Реферат по предмету "Культура и искусство"


Античная культура. Человек эпохи античности

1.       Античнаякультура. Человек эпохи античности.
Античность
 
 Античная культураСредиземноморья считается одним из важнейших творений человечества.Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионическогоморей) и временем (от IIтысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культурараздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себеобщечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии идраматургии, естественнонаучного и философского знания.
Древнегреческая идревнеримская цивилизации занимали расположенные географически близко друг кдругу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничегоудивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладалиразличными культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.
Античность явила мируразличные формы организации человеческого сообщества – политические исоциальные. Демократия родилась в Древней Греции, открыв огромныегуманистические возможности свободного волеизъявления полноправных граждан,соединения свободы и организованного политического действия. Рим дал примерыхорошо отлаженного республиканского строя жизни и управления, а затем империи –не только как государства, но как особой формы сосуществования многих народов сособой ролью центральной власти, как государственного «замирения»множества племен, языков, религий и земель. Рим открыл миру важнейшую рольправа и регулирования всех видов человеческих отношений и показал, что безсовершенного права не может быть нормально существующего общества, что закондолжен гарантировать права гражданина и человека, а дело государства – следитьза соблюдением закона.
Античность завещалапоследующим эпохам максиму «человек – мера всех вещей» и показала,каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике,государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании исамосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красотычеловеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческогомышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданскогослужения и государственного созидания.
В античном мире былапредпринята грандиозная попытка соединения Запада и Востока с единойцивилизацией, преодоления разобщенности народов и традиций в великом культурномсинтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие ивзаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза быловозникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраинеримского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.
 
Искусство
 
Небывалое ранее в историиощущение человека как свободного гражданина («политическогосущества») находило свое отражение в художественной культуре, искусстве,обусловило их необычайный взлет и расцвет. Достижения древних греков и римлянстоль грандиозны, что вся история мирового искусства немыслима без античныхсюжетов, греческой и римской мифологии, античных канонов и образцов.
Античное искусство (V-IV вв. до н. э.) справедливо называют классикой, так как оноявлялось образцом для подражания в воплощении совершенной красоты, гдедобродетель души, сила ума всецело слита с красотой тела. Наиболее полно этоможно было передать в скульптуре. На значимость скульптуры в жизни грековобращал внимание Плутарх, отметивший, что в Афинах было больше статуй, чемживых людей.
Своего совершенствагреческая пластика достигла в творчестве великого Фидия, создавшего многопрекрасных творений, среди которых особо выделялась знаменитая статуя ЗевсаОлимпийского, выполненная из слоновой кости и золота. Величественная14-метровая статуя грозного бога, сидящего на троне, была воплощением мудростии человеколюбия. Она причислялась к семи «чудесам света» и известналишь по описаниям и изображениям на древних монетах.
Среди других скульпторов,прославивших античное искусство, следует назвать: Праксителя, который первым вистории изобразил Афродиту в виде обнаженной прекрасной женщины (Афродита Книдская);Лисиппа, оставившего потомкам прекрасный портрет Александра Македонского (тожесохранился в римской копии); Леохара, автора легендарного АполлонаБельведерского.
Архитектура
 
Наряду со скульптурой,высочайшего расцвета достигла античная архитектура, многие памятники которой, ксчастью, дошли до наших дней. Великий Парфенон, развалины Колизея впечатляютсвоей красотой и величием даже сегодня.
Главенствующий принципцелесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможностьудовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренныйэстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословнуюстоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволялиримлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.
Римляне вошли в историюкак выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, дажеразвалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры,цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риместроили многоквартирные дома – инсулы – в 3-6, а порой и в 8 этажей.
Римские храмыпрямоугольной формой и портиками напоминали греческие, но в отличие отпоследних воздвигались на высоких платформах с лестницей (подиумах). В римскомхрамовом зодчестве применялся тип ротонды, т. е. круглого храма. Таким был одиниз древнейших храмов – храм Весты. Наиболее значительным достижением римскойстроительной техники был храм всех богов – Пантеон в Риме. Купол Пантеона диаметром43 м считался самым крупным в мире.
Несомненно,грандиознейшим римским сооружением является здание амфитеатра — Колизея,которое представляло собой эллипс окружностью 524 м. Стена Колизея имела высоту50 м и состояла из трех ярусов.
Еще во II в. до н. э. римские строителиизобрели бетон, что способствовало распространению арочно-сводчатыхконструкций, которые стали характерным элементом римской архитектуры, как,например, триумфальные арки – памятники военной и императорской славы. Ряд арок– аркады применялись при строительстве многоярусных каменных мостов, внутрикоторых находились трубы, подающие воду в город. Из бетона был сооруженфундамент Колизея (I в.) глубиной 5м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги.
 
