Реферат по предмету "Культура и искусство"


Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрмор

--PAGE_BREAK--Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских «завтраках». Обилие яств и посуды в ранних работах харлемских  живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных стодол, изображавшихся на групповых корпоративных портретах. От показа этого обилия, способного удовлетворить аппетит  многих, жанр эволюционировал в сторону  скромного завтрака или закуски на одну персону, от праздничной торжественности и порядка еще не нарушенного следами пиршества, — к интимности и «живописному» беспорядку, учиненному присутствием здесь человеком.
Создателями более демократического варианта «завтраков» были харлемские живописцы  В. К. Хеда и П. Клас.  «Действующими  лицами» их натюрмортов стали немногочисленные и, как правило, очень скромные по своему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта.  Голландский художник сумел увидеть за вещью человека, разглядеть в предмете общественно-историческое содержание.   Опрокинутый бокал, скомканная скатерть, небрежно поставленная тарелка – эти проявления незримого присутствия хозяина отражают его индивидуальный вкус, его образ жизни.
Питер Клас (1597 – 1661) был первым мастером, сосредоточившим все свое внимание на изображении предметов, окружающих человека в его повседневной жизни. «Трубки и жаровня» (1636) – лучший тому пример.
Глиняный кувшин и стакан с пивом, жаровня, в которой тлеет торф, две глиняные трубки из  Гауды, известного центра их производства, табак на оловянной тарелке и табакерка – что может быть обычнее? Художник так располагает предметы в пространстве и на плоскости, что образуется диагональ, объединяющая их и подчеркивающая направление светового потока. Приглушенная колористическая гамма позволяет все же оценить и серо-голубой цвет кувшина, и розовый  — грелки, и красно-коричневый – стакана с пивом.
 Значительно тоньше сгармонирован по цвету «Завтрак с ветчиной» (1647). Локальные цвета  предметов подчинены нежному серебристому тону, прозрачная светотень мягко лепит объемы, очень сдержанно выявляя фактурное разнообразие вещей.
На этом этапе голландские натюрморты ищут в первую очередь качества, которые объединяют предметный мир в целостную картину. Питеру Класу принадлежит здесь честь открытия тона и световоздушной среды как главнейших средств выявления этого единства и даже честь создания целого жанра так называемых «монохромных завтраков».
Виллем Клас Хеда (1594 – 1680\82), автор «Завтрака с омаром» (1648), — второй ведущий мастер жанра «монохромных завтраков».   Колорит его произведений в большей степени, чем у Класа, подчинен тоновому началу, и его натюрморты состоят из предметов, почти лишенных ярких локальных цветов: цинковые кувшины, оловянные тарелки, прозрачное или зеленоватое стекло, серебряный или иногда, позолоченный кубок. Эти оттенки серебристо-серой гаммы тонко соотнесены с серым «воздушным»  фоном и белой или оливково-зеленой скатертью.
Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена. За кажущей случайностью расположения вещей скрывается тонкий расчет на контраст различных материальных качеств предметов и настойчивое желание полнее рассказать о каждом из них. Этим же целям служит льющийся спокойным  потоком свет, посредством многочисленных рефлексов обобщающий все предметы.
Вокруг П. Класа и В.К.Хеды образовалась большая группа последователей, работавшая в традициях жанра «монохромных завтраков». Среди них амстердамские мастера Ян Янс Трек (ок.1606 – 1652) и Паулюс ван ден Бос (1614 – 1664).
На пути к дальнейшей демократизации жанра натюрморта важную роль играла «роттердамско-тенирсовская группа»  живописцев, создавшая тип «кухонного натюрморта», который имел распространение как во Фландрии, в кругу Д.Тенирса Младшенго, так и в Голландии, где в развитии этого жанра участвовали главным образом роттердамские мастера – братья Корнелис  и  Херман Сафтлевены,   С.М. Сорг,          Э. ван дер Пул,    а также харлемец    Ф. ван Схотен    и мастер из Мидделбурга    Ф.Рейкхалс.
