Содержание
Введение
Понятия «фэнтези» и «толкинизм» в современной культуре
Структура «толкинизма» как субкультуры
«Массовый толкинизм»
Заключение
Источники и библиография
Введение
В современной культуре существует явление «фэнтези». Это понятие включает в себя не только литературные произведения, особенно популярные среди молодёжи, но и экранизацию фильмов, компьютерные игры и т.д. Последние годы знаменуются всплеском новой волны «фэнтези», связанной с выходом на экран фильма «Властелин колец» (2002 г.) и одноимённой компьютерной игры (2003 г.), публикациями романов о Гарри Поттере и экранизацией этих произведений и т.д.
Заинтересовавшись явлением «фэнтези», я обнаружила, что оно остаётся недостаточно изученным и раскрытым в современной исследовательской литературе, вероятно, в силу своей актуальности и динамичности. К тому же понятие «фэнтези» имеет несколько ответвлений, к которым относятся течение «толкинистов», «поттеристов», «перумовцев», «никитенцев» и др.
Моё внимание привлекли «толкинисты» как одно из самых первых и устоявшихся течений в «фэнтези». Кроме того, на мой взгляд, «толкинизм» сегодня претендует на роль особого типа субкультуры в силу определённой структуры и особенностей функционирования.
Основой моего исследования стали, прежде всего, критические и публицистические статьи в СМИ, «толкинистские» сайты в Интернете, издания произведений Р. Толкина и его последователей. В отечественной научной литературе ещё не сложилось научной традиции понимания «фэнтези», поэтому целью моей работы стало исследование компонентов и механизмов возникновения и существования «толкинизма» как особого вида субкультуры. Задачи моего исследования:
дифференцировать составляющие «толкинизма»;
выявить взаимодействие компонентов в системе «толкинизма»;
проанализировать развитие и трансформацию «толкинизма» в современной культуре.
I. Понятия «фэнтези» и «толкинизм» в современной культуре
В современной критической литературе существует несколько определений «фэнтези». Большинство исследователей понимают под «фэнтези» литературный жанр. (№,14), определяя «фэнтези», выделяет несколько принципов, характеризующих этот жанр.
Первый принцип – система персонажей, в которой присутствует такие мифические герои, как эльфы, драконы и маги (оговорим, что в основе «фэнтези» чаще всего лежат германо-скандинавские мифы). Этот принцип не может быть основополагающим, так как существует ряд произведений, структура персонажей которых строится иным образом (например, центральными персонажами произведения становятся не перечисленные мифические герои, а люди).
Другой принцип определения жанра «фэнтези» — это категория «хронотопа»: действие произведения разворачивается не на Земле, а в ином пространстве, и в иное, некое «параллельное», время (№,14). В этом случае к «фэнтези» можно отнести большинство произведений жанра фантастики, следовательно, это определение также является не точным.
Следующий принцип определения «фэнтези» заключается в том, что в основе конфликта произведения этого жанра лежит титаническая схватка добра со злом, исход которой решит судьбу мира ( №14). Это утверждение не лишено доказательств, но не может быть определяющим, так как существует жанр «героического фэнтези», в котором действует герой-одиночка, спасающий, прежде всего, себя, а затем уже – мир (например, Ю. Никитин «Святой Грааль»).
Существует точка зрения, что, если в фантастическом романе, описано действие приборов и машин – это фантастика, а если нет – это «фэнтези» (№14).
Особо нужно оговорить соотношение понятий «фантастика» и «фэнтези». Разграничим эти понятия. Буквальный перевод слова «фэнтези» — воображение, фантазия – имеет много общего с пониманием фантастики в литературе: 1) нечто нереальное, невозможное и невообразимое; 2) нечто редкое, преувеличенное, необычное (№ 15, С.355 – 358). Таким образом, «фэнтези» и «фантастика» понимается как противоположное реальному и существующему. Но, определяя жанр «фэнтези», необходимо отделить его от жанра «научной фантастика». «Научная фантастика» — это литературное произведение, моделирующее события далекого прошлого на основе достижения науки и техники (№ 11).
Исследователи еще не сошлись на четком определении «фэнтези». Многие склоняются к тому, что «фэнтези» — это набор приемов, черт, которые делают произведения в этом жанре своеобразными и отличают их от другой художественной литературы.
