Содержание
Вступление
История создания ансамблянародного танца Грузии
Грузинский национальныйбалет
Ансамбль народного танцаГрузии на современном этапе
Ансамбль народной песни итанца Грузии «ЭРИССИОНИ»
Вывод
Список литературы
Вступление
Ансамбльнародного танца Грузии — хореографический коллектив в Грузинской ССР ипозднее в Грузии. Ансамбль был организован в Тбилиси в 1945 году. Первымируководителями ансамбля и его солистами стали народные артисты СССР НинаРамишвили и Илья Сухишвили.
Врепертуаре ансамбля — народные танцы различных районов Грузии, а такжетеатрализованные сюжетные постановки с музыкальным сопровождением на грузинскихнародных инструментах.
Вансамбле работали заслуженные артисты Грузинской ССР М. Мхеидзе, В. Купарадзе,Г. Сурвиладзе, Н. Лордкипанидзе, Ш. Барамидзе, В. Каландадзе, И. Такайшвили.
Врепертуаре ансамбля танцы «картули», женский танец «самая» и многие другиеномера.
Ансамбльмного гастролировал по городам СССР, а также выезжал на гастроли в Польшу, Румынию,США, Финляндию, Францию, Чехословакию, Австрию, Болгарию, Венгрию, Данию, Италию,Венесуэлу, Колумбию, Кубу.
Первыевыезд на гастроли состоялся в 1948 году. В 1967 году довелось выступать на сенетеатра «Ла Скала» в Милане. Газеты писали об этом выступлении:
«Грузинскиеартисты балета — само совершенство. Это не танец, это — полет. Буряна сцене! Их танец бросает вызов законам гравитации. Союз мужской бравады иженской грациозности. Феерия танцоров, взлетающих в воздух с калейдоскопическойгеометрией и военной четкостью».
В1954 году Тенгиз Абуладзе снял фильм «Государственный ансамбль народного танцаГрузии».
Внастоящее время ансамблем руководит Тенгиз Сухишвили.
История создания ансамбля народного танцаГрузии
Обоснователях ансамбля грузинского танца Илико Сухишвили и его жене НиноРамишвили сохранилось много легенд. Берия представил Сталину грузинскихтанцоров, назвав их меньшевиками, и советовал расстрелять всех, кто носитфамилию Рамишвили. Однако после аудиенции у Сталина коллектив был организован ивскоре прославился на весь мир.
Казалось,в далеком 1937 году после опасной рекомендации Берии хореографу стоилоприготовится с худшему. Но Илико так страстно исполнил все свои танцы вкабинете ЦК партии, что просто очаровал вождя. На предложение ИосифаВиссарионовича «проси чего хочешь», сметливый хореограф ответил:«вашу фотографию с автографом». В тот же день Илико получилфотоснимок и разрешение на создание ансамбля грузинского народного танца.
Основателейколлектива давно нет в живых. Сухишвили скончался в 1985 году, жена пережилаего на 15 лет. Ансамбль стал семейным предприятием: им руководит сын Илико иНино Тенгиз Сухишвили, его жена Инга Тевзадзе работает репетитором, новыепрограммы ставит внук — Илико Сухишвили-младший, а костюмы придумывает внучка —Нино Сухишвили
Взнаменитой тифлисской балетной студии Перини, которую окончили основателибалета, в свое время занимался танцем и Сулико Вирсаладзе, будущий главныйхудожник Кировского театра, а впоследствии наставник и соавтор ЮрияГригоровича. В 1945 году, сразу по окончании войны, Сухишвили и Рамишвилиначали возрождать грузинский танцевальный фольклор в старой нетопленойфилармонии. Вирсаладзе помогал им, лично расписывая костюмы из дешевой бязевойткани. Костюмы бережно хранятся до сих пор и по-прежнему используются вконцертах.
Уже в1948 году ансамбль выпустили на гастроли в Европу. Концерты прошли соглушительным успехом, и приглашения посыпались со всех сторон: артистывыступали и в Америке, и в Австралии. «Сухишвили» стал первымансамблем народного танца, который выступил на сцене знаменитого оперноготеатра «Ла Скала» в Милане и установил своеобразный рекорд: после концертазанавес поднимался 14 раз. Тем самым грузинские танцоры перещеголяли самогознаменитого итальянского тенора всех времен Энрико Карузо, после выступлениякоторого занавес поднимался лишь 11 раз.
