Реферат по предмету "Культура и искусство"


Архитектура Санкт-Петербурга

Реферат по культурологии выполнил: студент1 курса 6 группы  Васильев Павел Сергеевич
Санкт-Петербургский ГосударственныйУниверситет
факультет Географии и Геоэкологии
Санкт-Петербург 2000
ОснованиеСанкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда) зафиксировано с календарной точностью:16 (27) мая 1703 года. В этот день на Заячьем острове или по финскомуниеменованию Люст-Еланд (Веселом острове) у разлива Невы на Большую и Малуюторжественно заложили шестибастионную крепость. Ее закладка стала кульминациейв цепи взаимосвязанных событий, охватывающих несколько столетий.
Финскийзалив, его прибрежные территории, Нева, Ладожское и Онежское озера и окружающийих регион занимали узловое положение на скрещении главных водных и сухопутныхпутей, ведущих из глубины России к Балтийскому морю в страны Западной Европы.Именно поэтому еще в первом тысячелетии н.э. эти земли стали ареной почтинепрерывной, ожесточенной борьбы между Новгородом, а затем централизованнымрасским государством и сопредельными державами, немецкими рыцарскими орденами,литовскими и особенно шведскими королевскими войсками. В XII-XVI векеборьба шла с переменным успехом, но в 1617 году, когда едва закончилось смутноевремя, Россия вынуждена была заключить мирный договор со Швецией и отказатьсяот Ижорских земель. Огромная страна оказалась отрезанной от естественногоудобного выхода к Балтике.
Ксередине 1640-х годов дельта Невы была заселена по тем временам достаточногусто. На самой ранней из известных карт устья Невы, относящейся к этим годам,выполненной шведским топографом, обозначено пятьдесят два поселения, из которыхтридцать имели русские названия.
В1700 году началась Северная война России со Швецией, длившаяся двадцать одингод и решившая наконец “спор веков”.
11октября 1702 года русские войска овладели Нотебургом (Новгородская крепостьОрешек). Петр I назвал ее по-новому: Шлиссельбург(Ключ–город), отметив этим, что путь в Неву открыт. 1 мая 1703 года была взятакрепость Ниеншанц, построенная шведами у впадения реки Охты в Неву.
Длястроительства более мощного оборонительного укрепления Петр с удивительнойпроницательностью избрал в мае того же года Заячий остров в средней части Невы.24-27 мая 1703 года на правом берегу Невы вблизи крепости построили бревенчатый“Домик Петра I”. 29 июня в центре крепости заложилицерковь во имя святых Петра и Павла. В первых числах ноября 1703 года началистроить и 7 мая 1704 года завершили сооружение в Финском заливе первой морскойкрепости Кроншлот, расположенной между островом Котлин и мелью, перекрывединственый удобный форватер. 5 ноября 1704 года на левом берегу Невы началистроить Адмиралтейство – верфь и связанную с ней пятибастионную крепостью.
Расположениеэтих трех крепостей отметило основные точки того пространства, на которомпредстояло раскинуться будущей столице и ее пригородам.
Допетровского времени в России города строились на возвышенных берегах рек или нахолмах. Петр избрал равнинную, низменную местность, в широко раскинутой дельтеНевы со множеством островов, вблизи Финского залива, открывавшем манивший егоморской простор.
Этиисторические и географические предпосылки поразному преломлялись насоответствующих историчесих этапах формирования городской архитектурной среды,откладываясь в ее облике четкими пластами и одновременно цементируя ихорганическую слитность.
Освоениеберегов Невы и островов в первые три года велось во многом хаотично, но все жеориентирами служили крепость и Домик Петра I. Здесь на Петровском острове (Березовы, Городской) складывалсяновый общегородской центр. На Троицкой площади (пл. Революции), где стоялаодноименная церковь, возвели мазанковые здания Сената, Таможни, Мытного двора.Вблизи находились дома знатейших вельмож, высших гражданских и военных чинов,духовенства, Главная улица именовалась Дворянской (ул. Куйбышева). Веернорасходящиеся улицы, трассировка которых частично сохранилась, вели к слободам,заселенным жителями низших сословий, зачастую по профессиональному или поэтническому признаку (Русская, Татарская слободы).
Районы,примыкавшие к Адмиралтейству, занимали Морские слободы, что характеризуетсостав их населения главным образом мастерами адмиралтейской верфи и служащими“морского видения”, что запечатлелось в названии улиц Большая и Малая Морская(Герцена и Гоголя). Адмиралтейство стало градостроительным ориентиром приформировании Невского проспекта, Вознесенского (Майорова), Адмиралтейской улицы(Гороховая, затем Дзержинского). Местоположение Адмиралтейства определилообразование Верхней (Дворцовой) и Нижней (Красного флота) набережных, а такжеулиц Галерной (Красной) и Немецкой (Миллионая, Халтурина). На этих набережныхБольшой Невы и улицах также выделялись участки для представителей “высших рангов”и сословий. Среди них Петр I выбралудивительное по широте обхвата место для своего Зимнего дворца рядом с Зимнейканавкой, а восточнее него для Летнего дворца и сада.