Театр
 
Среди разнообразныхразвлечений, так любимых в античности, театр занимал особо важное место в жизнидревних греков и римлян – он выполнял различные функции, в том числе морально –этические, воспитательную, гуманистическую. ВАфинах V в. до н. э., ставших центром литературного,поэтического творчества, расцвелитрагедия и комедия. Трагедия —прямой перевод «песня козлов» — возникает из хоровой песни, распевавшейсясатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавших постоянных спутников богавина Диониса. Она стала официальной формой творчества, когда в Афинах былутвержден общегосударственный праздник Великого Дионисия.
Наиболее популярными былитрагедии трех величайших афинских драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида.Каждый из них по–своему решал проблемы добра и зла, рока и возмездия, радости исострадания. Аристотель в «Поэтике», определяя трагедию, говорит отом, что она «посредством сострадания и страха совершает очищение подобныхстрастей», вызывает катарсис (очищение).
Расцвет другого жанра –комедии связан с именем Аристотеля. Сюжеты для комедий были взяты из тогдашнейполитической жизни Афин, в отличие от трагедий, сюжеты которых основывались намифологическом прошлом. Художественные образы, созданные знаменитымидраматургами, отличаются глубиной психологических характеристик и волнуютмногие поколения зрителей на протяжении веков. Прометей, Эдип, Медея, Федраолицетворяют собой легендарное прошлое древних веков.
 
Литература
 
С античным театром тесносвязано развитие античной литературы, которая выросла из фольклора, изгероических преданий о прошлом. Письменный период древнегреческой литературыначинается поэмами Гомера и продолжается в дидактическом эпосе Гесиода(«Теогония», «Труды и дни»). Одним из лучших римскихлириков был Катулл, посвятивший множество стихов о любви знаменитой красавицеКлодии. Однако «золотым веком» для римской поэзии был периодправления Октавиана Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.). В «векАвгуста» жили и творили три самых знаменитых римских поэта: Вергилий,Гораций, Овидий. Незаконченная «Энеида» Вергилия прославляла величиеРима, римский дух. Гораций высоко ценил назначение поэта, что нашло выражение вего знаменитом «Памятнике», которому подражали многие поэты, в томчисле и А. С. Пушкин. Несомненной вершиной римской любовной лирики являетсятворчество Овидия, которое воплотилось в таких знаменитых произведениях, какпоэмы «Метаморфозы», «Наука любви» и др.
Воспитатель Нерона,знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийногожанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали вкачестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе «новогостиля»: затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравненияпредназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
 
Олимпийскиеигры
 
Наиболее ярким выражениемантичного агона стали знаменитыеОлимпийские игры, которые Грецияподарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считаетсяначалом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднествбыла священная роща Альтис. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранниеи более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром возведены в ровнойдолине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа вОлимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался навремя Олимпийских игр. В священной роще тысячи зрителей разбивали свой лагерь.Но съезжались сюда не только ради состязаний, здесь заключались торговыесделки, поэты, ораторы и ученые выступали перед зрителями со своими новымиречами и произведениями, художники и ваятели представляли на суд присутствующихсвои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы,договоры, другие важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник,равного которому античность не знала — праздник духовного общения лучших умов исамых блестящих талантов Греции.