Соглашаясь с мнением критиков, что «фэнтези» — это, прежде всего, жанр литературных произведений, в которых большое значение имеют все вышеперечисленные особенности (система персонажей, сюжет и конфликт, хронотоп), в своей работе под «фэнтези» я буду понимать не только литературный жанр, но и целую систему произведений художественной культуры. Все эти произведения следуют литературе в жанре «фэнтези» и поэтому, создают единое семантическое поле: рисунки, компьютерная графика, компьютерные игры, поэзия, ориентированная на сюжеты «фэнтезийных» произведений, фильмы и т.д.
Жанр «фэнтези» предполагает внутреннюю градацию, в зависимости от литературного источника.
Особое место в «фэнтези» занимает «толкинизма». Его можно определить как движение поклонников творчества профессора Джона Рональда Руэла Толкина. Самое известное его произведение – это трилогия «Властелин колец», которая, по оценкам СМИ, признана одним из самых читаемых произведений художественной литературы XX века и наделена всеми вышеперечисленными чертами жанра «фэнтези».
«Толкинизм» — явление, сложившееся в современной отечественной культуре в 80-е годы ХХ века. «Толкинизм», на мой взгляд, представляет особый интерес. Он не только выходит за границы литературного жанра, но и претендует на роль особой субкультуры.
В современной исследовательской литературе под «субкультурой» понимается особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем и обычаями (№ 11). «Толкинизм» предполагает объединение группы людей, ориентированных на создание особой манеры поведения, общения, в основе которого – общность интересов. В следующих главах своего исследования я попытаюсь доказать эту гипотезу.
Прежде всего, на мой взгляд, можно выделить в «толкинизме» два направления: это «истинный толкинизм», претендующий на статус элитарной субкультуры; и «массовый толкинизм», то есть, эксплуатацию массовой культурой творчества Толкина. Исследованию этих направлений посвящены II и III главы моей работы.
II. Структура «толкинизма» как субкультуры
Определи структуру «толкинизма», как субкультуры. Условно её можно поделить на две части: ядро и периферия. Ядро включает в себя прежде всего романы Дж.Р.Р. Толкина, клубы ролевых игр и искусственно созданные языки. Периферию составляют рисунки, «апокрифы» и толкинистские интернет-страницы.
Произведения Дж.Р.Р. Толкина являются основой субкультуры это уже названная мною трилогия «Властелин колец», повесть «Хоббит или Туда и Обратно», «Сильмариллион». Их уникальность как произведений в жанре «фэнтези» в том, что, в отличие от других «фэнтезийных» произведений, основывающихся на уже устоявшейся культуре разных стран, в них профессор Толкин создаёт целостную картину особого мира, имеющего собственную культуру и новые языки. По сути дела, он описывает рождение, становление и развитие новой цивилизации (народы Арды, их культура).
В «толкинизме» существует такое явление, как ролевые игры и клубы ролевых игр. Ролевые игры – это воссоздание в реальном времени событий, описанных в «фэнтезийных» произведений. Клубы занимаются организацией ролевых игр и турниров (соревнований во владении различными видами оружия: мечи, кинжалы, топоры, копья). Так же клубы ролевых игр обеспечивают связь между «толкинистами» одного города и разных городов. Контингент клубов самый разный: от 13 – 14 лет до 40 и больше. Наибольшее количество клубов в Москве (около 100). Из ближайших к столице городов существует 5 клубов в Костроме и по одному в Ярославле, Череповце, Рыбинске и Вологде.
Внутри клубов существует иерархия, а точнее, деление на «тёмных» и «светлых». «Светлые» — это «толкинисты», которые придерживаются традиционного видения мира Толкина, взгляда на события экспозиции добра. «Темные» — это «толкинисты», которые считают единственной верной трактовку событий с «оборотной» стороны, то есть с позиции темных сил. В «толкинистской» среде между «темными» и «светлыми» иногда имеет место непонимание, но, несмотря на это, «толкинизм» не распадается на «темные» и «светлые» движения.
Существование ролевых клубов, на мой взгляд, одно из наиболее убедительных свидетельств претензий «толкинистов» на создание собственной субкультуры. «Толкинисты» вырабатывают особые обычаи, формы общения, поведения, принятые в клубе, и даже выходящие за пределы клубного общения. Не случайно, членов клуба агрессивно настроенные «обыватели» относят к сектантам.
Особое место в ядре «толкинистской» субкультуры занимают искусственно созданные языки. По образованию Дж. Р.Р. Толкин был лингвистом и работал профессором Оксфордского университета. В своих произведениях он профессионально разработал два искусственных языка: это квенья и синдарин. Эти наречия позднее были доработаны «толкинистами» и, на сегодняшний день, приняли форму полноценных языков, на которых можно читать, писать и разговаривать, но, из-за своей сложности и архаичности, занимают в «толкинизме» то же место, какое в нашей современной действительности занимают латинский и греческий, то есть мертвые, языки. Несмотря на это наречия являются востребованными среди «толкинистов» и в Москве даже существует клуб по изучению квенийского и синдаринского языков. Таким образом, существование особых языков также свидетельствует о претензии «толкинистов» на элитарность, а следовательно на создание субкультуры.
Принимая во внимание всё вышеперечисленное, клубы можно рассматривать как образец устройства общества с его самобытной культурой, языком, материальными и духовными ценностями.
Периферийной основой «толкинизма» является ряд литературных произведений. «Толкинистская» литература представлена не только произведениями Дж.Р.Р. Толкина, но и произведениями, написанными на основе толкиновстских («апокрифы»). «Апокрифы» — это термин, под которым традиционно понимаются «произведения иудейской или раннехристианской литературы на библейскую тему, не включённые в канонический текст Библии и отвергаемые церковью как не достоверное» (см. №11). Но «толкинисты» понимают под «апокрифами» произведения, написанные по творчеству Толкина, с той же системой персонажей, на ту же тему, на тот же сюжет, но расходящиеся с видением Толкина. Одни из самых известных «апокрифов» — это сатирическое произведение Алексея Свиридова, писавшего под псевдонимом С.О. Рокдевятый, «Звирьмариллион», и произведения Натальи Васильевой (псевдоним – Ниэнах) – «Чёрная книга Арды» — взгляд на мир Толкина со стороны тёмных сил. Существование «апокрифов» показательно само по себе. Следуя логике «толкинистов», тексты книг Дж.Р.Р. Толкина претендуют на роль священных книг, и наличие «апокрифов» — подтверждение этому.
Помимо «апокрифов», на основе произведений Толкина существует большое количество анекдотов и пародий. Например, сборник анекдотов, составленный Борисом Немировским – «Красная книга западных приколов». Все эти тексты созданы, востребованы и понятны, прежде всего, избранным, то есть «толкинистам», что так же свидетельствует о существовании «толкинистской» субкультуры.
В сети Интернет существует большое количество «толкинистских» сайтов и вэб-страниц. Эти сайты содержат информацию различного рода. Например, биографические сведения о Дж.Р.Р. Толкине, информацию об играх, которые будут проводится в ближайшем сезоне, и оценку игр уже проводившихся, критические статьи, отзывы об экранизации «Властелина колец, «толкинистский» юмор, новости о разных мероприятиях, организуемых клубами каких-либо городов России, а также ссылки на личные интернет-страницы некоторых «толкинистов», где можно ознакомится с их рисунками и литературным творчеством. Существуют страницы, содержащие сведения об истории и географии Арды (земли, на которой разворачивается действие произведений Толкина), а также сведения о народах, языках и наречиях Арды. Примером «толкинистского» интернет-сайта может быть «Арда на Куличках» (№ 9 ).--PAGE_BREAK--
«Истинный толкинизм», на мой взгляд, претендует на роль элитарной субкультуры.
Элитарная культура наделена рядом особых черт, признаков. К ним относятся: принадлежность узкому кругу людей, принципиальная закрытость, замкнутость, ценностно-смысловая самодостаточность (см. №11).
Все вышеперечисленные компоненты «толкинизма» вполне соответствуют этим чертам.
В силу своей специфичности «толкинизм» не может быть понятен неувлекающимся «цивильным», как говорят «толкинисты», людям. А такие требования, как знание и понимание текстов Дж.Р.Р. Толкина, владение языками, принятые формы общения и поведения, умение владеть средневековым оружием – все эти составляющие носят ярко выраженный элитарный характер.
III. «Массовый толкинизм»
«Толкинизм» активно эксплуатируется массовой культурой.
Массовая культура обладает рядом характерных черт: она рассчитана на широкие круги общества; не требует специального уровня подготовки, а, следовательно, общедоступна и общепонятна (см. №11, №8).
Я выделяю отдельно массовый «толкинизм», потому что эксплуатация произведений Дж.Р.Р. Толкина массовой культурой не имеет ничего общего с «закрытой» для широких слоёв общества субкультуры «истинного толкинизма». Составляющими «массового толкинизма» являются экранизация «Властелина колец», мультфильм «Властелин колец» и компьютерные игры.
