1. Античнаякультура. Человек эпохи античности.
Античность
Античная культураСредиземноморья считается одним из важнейших творений человечества.Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионическогоморей) и временем (от IIтысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культурараздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себеобщечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии идраматургии, естественнонаучного и философского знания.
Древнегреческая идревнеримская цивилизации занимали расположенные географически близко друг кдругу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничегоудивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладалиразличными культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.
Античность явила мируразличные формы организации человеческого сообщества – политические исоциальные. Демократия родилась в Древней Греции, открыв огромныегуманистические возможности свободного волеизъявления полноправных граждан,соединения свободы и организованного политического действия. Рим дал примерыхорошо отлаженного республиканского строя жизни и управления, а затем империи –не только как государства, но как особой формы сосуществования многих народов сособой ролью центральной власти, как государственного «замирения»множества племен, языков, религий и земель. Рим открыл миру важнейшую рольправа и регулирования всех видов человеческих отношений и показал, что безсовершенного права не может быть нормально существующего общества, что закондолжен гарантировать права гражданина и человека, а дело государства – следитьза соблюдением закона.
Античность завещалапоследующим эпохам максиму «человек – мера всех вещей» и показала,каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике,государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании исамосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красотычеловеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческогомышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданскогослужения и государственного созидания.
В античном мире былапредпринята грандиозная попытка соединения Запада и Востока с единойцивилизацией, преодоления разобщенности народов и традиций в великом культурномсинтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие ивзаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза быловозникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраинеримского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.
Искусство
Небывалое ранее в историиощущение человека как свободного гражданина («политическогосущества») находило свое отражение в художественной культуре, искусстве,обусловило их необычайный взлет и расцвет. Достижения древних греков и римлянстоль грандиозны, что вся история мирового искусства немыслима без античныхсюжетов, греческой и римской мифологии, античных канонов и образцов.
Античное искусство (V-IV вв. до н. э.) справедливо называют классикой, так как оноявлялось образцом для подражания в воплощении совершенной красоты, гдедобродетель души, сила ума всецело слита с красотой тела. Наиболее полно этоможно было передать в скульптуре. На значимость скульптуры в жизни грековобращал внимание Плутарх, отметивший, что в Афинах было больше статуй, чемживых людей.
Своего совершенствагреческая пластика достигла в творчестве великого Фидия, создавшего многопрекрасных творений, среди которых особо выделялась знаменитая статуя ЗевсаОлимпийского, выполненная из слоновой кости и золота. Величественная14-метровая статуя грозного бога, сидящего на троне, была воплощением мудростии человеколюбия. Она причислялась к семи «чудесам света» и известналишь по описаниям и изображениям на древних монетах.
Среди других скульпторов,прославивших античное искусство, следует назвать: Праксителя, который первым вистории изобразил Афродиту в виде обнаженной прекрасной женщины (Афродита Книдская);Лисиппа, оставившего потомкам прекрасный портрет Александра Македонского (тожесохранился в римской копии); Леохара, автора легендарного АполлонаБельведерского.
Архитектура
Наряду со скульптурой,высочайшего расцвета достигла античная архитектура, многие памятники которой, ксчастью, дошли до наших дней. Великий Парфенон, развалины Колизея впечатляютсвоей красотой и величием даже сегодня.
Главенствующий принципцелесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможностьудовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренныйэстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословнуюстоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволялиримлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.
Римляне вошли в историюкак выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, дажеразвалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры,цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риместроили многоквартирные дома – инсулы – в 3-6, а порой и в 8 этажей.
Римские храмыпрямоугольной формой и портиками напоминали греческие, но в отличие отпоследних воздвигались на высоких платформах с лестницей (подиумах). В римскомхрамовом зодчестве применялся тип ротонды, т. е. круглого храма. Таким был одиниз древнейших храмов – храм Весты. Наиболее значительным достижением римскойстроительной техники был храм всех богов – Пантеон в Риме. Купол Пантеона диаметром43 м считался самым крупным в мире.
Несомненно,грандиознейшим римским сооружением является здание амфитеатра — Колизея,которое представляло собой эллипс окружностью 524 м. Стена Колизея имела высоту50 м и состояла из трех ярусов.