ЗастройкаАдмиралтейского острова дала толчок к освоению территории вдоль берегов рек Мои(Мойка) и Кривуши (канал Грибоедова). На левом берегу Фонтанки, в районеЛитейного и Пушечного дворов, помимо слобод мастеровых людей, построили дворцыдля членов царской семьи. В сторону Невского была прорублена просека, ставшаяЛитейным проспектом. На левом берегу Невы почти напротив впадения в нее рекиБольшой Охты построили Смоляной двор, закрепив тем самым еще одно направлениебудущей застройки. Началось также строительство на Выборгской стороне.
ОднакоПетр I стремился создать “регулярный” город, застроенныйпо типовым проектам, со стандартными участками, фасадами, обращенными на“Красную линию”.
С1706 по 1723 год строительством города-порта ведало особое учереждение –Канцелярия от Строений, а с 1712 года Главным архитектором столицы был ДоменикоТрезини. К 1716 году он разработал генеральный план центра, который намечалосьразместить на Васильевском острове. По проектам Трезини возводили основныесооружения Петропавловской крепости (укрепления, собор, Триумфальные ворота),построили Летний дворец Петра I, здани”Двенадцати коллегий”, заложили Александро-Невскую лавру и там же соорудилиБлаговещенскую церковь и Духовской корпус. Важную роль в формировании обликаПетербурга петровского времени сыграл французский зодчий Жан-Батист Левлон,которого Петр I назначил генерал-архитектором. В 1717году был разработан генеральный план Петербурга, Трезини и Левлон выполнилитиповые проекты зданий, размер, декор и планировка которых отражала социальноеположение.
ПетрПервый широко открыл двери для западно-европейских архитекторов и мастеров.Наиболее значительный след в облике Петербурга оставили архитекторы МариоДжованни Фонтано, Иоганн Готфрид Шедель (Дворец Меншикова), Георг ИоганнМатарнови (Кунсткамера), Андреас Шлютер, Николо Микетти, скульптор и архитекторБартоломео Франческо Растрелли. В результате их общего творчества сложилсястиль петербургского раннего (петровского) барокко, в котором органическислились классическая система, трактованная в основном декоративно иреминисценции северного барокко, особенно голландского и немецкого. От второгоидут шпили и шпицы, определившие силуэт Петербурга – стали его визуальнымидоминантами.
Вразвитии архитектуры Петербурга в 1728-1732 годах была трагическая пауза, когдапротивники петровских преобразований перенсли столицу снова в Москву и городпостепенно пустел, а строения ветшали. Но с 1732 года после возращения столицыв Петербург начался новый подъем градостроительных работ, ведение которымипоручили Канцелярии от строений.
1732-1740годы стали этапными в развитии генерального плана города. Толчком для решениямногих узловых градостроительных вопросов стали стихийные пожары 1736 и лета1737 годов. Огонь уничтожил огромное количество деревянных зданий на обширныхтерриториях. Для застройки “погорелых мест” и определения напрвлености новогостроительства была создана “Комиссия о Санкт-Петербургском строении”. Главойкомиссии был назначен инженер Бурхард Кристоф Миних, а ведущим архитекторомявлялся П.М. Еропкин. В 1737 году были зафиксированы основные планировочныенововведения. Город получил строгое разделение на 5 частей: Адмиралтейскаячасть (ограничивалась Невой и Фонтанкой), Васильевская занимала весь остров,Петроградская часть включала также и Выборгскую сторону. Литейная – заключаласьмежду Фонтанкой, Невским проспектом, распространяясь на весь район Охты, направом берегу Невы. Московская часть простиралась на юго-запад от Фонтанки, иот Невского проспекта до Екатерингофа. Основной концепцией нового генеральногоплана стало окончательное перенесение административного и делового центрастолицы на Адмиралтейский остров. Полное завершение получил “нептунов трезубец”трех магистралей, расходящихся от Адмиралтейства: Невского проспекта (так с 20апреля 1738 года стала именоваться Большая Невская перспектива), Средняяперспектива (Гороховая ул., Дзержинского) и Вознесенская перспектива (пр.Майорова).  Они пересикались Большой и Малой Морской улицами (Герцена иГоголя), получивших регулярную планировку в петровское время. По предложениюКомиссии проложили Садовую улицу, на оси которой разместили Сеную площадь (пл.Мира), Покровскую (пл. Тергенева), вокруг которой сформировался своеобразныйрайон – Коломна. Результатом работы Комиссии явилась прокладка новых улиц вМосковской части, существующих в современной структуре города, (проспектыВладимирский и Загородный, улицы Коломенская, Разъезжая Звенигородская,Преображенская (Марата). Лучевые перспективы и пересекающие их улицы былиувязаны с вытянутыми полукружиями Фонтанки, Мойки и Кривуши (Екатерининский,канал Грибоедова). Петровский замысел улиц-перспектив обрел новое качество, таккак они делались более широкими, перекрестки отмечались “наугольными домами”,лицевые строения на главных магистралях были в основном каменными. Значительныйвклад в претворение нового генерального плана внес Михаил Земцев. Он трудился вГлавной полицеймейстерской канцелярии, в функции которой входило ирегулирование застройки.