Теперьвсемирно известным ансамблем, получившим статус «национального балета Грузии»,руководит уже третье поколение династии Сухишвили — Рамишвили. На сей раз в ихпрограмме не только фирменные старинные танцы, но и современные номера,поставленные на основе фольклора. За верность традициям отвечает ТенгизСухишвили, сын основателей ансамбля, а новые танцы ставит молодой ИликоСухишвили, внук основателей. Его новации не у всех встречают одобрение, но отецзащищает сына: «Главное — он развил роль женщины в грузинском танце, ведьраньше она была пассивной. Появились плавные, скользящие движения. Он немножкосократил юбку, и стали видны ноги, стало видно, как женщины-горцы ступаютукороченными шажками».Грузинский национальныйбалет
Музатанца оказалась неимоверно щедрой к грузинам. На редкость разнообразный ибогатый танцевальными приемами грузинский танец достоин насчитывать стольковеков, сколько эта нация хранит в своей коллективной памяти.
Сосвоей стороны в грузинском танце явно отражается национальный характер, образмышления, многовековой, тяжелейший исторический опыт народа, проживающего нарубеже Европы и Азии. В каждой цивилизации существуют разные культурные слои,которые отличаются друг от друга социальным, психическим или историческимпроисхождением, но их общности взаимоспособствуют созданию новой структуры. Сэтой точки зрения танец «Хевсурули» можно считать как раз такимсинтетическим феноменом, тем более, что этот своеобразный танец соответствуетполифонической природе душевного склада грузин. Сегодня ни для кого не секрет,что главным поводом трагической истории Грузии считается ее специфическоегеополитическое расположение. Выжить и противостоять грозным противникаммалочисленный народ мог, лишь владея высоким военным искусством и особойпсихикой. Первая прекрасно выражается в тех многих военных приемах, которые встилизованном виде встречаются в таких танцах, как «Мтиулури»(Горский),«Ханджурули» (танец с кинжалами),«Мхедрули»(танец наездников), можно сказать что язык танцевальной пластики фактическиявляется единственным источником, иначе говоря, единственным«текстом», где возможно вычитать контуры грузинского боевогоискусства.
Артистизмхарактерен многим народам, но трудно найти кого-либо, кроме грузин, у которыхэта характерная черта была вознесена в ранг мировоззрения или жизненнойпозиции. Этот своеобразный механизм прекрасно просматривается в одном изнаиболее изысканных, классическом грузинском танце «Картули».Грузинский писатель и мыслитель Григол Робакидзе сравнил мужчину, исполняющего«Картули» с «тигром, смотрящимся в зеркало». Но к чемутигру смотреться в зеркало? Созерцание собственного отражения- это ведь свойствоартиста, актера, который играет роль тигра.
Чтокасается грузинского танца (пластический «текст» которого сохранилотражение душевных катаклизмов грузинского народа), то он пережил невиданнуюэволюцию и достиг мирового признания во второй половине двадцатого века, вусловиях жесточайшего тоталитарного режима. Хотя для этого на горизонтегрузинской культуры должны были появиться две монументальные фигуры -ИликоСухишвили и Нино Рамишвили, которые вместе с великолепным театральнымхудожником Симоном Вирсаладзе создали «Государственный АкадемическийАнсамбль Народного Танца Грузии», воспитали прекрасное поколение танцорови вселили новый дух в почти забытое грузинское танцевальное искусство.
Многократноеувеличение числа исполнителей, ускорение темпа, постоянная смена ритма,совершенствование грузинских приемов с упором на классическую танцевальнуютехнику и их свободное комбинирование, линейная расстановка танцевальной массына сцене и полностью рассчитанный, хорошо сбалансированный общий рисунок танца,четкое разделение солистов и массовки по балетному принципу- вот неполныйперечень задуманных Сухишвили и Рамишвили новация, которые в будущем принеслиих ансамблю мировую славу.
Таинственныйязык танца, как известно, таит в себе то, что временами сознательно«забывает» или в круговоротах истории теряет сознание народа.Сохранившиеся в недрах народного танца скрытые указания на душевный стройгрузин, катаклизмы, происшедшие в недрах коллективной души и специфическиеособенности восприятия мира, прекрасно были «вычитаны», расширены ирельефно обострены в балете Сухишвили и Рамишвили. Все это воочию видно как всозданных им танцевальных миниатюрах, так и в интерпретациях традиционныхгрузинских танцев.