Еще во II в. до н. э. римские строителиизобрели бетон, что способствовало распространению арочно-сводчатыхконструкций, которые стали характерным элементом римской архитектуры, как,например, триумфальные арки – памятники военной и императорской славы. Ряд арок– аркады применялись при строительстве многоярусных каменных мостов, внутрикоторых находились трубы, подающие воду в город. Из бетона был сооруженфундамент Колизея (I в.) глубиной 5м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги.
Театр
Среди разнообразныхразвлечений, так любимых в античности, театр занимал особо важное место в жизнидревних греков и римлян – он выполнял различные функции, в том числе морально –этические, воспитательную, гуманистическую. ВАфинах V в. до н. э., ставших центром литературного,поэтического творчества, расцвелитрагедия и комедия. Трагедия —прямой перевод «песня козлов» — возникает из хоровой песни, распевавшейсясатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавших постоянных спутников богавина Диониса. Она стала официальной формой творчества, когда в Афинах былутвержден общегосударственный праздник Великого Дионисия.
Наиболее популярными былитрагедии трех величайших афинских драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида.Каждый из них по–своему решал проблемы добра и зла, рока и возмездия, радости исострадания. Аристотель в «Поэтике», определяя трагедию, говорит отом, что она «посредством сострадания и страха совершает очищение подобныхстрастей», вызывает катарсис (очищение).
Расцвет другого жанра –комедии связан с именем Аристотеля. Сюжеты для комедий были взяты из тогдашнейполитической жизни Афин, в отличие от трагедий, сюжеты которых основывались намифологическом прошлом. Художественные образы, созданные знаменитымидраматургами, отличаются глубиной психологических характеристик и волнуютмногие поколения зрителей на протяжении веков. Прометей, Эдип, Медея, Федраолицетворяют собой легендарное прошлое древних веков.
Литература
С античным театром тесносвязано развитие античной литературы, которая выросла из фольклора, изгероических преданий о прошлом. Письменный период древнегреческой литературыначинается поэмами Гомера и продолжается в дидактическом эпосе Гесиода(«Теогония», «Труды и дни»). Одним из лучших римскихлириков был Катулл, посвятивший множество стихов о любви знаменитой красавицеКлодии. Однако «золотым веком» для римской поэзии был периодправления Октавиана Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.). В «векАвгуста» жили и творили три самых знаменитых римских поэта: Вергилий,Гораций, Овидий. Незаконченная «Энеида» Вергилия прославляла величиеРима, римский дух. Гораций высоко ценил назначение поэта, что нашло выражение вего знаменитом «Памятнике», которому подражали многие поэты, в томчисле и А. С. Пушкин. Несомненной вершиной римской любовной лирики являетсятворчество Овидия, которое воплотилось в таких знаменитых произведениях, какпоэмы «Метаморфозы», «Наука любви» и др.
Воспитатель Нерона,знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийногожанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали вкачестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе «новогостиля»: затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравненияпредназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
Олимпийскиеигры
Наиболее ярким выражениемантичного агона стали знаменитыеОлимпийские игры, которые Грецияподарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считаетсяначалом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднествбыла священная роща Альтис. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранниеи более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром возведены в ровнойдолине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа вОлимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался навремя Олимпийских игр. В священной роще тысячи зрителей разбивали свой лагерь.Но съезжались сюда не только ради состязаний, здесь заключались торговыесделки, поэты, ораторы и ученые выступали перед зрителями со своими новымиречами и произведениями, художники и ваятели представляли на суд присутствующихсвои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы,договоры, другие важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник,равного которому античность не знала — праздник духовного общения лучших умов исамых блестящих талантов Греции.
2. Становлениеукраинской культуры.
Влияние соседнихкультур на культуру Украины
Культурное пространствоУкраины с древних времен ощущало на себе влияние соседних догосударственных игосударственных интеграций. Славянские земли подвергались постоянным нападениямкочевых племен: аваров, печенегов, хазар, половцев. В YII веке в зависимость отКиевской Руси попали различные племена. Общаясь со славянами, они подвергалисьвзаимному культурному влияний, нередко ассимилировались с местным населением.
