Курсоваяработа
Тема: АрхитектураНовгорода (XI–XV вв.).
Содержание
Введение
Глава 1. Соборы, храмы и церкви
1.1 Зодчество XI –первой половины XII века
1.2 Постройки второй половины XII– начала XIII века
1.3 Церкви конца XIII, XIV и XVвеков
Глава 2. Кремль
2.1 История кремля
2.2 Башни кремля
2.3 Грановитая палата.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В северо-западной частинашей страны, неподалеку от того места, где река Волхов вытекает из озераИльмень, более одиннадцати веков стоит господин Великий Новгород. Он былсвидетелем многих важнейших событий русской истории. Именно с этим прекраснымгородом связан процесс образования Древнерусского государства, становления иразвития экономики и русской культуры.
Предметом научных споровдо сих пор остается месторасположение «старого» города, по отношению к которомуболее позднее поселение было названо градом новым. Преобладает точка зрения,что старый город—это так называемое Городище, находящееся на правом берегуВолхова, в двух километрах от современного города.1Считается, чтоименно там располагался со своей дружиной варяжский князь Рюрик.
Костомаров Н.И., известный историк и этнограф XIX века, приводит такую версию: Двабрата Словен и Рус вместе со своими приближенными пошли искать «новоеотечество». Двигаясь на север, они дошли до озера, которое называлось Мойско.Из озера вытекала река Мутная. Гадание предсказало пришельцам, что им следуетостаться на жительство здесь. У истоков реки они основали город, названный имиСловенск, и поселились в нем. В честь дочери Словена озеро было переименовано вИльмень, а реку по имени сына Словена Волхова назвали Волхов. Долго жили ониздесь, распространив свои владения до Ледовитого океана. Затем их постигла беда- моровая язва. Жители разбежались. Опустел и Словенск. Прошли годы. Услышалиславяне про землю предков своих, лежащую в запустении, и отправились туда.Снова заселили они берега озера, поставили новый город, но не на прежнем месте,а на новом, выше старого, и назвали его Новгород.2
1Каргер М.К.Новгород Великий. — Л-М.: ГИ «Искусство», 1961, стр 10
2 Антонов Н.А., Вахрушев Н.И., Вязинин И.Н. и др Достопримечательности Новгорода./Н.М Иванов-Лениздат, 1982, стр 73
Новгородская земля прославленавоинской доблестью дружин Александра Невского, удалью былинного богатыряВасилия Буслаева, бесстрашием и предприимчивостью купца Садко. Многие векаНовгород был важной крепостью на северо-западных границах России.
Новгородкак политический и торговый центр стал известен за пределами славянского мираболее тысячи лет назад. Уже в конце X — начале XI века здесь находилсяпостоянный контингент скандинавов — воинов и купцов, способствовавшихпроцветанию города как центра международной торговли.
Именно Новгороду Русь вомногом обязана не только своими богатствами и индивидуальностью на фоне другихрусских земель. Но Строительство Петербурга в начале 18 века и перенос столицыимперии на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города, но онпо-прежнему славится своими старинными памятниками, к которым не иссякаетинтерес многих людей.
Этот город интересен имне, поэтому для написания работы я выбрала тему «Архитектура Новгорода XI-XV веков», чтобы более глубоко познакомится с архитектурой этогозамечательного города.
В связи с этим былипоставлены следующие задачи:
-рассмотреть соборы,храмы и церкви XI–первой половиныXII века, второй половины XII– начала XIII века, конца XIII, XIV и XV веков;
— рассмотреть кремль,историю кремля, башни кремля, Грановитую палату.
Глава 1. Соборы, храмы и церкви
1.1 Раннееновгородское зодчество XI— первой половины XIIвека
Для этого периодахарактерна активная строительная деятельность новгородских князей. Возводятсяграндиозные храмы, отличающиеся лаконичностью форм, монументальностью, изящнымипропорциями. Однако их облик суров, так как князья стремились подчеркнуть этимсвое господствующее положение в обществе, свое величие.
Софийский собор — одно изсамых замечательных произведений древнерусского зодчества — возведен сыномЯрослава Мудрого, новгородским князем Владимиром, в 1045-1050 годах. С 30-хгодов XII века стал главным храмомНовгородской вечевой республики: «Где Святая София – тут и Новгород!»3.Этот собор являлся придворным княжеским храмом, в нем принимали иностранныхпослов, именитых гостей, иногда перед ним проходили бурные вече.
