ставший основой для всех последующих формстульев. Египтяне с особой тщательностью конструировали мебель для сидения.
Табуреты подчас делались сложных форм, украшались резьбой. Конструктивнаяоснова табурета, в принципе, сохранилась до наших дней. Производились такжескладные табуреты с Х-образными ножками.
Первые троны фараонов изготавливались с прямой спинкой без отвала.Сиденье могло устанавливать на спины львов, а львы ставились на постамент. Здесьвпервые в истории мебели встречаются подлокотники. Львы в услужении фараону – этосвоеобразный символ его власти. Более поздние кресла и троны имели подлокотникии спинки с отвалом. Ножки стали делать в форме звериных лап, устранив тем самымпервоначальную неуклюжесть конструкции. На репрезентативных изделиях ножки былив форме львиных или волчьих лап. Мебель для сидения иногда мягкая. Подушкуукладывали на поверхность сиденья или прикрепляли к раме, что свидетельствует оразвитии обойного дела.
Ложа изготавливались аналогично стульям и отличались от нихразмерами. Их рамы опирались на ножки в виде звериных лап и обтягивалисьремнями или крепко сплетённой циновкой, на которые можно было класть матрац илиподушки. Боковым сторонам кроватей часто придавали форму шагающих зверей,причём передние лапы располагали в ногах кровати, а задние – в изголовье. Использовалитакже и переносные кровати с ручками.
Подушкам египтяне часто предпочитали подставку для головы. Лежатьв таком положении удобно, к тому же у женщин сохранялась пышная причёска.
Прочая мебель египетского жилища была скромнее. Столы, сундуки,полки
не имели первостепенного значения. Столы изготавливалисьразличными по конструкции и назначению: на четырёх ножках, на центральной опорев виде колонны и с круглой крышкой. Они использовались как рабочие и длятрапез. Кроме того, делались простые столы – подставки для ваз, подносов,сосудов, амфор.
Распространёнными были сундуки и ларцы, многие разновидностикоторых дошли до нашего времени. Они имели двухскатную крышку с тимпаном иливыпуклую передвижную. Украшались цветным орнаментом, иероглифическим письмом,росписью, инкрустацией слоновой костью, чёрным деревом, золотом и другимиматериалами. Переходной формой к более сложным изделиям явился комод дляхранения одежды и домашних вещей.
Развитый культ захоронения способствовал формированию техникиизготовления саркофагов, придавать которым очертания человеческого тела быловесьма нелёгким делом. Изогнутые боковые стенки делались топором и ножом.Крышку украшали рельефами в виде человеческого лица, а иногда и рук. Неровностисглаживались пемзой, затем шпатлевались составом из ила и клея и закрашивалисьмасляной краской. Иногда поверхность предварительно обтягивали полотном и затемукрашали богатым красочным орнаментом и иероглифическим письмом. Живописьпокрывали защитным лаком./>/> 1.3 Украшательство мебели
О высоком уровне мебельного искусства уже в эпоху Древнего царстваговорят находки в потайной усыпальнице царицы Хетепхерес, матери фараона Хеопса.Здесь были найдены балдахин, ложе-кровать, паланкин, два кресла сподлокотниками и ларь, богато инкрустированные и позолоченные. Ножки кресел,вырезанные в форме анатомически точно воспроизведённых лап льва, а такжеподлокотники кресла, украшенные плавно изогнутыми лотосами, показываютсовершенное мастерство столяров и резчиков Древнего царства.
Мебель египетской знати отличалась от мебели простого народа нестолько
конструкцией и формой, сколько ценностью используемых материалов иукрашений. Изделия делали в основном из древесины, притом привозной.
Для украшения деревянных изделий впервые в Древнем Египтепоявились инкрустация и интарсия, т.е. инкрустация деревом по дереву. В Египтедревесину ценили высоко, поэтому древесину красивой текстуры и яркого цветастали применять для инкрустации наряду со слоновой костью, перламутром,металлами, камнями. Лёгкость обработки, прочность соединения с основой ихорошие декоративные свойства сделали древесину преобладающим материалом,применяемым для украшения мебели и других изделий. Элементы орнаментики, спомощью которых украшали мебель, имели символическое значение. Краски былияркими, однако гамма цветов ограничивалась красным, жёлтым, чёрным, коричневым,голубым, зелены и белым, причём краски не смешивали, а пользовались ими вчистом виде.
