Реферат по предмету "Психология"


Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Реферат на тему: « Сказкотерапия как метод психологической коррекции». ОГЛАВЛЕНИЕ СТР. ВВЕДЕНИЕ… 1. Психокоррекция как один видов психологической помощи….1. Основная характеристика психокоррекции… 2. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия….2. Сказкотерапия как метод психокоррекции….14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 26 ВВЕДЕНИЕ

В жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология - наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется

практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми. Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента:

1. Самопознание и самооценка. 2. Познание других людей. 3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением. Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов - психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния,

особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи. Традиционно выделяют четыре основных вида психологической помощи: 1. Психопрофилактика; 2. Психокоррекция; 3. Психоконсультирование; 4. Психотерапия[11]. В данной работе хочется подробно остановиться на психологической коррекции и рассмотреть

один из методов психологической коррекции – сказкотерапии. 1. Психологическая коррекция как один видов психологической помощи. 1.Основная характеристика психокоррекции. Существует несколько определений понятия «психологическая коррекция»: Психологическая коррекция – это «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психологического развития, кои по принятой системе критериев не соответствует «оптимальной» модели»

[14]. Психологическая коррекция применяется в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений [13]. Психологическая коррекция – направленное воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида [12]. Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, которые не имеют органической основы и не представляют такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются [10]. Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи - психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста,

оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом. По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов "психокоррекция" и "психотерапия" возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди,

имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин "психотерапия" является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий "психологическая коррекция" и "психотерапия". По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями "психотерапия" и "психокоррекция" состоит в

следующем: психотерапия - это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Термин "коррекция" буквально означает "исправление"[11]. Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения

человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии. Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические

трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения. В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов. В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных

ценностей клиенту. Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента. Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех,

кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами [11]. Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа [16]. Виды психокоррекции Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия

можно классифицировать. 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:  симптоматическую;  каузальную. 2. По содержанию различают коррекцию:  познавательной сферы;  личности;  аффективно-волевой сферы;  поведенческих аспектов;  межличностных отношений;внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);  детско-родительских отношений. 3. По форме работы с клиентом различают коррекцию: 

индивидуальную;  групповую:  в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);  в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;  смешанную форму (индивидуально-групповую). 4. По наличию программ:  программированную;  импровизированную. 5. По характеру управления корригирующими воздействиями:  директивную;  недирективную. 6. По продолжительности:  сверхкороткую (сверхбыструю); &

#61485; короткую (быструю);  длительную;  сверхдлительную. 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:  общую;  частную;  специальную [1]. Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов: 1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции

это клиент. 2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь это психолог, психокорректор. 3. Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы. 4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией. 5.

Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента. Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия [11]. Принципы психокоррекционной работы Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие: 1. Принцип единства диагностики и коррекции. 2. Принцип нормативности развития.

3. Принцип коррекции "сверху вниз". 4. Принцип коррекции "снизу вверх". 5. Принцип системности развития психической деятельности. 6. Деятельностный принцип коррекции [11]. Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой. В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном

процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом. Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него

психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей. Специфика групповой психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях. Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением

психокоррекции, а представляет лишь специфическую форму, при использовании которой основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является только сам психолог. Психокоррекционная группа - это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Среди коррекционных групп выделяют группы: для решения проблем, для обучения межличностным взаимоотношениям,

для роста (самосовершенствования). Противопоказанием для групповой психокоррекционной работы является низкий интеллект клиента. Задачи групповой психокоррекции фокусируются на трех составляющих самосознания: 1. Самопонимание (когнитивный аспект). 2. Отношение к себе (эмоциональный аспект). 3. Саморегуляция (поведенческий аспект). Групповая психокоррекция применяется в самых разных возрастных группах: от дошкольных (например, А.В. Спиваковская,

А.И. Захаров) до старческих (И.А. Мизрухин). Желательно, чтобы возраст участников одной группы был приблизительно одинаков [11]. 1.2. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия. Практическому психологу очень часто поступают запросы на осуществление коррекционных воздействий. Проведение коррекционной работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки. Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию •

Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д. • Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции. • Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента. Психолог, самостоятельно осуществляющий коррекционную работу, должен иметь базовую фундаментальную подготовку

в области психологии и специальную подготовку в области конкретных методов коррекционного воздействия. Теоретический компонент предполагает: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие.

