Реферат по предмету "Культура и искусство"


"Звезды" немого кино и русская мода 1910-х годов

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятскийгосударственный гуманитарный университет»
Факультетфилософии и культурологии
Кафедракультурологии и рекламы
курсовая работа
по дисциплине«История культуры России»
«Звезды»немого кино и русская мода 1910-х годов
Выполнила:
студентка 3 курса
Тыртышникова Е.С.
Киров
2010

Оглавление
Введение
Глава 1. Зарождение индустрии звезднемого кино в контексте развития русского кинематографа 1910-х годов
1.1 Становление и развитие кинематографав России начала XX века
1.2 Особенности формированияиндустрии звезд немого кино в России
Глава 2. Кинообразы русского кино 1910-хгодов и их влияние на моду
2.1 Кинообраз Веры Холодной и еговлияние на повседневную моду 1910-х годов
2.2 Иван Мозжухин и мужская мода 1910-хгодов
Заключение
Библиографический список

Введение
Курсовая работа посвященаформированию индустрии «звезд» немого кино и их влияния на русскую моду 1910-хгодов.
Актуальность заявленнойпроблематики обусловлена, во-первых, обращением к истокам формирования испецифике образов «звезд» немого кино в русской культуре начала XX века, которые получают отражение вкультурных практиках современных модельеров, художников, фотографов. В качествепримера можно привести показы российского модельера Игоря Чапурина, работыхудожницы Екатерины Рождественской. Во-вторых, актуальность заявленной темысвязана с нахождением параллелей между особенностями процесса формирования«звезд» в эпоху немого кино и современными принципами построения имиджейпопулярных актеров и актрис.
Целью данной работыявляется изучение влияния «звезд» немого кино на русскую моду 1910-х годов.
Достижение поставленнойцели требует постановки следующих задач:
– рассмотреть становлениекинематографа в России;
˗ проследить особенности формированияиндустрии звезд немого кино;
˗ проанализировать кинообраз ВерыХолодной и его влияние на повседневную моду 1910-х годов;
˗ рассмотреть мужскую моду 1910-хгодов на примере звезды немого кино Ивана Мозжухина.
Объектом изучения являетсярусская культура 1910-х годов. Предметом исследования – влияние «звезд» немогокино на формирование моды указанного периода, получившее отражение вбиографических и мемуарных текстах эпохи, в фото и кинообразах.
Библиографию составилиработы по истории русской культуры начала XX века (Л.И. Белова, Г.В. Александрова); по истории моды (А. Васильева,Н. Брыгина); по истории русского кинематографа (С. Гинзбург, Р. Юренев, А. Назарова).
В курсовой работе былииспользованы следующие методы: сравнительный, типологический, метод анализа.
Структура работы состоитиз введения, двух глав, заключения, библиографического списка. В первой главепредставлено теоретико-методологические аспекты становления кино и формированиеиндустрии «звезд» в России. Во второй главе рассматривается влияние звезднемого кино Веры Холодной и Ивана Мозжухина на повседневность и моду начала XX века.
Данная работа можетиспользоваться при изучении истории отечественного кино и культурыповседневности России.

Глава 1. Зарождение индустриизвезд немого кино в контексте развития русского кинематографа 1910-х годов
1.1 Становление иразвитие кинематографа в России начала ХХ века
История кинематографанасчитывает более ста лет. За столь короткий отрезок времени искусство кинопроделало грандиозный путь, «начинавшийся немыми фильмами и заканчивающийся,настоящим, высококачественным, цифровым кино»[1]. Обратимся к истокамразвития кинематографа. В 1895 году в Париже братья Люмьер организовали первыйв мире показ кино на бульваре Капуцинов, премьерным стал фильм «Прибытиепоезда», который произвел невообразимый фурор и принес организаторам огромнуюславу.
Менее чем через год актерМалого театра Б. Сашин демонстрировал в Москве первые снятые русские фильмы«Конно-железная дорога» и «Вольная богородская пожарная команда»[2].В сентябре 1896 года А. Федецкий снял в Харькове крестный ход с чудотворнойиконой, а вскоре придворный фотограф А. Ган-Ягельский в Петербурге зафиксировална кинопленку сцены из жизни императорской семьи. Таким образом, официальнойдатой рождения российского кинематографа принято считать 16 мая 1896 года.
Следующий существенныйэтап отечественного кинематографа был связан с развитием жанра кинохроники. Этобыл совершенно новый вид искусства, который показывала зрителю запечатленные напленке отдельно взятые события. Например, впервые в России кинохроника былаприменена при снятии такого события из жизни Николая II как коронация 1896года.
В это время кинематографне только фиксирует важнейшие исторические события, но и является одним изважнейших развлечением. Первые фильмы братьев Люмьер были показаны вПетербурге, Москве, на ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в другихроссийских городах через несколько месяцев после Парижа; первые киносъемкипроизведены еще через несколько недель. Многие передовые страны мира, к началудвадцатого века, уже имели собственную киноиндустрию. Россия, так же не попалапод исключение. Кинематограф стал развиваться большими темпами, началоувеличиваться время продолжительности фильмов, «актеры должны были быть болеемастеровиты»[3], что бы донести дозрителя с помощью мимики всю сюжетную линию фильма. Наибольшее стремление кразвитию киноиндустрии было отмечено в таких странах как США, Германия,Франция, Россия. Но начать собственное кинопроизводство мешало отставаниетехники – кино и электроаппаратуры, химикалиев, пленки. Но был налажен импорт,и постоянный выпуск документальных и игровых картин русские предпринимателиначали в 1907–1909 годах. К нашему огромному сожалению, Российское кино, снятоедо революции было всего лишь документалистикой.
Первый фильм, которыйможно назвать художественным была картина, которая пользовалась огромнойпопулярностью «Донские казаки». Надо сказать, что российское кино этого периодадостигло следующих результатов: первый фильм оператора А. Дранкова «Понизоваявольница», другое название «Стенька Разин» обошел всю страну со специальносочиненной М. Ипполитовым-Ивановым музыкой, записанной на граммофоннуюпластинку. Тот же А. Дранков снимал Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и дажедоговаривался с великим писателем о написании киносценария. Кинематографисты,буквально, набросились на русскую классическую литературу: можно с уверенностьюсказать, что все известные романы, песни, рассказы, стихотворения и дажеромансы были экранизированы. Вначале это были наивные коротенькие сценки,рассчитанные на узнавание зрителем литературных героев. Так персонажи «Мертвыхдуш» с поклонами группировались вокруг бюста Гоголя, фабула «Идиота» былавтиснута в 15-минутную картину, а «Псковитянка» (с участием самого Шаляпина) – внесколько слабо связанных эпизодов. Но уже к 1914–1915 годам появились вдумчивопостроенные и выразительно оформленные и сыгранные «Дворянское гнездо», «Бесы»,«Война и мир». И в этом была положительная, прогрессивная роль раннегокинематографа. Но, несмотря на крайнюю примитивность этих «экранизаций», они имелиположительное значение, так как пропагандировали литературу, привлекаливнимание к классическим произведениям. Стремление опереться на известныероманы, пьесы, поэмы проявилось и в кинематографии других европейских стран.
