Реферат по предмету "Культура и искусство"


Образ Богородицы в русской иконе

Содержание
Введение
1.Становление русской иконографии Богоматери
1.1 Источники формирования образаБогородицы в иконографии
1.2 История русской иконографииБогоматери 2. ОбразыБогородицы в Русской иконе
2.1 Основные типы изображенияБогородицы в русской иконографии
2.2 Наиболее значимые русские иконы Богородицы
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8

ВВЕДЕНИЕ
Образ Богородицы врусском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых вековпринятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли вдушу народа. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще прикнязе Владимире, была посвящена Богородице. В XII веке князь Андрей Боголюбскийввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров ПресвятойБогородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русскойземле. Затем в XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва иУспенский собор в Кремле будут именовать Домом Богородицы. Фактически с этоговремени Русь осознает себя посвященной Деве Марии.
Образ Богородицы занимаетисключительное место в православной духовности. Ярким воплощением любви ипочитания Богоматери на Руси стала развитая православная иконография Богородицы- в календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых ичудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименованийеё икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, имнаписаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты. Из наиболее известных ипочитаемых икон в православии можно назвать Казанскую, Владимирскую, Печерскую,Феодоровскую, донскую иконы Божьей Матери и многие другие. Образ Богородицы — Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, образы его земнойматери, по наблюдениям исследователей – один из самых распространенных, нарядус образом Спаса, в русской иконографии- совокупности типов изображенияБогородицы в иконописи и система их изучения. Иконы Богоматери – один изсимволов Российской культуры, интерес к которому не ослабевает. Из этого вытекаетактуальность нашей работы.
Основная цель работы:проследить процессы формирования и развития отечественной иконографииБогоматери.
Задачи вытекаемые изпоставленной цели таковы:
— проследить и описатьосновные процессы непосредственно влияющего на развитие иконографии Богородицы– богородичную догматику, а также, материалы ветхого Завета и Жития святых;выявить основные исторические и культурологические особенности, связанные состановлением русской иконографии Богородицы, понять взаимосвязь этих процессов.
— выявить основныесовокупности типов изображения Богородицы в русской иконографии, описатьнаиболее значимые из русских икон Богоматери.
Для решения поставленныхцелей и задач мы пользовались материалами по истории, культуре русской иконы.