В общей профессиональной подготовке возможны три основных подхода: приверженность одной теории, одному подходу; эклектизм - приверженность многим подходам; общий континуальный подход. Приверженность одному подходу позволяет глубже проникнуть в предмет, получить исчерпывающие знания теории и практики, но в то же время накладывает определенные ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода, одного метода. Эклектизм ведет к тому, что специалист знает кое-что выборочно из различных

теорий и практик. Работа такого специалиста может быть эффективной (особенно на начальных этапах), однако скоро он столкнется с недостатками поверхностной подготовки, с отсутствием основных, стержневых, базовых представлений. Общий континуальный подход- это профессиональный подход, при котором специалист первоначально является последователем одной теории и изучает все, что известно в данной области, а затем, приобретя профессиональный фундамент и профессиональный опыт, начинает выходить за пределы базовой для него теории.

Такой профессионал может использовать концептуальные представления одних теорий, а техники и практические подходы - других. Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и методиками коррекции. Глубокое овладение конкретными методами и методиками позволяет избежать как непрофессионализма, так и профессиональной деформации личности. К последним можно отнести "синдром сгорания". "Синдром сгорания" встречается у специалистов разного профиля, работающих с людьми и использующих

в своей работе ресурсы собственной личности. Характеризуется он эмоциональным, когнитивным и физическим истощением, вызванным гиперстимуляцией в работе и профессиональной перегрузкой. У каждого специалиста может быть свой набор общих и специальных вариантов, осознанно или неосознанно используемых для восстановления и развития профессиональных сил. Личностная готовность осуществлять коррекцию предполагает наличие у взрослого потребности идти не от

себя, а от ребенка и его проблем. Может существовать вариант центрации на модели личности, когда коррекционное воздействие осуществляется после соотнесения особенностей переживания и поведения ребенка с определенным образцом (возрастным, половым, культурным, национальным и т.д.). В данном случае взрослый займет как бы нейтральную позицию по отношению к содержанию образца, но способы воздействия опять же будут зависеть от особенности его личности.

В процессе естественного общения взрослого и ребенка должна постоянно осуществляться взаимокоррекция, т.е. взрослый должен проявлять гибкость, непредвзято относиться к реакциям ребенка в процессе взаимодействия и постоянно предлагать ему разнообразные варианты реагирования, проводить работу над собой [9]. 2. Сказкотерапия как метод психокоррекции. В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входят следующие направления: куклотерапия,

пескотерапия (sand-play), арт-терапия, сказкотерапия. Остановлюсь подробнее на таком методе психологической коррекции, как сказкотерапия. Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Сегодня выделяют четыре этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых этапов не заканчивался, уступая место новому.

Поэтому каждый этап ознаменовывал начало определенного процесса. Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается и по сей день. Второй этап сказкотерапии – собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами

К Г. Юнга, М Л. фон Франц, Б. Беттельхейма, В. Проппа и других. Приятно отметить, что и терминология психоанализа основана на мифах Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов так же продолжается и по сей день. Третий этап – психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «Сочини сказку».

Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности. Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность

проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие. Этот аспект стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности [6]. Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:

1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы. 2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит пре одоление проблемных элементов. 3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения.

Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных решений, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира [7]. Источниками концепции сказкотерапии стали работы

А.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К Г. Юнга и М А. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи

А. Гнездилова, опыт А. Захарова а также разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Выделяют следующие коррекционные функции сказки: 1. Функция зеркала - содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним. 2. Функция модели - сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов.

Таким образом, они помогают учиться при помощи модели. 3. Функция опосредования - сказка выступает в качестве посредника между клиентом и психологом, снижая, тем самым, сопротивление клиента. 4. Функция хранения опыта - после окончания психокоррекционной работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека. 5. Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития - сказка помогает вернуться к

прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление, удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления, непосредственного и никем не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает содержание. 6. Функция альтернативной концепции - сказка звучит для клиента не в общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную концепцию, которую клиент может либо принять, либо отвергнуть. 7. Функция изменения позиции - сказка неожиданно вызывает у взрослого или у ребенка новое переживание,

в его сознании происходит изменение позиции [2]. Возможности работы со сказкой 1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены. 2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала. 3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит

поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо. 4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции. 5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации. 6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Сказки разделяют на:  традиционные (народные):  бытовые (например, "Лиса и журавель");  сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца); сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму;  притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях);  сказки о животных;  мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);  волшебные сказки, сказки с превращениями ("

Гуси-лебеди", "Крошечка-хаврошечка" и т.д.).  авторские. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки [3]. При использовании народных сказок в целях психокоррекции к преимуществам можно отнести:  Метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций;  Знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже дословное знание текста; &

#61485; Сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей;  Динамичность;  Разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику;  Соответствие национальному характеру. Недостатки сказкотерапии на основе использования народных сказок:  Недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате – недостаточная «психологичность»;  Отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки; &

#61485; В очень архаичных текстах, например в сказках о животных или в некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами. В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок:  Известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда психотерапевт пытается побудить к раскрытию смысла сказки; 

Метафоричность, ведущая к большому количеству проекций, личностным включениям;  Разнообразие сюжетов;  Различные национальные варианты, возможность выбора между ними. К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:  Возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже известен;  Зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной, тем

более экстренной, терапии, а также для некоторых видов групповых занятий;  Авторская сказка, как каждое произведение искусства, требует бережного отношения, поэтому не всегда допустимо изменение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода работы. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта. Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать.