Вархитектуре Петербурга середины XVIII векаявственно прослеживается два периода: 1730-1740 гг. – время развития общихградостроительно-планировочных направлений, идущих с петровского времени;1740-1760 гг. – создание в среде рядовой застройки сооружений, концентрированновыражающих расцвет стиля русского барокко, созвучного западно-европейскому иособенно венскому стилю рококо.
Наиболееярко и полно этот стиль воплотился в таких произведениях, как Зимний дворец иСмольный монастырь Бартоломео Растрелли, сочетающих монументальность, размах,пластичность, изобретательную декоративность и проработку каждой детали.
Серединавосемнадцатого столетия в петербургской архитектуре отмецена еще одним шедевромпетербургского баррокко – Никольским Морским собором и связанной с нимчетырехярусной колокольней, возведенными Саввой Чевакинским.
Начало1760-х годов оказалось переломным в русском зодчистве: барочно-рокайльныемотивы были вытеснены классицизмом ( в западно-европейском искусстве онопределяется как неоклассический стиль). Эстетическими ориентирамипетербургских зодчих стали труды Витрувия, Андрео Палладио и Джакомы Виньолы.Большое воздействие имело творчество французского архитектора Шарля Девайн,учениками которого были Василий Баженов, Иван Старов и Федор Волков.
Утверждениев русской архитектуре стиля классицизма совпало с учереждением в 1762 году вПетербурге нового органа, ведавшего делами столичного строительства – “Комиссиио каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы”. С деятельностью этого органа,который функционировал до 1796 года, связаны основные градостроительныемероприятия второй половины XVIII столетия.Первое десятилетие его возглавлял архитектор Алексей Квасов, под руководствомкоторого в 1763-1765 году выполнялся новый генеральный план Петербурга.
Опираясьна сложившуюся планировочную структуру и развивая ее, Квасов, а затем,сменившие его Старов и Иван Лем выполнили и добились принятия к исполнениюпланов, охвативших обширную территорию на левом берегу Невы, на Васильевском иПетербургском островах. Особое внимание было обращено на планировку района отАдмиралтейства до Мойки и далее от Фонтанки. По проектным предложениям Комиссиипроводилось урегулирование улиц в кварталах, прилегающих к Адмиралтейству иЗимнему дворцу и выявлена конфигурация Сенатской (Декабристов) и Дворцовойплощадей. По проектам Комиссии началось формирование площадей у Семеновского,Обуховского и Старо-Калинкина мостов. В эти годы границей центральной частистолицы была река Фонтанка. За ней начинались Южные предместья, гдерасполагались строго регулярные поселенья – гвардейские слободы. Чертой,отделявшей южные городские предместья от сельской местности, служили ров иканал (по их линии прорыт Обводный канал). Предместьем считалась такжезастройка с Петербургской стороны.
Основнымпринципом деятельности Комиссии являлось последовательное проведениеединобразия, рациональног порядка и применения своего рода эталонов. Высотазданий не должна была превышать Зимний дворец, все строения главным фасадомобращались к улице, неукоснительно выдерживалась “красная линия” без интерваловмежду зданиями, создавая такаим образом единые фасады всей улицы, обрамляя иусиливая прямолинейную перспективу.
Исключительноевнимание было обращено на архитектурное оформление набережных Невы, рек иканалов. Создание гранитных набережных, сходов и пристаней с различнымиограждениями превратило водные артерии из чисто функциональных элементовгородской планировки в ансамблевую систему. Первая небольшая каменнаянабережная на Неве перед Зимним дворцом сооружалась с 1761 по 1764 год попроектным предложениям Бартоломео Растрелли. Она вошла составной частью в обширныйпроект южной набережной Большой Невы, который в 1762 году разработал и втечение десяти лет осуществлял Игнатий Росси, возглавляя одновременно “Конторустроения каменного берега”. К 1788 году на левом берегу Невы последовательноразвернулись панорамы гранитных набережных Дворцовой, а затем Кутузова(Французская, ранее входила в Дворцовую), и Красного флота (Английская).Архитектурное обрамление камнем южного берега Невы, завершеное при участииГеорга Фрадриха и Жан-Батиста Вален-Деламота, нашло свое продолжение в созданиинабережных Екатерининского канала, Фонтанки и Мойки.
Эволюциястиля классицизма в петербургоском зодчистве разделяется на три этапа-периода:1760-1770 годы – ранний классицизм, 1780-1800 годы – зрелый и строгийклассицизм, 1800-1830 годы – высокий классицизм или ампир.