Завершается храм шестьюкуполами на высоких барабанах. Основной, средний, купол в XV был позолочен, а его очертаниянапоминают шлем русского воина-богатыря.
Первоначально собор не был оштукатурен. Огромные, неправильной формы камни разнообразных оттенков, из которых были выложены стены, и розоватый раствор, использовавшийся при кладке, придавали собору живописный вид. Представляет значительный интерес западный фасад, где находится портал (обрамление входа) с бронзовыми Сигтунскими вратами. Это воинский трофей, взятый в городе Сигтуне во время походов русских воинов в Швецию в конце XII века. В нижней части левой створы врат изображена фигура человека, держащего в одной руке весы, в другой – клещи.
Внутренний объем храма,расчлененный крестчатыми в плане столбами на пять объемов-нефов, три из которыхзаканчиваются алтарными полукруглыми выступами-апсидами, поражает размерами,величественностью пропорций и масштаба. Высота храма-30, 8 метра.
До 1570 года здесьнаходился Васильевские врата, изготовленные мастером Игнатием Устюжанином в1366 году по заказу архиепископа новгородского Василия Калики, портрет которогоизображен на вратах. Васильевские врата изготовлены из меди и «писаны золотом».Техника подобных произведений заключалась в том, что по зачерненным меднымлистам резцом наносился рисунок, и в его канавки вплавлялась золотая проволока.Затем лист выравнивался и полировался. Среди евангельских сюжетах на вратахимеется изображение Китовраса, легендарного кинтавра –излюбленный сюжетновгородских мастеров.
Интерьер Софийскогособора в его современном виде весьма далек от первоначального. На местесовременного иконостаса в древности была невысокая деревянная преграда – темплон,и интерьер собора выглядел более цельным.
Древнейшейсохранившейся иконой является «Петр и Павел», относящийся к XIвеку. А в иконостасе уцелело несколько икон, написанных в 1341 году греческимиили сербскими иконописцами. Перед Успенским (главным) иконостасом Софиинаходится известный во всем Мире чудотворный образ «Божия Матерь Знамение». Вместном ряду Рождественского иконостаса, расположенного в Рождественскомприделе Софийского собора, находятся 2 чудотворные иконы. Слева от царских вратстоит образ Богоматери Тихвинской. Это одна из самых почитаемых святыньСофийского собора. Эта икона является списком с прославленной чудотворной иконыТихвинской Богоматери, точно повторяющей размеры и изображение прототипа;называются такие списки „мера и подобие". Ее можно отнести к древнейшим:доска, на которой она написана, очень старая, по ряду признаков и характеруобработки дерева можно предположить, что она выполнена не позднее конца XV —начала XVI в.
Рядом с иконой Троицыстоит древний образ Спаса на престоле. Та живопись, которую мы видим сейчас,относится к XVI в. Это очень хорошая, прекрасно написанная икона, но под нейоткрывается образ более древний, причем сохранившийся. В небольших окошечкахпробных раскрытий просматривается первоначальное изображение исключительнойсилы и выразительности
На древней штукатуркестен собора и башни сохранились многочисленные надписи-граффити, поцарапанные вXI-XIII веках. Среди них – молитвы, хроникальные записи оразличных событиях церковной и политической жизни Новгорода, собственныеавтографы, шутливые надписи типа: «Якиме стоя, усне, и лоб о камень ростепе».4
Долгое время в научнойлитературе велся спор о первоначальном облике Софии Новгородской.5 Нынеэтот вопрос может считаться решенным: замысел древнерусских зодчих разгадан. Вчастности, установлено, что первоначально храм имел галереи, которые свосточной стороны завершались двумя небольшими храмами-приделами: севернаягалерея – приделом Иоанна Богослова, а южная – приделом Рождества Богоматери.Южная галерея служила усыпальницей новгородских князей и архиепископов. Здесьбыли похоронены Владимир Ярославович, Мстислав Удалой, многочисленныеновгородские архиереи.
Следующая постройка-соборРождества Богородицы – основана в начале XII века богатым иноземцем Антонием Римлянином инаходится в Антониевом монастыре. В композиции здания интересно ассиметричноерасположение трех глав, одна из которых шестистолпного здания, в котором опорныестолбы всегда имели крестчатое сечение. Столбы стали восьмигранными ипрямоугольными в сечении. Нет и пилястр, соответствующих крайним западнымстолбам.