Сказки сочиняются по проблемам, характерным для того клиента, с которым работает психолог; иногда сказка пишется для конкретного клиента. Сказка, предлагаемая группе или отдельному клиенту, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если предлагается в связи с волнующей проблемой или анонсируется как его личная сказка. Сказки, создаваемые для психологической работы, содержат специально закладываемые «зацепки» для клиента (группы). Актуальная проблема представлена в сказке в метафорической форме; как

правило, приписана значимому герою – принцу, принцессе, королю. Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности заключается в следующем: 1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. 2. Через образы сказки человек соприкасается с жизненным опытом

многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек:  отделение от родителей;  жизненный выбор;  взаимопомощь;  любовь;  борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает человеку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее,

мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту. 3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий. 4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках

[8]. Основные приемы работы со сказкой 1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?"; "Кто из героев больше всего понравился и почему?"

; "Почему герой совершил те или иные поступки?"; "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?", "Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?", а также другие вопросы. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых. 2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения,

способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю

Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок". 3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает

наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки. 4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. 5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется

и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности. Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным

переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса. События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние

конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок "со страшными" эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным [8]. В процессе работы необходимо следить за всеми изменениями, происходящими с клиентом, включая малейшие изменения мимики и пантомимики, и строить работу в соответствии с его реакцией. Движение глаз тоже отражает внутреннее состояние человека: - движение глаз влево и вверх означает использование

прошлых зрительных воспоминаний, - движение вправо и вверх свидетельствует о построении новых или будущих образов, - отсутствие фиксации взгляда говорит о работе воображения, - движение глаз влево и вниз свидетельствует о внутреннем слуховом процессе, - горизонтальное движение влево и вправо указывает на слуховое восприятие, - движение глаз вправо и вниз говорит о кинестетических ощущениях. Все эти реакции ребенка необходимо использовать в сказкотерапии по созданию метафор, учитывая, таким

образом, не только сознательный чувственный опыт клиента, но и его бессознательный чувственный опыт [5]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В своей работе мною было рассмотрено понятие психокоррекции и такой метод психокоррекции, как сказкотерапевтический метод. Психокоррекция – это комплекс, система мероприятий, направленных на исправление психических или поведенческих особенностей человека которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели, с помощью специальных средств психологического воздействия.

Значение психокоррекционной работы огромно в процессе воспитания и развития детей, восстановления взаимоотношений с окружающими людьми, решении поведенческих и психологических проблем человека, а также в профориентации и развитии и становлении личности. Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность; объективизации проблемных ситуаций; активизации

ресурсов, потенциала личности; экологического образования и воспитания ребенка. Это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Посредством сказкотерапии удается достигать следующих целей: Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но –

в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение

необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь. Сказкотерапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией, с гешталът-терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией, психоанализом и ТРИЗом. Пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок. В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется пять видов

сказок: 1. Художественные (авторские, народные); 2. Дидактические (обучающие); 3. Психотерапевтические (сказки, притчи, библейские истории); 4. Психокоррекционные (сказки, истории); 5. Медитативные. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова Г.С. Практическая психология М 1997. 2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку

М.: Ось-89, 2003. 3. Вологодина Н.В. Сказкотерапия Ростов н/Д 2006г 4. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия: дым старинного камина - СПб.: Речь, 2004. 5. Грабенко Т. Зачем читать детям сказки СПб, 2006. 6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. С-Пб 2000. 7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии

СПб.: Речь, 2000. 8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб 1998. 9. Коленникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. – Ростов н/Д 2006. 10. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М Воронеж, 2000. – 230 с. 11. Осипова А.А. Общая психокоррекция.

Учебное пособие М.: Сфера, 2002 г. 510 с. 12. Практическая психология в тестах / Сост. Р.Римская, С.Римский. – М 1998. – 445 с. 13. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под общей ред. Б. Д. Карвасарского – Спб 1998. – 354 с. 14. Словарь практического психолога/ Под ред. С.Ю.Головина – Минск: Харвест, 1998. – 500 с.

15. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост СПб.: Речь, 2005. 16. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психокоррекции. – М 2008.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.