В IX-X вв. значительнымбыло влияние Византии и стран «Византийского круга». Уже древниелетописи, хроники и др. источники свидетельствуют о династических и духовныхконтактах Киевской Руси и с соседними с ней европейскими государствами. Слияниевизантийских и западных традиций с Киевским культурным наследием и сталоосновой образования своеобразной украинской культурной идентичности.
В ХIII веке угрозуКиевскому государству представляли монголо-татарские завоеватели (с 1239 г),немецкие рыцари-крестоносцы, в 1237 г образовавшие могущественное государствообъединив Ливонский и Тевтонский ордена, Венгрия, еще с 1205 года временноподчинившая своей власти украинские земли, в частности, Закарпатье; в период сХIV по начало ХVII веков начинается колонизация Литовского государства,захватившего Волынь, с 1362 года Киевские, Переяславские, Подольские,Чернигово-Северские земли, Польши, распространившей свое влияниенаГаличинуи Западную Волынь, Молдовы, устремившей взорына Северную Буковину иПридунавье, Крымского ханства (зона влияния — Северное Причерноморье иПриазовье), Турецкой империи.
В ХVI веке продолжалсяпроцесс взаимообогащения украинской культуры с ее доминирующейкирилло-мефодиевской традицией с культурными достижениями католического мираЦентральной и Западной Европы. Именнона украинских землях происходил синтездвух культурных традиций, последствием которого было формирование нового общеготипа культуры для народов Центрально-Восточной Европы.
Начиная со второйполовины ХVII века, главное влияние на развитие культуры Украины оказываетРоссийское государство.В 1653 году царь Алексей Михайлович созвал ЗемскийСобор, который постановил, что воимя православной веры и святой церквиБожьей, царю надобно принять украинцев «под свою высокую руку».
Великорусская иукраинская, две наиболее крупные разновидности среди славянских племен.Историческая судьба не раз сводила их вместе, причем в первые века ихисторической жизни роль зодчего, первенствующего в культурной и политическойжизни, более главного в Восточной Европе элемента играла народность украинская,но принадлежность их к единому этническому консорциуму несомненна
Влияние дохристианскойи христианской культуры в Киевской Руси
Историческая наукасвидетельствует: в Киевской Руси за долго до принятия христианства сложиласьвысокая, самобытная культура. Не подлежит сомнению, что за столетие до общегоофициального крещения Руси, в 988 году, в Киеве были христиане русского иваряжского происхождения, была соборная церковь на Подоле, «надРучаем», были дружинные курганы, в которых погибших воинов погребали безобязательного языческого сожжения. И были грамотные люди. Наивное представлениео полном дикарстве славян в момент крещения Руси соответствует церковномутезису «Язычество — тьма, христианство — свет», но совершенно несоответствует исторической действительности Около полутора столетий КиевскаяРусь существовала как языческая держава. Возникшие города — дворы князей разныхрангов, от племенного «всякого княжья» до «светлых князей»союзов племен (древлян, кривичей и т.п.) до самого киевского великого князя,уже давно преодолели первобытность и значительно усилились. Русская военнаязнать проложила магистральные пути и на юг — в Византию, и на запад — вгерманские земли по Верхнему Дунаю, и в сказочные страны Востока. Дальниеторговые экспедиции обогащали русских не только шелком, парчой, оружием, но изнаниями, расширяли кругозор, приобщали, в меру доступного, к мировой культуре.Русы уже были известны во всем Старом Свете, от Франции, на Западе, доАфганистана, на Востоке.