В древности собор былрасписан внутри. Сохранились фрагменты фресковой живописи, исполненной в 1125году. Росписи представляют собой самый значительный по объему и своеобразный постилю ансамбль новгородских фресок XII века. Наиболее сильное впечатлениепроизводят сцена Благовещения и полуфигуры четырех целителей — Фрола, Лавра,Кира и Иоанна, расположенные на западных гранях восточной пары. Все изображениявыполнены в крупном размере, согласованном с архитектурными членениями. Колоритпостроен на сочетании чистых открытых цветов. Живопись собора РождестваБогородицы и сейчас вызывает споры: некоторые ученые видят в ней существенноевлияние романского стиля, а большинство включает их в число памятниковвизантийской традиции, формирующей свой особый художественный стиль.
До наших дней собор дошелс переделками и перестройками. Появились галереи – паперти, окружающие собор,уничтожены хоры. Вместо узких с полуциркульным завершением окон пробиты новые,широкие. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главкиполучили характерную для более позднего времени луковичную форму.
Георгиевский собор-главное сооружение Юрьева монастыря- возвышается на берегу Волхова, вблизи озера Ильмень. Юрьев монастырь – одиниз наиболее ранних в Новгороде — был построен в XII веке и являлся важным центром политической жизниновгородцев.
СтроительствоГеоргиевского собора начато в 1119 году. Здесь применена трехглаваяассиметричность. К северо-западному углу примыкает башня, в которой находитсялестница, ведущая на хоры. Собор имеет три нефа, заканчивающихся алтарнымиапсидами.
Фасады собора украшенывыступами — лопатками, соответствующими внутренним столбам. Они декорированынишами. Архитектура фасадов стройна и величава, как и внутреннее пространство.Собор был расписан как внутри, так и снаружи, но древние фрески практическиутрачены.
Современный обликГеоргиевского собора достаточно близок к первоначальному (все многочисленныеразновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраныпри реставрационных работах 1931-1935 гг.), но тогда, в 1130 году храм был ещелучше — он был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровлиимел покрытие повторяющее форму сводов — позакомарное, в нишах написаны былибольшие настенные иконы.
Внутреннее устройствоГеоргиевского собора отражало его характер и назначение главной церквимонастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьибыли устроены просторные хоры, здесь же, на хорах, располагалось два придела — Благовещения и святых Бориса и Глеба.
Незадолго до освящениясобора, около 1130, года стены его были расписаны, к сожалению, древняяфресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только фрескималенького храма, находящегося в северо-западном барабане, остатки росписей влестничной башне и небольшие фрагменты орнаментального украшения оконныхоткосов в основном объеме собора.
С конца XII векаГеоргиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не тольконастоятелей обители, но и русских князей, новгородских посадников, и некоторыхсвятителей. Так в 1198 году в соборе были похоронены два рано умерших сынакнязя Ярослава Владимировича — Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского,и его брат Ростислав.
1.2Постройки второй половины XII– начала XIIIвека
Во второй половине XII века на средства бояр, купцов,жителей города стали строиться небольшие, скромные, но внушительные храмы.Именно в это время появляется новый тип храма — почти квадратный в плане, скубовидным объемом. Внутри него не шесть столбов, как было ранее, а четыре.Главка всего одна. Фасады завершаются посводным покрытием. Внутреннеепространство с восточной стороны заканчивается тремя апсидами.
Церковь Благовещеньяна Мячино,построенная в 1179 году, расположена на дороге в Юрьево. Это наиболее раннийобразец малых четырехстолпных храмов. Верхняя часть церкви перестроена в болеепозднее время. Первоначально фасады завершались полуциркульными сводами –закомарами, а кровля была посводной.
В 1189 году внутренниеповерхности стен были покрыты фресками. Сохранившиеся фрагменты росписи валтарной части стали доступны для обозрения лишь после снятия более позднегонаслоения штукатурки. Живопись относится к новгородской художественной школе,для которой характерны яркая красочная палитра, подчеркнутость линий и контура.
Церковь Спаса наНередице,построенная в 1198 году, является характерным памятником архитектуры второйполовины XII века. Это небольшое по размерамсооружение находится вблизи Городища и является самой малой княжескойпостройкой.