Флорис ван Схотен (ок.1599 – после 1655), которого можно считать родоначальником жанра, воскрешает в своей большой картине «Домашняя утварь» традиции нидерландских мастеров середины ХУ1 века –               П. Артсена и И. Бекелара.    Он изобразил все эти горшки, кувшины, чашки, плошки, сковороды, котлы и бочки не в интерьере, а под открытым небом, на крестьянском дворе, куда их выносит во время уборки молодая хозяйка под наблюдением хозяина. Но это не жанровая сцена: присутствие человека здесь всего лишь одухотворяет предметный мир.
Такова позиция иФрансуа Рейкхалса (после 1600 – 1647), у которого на картине «Кухня» (1638)  хозяйка совсем затерялась среди кучи овощей и кухонной утвари.
Лучшие достижения кухонного натюрморта связаны с деятельностью братьев Корнелиса и   Хермана  Сафтлевенов.
Херман Сафтлевен Младший (1508 – 1685), обратившийся к этому жанру под влиянием старшего брата, Корнелиса, уделяет большое внимание пространственной характеристике среды. Главным выразительным средством у него становится тонко градуированная светотень, благодаря которой и многочисленные предметы, занимающие обычно весь передний план картины, и сопровождающие их люди органически вписаны в интерьер.
В картине «Кухня» (1659) Филипса ван Ангела (1616 – после 1683) тот же самый мотив обретает новое звучание. Металлическая посуда, стоящая вокруг бочки, вместе с битым петухом, висящим на столбе, образуют центр композиции, наиболее ярко высвеченный и выделенный цветом.  Остальное пространство строится по концентрическим кругам, расходящимся от этого центра и как бы затухающим в тоне и цвете.  Один из этих кругов включает кошку, охотящуюся за мышью, второй – женщину с ребенком, третий, почти совсем монохромный, — лестницу, окно и камин.
Главной особенностью этой разновидности натюрморта было, как мы видели, наряду с демократизмом тематики, большее, чем обычно при изображении предметов, внимание к окружающей среде и присутствию в ней человека.
Демократизация содержания и форм натюрморта проявилась и в творчестве  П. де Пюттера и А. ван Бейерена, создавших едва ли не самую популярную в Голландии разновидность этого жанра – изображение речной и морской живности.
Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта.  Главной и почти единственной темой его творчества были рыбы, даже лишь  два их вида: щука и окунь. Подобное самоограничение в начале ХУ11 века было очень смелым шагом и свидетельствовало об уверенности художника в том, что избранный им жанр будет иметь успех у голландцев – нации рыбаков и мореплавателей. Его «Рыбы и кувшин на столе», простое по композиции и скупое по цвету произведение, привлекательно именно благодаря своей лапидарности.  Вся композиция строится на повторе  плавных линий тела окуня, лежащего на краю стола, в очертаниях других предметов – рыб, кувшина, изгибов скатерти, -  благодаря чему возникает единый волнообразный ритм.
Большой натюрморт «Рыбы на берегу моря»  принадлежит ученику де Пюттера, лучшему «живописцу рыб» Абрахаму ван Бейерену (1620\21 – 1690).   Морской улов, вываленный из корзины на берег,  включает – помимо  рыб – крабов, омара, устриц, ракушек, морских звезд.  Блестящая влажная чешуя, насыщенный  водяными парами воздух, свет и тени, бегущие по песчаным дюнам и синевато-серой поверхности воды, по рыбацким парусникам и фигурам моряков на берегу, создают правдивую картину жизни голландского побережья. Следует отметить, что               ван Бейерен писал также морские виды. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины.
Тональный колорит господствует в натюрмортах мастера 1640 – 1650-х годов, хотя отдельные пятна красного, розового и синего цветов уже оживляют монохромное видение мира.  Бейерен,  конечно, знал работы своих фламандских современников  А. Адриансена и                    Ф. Снейдерса  (на это указывает  его стремление к монументальным композициям), но декоративное начало фламандского натюрморта было ему абсолютно чуждо. Голландский характер мастера обнаруживается, как только он переходит к более скромным вариантам темы.
Лучшим примером этого является натюрморт «Рыбы в корзине». Угол  стола и стены  с лежащей в корзине семгой и подвешенной на крюк камбалой  освещен  падающим слева направленным светом, создающим повышенный контраст света и тени;  в противопоставлении розового среза семги и зелени овощей намечается и цветовой контраст.