Технология и технические познания были весьма развиты, однаконесовершенство инструментом являлось большой преградой на пути дальнейшегоразвития мастерства. Именно поэтому назначение орнамента часто сводилось ктому, чтобы скрыть технические недостатки./>/> 
2.Архитектура Древнего Египта/>/> 2.1 Жилища древних египтян
Жилища древних египтян нам позволяют изучать раскопки поселенийвремён Раннего и Древнего Царств. Уже в IV тысячелетии до н.э. вЕгипте появляются города, где селятся ремесленники и торговцы. По сохранившимсяразвалинам двух городов – Ахетатона, столицы фараона Аменхотепа IV, и Кахуна – видно, чтостроили их на основе единого плана. Города имеют прямоугольную систему улиц иоднотипные в плане дома. Кварталы зажиточных горожан имели более богатуюпланировку. Город был укреплён и имел канализацию. Жилые дома ещё в додинастический периуд строились из кирпича-сырца, который изготовляли изнильского ила с добавлением песка и соломы. Такой материал недолговечен,поэтому так мало жилых построек древности сохранилось хотя бы в руинах до нашихдней.
О характере жилищ египтян мы знаем немало благодаря изображениям,глиняным моделям и археологическим исследованиям. Во II тысячелетии до н.э.жилой дом имел в плане правильную прямоугольную форму с длинным коридором,рядом маленьких комнат и залов с внутренними колоннами, поддерживающими крышу.Крыши имели разнообразные формы: плоские, сводчатые или куполообразные. Домделился на две части – жилую и служебную, центром дома был очаг. Жилыепомещения ориентировались на север, навстречу освежающим ветрам и очень частовыходили в сад.
В городах зажиточные люди строили одноэтажные, двухэтажные итрёхэтажные дома. Нижний этаж, который не имел окон и освещался только черездверь, как правило, занимали ремесленники. На верхних этажах жили хозяева,комнаты здесь имели небольшие четырёхугольные окна, которые закрывалисьшторами, защищавшими от жары и ветра. Фасады таких домов, как правило,украшались, а крыши имели прямоугольную форму и служили хранилищами для зерна,Хижины почти не имели внутреннего убранства, оно ограничивалось несколькимициновками, на которых и сидели, и спали.
Жилища знатных египтян строились в подражании царским дворцам ипредставляли собой обширные комплексы, занимавшие площади в несколько гектаров.Дом имел вход в виде портика, за ним следовали приёмные алы, к которымпримыкали кладовые для провизии и хранилища для одежды. Основную часть домазанимали жилые покои хозяев. Стены штукатурили и украшали росписями. В богатыхдомах имелась ванная комната. Дом окружали многочисленные дворы с амбарами,конюшнями, кухнями и домиками для слуг. Египтяне очень ценили деревья и цветы,поэтому дома знати всегда окружали роскошные сады с длинными аллеями и изящнымибеседками, прудами и бассейнами./>/>Древнеегипетский город и жилище.2.2Особенности стиля египетской архитектуры
За 3000-летнию историю своего развития – от плетёных хижин ивырытых в песке ям-могил до грандиозных пирамид Древнего царства ихрамов-исполинов Нового царства – египетская архитектура пережила несколькопериодов, из которых каждый имел свои признаки и отличительные черты. И вместес тем для египетской архитектуры может быть в большей степени, чем дляархитектуры какой-либо иной страны, свойственно наличие общих признаков, характерныхдля всех периодов развития.
Один из этих признаков – монументальность. Пирамида поражает иподавляет своей грандиозностью. Как отмечает советский египтолог В.В. Павлов,«культ количественного корениться во всей природе Древнего Египта». Однако самипо себе размеры пирамиды не определяют ещё целиком ее монументальности.Монументальность пирамиды выражается всеми особенностями её архитектурнойкомпозиции: геометризмом формы, величественным спокойствием, лаконизмом,отсутствием декора. Гладкие полированные плиты известняка, покрывающие всю еёнаружную поверхность, создают впечатление монолита идеальной геометрической формы.
Монументальность, коренящаяся во всей природе египетскогозодчества, в каждый отдельный период его истории находит иное воплощение.
Монументальность храмов Нового царства проявляется в грандиозностиих размеров, величественность пропорций, обязательном введении масштаба.
Деталь, повторяющая в меньшем размере форму, доминирующую всооружении, подчёркивает величину сооружения. Небольшая дверь между башнямипилонов акцентировала величину пилона. Статуя в человеческий рост, помещённая20-метровых колоссов Рамсеса в Абу-Симбеле, подчёркивала его сверхчеловеческуюсущность. Тысячи мелких фигурок поверженных врагов возвеличивали высившуюся надними фигуру фараона-победителя.
Введение масштаба позволяло создать иллюзию грандиозности дажесравнительно небольших памятников: небольшие фигурки людей, помещённые междулапами сфинксов, ведущих к карнакскому храму, способствовали зрительному увеличениюих размеров.
Древнеегипедские храмы.