Церковь, почти квадратнаяв плане, имеет внутри четыре столба, на которых покоится барабан, перекрытыйкуполом. На хоры теперь попадают не из башни, а по узкой лестнице, размещеннойв толпе западной стены, хоры только в средней части не отделены от основногопространства церкви. В северо-западном и юго-западном углах хоров имеютсянебольшие закрытые помещения – приделы. Хоры и приделы, являясь как бы вторымэтажом, опираются не на своды, как было ранее, а на специально сделанноедеревянное перекрытие.
Несмотря на небольшиеразмеры, церковь кажется просторной. Это достигается за счет замены крестчатыхв плане столбов на квадратные, сокращения их числа с шести до четырех и отказаот устройства на стенах внутренних пилястр. Для церкви характерна чрезмернаятолщина стен. Фасады украшены выступающими пилястрами, расположенными напротиввнутренних столбов, и завершаются фронтонами полукруглого очертания –закомарами.
В 1199 церковь была расписана,но удалось восстановить только фрагменты живописи в восточной части.
Уцелевшие фрагментыфресок Нередицы можно сегодня видеть в центральной апсиде храма, а также наюжной и западной стенах. Хорошо сохранилось суровое и мужественное изображениеПавла Алеппского – фреска сохраняет яркую цветовую насыщенность, такуюхарактерную для фресок Нередицы в целом Образность фресок Нередицы сродниобразам архитектуры храма — в них та же властная мощь, то же сконцентрированноевыражение духовной силы.
Нередица была расписанафресками целиком: стены, своды, столбы, арки, купол – все было покрыто сплошнымковром живописи. На стенах и столбах отдельные фигуры и композициирасполагались поясами, а нижнюю часть стен покрывал орнамент «под мрамор»,подражавший тем панелям из различных сортов мрамора, которыми украшались нижниечасти стен храмов Византии. В куполе находилась композиция «Вознесение»,западную часть стены занимала фреска «страшный суд».
Среди росписей Нередицкойцеркви был портрет строителя храма – князя Ярослава Владимировича, изображенияпервых русских святых – князей Бориса и Глеба. Мастера, расписывающие храм – ихбыло трое или четверо, -несомненно, были новгородцами, но принадлежали к разнымхудожественным школам. Один писал в несколько архаичной византийской манере, и, вероятно, учился у киевских мастеров. Двое других принадлежали новгородскойшколе и писали в ярко выраженной графической манере.
Церковь ПараскевыПятницы построена в1207 году на средства «заморских купцов». Храм 15 раз горел, в результате чегоего первоначальный облик изменился.
Церковь во многомотличалась от существовавших в то время. Если все имели полукруглые апсиды, тоздесь к сильно выдвинутой апсиде примыкают боковые, прямоугольные снаружи.Фасады декорированы лопатками в виде уступов, что ранее здесь не применялось.Вообще церковь Параскевы Пятницы в известных пределах воспроизводит обликсмоленской церкви Михаила Архангела на Смядыни.
С трех сторон к зданиюпримыкали три пристройки (притвора), которые были ниже основного объема.Сохранился только северный притвор.
1.3 Церковьконца XIII, XIVи XVвеков
Заказчиками в этот периодвыступают бояре, посадники, купцы, а также горожане. Большое количествопостроек осуществляет митрополит.
В старые, традиционныекомпозиции храмов вводятся новые приемы, новые конструктивные решения.Применение для кладки стен грубо отесанного известняка с неровной поверхностьюприводит к потере четкости линий и форм и, как следствие, к скульптурнойпластичности фасадов. Появляется иная система завершения фасадов, уничтожаютсябоковые апсиды, вводится стрельчатое завершение окон.
Церковь Спаса наКовалеве — стоитнеподалеку от реки Малый Волховец. Она была построена в 1345 боярином ОнцифоромЖабиным.
Этот храм являетсяпромежуточным звеном в переходе к новому стилю в новгородском зодчестве. Вархитектуре церкви отразились новые приемы и старые традиции. Как и церкви XII века, она имеет посводное покрытие,но на фасадах отсутствуют лопатки. Нет и традиционных апсид, осталась лишьодна. Отличительной особенностью церкви является наличие трех притворов — пристроекс западной, северной и южной сторон. Первоначальная роспись покрывала купол,алтарь, северную и южную стены, столбы, арки, западный притвор.