2. Становлениеукраинской культуры.
Влияние соседнихкультур на культуру Украины
 
Культурное пространствоУкраины с древних времен ощущало на себе влияние соседних догосударственных игосударственных интеграций. Славянские земли подвергались постоянным нападениямкочевых племен: аваров, печенегов, хазар, половцев. В YII веке в зависимость отКиевской Руси попали различные племена. Общаясь со славянами, они подвергалисьвзаимному культурному влияний, нередко ассимилировались с местным населением.
В IX-X вв. значительнымбыло влияние Византии и стран «Византийского круга». Уже древниелетописи, хроники и др. источники свидетельствуют о династических и духовныхконтактах Киевской Руси и с соседними с ней европейскими государствами. Слияниевизантийских и западных традиций с Киевским культурным наследием и сталоосновой образования своеобразной украинской культурной идентичности.
 В ХIII веке угрозуКиевскому государству представляли монголо-татарские завоеватели (с 1239 г),немецкие рыцари-крестоносцы, в 1237 г образовавшие могущественное государствообъединив Ливонский и Тевтонский ордена, Венгрия, еще с 1205 года временноподчинившая своей власти украинские земли, в частности, Закарпатье; в период сХIV по начало ХVII веков начинается колонизация Литовского государства,захватившего Волынь, с 1362 года Киевские, Переяславские, Подольские,Чернигово-Северские земли, Польши, распространившей свое влияниенаГаличинуи Западную Волынь, Молдовы, устремившей взорына Северную Буковину иПридунавье, Крымского ханства (зона влияния — Северное Причерноморье иПриазовье), Турецкой империи.
 В ХVI веке продолжалсяпроцесс взаимообогащения украинской культуры с ее доминирующейкирилло-мефодиевской традицией с культурными достижениями католического мираЦентральной и Западной Европы. Именнона украинских землях происходил синтездвух культурных традиций, последствием которого было формирование нового общеготипа культуры для народов Центрально-Восточной Европы.
Начиная со второйполовины ХVII века, главное влияние на развитие культуры Украины оказываетРоссийское государство.В 1653 году царь Алексей Михайлович созвал ЗемскийСобор, который постановил, что воимя православной веры и святой церквиБожьей, царю надобно принять украинцев «под свою высокую руку».
Великорусская иукраинская, две наиболее крупные разновидности среди славянских племен.Историческая судьба не раз сводила их вместе, причем в первые века ихисторической жизни роль зодчего, первенствующего в культурной и политическойжизни, более главного в Восточной Европе элемента играла народность украинская,но принадлежность их к единому этническому консорциуму несомненна
Влияние дохристианскойи христианской культуры в Киевской Руси
 
Историческая наукасвидетельствует: в Киевской Руси за долго до принятия христианства сложиласьвысокая, самобытная культура. Не подлежит сомнению, что за столетие до общегоофициального крещения Руси, в 988 году, в Киеве были христиане русского иваряжского происхождения, была соборная церковь на Подоле, «надРучаем», были дружинные курганы, в которых погибших воинов погребали безобязательного языческого сожжения. И были грамотные люди. Наивное представлениео полном дикарстве славян в момент крещения Руси соответствует церковномутезису «Язычество — тьма, христианство — свет», но совершенно несоответствует исторической действительности Около полутора столетий КиевскаяРусь существовала как языческая держава. Возникшие города — дворы князей разныхрангов, от племенного «всякого княжья» до «светлых князей»союзов племен (древлян, кривичей и т.п.) до самого киевского великого князя,уже давно преодолели первобытность и значительно усилились. Русская военнаязнать проложила магистральные пути и на юг — в Византию, и на запад — вгерманские земли по Верхнему Дунаю, и в сказочные страны Востока. Дальниеторговые экспедиции обогащали русских не только шелком, парчой, оружием, но изнаниями, расширяли кругозор, приобщали, в меру доступного, к мировой культуре.Русы уже были известны во всем Старом Свете, от Франции, на Западе, доАфганистана, на Востоке.
Византия принесла вКиевскую Русь христианство и высокоразвитые литературу, искусство. Искоренениеязычества и насаждение заморского христианства позволит впоследствии создатьмогучую идеологию, вошедшую постепенно и в обыденное сознание людей. Болеетого, защищенная славянской письменностью Кирилла и Мефодия, мощная державнаяидеология христианства сформировала в образе заповедей Христа непреходящиеидеалы добра, душевной чистоты, искренности, веры в чудеса и апокалиптическиемуки вероотступников в потустороннем мире. Значительное влияние оказалаВизантия и на формирование идеологии и мировоззрения славянской средневековойэлиты. Мощное привнесение в обыденное сознание славян самобытной, основанной наидеалах православного христианства культуры, прямо повлияло на формирование ихменталитета, причем в такой степени, что они, если взять для сравнения, былиготовы быстрее покориться монгольским племенам, лояльно относящимся кправославной вере, чем западноевропейским державам, культура которых зиждиласьна ценностях католического вероисповедания. В дальнейшем, это повлияло наформирование отличного от западного славянского мировоззрения, но уже какпричинный фактор. В период формирования украинской народности традициидуховного взаимообщения народов продолжали углубляться и обогащаться. Иххранили и развивали прежде всего такие очаги духовной культуры как православныемонастыри, к началу ХVIII на Руси насчитывалось около 50 монастырей, в томчисле 17 только в одном Киеве.
Украинскийпуть
 