Наиболееяркие произведения раннего петербургского классицизма, в которых ещесохранялись отзвуки барокко, были созданы Вален-Деламотом или при егонаправляющем участии (здание Академии Художеств, Гостиный двор, Малый Эрмитаж,арка Новой Голландии), Антонио Ринальди (Мраморный дворец), Фельтеном (южныйпавильон Малого Эрмитажа, Старый Эрмитаж). В большей части это грандиозные помасштабу сооружения, отмеченные четкостью объемов, горизонтальных ивертекальных членений, сдержанным скульптурным декором. Зрелый или строгийклассицизм в архитектуре Петербурга представлен творениями Ивана Старова иДжакомо Кваренги.
АнсамбльТаврического дворца, созданный И.Е. Старовым – одна из вершин в развитиииклассицизма. Архитектор определил свое время, внес в зодчиство русскогоклассицизма особую чистоту, лаконичность форм и поэтическую одухотворенность.
Крупнейшиммастером высокого классицизма, глубоким выразителем идей Палладио, является Д.Кваренги, создания которого доминируют в художественном и композиционном строецентральных районов города.
Между1782-м и 1814 годом, за тридцать два года, по проектам Д. Кваренги быливозведены такие строения, как здание Академии наук, ставшее одним из основныхархитектонических акцентов Стрелки Васильевского острова и всего правобережьяНевы; Серебряные ряды, корпуса Кабинета и Екатерининский институт, усилившиевыразительность панорамы Невского проспекта.
Классическаягармония ансамблей набережных на левом берегу Невы также во многом определиласьаккордом Кваренгиевских строений – домом Сылтыкова, Эрмитажным театром,зданиями Иностранной коллегии, Английской церкви. Ассигнационный банк, дворецЮсуповых на Фонтанке, Конногвардейский манеж, Главная аптека, Мариинскаябольница, наконец, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота – каждое изэтих произведений знаменует образцовое решение определенной функциональной,градостроительной и художественной задачи, отмечая новый этап развитиягородского организма, как единого целого.
КонецXVIII столетия означен сооружением по проектуВасилия Баженова и Винченцо Бренна грандиозного Михайловского (Инженерного)замка, примечательног романтической сложнрстью замысла и неординарной ролью вобъемно-пространственной композиции гагантского архитерктурного комплекса,развитого на берегах Невы.
Вряду мастеров зрелого классицизма необходимо назвать архитекторов НиколаяЛьвова, Егора Соколова, Федора Демерцева, строения которых и в наше времяопределяют масштаб и характер окружающей застройки.
Периодвысокого классицизма или ампира, отмечен появлением зданий, предопределившихзастройку примыкающих к ним пространств, формирование площадей и болеезначительных градостроительных образований. Безусловное приоритетное место вэтом направлении занимают трое зодчих: Андрей Воронихин, Андрей Захаров и Томаде Томон.
Решаялокальную задачу перестройки здания Главного Адмиралтейства, при условиисохранения построенной Иваном Коробовым башни со шпилем, Андрей Захаров создалгениальное произведение, которое вошло в ряд основных архитектурных образовПетербурга и стало одной из основных опорных градостроительных доминант города.
Вдохновляясьидеей античного храма периптера, архитектор Тома де Томон на стрелкеВасильевского острова создал ансамбль Биржи с ростральными колоннами.
БиржаТома де Томона образно начинала правобережные ансамбли Большой Невы. Горныйиститут, возводившийся Андреем Ворониным в те же годы, завершил эти ансамбливблизи впадения рек в залив. Двенадцатиколонный портик Горного института спарными скульптурными группами, стали своеобразными пропилеями “классического”Петербурга. Наиболее полно черты строгого классицизма воплощены А.Н.Воронихиным в Казанском соборе. Колоссальная четырехярдная коллонадакоринфского ордера формирует своим строем площадь, входившую в ансамбльНевского проспекта.
Победоносноеотражения нашествия напалеоновских армий в 1812 году и освободительный поход вЕвропу, закончившийся спустя три года, нашли свое отражение в новом подъемеградостроительных работ в столице могущественной столице. Для руководстванамеченным и нарастающим строительством в 1816 году был учережден “Комитетстроений и гидравлических работ”, который действовал около двадцати лет. ВКомитет входили архитекторы Карл Росси и Василий Стасов. Руководил Комитетомвыдающийся инженер Августин Бетанкур.