В 1380 году храм Спаса наКовалеве был расписан всего за один летний сезон на средства боярина АфанасияСтепановича и его жены Марии. Общая площадь росписей составляла около 450квадратных метров. Фрески Спаса на Ковалеве, замечательные по своимхудожественным достоинствам, представляли собой одно из самых своеобразныхявлений русского искусства 14-го столетия. О дате создания росписей сообщаланастенная «Летопись храма»: «В лето 6888 (1380) подписан бысть храм ГосподаБога Спаса нашего Исуса Христа а при князе Великом Дмитрии Ивановиче и привсеосвященном архиепископе новгородском Алексии а повелением раба БожьяОфанасия Степановича и подружи его Марии, а сверши се месяца августа»7.Авторами росписей ковалевской церкви, как установлено, являлись сербскиехудожники. Исследования фресок позволили установить, что в храме работали пятьили шесть мастеров.
Церковь ФедораСтратилата,построенная в 1360-1361 годах посадником Семеном Андреевичем на берегуФедоровского ручья, является классическим памятником новгородского зодчества XIV века. Это кубического типачетырехстолпная постройка, имеющая одну главку. По своим пропорциям,архитектурному решению, мастерству церковь – высокохудожественное произведение.По-новому решена здесь пластинка фасадов, имеющих трехлопастное завершение – тоесть три арки, соединенных друг с другом, средняя возвышается над боковыми.Фасады украшены лопатками и многочисленными декоративными элементами.
Новый прием наблюдается ив оформлении окон, порталов. Они получают стрельчатое завершение, а над окнамипоявляются так называемые бровки Столбы внутри приближены к стенам, что привелок расширению подкупольного пространства. На хоры ведет лестница, но онанаходится не в толще стены, как это было раньше, а внутри здания, всеверо-западной части церкви. В стенах несколько потайных камер для хранения ценностей..
Фресковая роспись церквиФедора Стратилата, исполненная, по-видимому, в конце 60-х или даже в 70-х годахХIV века8, была расчищена. Роспись сохранилась почти на всех стенах,на столбах, арках и сводах храма, но фрагментарно, с большими утратами. Несмотряна это, художественное значение росписи исключительно.
Во фресках храма применен приеммонохромного решения всей стенописи в красно-коричневых тонах с полным отказомот яркой, звучной полихромии других новгородских росписей ХIV века. Вместе стем эта черта очень сближает роспись Федора Стратилата с росписью церкви Спасана Ильине, исполненной Феофаном Греком. Роспись Федора Стратилатарассматривалась одними исследователями как более раннее произведение этогопрославленного художника, другими, наоборот, как более позднее произведениекакого-то новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манерыФеофана Грека. В росписи Федора Стратилата ярко выступает характерная для ХIVвека любовь к повествовательной тематике, с одной стороны, и глубокоэмоциональная трактовка человеческих страданий, переходящих в патетику, — сдругой. Композиции и отдельные фигуры росписи Федора Стратилата несут на себенесомненный отпечаток византийского искусства ХIII — ХIV веков.
Отличительная чертавнешнего облика церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в1374 году, — декоративные элементы, заполнившие стены, барабан, апсиду. К ранееприменявшимся украшениям добавлены вставные каменные скульптурные крестыпричудливых форм. Впервые применена декоративная композиция из трех окон и двухниш, объединенных многолапостной бровкой.
Церковь знаменитафресками. Она производит сильнейшее впечатление как по прорисовке, так и поцвету. Поражают смелость композиций, отточенность форм, монументальность.Живопись построена на сочетании различных оттенков красно-коричневых тонов. В1378 году на средства боярина Василия Даниловича и жителей Ильиной улицы храмбыл расписан знаменитым Феофаном Греком. Это единственная из более чем сорокаросписей знаменитого византийского мастера, сохранившаяся до наших дней.Спасскую церковь Феофан Грек расписывал, уже находясь в зените своегомастерства. Созданные им росписи церкви Спаса на Ильине занимают совершенноисключительное место среди памятников древнерусской живописи.