Если задать вопрос, ктомы такие – как нация, как народ, как государство, сначала нужно сформулироватьпроблему. Короче всего ее можно определить так: УКРАИНСКИЙ ПУТЬ.
Если оглянуться напроцесс формирования современной украинской нации, вспомнить, когда и как этопроисходило, а прежде всего – кто духовные побудители и начинатели этой работы,то неизбежно возвращаемся к 30-40-х годам XIX ст. Причем, это был период нетолько украинского, но и общеевропейского национального возрождения.Как апогейв 1848-49 годах происходит ряд национальных и демократических революций. Именнопоэтому эту эпоху в истории Европы принято называть «весной народов».И Украина – не исключение. Будучи тогда частью Российской и Австро-Венгерскойимперий, она просыпается, причем одновременно на всех землях – и на западных, ина восточных. В Киеве сформировалось Кирилло-Мефодиевское братство, котороедействовало до 1847 года и было разгромлено царской самодержавной машиной. Ононе успело даже до конца созреть, как политическая и организационная структура.Но дало Украине таких выдающихся деятелей, как Тарас Шевченко, НиколайКостомаров, Пантелеймон Кулиш.
Национальное освобождениебратья рассматривали как составляющую общеславянского движения, политическое –как необходимость построения федерации равноправных народов, вне имперскихвлияний, а социальное – прежде всего как уничтожение крепостного права,внедрение общего образования, и т.п.
Вместе с тем, во взглядахи творчестве Шевченко эти идеи приобрели черты нового общественно-политическогоидеала. Его сущность выражали призывы к полному национальному и социальномуосвобождению, к построению собственного государства –«в своїй хаті своя йправда, і сила, і воля».
В Западной Украине,которая находилась в составе Австро-Венгерской империи, предвестниками«весны народов» стали общественно-политические и духовно-культурныедеятели из группы воспитанников Львовской духовной семинарии «Русскаятроица» (Маркиан Шашкевич, Иван Вагилевич, Яков Головацкий), которые 1837года выпустили альманах «Русалка Дністровая».
В 1848 году во Львовесоздана первая украинская организация – Главную русскую раду, а также началаиздаваться первая украинская газета – «Зоря Галицкая».
Главной чертой и отличиемнового национально-демократического движения было расширение национальныхтребований от этнокультурных и языковых до социальных и политических, которыепредусматривали
республиканскоеустройство, конституцию, ликвидацию крепостого права, гражданские права,свободу совести, собственную печать и т.п.
Народникии народовци
 
Преемникамикирило-мефодийцев на востоке стали народники и громадовци, а на западе –народовци. Самыми большими заслугами выходцев с восточных, центральных и южныхземель стали учреждение украинской типографии в Санкт-Петербурге, издание тамжурнала «Основа», создание массовых общин в Киеве (больше 300человек), Полтаве, Одессе и т.п., а также перенесение центровнационально-освободительной борьбы после репрессий царизма за границу.
Величайшей фигурой этогопериода стал Михаил Драгоманов, который в своей книге «Историческая Польшаи великорусская демократия» (вышла из печати в 1882 году) и ряде другихработ сформулировал новую платформу украинского освободительного движения –взяв за основу демократические свободы и право каждого народа насамостоятельную политическую жизнь.
Галицкиеинтелигенты-народовци назвали себя именно так, поскольку считали основной всвоей деятельности связь с народом, отстаивание его интересов и прав. Когда наПриднепровье наступили времена реакции, они приняли украинскихобщественно-политических деятелей и писателей.
На Галичине открылисьновые периодические издания, возникло общество «Просвіта» и«Научное общество имени Шевченко», сложились благоприятные условиядля возникновения украинских политических партий.
Итак, как большая рекаполучается из многих ручейков и притоков, так и украинскоенационально-освободительное движение второй половины XIX века вобрало у себяидеи и опыт многих украинских общин, организаций и движений народнического идемократического направления.
Главной задачей этогодвижения к тому времени было освобождение Украины из-под гнета империй исоздание собственного государства. Вместе с тем, немало украинских демократов,включая их лидера Михаила Драгоманова и Ивана Франко, не избежали влиянияидейно-политической «эпидемии» второй половины ХIХ века – социализма.
 
Первыеукраинские партии
 
На рубеже 90-х годов ХIХвека эстафету борьбы за народные и демократические идеалы принимаютполитические партии. Идею политической самостоятельности Украины первойвыдвинула Русско-украинская радикальная партия, созданная в 1890 году наГаличине. Ее возглавляли Иван Франко, Михаил Павлик, Остап Терлецкий.
Преодолев ощутимоесоциалистическое влияние Михаила Драгоманова, эта партия, вместо главной цели –«коллективной организации работы и коллективной собственности», в1895 году объявила идею государственной самостоятельности Украины. В 1899 годуот этой партии «отпочковались» еще две — Национал-демократическая иСоциал-демократическая.
За два года до этого вКиеве состоялся съезд общин, которые объединились в общеукраинскую беспартийнуюорганизацию. В 1900 году группа харьковских студентов во главе с ДмитриемАнтоновичем объявила создание Революционной украинской партии (РУП). Через двагода от нее отделилась группа во главе с Николаем Михновским, которая создалаУкраинскую народную партию, а саму РУП в 1905 переименовали в Украинскуюсоциал-демократическую партию.
Таким образом, на рубежеХІХ-ХХ веков, с возникновением ряда политических партий украинское национальноедвижение делится на три течения – народно-демократическое, национал-демократическоеи социал-демократическое.
Вопреки некоторымотличиям в социальных программах и поиску поддержки в разных слоях населения,все они остаются верны национальной идее, которую руководящий орган Украинскойнационал-демократической партии – Народный Комитет – в день Рождества Христовав 1900 году объявил в своем обращении так: «Нашим идеалом должна бытьнезависимая Русь-Украина, в которой бы все части нашей нации объединились водно новое культурное государство».
(Под «культурнымгосударством» имелось в виду государство с высоким уровнем культуры вообщеи культуры демократии в частности).
Так вот все национальныепартии готовили идейно-политическую основу для независимого Украинскогогосударства. Вместе с тем, их раскол со временем привел к трагическомуполитическому и военному противостоянию в годы революционных освободительныхсоревнований и гражданской войны.
Уроки освободительныхсоревнований и советского эксперимента Оба подъема украинскогонационально-освободительного движения – в 20-е и 40-е годы ХХ века – потерпелинеудачу, а их самое большое достижение – Украинская Народная Республика –просуществовало недолго.
По мнению автора, главныепричины поражения двух украинских революций (или, если точнее, двух этаповУкраинской революции) такие:
– национально-освободительноедвижение Украины не было единственным, не сумело собрать под своим флагомбольшинство украинского народа, не объединило его силы в борьбе засамостоятельное государство, которое бы защитило интересы народа;
– левое крыло национально-освободительногодвижения (социал-демократы, социалисты-революционеры, украинские социалисты икоммунисты) свои классово-социальные и партийно-интернациональные задачинередко ставили выше интересов украинского народа;
– борьба за осуществлениеисконных мечтаний украинского народа – о собственном государстве и егодемократическом устройстве – очень усложнялась двумя мировыми военнымиконфликтами. А поскольку Украина была полем боя и была разделена военнымифронтами, то национально-освободительные силы практически не имели возможностиполучить хотя бы
минимальную помощь от страневропейской (по большей мере – западной) демократии;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Международная политика Украины в 90-е годы ХХ века (Укр.)
Реферат Византия после смерти Юстиниана I
Реферат Інфляція: причини виникнення та методи регулювання
Реферат Силлогизм: виды и применение на практике
Реферат План контактной сети и воздушных линий подстанции с учетом питания и секционирования
Реферат Affirmative Action Essay Research Paper Affirmativeaction is
Реферат Семиотический статус афоризма
Реферат Евгений Онегин Роман в стихах
Реферат Лекции - Фармакология (синантропные средства)
Реферат Flea By John Donne Essay Research Paper
Реферат Musica Antiqua Russica) Владимир Шуляковский (скрипка), Алексей Иванов (виола да гамба), Владимир Радченков (клавесин), Виктория Евтодьева (сопрано). программа
Реферат Углерод и его основные неорганические соединения
Реферат Анализ хозяйственной деятельности ОАО Удмуртский хладокомбинат
Реферат Методика использования контрольно-аттестационного комплекта
Реферат Кинетические закономерности электрохимического окрашивания анодных оксидных пленок на алюминии и его сплавах