1. Становление русскойиконографии Богоматери
 
1.1 Источникиформирования образа Богородицы в иконографии
За десять вековхристианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери.Специалисты насчитывают до семисот иконографий. Богородичные иконыхристоцентричны по определению, так как через рождение Христа Мария становитсяБогородицей, Богоматерью. Однако иконография Богородицы не появилась на пустомместе – формированию и развитию ее способствовали Богородичная догматика, атакже ряд основных источников – Евангелия, Апокрифов, Ветхого Завета и ЖитияСвятых[11, с. 49].
Богородичная догматикаоснована на тайне Боговоплощения, и через образ Богородицы раскрывается глубинабогочеловеческих отношений. Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе,становится матерью Бога (Богородицей). И поскольку это материнство надприродно,то в нем таинственным образом сохраняется и Ее Девство. Тайна Богоматери в томи состоит, что через Девство и Материнство Она является новой тварью[8, с. 54].И почитание Ее связано именно с этим. Св. Григорий Палама писал:«Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее,как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Еебудут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, ипредстательница тех, кто после Нее, и Заступница вечная. Она предмет прорицанияпророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Онаслава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она начало, источник,корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвамио нас, во славу прежде всего от Отца рожденного и в последние времена от Неевоплотившегося Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобает всякая слава,честь и поклонение, ныне, всегда и во веки веков» («Слово наБлаговещение») [2, с. 93].
Из богородичнойдогматики, выросла вся восточно-христианская гимнография: Роман Сладкопевец иИоанн Дамаскин, Ефрем Сирин и Игнатий Никейский и многие другие замечательныепоэты и богословы оставили произведения, посвященные Богородице. На Руси втонкости богословия не слишком вдавались, но почитание Богоматери носило неменее высокий и поэтичный характер. Образ Приснодевы Марии и Матери Господанашего Иисуса Христа обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы иУтешительницы.
Эта чисто народная стихиялюбви к Богоматери иногда выплескивалась через край, за рамки христианскогомиропонимания: образ Богородицы то размывался фольклорной стихией, сближающейего в непросвещенном народном сознании со сказочной Матерью-Сырой-Землей, тоэтот образ обретал туманные очертания Вечной женственности [4, с. 102].
Евангелие дает немногосведений о жизни Богородицы, хотя мы видим ее в самых важнейших событиях,связанных с земным путем Христа и историей нашего спасения: Благовещение,Посещение Марией Елизаветы, Рождество Христово, Сретение, Обретение Отрока воХраме, брак в Кане Галилейской и т.д., вплоть до Распятия и Воскресения. ТемаМарии в Евангелии звучит всегда рядом с темой Христа, причем то ярко, то словноотходя на второй план. Ее тихое присутствие окрашивает повествование в нежныетона, помогая воспринимать все события в их какой-то особой глубине: «ислагала все слова сии в сердце своем» [9, с. 179]
Те события, которые лежатза пределами описанных в Евангелии, вошли в иконописную традицию изапокрифических источников — Рождество и Детство Марии из Протоевангелия Иакова,Успение из Евангелия от Никодима и другие источники [1, с. 59]. Историчностьэтих текстов не безупречна, но Церковь всегда видела в них большойназидательный смысл, и потому они сохранились в Предании. На основе Писания иПредания сформировались богородичные праздники, вошедшие в церковныйлитургический год, а также формировалась иконография этих праздников[10, с.286].
На сложение богородичнойиконографии оказал влияние и Ветхий Завет, вернее, та богословская традиция,которая видела в Ветхом Завете прообразы Нового Завета [3, с. 98]. Так,например, образ Богоматери зеркален образу Евы в Библии: как через женщинувошел грех, а с ним смерть, так и через женщину входит в мир спасение,рождается Спаситель. Точно так же и Христос называется Новым Адамом.Непослушание одной искупается послушанием другой. Многие образы Ветхого Завета,начиная с Неопалимой Купины, из которой вещал Бог Моисею, вплоть до виденийпророков, в той или иной степени богословская традиция относит к образу Богородицы[1, с. 87]
Образ Богоматериассоциировался также и с образом Церкви: как через Ее тело воплотился Бог длятого, чтобы стать одним из нас, так и мистическое Тело Христово связывается сБогородицей [2, с. 168]. Жития святых, писания св. отцов также были материаломдля создания иконографии Богородицы.
1.2 История русскойиконографии Богоматери
Сюжеты,включавшие в себя изображение Богородицы, в христианском искусстве появляютсядовольно рано: уже во II — V вв., в «живописи катакомб» есть сцены Благовещения(катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. СебастьянаIII-IV вв.) [6, с. 87]. Часто встречается сцена Поклонения волхвов. Внемногочисленных, дошедших до нас предметах прикладного искусства также естьсюжетные сцены, включающие фигуру Богоматери. Причем уже в иконоборческую эпоху(VI-VII век) исследователи видят вполне сложившуюся иконографию[6, с. 89].Примером тому могут служить т.н. Ампулы Монцы из Боббио — серебряные сосудынебольшого размера для благовоний, которые были подарены около 600 г. королевелангобардов Теоделинде. Ампулы эти украшены сюжетными композициями, в которыхприсуствуют иконографические схемы, хорошо известные до сих пор — СценыБлаговещения, Крещения, Встречи Марии и Елизаветы, Жены у гроба Господня,Вознесение, Рождество и др. [6, с. 89]
Первыеиконы Богоматери в собственном смысле слова появляются, после Эфесского собора431 года. Собор догматически утвердил за Марией право называться Богородицей,т.к. через рождение Иисуса от Св. Духа Мария участвует в тайне Боговоплощения.Несколько из ранних икон Богоматери были привезены с Синая в прошлом векеепископом и ученым Порфирием Успенским. На одной из них представлена Дева Марияс Младенцем Христом на коленях, сидящая на троне в окружении ангелов и свв.Федора и Георгия. Икона написана пастозно, в стиле позднеантичной живописи, нов ней уже есть и новые черты, не известные античности — особое внимание к лику,фронтальный разворот и жест руки Марии, указывающей на Младенца Христа [6, 45].
Вранних мозаиках также встречается изображение Богоматери — церкви Санта МарияМаджоре в Риме (V в.), Сант Аполинаре Нуово в Равенне (VI в.), ПанагияАнгелоктиста на Кипре (VII в.), Успения в Никее (VIII в.), Св. Софии вСалониках (IX в.) и т.д. Среди ранних фресок следует указать церковь СантаМария Кастельсеприо в Италии (VII-VIII вв.).
Вэпоху расцвета христианского искусства — на вершине средневековья образБогоматери был самым излюбленным во всех уголках христианского мира — отИспании до Армении, от Сирии до Германии [6, 15]. Но самые, тонкие игармоничные образы Богородицы созданы в Константинополе. В мозаиках Св. Софии присутствуютразнообразные иконографические типы, начиная от образа Богоматери с МладенцемХристом на престоле, изображенного в апсиде (876 г.), вплоть до Богородицы издеисусной композиции на южной галерее (XII в.). Византийское искусство знаетнемало и замечательных богородичных образов, запечатленных в иконах. Одна изних, получившая впоследствие наименование «Владимирской», прибыла наРусь и здесь стала эталоном иконописания.
Одноиз преданий гласит, что эта икона Богоматери была создана еще при ее жизни, чтоих написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. Икона была привезена вначале XII века в Киев из Константинополя. Имя «Владимирская» онаполучила на Руси: ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северо-восточныеземли, князь Андрей Боголюбский. С возвышением Москвы в конце XIV века святыняперемещается в новый духовный и политический центр. Московский Успенский соборс тех пор называют Домом Богородицы, но за самой иконой закрепляетсянаименование «Владимирской». Торжественная встреча иконы описана влетописях, в память о ней введен праздник Сретения Владимирской иконы БожьейМатери, на месте, где москвичи во главе с митрополитом Киприаном встречаличудотворную икону, основан Сретенский монастырь, а улица, по которой двигаласьпроцессия со святыней, получила название Сретенка. В 1395 г. вся Москвамолилась перед Владимирской иконой о спасении Москвы от страшного нашествияТамерлана и Божья Матерь отвела 6еду. В 1480 г. По преданию, икона,поворачивает войска хана Ахмата от границ Руси. Река Угра, где стояли войскаАхмата, получила в народе название Пояса Богородицы, именно здесь, по преданию,явилась хану Сияющая Дева и повелела покинуть русские пределы. В 1591 г. вновьроссияне прибегают к заступничеству Богородицы, в этот год приступает к МосквеКазы-Гирей. Тогда москвичи молились перед иконами Владимирской и Донской. В днисмуты и интервенции начала XVII века войска народного ополчения борются непросто за Москву и Кремль, но за свою национальную святыню — «яко уно естьнам умерети, нежели предати на поругание пречистыя Богородицы образ Владимирския».[1, 79]
Почитание«Богоматери Владимирской» привело не только к тому, что на Русисуществовало много списков с нее, много ее повторений. Большое распространениена Руси богородичных икон начиная с XV-XVI вв., свидетельствует о большомпочитании образа Богородицы в русской Церкви. [1, с. 305].
Начинаяс XVII века в литературе появляется особый жанр — сочинения об иконахБогоматери и чудесах, от них происходивших. Это были своего рода первыеисследования богородичных икон и осмысление иконографий, и в то же время этосказания в народном духе, где перемежаются реальные свидетельства о чудесах сполулегендарными рассказами. [1, с.309]
Такимобразом, сделаем несколько общих, для данной главы выводов: формированию иразвитию иконографии Богородицы способствовали Богородичная догматика, а такжеряд основных источников – Евангелия, Апокрифов, Ветхого Завета и Жития Святых. Вистории Руси иконография Богородицы начинается с Владимирской иконы БожьейМатери, Почитание «Богоматери Владимирской» привело не только к тому,что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Большоераспространение на Руси богородичных икон свидетельствует о большом почитанииобраза Богородицы в русской Церкви.
2. Образы Богородицы вРусской иконе
 