Византия принесла вКиевскую Русь христианство и высокоразвитые литературу, искусство. Искоренениеязычества и насаждение заморского христианства позволит впоследствии создатьмогучую идеологию, вошедшую постепенно и в обыденное сознание людей. Болеетого, защищенная славянской письменностью Кирилла и Мефодия, мощная державнаяидеология христианства сформировала в образе заповедей Христа непреходящиеидеалы добра, душевной чистоты, искренности, веры в чудеса и апокалиптическиемуки вероотступников в потустороннем мире. Значительное влияние оказалаВизантия и на формирование идеологии и мировоззрения славянской средневековойэлиты. Мощное привнесение в обыденное сознание славян самобытной, основанной наидеалах православного христианства культуры, прямо повлияло на формирование ихменталитета, причем в такой степени, что они, если взять для сравнения, былиготовы быстрее покориться монгольским племенам, лояльно относящимся кправославной вере, чем западноевропейским державам, культура которых зиждиласьна ценностях католического вероисповедания. В дальнейшем, это повлияло наформирование отличного от западного славянского мировоззрения, но уже какпричинный фактор. В период формирования украинской народности традициидуховного взаимообщения народов продолжали углубляться и обогащаться. Иххранили и развивали прежде всего такие очаги духовной культуры как православныемонастыри, к началу ХVIII на Руси насчитывалось около 50 монастырей, в томчисле 17 только в одном Киеве.
Украинскийпуть
Если задать вопрос, ктомы такие – как нация, как народ, как государство, сначала нужно сформулироватьпроблему. Короче всего ее можно определить так: УКРАИНСКИЙ ПУТЬ.
Если оглянуться напроцесс формирования современной украинской нации, вспомнить, когда и как этопроисходило, а прежде всего – кто духовные побудители и начинатели этой работы,то неизбежно возвращаемся к 30-40-х годам XIX ст. Причем, это был период нетолько украинского, но и общеевропейского национального возрождения.Как апогейв 1848-49 годах происходит ряд национальных и демократических революций. Именнопоэтому эту эпоху в истории Европы принято называть «весной народов».И Украина – не исключение. Будучи тогда частью Российской и Австро-Венгерскойимперий, она просыпается, причем одновременно на всех землях – и на западных, ина восточных. В Киеве сформировалось Кирилло-Мефодиевское братство, котороедействовало до 1847 года и было разгромлено царской самодержавной машиной. Ононе успело даже до конца созреть, как политическая и организационная структура.Но дало Украине таких выдающихся деятелей, как Тарас Шевченко, НиколайКостомаров, Пантелеймон Кулиш.
Национальное освобождениебратья рассматривали как составляющую общеславянского движения, политическое –как необходимость построения федерации равноправных народов, вне имперскихвлияний, а социальное – прежде всего как уничтожение крепостного права,внедрение общего образования, и т.п.
Вместе с тем, во взглядахи творчестве Шевченко эти идеи приобрели черты нового общественно-политическогоидеала. Его сущность выражали призывы к полному национальному и социальномуосвобождению, к построению собственного государства –«в своїй хаті своя йправда, і сила, і воля».
В Западной Украине,которая находилась в составе Австро-Венгерской империи, предвестниками«весны народов» стали общественно-политические и духовно-культурныедеятели из группы воспитанников Львовской духовной семинарии «Русскаятроица» (Маркиан Шашкевич, Иван Вагилевич, Яков Головацкий), которые 1837года выпустили альманах «Русалка Дністровая».
В 1848 году во Львовесоздана первая украинская организация – Главную русскую раду, а также началаиздаваться первая украинская газета – «Зоря Галицкая».
Главной чертой и отличиемнового национально-демократического движения было расширение национальныхтребований от этнокультурных и языковых до социальных и политических, которыепредусматривали
республиканскоеустройство, конституцию, ликвидацию крепостого права, гражданские права,свободу совести, собственную печать и т.п.
Народникии народовци
Преемникамикирило-мефодийцев на востоке стали народники и громадовци, а на западе –народовци. Самыми большими заслугами выходцев с восточных, центральных и южныхземель стали учреждение украинской типографии в Санкт-Петербурге, издание тамжурнала «Основа», создание массовых общин в Киеве (больше 300человек), Полтаве, Одессе и т.п., а также перенесение центровнационально-освободительной борьбы после репрессий царизма за границу.
Величайшей фигурой этогопериода стал Михаил Драгоманов, который в своей книге «Историческая Польшаи великорусская демократия» (вышла из печати в 1882 году) и ряде другихработ сформулировал новую платформу украинского освободительного движения –взяв за основу демократические свободы и право каждого народа насамостоятельную политическую жизнь.