В экранизированном «Властелине колец» существует большое количество неточностей и расхождений с первоисточником, то есть трилогией Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец». Безусловно, зрелищность и красочность фильма рассчитаны на привлечение внимания широких слоёв общества, но, не смотря на это, экранизация во многом уступает книге как в точности, так и в производимом на людей впечатлении. После выхода на экраны первой части фильма среди «толкинистов» поднялась волна недовольства и возмущения (отзывы на «толкинистских» сайтах). То же самое произошло и после выхода второй и третей части. Зазвучали многочисленные заявления «толкинистов» о том, что экранизация «Властелина колец» вообще не была нужна, а если и нужна, то не такая (№ 9). Проявлением массовости стал выход на экраны «гоблинского» перевода «Властелина колец», то есть пародии на оригинальный перевод. Это вызвало среди «истинных толкинистов» ещё большее недоумение и недовольство. Появление же в продаже компьютерной игры «Властелин колец» «истинными толкинистами» было проигнорировано. На мой взгляд, отрицание компьютерной игры имеет для «толкинистов» принципиальное значение. Во-первых, «толкинисты» не желают подменять реальные игры проводимые клубами, играми виртуальными. Компьютерная игра подразумевает замену реальных персонажей – участников, персонажами «не живыми». Таким образом, происходит «массовизация» толкинизма, от участника компьютерной игры не требуется специальная подготовка и особые знания. Во-вторых, компьютерная игра не предполагает общения «толкинистов» друг с другом. «Живое» общение заменяется виртуальным, допускается участие всего одного человека, «общающегося» с компьютером.
О мультфильме следует сказать, что, из-за многочисленных расхождений и искажений текста первоисточника, он был оценен «толкинистами» крайне негативно.
Таким образом, попытка сделать элитарную «толкинистскую» субкультуру массовой, на мой взгляд, не удалась, хотя существование «массового толкинизма» — свершившийся факт.
Заключение
Таким образом, подводя итоги моего исследования, можно сформулировать следующие выводы.
На основе «фэнтези» в современной культуре сформировался особый тип субкультуры – «толкинизм». Компонентами «толкинизма» как субкультуры являются:
романы Дж. Р. Р. Толкина;
клубы ролевых игр;
искусственно созданные языки;
рисунки;
«апокрифы»;
интернет-сайты.
Все эти компоненты взаимосвязаны и образуют целостную систему, в которой выделяются ядро и периферия.
В современной культуре «толкинизм» трансформировался и разделился на два направления: «истинный толкинизм», который лежит в основе субкультуры и претендует на элитарность, то есть требует знания и понимания текстов Дж. Р.Р. Толкина, владения языками, умения владеть средневековым оружием, и «массовый толкинизм», подразумевающий эксплуатацию массовой культурой некоторых компонентов «истинного толкинизма» (экранизация «Властелина колец», создание компьютерной игры).
Предпринятое мной изучение «фэнтези» как основы формирования особого типа субкультуры («толкинизма») не претендует на исчерпанность и имеет дальнейшие перспективы научного исследования. Оно позволяет рассмотреть ряд важнейших проблем: проблем формирования и функционирования субкультур, а так же проблемы взаимодействия элитарной и массовой культур.
Источники
Толкин Дж.Р.Р. «Властелин колец». СПб, 1995
Толкин Дж.Р.Р. «Сильмариллион». СПб, 2002
А. Свиридов «Звирьмариллион».СПб, 2002
Н. Васильева «Черная книга Арды».
Библиография
Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодёжная субкультура: нормы и системы ценностей.// А.И. Кравченко. Культурология. Хрестоматия. М., 2000. С. 265 — 275
Апенко Е. «Мир Толкина»//http://www-koi.kulichki.com
Быков Дмитрий – Столица (Москва) 17.10.1994. «Деревянные латы».
Злотникова Т.С. «Человек. Хронотоп. Культура.» Ярославль, 2003
Интернет-сайт http://www-koi.kulichki.com
Клайв С.Льюис. «Развенчание власти». Пер. Д. Афиногенов.// Толкин Дж.Р.Р. «Сильмариллион». СПб, 2002. С. 543 – 548
Культурология. ХХ век. Энциклопедия. СПб., 1999
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999
Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции.// А.И. Кравченко. Культурология. Хрестоматия. М., 2000. С. 242 – 249
«Что такое жанр фэнтези»// http:// exo.hogwarts.ru
Шурмиль Э.А. «Проблема духовной культуры в творчестве Джона Рональда Руэла Толкина». Опубликовано в СБ: Духовная культура: проблемы и тенденции развития. Сыктывкар, 1994
Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998 C. 355-358