Лучшим дореволюционнымфильмом считается «Пиковая дама» режиссера Я. Протазанова с артистом И.Мозжухиным в роли Германа. Международное внимание заслужили большиеисторические полотна: «Оборона Севастополя» А. Ханжонкова, снятая на подлинныхместах сражений, удачно сочетала игровые сцены с документальными, «Трехсотлетиедома Романовых» и «1812 год», где широко использовался опыт живописиВерещагина, Репина, Маковского, Кившенко. Еще плодотворнее было обращениекинематографа к театру: участие в фильмах корифеев театра – В. Комиссаржевской,В. Юреневой, К. Варламова, М. Чехова, А. Коонен и других – «сблизило молодоекиноискусство с великой театральной традицией России»[4].
Русское кино с каждымгодом увеличивало количество выпускаемых фильмов и довело его до 500 в 1916году, тем самым став в один ряд с ведущими кинематографическими державами.Основную роль в завоевании мирового авторитета играли, конечно, художественныедостоинства фильмов. К этому времени в стране сложилась система стационарныхкинозалов, кочевые кинодемонстраторы, наскоро переделывавшие под зрительный заламбары или торговые залы пустующих магазинов, уходили в небытие. Известно, что в1913 году рабочий тратил на увеселительные зрелища, такие как цирк и кино всреднем около 10 рублей в год, в то время как на лечение у него уходило 7,44рублей, а на табак и алкоголь – 24,57 рублей. В декабре 1897-го в Москвеоткрылся «Электрический кинотеатр», который прославился не репертуаром, амягкими креслами и граммофоном, включаемым во время перемотки пленки. Этароскошь дорого стоила. За кресла первого ряда надо было заплатить 1 руб. 10 коп.,за места во втором и третьем – по 75 коп., остальные стоили 55 коп. Кинотеатрыбыли удовольствием доступным, но не дешевым. Недорогой билет в кинотеатр стоил35 копеек, тогда как французская булка – 5 копеек, при этом зарплата рабочегосоставляла 30-35 руб. в месяц. Отсутствие вентиляции и жар, идущий от лампкинопроекторов, превращали посещение кинотеатров в серьезное испытание.
Пресса начала прошлоговека заполнена жалобами на владельцев кинотеатров. «Нам жалуются, – писала в1909 году одна из провинциальных газет, – на невозможную тесноту и духоту в«Иллюзионе». Публику привлекают сенсационными названиями картин, но очень малозаботятся о ее удобствах. Не мешало бы усилить вентиляцию и впускать публику вбольшем соответствии с имеющимися в наличии местами»[5].Кроме того, переполненные залы были настоящим раем для карманников. «Омскийвестник» сообщал в 1906 году: «Постоянные жалобы посетителей на чистку кармановлюбителями чужой собственности в зале кинематографа заставили администрациюповесить на стене залы дощечки, гласящие: «Берегите карманы». И публикабережет: держит кошелек в руках, а иначе при такой давке и толкотне уберечьсянельзя». Кино было вне конкуренции, если говорить о публике необразованной, неимеющей эстетического воспитания, позволяющего отличить настоящее искусство отподделки, но вместе с тем испытывающей острую жажду переживаний, жажду, которуюсерая, будничная жизнь удовлетворить не могла.
Позднее, в 1909–1910годах, кинозалы усовершенствуются, и становятся более комфортабельными, даже впровинциальных городах были кинотеатры, включающиеся в себя – фойе, буфет,раздевалку. Музыкальное сопровождение сделало большой прогресс. В крупныхкинозалах не только подбиралась аккомпаниатором специальная музыка под картины,но кое-где даже появились небольшие, в 3–5 человек оркестровые ансамбли. Ноансамбли украшали только большие кинотеатры, а в кино для простонародья,например, кинотеатр «Аванс», где вход стоил только 12 копеек, сеанссопровождался игрой четырех владимирских рожечников.
Развитию кинопрокатамешало то, что во многих городах не было электричества. Впрочем, большинствопроекторов приводил в действие не электромотор, а киномеханик, крутящий ручку.Но без яркого света для проецирования изображения на экран обойтись былонельзя. Иногда использовали открытый огонь – горящий эфир или же ацетилен.Такие взрывоопасные киноустановки и легко воспламеняющаяся кинопленка нередкопревращали киносеансы в весьма яркое зрелище[6]. Правда, уже тогдасуществовали работающие на бензине портативные электростанции.
Русское кинопроизводствоначиналось с коротких документальных лент – «видовых». В 1907-1908 годахнесколько русских предпринимателей пытались снять собственные игровые картины.Неопытность приводила к фиаско. «Аппарат стоял на земле, и действующие лицаоказались снятыми в некоторых местах без голов»[7] – так описывает свойпервый, не увидевший экрана фильм сам Александр Ханжонков. Конкурентов опередилнахрапистый петербуржец Александр Дранков, его экранизация песни про СтенькуРазина – «Понизовая вольница» первой пришла к зрителю, и потому считаетсяпервым отечественным фильмом. Интересы Ханжонкова и Дранкова пересекались нераз. Нравы кинопромышленников эпохи раннего кино напоминают нравы современныхвидеопиратов. Кроме художественных фильмов «снимались и натурные фильмы,которые расширяли кругозор зрителей, давая им наглядное представление о многихнеизвестных или известных только понаслышке вещах и явлениях»[8].Жители России видели на экране улицы Парижа, Лондона, Рима, знакомились с бытомнародов Китая и Индии, с волнением следили за перипетиями хирургическихопераций знаменитого доктора Дуайена, «присутствовали» при захватывающемсостязании между гидропланами и моторными лодками.
Русское кино пребывалоеще в своей младенческой стадии, – фильмы были серией иллюстраций к знакомымсюжетам, набором статичных «живых картин». Камера была парализована, недвижимаи должна была передавать точку зрения человека, наблюдавшего шоу из первыхрядов партера. Декорациями служили разрисованные холстины. В случае натурныхсъемок «боярские усадьбы безболезненно заменяли дачные домики, работу мельницыимитировал мальчуган, лопаткою возмущавший покой пруда»[9].Театральных звезд не влекло участие в подобных произведениях. В первые годырусского кино энтузиазм превалировал над профессионализмом, но постепеннонеофиты становились мастерами, а третьеразрядные театральные исполнители ˗ звездами экрана. Постепенно меняласьи структура фильма: «серия живых картин» превращалась во все более внятноеповествование, наметилась тенденция к удлинению лент: от пяти – десятиминутныхроликов – к привычному нам метражу. Но революция 1917 года помешаластремительному росту киноиндустрии в стране. С 1917 до 1920 года столицароссийского фильма переехала в Ялту. До поражения Врангеля, в Ялте сняли оченьбольшое количество картин.