Деятельностькомитета имела исключительное значение для формирования в центральных районовкомплексов, состоящих из ситемы взаимосвязанных ансамблей. Первенствующая рольв этой грандиозной работе, несомненно принадлежит Карлу Росси, непревзойденномумастеру петербургского ампира. С 1816 по 1836 год он создал, заложил основу илиопределил стилистическую характерность тринадцати площадей и двенадцати крупныхулиц. По проектам Росси созданы дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове,Михайловский дворец (ныне Государственный русский музей), связанная снимМихайловская площадь (площадь Искусств) и Михайловская улица (ул. Бродского),которая подключила дворец к Невскому проспекту. Продолженная Росси до Марсовогополя Садовая улица отделила ансамбль Михайловского дворца от Инженерного замкаи стала связующей трассой между главной городской магистралью – Невским иНевой. Принцип формирования площадей, сопряженных с гигантским зданияобщественного назначения, Росси применил при постройке Александринского театра,перед которым он устроил Театральную площадь (пл. Островского). От театра онпроложил знаменитую улицу, которую впоследствии назвали именем зодчего изавершил ее предмостной Чернышевской площадью (пл. Ломоносова) на набережнойФонтанки. Росси завершил Сенатскую площадь (пл. Декабристов) торжественнымстроем двуединого фасада зданий высших государственных учереждений России –Сената и Синода, связанных триумфальной аркой. Лучшие качества Росси — градостроителя и создателя уникальных построек, исполненых глубокого идейногозначения, отмеченных оригенальностью замысла, подлинно монументальных,синтезирующих архитектуру и скульптуру является здание Главного штаба стриумфальной аркой и министерств, придавшее Дворцовой площади царственное величие,отвечающее ее назначению центра столицы великой империи.
Эстетичискиеи градостроительные принципы высокого классицизма развивал в своем творчествеВасилий Стасов. Ему принадлежат проекты Павловских казарм, завершивших ансамблиМарсового поля, Троицкого (Измайловского) и Спасо-Преображенского соборов,включенных в цепь общегородских и силуэтных доминант города, Московскихтриумфальных ворот. Последним крупным мастером петербургского ампира ипредвестником эклектики был Огюст Монферран – автор гранитного Александровскогостолпа на Дворцовой площади, импозантного дома Лобанова-Ростовского и самогокрупного в России собора во имя Исаакия Долматского, который выделил вструктуре города Исаакиевскую площадь.
В1833 году разработали “Положение о размещении и устройстве частных заводов вСанкт-Петербурге”, что защитило центральные районы города от внедрения в нихпромышленных строений, лишенных художественное выразительности. В 1844 годубыла установлена предельная высота зданий над уровнем земли, которая не должнабыла превышать 11 сажен. Такое решение имело исключительно плодотворныерезультаты для сохранения единства масштаба и сложившегося силуэта. Высота домане могла быть большей, чем ширина улицы, что также имело позитивное значение,предопределившее пространственную четкость городских перспектив.
Втораятреть XIX века отмечена несколькими существеннымиградостроительными решениями. Архитектор Александ Брюллов, построив Штабгвардейского корпуса, усилил архитектоническую завершенность Дворцовой площади.Архитектор Николай Ефимов возвел на Исаакиевской площади два симметричныхздания для министерств, фланкирующих подобно пропилеям ее главную часть, гдеустановлен памятник Николаю I,спроектированный Монферраном.
Использованиекомпозиционного приема пропилей в виде зданий, близких по решению, симметричнопоставленых по сторонам предмостовых участков, стало характерным дляградостроения этого времени. Были построены парные здания по сторонампродленного до левого берега Невы Литейного проспекта, на берегу Мойки у началаБлаговещенской улицы (ныне Труда), образованной фасадом этих зданий. ДоНевского проспекта дополнительным Надеждинским участком продлили Шестилавочнуюулицу – получившую общее название Надеждинская (ныне ул. Маяковского).
1830-1850годы отмечены возведением домов с различными башенками, бельведерами, шпилями,флюгерами, которые возвышались над регулярным уровнем зданий, умножая высотныеакценты и разнообразив силуэты и перспективу улиц. Это явилось одним изпроявлений расширения палитры стилистических, конструктивных, декоративныхприемов, которые были вызваны новыми функциональными требованиями. В своихпоисках архитекторы обратились к общечеловеческому художественному наследию,выбирая наиболее привлекающие их исторические стили. Период, охватывающий1830-1860 годы, определяется как ранний этап петербургской эклектики.
Крупнейшейфигурой среди петербургских зодчих середины XIX столетия, бесспорно являлся А.И. Штакеншнейдер – мастермасштабных и оригинальных решений, широко эрудированный, прекрасночывствовавший ансамблевость. За тридцать лет неустанной деятельности, начиная с1830 года, он выполнил проекты десятков построек разных типов в Петербурге иего пригородах, создавая безупречные стилизации в духе античности, ренессанса ибарроко, русского народного зодчества и готики.
Крупнейшиестроения, связанные с деятельностью А.И. Штакеншнейдера – это Мариинский дворецна Исаакиевской площади, ансамбль Николаевского дворца (дворец Труда),определивший композицию прилегающей площади, дворец Белосельских-Белоозерских,вошедший в ансамбль Невского проспекта и набережной Фонтанки, Ново-Михайловскийдворец, вписанный в ансамбль Дворцовой набережной.
Значительнымтворческим явлением петербургского зодчества были талантливые произведенияКонстантина Тона. Это знаменитая пристань с древнеегипетскими сфинксами направом берегу Невы, здание Московского вокзала, где тактично использованымотивы архитектуры Возрождения, которое стало доминантой Знаменской площади(Восстания). С большим пониманием Тон обратился к самобытному древнерусскомутворчеству, создав впечатляющие произведения – церкви и храмы, украсившиеПетербург.