Симметричность, выраженная в равномерном распределении массы поотношению к центральной оси в пирамиде и в тождественности граней в храме,воплотилась в размещении всех помещений на одной продольной оси: аллея сфинксов,доходящая до центрального входа, вход, главный неф гипостильного зала, дверь,ведущая в святилище, наконец само святилище. При этом направление центральнойоси подчёркивалось особым архитектурным приёмом: сооружением специальногокарниза над дверью, расширением главного нефа, увеличением высоты колонн.
Архитектура сооружения сливается с его декоративным убранством – сколоннами, имеющими капители в форме цветов и бутонов лотоса, папируса,пальмовых листьев, с расписными потолками в виде звёздного неба, со статуями,стоящими во дворах, залах и святилищах, с рельефами, украшающими пилоны истены. Рельефы, покрывающие всю неотъемлемую часть. Они дополняют архитектурныйобраз, раскрывают смысл. Египетский рельеф, плоскостной по своему характеру,сливается с плоскостью стены и ещё больше подчёркивает её монументальность.
Египетский художник умел использовать отдельную часть стены длясоздания композиции, согласованной с общим замыслом сооружения. При этом он неограничивался лишь требованиями эстетики. Строго установленная символикаобусловливала выбор сюжета изображения и определяла его место в здании, подобнотому как принятая схема расположения помещений диктовала план сооружения,который подчинялся существующим правилам.
Основные правила построения, сложившиеся в глубокой древности,освящённые религии и ставшие канонами, определили развитие египетскойархитектуры, её сущность.
Как показывают памятники, правила эти не были незыблемы на всёмпротяжении истории египетской архитектуры, они изменялись по мере развитияегипетского общества, мировоззрения и искусства, но сущность их, обусловленнаяспецификой египетского социального строя, сохранялась на всём протяженииистории Др. Египта./> 
Заключение
В период Нового царства Столярное дело было самостоятельнымремеслом. Технология была весьма развитой, однако несовершенство инструментовсдерживало мебельное искусство. Египетской мебели присуще определенноеоднообразие. Типы и формы изделий не менялись веками. Заимствованные у природыформы, например ножки в виде звериных лап, не всегда подвергались сознательнойстилизации и не всегда превращались в выразительные элементы мебели. Частоотсутствовали уравновешенность пропорций и органическая связь между конструктивнымии декоративными элементами.
Несмотря на недостатки, искусство Египта уже в древности оказалобольшое влияние на культуру других народов. Европа обязана Египту созданиемосновных форм мебели, инструментов и технологии обработки древесины. Послепохода Наполеона в Египте в 1798 г. Забытые египетские формы сновапривлекли к себе внимание, и нашли яркое выражение в стиле ампир, особенно вофранцузской мебели.
Религиозная система с культом богов и мёртвых объединила в этойстране все проявления культуры в настоящий монолит, а дешёвый труд рабов повелению фараонов и жрецов воплотили эти религиозные представления вгробницах-пирамидах и храмах. Соразмерные лишь с мощью власти фараонов,громадные пирамиды символизировали её незыблемость. Египетский стиль архитектуры,дл которого характерны строгость и упорядоченность, симметрия и ритмическоеповторение форм, психологически подавлял человека и являлся средствомувековечения порабощения.
архитектурадревнеегипетский жилище мебель

/>Список литературы
 
1.  Барташевич А.А.и др. История интерьера и мебели Москва: Гос. издательство литературы построительству, архитектуры и строительным материалом, 1958. – 686 с.
4. 3.  Всеобщаяистория архитектуры в 12 томах. Том I Н.А. Ковешникова – Моссква: Омега‑Л,2007. – 223 с.
5. Сурин А.А. Историяобразования и цветодидактики / А.А. Сурин, М.О. Сурина – Моссква:МарТ, 2003. – 348 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Моделі і механізми впровадження маркетингу в діяльність органів місцевого самоврядування
Реферат Правовое регулирование понятие, основные черты
Реферат Формирование показаний допрашиваемого: понятие, этапы, значение
Реферат Правочини та їх види
Реферат Правовое положение коммерческих организаций 3
Реферат Прокуратура України, Шумський
Реферат Бизнес-планирование деятельности предприятия
Реферат Правовое регулирование транспортных обязательств
Реферат Патологическая анатомия (Неэпителиальные опухоли)
Реферат Акмеологічний підхід у теорії й практиці вищої педагогічної освіти України Росії Білорусі порівняльний
Реферат Принципы права 2
Реферат Применение милицией административного законодательства о мелком ху
Реферат Триметилхлорсилан перспективний конденсуючий реагент в реакціях за участю карбонільних сполук
Реферат Принципы права 3
Реферат Правовые основы проживания и передвижения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства