Введение
Тюмень – первый русскийгород в Сибири. Основан как острог в 1586 году. Историческая часть городарасположена на берегах Туры и её правого притока – реки Тюменка, на клиновидноммысу между которыми к концу 1580-х годов была отстроена русская крепостьставшая ядром города.
Сибирь — огромный«заповедник» русской народной архитектуры. Обширность территории,многочисленность и многоликость дошедших до нас памятников, несомненно,являются главными причинами, затрудняющими освоение сибирского наследия.
Лесные богатства Сибириспособствовали широкому применению дерева в быту, архитектуре. Высокая культурадеревообработки, в том числе и художественной, принесенная в отдаленный крайпереселенцами из европейской части России, здесь не только сохранилась, удержавв себе многие древние формы, приемы и образы русского народного искусства, но иразвивалась, постепенно сформировав собственные — «сибирские» — черты.
Границы исследования.Временные границы с основание города Тюмени (1586) — наши дни.
Предмет исследования — архитектура Тюмени и ее культурное своеобразие.
Объект исследования — архитектура Тюмени.
Цель реферата — выяснение специфики и стилистической характеристики архитектуры Тюмени и еекультурное своеобразие.
Главной задачейреферата является описать архитектуру города Тюмени, выявить какой стильпреобладает. Методика обусловлена объектом и целью исследования и поэтомуоснована на использовании сравнительного анализа, изучения данныхкультурологии.
Фактологической базойдля данной работы является фронтальное натурное обследование и фиксацияпамятников архитектуры города Тюмени.
Глава 1. История Тюмени
Тюмень – первый русскийгород в Сибири. Основан как острог в 1586 году воеводами И. Мясиным и В. Б.Сукиным в устье реки Тюменка (приток Туры), на месте возникшего в 14 векетатарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 году. Первыми поселенцамибыли 300 казаков и стрельцов; в 1624 году в Тюменском посаде насчитывалось 318дворов и около 2 тыс. жителей. С 17 века важный транзитный пункт на торговомпути из Сибири в Китай, значительный ремесленный центр; развиты были кузнечноедело, литьё дорожных колокольчиков, выделка кож, мыловарение. С 1709 года – всоставе Сибирской губернии, с 1782 – уездный город Тобольского наместничества.
К началу 19 века Тюмень– значительный центр обрабатывающей промышленности Западной Сибири.Экономическое значение Тюмени ещё более возросло в 1840-х годах с открытием вСибири речного пароходства и с постройкой в 1885 железной дороги Екатеринбург –Тюмень. Во 2-й половине 19 века в городе получили широкое развитиесудостроение, лесная и рыбная промышленность, ковроткацкое производство и др.;через Тюмень шли грузы зерна, муки, кож и пр. В 1898 году действовало 119фабрик и заводов; наиболее значительными были 3 судостроительных и механическийзаводы, суконная фабрика, 2 паровые мельницы, завод по отливке колоколов;работали 70 небольших кожевенных заводов. Развиты были кустарное производствокожаной обуви, шапок, рукавиц, выделка овчины и беличьих шкурок,ковроткачество. К концу 19 века в Тюмени числилось 4905 жилых домов, в том числе150 каменных, имелись 18 церквей, мужской монастырь, 10 учебных заведений.Тюмень была крупным торгово-финансовым центром Западной Сибири. Здесь былиоткрыты Сибирский торговый банк, отделения Государственного банка и Русскогодля внешней торговли банка, Городской общественный банк, агентстваНижегородско-Самарского и Ярославско-Костромского банков. Тюменское купечествовело обширную торговлю по всей России и за рубежом; в городе насчитывалось 365торговых лавок, из которых 100 находились в помещении Гостиного двора. С 20июня по 20 июля в Тюмени проходила ежегодная ярмарка, одна из крупнейших вСибири. Работали театр, цирк; с 1897 года издавалась «Сибирская торговаягазета», в 1899 была открыта таможня. В 19 веке Тюмень стала перевалочнымпунктом для переселенцев и ссыльных. С 1934 года – центр Обь-Иртышской области,с 1944 – Тюменской области.
Современная Тюмень –крупный экономический и культурный центр Сибири, организационный центрнефтегазодобывающей промышленности.
Историческая частьгорода расположена на берегах Туры и её правого притока – реки Тюменка, наклиновидном мысу между которыми к концу 1580-х годов была отстроена русскаякрепость (разрушилась в 18 в.), ставшая ядром города. Напротив крепости, наполуострове, образованном глубокими оврагами устья Тюменки, – т. н. Царёвогородище с остатками татарского города. Тюмень развивалась в основном наюго-восток от крепости, вдоль берега реки Тура, правого берега Тюменки иСибирского тракта. В северной части Тюмени – архитектурный комплекс Троицкого мужскогомонастыря; монументальный 5-главый Троицкий собор (1709–1715) с композиционнымии декоративными элементами украинского барокко; крестообразная в планеПетропавловская церковь (1755, шатровая колокольня – 1741); 2-этажныенастоятельские покои (1739); высокие каменные стены (1741). Излучину Туры,огибавшую низкую заречную часть города с 2-ярусной барочной церковью Вознесенияи высокой колокольней, замыкали женский монастырь, основан в 1601 с Ильинскойцерковью и кладбище с Всехсвятской церковью-часовней (1838), ротондой в стилеклассицизма. Важными вертикальными осями старинной Тюмени являлись: пятиглаваябарочная Крестовоздвиженская церковь (1791) и церкви «на посаде», по сторонамЯлуторовского тракта: слева – Знаменский собор (1768–1801), самобытный сибирскийвариант барокко с волнообразным завершением фасадов, ступенчатыми главками иколокольней; справа – церковь Михаила Малеина (последняя четверть 18 в.) иСпасская церковь (1794). С 17 века Тюмень застраивалась по регулярному принципу(прямоугольные кварталы, выход всех улиц к площадям), доведённому в планах 1766и 1861 (после крупных пожаров) до строго прямоугольной сетки улиц, понынесохранившейся в центральной части города. Среди общественных сооружений Тюмениважную градостроительную роль продолжают играть трехэтажное бывшее коммерческоеучилище (1910–1914) в стиле неоклассицизма на стрелке Затюменского мыса; напротивоположном берегу Тюменки, на месте крепости, – бывший Гостиный двор(1835–1838) и Городская управа (1-я четверть 19 в., ныне Краеведческий музей) свысоким цокольным этажом, лестницей и 4-колонным портиком. Сохранились такжездания бывшей почтовой конторы (1800-е гг., расширена в 3-й четверть 19 в.,классицизм), Александровского реального училища (1878), женской гимназии (1859)и др. Исключительное историко-культурное значение имеет уцелевшая деревяннаязастройка Тюмени 19 – начала 20 веков, в том числе одноэтажные, рубленные «вобло» дома с большим выносом карниза и своеобразными подоконными резнымидосками («занавесками») и 2-этажные дома, богато декорированные выемчатой ибарельефной резьбой. Промышленный рост Тюмени в 19 веке, отрезавший жилуюзастройку от берегов Туры, предопределил линейный характер развития города в 20веке в направлении западных окраин и, особенно на юго-восток, к железнойдороге, где развёрнуты основные кварталы современной жилой застройки. Ссередины 20 века предприняты широкое благоустройство и озеленение города, в т.ч. в его исторической части.
Театры: драматический,кукол. Филармония. Цирк. Областной краеведческий музей (основан в 1879). Музей«Штаб-квартира В. К. Блюхера» (в 1919 в Тюмени формировалась его 51-яперекопская дивизия). Картинная галерея.[1]/>
Глава 2. Культурноепространство г. Тюмени
Административный центррегиона Центр области — город Тюмень. В городе три района: Калининский,Ленинский, Центральный. Расстояние от Тюмени до Москвы — 2144 км. 29 июля 1586г. недалеко от полулегендарной крепости Чимги-Тура, по указу царя ФедораИвановича началось строительство Тюменского острога. Об этом событии в краткойсибирской летописи сказано: «Лета 7093 (1586)посланы воеводы с МосквыВасилие Борисов Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с13тремясты человек, поставиша град Тюмень июля в 29 день, еже Чимгислых...».[2]
До сих пор не законченспор о происхождении слова Тюмень. Некоторые исследователи считают, чтоназвание города произошло от татарского слова «тумень», чтопереводится как 10 тысяч. Другие же полагают что «Тюмень» происходитот двухтатарских слов: «тю» — принадлежать, доставаться и«мень» — я, мои. То есть, «моя принадлежность»,«доставшееся мне». Для крепости был выбран просторный мыс,ограниченный с запада оврагами и речкой Тюменкой, с востока — рекой Тура.Тюмень была поставлена на древней караванной дороге из Средней Азии в Поволжье,на так называемом «Тюменском волоке», за который шла вековая борьбакочевников южной Сибири. Водные артерии связывали Тюмень с землями КрайнегоСевера и далекого Востока. Первоначальное население города соответствовало егопограничному положению. Первое место среди жителей Тюмени принадлежало служилымлюдям: боярам, стрельцам, казакам. Здесь находилась первая в Сибири Ямскаяслобода, основанная в 1605 г. К началу XVIII в. Тюмень превратилась в крупныйпункт транзитной торговли Сибирии Китая с Центром России. Город расширял своютерриторию. Широкого развития достигло кузнечное, колокольное, кожевенноепроизводство. В XIX в. город входит в полосу расцвета. Отсюда уходили вглубьматерика землепроходцы, отправлялись в плаванье первые сибирские пароходы,появлялись первые в Сибири православные храмы, телеграф, водопровод, железнаядорога. В последней четверти XIX в. началось строительство Транссибирскойжелезной дороги. Железная дорога дала новый толчок индустриальному развитию.Тюмень становится центром крупного лесопромышленного района и, как и прежде,остается крупным центром кожевенной промышленности. В XIX в. Тюмень продолжаетразвиваться как торговый город. Развитие промышленности, транспорта и торговлисоздавало базу для быстрого роста города. [3]
В июне 1929 г.состоялась торжественная закладка фанерной фабрики. Через год она была пущена.В 1929 г. дала ток первая электростанция. Летом 1929 г. по улицам Тюмени пошелпервый автобус. Его смонтировали в пожарной мастерской на базе грузовика.Маршрут начинался от пристани на берегу Туры и заканчивался у Дома Советов. В1930 г. Открыт агропедагогический институт. В 1930 г. появились на улицахТюмени уже настоящие, заводского изготовления автобусы, а к 1934 г. быливведены 3 маршрута. В том же году был открыт кинотеатр «Темп». В 1931г. развернулось и через год закончилось строительство деревообделочного комбината.В 1934 г. в Тюмени была создана первая авиагруппа на аэродроме около с.Плеханово. Летом 1934 г. летчик В.Бажан и авиатехник А.Фокин открыли движениепо Обской воздушной линии Тюмень — Тобольск — Самарово — Березово — Обдорск. [4]
Осенью 1941 г. Тюменьприняла 22 эвакуированных завода. Среди них Одесский завод строймеханизмов,Дмитровский экскаваторный, Таганрогский мотоциклетный, Курский Текстильмаш,Киевский «Красный экскаватор», Подольский аккумуляторный.[5]
14 августа 1944 г.Тюмень стала центром вновь образованной Тюменской области. В 1948 г. создананефтеразведочная экспедиция. [6]
В 1953 г. первые книгивыпустило Тюменское книжное издательство. В 1957 г. Открыта картинная галерея,которая сложилась на основе художественных ценностей Тюменского и Тобольского музеев,частных коллекций. Поступили в ее фонды произведения из Эрмитажа, Русскогомузея, Ленинградского театрального музея, Пермской картинной галереи.[7]
В июле 1958 г. началисьпередачи тюменской студии телевидения. В 1986 г. Тюмень отметила свое400-летие. Современная Тюмень, с численностью населения около 600 тыс. чел.,является не только административным, но и научным и культурным центром области.В Тюмени сосредоточены высшие и средние специальные учебные заведения,научно-исследовательские институты, областные учреждения здравоохранения,культуры и образования. Нефть и газ Тюменской области способствовали бурномуросту в Тюмени научных организаций. Еще в начале 1990-х г.г. численностьсотрудников НИИ и вузов в Тюмени составляла около 11,5 тыс. чел., если добавитьобслуживающий персонал — около 17-18 тыс. чел., т.е. более 10 % трудоспособногонаселения города. В городе свыше 60 научно-исследовательских и проектныхинститутов, 4 филиала академии наук, 13 техникумов, 20профессионально-технических училищ, 90 общеобразовательных школ, 154 дошкольныхучреждения, 9 высших учебных заведений. В их числе: Тюменский государственныйуниверситет (ТГУ), Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТГНГУ),Тюменский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ),Тюменская государственная сельскохозяйственная академия (ТГСХА), Тюменскийгосударственный институт искусств и культуры (ТГИИК), Тюменская государственнаямедицинская академия (ТГМА), Международный институт экономики и права.[8]
В Тюмени сосредоточенозначительное число крупных промышленных предприятий. Промышленность городапредставлена 9 основными отраслями промышленности. По объемам производстванаибольший вклад в экономику города вносят предприятия машиностроения иметаллообработки (45%), медицинской (13%), пищевой (16,6%), лесной идеревообрабатывающей (9,4%) промышленностей. В городе производится около 5%областного объема промышленной продукции, через него проходит основной объем перевозокгрузов и пассажиров.[9]
Площадь территорииобласти — 1435,2 тыс. кв. км. Протяженность с севера на юг — 2100 км, с западана восток — 1400 км. Климат определяется географическим положением — на северематерика Евразия, вблизи Северного Ледовитого океана, а также господствомвоздушных масс, приходящих с Атлантического океана. Открытость территории ссевера и юга обуславливает беспрепятственное проникновение холодногоарктического воздуха с севера и сухого — с юга, из Казахстана и Средней Азии.Частая смена направлений ветра сопровождается резкими изменениями погоды,особенно весной и осенью.[10]
Антициклоны,возникающие с приходом материковых арктических масс воздуха, зимой обычноприносят морозную, ясную и почти безветренную погоду, а летом, если антициклонприходит с юга, — жаркую и сухую. Циклоны обычно движутся с Атлантическогоокеана и Средиземного моря. Зимой они сопровождаются снегопадами, метелями,буранами, а летом — пасмурной погодой и дождями. Средние годовые температурывоздуха в заполярной части области составляют — 8-11°С, в южных районах — от 0до +1°С.[11]
Территорию Тюменскойобласти можно было бы назвать равнинной, она занимает северную и центральнуючасти Западно-Сибирской равнины. Однако эта гигантская природная чаша,являющаяся частью молодой платформы, имеет довольно высокие края, которыеобразуют Северососьвинская возвышенность (с высотами до 300 м над уровнем моря)на западе, Ишимская равнина (до 157 м) и Тобольское возвышенное междуречье наюге, Верхнетазовская (до 285 м) и Нижнеенисейская (до 201 м) возвышенности навостоке. Средняя абсолютная высота Западно-Сибирской равнины в пределахТюменской области 72 м; высшая точка области находится в Уральских горах (гораНаоднаря, 1894 м). Краткая характеристика политической ситуации в регионеОбщественно-политическая ситуация в Тюменской области характеризуется в целомкак стабильная и прогнозируемая. Особенностью общественной жизни в 2001-2002гг. является очевидное снижение социальной напряженности как результат работыпо смягчению остроты социальных проблем, налаживанию взаимодействия органовгосударственной власти и общественности. Важный стабилизирующий фактор — создание при губернаторе области Гражданского Форума Тюменской области, гдепредставлены практически все слои и социальные группы общества. Сам факт егообразования и проводимая работа позволили вовлечь общественные объединенияразличной направленности в процесс формирования основ гражданского общества. Ссозданием Гражданского Форума органы государственной власти получилиэффективный механизм взаимодействия с общественностью, а общественныеобъединения — желанную переговорную площадку с властью. Для сравнения: в 1998г. на территории области прошло свыше 150 общественно-политических акций(демонстрации, митинги, пикеты, забастовки). «Российской Коммунистическойрабочей партии» и «Коммунистической партии РоссийскойФедерации», общественно-политическое движение «Трудовая Тюмень»и областной Совет профсоюзов. Значительная часть требований участников акцийрешалась в ходе встреч с Губернатором области, главами муниципальныхобразований, на трехсторонней комиссии. Деятельность 1420 общественныхобъединений, зарегистрированных на 20 августа 2002 г. на территории Тюменскойобласти, имеет в целом конструктивный характер. Этому способствуетутвердившаяся практика регулярных встреч, личных контактов с лидерамиобщественности и привлечение их к разработке предложений по наиболее значимымвопросам жизни общества. В числе наиболее эффективно действующих — областнаяассоциация общественных объединений «Жизнь без наркотиков»,объединяющая 85 общественных объединений, ассоциации машиностроителей области,предприятий легкой промышленности, лесозаготовителей и деревообработчиков,мебельщиков, общественный фонд развития и поддержки предпринимательстваТюменской области. Тюменская область относится к группе субъектов Федерации,где сочетаются благоприятные и неблагоприятные условия для свободы массовойинформации.[12]
Наличие в регионенезависимых от государства СМИ, достаточно простая процедура полученияразрешения для открытия новых киосков по распространению прессы, нулевой налогс продаж печатной продукции, полное соответствие местных законов о средствахмассовой информации Федеральному законодательству, — все это примерыцивилизованного взаимодействия власти и СМИ. Вместе с тем, значительная частьвысших должностных лиц игнорирует СМИ как действенный общественный институт. Вместных правилах аккредитации при местных органах государственной властисодержится ряд серьезных нарушений Российского законодательства, которыеущемляют права журналистов и создают угрозу свободе массовой информации.Порядок предоставления господдержки СМИ не определен, что оставляет возможностьдля чиновничьего произвола. Область обладает высоким уровнем медийнойнасыщенности. В первую очередь, это связано с активным местнымтелерадиовещанием. В регионе работает 45 местных телепрограмм, из них 29 — негосударственных, а также 22 местные радиопрограммы, из них 15негосударственных. Печатные СМИ уступают телерадиовещанию по активностинасыщения медиа-рынка: ежемесячно в области выписывается 299,2 тыс. экз. периодическихизданий. Очевидны дотациипечатным СМИ из местного бюджета.[13]
Глава 3. Архитектурагорода Тюмени
Исторический центрТюмени.
В Тюмени не былвозведен каменный кремль. Однако в исторической части города, на территориикоторой некогда стоял первый деревянный острог, на протяжении XVIII векасформировался оригинальный архитектурный ансамбль. Сегодня исторический центрТюмени является одним из наиболее богатых достопримечательностями районовгорода. Рядом с Троицким монастырем берет свое начало улица Ямская, названная вчесть располагавшейся здесь некогда Ямской слободы. Сегодня на ней сохранилсяряд старинных деревянных домов. Декор некоторых из них представляет собойуникальные образцы традиций деревянной резьбы Тюмени. Во время пешей прогулкиот Троицкого монастыря по направлению к современному центру города внимание привлекаеторигинальная архитектура здания бывшего Коммерческого училища. Через дорогу отнее расположена действующая Крестовоздвиженская (Никольская) церковь, послереставрации вновь ставшая одним из самых красивых храмов Тюмени. На местеоснования Тюмени разбит исторический сквер, на территории которого установленпамятный знак Ермаку. Неподалеку от него стоит каменная плита, символизирующаяместо, на котором был заложен город. Здесь же установлен обелиск в память овоинах, погибших в Великую Отечественную войну. Одним из излюбленных местпрогулок жителей и гостей города является вантовый пешеходный мост через рекуТуру, с которого открывается эффектный вид на историческую часть города. Не такдавно власти Тюмени официально присвоили ему название «Мост влюбленных».
Троицкий монастырь.
В 1616 году в Тюмени,рядом с Ямской слободой старцем Нифонтом из Казанской губернии был заложенПреображенский мужской монастырь. Первые годы XVIII века ознаменовались началомкаменного строительства в Сибири. В 1708 году по настоянию сибирскогомитрополита Филофея Лещинского в Тюмени начались работы по возведению каменногомонастыря. Начало ему положило строительство Троицкого собора, давшее монастырюновое название. Собор увенчан тремя большими и двумя малыми главами, напоминающимисилуэты куполов украинских храмов. Присутствие малороссийских мотивов вархитектуре Троицкого монастыря неслучайно. Большинство сибирских митрополитовв XVIII веке имели украинское происхождение. В 1717 году на территориимонастыря была построена церковь Сорока Мучеников. К ней примыкала двухэтажнаябашенка, на первом этаже которой поселился принявший схиму Филофей Лещинский.Сибирский митрополит завещал похоронить себя у самого входа в Троицкий собор,чтобы «мимоходящие попирали прах его ногами». В 1726 году было начатостроительство церкви Петра и Павла, завершенное в 1755 году. ТерриторияТроицкого монастыря с трех сторон ограждена каменной стеной длиной в 386,5метра.
Крестовоздвиженская(Никольская) церковь.
Храм был заложен наюжной оконечности Затюменского мыса на средства прихожан в 1774 г. и освящена в1791 г. Церковь построена по типу трапезных, с богато декорированнымпятиглавием. Во время капитального ремонта в XIX в. изящный барочный декорцеркви исчез, тем не менее, она не утратила своей красоты. Попечителями церквив 1900-х гг. были купцы Колокольниковы, которые были и попечителями всегоблизлежащего квартала. После закрытия церкви с куполов были сброшены кресты, ав здании расположились мастерские сельхозтехникума, школа ДОСААФ, стрелковыйтир и студенческий клуб. Богослужение в храме возобновилось в 1993 г., когдахрам передали Тобольско-Тюменской епархии. Здание церкви отреставрировали, авокруг возвели чугунную ограду. В августе 1998 г. восстановленный храм освятилпатриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В декабре 1997 г. при храмеоткрылось Духовное училище, в 1999 г. для него было построено новое здание,которое вместе с церковью составляет сейчас единый архитектурный ансамбль.
Музей истории дома.
Музей расположен вдоме, стены которого неоднократно становились свидетелями важных страницистории города. Деревянный особняк, построенный в 1804 году, первоначальнопринадлежал купеческой семье Иконниковых. Его архитектура представляет собойоригинальное смешение элементов барокко и классицизма с традициями тюменскойобъемной резьбы. Дом по праву называют жемчужиной деревянного зодчества Тюмени.В 1837 году в доме останавливался наследник Российского престола цесаревичАлександр Николаевич — будущий император Александр II, сопровождаемый своимнаставником, поэтом Василием Жуковским. Высоких гостей принимал хозяин дома И.Иконников, исполнявший в то время обязанности Городского головы. В музеесохранилось изготовленное для встречи наследника блюдо с надписью«Тюменское градское общество приемлет смелость поднести хлеб-соль».Шлюпка, построенная тюменскими мастерами для переправы цесаревича через рекуТуру на тракт Тобольский, стала достоянием Тюмени и хранилась в специальнопостроенном цейхгаузе под караулом. В музее экспонируется ее модель,воссозданная по документальным источникам…
«Тюменскиймавзолей».
10 июля 1941 года вобстановке строжайшей секретности в Тюмень прибыл спецпоезд с необычным грузом.На нем в город было доставлено тело В.И. Ленина, эвакуированное из мавзолея.Саркофаг был помещен в здании сельскохозяйственного техникума (бывшееАлександровское реальное училище, ныне — Сельхозакадемия). Так же, как умавзолея, здесь сменялись часовые. Внутренний караул несла комендатура Кремля.Внешняя охрана была поручена тюменскому горотделу НКВД. В марте 1945 годаЛенина в Тюмень закончилась, и саркофаг с его телом был возвращен в Москву.
Тюменская филармония.
Тюмень являетсяобязательным пунктом в гастрольных программах большинства известныхисполнителей популярной и классической музыки, а также театральных коллективов.Здание Тюменской филармонии, отвечающее высоким стандартам акустики и комфортазрителей является одним из главных в городе мест для «общения спрекрасным». Филармония имеет два прекрасно оборудованных зала: Концертныйзал им. Ю. Гуляева на 1 229 мест, оборудованный после реконструкции поевропейским стандартам, и Зал камерной и органной музыки. Зал камерной иорганной музыки рассчитан на 240 мест. Тюменский орган был установлен известнойнемецкой фирмой «Шуке», основанной в 1953г. известным органныммастером Карлом Шуке. Для нашего зала орган специально построен известным вЕвропе органным мастером Райнером Нассом. Украшением интерьера стали портретыкомпозиторов в эксклюзивных рамах, индивидуальные витражи в оконных проемах,комплекты хрустальных люстр и бра. За время своего существования в органномзале прошло около 300 концертов. Здесь выступали известнейшие органисты страныи зарубежья.
Археологическиймузей-заповедник на озере Андреевском.
Археологическиймузей-заповедник расположен в 25 километрах от Тюмени, на живописном берегуозера Андреевского. В 1883 году на этом месте были произведены первыеархеологические раскопки, осуществленные основателем Тюменского краеведческогомузея Иваном Словцовым. Многочисленными экспедициями, работавшими впоследствиив этом районе, были обнаружены следы целого ряда древних поселений разных эпох,хорошо сохранившиеся фрагменты городищ, могильников и святилищ. Наиболее ранниеиз находок относятся к каменному веку (V тысячелетие до нашей эры). Втерриторию музея-заповедника включены несколько оборонительных сооруженийжелезного века. В этих же местах обнаружено древнемансийское святилище IX-XIIIвеков, подарившее археологам множество неизвестных ранее предметов культа иукрашений. Жизненный уклад народов ханты и манси представлен реконструкциями ихтрадиционных жилых и хозяйственных построек, по которым посетитель можетсоставить наглядное представление обо всем богатстве и своеобразии духовнойкультуры и быта северных народов, владевших тайнами гармоничногососуществования с суровым климатом и дикой природой.
Тюменскийгосударственный театр кукол и масок.
Одну из самых тихихулочек города украшает современное здание, похожее на неведомый корабль. Этолюбимые тюменцами “куколки”. Основательницей театра была актриса местногодрамтеатра Е.С. Стивина, собравшая первую профессиональную труппу в 1945г. Своездание со зрительным залом на 400 мест коллектив получил в 1972. Яичниковымбыла собрана коллекция кукол из театров СССР, ПНР и НРБ. Главная задача,которую ставит перед труппой руководство театра, – приобщение к высоким идеаламчеловечества посредством сценического искусства как можно большего количествалюдей, особенно детей и юношества. Предпочтение отдается классикам: Н.В.Гоголь, К. Гольдони, К. Гоцци, А.С. Пушкин, В. Гауф, Х.-К. Андерсен, ШарльПерро, Сельма Лагерлеф. Но репертуар разнообразен и богат: на сегодняшний деньв нем сохраняется более 30 названий как классических, так и современныхпостановок и музыкальных для детской, молодежной и взрослой аудитории.Зрителей, несомненно, привлекает и радует современное здание театра, в которомудачно сочетаются знаковые элементы декора 70-х гг. (мозаика, керамическоепанно, дуб, деревянный теремок, музей кукол) и сегодняшнее дизайнерское решениеинтерьера и фасада. Новейшее световое и звуковое оборудование сцены позволяетсоздавать полноценные спектакли на высоком художественно-постановочном уровне.
Тюменский музейизобразительных искусств.
В 1956 году в Тюменибыла открыта картинная галерея. В 1988 году она была преобразована в Тюменскиймузей изобразительных искусств. Одним из наиболее значимых разделов в егособрании является коллекция русской живописи XVIII — начала XX веков,представляющая художественную ценность общероссийского масштаба. Пополнениюмузейной сокровищницы во многом способствовала деятельность первого хранителеммузея — Евгения Кроллау, занимавшегося целенаправленным комплектованиемколлекции русского портрета, включающей в себя на сегодняшний день около 100живописных работ. Значительное место в собрании музея занимают коллекциирусской гравюры и литографии, а также западноевропейской живописи XVIII —начала XX вв. Во многом уникальна и коллекция, представляющая иконописные школыУрала и Сибири. Коллекция тобольской резной кости насчитывает более 500произведений, представляющих ретроспективу развития этого уникального промысла.Отдельное направление в деятельности музея — собирательство и изучениенародного изобразительного искусства Тюменской области — художественной росписипредметов быта и интерьеров, вышивки и ковроткачества, а также деревяннойдомовой резьбы. Музеем ведется активная работа по формированию коллекциипроизведений современных художников Тюменской области, регулярно проводятсяколлективные и персональные выставки авторов разных поколений и направлений вискусстве. Сегодня, собрание Тюменского музея изобразительных искусствнасчитывает более 10 000 экспонатов. Музей является одним из крупнейшихкультурных центров области, активно ведущих выставочную, просветительскую,научно-исследовательскую и издательскую деятельность.
Музей геологии, нефти игаза.
Музей геологии, нефти игаза знакомит посетителей с новой эпохой в истории тюменской земли,ознаменовавшейся стремительным освоением ее природных богатств. В музеевоссоздана хронология первых геологоразведочных работ, осуществлявшихся натерритории Тюмени и ее окрестностей, а позднее — в районах Тюменского Севера впериод с 1930-х — по 1950-е годы. Экспозиция музея рассказывает о людях,которые, несмотря на разочарования первых десятилетий, в сложнейших природныхусловиях продолжили проведение исследований, увенчавшихся открытиями в 50-х —60-х годах ХХ века крупнейших в мире нефтяных и газовых месторождений. Залымузея дают достаточно полное представление об экологических и социокультурныхпроблемах, ставших следствием невиданного по своим темпам и масштабаминдустриального освоения северных районов Тюменской области. Среди них — задачасохранения культуры коренных народов, издревле населявших эти земли. В музеепредставленные образцы национальной одежды, предметов быта, жилых ихозяйственных построек хантов, манси и ненцев. В музее работает постояннаяэкспозиция «Минеральные богатства Западной Сибири», представляющая коллекциюредких минералов и ряда других ценных ископаемых, обнаруженных на Тюменскойземле. «Жемчужиной» этой экспозиции является карта Тюменской области,изготовленная из ценных камней.[14]
Дом Машарова.
Дом Машарова (ул. Ленина,24) — одно из самых красивых и уютных каменных зданий Тюмени. Уличные фасадыособняка густо покрыты декором, но, тем не менее, ощущения прегруженности невозникает. Кроме того большие прямоугольные окна особняка вносят ощутимыйпорядок в организацию фасадов, являются их основным элементом. Большую роль вархитектонике фасадов играет профилированный карниз, поддерживаемыйкронщтейнами. Над кронштейнами сверху поставлены кирпичные столбики, междукоторыми укреплена ажурная металлическая ограда. Рисунок ограды соответствуетстилистике модерна. В отличие от традиционных жилых домов главный вход в домМашарова устроен с улицы. Вестибюль выявлен на фасаде небольшим ризалитом саттиком. Дверной проём имеет арочную форму. Над ним устроен большой козырёксегментной формы, поддерживаемый ажурными металлическими консолями. Этожелезное кружево украшает и улицу. Подобные металлические козырьки сталираспространёнными в России с конца XIX века. В то время стало престижным иметьоригинальное, не похожее на соседнее крыльцо. Каждое выходящее на улицу окнообрамлено большим наличником с подоконной лепной гирляндой. Красота стенособняка завершается рустовкой углов. Декоративное богатство фасадовдополняется красивыми водосточными трубами — произведениями железопросечногоискусства.
Дом Иконникова.
Наиболее ярким примеромполностью деревянного здания, в архитектуре которого используются мотивыкаменного зодчества, является дом Иконникова (ул. Республики, 19). Фасад свидом на площадь строго симметричен. Главная ось его отмечена фигурнымфронтоном барочного типа — с венчающими и фланкирующими волютами, а также двумярезными колоннами, несущими креповки карниза. Сходство с каменными зданиямиусиливается сплошной обшивкой стен узкими рейками с выявлением швов, чтосоздаёт иллюзию рустовки стен. Но при всём этом деревянные наличники выполненыв традиционном тюменском духе. Дом Иконникова, поднятый на цокольный этаж,прямоугольный в плане, но оживлённый большим ризалитом на главном фасаде.Ризалит имеет очень интересную деталь — барочно-ренессанскую полукруглую нишу срезной раковиной в своей верхней части. Под ней подвешен своеобразный овальныймедальон. Ниша прикрыта сверху сегментным фронтоном, заполненным традиционнойтюменской объёмной резьбой. Над этим фронтоном возвышается другой венчающийфасад ризалита.
Интерьеры домаИконникова имеют роскошный и изысканный вид благодаря насыщенному лепномудекору. Каждое помещение особняка имеет свою индивидуальную гипсовую отделку.Планировка дома выполнена в стиле, который называется анфиладой, то естьпоследовательно расположенные комнаты и соединённые друг с другом дверными иарочными проёмами. В этой небольшой спальной комнате со скругленными углами вверхней части стен выполнены квадратные кессоны. А потолок украшен гигантскойобъёмной розеткой. Художественная выразительность миниатюрной комнатки оченьпривлекает своей красотой и задерживает внимание именно здесь. Печь-каминявляется гармоничной частью интерьера. Отделка печи-камина глиняными изразцамив былые времена являлась уважением хозяина к самому себе. Потолок гостинойукрашен сложным лепным плафоном, но вместе с тем отличается тёплой гармоничнойкомпозицией, а верхняя часть стен богато профилирована и украшена декоративнымикронштейнами.
Дом – музей«Городская дума».
Городская Думапредставляет собой двухэтажный прямоугольный объём на цокольном этаже. Осьглавного фасада выделена четырёхколонным коринфским портиком. По осипротивоположного фасада размещён небольшой объём ретирад.
Главный портик увенчанступенчатым аттиком. В уровне второго этажа между портиком и стеной зданияустроен большой балкон. Важный элемент фасада — высокая наружная лестница.
Несмотря на небольшиеразмеры, городская управа выглядит очень значительной. Сказывается, очевидно,её островное положение, спокойные пропорции, большая высота цокольного этажа, аглавное — наличие большого портика и внушительной лестницы. Большое значениеимеет и тактичность декора: оконные проёмы чётко прорезают массивы стен и неимеют наличников. Лишь небольшие декоративные замковые камни над окнами первогода прямые сандрики на кронштейнах над окнами второго этажей являютсяукрашающими элементами. Здание стоит на высоком цоколе, обработанном линейнымдощатым рустом. Этот вид руста самый “абстрактный” из всех, ибо он не имитируеткладки из каменных блоков, а лишь разрезает стену параллельными линиями и темсамым создаёт образ находящейся под нагрузкой однородной массы.
Городская дума —памятник архитектуры XVIII века (построена в 1795 году), одно из первыхгражданских зданий в то время провинциального городка Тюмени, расположенногоотносительно столицы России — Петербурга в далёкой русской окраине — в Сибири.Античная и Ренессансная архитектура оказала влияние на становление Русскогоклассицизма в столичных городах нынешнего СНГ. Тюмень никогда не являласьстолицей государства, но вместе с тем все элементы классицизма здания Городскойдумы налицо, но вместо строгого и величественного — каким должно быть казённоездание в ту эпоху — получилось сооружение простодушное, лишь пытающееся“изобразить серьёзность”.
Особенно это заметно впортике — колонны слишком грузны для коринфского ордера, а ступенчатый аттик,напротив, слишком лёгок. Но все эти неправильности, тем не менее, и придаютархитектуре особое очарование непосредственности. Более того, созданнаяпортиком пространственность позволяет отнести здание Тюменской городской думы ктипичным произведениям русского классицизма — стиля, который в отличие отзападноевропейского, неизменно воспринимал ордерную систему как пространственную,а не плоскую. Ордерной разработке стенной плоскости зодчие русского классицизмапредпочитали выдвинутые перед стеной портик или колоннаду. Поэтому наибольшеевлияние на формирование отечественного классицизма оказали те архитекторыитальянского Возрождения, которые своей концепцией утверждали главенствующуюроль объёма, а не плоскости. Одним из таких зодчих был великий итальянец АндреаПалладио. Удивительным образом черты его знаменитой виллы Ротонды, построеннойв 1551 году, проявились в Сибири, в портике и лестнице здания Тюменскойгородской управы — настолько интернациональными и жизнеспособными оказалисьпринципы классицизма в зодчестве.
Гостиный двор.
Строительство большогоГостинного двора в 1835 году на несколько сотен лавок свидетельствовало об укреплениикупеческого сословия в Тюмени. Кирпичная кладка стен здания строителями веласьаккуратно, с расшивкой швов, чтобы не требовалось оштукатуривания стен. Фасадкраснокирпичного здания (ныне — окрашенного) был украшен белоснежнымиархитектурными элементами. Углы здания были выделены удлинёнными рустами,аркада выполнена в виде простых прямоугольных устоев, завершавшихся импостами,на которые опирались арки. Арочные проёмы подчёркнуты архивольтами сдекоративными замками в зените. Карниз очень низко, почти над самыми арками,опоясывал всё здание. Выразительность аркады как ведущего архитектурного мотиваисключала применение большого числа декоративных деталей. Крытая железомвысокая вальмовая крыша не только обеспечивала хорошую сохранность зданию, но ииграла важную архитектурную роль, являясь активным элементом здания, безкоторого протяжённое низкое сооружение, казалось бы, придавленным к земле.
Народный дом (Домблагородного собрания).
Народный дом (или домБлагородного собрания) был построен на средства купца Трусова, как дом длянарода — высоконравственной элиты Тюмени: купцов и промышленников, которые былимеценатами культуры и принимали прямое участие в развитии города. И по правувысшее общество в Тюмени называлось благородным. В этом доме собирались видныедеятели Тюмени для проведения деловых встреч, а также для отдыха: проведенияпраздничных балов и культурных вечеров. Народный дом — двухэтажныйпрямоугольный в плане особняк со сквозным мезонином и двумя четырёхколоннымипортиками композитного ордера, выделяющими поперечную ось здания. Использованиеранне-классицистической схемы сквозного мезонина и, соответственно, двухравнозначных фасадов с портиками было продиктовано местоположением здания,которое обеспечивало его дальний круговой обзор. Важны оба фасада — и тот,который обращён на Туру, и тот, который принадлежит городской площади ивыходящим на неё улицам.
Главными пластическимиакцентами дома Благородного собрания являются портики. Колонны, поднятые навысокие мощные аркады, поддерживают антаблемент с фронтоном. Трактовкаклассицистическая. Портики со сквозным мезонином как бы надеты на здание, и отэтого основной объём выглядит ещё более собранным, геометрически чётким,монолитным. Ритм узких окон сохраняет впечатление целостности стены. Широкиймеждуэтажный профилированный карниз не разрушает этой целостности. Венчающийкарниз совсем небольшого свеса. Это сделано для того, чтобы не нарушить чёткойкубичности основного объёма. Этой же цели — подчеркнуть геометрическую чистотуобъёма — служит плоскостный характер декора стен и его рациональность.Основными декоративными элементами фасадов являются заполненные тонким лепныморнаментом неглубокие шишки над окнами, узкие, горизонтальные шишки в цоколе идощатый руст аркад. Окна не имеют ни наличников, ни сандриков.
Народный Дом в прошлом— оживлённое здание, центр культурной и общественной жизни тюменского“общества”.
Знаменский КафедральныйСобор.
Тюменский знаменскийсобор представляет собой очень редкий образец разновременной постройки, выполненнойпоследовательно и до конца в первоначальном стиле. Глядя на это сооружениесейчас, трудно поверить, что оно строилось в общей сложности почти 150 лет.Барочная архитектура древнейшей части талантливо и точно перенесена на новыечасти здания: приделы, третий ярус колокольни, купол над трапезной. И сейчасэто одно из красивейших зданий Тюмени кажется рождённым единым порывомвдохновения народных зодчих. Ни одному сооружению города не свойственна такаястремительная, почти готическая устремлённость вверх, как Знаменскому собору.
Невозможно сразу инаверняка сказать, в чём секрет фантастически радостной праздничностиархитектуры собора. Простое перечисление и описание деталей мало, что даст дляпонимания этого произведения. Трудно найти и прототип, скорее всего его нет.Собор — вдохновенная фантазия на тему русского барокко. Это ещё однодоказательство того, теперь уже очевидного факта, что термин “провинциальнаяархитектура” означает архитектуру не более низкого, чем столичная, качества, асвоеобразную, самобытную архитектуру, свидетельствующую о неисчерпаемоститворческих принципов русского зодчества. Только с таких позиций правомерносопоставлять провинциальные и столичные сооружения.
Архитектурно-пластическиеи образные достоинства Знаменского собора невозможно выявить лишь аналитическимпутём. Здесь каждый фасад кажется главным, но никакой из них не предстаётзастывшим в своей окончательности: движение сложно-изогнутых форм фигурныхфронтонов, трёхлопастных очелий наличников, многоярусных главок создаёт такуюдинамичную игру пространства, что тяжёлые объёмы теряют свою массу, а с ней ифизически присущую им статичность. Множество декоративных главок, буквально“усеявших” собор, усложняют свободную пространственную игру объёмов. Выделениецветом декоративных элементов ещё более обогащает и без того живописнуюсветотеневую гамму фасадов.
Особняк по улице Володарского.
Особняк по улице Володарского, 7 сфигурными башенками на крыше и полукруглым эркером, в белоснежных кружевахрезного карниза над ровными рядами окон в деревянных наличниках, с козырькомнад парадным входом словно шагнул из далекого прошлого на шумные городскиеулицы Тюмени.
Обновленный реставраторами памятникдеревянной архитектуры конца XIX века готов к новой жизни в качестве Дома дружбы— центра культурного сотрудничества между немецкой и российской сторонамигородов-побратимов Тюмени и Целле. Просторные светлые залы станут местомпроведения выставок, встреч, конференций. В цокольном этаже разместитсястуденческое кафе в немецком стиле с национальной кухней.[15]
тюменькультурный архитектура театр музей
Заключение
В XYII—XIX веках богатые горожанеТюмени отправляли своих мастеров учиться в Варшаву и Париж, где все построеноиз камня. После возвращения в Сибирь зодчие воплощали полученные знания иархитектурные идеи в дереве. Европейские архитектурные стили – классицизм,барокко, югенд, модерн — причудливо представлены в дереве. Это особый, ни с чемнесравнимый колорит. В мире не существует единого стиля деревянного зодчества.В каждом городе он имеет свое, совершенно уникальное направление. Например,город Томск занесен в мировой перечень деревянного зодчества. Для старинныхдеревянных построек этого сибирского города характерна пропильная резьба. Наплоской доске наличников вырезаны сквозные узоры, очень красивые, ажурные, ноименно пропильные.
В Тюмени иная пластика рисунка —объемная. Своеобразие и непохожесть тюменской деревянной резьбы заключается втом, что она, так называемая, глухая. На толстой доске вырезан или наклеенузор, имеющий объемные формы, что производит впечатление массивной лепнины. Нив одном другом городе Сибири и в России такой резьбы по дереву больше нет. Вкаждом памятнике прошлого – неповторимый образ, любовно сотворенный старымимастерами, вложившими душу в свое творение. Нельзя встретить два совершенноодинаковых дома. Наши предки строили на века, дом служил многим поколениям,имел собственное лицо, присущее только ему, и название: «Дом Машарова.»,«Народный дом», «Дом Иконникова».
Тюмень до XIX века была почтиполностью деревянной. К счастью, несмотря на то, что очень многие старинныедома уже исчезли, все-таки представителей разных стилей архитектуры еще можнонайти. Встречается и барокко в деревянном исполнении, и югенд-стиль, и модерн,и эклектика. Красивые деревянные дома – неотъемлемая часть культуры, на которойвоспитывались горожане. Мы проходим по улицам мимо старинных домов, незадумываясь в повседневной суете об их уникальности.
Человеку совершенно необходимопонимание того, что старинное архитектурное сооружение – частица его самого,судьбы его предков, истории города. Вандализм к культурному наследию прошлоготак же разрушителен и для людей, и для национального самосознания общества.Памятник архитектуры не декорация — это оригинальное свидетельство прежнихвремен.
Памятники деревянного зодчествавоспринимаются в ландшафте, где они находятся: на берегу реки, на возвышенииили в старинном переулке. Совершенно невозможно изъять памятник из егоисторического окружения и перенести в музей, сделав его музейным экспонатом,чтобы он существовал только для показа.
Нельзя перенести дом на другуюулицу, чтобы построить на его месте небоскреб или другое современное здание. Вэтом случае памятник неизбежно утратит свою культурную ценность. Также нельзяпамятник архитектуры окружать плотным кольцом новостроек, лишая его жизненногопространства. Нужно сберечь ту историческую среду, в которой деревянный домжил.
Список литературы
1. http://www.migratio.ru/towns/town_tum.htm
2. Арнольдов,А.И. Культура и горизонты XXI века/ А.И. Арнольдов// Вестн. МГУКИ. — 2003. — №1. — С.9-18.
3. Беспалова,Ю.М. Западносибирский регион в пространстве российской культуры// Культура иэкономика региона: матер. Всерос. науч.-практ. конф. — Тюмень: ТГУ, 2000.- С.6-10.
4. Бердяев,Н.А. Судьба России/ Н.А. Бердяев. — М., 1990.
5. Бердяев,Н.А. Философия неравенств/ Н.А. Бердяев. — М.: ИМА — Пресс, 1990.
6. Жидков,В. Культура как «генетический код» человечества/ В. Жидков// О-во иэкономика. — 2001. — № 9. — С.74-92.
7. Иконникова,С.Н. Архитектоника и динамизм культурного пространства России/ С.Н.Иконникова// Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия, политология. — 1997. — Вып. 3. — С.33-39.
8. Киселева,Т.Г. Глобализация общества и современная культурная политика / Т.Г. Киселева//Вестн. МГУКИ. — 2003. — № 1. — С.19-26.
9. Мамедова,Е.В. Культурная политика/ Е.В. Мамедова// Филос. науки. — 2000. — № 1. — С.163-171.
10. Попов,В.В., Попова, Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научногоисследования: монография. — Тюмень, Изд-во ТГУ, 2004. — С. 46-60.
11. Цукерман,В.С. Культурное пространство как интегрирующая категория культуры/ В.С.Цукерман// Культура на пороге третьего тысячелетия в свете культурологическогознания: матер. межрегион. науч.-практ. конф. — Челябинск: ЧГАКИ, 2001. — С.3-5.
12. СкульмовскаяЛ.Г. Культурное пространство Югры: новые города. — Екатеринбург-Нижневартовск:институт экономики УрО РАН. Нижневартовский гос. пединститут. — Екатеринбург:Изд-во Урал. ун-та, 2000. — 248 с.
13. Цукерман,В.С. Культура региона как объект социокультурного анализа/ В.С. Цукерман//Культура и экономика региона: матер. Всерос. науч.-практ. конф. — Тюмень: ТГУ,2000.- С. 3-6.
14. http://www.skyexpress.ru/where_to_depart/destinations/detail.php?ID=1468
15. www.vehi.narodu.ru