Примечтально,что проведенная И.Сухишвили и Н.Рмишвили реформа грузинского танца- утонченныйтанец массовки, трансформация народных танцевальных приемов, обдуманноеединство мимики, жеста и движения, особенности сотрудничества с художником имузыкантами и т.д., своим духом близка к пяти известным принципам М.Фокина-теоретика нового балета, которые лежат в основе так называемого«балета-модерна».
Ихназывают «восьмым чудом света», «чарующим зрелищем»,«ураганом на сцене», «драгоценным фольклорным камнем вклассической огранке». В 1990 году был признан лучшим шоу года на Бродвее.
Каквидно, в танцах воспроизводится не только мировоззрение и определенноеубеждение, а психологический настрой, те глубочайшие пласты коллективного духа,которые глубоко осели в подсознании. С этой точки зрения двухчасовая программа«Грузинского Национального Балета Сухишвили-Рамишвили» представляетсякак один непрерывный, волнующий рассказ о подвигах грузинского народа, осдвигах, происходящих в его недрах. Именно в безднах коллективного духа лежиттайна единства аджарских и хевсурских, воинственных и любовных, старых и новыхтанцев.
ПредставленнаяСухишвили и Рамишвили 50 лет назад программа претерпела существенные изменения.Надо сказать, что вектор всех изменений, был и есть, направлен к внутреннейцелостности. И по сей день продолжается повседневный творческий поиск и на нашихглазах происходит эволюция танца от иллюстративности к универсальности, отсекретности к общности. Проходит время, меняются поколения виртуозных танцоров,изменяется рисунок и характер отдельных танцев, но рассказанная ИликоСухишвили, Нино Рамишвили и Солико Вирсаладзе история грузинского народа вновьнаполняет волнением сердца зрителей, приносит весть о талантливом народе,наполненном артистизмом, юмором и темпераментом.
Танецстал жизнью Илико и Нино. В этом словосочетании есть сила и гарантия успеха«Грузинского Национального Балета».Ансамбль народного танцаГрузии на современном этапе
АнсамбльНародного Танца Грузии выступил в США столько раз с шестидесятых годов, чтоможно задать вопрос: что еще может добавить этот ослепительный ансамбль кбряцанию оружием, к бросанию кинжалов, к мужскому танцу на цыпочках и кспокойным, плавным танцам, которые мы видели в их спектаклях в прошлыхпоездках?
Ответ на этотвопрос можно получить в City Center (131 W. 55 th St.), где премьерадвухнедельного сезона ансамбля народного танца Грузии состоялась во вторниквечером, премьеру можно было описать двумя словами: прямо потрясающая.
В отличие отдругих ансамблей, Ансамбль Народного Танца Грузии напоминает, что высокоеискусство тоже имеет свое место в национальных традициях. У ансамбля естьпривкус классицизма и ощущение порядка и гармонии. Даже его бравурные военныетанцы передают ощущение законов поведения, которые господствовали на полебитвы.
НинаРамишвили и ее муж, который скончался в 1985 году, были артистами балета. Как иИгорь Мойсеев, они основали ансамбль, который публика ошибочно восприняла какфольклорный ансамбль, но который на самом деле требует артистов спрофессиональной подготовкой.
Хореография ибалетные стороны спектакля более остро ощущаются в этой программе, чем впрошлых программах этого ансамбля, просто потому что некоторые из самыхсвирепых артистов, с безумными взорами, которые раньше танцевали, кажется ушлина пенсию. Теперешняя группа – младше, выглядит более шлифованной и удивительносвежей.
ТенгизСухишвили, сын основателей, сейчас является художественным руководителем и вконце спектакля он вышел на сцену на поклоны вместе со своей матерью, котораявсе еще является главным хореографом и директором ансамбля.
К счастью, ихнациональная традиция включает не только деревенские праздники, а такжекрасивые, формальные придворные танцы гордого царства, в котором частогосподствовали такие легендарные женщины как Царица Тамара.
Естьпоразительное разнообразие в видимом монотонности плавных узоров создающихсядвижением красивых женщин. Мужчины, которые ухаживают за этими женщинами,держат свои тела прямо и горда и работа ног состоит из маленьких шагов иускоренных ритмических взрывов па который называется «гасма» — встречаетсявезде.