Феофан Грек былгениальным живописцем. «Преславный мудрец, философ зело хитрый… книги изографнарочитый и среди иконописцев отменный живописец», — отзывался о нем егосовременник Епифаний Премудрый9. Феофан Грек был «подлинный артист,в совершенстве владевший мастерством монументалиста, и одновременно философ,восходивший умом и чувством к высочайшим вершинам человеческого духа»10,— пишут о нем искусствоведы В. А. Булкин и О. В. Овсянников. За время своейработы в России Феофан Грек настолько сжился с русскими людьми и настолькокрепко вошел в русское искусство, что его имя, по словам В. Н. Лазарева, «втакой же мере неотделимо от русского искусства, как имена Растрелли, Кваренги иРосси».
На стенах Ильинской церкви оживаетмир грозовой, тревожный, кипящий. Невозможно представить себе композиций болеединамичных, более властно захватывающих зрителей в свой круговорот. Здесь ипраотцы Ной, Иов, Мельхиседек, Макарий Египетский, подвижники и святые, иангел, под чьими крыльями, как под шатром, приютился бы, кажется, весь мир.Суровы и страстны их лики, в них нет отрешенного спокойствия, они — самовоплощение смятенного и ищущего духа.
Глава 2: Кремль
Ядроми сердцем Великого Новгорода всегда был кремль, или детинец, как его назвали вдревности. На протяжении столетий он являлся административным, политическим,общественным, религиозным и культурным центром новгородской земли. Первоеупоминание о кремле в летописи датируется 1044 годом. Основанный княземЯрославом Мудрым, новгородский кремль — «каменный город», как свидетельствуютлетописи, — является древнейшим из сохранившихся в России кремлей.11
Крепость XI в. имелатолько двое ворот, к которым подходили главные магистрали Софийской стороны —Великая улица Неревского конца и Пробойная улица Людина конца. Первая шла к севернымворотам, где позднее была проездная Федоровская башня, вторая—к южным воротам,которые находились, очевидно, в углу современных Митрополичьих покоев.
Новый этап строительствакрепости — ее расширение — относится к началу XII в. Это происходит при князеМстиславе, сыне Владимира Мономаха, о чем сообщает Новгородская летопись 1116г.: «В то же лето Мстислав заложи Новгород болии перваго». 12Незадолгодо этой даты, под 1097 г., имеется летописное сведение о том, что «погоредетинец город» — это, вероятно, ускорило строительство новой крепости.Деревянный Детинец XI—XII вв. был для своего времени надежной крепостью. Завесь период его
существования только один раз он былзахвачен врагом — полоцким князем Всеславом
Брячиславичемв 1065 г. Деревянные крепостные стены, стоящие на валу, не раз горели и вновьвосстанавливались. На протяжении XII — XIII вв. в летописях нет сведений,имеющих отношение к истории строительства Детинца. В течение XIV – XV вв.происходит постепенная замена деревянных укреплений детинца каменными. Этовремя оживления строительства в Новгороде после многих лет затишья, вызванногонашествием орд Батыя.
Следующее грандиозноеобновление Кремля было связано с важнейшими событиями для исторической судьбыНовгорода — присоединением его к Москве. Это произошло в 1478 г. при великомкнязе Иване III. Новгород вошел в Московское государство не только как важныйэкономический центр огромной территории, но и как могучая крепость насеверо-западных рубежах Руси. Вскоре после падения независимости его оборонныесооружения были подвергнуты реконструкции, т.к. не вполне соответствоваливоенной технике того времени. Это обстоятельство и вызвало кореннуюперестройку. Реконструкция была предпринята на совместные средства Ивана III иновгородского архиепископа Геннадия. Окончание этого строительства Новгородскаятретья летопись XVII в. относит к 1490 г.
2.1 Башникремля
Владимирская башня находится в северо-восточной частикремля и обращена к Волхову, свое название получила по несохранившейсянадвратной Владимирской церкви. Башня отличается декоративностью: она имеетпять ярусов, в каждом из которых устроены бойницы, их четкий ритмподчеркивается кирпичными валиками – «бровками». Восточный фасад опоясываетдекоративное «полотенце» из кирпичей. По обеим сторонам наружной стены башнирасположены два вкладных каменных креста – большой и малый.
Пречистенская башня, через которую выходили кВолховскому мосту, не сохранилась, на ее месте соорудили проездную арку.
В южной части кремлястояла также не сохранившаяся до наших дней Борисоглебская башня.
Дворцовая башня, расположенная на юго-востокекремля, была одной из красивейших, свое название она получила от находившегосявблизи житного двора (дворца).