В1830-1860 года в Петербурге трудилась значительная группавысококвалифицированных профессионалов, произведения которых отмеченынесомненной одареностью и высокой архитектурной культурой: Франц Руска,Викентий Беретти, Александр Штауберт, Смарагд Шустов, Авраам Мельников, АльбертКавос, Гарольд Боссе, Николай Бенуа, Александр Кракау, Ипполит Монигетти.Созданные по их проектам или при их участии здания различного назначенияорганически вошли в ткань ансамблей центральных районов, играя существеннуюкомпозиционную и художественную роль.
Реформа1861 года стала своеобразной границей отсчета в градостроительном развитииПетербурга. У архитекторов столицы наряду с прежними традиционными заказчиками– правительственными учереждениями и богатым дворянством, появился новый, болееширокий круг “потребителей” – промышленники, финансисты, оптовые торговцы,домовладельцы, акционеры крупных фирм. В духе требований времени, используяновые строительные материалы и конструкции, петербургские архитекторыпроектировали и строили здания, которых до того русская архитектура не знала –частные банки, страховые конторы, огромные доходные дома и гостиницы,специализированные торговые здания, конторы, различного рода особняки, вокзалы,театрально-концертные залы нового типа, выставочные здания.
Принесомненном превалировании частного заказа в Петербурге проводилась иопределенная градостроительная регламентация, закрепленная в 1857 годустроительным уставом. Между 1861 и 1880 годом были утверждены планыурегулирования отдельных частей города – Васильевского острова, Петроградскойстороны, между Фонтанкой и Обводным каналом. Локальные планы были сведены вобщий “План урегулирования Санкт-Петербурга”. Этим планом были намеченыкоординаты уличной сети, вплоть до пустовавших окраин, административновключеных в городскую границу и тем самым предопределена организованность икоординация отдельных решений.
Следуетотметить, что период с конца 1860-х годов и до конца XIX века классифицируется как второй этап петербургской эклектики,для которого свойственно зачастую сочетание в одном произведении декоративныхэлементов, почерпнутых из различных стилистических источников. Все выразительныесредства направлялись на то, чтобы выделить здание, привлечь к нему внимание.
Последняятреть XIX века особенно характеризуется нарастающейволной частного строительства и отмечена заполнением пустующих участков вцентре города или перестройкой существовавших здесь малоэтажных зданий,решенных в различной стилистической ориентации.
Проектыновых заказчиков разрабатывали видные, европейски образованные зодчиеархитектуры – Александр Резанов, Павел Сюзор, Леонтий Бенда, МаксимилианМасмахер, Иероним Китнер, Виктор Шретер. Каждый из них создавал самостоятельноепроизведение, связанное с соседним местоположением и близостью размеров, ноотличные и тем, что в них использованы разные мотивы – готики раннегофранцузского классицизма, ренессанса, барроко, восточного зодчества идопетровской архитектуры, а также так называемого “кирпичного стиля”. Этиздания отмечены определенной выразительностью, безусловно высокимпрофессиональным качеством и строительной культурой, которые делают ихобразцовыми произведениями своего времени.
Примечательно,что несмотря на разностильность отдельных зданий, включенных в структуру улиц идругих градостроительных образований последней трети XIX века, исподволь формировалась целостная архитектурная среда, вкоторой в разной степени проявлялась ансамблевая направленность. Такимисвойствами отмечена застройка улиц Восстания (Знаменская), Марата(Николаевская), Чайковского (Сергиевская), Большой Морской, Литейного иИзмайловского проспектов, Невского проспекта от Фонтанки до Александро-Невскойлавры, Театральной площади.
Последниегоды XIX и первые полтора десятилетия XX столетия внесли много нового изначительного в облик города на Неве.
Преждевсего это здания, выдержанные в так называемом “новом стиле” или как его ещеназывают, “модерн”. Используя новые материалы (железо, бетон, сталь, стекло,керамику, а также естественные материалы) и применяя подсказанные имиконструктивные приемы, архитекторы-модернисты стремились уйти от всехсуществовавших до них приемов, создав оригинальную композиционнуюхудожественно-декоративную систему, направленную на выявление назначенияздания. Крупнейшим представителем петербургского модерна явился Федор Лидваль.По его проектам были построены: жилой комплекс на Каменно-островском(Кировском) проспекте, здание Азовско-Донского коммерческого банка, в которомклассицистическая ордерная система переосмыслена в духе модерна, гостиница“Астория”, завершившая формирование Исаакиевской площади.