Подводя итог, можносказать, что становление российского кино происходило тяжело и долго, так каконо родилось уже при развитом кино в других странах. Выпуск первых фильмов,несмотря на крайнюю примитивность «экранизации», достиг сразу внушительныхрезультатов, особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом,доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Всегда российскоекино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и вмире.
Развитию киноиндустрии вРоссии способствовала блестящая игра талантливых актеров. Подлинными звездамистали Иван Мозжухин, Вера Холодная и первый русский продюсер А. Ханжонков. Вкино есть что-то загадочное и притягательное. Звезды кино без помощи слов испецэффектов могли передать такую гамму эмоций и чувств, которая не сниласьмногим современным актерам. О том, как складывалась индустрия «звезд»российского кинематографа будет рассмотрено далее.
1.2 Особенностиформирования индустрии звезд немого кино в России
Эра немого кино быладостаточно короткой – порядка 30 лет, но многие фильмы того времени составили золотойфонд мирового кинематографа. Одним из заметных достижений «великого немого» становитсяформирование целой плеяды актерских «звезд» – актеров и актрис, чьи имена «огромнымибуквами горели над входами в «синема», чьи фотографии не сходили со страницгазет и журналов»[10]. Публика боготвориласвоих кумиров, засыпала цветами и подарками, буквально носила на руках. Стрепетом ждала выхода новых фильмов, обсуждала их пышные свадьбы и скандальныеразводы, считала их миллионные гонорары, роняла слезы по поводу их ухода сэкрана и тут же забывала, увлекаясь новыми героями. Но порой популярностьприходила к киноактерам случайно, несправедливо. Порой звездами становились «смазливыедевицы и юнцы, томно позирующие перед аппаратом, но не создающие художественныхобразов»[11]. Но в большинствеслучаев слава приходила к действительно талантливым людям, сумевшим понять ивоплотить современные представления о героике, красоте, любви, об удаче.Характеры, воплощаемые в себе национальные черты, служили выражениемнравственных и эстетических представлений своего времени.
Отсутствие в фильмахзвучащей речи стало катализатором поиска новых возможностей организацииизобразительного ряда. Благодаря этому ограничению сложилась «немая» школаизложения сложного сюжета средствами монтажа, появились титры, основнойактёрской игры стал специфический вид пантомимы. К началу 1920-х годов «немое кино»обзавелось широким набором художественных средств. В отличие от звукового кино,в «великом немом» задача перед актерами стояла несколько другая – передатьэмоции без использования слов. В этом немое кино было отчасти сродни балету. Неслучайно, многие звезды немого кино серьезно увлекались балетом. Многие звездынемого кино могли виртуозно передать страсть и отчаяние, радость и печаль безпомощи слов. И пусть картины с их участием давно легли в дальние углыфильмохранилищ, но книги, статьи о них выходят беспрерывно, и все новыепоколения любителей кино пишут в журналы, просят рассказать о «королях» и«королевах» старых экранов.
Тысячи зрителей старалисьподражать своим кумирам в их манере двигаться, одеваться. Актрисы немого киноне просто показывали, как носить те или иные вещи, – они демонстрировали стильжизни в самом широком смысле. Миллионы женщин старались так же, как они,подводить губы, копировали их прически, их походку, даже манеру класть ногу наногу. В наши дни ситуация мало изменилась. Звезды с экранов диктуют своейпублике моду и стиль. Миллионы людей подражают героям с экранов, желая бытьпохожими на них, чья жизнь кажется «сказкой» – красивой и интересной.
Актеры черно-белого киновоплощают для нас не только моду и стиль этого времени, но саму легендарнуюэпоху стиля модерн, которая впервые в истории культуры проявилась не вживописи, а в оживших черно-белых изображениях, запечатленных на хрупкомцеллулоиде[12]. Сотни тысяч людей повсему миру могли часами сидеть в тесных и душных залах и смотреть на кинокартинки,которые сменяли одна другую под музыку тапера. Зрелища были, и всего лишьдоступностью цен на билеты невозможно объяснить притягательность кинематографа.Отсюда возникает вопрос, что же сделало долговечной популярность таких звездрусского дореволюционного кино, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, ВитольдПолонский, Владимир Максимов и других талантливых актеров и актрис?
Ответ требуетсоциологического анализа, ибо почти каждая звезда дореволюционного кино была нетолько порождением рекламы, но и в известной мере воплощением общественныхидеалов и мифов своего времени. Лишь очень немногие из них были при этом ибольшими, талантливыми актерами. Формирование «звезд» как и в начале 20 века,так и в современности строились по определенным принципам. Осуществляласьпринципиальная ориентация на потребности зрителей, стертость лишней информации– «звезды» выдавали для публики лишь те сведения, которые были полезны длясоздания опреденного имиджа. Таким образом, создавалась тайна, и зритель хотелее разгадать. Также используется принцип нетрадиционных видов коммуникаций,таких как слухи, скандалы, сплетни. Все это оказывало большое влияние наформирование образа.
Сегодня сложно вообразитьсебе степень поклонения избранным, которым выпало счастье стать звездами кино вначале прошлого века. Ведь тогда в кино ходили все, и не один раз в неделю.Зрители с удовольствием смотрели французские, русские, американские фильмы – немойкинематограф был прост и не требовал перевода. На протяжении многих десятилетий– до начала Первой мировой войны и во время нее – русские артисты и художникиоказывали огромное воздействие на развитие моды.
Немаловажным являлся исюжет фильмов, в которых играли актеры. Эти сюжеты заставляли зрителя буквальновлюбляться в отважных, смелых, добрых героев, за которыми так пристально онинаблюдали. Большим успехом у зрителя пользуются так называемые «комические» – водевильныеи фарсовые скетчи, заимствуемые из репертуара цирковых клоунов, мюзик-холльныхэксцентриков, театров ревю. Они строились на грубых, зачастую скабрезныхситуациях – драках, падениях, раздеваниях, это например такие фильмы как,«Пожарный и служанка», «Том Пус» и другие. Не меньшим успехом пользуютсямногочисленные мелодрамы, сюжеты которых заимствуются из незамысловатых пьесок,входящих в репертуар ярмарочных балаганов и бульварных театров. Это былидушещипательные истории с небесно-голубыми героями и черными злодеями,демонстрировавшими чудеса храбрости и отвратительную трусость, идеальнуюверность и низкую измену, это можно наблюдать в таких фильмах, как «Жизньигрока», «Варфоломеевская ночь», «На пути к преступлению». Зрители находили вэтих героях себя, или просто хотели на них походить. Публика сама формировалазвезд кино, отдавая свое восхищение и любовь актерам. Происходил некий диалогмежду актером и зрителем. Сущность этого общения состоит во «взаимном активномобмене индивидуально-личностным содержанием».[13] Особенно подчеркивается момент
«взаимодействия» в этомпроцессе.
Действительно, контакт фильмаи публики строится не на основе передачи и приема информации, а на основе сопереживания,активного включения зрителя в экранный мир[14]. Подобный типвзаимодействия не является специфическим для контакта кинокартины и публики.Любое произведение искусства «общается» с человеком, воздействуя на его разум исердце. Таким образом, художественный кинематограф принадлежит не только к музам,но и к средствам массовой информации, и реализуются он через эстетическое воздействиекинопроизведения. Очевидно, что актеры имели колоссальное влияние на жизньпростых людей. Их игра, талант, красивые картинки с экранов, буквально,завораживали зрителя. Такого молодое кино в России еще не знало. В Харькове,например, во время столпотворения в кинотеатре «Ампир» были разбиты все окна,двери сорваны с петель, и для того, чтобы утихомирить толпу, штурмовавшую зал,был вызван отряд конных драгун[15]. И подобный ажиотажтворился по всей стране. Благодаря Вере Холодной, Ивану Мозжухину и другимталантливым актерам, люди неожиданно распробовали странный наркотик подназванием «кино». За умеренную плату эта красавица уводила за собой в мир грез,и люди жаждали повторения «аттракциона» снова и снова. Можно относиться поразному к периоду черно-белых картинок, можно восхищаться, находить себекумира, подражать ему, но, вне всякого сомнения, именно звезды немого киноподарили людям праздник, они внесли в жизнь людей что-то новое и интересное.Это время, пришедшее на смену периоду великих испытаний и потрясений. Онотражает особенность наступившего времени с его необыкновенной жизненнойэнергией, с новыми надеждами, появившимися у людей, желанием жить на «полнуюкатушку», получать наслаждение и веселиться так, словно каждый в душе ужепонимал, что вскоре мир вновь окажется на «пороге беды».
Выходцами немого кинобыли талантливые актеры. Одной из ярких представительниц советского немого киноявляется Вера Малиновская. Её партнерами в кино были вдающиеся, талантливыеактеры – Иван Мозжухин, Мэри Пикфорд. Но большую часть своей жизни актрисапровела в Италии и Германии, и для России стала «невозвращенкой». Другойвыдающийся актер – Владимир Максимов. Он является одним из самых популярныхактеров немого кино. Он исполнил более 60 ролей в кино. Он был любим публикой,его называли «королем экрана». Судьбы многих актрис были трагичны. Талантливаяактриса Ольга Третьякова была женой одного из заместителей Кагановича поНаркомату путей сообщения. И ее истинному таланту не было дано раскрыться доконца, «она была арестована, и сослана в лагерь, где и погибла»[16].Трагическая судьба актеров обусловилось и появлением звукового кино в 1930году. Приход звучащего слова в первую очередь обогатил идейное содержаниефильмов. Слово – носитель мысли. Говорящие с экрана люди стали раскрывать своихарактеры не только во внешнем действии, но и словесно, в диалогах, а позднее ив монологах, что дало зрителю возможность глубже проникать в их психологию.Слово сблизило кино с литературой и театром, стало возможно более полно доноситьс экрана произведения прозы и драматургии. Несмотря на то, что появление звукапозволило перейти кино на новый этап развития, следует отметить и минусыданного феномена. Не все актеры перенесли это событие, не все смогли принятьэто новшество. О том, как развивались судьбы актеров будет рассмотрено далее.

Глава 2. Кинообразырусского кино 1910-х годов и их влияние на моду
2.1 Кинообраз ВерыХолодной и его влияние на повседневную моду 1910-х годов
Кинематограф и мода былинеразрывно связаны друг с другом с момента зарождения киноиндустрии. В началеXX века, когда кино еще только обозначило себя как культурное явление,фотографии «экранных красоток» уже вовсю захватили умы модниц всего мира.Постепенно объектом для подражаний стал не только макияж звезд, но и ихпрически, фигуры и лица, которые регулярно менялись с каждым десятилетием XXвека. Стиль модерн, возникший на рубеже XIX и XX веков, стал поистинеинтернациональным стилем. Он распространился по всему миру, и его формыпроникли в разные сферы жизни, в том числе и в кинематограф, десятые годы сталинастоящим откровением для женщин в разных уголках земного шара.
Этот новый стиль заставилвсерьез задуматься не только о нарядах, но и о красоте тела, поэтому дамыначали усердно заботиться о коже и фигуре, чтобы достойно предстать передкавалерами во всем блеске своей красоты. Достойные образцы для подражанияпредставляли экранные героини величайших киноактрис того времени – Мэри Пикфорди Верой Холодной, создавшие образы «роковых женщин», которых впоследствииназовут «женщины в стиле вамп». Именно они сводили в 1910-х годах с ума сильнуюполовину человечества.
Образ роковой красавицыначал формироваться под влиянием эстетики дягилевских «Русских сезонов», избалетов которых приходит в кино грим – густо подведенные глаза, тяжелые ресницыи бледная кожа. На благодатной почве сверхпопулярного немого кино модныетенденции развиваются, трансформируются и расцветают, и диктуют их «королеваэкрана» – Вера Холодная.
Под влиянием созданногоХолодной образа в женской моде 1910-х годов произошла настоящая революция. Волнистыеволосы, выразительный, щедро подчеркнутый косметикой взгляд только сталиначалом перевоплощения. Постепенно прически и прямые силуэты дамских нарядовстановились все короче, появились первые изящные ботиночки на каблучках.
В кино Вера Холодная (1893–1919)начала сниматься в 1914 году. Её девичья фамилия Левченко. Позже она выйдетзамуж за юриста Владимира Холодного, и до конца жизни в памяти зрителейостанется известной под этой фамилией. Своими прекрасными серыми глазами иклассическим профилем Холодная произвела сенсацию. В то время название исодержание картин держали в секрете, боясь конкуренции. Фильмы же с участиемХолодной широко рекламировались еще до начала съемок, и в этом не было риска,ведь уникальность заключалась не в сюжете, а в участии знаменитой актрисы.Народ шел на «Веру Холодную», ее фильмы были вне конкуренции. Число ееобожателей росло с каждым днем. Она несла в общество образ прекрасной инезависимой женщины. И этому соответствовала – зыбкость общественных устоев,постепенное изменение института семьи в результате женской эмансипации. Этоявлялось благодатной почвой, которая «впитала в себя элементы нового, модногостиля, принесенного артистами и художниками»[17].
Вера Холодная являласьодной из тех героинь черно-белых картин, чье влияние обуславливалось красотой италантом. Она обладала колдовским взглядом, какой можно встретить на старинныхфресках, зачаровывала зрителей и заставляла их выносить двери кинотеатров. Онабыла эталоном красоты, диктовала моду своего времени. Таким образом, киномодапрочно воцарилась в жизни молодых особ, нашла свое выражение она и в областиаксессуаров – особую популярность приобрели «грациозные боа из страусиныхперьев и эффектные сумки – саквояжи»[18]. Еще один важныйаксессуар этого периода является веер. Использование веера было обусловленоследующими причинами – освещение было свечным или масляным, следовательно, чемярче было освещено помещение, тем в нем было жарче. С массовым переходом наэлектрическое освещение необходимость в веере отпала, и он навсегда ушел измодного обихода в 1910-е годы. Эти аксессуары составляли модный стиль,названный впоследствии «ретро», к которому еще не раз будут возвращатьсяхудожники и визажисты, не говоря уже о кинорежиссерах, которые до сих пороколдованы неорусским стилем эпохи модерна.
Вскоре Холоднаястановится одной из самых очаровательных законодательниц моды, ведь её стильимел огромное влияние на повседневность этого периода. Она одевается у лучшихпортных и демонстрирует образцы элегантности и шика. Ее стиль объединял в себе– «строгую элегантность, сдержанность, подчеркнутую холодность оттенков ифасонов»[19], дополняя их яркойоригинальной деталью, брошью или платком. В скором времени её изображениепоявляется на многочисленных фото. Огромными тиражами выпускаются серииоткрыток с ее изображением – Вера Холодная в мехах, в цыганских и восточныхнарядах, в открытых вечерних платьях, в шляпах, в мужской одежде. Открыткистановятся своеобразным заменителем модных журналов для женщин России. Фантазияактрисы проявлялась даже в выборе духов – смешивая прямо на коже два аромата,она получала только ей присущий горьковато – сладкий запах. Она позирует вроскошнейших нарядах, волнуя и будоража умы современниц.
Женская мода этогопериода являлась воплощением стиля «прекрасной эпохи». Основу женского силуэтасоставил идеальный образ женщины той эпохи – женщины, которой чужды земныетревоги, каждодневность, заботы быта. В эту эпоху в моду входят платья сузкими, стеснявшими движение юбками и пышными лифами. Талия затягивалась на 42–45см, таким образом, чтобы женщины могли сравнивать объемы своих талий с объемамишей своих поклонников. Наряд должен быть элегантным и строгим, поэтому такназываемые излишества в отделке – избыточные кружева, оборки, бантики, вышивки,цветочки – считались проявлением дурного вкуса. Мода этого периода не любилапрямых линий, углов, прямых окончаний. Актуальны были формы, напоминающиецветок или крылья насекомых – они прослеживаются и в форме рукава, и в формахголовных уборов.
Женский силуэт удлинялсятреном, за счет чего женщина выглядела выше, чем она была на самом деле; аподчеркнуто узкая талия создавала элегантный, невесомый силуэт, подчеркивавшийгрудь, бедра и воздушное сложение женщины в целом. Но наряд ни в коем случае недолжен был быть скучным или обычным, требовалась оригинальность, изюминка – цветокна бедре, оригинальная брошь на плече, длинные, в несколько ярусов бусы,ассиметричный вырез, в моде были приглушенные холодные тона, матовость жемчугаи сдержанность аксессуаров.
Для того чтобы выглядетьроскошно, денег уже было недостаточно – нужны были оригинальность ибезукоризненный вкус. Оказалось, что Вера Холодная обладает тем самым«природным вкусом» – утонченным и оригинальным. Она сама придумывает себе фасоныплатьев, подбирает отделку, ткани и аксессуары, сама украшает шляпки, вышивкукорсажа, декорирует голову круглым тюрбаном. Вера Холодная была не простопотрясающе красива, она была необыкновенно обаятельной и киногеничной. Камералишь усиливала красоту и гармонию актрисы. Состояние зала после фильма с ееучастием было похоже на гипноз. Журнал «Фигаро» писал: «В Кишиневе на концертевдруг все вскакивают на стулья. Дамы подбирают подолы… Неужели лопнули трубыи через пять минут зал будет затоплен? Оказывается же, что появилась ВераХолодная! Все ринулись туда, опрокидывая все на пути»[20]В Москве в одном из кинотеатров перед фильмом с участием Холодной началосьнастоящее вавилонское столпотворение. У кассы была огромная очередь. Кто-топустил слух, что нескольких человек впустили через запасной вход. Публикаринулась в зал, разбивая окна, срывая с петель двери и грозя расправойадминистрации. Был вызван отряд конных драгун. Разбушевавшуюся толпу с трудомуспокоили. Такова была сила ее популярности.
Верой Холоднойвосторгались и восторгаются многие: поэты, режиссеры, актеры. Ей посвящалистихи и романсы. Александр Вертинский посвятил Вере Холодной песни «Маленькийкреольчик», «Лиловый негр» и одно из самых известных своих стихотворений – Вашипальцы пахнут ладаном»:
Ваши пальцы пахнутладаном
И в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надоВам,
Ничего теперь не жаль.[21]
Вне всякого сомнения,Вера холодная оказало огромное влияние, как на моду, так и на формированиецелостного женского образа. Ведь ею восхищались, и хотели быть похожей, именнона нее, неповторимую «королеву экрана». У Веры Холодной был выразительный,подчеркнутый макияжем взгляд. Волосы волнистые и часто стриженные. И женщиныначали носить стрижки, пока еще не совсем короткие, но волосы уже сталиоткрывать шею. И эта шея была роскошной. Подобно, звездам экрана, девушки сталиносить украшения из страусиных перьев, приобретших в ту пору большуюпопулярность.
Каждая эпоха создает свойтип женщины, утверждает свой идеал. В начале века на фото, в живописи и графикеизображались женщины, одетые в платья с резким контуром, нервными линями. В нихбыла какая-то загадочность, двойственность. Может быть, зрителя привлекалаименно эта таинственность в образе актрисы, её талант или красота? На этотвопрос сложно дать однозначный ответ. Она была прекрасна, как актриса и какженщина. Безусловно, она была очень талантлива, трудно оценить драматический дарактрисы, но она, несомненно, сделалась для своего времени воплощением женскойкрасоты.
Еще неосознанно сталоскладываться то отношение к актерам кинематографа, которое скоро превратится вкульт «звезд», недаром и публика и рецензенты впоследствии называли Холодную«королевой экрана». Но откровения живописи и литературные описания лишьприближали к еще не сказанному «последнему слову». Его произнесла ВераХолодная. Она была живая, настоящая, открывавшая своим движением восторженномузрителю действительное присутствие в мире того идеала, который издавна витал ввоздухе. Ее героиня чаще всего соблазненная, покинутая и нуждающаяся в защите.Эмоции зрителя однозначны: догнать, спасти, прижать к груди. Именно стойкость«образа истерзанной души» и создала славу Веры Холодной. И, может быть, секрет еёславы таился «в том угарном, мрачном духе времени, который был созданграбительской империалистической войной. «Мелкобуржуазная публика, изверившисьв наступлении лучших времён, ринулась во власть сладкого дурмана»[22],она обманывала себя иллюзиями, дешёвыми идеалами «красоты»… Образ женщины,созданный Верой Холодной, соответствовал этим идеалам и тешил эти иллюзии.
Мещанская публика возвелаВеру Холодную на престол «королевы экрана» и, преклоняясь ей, отвлекалась отмучительных событий современности. Холодная создавала образы красивой печальнойженщины, обманутой и непонятой. Каждая новая роль, сопровождалась бурнойовацией поклонников и почитателей невиданной ранее красоты. Созданный ею образблизок по духу зрителю, именно поэтому она была так близка и понятна зрителю.Вера Холодная – это идеальное воплощение непреходящей женственности. Именно этозаставляет нас, людей сегодняшних, принимать её и восхищаться ею.
Её не стало 17 февраля1919 года, в городе Одесса. Ранняя смерть в возрасте 26 лет, придала её образулегендарность и трагичность. Кинокритики наперебой пытались найти разгадкуфеномена Веры Холодной. Одни считали, что все дело в ее красоте. Другие искалиответ в грандиозном таланте, называя Веру «Ермоловой кино». Сам Станиславскийпророчил ей успех на сцене, на что Холодная любила повторять: «Лучше бытьпервой в кинематографической деревне, чем последней в театральном Риме»[23].О ней снимались фильмы при ее жизни – фильм Харитонова «Тернистый путь славы»1918 года. И после ее смерти «Раба любви» – фильм Н. Михалкова 1976 года. В2003 году в Одессе, возле дома, где жила Вера Холодная, установлен памятник.
В 1910-х годах женскаямода менялась особенно стремительно, но созданный образ роковой женщины-вамп,пропитанный декадентством, стал главным типом женской красоты начала ХХстолетия, а ее главным воплощением и идеалом стала Вера Холодная.
2.2 Иван Мозжухин имужская мода 1910-х годов
Мужская одежда рубежаXIX–XX веков исследована довольно мало, но авторы существующих работ описываютее изменения. В 1880-е годы хорошо одетый мужчина располагал гардеробом, гдеимелись отдельные комплекты вещей на все случаи жизни. В 1910 году хорошоодетый мужчина носил готовое платье, купленное в магазине мужской одежды илиунивермаге. Его гардероб мог состоять исключительно из пиджачных пар и троек.Глядя в зеркало, мужчина сопоставлял себя с крепко сложенными серьезнымимужчинами, которых он видел в черно-белых фильмах. Как и женщины-актрисы,мужчины оставались первыми законодателями мод, на них смотрели, имивосхищались, на них хотели быть похожими. Одним из кумиров публики был актерИван Мозжухин (1889˗1939). Он обладал необычайным талантом, а его лицо было однимиз самых ярких и притягательных лиц немого кинематографа. Его образ становитсялегендарным. Увидев однажды его взгляд, зритель уже не мог его позабыть. Омозжухинских глазах слагали легенды. Мужчины и женщины, кухарки и критики, всепризнавали их магическую глубину и притягательность. Эти глаза могли выразитьлюбые чувства: полное отчаянье, гнев, радость, муки любви, легкую досаду,недосказанность. Этот человек как будто знал наперед свою судьбу. А может,строил жизнь по собственному сценарию. Но уж точно был уверен, что его будутпомнить и через сто лет, иначе не собирал бы всю жизнь и не возил бы с собойвсе свои письма, черновики и квитанции – целый архив для потомков.
Мозжухин не имелпостоянного амплуа, переходящей из фильма в фильм актерской «маски». Онодинаково интересен был в драмах и фарсах, салонных комедиях и ярмарочныхгиньолях. А подлинная слава пришла к нему после участия в самых крупныхреалистических произведениях тех лет, где Мозжухину удалось создатьпсихологически сложные человеческие характеры. Большое место в его репертуарезанимали экранизации русской литературной классики – от Пушкина до Чехова. Врусском кинематографе начала ХХ века Мозжухин играет разные характеры, разныесудьбы. Его амплуа разнообразны, простые роли в слезливых мелодрамах сменяютсясложными психологическими портретами. Постепенно перед зрителем складываетсяединый образ героя, над которым довлеет рок. Слава пришла не сразу. Емуисполнилось 20 лет, когда он дебютировал в кино. До этого были пензенскаягимназия, театральный кружок и брошенный на полпути юридический факультет. Икороткий, период скитаний по провинциальным театрам. Вероятно, он прославилсябы и в театре: его одаренность не вызывала сомнений. Но «нашел» он себя в кино.Объяснить это можно отчасти и тем свойством его внешности, которое чуть позжестали называть фотогеничностью. Худощавый, среднего роста, несколькобольшеносый и в жизни совсем не видный, на экране он и без грима поражал яркоймужской красотой, статью, обаянием. Он всегда был хорош, одет, элегантен.Несомненно, он оказывал влияние на зрителя. Он обладал талантом гениальногоактера. Им восхищались, хотели быть похожим на него, выглядеть так же достойно.Актеры-мужчины имели не меньшее влияние на моду. Все они диктовали «стильжизни» с экранов, несмотря на то, что мужская мода рассматриваемого периода неотличалась разнообразием и подчинялась строгому регламенту. В гардеробе мужчиныбыл вечерний мужской костюм, который состоял из черного фрака, белогокрахмального жилета, белой крахмальной сорочки и белой бабочки. Для менееторжественных случаев жилетка могла быть и черной, но бабочка всегда бывалабелой. В 1910-е гг. в России входят в обиход пришедшие из Англии смокинги,носить которые полагалось с черной бабочкой.
Многие актеры, начинавшиесниматься в кино, чувствовали себя перед кинокамерой стесненно, Мозжухин, пословам современников, словно не замечал ни камеры, ни оператора. В салонныхдрамах он впечатлял умением одними глазами передать «бездну страданий одинокойдуши»[24], как писал по поводу«Женщины завтрашнего дня» рецензент «Проэктора». Мозжухин, словно, меняетмаски, но как будто остается самим собой. Повсюду его пронзительный,направленный то ли внутрь себя, то ли внутрь зрителя взгляд. Как уже позженапишут о нем французы: «Мозжухин себя знает. Мозжухин поражает. Колин в десятиролях может быть десятью разными людьми. Мозжухин в десяти ролях всегдаМозжухин». Маски никогда не прирастают к этому человеку. В России у Мозжухинабыло все: слава, деньги, любовь красивейшие женщины. Интересный факт: посведениям некоторых источников, в жизни Иван Ильич был неброским, а на экранеего лицо становилось выразительным, подвижным, поражающим всех своим обаянием втаких мужчин женщины влюбляются на всю жизнь. Их цепляла его харизма, манераобщения, его известность, наконец. Как признавался один репортер, которыйпришел брать интервью у Мозжухина уже в Голливуде – этот человек, поднявшийсяна Олимп европейского кино, не растерял драгоценных традиций русской интеллигенциив океане славы»[25]. Догадываюсь, что емубыло очень тяжело сохранить самого себя, не поддаться искушению загордиться.
Мозжухин сыграл дореволюции в 70 фильмах. С особой яркостью его талант проявляется всотрудничестве с режиссером Яковым Протазановым. Значительные роли изэкранизаций русской классики и техника внутренней экспрессии способствуют тому,что Мозжухин оказывается на несколько ступеней выше киноактеров своего времени,которые в кадре заламывают руки и бурно выражают свои эмоции. КартинаПротазанова «Пиковая дама», 1916 года полна неожиданных по тем временамприемов: воспоминаний, видений героев, подобных «потоку сознания». То былоэтапное произведение русского раннего кинематографа, по культуре режиссуры,мастерству съемок и актерской игре свободно выдерживающее сравнение с любымзарубежным боевиком той поры. Мозжухин показал Германа с характером «демонически-эгоистическим»,показал как личность страстную, сильную, но погубленную духом стяжательства.Мозжухин в роли Германа словно прячет свой лоск «короля экрана», и гармоничнодополняет общую атмосферу мистицизма, таинственности происходящего. «Пиковаядама» появляется в годы первой мировой войны, когда возрождается интерес кмистике и формируется особое отношение к действительности как к абсурду.
 В искусстве зарождаютсямотивы «черного юмора». Зрителей и специалистов тех лет поразило умение актерабез слов – жестом, взглядом, точно рассчитанной паузой, живой мимикой передатьнепростой внутренний мир человека, решившего разом покончить с бедностью ибесперспективностью и оказавшегося в тупике своего безумия. Мозжухина любилимиллионы, своей игрой он зачаровывал и заставлял любоваться своим величием. Онсоздал образ идеального мужчины, всегда хорош одет. Многие мужчины бы бытьпохожими на «короля экрана». Влияние на повседневность и моду – это одна изглавных составляющих «актерского мира». В этот период в мужской модеутверждается визитка – черный жакет со скошенными полами и брюки серые в чернуюполоску. Кроме того, появляются костюмы-тройки – шерстяные, летом – льняные, ав жаркое время года – из шелка-чесучи. Шерстяные костюмы могли быть коричневыми,черными или серыми, а летние – бежевыми, белыми или светло-серыми. Далеемужская мода в отношении костюмов изменялась стремительно: из костюма тоисчезали брюки, то меняли свою форму и сам пиджак, и брюки. Последние в 20-хгодах XX века вообще были укорочены и имели длину чуть ниже колена. А дальшевереница разнообразия: френчи 40-х, твидовые костюмы 60-х, брюки-клеш 70-х.[26]
Все рубашки в Росси имеликрахмальные воротник и манжеты, которые были отдельными от собственно рубашки,пристегивались к ней и отдельно стирались и крахмалились. Отличительной чертойрусского мужского стиля этого периода была мода на косоворотки. Косовороткибыли льняными, ситцевыми и шелковыми. Летним головным убором была шляпа – канотье,зимой носили «боярские» шапки и так называемые «пирожки» из каракуля или бобра.Мужчины носили меховые шубы крытые сукном, с бобровым или каракулевымворотником. Одеваясь так же, как звезды люди хотели быть ближе к этой красивой«экранной жизни». Современная мужская одежда парадоксальна: она однообразна изанимательна одновременно. Самое малое, последние сто лет она хранит верностьконсерватизму и сопротивляется новациям, хотя периодически и предпринимаютсяпопытки «революции павлинов».
Проницательные комментаторысправедливо выводили успех мозжухинских фильмов из общей моды на русскоеискусство, возникшей на Западе, хотя на самом деле художественные достоинстваотечественной кинопродукции имели весьма отдаленное отношение к искусству. Всекартины с участием Мозжухина были приготовлены ко вкусам американской публики:сокращены до минимума, снабжены громкими названиями; во-вторых, около имениМозжухина стала создаваться самая невероятная шумиха, были пущены в ходвсевозможные средства рекламы. Чего только не писали в газетах о «русскомкороле экрана» – Иване Мозжухине. В 1915 году фирма Ханжонкова понесла большуюутрату: из фирмы ушел Иван Ильич Мозжухин. В течение нескольких лет, с 1909года, Мозжухин настойчиво изучал все тайны киносъемки, медленно, начиная смаленьких выходных ролей, завоевывая себе все больший и больший успех. В 1915году уже каждая картина с его участием являлась украшением программы. Никтоточно не знает из-за чего он ушел. Но после прихода звука в кино – он не можетсниматься, зрители уже не воспринимают его образ. Не помогла, и пластическаяоперация – он снялся в нескольких фильмах, но уже на второстепенных ролях. Послеон отправился в Голливуд, но там его ждет неудача. Пребывание в западном кинонанесло Мозжухину как актеру такой удар, от которого он так и не смогоправиться. В Европе его уже не ждали. В течение нескольких лет он без особогоуспеха снимался в Германии. И Очевидцы рассказывали, что в этот период актерстал очень раздражительным, злоупотреблял спиртным и постоянно с ностальгиейвспоминал о прошлом[27]. Он умирает 18 января1939 года в бедности и вдали от родины. В России долгое время старательноизбегали упоминания имени великого соотечественника, покинувшего родину послереволюции. Лишь в конце 80-х о нем снова заговорили. В 1990 году на родинеактера в Кондоле был открыт мемориальный музей. Теперь здесь ежегодно проходятмозжухинские праздники.
Во все времена мужскойкостюм являлся зеркалом эпохи, отражением своего времени. По тому, каквидоизменялись модели, и фасоны мужских костюмов во времени, можно отслеживатьисторию государств. И вне всяких сомнений актеры немого кино оказывали огромноевлияние. Одним из ярких примеров элегантности, стиля и по сей день является ИванМозжухин.

Заключение
Появление кинематографа вРоссии способствовало весьма активному приобщению человека к искусству«движущихся картинок». В этот период кино занимает одно из первых мест вкультуре развлечений. Кинозалы собирают миллионы зрителей. Люди не жалеютсредств на это зрелище. Кинематограф является источником мечты, а воплощениемэтой мечты становятся «звезды». Они составляют основу популярности синематографа.Красивые, молодые и талантливые диктуют с экранов новый стиль жизни. Кино начинаеткак опосредованно, так и напрямую влиять на русскую моду.
Признанной «королевой»экрана 1910-х годов становится Вера Холодная. Её актерская карьера длитсянедолго, но она заполняет ее своей неповторимой индивидуальностью, яркостью италантом. Созданный В. Холодной образ «роковой дивы» заставляет многих женщинкопировать ее прическу, макияж, стиль одежды. Этот образ повлиял на становлениемоды данного периода. В моду входят: волнистые волосы, выразительный, щедроподчеркнутый косметикой взгляд. Прически и прямые силуэты дамских нарядовстановятся все короче, появляются первые изящные ботиночки на каблучках, атакже шляпки с вуалью и шиншилловый палантин. Созданный образ Веры Холодной, закрепившисьв киномоде, нашел свое дальнейшее развитие в работах современныхфотохудожников, модельеров. Примером может служить проект «Кинодивы» известногофотомастера, художницы Екатерины Рождественской.
Влияние кинематографа наформирование мужской моды начала XX также связано вомногом с образами киноактеров. Один из ярких примеров такого влияния является актерИван Мозжухин. Всегда элегантный, хорошо одетый – он был примером дляподражания. Под его влянием в мужской моде появляются: черные жакеты соскошенными полами, брюки серые в черную полоску, а также шерстяные костюмы икостюмы-тройки. Диктуя моду с экранов, актеры первыми начинают демонстрироватьналичие в гардеробе косовороток.
 Какими бы разными не были судьбы ИванаМозжухина и Веры Холодной, в одном они едины – они одними из первых создалиобраз «русских звезд» в фильмах дореволюционной России, завоевали симпатии зрителей.
 В заключение можносказать что, «звезды» немого кино оказывали значительное влияние на моду иповседневную культуру русского общества 1910-х годов. Миллионы людей,заполнявших отечественные кинозалы, следили за жизнью своих кумиров и подражалиим, что нашло отражение в культуре повседневности этой эпохи.

Библиографический список
1. Александров, Г.В.Эпоха и кино [Текст] / Г.В. Александров. – М.: Русский путь, 1976 – 286 с.
2. Андронникова, М.И. Сколько лет кино? История движения камеры [Текст] – / М.И. Андронникова. – М.:АРКТИ, 1968 – 100 с.
3. Бейли, К. Кино: фильмы,ставшие событиями [Текст] / К.Бейли. – Спб., Академический проект, 1998 – 400с.
4. Брыгин, Н. Тайны,легенды, жизнь [Текст] / Н.Брыгин. – Одесса: Полиграф, 2003 – 300 с.
5. Белова, Л.И.Русское слово на зарубежном экране [Текст] / Л.И. Белова. – М.: Русское слово,1980 – 56 с.
6. Васильев, А.Красота в изгнании. Королевы подиума [Текст] / А.Васильев. – М.: Слово, 2008 –350 с.
7. Васильев, А. Русскаямода XX века: 1900–1930 [Текст] /А.Васильев. – М.: Слово, 2005 – 54 с.
8. Всеобщая историякино: 1832–1897 [Текст] – М.: 1958 – 610 с.
9. Гинзбург, С.Кинематография дореволюционной России [Текст] /
С.Гинзбург. – М.: Титул, 1962– 404 с.
10. Грошев, А.Краткая история современного кино [Текст] / А.Грошев. – М.: Феникс, 1968 –614с.
11.  Гардин, В.Р.Воспоминания [Текст] / В.Р. Гардин. – М.: Русское слово, 1949 – 98 с.
12.  Демин, В. Беседыо киноискусстве [Текст] / В.Демин. – М.: Слово, 1981 – 150 с.
13.  Каплер, А.Загадки королевы экрана [Текст] / А.Каплер. – М.: Мысль, 1979 – 70 с.
14.  Кузнецов, М.М.Кино и время [Текст] / М.М. Кузнецов. – М.: Русская правда, 1977 – 64 с.
15. Лебедев, Н.Очерки истории кино СССР. Немое кино [Текст] / Н.Лебедев. – М.: Слово, 1965 –76 с.
16.  Назарова, А.Т.Актеры советского кино [Текст] / А.Т. Назарова. – М.: Проспект, 1966 – 272 с.
17. Романенко, А.Р.Слово в фильме [Текст] / А.Р. Романенко. – М.: Мир книги, 1981 – 48 с.
18. Современная энциклопедия:мода и стиль [Текст] – М.: 2007 – 45 с.
19. Соболев, Р.Легенда и правда о Вере Холодной [Текст] / Р.Соболев. – М.: Проспект, 1980 – 35с.
20. Фрейлих, С.И.Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского [Текст] / С.И. Фрейлих. – М.:Знание, 2002 – 512 с.
21.  Федоров, А.С.Как кино служит человеку? [Текст] / А.С. Федоров. – М.: Русский путь, 1948 – 55с.
22. Юренев, Р.Чудесное окно [Текст] / Р. Юренев. – М.: Росмэн, 1983 – 286 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Huck Finn Essay Research Paper Huck FinnEvery
Реферат Структура политического сознания
Реферат Seratonin Reuptake Inhibitors Essay Research Paper Seratonin
Реферат РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ Система автоматизации банковской деятельности «DiasoftBANK 4x4 WorkFlow»
Реферат Организация коррекционно-педагогической работы осуществляемой в дошкольном образовательном коррекционном 2
Реферат Роль монархии в Англии. Право собственности и обязательственного права во Франции
Реферат Islam The Straight Path Essay Research Paper
Реферат А. Сайбединов Главная ошибка современной школы или размышления учителя на пороге первого сентября
Реферат Вавилон: искусство и архитектура, наука, религия
Реферат Консервация инструмента. Гарантийный срок хранения и эксплуатации
Реферат Франко-русский союз
Реферат Закон Брэгга
Реферат Защита объектов интеллектуальной собственности
Реферат Loosing Through Surviving Essay Research Paper Loosing
Реферат Місцеві органи самоврядування (Местные органы самоуправления)