Галицкиеинтелигенты-народовци назвали себя именно так, поскольку считали основной всвоей деятельности связь с народом, отстаивание его интересов и прав. Когда наПриднепровье наступили времена реакции, они приняли украинскихобщественно-политических деятелей и писателей.
На Галичине открылисьновые периодические издания, возникло общество «Просвіта» и«Научное общество имени Шевченко», сложились благоприятные условиядля возникновения украинских политических партий.
Итак, как большая рекаполучается из многих ручейков и притоков, так и украинскоенационально-освободительное движение второй половины XIX века вобрало у себяидеи и опыт многих украинских общин, организаций и движений народнического идемократического направления.
Главной задачей этогодвижения к тому времени было освобождение Украины из-под гнета империй исоздание собственного государства. Вместе с тем, немало украинских демократов,включая их лидера Михаила Драгоманова и Ивана Франко, не избежали влиянияидейно-политической «эпидемии» второй половины ХIХ века – социализма.
Первыеукраинские партии
На рубеже 90-х годов ХIХвека эстафету борьбы за народные и демократические идеалы принимаютполитические партии. Идею политической самостоятельности Украины первойвыдвинула Русско-украинская радикальная партия, созданная в 1890 году наГаличине. Ее возглавляли Иван Франко, Михаил Павлик, Остап Терлецкий.
Преодолев ощутимоесоциалистическое влияние Михаила Драгоманова, эта партия, вместо главной цели –«коллективной организации работы и коллективной собственности», в1895 году объявила идею государственной самостоятельности Украины. В 1899 годуот этой партии «отпочковались» еще две — Национал-демократическая иСоциал-демократическая.
За два года до этого вКиеве состоялся съезд общин, которые объединились в общеукраинскую беспартийнуюорганизацию. В 1900 году группа харьковских студентов во главе с ДмитриемАнтоновичем объявила создание Революционной украинской партии (РУП). Через двагода от нее отделилась группа во главе с Николаем Михновским, которая создалаУкраинскую народную партию, а саму РУП в 1905 переименовали в Украинскуюсоциал-демократическую партию.
Таким образом, на рубежеХІХ-ХХ веков, с возникновением ряда политических партий украинское национальноедвижение делится на три течения – народно-демократическое, национал-демократическоеи социал-демократическое.
Вопреки некоторымотличиям в социальных программах и поиску поддержки в разных слоях населения,все они остаются верны национальной идее, которую руководящий орган Украинскойнационал-демократической партии – Народный Комитет – в день Рождества Христовав 1900 году объявил в своем обращении так: «Нашим идеалом должна бытьнезависимая Русь-Украина, в которой бы все части нашей нации объединились водно новое культурное государство».
(Под «культурнымгосударством» имелось в виду государство с высоким уровнем культуры вообщеи культуры демократии в частности).
Так вот все национальныепартии готовили идейно-политическую основу для независимого Украинскогогосударства. Вместе с тем, их раскол со временем привел к трагическомуполитическому и военному противостоянию в годы революционных освободительныхсоревнований и гражданской войны.
Уроки освободительныхсоревнований и советского эксперимента Оба подъема украинскогонационально-освободительного движения – в 20-е и 40-е годы ХХ века – потерпелинеудачу, а их самое большое достижение – Украинская Народная Республика –просуществовало недолго.
По мнению автора, главныепричины поражения двух украинских революций (или, если точнее, двух этаповУкраинской революции) такие:
– национально-освободительноедвижение Украины не было единственным, не сумело собрать под своим флагомбольшинство украинского народа, не объединило его силы в борьбе засамостоятельное государство, которое бы защитило интересы народа;
– левое крыло национально-освободительногодвижения (социал-демократы, социалисты-революционеры, украинские социалисты икоммунисты) свои классово-социальные и партийно-интернациональные задачинередко ставили выше интересов украинского народа;
– борьба за осуществлениеисконных мечтаний украинского народа – о собственном государстве и егодемократическом устройстве – очень усложнялась двумя мировыми военнымиконфликтами. А поскольку Украина была полем боя и была разделена военнымифронтами, то национально-освободительные силы практически не имели возможностиполучить хотя бы
минимальную помощь от страневропейской (по большей мере – западной) демократии;