Верхнюю часть стен башниукрашают орнамент и три круглые розетки. Фундамент башни сложен в 1400 году изкаменных блоков — валунов, скрепленных известковым раствором с примесью битогокирпича. Из башни можно было выйти на верхнюю часть стены. Внутри башни внижних участках сводов существует орнамент, состоящий из сочетаниятреугольников, ромбов, кругов с лопястями, сеток и т.д, выполненныйкрасно-коричневым цветом.
Спасская башня была проездной — соединяла кремль сЛюдиным концом Новгорода. Название башни идет от надвратной церкви Спаса,построенной в 1297 году. В древности в нижнем ярусе башни имелись водяныеворота, сохранился их пролет. Башню украшают три круглые кирпичные розетки и«полотенце». Над четырехгранным шатром башни высится маленькая смотроваябеседка.
С западной стороны кремляне было естественной преграды, поэтому здесь сделали ров длиной более одногокилометра. Ширина верхней части рва – 40-50 метров, нижней – 18-20, глубинадостигала12-14 метров.
Первая башня на этойстороне — Княжная, построенная в XV веке. По внешнему облику башня Княжная близка Дворцовой.Башня была шестиэтажной и так же как и Дворцовая, с двух сторон имеет выходы настены.
Самая высокая башнякремля – Кокуй (41 метр). Ее название, очевидно, происходит отголландского слова «коке» — «смотри». Верхнее помещение башни служилонаблюдательной площадкой – «осмотрительной башней для всего города».
У Покровской башнимного особенностей: она далеко выступает за линию крепостной стены, болеенизкая и широкая, чем остальные башни, толщина нижней части достигает трехметров.
Златоустовскаябашня в 16-м веке была тюрьмой и носиланазвание Тюремной, или Чертовой. Название Златоустовской закрепилось за ней в17-м веке, так как неподалеку находилась выстроенная еще в 14-м веке церковьИоанна Златоуста
К северу отЗлатоустовской башни находится широкая проездная башня, сооруженная на местепроездной Воскресенской башни.
Башни Федоровскаяи Митрополичья отличаются от всехдругих башен детинца своей формой – они круглые в плане. Митрополичья вплоть до17-го века называлась Круглой, или Красной, Федоровская получила свое названиеот надвратной церкви Федора, пристроенной к ней в 1233 году. В древностиФедоровская башня была проезжей. Существующая круглая башня, сооруженная,по-видимому, в конце 15-го века, проезжих ворот не имеет.
2.2Грановитая палата
С древних времен круглыебашни защищали обособленную северо-западную часть кремля – Владычный двор,который являлся резиденцией архиепископа. Одно из самых значительных сооруженийВладычного двора — трехэтажная Грановитая палата.Построена она епископом Ефимием в 1433 году, о чем сообщает летопись тоговремени: «Того же лета постави преподобный нареченный владыка Еуфимей полату вдворе у себя, а дверий у нее 30, а мастеры делали немычкыи из Заморья, сновгородскими масторы».13Время исказило первоначальный ее облик,который, однако, можно представить себе по отдельным сохранившимся деталям.Так, в верхней части стены сохранились следы старинных парных стрельчатых окон.Широкие прямоугольные окна сделаны в более позднее время. Лучше всегосохранились интерьеры палаты, особенно ее парадный зал на третьем этаже. Впалате заседал суд.
Парадный зал Грановитойпалаты перекрыт сводом, опирающимся на массивный столб, стоящий в центрепомещения. Поверхность свода покрыта гранями — нервюрами. От этих граней ипроисходит, очевидно, название палаты. Нервюры — характерная особенностьготической архитектуры, свидетельствующая о том, что палата сооружалась приучастии зарубежных мастеров.
Это здание — свидетельмногих исторических событий. Здесь заседал не только суд, но и боярский «советгоспод». Решения совета закреплялись грамотами с печатями его членов. «Советгоспод» состоял из посадника, епископа, кончанских старост, сотских.
В 1478 году здесьпрозвучал грозный указ Ивана III оприсоединении Новгорода к Москве: «А вечевому колоколу в отчине нашей вНовгороде не быти, посаднику не бытии государство нам свое держати».14В 1570 году здесь состоялся известный пир Ивана Грозного, на котором московскийцарь отпраздновал «свадьбу» своего противника — новгородского епископа Пимена.В «жены» Пимену была отдана лошадь. Пимена обрядили шутом, посадили на лошадь,дали в руки гусли и отправили в Москву, где он был заточен в тюрьму. Послеэтого царь жестоко расправился с непокорными новгородцами. Эти событияотразились в легенде, согласно которой Волхов не замерзает в самые суровыезимы, потому что при Иване Грозном в Новгороде было пролито много горячейкрови.
В настоящее времяГрановитая палата является музеем. В музейной экспозиции представлены сокровищарусского прикладного и ювелирного искусства. Здесь можно увидеть изделия XI—XII веков и вещи XVII— XVIIIстолетий. Великолепны знаменитые перегородчатые эмали XII века. О высоком искусстве древних новгородскихмастеров-серебряников свидетельствуют кратиры Софийского собора (ритуальныесосуды для вина). На кратирах сохранились имена их владельцев — Петра и женыего Марьи, Петрилы и жены его Варвары. На этих же кратирах вырезаны и имена ихсоздателей — мастеров Константина и Братилы. Кратиры созданы в XII веке. К этому же времени относятсяМалый и Большой сионы — символические изображения «матери всех церквей» — храмаВоскресения Христа в Иерусалиме.
ВГрановитой палате хранится много культурных ценностей. Среди них не толькоцерковная утварь, оклады икон и евангелий, предметы церковного облачения, но идрагоценнейшие памятники древней русской письменности, как, например,Мстиславова жалованная грамота на пергаменте начала XII века, переписка местных монастырей XVI— XVII веков, новгородские свинцовые печати, местные ипривозные монеты XIV—XV веков. Все эти изделиясвидетельствуют о высокой и многообразной культуре древней Руси.
Заключение
По началу постройки Новгорода были сплошь деревянными — крепость, жилые и хозяйственные постройки, церкви, мостовые и водоотводные трубы были срублены из бревен. Древние новгородцы славились как искусные плотники и даже на бой ходили с топорами. Весь город делился на пять концов-районов: Славенский, Плотницкий, Людин (Гончарский), Неревский и Загородский. Планировка города шла от центра — Детинца. Улицы лучами расходились от него, а параллельные Волхову улицы назывались «пробойными». Все они, по сути, являлись самоуправляющимися общинами внутри концов и одновременно отдельными церковными приходами. Поэтому на каждой улице было по церкви, а часто и не по одной.
Внутри города и в его окрестностях процветали десятки монастырей, в которые уходили в старости многие новгородцы. За свою многовековую историю Новгород неоднократно перестраивался, перепланировались улицы, изменялась застройка. На смену деревянным зданиям пришли каменные, первым из которых стал собор Святой Софии — Премудрости Божьей. К сожалению, далеко не все из памятников средневековой архитектуры дожили до наших дней. Город сильно пострадал и при Иване Грозном, и от оккупации шведами.
Археологическимираскопками вскрыты в разных районах города комплексы разновременных деревянныхсооружений, которые позволяют составить некоторое представление о новгородскойдеревянной архитектуре. Архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывался восновном из деревянных жилых и хозяйственных построек, среди которыхвозвышались каменные храмы, оборонительные сооружения и хоромы знати. Нонередко и эти постройки рубились также из дерева
А из 200 с лишним церквей в черте города сохранились только 38, хотя по сравнению с другими русскими городами и это немало, и благодаря этим постройкам город называют «русской Флоренцией»: ни один из древнерусских городов не сохранил такого множества архитектурных сооружений с древней настенной живописью.
Поэтому,в своей работе я стремилась отобразить все богатство и красоту архитектуры этогоудивительного города этого периода на примере уникального Новгородского Кремля,самого древнего на Руси храма Святой Софии, многих церквей с уникальными иконостасами- тех памятников, без которых невозможно представить историю нашей страны.
Список используемой литературы
1. Антонов Н.А., Вахрушев Н.И., Вязинин И.Н. и др Достопримечательности Новгорода./Н.М Иванов-Лениздат, 1982
2. Афонькин С.Ю. Древнерусская архитектура- Кристалл, 2002.
3. Рождественская Л.А. Новгородский кремль — Лениздат, 1980.
4.Каргер М.К. Новгород Великий. — Л-М.: ГИ «Искусство», 1961
5. Губарева М.В., Низовский А.Ю. сто великих храмов мира, Москва «Вече», 2005.