Мастеромархитектуры модерна был Александр Гоген. Ему принадлежит проект особнякаприма-балерины М. Кшесинской, одного из наиболее показательных образцовпетербургского модерна. Крупные постройки в духе модерна были вписаны и вансамбль Невского проспекта, дав сильные и выразительные акценты. Это бывшийторговый дом Елисеева (магазин Елисеевский), построенный архитектором Г.Барановским, дом компании “Зингер”, ныне Дом книги (архитектор П. Сюзар),обретший значение высотной доминанты в перспективе Невского проспекта и каналаГрибоедова.
Всередине 1900-х годов, как антитеза модерну, поднялась волна увлеченияархитектурой старого Петербурга. Эта ретроспективная обращенность в поискахновых источников творческого вдохновения особенно сильно выявилась всооружениях, импровизирующих стилистику русского классицизма, барокко и итальянскогоренессанса. Наиболее значительные работы в этом русле создали Иван Фомин, ЛевИльин, Владимир Шуко, Николай Лансере, Андрей Белогруд, Мариан Перетяткович,Мариан Лялевич, Александр Дмитриев.
Продолжалисьискания и в направлении возращения к национальным истокам русского зодчества,запечатленным в постройках Пскова, Новгорода, Суздаля. В этом направлениитрудились архитекторы Владимир Покровский, Степан Кричинский, Герман Гримм,Василий Шауб, Алексей Зазерский, Андрей Оль.
Несмотряна множественность стилистических исканий, всех архитекторовПетербурга-Петрограда связывала общность отношения к городу как кхудожественному целому. Именно благодаря этому в конечном итогевыкристаллизовалась ансамблевая направленность в застройке Петроградскойстороны и более всего Каменноостровского проспекта, который отличается особымкомпозиционно-художественным единством.
После1917 года в архитектуре Петрограда (так стали именовать Санкт-Петербург с 1914года) произошел катастрофичечкий разлом. Частная собственность на недвижимостьбыла упразднена. Юридически ликвидировав городскую черту, в 1918-1921 годахпереселили тысячи жителей рабочих окраин в центральные районы, нарушивфункциональные структуры жилых домов и особняков, что повлекло к частичнойутрате или гибели их художественных качеств.
В1917-1923 годах на Марсовом Поле по проекту Льва Руднева был создан гранитныймонумент “Памятник борцам революции”, а по чертежам Ивана Фомина исадостроителя Рудольфа Катцера партерный сад. К 1927 году завершилистроительство ансамбля Тракторной улицы, в котором четко проявлены черты стиляконструктивизма.
Сглавной осью Тракторной улицы увязано здание школы имени 10-летия Октябрьскойреволюции, оригинальное по плану и сочетанию разновеликих объемов. Авторыансамбля Тракторная улица — школа 10-летия Октября архитекторы А. Никольский,Г. Симонов, А. Гегелло.
 Сооруженныйу Нарвских ворот первый в городе Дворец культуры имени Горького сталобъемно-пространственной основой формирования Нарвской площади (1925-1927 года,арх. А. Гегелло, Д. Кричинский), которая была вскоре замкнута построеннымнапротив зданием, совмещающим Универмаг и фабрику-кухню. Эти здания можноназвать классическими образцами конструктивизма с характерной для этого стиляжесткой геометричностью форм и объемов и большими застекленными поверхностямифасадов.
С1930-х годов направление развития градостроительства и выбор стилистическихприемов определился постоновлениями Правительства и указаниями руководящихпартийных и советских органов. В 1933-1937 годах был разработан генеральныйплан развития города. В последующие годы он корректировался исовершенствовался. В рамках этих планов, связанных преемственностью основногозамысла, шло разностороннее строительство.
В1936 году одновременно развернулась застройка в четырех районах – Автово, поМосковскому проспекту, в Щемиловке и на Малой Охте, где создавались новые жилыерайоны. Проектирование вели архитекторы, чей практический опыт сложился вначале XX века – Андрей Оль, Лев Ильин, а такжеЕвгений Катонин, Александр Гегелло, Григорий Симонов, Лев Тверской, ЕвгенийЛевинсон, Игорь Фомин, Александр Юнгер.
Значительныйвклад в формирование архитектурного Ленинграда 1930-х – 1940-го года внесархитектор Ной Троцкий. По его проекту построено здание Кировского райсовета,определившее масштаб и глубину площади, идейно-композиционным центром сталпамятник С.М. Кирову (скульптор Николай Томский, 1938 год). Авторские группы,возглавляемые Троцким, выполнили проекты таких значительных зданий, как ДворецКультуры имени Кирова на Васильевском острове, Административное здание наЛитейном проспекте (1936-1940 гг.) и, наконец, грандиозный Дом Советов наМосковском проспекте (так называемый “Большой дом”). В последнем проектеявственно проступает возращение к ордерной системе, трактованной в колоссальныхмасштабах и преувеличенно монументальных формах.
Основныеориентирующие направления послевоенного градостроительного развития Ленинградабыли определены Генеральным планом 1948 года, откорректированным спустя тригода и действовавшим до 1966 года. По этому плану, при сохранении историческихрайонов центр города развивался не только, как предусматривалось в 1930-хгодах, на юг, но строительство охватило северное и западное направление и вышлок берегам Финского залива. В 1960-х годах сформировали главную площадь вмикрорайоне Автово — Комсомольскую.
К1962 году сложилась композиция площади, архитектурной доминантой которой сталТеатр юных зрителей (арх. А. Жук), а скульптурной – памятник А.С. Грибоедову(ск. В. Лишев, арх. В. Яковлев). Массовое жилищное строительствораспространилось на обширные пространства, до того мало освоенные – Дачное,правый берег Невы, Полюстрово и Гражданский проспект. Продолжалась застройка навсем протяжении Московского проспекта, предмостных площадей у Большого Охтинскогомоста и моста Володарского. Велась ансамблевая застройка Новоизмайловскогопроспекта.
В1966 году завершилось создание мемориального ансамбля на Пискаревском кладбищес монументальной гранитной стеной-стеллой, скульптурой Матери-Родины,горельефами, траурным партером, бассейном и павильонами (архитекторы АлександрВасильев, Евгений Левинсон). В аналогичноч духе сочетания лаконичных форм,скульптуры и слова трактован мемориальный ансамбль на Серафимовском кладбище(архитектор Яков Лукин).
15июля 1966 года Совет Министров СССР утвердил генеральный план развитияЛенинграда. Этот третий градостроительный документ был рассчитан на 20-25 лет,т.е. до 2005 года (арх. Каменский, А. Наумов, Г. Булдаков и др.). В последующиегоды свормировались и продолжают развиваться обширные жилые массивы во всехнаправлениях от исторического ядра XVIII –начала XX веков и районов, сложившихся в1930-1950-х годах. Одним из кардинальных, направляющих замыслов этогогенерального плана – решительный выход к берегам Финского залива и формированиездесь комплекса взаимосвязанных ансамблей.
Строительствоконца 60-х, а затем семидесятых и восьмидесятых годов развивалось по дугепобережья Финского залива и по всему периметру прежних направлений насеверо-запад и на юг. Благодаря этому отдельные “градостроительные пятна”перефирийных районов слились в единую объемно-пространственную систему.
Обширныеградостроительные образования сложились за эти годы в микрорайонах, тяготеющихк Муринскому ручью, Гражданскому проспекту и проспекту Науки. Здесь интереснымиархитектурными решениями отмечены жилой район у проспекта Шверника, площадьМужества, Красногвардейская площадь.
Вансамбль Московского проспекта, являющегося своего рода экспозицией развитияархитектуры Ленинграда, начиная с 1930-х годов, коллектив проектировщиков подруководством Сергея Сперанского в 1960-х годах внес сильные архитектоническиеакценты, построив жилые дома у площади Победы, центром которой сталмемориальный ансамбль с многофактурной скульптурной композицией (ск. М.К.Аникушин, арх. В. Каменский, С. Сперанский), воздвигнутый в память обороныЛенинграда. Четкие архитектурные комплексы сложились в районах Дачное, Ульянка,Сосновая Поляна. На северо-западной части Васильевского острова формировалсяжилой массив, который, выйдя к морю, образует часть морского фасада города.Здесь выразительностью отличается семиэтажное здание морского вокзала,построенное на самом берегу Финского залива по проекту архитектора В. Сохина.“Парусные” завершения охтинских проемов и башня с 78-метровым шпилем прекрасноозначили обращенность Ленинграда к морю и связали морскую эспланадуВасильевского острова с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью –изначальными высотными доминантами города на Неве.
Вомногом сформировался ансамбль набережных на правом берегу Невы. Здесьвыделяется удачно найденным масштабом и ритмом ансамбль крупных зданийСвердловской набережной (ведущий архитектор А.В. Васильев). Среди наиболеекрупных и выразительных архитектурных сооружений 1960-1980 годов – киноконцертныйзал (1967 год, арх. В. Каменский, Ж.Вержбицкий, Г.Влацин, А. Жук), дворецспорта “Юбилейный”, гостиница “Москва” (арх. Д. Гольдгор), гостиница“Пулковская” (арх. С. Сперанский, В. Волоксович), аэровокзал “Пулково” (арх. Н.Матусевич, Е. Савицкая, Ф. Фадеев), универсальный спортивно-концертный зал заМосковским парком Победы (арх. И. Чайко, Ф. Яковлев).
Принципиальныеизменения государственных структур и экономической политики, возрождение многихранее запретных традиций дали архитекторам большую свободу творчества, вернуливозможность создания индивидуальных проектов. Это уже проявилось в появлениизданий, отмеченных пластичностью объемов, оригинальностью общего решения иизысканностью современного декора интерьеров.
АрхитектураСанкт-Петербурга не застыла – она в движении и поиске стиля, отвечающеготрадициям города и потребностям времени.
Список литературы
1)Раскин А.Г. “Весь Петербург”, 1995
2)Горбачевич К. С., Хабло Е.П. “Достопримечательности Ленинграда ”, Л.: Лениздат,198
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kartograff.spb.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.