В поздний период творчества ван Бейерен обращается к теме «завтраков», но не в прежнем скромном, типичном для Класа и  Хеды, а в роскошном и пышном варианте, который будет характерен для второй половины ХУ!1 столетия.   «Закуска», где помимо краба, креветок, вина и фруктов, изображены золотые часы и серебряная чаша, свидетельствует о новых вкусах голландского общества, точнее – его господствующей верхушки.  Оранжево-красная скатерть, синяя ленточка часов, яркая желтизна лимона и серебристые рефлексы на стекле и металле говорят об отказе от монохромного начала, о новом понимании колорита.
Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Предметный мир в жизни Голландии второй половины века выступает все чаще в качестве свидетельства могущества национальной буржуазии.  Богатство и роскошь на одном полюсе и бедность и нищета – на другом заставили художников почувствовать  опредмеченные в вещах имущественные отношения.
 Отныне предмет в натюрморте выступает главным образом не в его функциональной, повседневно практической роли, а в праздничной, подчеркивающей его «избыточные» свойства -  блеск, роскошь, изящество, соответствие изысканному вкусу.
Именно в этот период на основе реалистических достижений голландской живописи первой половины века и открытий Рембрандта в области светотени и колорита расцвело искусство самого выдающегося из натюрмортистов  Голландии – Виллема Калфа.
 В истории многочисленных разновидностей жанра натюрморта Калфу выпала задача завершить создание  «роскошного»  натюрморта, который занял видное место в изобразительном искусстве второй половины ХУ11 века.
Уже учитель Калфа, автор «кухонных» натюрмортов Франсуа Рейкхалс, писал в последние годы жизни серебряные и позолоченные блюда и бокалы, китайский фарфор и венецианское стекло в сочетании с фруктами, омарами и другими изысканными яствами. «Плоды и омар на столе» (1940) -  одна из лучших работ Рейкхалса. Несмотря на перегруженность, композиция держится четким противопоставлением горизонталей и вертикалей, а сами предметы переданы тонким и острым рисунком с выявлением их фактурных качеств. Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом.
Виллем Калф (1622 – 1693), крупнейший голландский натюрмортист второй половины ХУ11 века, исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейхкале  и Я. Трека. К первому из них он был близок широтой тематики: у обоих можно встретить все разновидности жанра натюрморта – от «кухонного» до «роскошного».  К «кухонному» натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы, которые он провел в Париже.    Но обе ранние работы  — «Уголок кухни» и «Двор крестьянского дома» – написаны им позже,  в Амстердаме, после знакомства с творчеством Рембрандта,  влияние которого было решающим в становлении его как художника.
Никто другой, включая и самых талантливых учеников Рембрандта, не мог достичь того богатства и тонкости светотени, той сочности и глубины как бы изнутри светящихся красок, того горячего золотистого колорита, какие отличают произведения Калфа.
 Изображая те же, что и его предшественники, обыденные, «демократические» предметы домашнего обихода: старую бочку, глиняный горшок и медный котел, — художник сумел открыть волшебное воздействие на вещи золотистого солнечного света, который превращал этот бедный крестьянский скарб в изысканные произведения ювелирного искусства.  В умении видеть живописную сторону предмета, в мастерстве перевода прозы материальных вещей  на поэтический язык живописи Калф не имел соперников.
Но  чаще это богатство живописных качеств сочетается в натюрмортах Калфа с роскошью и пышностью предметного мира, вошедшего в быт знатного буржуа второй половины ХУ11 века.
Картина  «Десерт» – подлинный шедевр мастера. Она свидетельствует  о победе новых качеств  в натюрморте: яркой красочности, золотистого колорита, выразительной светотени и подвижной живописной пластики.
Виллем ван Алст и Юриан ван Стрек в своих лучших произведениях не уступали Калфу в изобразительном мастерстве, однако никогда не достигали его поэтической силы.
«Натюрморт с фруктами» (1681) Виллема ван Алста (1625\26 – после 1683) отличается исключительно высоким и виртуозным, но уже несколько холодным мастерством. И персики, и вишни, и виноград исполнены очень точно, но безжизненно.    Несравнимо живее написан натюрморт «Закуска», созданный в более ранние годы.
Юриан ван Стрек (1632 – 1687) любил, как и Калф, изображать изящные предметы и изысканные завтраки. В его натюрморте «Закуска» с фарфоровым китайским кувшином соседствуют европейские часы, а южные апельсины и грецкие орехи – с голландской сельдью и  луком. Все эти предметы погружены в мягкую полутень, которая становится еще заметнее рядом с палевой занавеской,  перекинутой через медный прут.
Задуманный как «обман зрения» этот мотив деликатно введен в живописую ткань картины, подчеркивая глубину пространства и оживляя колорит. Часы, которые голландские натюрмортисты нередко включают в свои композиции, являются символом быстротечного времени. Богатая красочная гамма, сочный глубокий цвет, разнообразие тоновых переходов и тонкая светотень, отличающие произведения ван Стрека, ставят его в ряд крупнейших представителей голландского натюрморта.
Интерес к символике и эмблематике  был в ХУ11 веке особенно велик, особенно в Голландии. Но символика, демонстративно выставляемая напоказ в аллегорических картинах других стран, в Голландии включается в произведения иных жанров – бытовую сцену, натюрморт, портрет, даже пейзаж как их естественная деталь; она выступает здесь в завуалированной форме, раскрывая второй, подспудный смысл картины.
Нигде, пожалуй, кроме Голландии, не встречаются изображения карманных часов в натюрмортах типа «venitas».  Карманные часы вошли и в иконографию классического голландского натюрморта типа «Завтраков».   Они символизировали здесь идею «умеренности».  При этом особая любовь голландцев к тщательному выписыванию мельчайших деталей определила их обращение к изображению открытого часового механизма, что не по силам было, пожалуй, художникам других школ.[2]
Искусство во Фландрии достигло расцвета уже в начале  ХУ11 столетия, в то время как в Голландии оно проходило  лишь период становления. Это связано с тема, что еще в ХУ – ХУ1 веках на юге Нидерландов были сконцентрированы основные художественные центры, так что и до Нидерландской революции искусство там было более развито, чем на севере.
Наибольшего расцвета достигла живопись, во главе которой стоял Рубенс вместе со своими сподвижниками – Ван-Дейком, Снейдерсом, Иордансом, Броувером.
Рубенс, закладывая основы новой фламандской живописи, отталкивался не от маломощных нидерландских романистов, а прямо от искусства Италии, где он прожил в молодости несколько лет. Его вдохновляли произведения венецианцев Высокого Возрождения. Собственно, итальянское барокко для   Рубенса не было образцом – вернувшись в 1608 году в Антверпен, он сам стал создавать фламандскую школу барокко параллельно итальянской, а не следом за ней.[3] 
И как жаркий подмалевок на его картинах просвечивает сквозь прозрачные лессировки, так во фламандском барокко явственно просвечивает исконная нидерландская подоснова.  Он привил искусству барокко относительную вольность нрава, простодушно-грубоватую чувственность, заставил любоваться натуральным здоровьем и натуральной силой.
Франс Снейдерс (1579-1657), мастер, особенно близкий к Рубенсу по своему художественному мироощущению, в той узкой сфере деятельности, которую он себе избрал, — в натюрморте и изображении животных -  следовал основным принципам созданного Рубенсом искусства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Разработка и экспериментальная апробация комплекса средств биологической профилактики влияния радиоактивных и иных факторов риска на здоровье населения, проживающего в районе размещения базы хранения монацитового концентрата в Красноуфимском районе»
Реферат Гражданское общество 2 2
Реферат Типология основных партий и партийных групп Израиля
Реферат The Happy Catcher Essay Research Paper The
Реферат Поема-казка "Лис Микита"
Реферат Особенности налогообложения малых предприятий, использующих общий порядок ведения бухгалтерского
Реферат Romeo And Juliet 5 Essay Research Paper
Реферат Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда
Реферат My Crush Essay Research Paper There once
Реферат Проект использования страховой организацией государственных ценных бумаг для инвестирования сред
Реферат Картина Т.Н. Яблонской Утро
Реферат Обеспечение устойчивого развития и повышения инвестиционной привлекательности предпринимательских структур в молочном бизнесе
Реферат Бизнес-план как метод осуществления финансово-экономической деятельности предприятия
Реферат Анализ эффективности использования основных средств предприятия на примере ОАО "Гомельдрев" ДОК и разработка основных направлений по повышению эффективности их использования
Реферат Развитие музыкально творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально