Реферат по предмету "Культура и искусство"


"Фауст". Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832)

/>/>/>/>«Фауст». Иоганн Вольфганг Гёте(1749-1832)
Реферат ученика 8а класса ср. школы № 8Бутенкова Дмитрия
Тагарог, 1997
ФАУСТ
«Фауст»Гёте- одно из выдающихся художественных произведений, которые, доставляявысокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни.
Такиепроизведения превосходят по своему значению книги, которые читают излюбопытства, для отдыха и развлечения.
Впроизведениях такого рода поражает особенная глубинна постижения жизни инесравненная красота, с какою мир воплощён в живые образы. Каждая их страницатаит для нас необыкновенные красоты, озарения о смысле некоторых жизненныхявлений, и мы из читателей превращаемся в соучастников великого процессадуховного развития человечества.
Произведения,отличающиеся такой силой обобщения, становятся высшим воплощением духа народа ивремени. Более того, мощь художественной мысли преодолевает географические игосударственные рубежи и другие народы также находят в творении поэта мысли ичувства, близкие им. Книга обретает всемирное значение.
Произведение,возникшее в определённых условиях и в определённое время, несущее на себенеизгладимую печать своей эпохи, сохраняет интерес и для последующих поколений,потому что человеческие проблемы: любовь и ненависть, страх и надежда, отчаяниеи радость, успех и поражение, рост и упадок- всё это и многое другое непривязано к одному времени. В чужом горе и в чужой радости люди иных поколенийузнают своё. Книга приобретает общечеловеческую ценность.
Создатель«Фауста» Иоганн Вольфганг Гёте (1749 — 1832) прожил на светевосемьдесят два года, наполненных неустанной и разнообразной деятельностьюПоэт, драматург, романист, Гёте был также неплохим художником и весьмасерьёзным учёным- естествоиспытателем. Широта умственного кругозора Гёте быланеобыкновенной. Не было такого жизненного явления, которое не привлекло бы еговнимания.
Гётеработал над «Фаустом» почти всю свою творческую жизнь. Первый замыселвозник у него когда ему было не многим больше двадцати лет. Закончил онпроизведение за несколько месяцев до кончины. Таким образом, от начала работыдо её окончания прошло около шестидесяти лет.
Большетридцати лет заняла работа над первой частью «Фауста», которая былавпервые опубликована целиком в 1808 году. К созданию второй части Гёте долго неприступал, занявшись ей вплотную в самые последние годы жизни. В печати онапоявилась уже после его смерти, в 1833 году.
«Фауст»- поэтическое произведение особого, черезвычайно редкого стилевого строя. В«Фаусте» есть сцены реально — бытовые, как, например, пирушкастудентов в погребке Ауэрбаха, лирические, как свидания героя с Маргаритой, трагические,как финал первой части — Гретхен в темнице.
В«Фаусте» широко использованы легендарно — сказочные мотивы, мифы ипредания, а рядом с ними, причудливо сплетаясь с фантастикой, мы видим реальныечеловеческие образы и вполне жизненные ситуации.
Гётепрежде всего — поэт. В немецкой поэзии нет произведения, равного«Фаусту» по всеобъёмлющему характеру его поэтического строя. Интимнаялирика, гражданский пафос, философские раздумья, острая сатира, описаниеприроды, народный юмор — всё это наполняет поэтические строки универсальноготворения Гёте.
Основусюжета составляет легенда о средневековом маге и чернокнижнике Иоанне Фаусте.Он был реально существовавшей личностью, однако уже при его жизни о нём сталискладывать легенды. В 1587 году в Германии вышла книга «История доктораФауста, известного волшебника и чернокнижника », автор которой неизвестен.Он написал свое сочинение в осуждение Фауста как безбожника. Однако при всейвраждебности автора в его сочинении проглядывает истинный облик замечательногочеловека, который порвал со средневековой схоластической наукой и богословием сцелью постигнуть законы природы и подчинить её человеку. Церковники обвинилиего в том, что он продал душу дьяволу.
ПорывФауста к знанию отражает умственное движение целой эпохи духовного развитияевропейского общества, получившей название эпохи Просвещения или века Разума. Ввосемнадцатом веке в борьбе против церковных предрассудков и мракобесияразвивалось широкое движение за изучение природы, постижение её законов и использованиенаучных открытий на благо человечества. Именно на почве этого освободительногодвижения и могло возникнуть произведение, подобное «Фаусту» Гёте.Этиидеи имели общеевропейский характер, но были особенно характерны для Германии.В то время как Англия пережила свою буржуазную революцию ещё в семнадцатомвеке, а Франция прошла через революционную бурю в конце восемнадцатого века, ав Германии исторические условия сложились так, что из- за раздробленностистраны передовые общественные силы не могли объединиться для борьбы противотживших социальных установлений. Стремление лучших людей к новой жизнипроявлялось поэтому не в реальной политической борьбе, даже не в практическойдеятельности, а в деятельности умственной.
В«Фаусте» Гёте выразил в образной поэтической форме своё пониманиежизни. Фауст — несомненно живой человек с страстями и чувствами, присущимидругим людям. Но будучи яркой и выдающейся индивидуальностью Фауст отнюдь неявляется воплощением совершенства. Путь Фауста сложен. Сначала он бросаетгордый вызов космическим силам, вызывая духа земли и надеясь помериться с нимсилой. Жизнь Фауста, которую развёртывает перед читателем Гёте -, это путьнеустанных исканий .
ОтецФауста был врачом, он привил ему любовь к науке и воспитал в нём стремлениеслужить людям. Но врачевание отца оказалось бессильным против болезней,поражавших людей. Во время эпидемии чумы юный Фауст, увидев, что отцовскиесредства не могут остановить поток смертей, обратился с горячей мольбой кнебесам. Но помощь не пришла и оттуда. Тогда Фауст раз и навсегда решил, что,бесполезно обращаться за помощью к богу. После этого Фауст посвятил себя науке.
Этупредысторию Фауста мы узнаём по ходу действия. С героем мы встретимся ужетогда, когда он проделал большой жизненный путь и пришёл к выводу о напрасныхсвоих стараниях. Отчаяние Фауста настолько глубоко, что он хочет покончитьжизнь самоубийством. Но в этот момент он слышит мольбы людей и решает остатьсяжить.
Вкритический момент на пути Фауста встречается Мефистофель. Здесь надо вернутьсяк одной из сцен, предваряющих начало действия, — к Прологу на небе. В нёмГосподь, окружённый ангелами, встречается с Мефистофелем. Обитатель адаМефистофель воплощает зло. Вся сцена символизирует борьбу добра и зла,происходящую в мире.
Мефистофельполностью отрицает за человеком какие- либо достоинства. Господь признаёт чточеловек далёк от совершенства, но всё же в конечном счёте способе выбраться«из мрака». В качестве такого человека Господь называет Фауста.Мефистофель просит разрешения доказать, что и Фауста легко сбить с путиистинного. Спор между Мефистофелем и Богом является спором о природе и ценностичеловека.
ПоявлениеМефистофеля перед Фаустом не случайно. Мефистофель совсем не похож на чёрта изнаивных народных преданий. Образ, созданный Гёте, полон глубокого философскогосмысла. Гёте однако не изображает Мефистофеля исключительно воплощением зла. Онв самом деле «дьявольски» умён.
Мефистофельне даёт Фаусту успокоиться. Толкая Фауста на дурное, он, сам того не ожидая,пробуждает лучшие стороны натуры героя.
Фауст,требуя от Мефистофеля исполнения всех его желаний, ставит условие:
Едвая миг отдельный возвеличу,
Вскричав:«Мгновение, повремени !» —
Всёкончено, и я твоя добыча,
Имне спасенья нет из западни.
Первое,что он ему предлагает, — посетить кабачок, где пируют студенты. Он надеется,что Фауст, попросту говоря, предастся пьянству и забудет о своих исканиях. НоФаусту компания забулдыг противна, и Мефистофель терпит своё первое поражение.Тогда он готовит ему второе испытание. C помощью колдовских чар возвращает ему молодость.
Мефистофельрассчитывает, что молодой Фауст предастся чувствам.
Действительно,первая красивая девушка, увиденная Фаустом, возбуждает его желание, и онтребует от чёрта чтобы тот ему сразу предоставил красавицу. Мефистофельпомогает ему познакомиться с Маргаритой, надеясь что Фауст в её объятиях найдётто прекрасное мгновенье, которое он захочет продлить до бесконечности. Но и тутчёрт оказывается побит.
Еслипоначалу отношение Фауста к Маргарите было только грубо чувственным, то ужеочень скоро оно сменяется всё более истинной любовью.
Гретхен-прекрасное, чистое юное существо. До встречи с Фаустом её жизнь текла мирно ировно. Любовь к Фаусту перевернула всю её жизнь. Ею овладело чувство, столь же могучее,как и то, что охватило Фауста. Их любовь взаимна, но, как люди, они совершенноразличны, и в этом отчасти причина трагического исхода их любви.
Простаядевушка из народа, Гретхен обладает всеми качествами любящей женской души. Вотличии от Фауста, Гретхен приемлет жизнь как она есть. Воспитанная в строгихрелигиозных правилах, она считает естественные склонности своей натурыгреховными. Позже она глубоко переживает своё «падение». Изображаягероиню так, Гёте наделил её чертами, типичными для женщины в его время. Чтобыпонять судьбу Гретхен, надо достаточно ясно представить себе эпоху, когдаподобные трагедии действительно имели место.
Гретхеноказывается грешницей как в собственных глазах, так и в глазах окружающей средыс её мещанскими и ханжескими предрассудками. Гретхен оказывается жертвой,обречённой на гибель.
Немогли принять как должное последствия её любви окружающие, считавшие позоромрождение внебрачного ребёнка. Наконец, в критический момент около Гретхен неоказалось Фауста, который мог бы предотвратить убийство ребёнка, совершённоеГретхен.
Радилюбви к Фаусту она идёт на «грех», на преступление. Но это надорвалоеё душевные силы, и она лишилась рассудка.
Своёотношение к героине Гёте выражает в финале. Когда в темнице Мефистофель торопитФауста бежать, он говорит, что Гретхен всё равно осуждена. Но в это времяраздаётся голос свыше: «Спасена!». Если Гретхен осуждена обществом,то с точки зрения небес, она оправдана. До последнего мига она даже впомрачении рассудка полна любви к Фаусту, хотя эта любовь и привела её кгибели.
ГибельГретхен- трагедия чистой и прекрасной женщины, из- за своей великой любвиоказавшейся вовлечённой в круг страшных событий.
ГибельГретхен- трагедия не только для неё, но и для Фауста. Он любил её всеми силамидуши; женщины прекрасней чем она для него не было. Фауст был сам отчастивиноват в смерти Гретхен.
Гётеизбрал трагический сюжет потому, что хотел поставить своих читателей передлицом самых тяжёлых фактов жизни. Он видел свою задачу в том, чтобы возбудить вниманиек не решённым и трудным вопросам жизни.
Втораячасть «Фауста» — один из образцов литературы идей. В символическойформе Гёте изображает здесь кризис феодальной монархии, бесчеловечность войн,поиски духовной красоты, труд на благо общества.
Вовторой части Гёте больше увлекает задача осветить некоторые мировые проблемы.
Таковвопрос о главном законе развития жизни.
Глубокоубеждённый в материальности мира, Гёте вместе с тем считал, что движение жизниопределяется духовными силами.
Глубокоперестрадав гибель Гретхен, Фауст возрождается к новой жизни и продолжаетпоиски истины. Сначала мы видим его на государственном поприще.
Разочарованныйв государственной деятельности, Фауст ищет новые пути. Вызванный посредствоммагии образ Елены Прекрасной возбуждает в нём желание увидеть её воочию.
Еленапрекрасная служит Гёте символом его художественного идеала. Но идеал возник несразу, и поэт создаёт целый акт трагедии, чтобы показать, как в мифах илегендах Древней Греции рождалось понятие о прекрасном.
Параллельновозникает тема. Книжный учёный Вагнер создаёт в лаборатории искусственногочеловека Гомункула. Он сопутствует Фаусту в его поисках пути к прекрасному, норазбивается и гибнет, тогда как Фауст достигает цели.
Фаусти Елена воплощают два начала: она- символ идеальной античной красоты, он-воплощение беспокойного «романтического» духа. От символическогобрака Фауста и Елены рождается прекрасный юноша Эвфорион, соединяющий чертыродителей. Но такому существу не дано жить в нашем мире. Он слишком идеален длянего и разбивается насмерть.
Фаустуважно убеждение, что он нашёл то, что искал.
Вотмысль, которой весь я предан,
Итогвсего, что ум скопил.
Лишьтот, с кем бой за жизнь изведан,
Жизньи свободу заслужил.
Трагично,что высшую мудрость Фауст обретает лишь на исходе жизни. Он слышит стук лопат идумает, будто ведётся работа, намеченная им. На самом деле лемуры, подвластныеМефистофелю, роют Фаусту могилу.
Послесмерти Фауста, Мефистофель хочет утащить его душу в ад, но вмешиваютсябожественные силы и уносят её на небо, где ей предстоит встреча с душойГретхен.
Есливесь путь героя является трагическим, это не означает, что жизнь его былапустой и бесплодной.
Онмучился, страдал, но жизнь его была полноценной, ибо требовала от негонапряжения всех душевных сил.
Невозможноисчерпать всё богатство идей «Фауста» Гёте.
Общийсмысл «Фауста» как прекрасной драматической поэмы едва ли можетвызвать сомнения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.