2.1 Основные типыизображения Богородицы в русской иконографии
Внешний вид Богородицыкроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков,например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционноизображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужнейженщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета.Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах[6, 80]. Надпись на иконедаётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ илиΜΡ ΘΥ (Матерь Божья). [6, 81]
Иконы Богородицы призваныраскрывать всю Богородичную догматику христианства. Основные типы изображенияБогородицы на Руси обычно сводят к четырем – Оранта, Елиуса, Одигитрия,Агиосоритисса [1, 14]. Подробнее рассмотрим каждый из этих типов.
Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — одиниз основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми ираскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционномжесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских(ветхозаветных) времён.
От прочихиконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественностьи монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, чтоотвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству,в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенцаиспользуются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций,например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.
В византийском идревнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты сМладенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. — с нами Бог — одно изпророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14),представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне,либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традицииданный тип иконографии получил особое именование — «Зна́мение». Основнойсмысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвыБогоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённомсмысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за нимевангельских событий вплоть до Второго Пришествия.
На иконах в иконографииЗнамения Богородица может изображаться в рост, как, к примеру, на ЯрославскойОранте (Великой Панагии — от греч. Παναγία — Всесвятая) или Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородском Знамении илиКурско-Коренной иконе [4, с. 67-69]
Елиуса — (греч.Ελεούσα — милующая отέλεος — сострадание, сочувствие), (Умиление).Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимсящекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеаломрода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Иконапреобразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога клюдям.
Именно к этому типуотносится упоминаемая выше Владимирская икона Богородицы. Также к этому типу,можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы: Донская, Феодоровская,Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взысканиепогибших, Дегтярёвская икона и др.
К сокращённому, оплечномуварианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное)относится Корсунская икона. В византийской стенной росписи также можновстретить ростовые изображения Богородицы, близкие типу Елеусы. [8, с. 56-57].
Одигитрия — Одиги́трия (греч.Οδηγητρια — Указующая Путь),Путеводи́тельница — один из наиболее распространённых типов изображенияБогоматери с Младенцем: Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукойОн благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствуетиконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило,Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенныеоплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
С догматической точкизрения основной смысл этого образа — явление в мир Небесного Царя и Судии ипоклонение царственному Младенцу.
По преданию, самая перваяОдигитрия (Влахернская икона) была исполнена евангелистом Лукой, привезена изсвятой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, азатем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыряОдигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот типбогородичных икон получил необычайно широкое распространение во всемхристианском мире, а особенно в Византии и в России.
К этому типу относятсятакие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская,Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская,Споручница грешных и др. [8, с. 59-60]
Этот тип известен по рядувизантийских источников не позднее IX-X вв., получил широкое распространение ввизантийском искусстве XII-XV вв. Оттуда перешел в русскую иконографию.
Один из видов икон,представляющих Богородицу Параклесис (Агиосоритиссу) в русской иконописиполучил название Боголюбская (по имени князя Андрея Боголюбского), которому полегенде явилась Богоматерь со свитком в правой руке и с левой рукой, простёртойна молитву к видимому на возду́хе Христу [10, с. 69].
Таковы основныесовокупности типов изображения Богородицы.
В календаре РусскойПравославной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы,вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон [11, с. 49]. Несколькоосновных икон мы опишем в последующем изложении.
2.2 Наиболее значимыерусские иконы Богородицы
Кнаиболее почитаемым иконам Богородицы на Руси можно отнести несколько сотеникон, однако, мы в нашем изложении остановимся лишь на нескольких знаковых длярусской культуры и истории икон: Владимирская икона Божией матери, которая былаописана выше, Казанская икона Божией Матери, Ярославская (Печерская) иконаБожией Матери, Феодоровская икона Божией Матери.
Казанскаяикона Божией Матери — чудотворная икона Богородицы,явившаяся в Казани в 1579 году. По легенде, осле пожара в Казани в 1579,уничтожившего часть города, девятилетней Матроне Онучиной явилась во снеБогородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте наглубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанскойиконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в РусскойЦеркви.
Наместе явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первоймонахиней, а после и игуменьей которого стала Матрона Онучина (принявшая имяМарфа). Уже в XIX не было полной ясности, где находился подлинник явленнойиконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в казанскомБогородицком монастыре.
29июня 1904 из Богородицкого монастыря икона была похищена. Похитителя нашли: имоказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин. Он утверждал, что драгоценностии оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что былоподтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не разменял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, вчастности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также, что иконуЧайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.
Историяпочитания иконы тесно связана с приписываемыми ей чудесами, которые началисьещё при её перенесении с места явления в храм: исцелились двое слепых,участвовавших в процессии.
Ужев 1579 году список с Казанской иконы отправлен в Москву царю Ивану IV(Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенёсен вСанкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицына Невском проспекте, которую в 1811 году сменил Казанский собор.
Ужек XIX веку Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой вовсероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десяткиофициально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям. Вконце XX века получили распространение мифы об особой роли иконы в ВеликойОтечественной войне.
ИконографическиКазанскую икону принято относить к варианту Одигитрии: Богородица изображаетсяогрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу.Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, виднатолько правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.
Казанскаяикона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне онаявляется по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичныхикон в России [2, 130-131].
Ярославская(Печерская) икона Божией Матери — православная русскаяикона, причислена к чудотворным образам Богородицы. В настоящее времябезвозвратно утеряна. Празднование иконе совершается 14 мая по юлианскомукалендарю.
Происхождениеиконы остаётся до сих пор неизвестным. Начало её почитания связано со следующейлегендой.
Ярославскаягражданка Александра Дмитриевна Добычкина семнадцать лет страдала психическимрасстройством, называемым ныне депрессией. Будучи невыпеченной, болезнь привелак жестокой ломоте в руках и суставах. Бедная женщина не могла спокойнопереносить страдания и часто кричала. Родные болезненно переживали происходящееи усердно молились о выздоровлении несчастной.
В1823 году женщине приснился некий храм, в котором она отчетливо увиделаизображение иконы Божией Матери. Посчитав сон вещим, она стала ходить поЯрославлю и искать явленный ей в сонном видении храм. Однажды (1 мая) зашла натерриторию Архиерейского дома и, увидев церковь «Происхождения честных древ»,узнала в ней тот самый храм.
Войдявнутрь церкви, сразу же обнаружила на стене фреску, изображающую Божию МатерьПечерскую. Но тут с ней случилось нечто странное: она упала на пол, сталакорчиться и потеряла сознание. Очнувшись, Александра почувствовала, что сможетполучить исцеление. На следующий день она вновь была в церкви, усердно молиласьпред образом о выздоровлении и только захотела приложиться к изображению, какпочувствовала внутри себя некое непонятное движение и совершенноевыздоровление.
Стех пор икона стала считаться способной на исцеления и, будучи причисленной кчудотворным, стала называться Ярославской (Печерской).
Впервой половине XX века чудотворное изображение было уничтожено.
Иконографическийтип иконы — Одигитрия. На этой иконе Богоматерь изображена с ПредвечнымМладенцем на коленях, благословляющим руками преп. Антония (слева) и Феодосия(справа), чудотворцев Печерских. За царским троном, на котором восседает БожияМатерь, изображены два ангела (возможно архангелы Михаил и Гавриил).Чудотворный образ напоминает более известную в России икону «Державную» [2,102-104]
Феодоровскаяикона Божией Матери — почитаемая в Русской церквичудотворной икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы.Предание приписывает её авторство евангелисту Луке. Почитается как одна изсвятынь дома Романовых, поскольку легенда связывает её с призванием в 1613 годуна царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.
Опоявлении этой иконы на Руси ничего неизвестно, первые легендарные упоминанияоб образе схожей иконографии относятся к XII веку.
Пораспространённому преданию, в 1613 году Феодоровской иконой благословили приизбрании на царство Михаила Фёдоровича, основателя династии Романовых. Этосделало икону особо почитаемой в новом царском роду. Михаил взял с собой вМоскву список с иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы«на Сенях». В 1618 году он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636году по указанию царя икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсилидрагоценной ризой. С ростом популярности иконы с неё начинают создаватьмногочисленные списки, со второй половины XVII века становятсяраспространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа. В 1745 годупо указанию Святейшего Синода икону вновь подновили и украсили новой золотойризой.
Сконца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей ипринимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получалисебе отчество Фёдоровна. Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. Вначале XIX века на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотойоклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. В 1891 году для иконыизготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года,когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей.После Октябрьской революции икона не попала в музейные фонды, а продолжаланаходиться в церкви.
Феодоровскаяикона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общаяиконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. По этой причинемногие исследователи считают её списком-репликой.
ОтличиемФеодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка МладенцаХриста. Общая сохранность иконы в настоящее время низкая, она неоднократнопоновлялась и оригинальная живопись ликов Богородицы и Иисуса Христа заметнопотёрта [3, 59-60].
Донскаяикона Божией Матери — икона Богородицы с младенцем Христомна руках, выполненная в иконографическом изводе Елеуса. Икона являетсядвусторонней: на лицевой стороне помещено изображение Богородицы с Младенцем,на обороте Успение Богородицы.
Попреданию (согласно предисловию ко вкладной книге Донского монастыря от 1692года), поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому передКуликовской битвой (1380 год). В Русской церкви икона почитается чудотворной,празднование в её честь совершается 19 августа (по юлианскому календарю).
Искусствоведыдатируют время её написания 1382-1395 годами, автором считают Феофана Грека,либо одного из мастеров его круга. В настоящее время Донская икона находится вТретьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют вДонской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.
ПередДонской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный.Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском собореМосковского кремля.
Церковноепредание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского ханаКазы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, сиконой был совершён крестный ход вокруг городских стен, после которого её поместилив полковой церкви. На следующий день — 19 августа русскими войсками былаодержана победа, которую приписали заступничеству Богородицы. В память об этомна месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали списокс иконы) и установлено празднование в честь иконы. С этого времени иконаначинает почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.
В1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство БорисаГодунова.[6] В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына. Вконце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, апозднее вновь вернулась в Благовещенский собор. Во время захвата Москвывойсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада. В 1919 годуДонская икона поступила в Государственный исторический музей. С 1930 года находитсяв собрании Третьяковской галереи [3, 105-106].
Таковаистория и обретения нескольких знаковой для отечественной иконографии иконБожией матери.
Сделаемнесколько общих выводов по главе:
— Основные типы изображения Богородицы на Руси обычно сводят к четырем: Оранта,Елиуса, Одигитрия, Агиосоритисса, каждый из которых имеет свои особенностиизображения Богородицы и свой духовный смысл;
— К наиболее почитаемым иконам Богородицы на Руси можно отнести несколько сотеникон, в календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых ичудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименованийеё икон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, исходя из поставленной нами в начале изложения общей цели, мы пришли кследующим выводам:
— образ Богородицы является одним из самых почитаемых в отечественнойиконографии. Только в календаре Русской Православной церкви упоминается около260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860наименований её икон;
— иконография Богородицы не появилась на пустом месте – формированию и развитиюее способствовали Богородичная догматика, а также ряд основных источников –Евангелия, Апокрифов, Ветхого Завета и Жития Святых. Богородичная догматикаоснована на тайне Боговоплощения, и через образ Богородицы раскрывается глубинабогочеловеческих отношений. Основной лейтмотив её: Мария, давшая жизнь Богу вЕго человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей).
— Основные типыизображения Богородицы на Руси обычно сводят к четырем: Оранта – образпредставляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытымиладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы; Елиуса– Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимсящекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеаломрода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Иконапреобразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога клюдям; Одигитрия — Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Онблагословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, основной смысл этогообраза — явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственномуМладенцу; Агиосоритисса — тип изображения Богородицы без Младенца при которомобычно в повороте три – четверти с молитвенным жестом рук.
— К наиболее почитаемым иконам Богородицы на Руси можно отнести несколько сотеникон, однако, мы в нашем изложении мы остановились на нескольких иконах:Владимирской иконы Божией матери, Казанской иконы Божией Матери, Ярославской(Печерской) иконы Божией Матери, Феодоровской иконы Божией Матери, которыетесно связаны с историей России и являются знаковыми для ее культуры и истории.
Таким образом, нашосновной вывод – образ Богородицы в иконах занимает исключительное место вправославной духовности.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. АлпатовМ.В. Древнерусская иконопись. М., Изобразительное искусство, 1978. – 345 с.
2. БарскаяН.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. – М., Просвещение, 1993. – 276 с.
3. ЗамятинаН.А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры,2000 – 272 с.
4. Лазарев В.Н.Московская школа иконописи. М., 1971. – 316 с.
5. ЛюбимовЛ.Д. Искусство древней Руси. – М., Просвещение, 1974. – 489 с.
6. МоисееваТ.В. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. – М.: «АРТ-БМБ», 2002.– 290 с.
7. ПокровскийН.В. Очерки памятников христианского искусства. – СПб.: «Лига Плюс», 2000. — 412с.
8. СарабьяновВ.Д., Э.С. Смирнова. История древнерусской живописи. – М.: ПравославныйСвято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.-198 с.
9. Успенский Л.А.Богословие иконы Православной церкви. М., 1989. – 380 с.
10.  УспенскийА.А. Искусство русской церкви. Иконопись. М., 1987. – 510 с.
11.  ЯзыковаИ.К. Образ богородицы в русской иконографии. Саратов, 2004. – 370 с.

Приложение 1
Типиконы Агиосоритисса. Из центрального иконостаса Успенского собора МосковскогоКремля. Византия. Конец XIV в.
/>

Приложение 2
Типиконы Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век)
/>

Приложение 3
Типиконы Одигитрия. Одигитрия Смоленская. Дионисий. 1482 г.
/>

Приложение 4
Типиконы Оранта. Ярославль. Около 1218 г.
/>

Приложение 5
Владимирскаяикона Божией Матери. Византия 12 век
/>

Приложение 6
Казанскаяикона Божией матери
/>

Приложение 7
Ярославскаяикона Божией матери
/>

Приложение 8
Феодоровскаяикона Божией Матери
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ формирования и исполнения местного бюджета
Реферат Анализ финансовой деятельности предприятия 2
Реферат Анализ структуры капитала предприятия
Реферат Диагностика развития восприятия у детей старшего дошкольного
Реферат Анализ финансового состояния ООО Камапласт
Реферат Анализ использования фонда заработной платы
Реферат Анатомия и физиология артерий нижних конечностей. Этиология и патогенез
Реферат Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 11
Реферат Анализ финансовой деятельности предприятия 7
Реферат Почему несчастен отец Горио? (по Бальзаку Отец Горио)
Реферат Анализ финансового состояния 8
Реферат Застосування похідної для дослідження функцій на монотонність та екстремум, побудови граф ф-й
Реферат Анализ рентабельности предприятия 4
Реферат Состояние и пути совершенствования учета продажи продукции работ услуг