Творческаясила тут важнее подлинности. В одном новом произведении видно вдохновениеизобразительного искусства. Рисунок придворных восемнадцатого века оживляетсяэффектно и изящно в древнем придворном танце «Садарбазо». Также, в другом танцекоторый черпает вдохновение во фреске, три женщины оживляются подобным образомдержа свечи в руках. Живой городской танец «Кинтаури» тоже впечатляет. Егоназвание обозначает традиционный жонглер и шут на свадьбах прежних времен.
Играпрекрасных Грузинских музыкантов в оркестровой яме напоминает музыку малойАзии. Военный танец сопровождается барабанами.
Грузия,конечно, в данный момент переживает национальное возрождение. Но еще одно новоепроизведение показывает ритуал, который существует во всех странах – это танецоружия, «Мтиулури», горный танец.
Секрет этихгрузинских артистов это их способность передать национальную специфику, котораясуществует в рамках всемирного искусства.
NEWYORK POST
Критик – Клайв Барнс
По крайнеймере, я никогда не был виновен в том, что не до оценил ценнейшийГосударственный Ансамбль Народного Танца Грузии, который за последнее времярегулярно приезжает в Нью-Йорк и принят с огромным успехом у зрителей. На этотраз особенно артисты выглядят прекрасно и захватывают зрителя как никогда.
Ансамбль былоснован в 30-ых годах Ниной Рамишвили, которая остается главным хореографом ихудожественным руководителем, и ее мужем, покойным Илико Сухишвили. Это труппаиз 70 танцоров представляет стилизованную, практически балетную версию грузинскогонародного танца, со всем его изяществом и мощью воплощенные в театральнуюформу.
Второй самыйзнаменитый грузин в истории Георгий Баланчини (я полагаю, что, к сожалению,первое место занимает Иосиф Сталин), всегда утверждал, что «балет это женщины».Но с государственным ансамблем народного танца Грузии это совсем не так – здесьмужчины, эти свирепые хореографические войны со сверкающими искрами исходящиеиз звенящих саблей, изгибаясь в воздухе, кружась на цыпочках или простоприхорашиваясь с гордостью павлина; они, прежде всего выдающиеся и великолепны.
Смотрите,Баланчини вовсе не ошибался. Мои самые заветные воспоминания о Тбилиси, столицаГрузии и город в который я влюбился с первой прогулки, были об улицах полныхсамыми красивыми женщинами в мире, все – не взирая на возраст или величину –выглядели сдержанно-страстными, а мужчины выглядели закаленными, нообыкновенными.
Так чтовообразите себе, какими дивными выглядят женщины танцовщицы; к счастью Вам ненужно себе вообразить этого, потому что ансамбль выступает в театре Сити Центрв течение следующей недели. Чудесно одетыми выдающимся художником Грузии,покойным Симоном Вирсаладзе, эти чарующие и изящные женщины воплощениепрекрасного Байронского образа: «Идет она во всей своей красе, как безоблачнаяи звездная ночь».
«Нью ЙоркНьюсдай»
Репортер –Джанис Бэрман
«В шаг сГрузинской Труппой»
Самая явнаяразница между Грузинским Ансамблем и другими фольклорными труппами, которые мывидим здесь в Нью-Йорке, есть то, что мужчины танцуют на носках в течениенеимоверно продолжительного времени, а также прелестное кажущееся безразличие,граничащее с пассивностью, обволакивает женщин сногсшибательной красоты.
Грузинскийансамбль, труппа из шестидесяти танцоров и шести музыкантов, был основан в 30-хгодах покойным Илико Сухишвили и Ниной Рамишвили, это самая сплаченная единицатанцоров.
Западный мирсчитает, что на носках лишь только женщины могут танцевать, но грузинскиемужчины пользуются этим, как частью своего арсенала трюков. Не увидеввеликолепного грузинского арабеска и пируэта в гладких кожаных сапогах доколен, человек не может сказать, что он все увидел в жизни. Бывают моменты,когда танцоры прыгают через сцену выгибая спину на лету, падая на колени (свысоты пяти футов), совершают несколько пируэтов. Один из юношей танцоровохватывает всю сцену пируэтами на коленях.
Музыканты,особенно барабанщики, подчеркивают оживленность движений в танцах и костюмы иголовные уборы – особенно женские многочисленные косы до талии – всезамечательно.
Радио станцияWQXR (96.3 FM)
Программа –«Мир Танца»
ГосударственныйАнсамбль Народного Танца Грузии выступает в театре Сити Центр до следующеговоскресенья. Это самое живое, семейное развлечение, которое мы видели со временБаланчина и его постановки балета «Щелкунчик». В этом ансамбле из Грузиидействие танца переходит границы фольклорности; в нем контроль и дисциплина,как в самой прекрасной балетной труппе. Напоминает творчество Баланчина,вероятно это грузинская кровь проявлялась в его мастерстве.
В этомансамбле хореографы Нина Рамишвили и Илико Сухишвили следят строго за формой иидеальным исполнением движении, невзирая на быстроту. Мужчины превосходны,рослые как баскетболисты и быстрые как кошки. Искры летят с их сабель, кинжалыих пронзают пол с неимоверной точностью.
Попытаетесьпрыгнуть в воздухе подгибая колени под себя. Потом упадите на колени на пол ивскочите вновь, чтобы снова упасть и продолжать! А потом покрутитесь на пальцахв мягких сапогах с такой быстротой, чтобы никто не распознал вашегособственного лица. А после покрутитесь вокруг сцены на коленях. Очаруйтепрекрасных дам, которые наблюдают спокойно и игриво за вашим смелым танцем,который старается завоевать их благосклонность.
ВГосударственном Ансамбле Народного Танца Грузии, как ни в каком другом ансамблесливаются фольклорность и традиции в одухотворенное искусство. Ни в коем случаене пропустите их выступления.
Ансамбль народной песни итанца Грузии «ЭРИССИОНИ»
Государственныйакадемический ансамбль народной песни и танца Грузии «ЭРИССИОНИ». Всопровождении собственного оркестра и хора! ЛЕГЕНДАРНОЕ ГРУЗИНСКОЕ ШОУ! Если вылюбите грузинскую культуру, если вы фанатеете от зажигательных ритмов исумасшедшей мужской энергии и энергетики грузинских танцоров, если вы не пропускаетени одних гастролей из Грузии, но вы не видели ансамбль «Эриссиони» — то вы невидели НИЧЕГО! Ибо считается, что грузинский ансамбль «Эриссиони» известен нетолько на земле, но и за ее пределами. В 1976 г. американское космическоеагентство NASA, начав глобальное исследование «Вояджер», отправило в космоспесню «Чакруло» в исполнении «Эриссиони» как образец музыкальных способностейчеловечества!
Беспрецедентныйслучай — «Эриссиони» вошел в золотой диск мировых знаменитостей (Франция, 2002г.) и находятся в нем на 2-м месте! Первое — заняла композиция «Барселона»Кабалье и Меркури. Ну, а после «Эриссиони» — Паваротти, Каррерас, Доминго… Неудивительно, ведь шоу «Эриссиони» — действие завораживающее,чарующее, динамичное и ни в чем не уступающее по драматургии и размаху, а вомногом даже превосходящее знаменитые танцевальные «этно-шоу»«Riverdance»и «Lord of the Dance». «Эриссиони» глобальныймеждународный проект высокопрофессиональных артистов, который сталфеноменальным культурным явлением, вместившим в себя 15-вековую историюразвития музыкального искусства Кавказа. У ансамбля тысячи поклонников — наконцертах «Эриссиони» только в Европе побывало более 150 тысяч зрителей.Участники легендарного ансамбля «Эриссиони»под руководством режиссераДжемала Чкуазели и балетмейстера Реваза Чохонелидзе, совершили настоящее чудо,создав на сцене действо, каждая секунда которого наполнена любовью к Грузии.
Грузинскиеполифонические мелодии в исполнении «Эриссиони» считаются образцом даже в такой«поющей» стране, как Грузия. История ансамбля берет начало в 1885 г., когдаЛадо Агниашвили, грузинский писатель и публицист великий политик, князь ИльяЧавчавадзе и чешский композитор Иосиф Извратил основали грузинский хор, вдальнейшем к нему примкнула труппа народного танца. Сегодня «Эриссиони» -123года! Только в 2002 г. «Эриссиони» дал 21 концерт с аншлагами во ДворцеКонгресса в Париже! В Москве концерты «Эриссиони» прошли с аншлагом вКремлевском дворце. Ансамбль успешно выступал во всех республиках и большихгородах бывшего СССР.
Коллективвосторженно встречали: во Франции (8 раз), в США (5 раз), Канаде (3 раза),Германии (3 раза), Португалии, Венгрии, Перу, Мексике, Нидерландах, Индии, воВьетнаме, Сингапуре, Швеции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Китае, Турции и т. д.Западная пресса назвала творчество «Эриссиони» «живым музеем фольклора» ишедевром! Представление «Эриссиони», которое Украина увидит в ноябре, — сталоодним из самых крупнобюджетных музыкально-хореографических зрелищ в историишоу-бизнеса, реализованных с использованием ультрасовременных технологий.Мастерское переплетение сюжетов из национальной истории, воплощенных талантомболее 100 артистов (!!!!) в восхитительных танцах, музыке и песнях, дополняемыхпотрясающими костюмами, декорациями, фантастическим светом и великолепнымзвуком, превращают шоу в триумф кавказской культуры на мировой сцене.
Вывод
«Грузинскийнациональный балет — это уникальный феномен, который хотя бы раз нужно увидетьсобственными глазами»
“Le Figaro”
«Их танецбросает вызов законам гравитации. Они делают двойные пируэты с колен, аголовокружительно-скоростные вращения
завершают сневероятной меткостью»
“TheWashington Post”
«Грузинскиеартисты балета — само совершенство. Это даже не танец, это — полет.
Шторм прямона сцене!»
“DailyMirror”
«Во всем мирене найти лучшего ансамбля народного танца»
“TheWashington Post”
Помнению зарубежных критиков, Ансамбль народного танца Грузии по своей силе танцаи выработке адреналина намного превосходит известное фолк-шоу Lord Of TheDance.
Легендарныйколлектив, названный The Washington Post лучшим в мире ансамблем народноготанца, был признан лучшим шоу года на Бродвее. Еще в 1935 году в Англиикоролева Елизавета (Королева-мать), восхищенная сольным номером в исполнении основателяансамбля Илико Сухишвили, передала золотую медаль жюри фестиваля патриархугрузинской хореографии. Он был действительно сильнейшим танцором: делаядвижения, от страсти он весь обливался кровью, каждый раз танцевал он, какпоследний… Его энергия и страсть передавалась всем, кто находился рядом…
«Ихтанец бросает вызов законам гравитации, — восхищается The Washington Post. — Они делают двойные пируэты с колен, а головокружительно-скоростные вращениязавершают с невероятной меткостью».
«Грузинскийнациональный балет — это уникальный феномен, который хотя бы раз нужно увидетьсобственными глазами», — пишет Le Figaro.
Балет«Сухишвили» стал первым ансамблем народного танца, который выступил наподмостках знаменитого миланского оперного театра «Ла Скала». После выступлениятам грузинского коллектива занавес театра поднимался 14 раз — рекордзнаменитого тенора Энрике Карузо был побит (при нем занавес поднималсяодиннадцать раз). Такого оглушительного успеха никто не мог и предвидеть.
Болеедвухсот турне, более, чем 1700 городов, 88 стран и более 50-ти миллионовзрителей — таков послужной список грузинской балетной труппы. Потрясающаялегкость, высочайшая техническая точность, яркие великолепные костюмы внациональном стиле, 70 высокопрофессиональных артистов, собственный оркестр склассическими кавказскими инструментами...
Вездекроме Индии их выступления сопровождались оглушительными рукоплесканиями. Вэтом сказочном месте зрителям пришлось держать сцену на руках, чтобы не рухнуливнезапно сломавшиеся опоры и артисты смогли закончить выступление.
Список литературы
1. Официальныйсаит Грузии — www.all.ge “Культура Грузии”
2. Журнал«Вся Грузия» — Опубликованная «09.16.2001.» г. Тбилиси.
3. ПервыйТбилисский канал. Программа — «Великие люди Грузии» «03.23.2002.» Тема: «НинаЧавчавадзе».
4. Информацияполученная от “Посольства Грузии в Россииской Федераций.”
5. Журнал“ХХ Саукуне” издатель “Лаша Табукашвили” Тбилиси 1997г.